Рефераты

Влияние семьи на становление личности

половых ролей.

Половые роли и стереотипы начинают складываться задолго до

наступления юности. Вплоть до конца среднего детства дети поддерживают

отношения в основном с группами сверстников одного с ними пола, причем эти

отношения сексуально нейтральны. С достижением пубертата вызванные

созреванием изменения в организме подростков пробуждают в них новый интерес

к представителям противоположного пола, и вызывают потребность в интеграции

сексуальности с другими аспектами личности. В юности молодые люди начинают

вступать в отношения, в которых секс играет центральную роль.

Развитие полового созревания и сексуального поведения, включая

мастурбацию и способы проявления сексуальности, у мальчиков и девочек

протекает по-разному. Девочки-подростки посвящают больше времени фантазиям

на тему романтических отношений; мальчики, чтобы дать выход своим

сексуальным импульсам, чаще используют мастурбацию. Но как мастурбация, так

и фантазии на сексуальные темы широко распространены среди обоих полов.

Мастурбация, хотя и является нормой, а не патологией, обычно

является всего лишь временной заменой полового акта до момента вступления в

половую связь. Здесь между полами опять-таки есть различия. Юноши вступают

в половые отношения раньше и относятся к ним несколько иначе. Первая

половая связь юноши чаще всего происходит со случайной партнершей, и они

получают большее социальное одобрение за потерю невинности, чем девушки.

Юноши также стараются повторить свой опыт вскоре после первой пробы, чаще

рассказывают о своих сексуальных “подвигах” и реже, чем девушки, чувствуют

вину.

На сексуальное поведение юношей и девушек оказывают влияние такие

факторы, как психологическая конституция, семейные отношения, биологическое

созревание и уровень образования. В зависимости от этих факторов первый

половой контакт происходит позже или раньше.

Физическое превращение ребенка во взрослого требует также и

расширения возможностей мышления. В подростковом и юношеском возрасте

человек начинает лучше осознает смысл абстрактных понятий и учится ими

оперировать. Подростки начинают понимать, что у каждого человека должны

быть права и чувство собственного достоинства. С сознанием этого у него

обостряется чувство справедливости и совесть.

Психические особенности подростка отличаются от психических

особенностей и процессов как детей, так и взрослых. Характерные черты

подростков — пытливость ума и жадное стремление к познанию, широта

интересов, сочетающиеся, однако, с разбросанностью, отсутствием системы в

приобретении знаний. Свои умственные качества подростки обычно направляют

на те виды деятельности, которые их больше интересуют.

Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной

неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, резкими колебаниями

настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным

состояниям. Бурные аффективные реакции, особенно часто возникающие в ответ

на замечания о внешности подростка или при попытке “ущемить” его

самостоятельность, часто кажутся взрослым неадекватными.

Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11-13

лет, у девочек — на 13-15 лет. В старшем подростковом возрасте фон

настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции — более

дифференцированными. Бурные аффективные вспышки нередко сменяются

подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим.

Также для подросткового возраста характерно попеременное проявление

полярных качеств личности: самоуверенность часто сменяется неуверенностью в

себе, потребность в общении — желанием уединиться, развязность соседствует

с застенчивостью, а мечтательность и романтичность — с цинизмом. В

результате с подростками трудно и в школе, и дома. Но взрослым надо

помнить, что самому подростку еще труднее. Подростковый возраст —

напряженное время становления личности, время активной социализации, когда

идет процесс вхождения во взрослую жизнь, усвоение нравственных норм и

ценностей, полезных навыков и знаний, сложных социальных ролей, которые

придется выполнять в будущем.

В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп

сверстников. Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться со своими

проблемами, и в основном этими другими оказываются такие же подростки, как

и они сами. Круг ровесников играет главную роль в развитии социальных

навыков подростка. Характерные для тинэйджеров равные отношения помогают

выработке положительных реакций на различные кризисные ситуации, с которыми

сталкиваются молодые люди. Развитие социальной компетентности базируется,

частично, на способности подростка к сравнениям. Эти сравнения дают ему

возможность сформировать свою идентичность, а также выявить и оценить

характерные черты других. На основании этих оценок подростки выбирают

друзей и определяют свое отношение к различным группам и компаниям,

составляющим часть окружения сверстников. Кроме того, тинэйджер пользуется

социальным сравнением, чтобы оценить свои способности, формы поведения,

внешность, общее чувство Я при сопоставлении с другими, что имеет огромное

значение, т. к. подростку необходимо найти себя на пестрой «арене равных»,

включающей множество людей разных типов. В это время подростки

сосредотачивают свое внимание на том, как они выглядят, и на свойствах

личности, делающих их популярными, например, чувстве юмора или дружелюбии.

Этот процесс влечет за собой появление широкого круга знакомств. Этим

отношениям недостает интимности, но это не значит, что подростки неспособны

на длительные, глубокие отношения. Тинэйджеры склонны выбирать друзей по

общности интересов и занятий, равенства отношений, преданности и

обязательств, указывая на предательство как на основную причину разрыва

дружбы. По мере углубления и упрочнения дружеских отношений подростки все

чаще обращаются по самым разным вопросам к близким друзьям, а не к

родителям, хотя по таким вопросам, как образование, финансы и планирование

карьеры они по-прежнему ищут совета у родителей.

В период отрочества — время значительных и зачастую драматических

перемен для подростка — меняется и семья как социальная система.

Одновременно меняется и характер можно коленной коммуникации.

Семья очень сильно влияет на подростка, даже если прежние хорошие

отношения могут становиться в ряде случаев натянутыми. Конфликтов между

подростками и их семьями значительно меньше, чем принято считать.

Большинство конфликтов возникает по таким заурядным проблемам, как работа

по дому, внешний вид и поведение за столом. Семьям важно понимать, что если

они смогут сохранить коммуникацию и общие взгляды с детьми на протяжении

отрочества, они успешно преодолеют трудности этого периода.

В течение отрочества родители по-прежнему влияют не только на мнение

подростков, но и на поведение, хотя влияние матерей и отцов несколько

различается. Отцы склонны поощрять интеллектуальное развитие ребенка и

часто включаются в решение проблем и семейные дискуссии. Взаимодействие

подростков и матерей гораздо сложнее. Они соприкасаются в таких областях,

как домашние обязанности, учеба, дисциплина, досуг. Всё это может стать

причиной большей конфликтности, однако создает и большую по сравнению с

отцами эмоциональную близости. Большое влияние на подростков оказывают

также стили родительского поведения, динамика семьи и семейные союзы. Хотя

союзы между отдельными членами семьи естественны и безвредны, важно, чтобы

родители выступали единым фронтом и соблюдали четкую границу между собой и

детьми, в противном случае это может повлечь за собой проблемы и для тех, и

для других.

В подростковом возрасте завершается формирование сложной системы

социальных установок. Также у обоих полов можно обнаружить акцентуации

характеров. В этом же возрасте присутствует и выраженная полоролевая

дифференциация, т. е. развитость форм женского и мужского поведения у

юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их

ролевое поведение является достаточно гибким. Подростковый период – пора

первой любви, возникновение интимных эмоциональных отношений между юношами

и девушками формирует личностные качества верности, привязанности, личной

ответственности за судьбу близкого человека.

Процесс формирования личности продолжается и за пределами школы, к

окончанию которой большинство подростков уже делает свой профессиональный

выбор. Однако многое из того, что человек как личность приобретает в

школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени

определяет его судьбу.

Хотя основными в период юности являются физическое созревание и

адаптация к сексуальности, в этот период происходят также и важные

изменения в мышлении и поведении. У подростков появляется абстрактное

мышление, возрастает способность планировать и предвидеть. Подростки

приобретают склонность к самоанализу и самокритике, что приводит к

появлению у них новой формы эгоцентризма. Кроме того, подростки способны

рассуждать на высоком моральном уровне, могут рассматривать свое поведение

в прошлом, интегрировать его с реальностью и мысленно переноситься в

собственное будущее.

Чтобы удовлетворять новым требованиям взрослой жизни, подросткам

приходится использовать всё, нему он научился за всю свою прошлую жизнь. В

частности, подростку приходится усваивать взрослые роли. Это достаточно

сложно, потому что приходится перестраивать свои отношения с родителями,

сверстниками, и эта перестройка не всегда происходит гладко.

V этап: ранняя зрелость (от 20ти до 40 лет).

Ранняя зрелость — это тот период, когда мы способны достичь пика

физической деятельности. После 30ти лет физические возможности человека

начинают медленно, но заметно идти на убыль, хотя до 40 лет уровень

физических возможностей взрослых продолжают оставаться чрезвычайно высоким.

Физическое развитие в ранней зрелости обычно влечет за собой более

зрелые формы сексуального поведения и сексуальных отношений, чем в юности.

Кроме этого, в этот период репродуктивность обоих полов находится на пике

своего развития.

Когнитивное развитие, по данным исследований, не заканчивается

вместе с юностью, хотя нет полного согласия в вопросе о том, какие

способности взрослых меняются и каким образом. Развитие диалектического

мышления, ответственности и обязательности, гибкое использование интеллекта

и развивающиеся смысловые системы — только некоторые из описанных

когнитивных достижений, характерных для ранней зрелости.

Развитие взрослого человека можно описать в контексте трех

самостоятельных систем, которые соотносятся с различными аспектами его Я.

Они включают развитие личного Я, Я как члена семьи (взрослый ребенок,

супруг (а) или родитель) и Я как работника. Все эти системы взаимосвязаны и

претерпевают изменения как под влиянием различных событий и обстоятельств,

так и в результате взаимодействия с более широким социальным окружением.

Согласно Эриксону, важнейшая задача, встающая перед человеком в

юности и ранней зрелости — установление своей идентичности в близких

отношениях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование

идентичности — непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать и

переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности

тесно связано развитие близости с друзьями и, в конечном итоге, с супругом

или с супругой. Близость является решающим фактором в установлении

приносящих удовлетворение любовных отношений. Те, кто неспособен

сформировать близкие отношения в период ранней зрелости, могут испытывать

немалые трудности в социальной адаптации и страдать от чувства

одиночества, подавленности и подозрительности.

Важным контекстом развития взрослых являются семьи. Хотя семья

обычно считается владением женщины, мужчины тоже считают свои семейные

роли важными касательно формирования своей идентичности и обеспечения

эмоционального единства.

Работа может определять наш социальный статус, уровень доходов,

престиж, распорядок дня, наши социальные контакты и возможности личного

развития. Для человека работа означает либо просто способ зарабатывания

денег, либо что-то большее, помогающее развиваться. Большое значение в этом

случае играют дружеские отношения с коллегами.

Большинство взрослых, будь они состоящими в браке или выбравшими

холостую жизнь, стремятся к близким отношениям с другим человеком. Близость

— неотъемлемая часть устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной

связи, является основой любви. Согласно 3-компонентной теории любви

Стернберга, любовь имеет 3 составляющих:

1. Интимность, чувство близости, которое проявляется в любовных отношениях.

Близость имеет несколько различных проявлений. Нам хочется сделать жизнь

любимых лучше, мы искренне им симпатизируем и находимся на верху

блаженства, когда они рядом. Мы рассчитываем, что они поддержат нас в

трудную минуту, и стараемся показать им, что готовы сделать то же самое. У

нас общие интересы и занятия, мы делимся с ними своими вещами, мыслями и

чувствами.

2. Страсть — относится к таким видам возбуждения, которые приводят к

физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. Половые

потребности здесь очень важны, но не являются единственным видом

наличествующих мотивационных потребностей. Иногда близость вызывает

страсть; в других случаях страсть предшествует близости; иногда страсть не

сопровождается близостью, а близость — страстью.

3. Решение/обязательство — эта составляющая имеет кратковременный и

долговременный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том,

что конкретный человек любит другого; долговременный аспект — в

обязательстве сохранять эту любовь.

| |Компонент |

|Вид любви | |

| |Интимность |Страсть |Решение/обязательство |

|Симпатия | + | — | — |

|Страстная любовь | — | + | — |

|Придуманная любовь | — | — | + |

|Романтическая любовь |+ | + | — |

|Любовь-товарищество |+ | — | + |

|Слепая любовь | — | + | + |

|Совершенная любовь |+ | + | + |

Близость может разрушаться негативными чувствами, особенно гневом и

раздражением. Кроме того, близости мешает страх быть отверженным,

отсутствие искренности, случайный секс, придуманная любовная игра и

садистическая правдивость.

Процесс образования пары — обычное явление в жизни взрослого

человека, который часто оканчивается вступлением в брак. Выбор брачного

партнера может быть обусловлен различными причинами: влечением к родителям

противоположного пола, влечением к кому-то, чьи качества дополняют

собственные качества человека. Само собой, что самым желательным является

тот выбор, в основе которого ляжет тщательный анализ достоинств и

недостатков потенциального супруга, производимый в процессе ухаживания.

Парам, начинающим совместную жизнь после свадьбы, приходится решать

задачи определения своих ролей, не полагаясь при этом на социальные

установки. Молодожены должны приспособиться к своим различающимся

потребностям в независимости и единстве, разумно распределить между собой

домашние обязанности, научиться уважать индивидуальность друг друга и

выходить из конфликтных ситуаций

Если же люди просто решили жить вместе, сожительство может быть, а

может не быть похожим на брачные отношения — в зависимости от конкретной

пары. В принципе, неоформленная в установленном порядке совместная жизнь

порождает проблемы, подобные тем, которые возникают у молодоженов плюс

осуждение со стороны общества.

Но есть и люди, выбирающие одинокий образ жизни, стремясь к большей

автономии и свободе. Те же, кто остается один после прекращения длительных

близких отношений, развода или смерти супруга (супруги), часто испытывают

эмоциональное потрясение и долго не могут оправиться.

В ранней зрелости многие люди становятся родителями. Родительство

требует новых ролей и обязанностей со стороны супругов, возлагает на них

ответственность и наделяет новым социальным статусом. В отличие от

супружеских отношений, человек чаще всего продолжает исполнять роль и

обязанности родителя даже тогда, когда обстоятельства жизни меняются.

Появление ребенка становится причиной многих стрессов и трудностей.

Часто после рождения ребенка в семьях начинаются конфликты и разногласия.

Кроме того, удовлетворение запросов растущих детей может стать для

родителей трудной задачей. Особенно трудно приходится родителям,

воспитывающих детей в одиночку. Многие отцы-одиночки испытывают те же

трудности, что и матери-одиночки. Родителям-одиночкам бывает трудно

сохранить круг своих друзей и получить эмоциональную поддержку. Это

является для них еще большей стрессовой ситуацией.

Профессиональный цикл человека начинается с приобретения жизненного

опыта, ведущего к выбору профессии, продолжается все время, в течение

которого человек занимается выбранным делом и прекращается с выходом на

пенсию. Этот цикл может сопровождаться рядом позитивных и негативных

событий, влияющих профессиональную карьеру человека. На выбор человеком

профессиональной карьеры влияет множество различных факторов; этот процесс

начинается еще в детстве. Для успешного вхождения в профессию необходимо,

чтобы человек смог превратить свои идеалистические мечты в реалистические

цели. Очень важна здесь роль наставника, помогающего молодым работникам в

приобретении мастерства и уверенности в себе. После того, как работники

адаптируются в своей профессиональной среде, они вступаю в период

сохранения достигнутого, в течение которого занимают прочное

профессиональное положение, а иногда делают карьеру.

Одной из главных проблем ранней зрелости является успешное

совмещение работы и семейных обязанностей, что удается не каждому. Те же,

кому это удается, достигает большей гармонии на пути личностного развития.

VІ этап: средняя зрелость (от 40 до 60ти лет).

Продолжительность этого этапа может меняться в зависимости от того,

как конкретный человек реагирует на разнообразные социальные, физические и

психологические признаки его наступления. Середина жизни — это то время,

когда люди критически оценивают и анализируют свою жизнь.

Наиболее очевидные изменения, связанные с наступлением среднего

возраста — это изменения физические. Именно в среднем возрасте люди

получают недвусмысленные напоминания о том, что их тело стареет.

Функционирование организма, интеллекта и личности в среднем возрасте

сочетает в себе элементы постоянства и перемен. Физические способности

человека достигают в своем развитии плато, появляются первые признаки

старения. Отдельные физические функции начинают ухудшаться (например,

острота слуха и зрения снижается), хотя это происходит не очень заметно. В

среднем возрасте начинают происходить изменения структуры и функций

внутренних органов и систем организма. Замедляется функционирование нервной

системы, особенно после 50ти лет. Скелет утрачивает былую гибкость и

несколько сжимается. Кожа и мышцы начинают терять эластичность; отмечается

тенденция к накоплению подкожного жира.

Наиболее драматичным морфо-функциональным изменением

для

женщин является менопауза — событие, как правило, влекущее за собой

физические и психологические последствия. Менопауза знаменует собой

окончание детородного периода жизни женщины. Она обычно наступает в

возрасте от 48 до 51го года. При этом происходят определенные физические и

эмоциональные перемены. Иногда, чтобы ослабить нежелательные последствия

менопаузы, прибегают к заместительной гормональной терапии.

В организме мужчин изменения происходят более плавно. Здесь также

наблюдается ряд физических и психологических изменений.

Как правило, изменения в организме человека среднего возраста

отражаются и на его сексуальной активности. И мужчины, и женщины в этом

возрасте проявляют меньшую сексуальную активность. Многие люди этого

возраста меняют свое представление о сексуальности. Объятия, держание за

руку, прикосновения и поглаживания имеют теперь приобретают для них более

важное значение, чем непосредственно половой акт.

Средний возраст — это период, когда человека начинают по-настоящему

беспокоить разные болезни. И мужчины, и женщины средних лет чаще, чем люди

более молодого возраста, страдают от сердечно-сосудистых заболеваний, рака,

диабета и болезней органов дыхания. Проблемы со здоровьем принимают особо

острый характер у тех, кто курит, злоупотребляет спиртными напитками или

принимает наркотики. Кроме того, на физическое состояние организма влияют

стрессовые ситуации, хотя многое зависит от отношения к ним самого

человека.

Средний возраст отличен также и рядом изменений в познавательной

деятельности. Некоторые исследователи подразделяют интеллект на две группы:

текучий, достигающий пика своего развития в период юности, а затем

постепенно снижающийся, и кристаллизованный, который с возрастом

повышается.

При рассмотрении событий зрелости большинство теорий обращаются к

смене ролей, переломным вехам и задачам развития. Для средней зрелости

характерны свои задачи, выражение которых различно для мужчин и женщин.

Мужчины склонны реагировать на достижение середины жизни

индивидуально, но все же в рамках некой общей схемы. Большинство мужчин

ощущали обязательства как по отношению к семье, так и по отношению к

работе. Большая часть мужчин к этому возрасту уже выработала привычный

образ жизни, который помогал им справляться со своими заботами и

проблемами. Многие мужчины сталкивались с одинаковыми проблемами: забота о

стареющих и зависимых родителях, сложности с детьми-подростками, привыкание

к ограничениям, признание своей физической уязвимости.

Женщины традиционно в большей степени определяют себя в рамках

семейного цикла, чем исходя из своего положения в профессиональном цикле.

Кроме того, женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на старение.

На всем протяжении среднего возраста для представителей обоих полов

особое значение приобретает связь между людьми, ключевыми элементами в

которой являются отношения в семье и с друзьями. Люди среднего возраста

играют роль связующего звена между младшим и старшим поколением. В среднем

возрасте также происходит переопределение в отношениях между родителями и

детьми. Не вызывает сомнений, что процесс отпускания детей во взрослую

жизнь является для родителей периодом перехода в новое состояние. У

родителей, особенно у матерей, появляется больше свободного времени. Но

после того как родители отпустят от себя своего самого младшего ребенка,

они должны переключиться на другие роли и интересы, т.к. взрослые дети

ощущают необходимость отдалиться, по крайней мере, на время, от родителей,

прежде чем они будут в состоянии более реалистично смотреть на своих

родителей.

Кроме того, отношение взрослых дочерей к родителям отличается от

отношения взрослых сыновей. Дочери значительно чаще, чем сыновья, ухаживают

за своими родителями.

Многие люди среднего возраста оказываются в дополнительной роли

бабушек и дедушек. Для большинства из них выполнение этой роли является

деятельностью, приносящей глубокое удовлетворение.

В середине жизни, когда существенно меняется характер семейных

отношений, немало людей больше полагается на друзей, чем на членов семьи. С

юности и до конца среднего возраста люди склонны при выборе друзей

пользоваться примерно одними и теми же критериями. На этом этапе люди

больше ценят индивидуальные, неповторимые стороны личности своих друзей.

Людям среднего возраста часто приходится налаживать жизнь в семьях,

находящихся в переходном состоянии, которое является результатом развода и

повторного брака. Семьи с детьми от предыдущего брака требуют и от детей,

и от взрослых серьезных шагов на встречу друг другу.

Средний возраст является также периодом профессиональной

преемственности и изменений. Многие люди в середине жизни оценивают свою

профессиональную карьеру, чтобы увидеть, чего им удалось достичь и следует

ли им изменить свои цели. Часто такая переоценка приводит к изменениям в

карьере. Иногда люди в этом возрасте теряют работу, что приводит к сильным

стрессам.

VІІ период: поздняя зрелость (60 лет и старше).

Поздняя зрелость по праву занимает важное место в жизни человека. С

периодом старости связаны многие стереотипы и искаженные представления, как

положительные, так и отрицательные. “Старики” — это не однородная группа.

Их можно разделить на несколько подгрупп.

1. Предстарческий период: 60-69 лет. Это десятилетие знаменует собой важный

переходный период. Перейдя 60-тилетний рубеж, многие люди должны начать

приспосабливаться к новой ролевой структуре, пытаясь справиться с потерями

и воспользоваться выгодами этого десятилетия. В этом возрасте часто

сокращаются доходы, а друзей и коллег становится все меньше. Физическая

сила в этом возрасте несколько спадает, и для лиц, работающих на

производстве, это может оказаться серьезной проблемой. Однако и среди

перешагнувших 60-тилетний рубеж есть люди, могущие похвастаться избытком

энергии.

2. Старческий период: 70-79 лет. На это этапе старости происходят большие

перемены, чем за предыдущие два десятилетия. После 70-ти лет многие

сталкиваются с потерями и болезнями; умирают все больше друзей и родных.

Кроме этого, многим людям в этом возрасте приходится сталкиваться и с

уменьшением своего участия в формальных организациях. В это время проблемы

со здоровьем причиняют им все больше хлопот. И у мужчин, и у женщин часто

наблюдается снижение сексуальной активности. Во многих случаях это

происходит в результате потери сексуального партнера. Но несмотря на

перенесенные потери, далеко не все люди этого возраста становятся

беспомощными инвалидами.

3. Позднестарческий период: 80-89 лет. Большинству 80-тилетних людей

становится труднее, чем раньше, приспосабливаться к окружающему миру и

взаимодействовать с ним. Многим из них нужны более простые условия жизни, с

минимумом бытовых проблем, сочетающие возможность уединения и влияние

внешних стимулов. В этом возрасте большинство людей не в состоянии

поддерживать социальные и культурные контакты без посторонней помощи.

Многие, хотя и не все, 85-тилетние люди отличаются слабым здоровьем.

4. Дряхлость: 90-99 лет. Об этой группе наука располагает наименьшим

количеством данных. Несмотря на то, что проблемы со здоровьем все

усугубляются, 90-летние находят себе новые занятия, позволяющие им

использовать свои возможности наилучшим образом.

Проблемы и возможности у всех вышеперечисленных групп свои. Но есть

и общие стороны, например, физические аспекты.

Старение — процесс универсальный и неизбежный. Ему подвержены все

телесные органы и системы организма, даже при оптимальных генетических и

средовых условиях. На протяжении поздней зрелости организм претерпевает

целый ряд изменений. В частности, эти изменения затрагивают внешность

человека, его органы чувств, мышцы, кости и подвижность, а также внутренние

органы.

Седина, увядающая кожа, изменение осанки и углубление морщин —

предательские признаки процесса старения. Кожа становится менее эластичной,

более морщинистой, сухой и тонкой. Прежде морщины формировались

конкретными мышцами. В старости они вызываются также потерей подкожной

жировой ткани. Возможно и увеличение количества бородавок на теле, лице и

коже головы, возникновение крохотных кровоподтеков и пигментных пятен.

Некоторые из этих изменений внешности — результат нормального процесса

старения, тогда как другие имеют явно генетическую природу.

Чувства человека обычно ослабевают по мере его старения. Очень

распространенное явление — ухудшение слуха, особенно у мужчин. Также у

пожилых часто снижается острота зрения и обоняния. Вкусовые ощущения же

почти не изменяются.

В процессе старения происходит снижение мышечной массы, что может

привести к снижению веса. Кости становятся полыми, хрупкими и непрочными; в

старческом возрасте возрастает вероятность переломов. Работа мышц

замедляется. Кровеносные сосуды теряют свою эластичность. В результате

могут возникнуть различные заболевания.

Проблемы со здоровьем, возникающие в старости, часто носят

хронический характер. Чаще всего у пожилых людей встречается артрит,

заболевания сердечно-сосудистой системы, гипертония. Новые проблемы со

здоровьем в значительной степени отражают снижение способности организма

справляться со стрессом, включая стресс, связанный с болезнью. Иногда

слабое здоровье в старости может быть следствием скудного или неправильного

питания, поэтому людям этого возраста требуется согласованная диета.

Многие люди склонны считать, что разум стариков слабеет. Это не

всегда так. Большинство умственных навыков старением не затрагивается, хотя

может уменьшаться скорость выполнения умственных и физических операций. Но

подобные изменения можно отнести на счет ухудшения здоровья, социальной

изоляции, недостатка образования, слабости мотивации. Кроме того, в

старости наблюдаются некоторые ухудшения вторичной памяти, особенно в части

запоминания новой информации. Процессы научения, сенсорная, первичная и

память на отдаленные события в старости не затрагивается. Что же касается

старческого слабоумия, то оно часто вызывается болезнями, такими, как

болезнь Альцгеймера или др. органическими поражениями мозга.

Помимо физических изменений, в старости происходят и психосоциальные

изменения. Старость, как и предыдущие стадии жизни, состоит из

последовательных изменений статуса, включая собственно наступление

старости, выход на пенсию и часто — вдовство. Старческие немощи и проблемы,

связанные с организацией жизненной среды, ложатся тяжелым психологическим

бременем на многих людей преклонного возраста. Пожилым людям приходится

изменять свою Я-концепцию по мере того, как они теряют прежнюю автономию и

становятся более зависимыми от других в удовлетворении своих повседневных

нужд. Одни приспосабливаются к этому легко, другие не могут приспособиться.

Оценка человеком своего физического состояния часто является показателем

его психологического благополучия. Старея, люди начинают исходить из того,

сколько им осталось жить.

Одна из центральных задач развития в преклонном возрасте связана с

тем, что к концу жизни люди должны отказаться от старых связей и уступить

место другим. Старики также испытывают потребность проводить много времени

в размышлениях о том, как прошла их жизнь, и в попытках оценить то, что они

оставят после себя людям.

Старение может по-разному сказываться на мужчинах и женщинах.

Мужчины обычно становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты

характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины

становятся более агрессивными, практичными и властными. Но индивидуальная

реакция на старение может определять как степень последующего

приспособления к нему, так и особенности развития личности в преклонном

возрасте.

Значительной переменой статуса в поздней зрелости является удаление

от дел. Реакция на уход в отставку или на пенсию зависит от таких факторов,

как желание оставить работу, здоровье, финансовое положение и отношение

коллег. Приспособление к выходу на пенсию часто проходит легче, если

человек планировал свой уход.

Изменения статуса также на семейных и личных отношениях, когда

старики привыкают к прекращению воспитательной деятельности в семье, к

ролям дедушек (бабушек), прадедушек (прабабушек), к осуществлению ухода за

больным супругом (супругой). Такие события, как потеря супруга (супруги) и

близких людей в старости могут вызвать сильный стресс. Многие пожилые люди,

оставшись в одиночестве, страдают от этого одиночества и навязанной им

судьбой независимости.

Смерть — последнее критическое событие в жизни человека. На

физиологическом уровне смерть представляет собой необратимое прекращение

всех жизненных функций. На психологическом уровне она имеет личную

значимость и личное значение для самого умирающего и для его родных и

близких. Умереть — значит, прекратить чувствовать, покинуть любимых людей,

оставить неоконченные дела и уйти в неведомое.

Согласно психоаналитическим исследованиям, для людей нормально

бояться смерти. В целом смерти меньше всего боятся старики и люди, имеющие

цель в жизни. Доживших до преклонных лет страшит не столько смерть, сколько

возможность длительного и мучительного умирания.

Глава 2. Роль семьи в становлении личности

2.1. Факторы, влияющие на развитие личности.

Термин “развитие” указывает на изменения, которые со временем

происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате

биологических процессов в организме и воздействию окружающей среды.

Все живые организмы развиваются в соответствии с их генетическим

кодом, или планом. Психологи, говоря о процессе развития в связи с

генетическим планом, пользуются термином “созревание”. Процесс созревания

состоит из последовательности запрограммированных изменений не только

внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и

функции. Неправильное питание или болезнь могут замедлить созревание, но

это не означает, что правильное питание, хорошее здоровье и даже специально

предпринимаемая стимуляция и обучение должны его ускорить.

Созревание органов тела и моторных способностей идет с разной

скоростью. Каждый орган или способность обычно имеет свою точку оптимальной

зрелости. Термин “рост”, как правило, означает увеличение размера,

функциональных возможностей или сложностей до такой точки. Термин

“старение” относится к биологическим изменениям, происходящим после

прохождения точки оптимальной зрелости. При этом процессы старения не

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ