Рефераты

Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности

Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности

Введение.

Проблемой деятельностного подхода, структуры деятельности, её

разновидностей и влияния на различные сферы человеческой жизни занимались

такие авторы как С.Л. Рубинштейн (55,56,57), А.Н. Леонтьев (33), К.А.

Альбуханова-Славская (1,2), Е.М. Борисова (11), Е.А. Климов (22,23,24),

Л.А. Коростылёва (29), И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий (31), Н.А. Лаврова

(32), А.К. Маркова (35,36), Р.С. Немов (40), Н.С. Пряжников (52), О.Н

Родина (53), Н.В. Самоукина (59), С.В. Славнов (62), Х. Хекхаузен (69),

А.Е. Чирикова (74), П.А. Шавир (75) и др..

Над исследованием самооценки, её составляющих, а также влияния на

жизнедеятельность индивида работали следующие авторы: Б.Г. Ананьев (3,4),

Н.Е. Анкудинова (5), Р. Бернс (7,8), Л.И. Божович (9), Ю.А. Борисов, И.А.

Кудрявцев (10), Н.А. Гульянова (16), У. Джемс (17), Ф. Зимбардо (20), В.

Квинн (21), И.С. Кон (26,27), Л.Н. Корнеева (28), Р. Мейли (37), И.Н.

Михеева (39), В.В. Овсянникова (43), С.Л. Рубинштейн (55,56,57), Е.Т.

Соколова, В.В. Столин (64,66), А.Г. Спиркин (65), П.Р. Чамата (70), И.И.

Чеснокова (71,72,73) , Н.Е. Шафажинская (76), Т. Шибутани (77) и проч..

Но аспект влияния самооценки на успешность профессиональной

деятельности освещён слабо, вследствие чего мы решили в своём исследовании

обратиться к данной проблеме, так как она кажется нам наиболее интересной

и, раскрыв суть данного вопроса, мы сможем применить результат в

практической деятельности психолога. Кроме этого особенностью нашего

исследования является то, что мы провели его на выборке студентов 5 курса

МГОПУ им. М.А. Шолохова, взяв за критерий успешности профессиональной

деятельности (в нашем случае учебной деятельности, как

квазипрофессиональной) оценки студентов за 4 и 5 курсы, так как именно они

являются наиболее показательными для будующей профессиональной

деятельности. В качестве методик исследования самооценки мы отобрали две из

них: методику С.А. Будасси и методику Дембо – С.Л. Рубинштейна, это будет

отражено более подробно в ходе нашего исследования.

Объектом данного исследования является профессиональная деятельность.

Предмет исследования - влияние самооценки на успешность

профессиональной деятельности.

Гипотеза: при адекватной либо высокой самооценке профессиональная

деятельность будет успешна.

Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и

успешности профессиональной деятельности.

Задачи:

1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме

влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;

2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;

3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной

деятельности участников эмпирического исследования;

4) обсуждить результаты эмпирического и теоретико-эмпирического

исследования;

5) обобщить полученные результаты и сформулировать основные выводы.

Глава 1. Теоретическое исследование влияния самооценки на уровень

успешности профессиональной деятельности.

1.1. Подход к понятию деятельности в психологии.

В психологическом словаре даётся описание понятия деятельности:

«Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью,

в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно

воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности»

(47,с.95); это "специфический вид активности человека, направленный на

познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя

и условия своего существования (40, с.147) "… в силу общественного

характера человеческой деятельности она из инстинктивной, какой была у

животных – становится сознательной" (С.Л.Рубинштейн, 57, с.465).

Теория деятельности - система методологических и теоретических

принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования

признаётся деятельность, опосредствующая все психические процессы (91).

Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20 – е гг.

ХХ в. В 1930 – е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода

в психологии – С.Л.Рубинштейна (1889-1960), который сформулировал принцип

единства сознания и деятельности — один из основных принципов

деятельностного подхода в психологии, в его контексте деятельность и

сознание рассматриваются не как две формы проявления чего – то единого,

различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции,

образующие нерасторжимое единство; и

А.Н.Леонтьева (1903-1979), который совместно с другими

представителями Харьковской психологической школы

(неформальной организацией психологов, которые работали в 30 – е гг.

в научных учреждениях Харькова над развитием идей Л.С.Выготского и над

формулированием на этой основе основ деятельностного подхода в психологии.

К этой школе принадлежали: А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.И.Зинченко, А.В.

Запорожец, П.Я.Гальперин и др. (90)), разработал проблему общности

строения внешней и внутренней деятельности (47).

Теория деятельности, разработанная С.Л.Рубинштейном, - реализация

деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве

предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие её

существенных объективных связей и опосредований, в частности через

деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической

деятельности и сознания, он исходил из того положения, что нельзя считать

"внутреннюю" психическую деятельность как формирующуюся в результате

свёртывания "внешней" практической. В его формулировке принципа

детерменированности психического внешние причины действуют посредством

внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание

рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся

по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие

нерасторжимое единство (92).

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь

рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена

от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика

является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении

внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что

внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально

практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность

различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является

«накопленным движением», свернутыми действиями. Этот постулат был

реализован во многих исследованиях (82).

Важнейшая особенность концепции А.Н.Леонтьева состоит в том, что в

ней структура деятельности и структура сознания суть понятия

взаимопереходящие, связанные друг с другом в рамках одной целостной

системы: " Функционально же их связи взаимны – деятельность и «управляема

сознанием», и в то же время в известном смысле сама управляет им».

А.Н.Леонтьев говорил, что С.Л. Рубинштейн развил мысль о том, что

психическое и физическое – это одна и таже, а именно рефлекторная

отражательная деятельность, но рассматриваемая в разных отношениях и что

её психологическое исследование является продолжением её физиологического

исследования. Леонтьев же, напротив, считал, что исследование движется от

психологии к физиологии (33). Различия между двумя вариантами

деятельностного подхода отчётливо формулируются в 40-50 гг. и затрагивают

в основном два круга проблем (47):

1) Проблема предмета психологической науки. С точки зрения

С.Л.Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность

субъекта как таковую, а "психику и только психику", правда через

раскрытие её существенных объективных связей и опосредований, в

том числе через исследование деятельности. А.Н.Леонтьев, напротив,

считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет

психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и

опосредующих её элементов деятельности, более того: она сама

является формой предметной деятельности (по П.Я. Гальперину,

ориентировочной деятельностью).

2) Споры касались соотношения собственно внешнепрактической

деятельности и сознания. По С.Л.Рубинштейну, нельзя говорить о

формировании "внутренней" психической деятельности из "внешней"

практической путём интериоризации: до всякой интериоризации

внутренний (психический) план уже наличествует. А.Н.Леонтьев же

полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в

процессе интериоризации изначально практических действий,

связывающих человека с миром человеческих предметов. В то же время

он утверждал, что С.Л.Рубинштейн при решении проблемы единства

сознания и деятельности, не вышел за рамки критикуемой им же

дихотомии: сознание по-прежнему рассматривается не в

"деятельностном ключе", а как "переживания", "явления", как

"внутреннее", а деятельность предстаёт как нечто принципиально

"внешнее", и тогда единство сознания и деятельности выступает

только как нечто постулируемое, но недоказываемое. А.Н. Леонтьев

предлагал свой вариант "снятия" этой дихотомии: действительной

противоположностью является противоположность между образом и

процессом (последний может существовать как во внешних, так и во

внутренних формах). Образ и процесс находятся в единстве, однако

ведущим в этом единстве является процесс, связывающий образ с

отражаемой действительностью (например, обобщения формируются в

процессе реального практического "переноса" одного способа

действий в другие условия, 47).

В нашем исследовании мы руководствуемся теорией деятельности,

разработанной А.Н. Леонтьевым.

1.2. Структура деятельности

В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложена структурное строение

деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности,

действий, операций.

Среди компонентов деятельности выделяют (93):

— мотивы, побуждающие субъект к деятельности;

— цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые

посредством действий;

— операции, с помощью которых деятельность реализуется в зависимости от

условий этой реализации

Действия — процесс взаимодействия с каким – либо

предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее

определенная цель.

С. Л. Рубинштейн (57, с. 465) писал, что действие, совершаемое

человеком, не является совершенно изолированным актом: "оно включается в

более обширное целое деятельности данной личности и лишь в связи с ней

может быть понято".

Могут быть выделены следущие составные части действия:

— принятие решения;

— реализация;

— контроль и коррекция.

При этом в принятии решения происходит увязывание

образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной

программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В

каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально

выработанных средств и орудий.

Виды действий:

управляющие,исполнительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные,

мнемические,умственные,коммуникативные.

Операция (93) (лат. operatio — действие) —

исполнительная единица деятельности человека, соотносимая с задачей

и с предметными условиями ее реализации. Операции, при помощи

которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения

общественно выработанными способами действий. В качестве операций

рассматривались, прежде всего, врожденные или рано

сформированные перцептивные, мнестические и интеллектуальные акты.

Та или иная деятельность может начать играть решающую

роль в психологических новообразованиях, возникающих в ходе

онтогенетического развития человека. Такая деятельность получила

обозначение "ведущая деятельность".

Ведущая деятельность — деятельность, при реализации

которой происходит возникновение и формирование основных

психологических новообразований человека на той или иной

ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой

ведущей деятельности (93).

Виды: непосредственное общение младенца со взрослыми; предметно –

манипулятивная деятельность в раннем детстве; сюжетно – ролевая игра

дошкольного возраста; учебная деятельность школьников; профессионально –

учебная деятельность юности (31).

А.Н.Леонтьев (31) выделил 3 признака ведущей деятельности:

1) в рамках ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые

виды деятельности (например, ребёнок начинает учиться играя)

2) в ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные

психические функции (в игре, к примеру, появляется творческое воображение)

3)от неё зависят наблюдаемые в это время изменения личности (в той же

игре ребёнок осваивает нормы поведения взрослых людей, взаимоотношения

которые он производит в игровой ситуации, у него формируются этические

представления – начинается развитие морального сознания).

Схематически структура деятельности может быть представлена в таком

виде (31):

П (потребность) – деятельность – М (мотив , предмет потребности)

д (действия) – Ц (цель)

у (условия достижения цели) – ОП (операция – особая сторона действия)

Как показали исследования российских психологов (А.Н. Леонтьева, С.Л.

Рубинштейна и др.) протекание и развитие различных психических процессов

существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от её мотивов,

целей и средств осуществления.

В ходе исторического развития изменяются содержание и технические

средства деятельности человека, что определяет и формирование его сознания.

Профессиональная сфера является одной из основных сфер

жизнедеятельности человека, многие авторы отмечают её как ведущую область

самореализации личности: К.А.Альбуханова-Славская (1), Л.А. Коростылева

(29), А.К.Маркова (36), Н.С. Пряжников (52); Л. Росс, А. Нисбетт (54); Л.А.

Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко (58), О.С. Советова (63).

3. Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности.

Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое

место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект

деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду

труда, как главному направлению становления человеческой сущности.

Н.В.Самоукина (59) даёт описание структуры профессиональной

деятельности:

термин "профессия" происходит из латинского и французского языков и

имеет примерно такое значение: говорить публично, объявлять, заставлять.

Профессия понимается как общность, как область приложения сил, как

деятельность и область проявления личности (24). Профессионал может

преобразовывать свою профессиональную деятельность, внося в неё творческие

элементы, расширяя область приложения своих сил, придумывая новые средства,

приёмы работы.

Профессия как трудовая деятельность имеет свою структуру. Н.В.

Самоукина описывает её таким образом (59):

- заданные цели, представления о результате труда;

- заданный предмет (исходный материал – не обязательно вещь, но и

ситуация неопределённости, любая система, например, социальная,

знаковая, художественно - эстетическая и др.);

- система средств труда (в зависимости от предмета они существенно

различаются между собой);

- система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых

функций);

- система прав;

- производственная среда, предметные и социальные условия труда.

И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий (30) пишут, что самоопределение, как

профессиональное, так и личностное, становятся центральным новообразованием

ранней юности.

Личностные изменения, происходящие в ходе профессиональной

деятельности, приводят к становлению личности как субъекта деятельности.

Э.Ф.Зеер (18) под профессиональным становлением субъекта понимает движение

личности в ходе профессионального труда. Профессиональное становление

субъекта развёрнуто во времени и охватывает период от начала формирования

профессиональных намерений до финиша, который заканчивает активную

профессиональную деятельность.

Е.А.Климов предлагает возможную группировку фаз жизненного пути

профессионала, выделяя следующие фазы: оптации, адепта, адаптации,

интернала, мастерства, авторитета, наставничества (24).

Фазы развития профессионала:

1) Фаза оптанта или оптации. В данном периоде человек стоит перед

проблемой выбора профессии или вынужденной переменой профессии и

осуществляет свой выбор. Данная проблема может вставать и перед

подростками, и будущими выпускниками средней школы, и

профессионалами. Эта фаза завершается формированием

реалистического представления о мире труда и своего места в нём,

появлением профессионального плана.

2) Фаза адепта или профессиональной подготовки. По мере многолетней

профессиональной подготовки у субъекта учебно–профессиональной

деятельности происходят существенные изменения в самосознании, в

направленности, информированности, умелости.

3) Фаза адаптации молодого специалиста к работе. Имеются различия в

социальных, деятельностных нормах учебного заведения и

производственного коллектива. В связи с этим специалист должен

понять, почувствовать новые нормы, регулирующие его поведение,

образ жизни, манеры, внешний облик, освоить "технологические"

тонкости профессии и должен научиться соответствовать этим нормам.

Профессионал должен адаптироваться к работе.

4) Фаза интернала. На данном этапе развития профессионал приобретает

значительный профессиональный опыт, имеет профессиональную

направленность, способен самостоятельно выполнять основные

профессиональные функции на данном трудовом посту. Профессионал на

данном этапе своего развития характаризуется состоявшимся

"вхождением в профессию".

5) Фаза мастерства. Данная фаза включает характеристики последующих за

нею фаз: авторитета, наставничества. Субъект деятельности способен

решать самые сложные профессиональные задачи. Мастер отличается от

других специальными качествами, умениями или универсализмом,

широкой ориентированностью в своей профессиональной области. Он

выработал индивидуальный стиль деятельности, стабильно получает

хорошие результаты деятельности.

6) Фаза авторитета. Профессионал является мастером своего дела.

Профессиональная деятельность характеризуется высокой успешностью.

Несмотря на свой биологический возраст, он успешно решает

профессионально - производственные задачи, опираясь на высокий

уровень профессионализма, умелость, организаторские способности.

7) Фаза наставничества. Авторитетный мастер своего дела в каждой

профессии имеет единомышленников, учеников, которые перенимают его

опыт, следуют ему. Жизнь профессионала, несмотря на его

биологический возраст, имеет определённую перспективу, смысл в

связи с передачей опыта молодым профессионалам, отслеживанием их

успехов, посильным включением в их дела.

Выделенная учёным фазовость в профессиональном развитии субъекта

позволяет более дифференцированно представить жизненный путь профессионала

как определённого рода целостность.

Н.В.Самоукина (59) говорит, что на всех этапах развития человека как

профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и

субъективных, причём теоретически необходимо чтобы система объективных

профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной

сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-

профессионала.

Объективные факторы – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые

со стороны профессии к его труду и наличию у него определённых свойств и

особенностей (профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально

значимых качеств).

Субъективные факторы – это имеющиеся у данного работника задатки и

способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его

мотивация и уровень притязаний, а также самооценка, которая интересует Нас

наиболее всего в данном исследовании.

Рассмотрим точки зрения некоторых авторов на предпосылки успешности

профессиональной деятельности.

Б.М. Теплов говорил, что успешность профессиональной деятельности

зависит от индивидуальных способностей человека, описывая их таким образом

(67, с.9-20): "Способностями можно называть лишь такие индивидуально -

психологические особенности, которые имеют отношение к успешности

выполнения той или другой деятельности. Однако, не отдельные способности

как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения

какой-нибудь деятельности, а лишь своеобразное сочетание этих способностей,

которое характеризует данную личность ", но он делал оговорку: "одной из

важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно

широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная

слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности

успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно

связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень

широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного

человека... От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а

только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь

психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного

выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е.

наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание

необходимыми навыками и умениями. Одаренность не является единственным

фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и

единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности".

У каждого человека существует также свой, индивидуальный стиль

профессиональной деятельности, влияющий на её успешность или неуспешность.

Е.А Климов (22, с.74-77) считает, что под индивидуальным стилем следует

понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека,

обусловленных особенностями его личности: "…индивидуальный стиль есть

индивидуально-своеобразная система психологических средств, которым

сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего

уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с

предметными, внешними условиями деятельности…Среди особенностей такого

рода, составляющих ядро индивидуального стиля, всегда оказываются две их

категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке

(«А»), и особенности, противодействующие успеху («Б»). При этом следует

подчеркнуть чисто функциональный характер этого деления, т. е. одна и та же

особенность деятельности может оказаться в одном случае в категории «А», в

другом — в категории «Б» в зависимости от характера объективных требований.

Предпочтение однообразных неторопливых движений у инертных окажется в

категории «А», например, при ручной полировке изделия, и в категории «Б»,

если стоит задача срочно и часто менять характер движений, например при

удержании равновесия на неустойчивой опоре... Формирование индивидуального

стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления

деятельности, а значит, и способствует обоснованной реализации принципа «от

каждого по способностям».

Представляя нам сам термин успеха в профессиональной деятельности,

Н.В.Самоукина высказывается о нём следующим, вполне соответствующим Нашему

пониманию, образом: "Успех в профессиональной деятельности проявляется

прежде всего в достижении работником значимой цели и преодолении или

преобразовании условий, препятствующих достижению этой цели " (59, с.221).

Н.А. Лаврова (32), анализируя влияние личностных особенностей на

успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек»

показала в своём исследовании, что требования, выдвигаемые авторами, как

определяющие для успешной профессиональной деятельности, более чем

разнообразны. Ею выявлено, что субъект трудовой деятельности как личность

характеризуется определённой специфической совокупностью устойчивости

личностных образований, в которую входят: мотивы, установки, иерархическая

система сложившихся субъективных отношений, направленность, способы

поведения и реагирования, характерологические особенности и другие

структуры, определяющие своеобразие его индивидуально- психологических

проявлений в профессиональной деятельности.

Мы принимаем утверждения всех вышеприведённых авторов по данной теме,

так как они не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют друг друга,

способствуя лучшему пониманию факторов, от которых может зависеть успех в

профессиональной деятельности.

Таким образом становится видно, что успех в профессиональной

деятельности может быть вызван различными причинами. Но подробнее всего мы

остановимся на самооценке человека, так как именно она является наиболее

значимой для нашего исследования.

1.4. Самосознание личности.

В этой главе Мы постораемся осветить взгляды различных исследователей

на вопрос возникновения самосознания, стадиальность его развития и его

составляющие, так как без раскрытия этого вопроса описание самооценки,

являющейся его компонентом, было бы неполным.

Становление человека как субъекта деятельности неразрывно связано с

развитием самосознания. В осуществлении различных видов активности

субъекта, в том числе его деятельности, общения, поведения, значительная

роль принадлежит самосознанию. В процессе практической деятельности

человек как субъект (человек на характерном для него высшем уровне

активности, целостности, автономности (13)), характеризуется совокупностью

деятельностей и мерой их продуктивности, преобразует социальный мир, а

также и самого себя. Изменяя мир, человек глубже понимает и его, и самого

себя как субъекта деятельности (личность, имеющая определённые права,

обязанности и выполняющая определённые роли и функции (4)).

Психологический словарь определяет самосознание как осознанное

отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам

поведения, переживаниям и мыслям, выражающимся также в эмоционально –

смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающих в качестве

основания целесообразных действий и поступков (47).

В основе самосознания – способность человека отличать себя от своей

собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании

первичных способов человеческой жизнедеятельности. Отношение к своему

бытию, опосредованное совместной (в общении осуществляемой) деятельностью,

способствует формированию определённого представления о себе самом как о

способном на общественно значимые поступки и действия. Представления о себе

(субъективный образ своего Я) складывается под влиянием оценочного

отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих

поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, принятыми

в обществе. "Образ Я" - непременное условие каждого акта целеполагания.

Представление о цели и путях её достижения есть одновременно и

представление о своих будущих действиях, о формирующихся в этих действиях

способностях – о себе, уже добившемся своей цели, так или иначе

изменившемся. При этом человек может и завышать, и занижать свои

возможности; в первом случае он относит себя к тем, кто обладает нужными и

престижными способностями, во втором - к тем, у которых этих способностей

нет (47).

С.Л.Рубинштейн пишет, что проблема психологического изучения личности

завершается раскрытием её самосознания (57). Он считал, что развитие

самосознания проходит ряд ступеней: от наивного неведения в отношении

самого себя до всё более углублённого самопознания, соединяющегося затем со

всё более определённой и иногда резко колеблющейся самооценкой. С.Л.

Рубинштейн высказал суждение (55) о трёхкомпонентной структуре

самосознания: переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку

и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого.

Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему

для организации его собственной деятельности, его

взамимоотношений с окружающими и его общения с ними.

Самосознание в психической деятельности человека выступает

как сложный процесс опосредованного познания себя,

развернутый во времени, связанный с движением от

единичных, ситуативных образов через интеграцию

подобных ситуативных образов в целостное

образование - понятие собственного «Я».

Образование отношений формирующегося человека к самому

себе является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех

видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к

ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь

пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само

объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных

осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе

превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно

эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее

целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности,

ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания,

самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности (85).

Самопознание - сложный многоуровневый проесс, индивидуализированно

развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание

своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и

дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ (85).

По своему объекту (тому, что осознаётся) самосознание понимается как

процесс, направленый на осознание себя как субъекта сознания, общения и

действия (А.Г. Спиркин), своих отношений к внешнему миру, другим людям, к

самому себе (П.Р. Чамата), своей личности как физического, духовного и

общественного существа (Н.Е. Анкудинова); осознание самого себя как

существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего

лица в процессе его деятельности – практической и теоретической, субъекта

деятельности осознания в том числе (С.Л. Рубинштейн).

И.И. Чеснокова рассматривает самосознание как сложный (72)

психологический процесс, заключающийся в восприятии личностью многообразных

"образов" самого себя в различных ситуациях деятельности и в соединении

этих образов в единое целостное образование – в представление, а затем в

понятие о собственном Я. Процесс самопознания тесно связан с разнообразными

переживаниями, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное

отношение личности к себе . Обобщённые результаты познания себя и

эмоционально-ценностного отношения закрепляются в соответствующую

самооценку, которая становится регулятором поведения личности. Таким

образом, И.И. Чеснокова рассматривает самосознание как единство трёх

сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и

саморегулирования поведения. Самосознание является динамичным образованием

психики, находится в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в

постоянном функционировании.

Сторонами внутреннего строения сознания и самосознания являются

знание и отношение.

Самосознание является рефлексивным отображением самого себя. Рефлексия

выступает в качестве психологического механизма самосознания. В.Н. Козиев

(25) определяет рефлексию как способность перейти в некоторую позицию и

рассматривать другого человека или собственную личность с точки зрения

этой позиции.

Самосознание сопровождает любые процессы сознания в специфической

форме осознания, отнесённости акта осознания к моему "Я" (71).

Л.Д. Олейник (44) выделяет следующие стадии в развитии самосознания:

закладывание основ самосознания (от рождения до 2 – 3 лет); становление

личности и формирование субъекта сознания и самосознания на конкретном

уровне (от 3 до 10 – 12 лет); дальнейшего становления личности и

формирования самосознания на абстрактно – логическом уровне (от 12 до 18

- 20 лет); стадия зрелого самосознания (от 20 лет и далее).

Основанием для выделения стадий у И.И. Чесноковой (73) являются

кризисы в развитии личности. Она условно выделяет следующие стадии: от годо

до 3 лет; от 3 до 7; от 7 до 12; от 12 до 14; от 14 до 18. По её мнению

последним вышеуказанным возрастным периодом процесс развития самосознания

не завершается, а продолжает развиваться дальше, возможно всю жизнь.

Онтогенез самосознания рассматривается у Чесноковой И.И. как

развёртывающийся во времени психический процесс, состоящий из трёх всё

более усложняющихся форм: самопознания, эмоционально – ценностного

отношения и саморегуляции. Если на первых стадиях развития ребёнка все эти

три сферы самосознания как бы слиты, то со временем каждая из этих форм

самосознания становится относительно самостоятельной. Необходимо отметить,

что стадиальность самосознания, рассмотренная И.И. Чесноковой ближе Нашему

пониманию, по причине своей соотнесённости с возрастными кризисами.

Структура самосознания личности представляет собой взаимодополняющее

соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой (38,

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ