Рефераты

Влияние тревожности на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования

Влияние тревожности на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________3

ГЛАВА 1. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В

ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ____5

1.1. Обзор теорий эмоций и чувств как основы

поведения человека_____________________________5

1.2. Особенности проявления тревожности в

процессе психологического

консультирования______________________________14

1.3. Методы психологического воздействия на

эмоционально-чувственную сферу________________26

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ВЛИЯНИЕ НА

НИХ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ_____________________________32

2.1. Обоснование выбора и описание методик________32

2.2. Обсуждение и анализ полученных

результатов__________________________________35

2.3. Рекомендации по построению процесса

психологического консультирования____________41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________49

ВВЕДЕНИЕ

Консультант должен знать, как начать консультирование, с помощью каких

средств продолжать его, делать интенсивным и продуктивным и как его

закончить.

Нахождение и разрушение механизмов психологической защиты в процессе

психологического консультирования - одна из важнейших задач психолога, без

решения которой невозможен терапевтический эффект. Стиль психологической

защиты во многом говорит о личности клиента. Психолог должен определить:

- как глубоко укоренились и насколько долго действуют механизмы

защиты?

- какие мотивы личности скрываются за психологической защитой?

- насколько защитные механизмы необходимы человеку для успешного

приспособления к повседневности?

Цель настоящей работы: определить влияние тревожности человека на

образование защитных механизмов в процессе психологического

консультирования.

Объект исследования: лица со стойкой зависимостью от алкоголя в

возрасте 30-35 лет.

Предмет исследования: тревожность и психологическая защита в процессе

консультирования.

Гипотеза исследования заключается в том, что тревожность влияет на

возникновение защитных механизмов в процессе психологического

консультирования.

Объект, цели и гипотеза исследования определили следующие задачи

1. Проанализировать литературу, существующие исследования по вопросу

психологического консультирования.

2. Определить роль эмоционально-чувственной сферы в процессе

психологического консультирования.

3. Исследовать защитные механизмы психологического консультирования, а

так же влияние на их образование тревожности

4. Проанализировать результаты нашего исследования, сделать выводы,

предложить рекомендации.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы,

наблюдение, экспериментальное исследование с использованием опросника

Айзенка по определению темперамента и тест-метода «Дифференциальные шкалы

эмоций» по К.Изарду.

ГЛАВА 1. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1. Обзор теорий эмоций и чувств, как основы поведения человека

Эмоции - сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-

мышечные и чувственно-переживательные аспекты. На нервно-мышечном уровне

эмоции проявляются в виде мимической активности. На чувственном уровне -

эмоция представлена переживанием.

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно

их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-

нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает

большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом

поддаются формальному описанию.

Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной,

так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов,

психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры

экспериментального их изучения в работах Р.Вудвортса (1950), Д.Линдсли

(1960), П.Фресса (1975), Я.Рейковского (1979), К.Изарда (2000),

переведенных па русский язык, а также отечественных авторов: П.М.Якобсона

(1958), В.К.Вилюнаса (1973), Б.И.Додонова (1987), П.В.Симонова (1962, 1975,

1981, 1987), Л.И.Куликова (1997). Однако и до сих пор проблема эмоций

остается загадочной и во многом неясной.

Роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно

практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль,

связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Фрейд, 1894;

Вилюнас, 1990; Додонов, 1987; Изард, 1980; Леонтьев, 1982; Фресс, 1975;

Рейковскнй, 1979, Симонов и др.). Больше того, некоторые авторы отдают

эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Так, А.М.Эткинд (1981) пишет:

«...в обыденной жизни он (человек) не столько рассуждает, сколько

чувствует, и не столько объясняет, сколько оценивает. Собственно

когнитивные процессы, свободные от эмоциональных компонентов, занимают в

обыденной жизни скромное место. По-видимому, в реальных процессах

деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и

самовосприятия "холодные" попытки объяснения и понимания имеют меньшее

значение, чем "горячие" акты оценок и переживаний. Когда же процессы

когнитивного анализа и имеют место, то находятся под сильным и непрерывным

влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат»

[23,с.107].

Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении

поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в

него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии

принятия решения и оценке достигнутого результата. Поэтому понимание

механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы

человека, ее роли в этом управлении.

Швейцарский психолог Э.Клапаред еще в 1928 году: «Психология

аффективных процессов — наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь

между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не

находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то,

что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми,

конечными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и

изменяющимися только количественно. Другие же в противоположность этому

полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что

чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности...

Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить

целые страницы» [6,с.93].

Прослеживается скепсис и раздражение ряда ученых по поводу проблемы

эмоций, например, У.Джемса, который в конце XIX века писал: «Что касается

"научной психологии" чувствований, то, должно быть, я испортил себе вкус,

знакомясь в слишком большом количестве с классическими произведениями на

эту тему, но только я предпочел бы читать словесные описания размеров скал

в Нью-Гемпшире, чем снова перечитывать эти психологические произведения. В

них нет никакого плодотворного руководящего начала, никакой основной точки

зрения. Эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности, но вы не

найдете в этих работах никаких логических обобщений. А между тем вся

прелесть истинно научного труда заключается в постоянном углублении

логического анализа» [5,с.174]. У.Джемс сетует на то, "что «во многих

немецких руководствах по психологии главы об эмоциях представляют собой

просто словари синонимов. Но для плодотворной разработки того, что уже само

по себе очевидно, есть известные границы, и в результате множества трудов в

указанном направлении чисто описательная литература по этому вопросу,

начиная с Декарта и до наших дней, представляет самый скучный отдел

психологии» [5,с.273].

Не случайно русский психолог Н.Н.Ланге писал в то время, что «Чувство

занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой и вечно

обобранной в пользу старших сестер — "ума" и "воли". Ему приходится

обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда как воля, а

особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты. Если собрать все

научные исследования о чувствах, то получится список столь бедный, что его

далеко превзойдет литература любого вопроса из области познавательных

процессов, даже очень мелкого... Причин этой общей "нелюбви" много. Здесь,

вероятно, играет некоторую роль и общий характер современной культуры, по

преимуществу технической и внешней, и то, что рассуждения старых психологов

о чувствах отталкивают нас своей риторичностью и морализациями, и то, что

эта область вообще трудно поддается точным и научным методам исследования

и, наконец, то, что для психолога, как и ученого вообще, область ума и

познания обыкновенно ближе и доступнее, чем область эмоций. Может быть,

дело было бы иначе, если бы в разработке психологической науки женщины

приняли большее участие, чем доныне» [13,с.55].

С тех пор многое изменилось. Не оправдалось предсказание М.Мейера

(Меуег, 1933) о том, что эмоции постепенно исчезнут из сферы психологии, но

сбылось пожелание Н.Н.Ланге — и профессия психолога теперь в основном стала

женской. Появилось очень большое количество работ, посвященных эмоциям и

чувствам, особенно в зарубежной психологической литературе. Однако и до сих

пор вопрос, поставленный в заголовке статьи У.Джемса «Что такое эмоция?»,

остается актуальным как для психологов, так и для физиологов. В последние

десятилетия заметна тенденция к эмпирическому изучению отдельных

эмоциональных реакций без попыток теоретического осмысления, а подчас и к

принципиальному отказу от этого. Например, Дж.Мандлер (1975) доказывает

бесполезность поиска определения эмоций и создания теории эмоций. Он

полагает, что накопление результатов эмпирических исследований

автоматически приведет к решению всех тех вопросов, ради которых и строится

теория эмоций. Б.Райм (В. Rime, 1984) пишет, что современное состояние

изучения эмоций представляет разрозненные знания, непригодные для решения

конкретных проблем. В руководстве Human physiology (1983) утверждается, что

дать эмоциям точное научное определение невозможно. Это подтверждает и

анализ определений эмоций, даваемых в отечественной литературе (Левченко и

Бергфельд, 1999). Существующие теории эмоций в основном касаются лишь

частных аспектов проблемы.

А.Н.Леонтьев (1971) справедливо считает, что трудности, которые

обнаруживаются при изучении этой проблемы, объясняются главным образом тем,

что эмоции рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их на

различные подклассы, отличающиеся друг от друга как генетически, так и

функционально. В предисловии к пятому тому «Экспериментальной психологии»

А.Н.Леонтьев (1975) пишет: «Совершенно очевидно… что, например, внезапная

вспышка гнева имеет иную природу, чем, допустим, чувство любви к Родине, и

что никакого континуума они не образуют» [9,с. 7]. По этому же поводу пишут

и Ф.Тайсон и Р.Тайсон (1998): «Различные теории аффектов зачастую

несовместимы друг с другом и запутывают читателя, потому что каждый автор

пытается по-своему определить релевантные концепции и феномены, одни более

явно, чем другие. Вдобавок термины "аффект", "эмоция", "чувство" нередко

используются как взаимозаменяемые, что отнюдь не добавляет ясности

концепции аффектов» [20,с.173]. Добавим, что нередко за чувства принимаются

нравственные качества, самооценки, ощущения. Не случайно некоторые

исследователи эмоций считают, что проблема находится в кризисном состоянии

(Васильев, 1992). Подтверждением этому служит и то обстоятельство, что в

отечественной психологии за последние четверть века практически не

обсуждаются теоретические вопросы, связанные с эмоциональной сферой

человека, не делаются попытки навести хоть какой-то порядок в используемом

понятийном аппарате.

Несмотря на большое число публикаций по проблеме эмоций даже в солидных

монографиях и учебниках для психологов многие аспекты эмоциональной сферы

человека, имеющие большое практическое значение для педагогики, психологии

труда и спорта, даже не обозначаются. В результате проблема эмоций и чувств

оказывается представленной в ущербном виде.

Таким образом, необходимо разработать подходы к созданию

дифференциально-психологической концепции структуры эмоциональной сферы

человека. Можно возразить, что такая концепция существует в виде ставшей

популярной теории дифференциальных эмоций С.Томкинса и К.Изарда. Однако эта

теория, с одной стороны, по названию представляется слишком узкой, не

охватывающей все эмоциональные явления, образующие мотивационную сферу

человека, а с другой стороны, по содержанию слишком широкой и неадекватной

своему названию, так как в ее рамках рассматриваются не только эмоции, но и

другие эмоциональные образования, эмоциями не являющиеся: эмоциональный тон

ощущений (удовольствие — отвращение), чувства (любовь, зависть и др.),

эмоциональные свойства и особенности личности (например, тревожность).

Эмоциональная сфера личности — это многогранное образование, в которое,

кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный

тон, эмоциональные состояния эмоции), эмоциональные свойства личности,

акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных

типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), и каждое из

них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки.

Таким образом, эмоциональная сфера человека - более емкое понятие,

включающее и многие другие эмоциональные явления.

Эмоции и чувства способны регулировать деятельность человека в

соответствии с предвосхищаемыми результатами, но в то же время, хотя эмоции

и играют очень важную роль в мотивации, сами мотивами не являются.

Аффекты, эмоции и чувства разделяют по продолжительности во времени.

Самые непродолжительные во времени аффекты, они сопровождаются ярко

выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, а самыми

продолжительными - чувства, причем они надситуативны, предметны и

иерархизированы.

В биологических теориях эмоций (теории Анохина, Даффи, Линдсли, Джемса,

Ланге) источник их возникновения кроется в органических изменениях. В

психоаналитических теориях причина эмоций - столкновение инстинктивной

энергии с запретами и нормами Супер-Эго. Это можно объяснить тем, что вся

теория психоанализа была построена на представлении о двух инстинктах

(эрос, тонатос), а так же на трехкомпонентной теории строения личности (Ид,

Эго, Супер-Эго).

В когнитивной теории возникновение эмоций связывается с деятельностью

cogito, и эмоция представляется как оценка, в этом с когнитивными теориями

эмоций сходна информационная теория Симонова, где эмоция это оценка

ситуации.

Оставшиеся теории: мотивационная, адаптационная соответственно

рассматривают эмоции как мотивы адаптации к условиям среды.

Отдельное место в теории эмоций занимает взгляд А.Н.Леонтьева [9,с.27].

Он рассматривает эмоции в рамках своего учения о деятельности, где

механизмом их возникновения является человеческая деятельность. Причем он

говорит о том, что эмоции - это "специфическое личностное отношение", а уже

само понятие отношения включает в себя понятие о деятельности.

Эмоции и чувства не только возникают в процессе деятельности, но и

порождают деятельность - управляют поведением человека.

В качестве примера рассмотрим ситуацию, когда пассажир едет на машине с

человеком, который крайне неосторожно управляет ей. При этом пассажир не

будете любоваться окружающим пейзажем, а будет сосредоточенно смотреть на

дорогу и пытаться сообразить, что бы такого сделать, чтобы машину вели

более аккуратно. Здесь на лицо влияние эмоции страха за свою жизнь на

активность всего организма.

Основную мотивационную систему человека составляют десять базовых

эмоций - радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение,

страх, стыд, вина.

Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания. Данные

базовые эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение

в целом.

Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.

- базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и

специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).

- базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое

переживание, которое осознается человеком.

- базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических

процессов.

- базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на

человека, служит его адаптации.

Таким образом, в настоящее время не существует единой общепризнанной

научной теории эмоций. Все существующие теории объединяет то, что эмоции и

чувства имеют значительную, можно сказать даже определяющую роль, в

деятельности человека. Эмоционально-чувственная сфера человека определяет

степень воздействия на индивидуума внешних факторов и его реакцию на эти

факторы. Далее рассмотрим данный вопрос в аспекте психологического

консультирования.

1.2. Особенности проявления тревожности в процессе психологического

консультирования

Одним из основных чувств, которое испытывает человек, обращаясь к

психологу, является тревожность. Тревожность занимает одно из важнейших

мест, как в нормальной психодинамике, так и в психопатологии, т.е. в

возникновении различных симптомов. Тревожность предупреждает об опасности,

угрозе и в этом смысле имеет не меньшую ценность, чем боль. Тревожность —

сигнал не только предупредительный, но и защищающий от конфликтов, потому

что задействует механизмы психологической защиты.

Одна из наиболее частых "маскировок" тревожности — переименование. "Я

раздражен; я в напряжении; у меня слабость; я боюсь; мне грустно; я

постоянно просыпаюсь по ночам; я не чувствую себя самим собой" — клиенты

используют десятки слов и выражений для обозначения состояния тревожности.

Очень часто тревожность выражается соматическими симптомами.

Большинство клиентов связывают их со специфическими ситуациями, вызывающими

тревожность. Однако неправильно называть такие симптомы "функциональными",

"на нервной почве" и т.п., поскольку клиент чувствует себя как бы

обвиненным в симуляции и жалующимся на что-то фиктивное, поэтому прибегает

к отрицанию и другим средствам психологической защиты. Иногда соматические

жалобы представляют собой просто способ заявить о своей тревожности.

Например, когда клиент жалуется, что у него болит голова в присутствии

жены, консультант имеет возможность прояснить проблему: "Кажется, Вы хотите

мне сказать, что в присутствии жены по каким-то причинам нервничаете, и

Ваша тревожность проявляется головной болью. Если нам удастся узнать, что

вызывает у Вас тревожность, мы сможем одолеть эту головную боль". Подобная

тактика значительно лучше, чем прямое утверждение: "У Вас головная боль на

нервной почве". Соматические симптомы не обязательно возникают вследствие

тревожности — часто они просто замещают тревожность.

Порой тревожность маскируется определенными действиями. Весь спектр

навязчивых действий — от стучания пальцами по столу, кручения пуговиц,

докучливого моргания глазами, почесывания и до переедания, чрезмерного

пьянства или курения, навязчивой потребности покупать вещи — может означать

тревожность из-за конфликтной жизненной ситуации.

Тревожность также нередко скрывается за другими эмоциями.

Раздражительность, агрессивность, враждебность могут выступать в качестве

реакций на вызывающие тревогу ситуации. Некоторые клиенты сами объясняют,

что, когда они начинают испытывать напряжение, то становятся саркастичными,

язвительными, трудно уживчивыми. Другие клиенты в подобных ситуациях,

наоборот, становятся холодными, скованными, неразговорчивыми. Второй тип

реакций обычно выражает внутренний конфликт между бессилием и

агрессивностью, и этот конфликт парализует активность.

Многоречивость тоже способ маскировки тревожности. Таким образом,

клиент стремится скрыть свою тревожность и "обезоружить" консультанта.

Словесный поток не следует прерывать, нужно лишь уделить внимание

скрывающейся за ним тревожности. Непрерывное говорение - это своеобразная

форма самозащиты, которую неосмотрительно сразу ломать. Консультант сквозь

призму собственных чувств должен проанализировать мотивы многоговорения,

имея в виду, что в повседневной жизни клиент точно так же досаждает

окружающим пустыми разговорами, стараясь и спрятать свою тревожность, и

убежать от нее.

Некоторые клиенты, чтобы завуалировать свою тревожность и подавить

активность консультанта, постоянно перебивают его. Это заметно фрустрирует

консультанта, но большинство клиентов не являются опытными "прерывателями",

и консультант легко справляется с ситуацией. Трудно в тех случаях, когда на

самом деле клиент малоразговорчив и не стремится заполнять паузы между

высказываниями, однако сразу перебивает консультанта, когда тот начинает

говорить. Даже если консультант пытается возразить, такой клиент не

останавливается, как бы не слыша его слов. Консультанту тогда следует не

вступать в конкуренцию, а резко оборвать клиента и указать на

недопустимость подобного поведения. Стремление прерывать консультанта может

быть обусловлено не вполне осознанным страхом перед каким-либо вопросом или

высказыванием. Иногда разумно прямо спросить, понимает ли клиент, что

делает. Прямой вопрос поможет клиенту осознать способ своего поведения в

состоянии тревожности.

Определенная категория клиентов защищается от тревожности

парадоксальным путем. Они с демонстративной открытостью рассказывают о

своих заботах и спрашивают, что им делать. Так ведут себя и с

консультантом. Такое подчеркнутое выпячивание тревожности, как правило,

является проявлением враждебности, и консультант должен обратить на это

внимание клиента.

Тревожность может мотивировать сопротивление самому процессу

консультирования. По существу происходит сопротивление осознанию внутренних

конфликтов, а тем самым и усилению тревожности. Сопротивляясь, клиент

старается контролировать свою открытость, высказывать только

"цензурированные" мысли и чувства, быть как можно более безличностным,

подавлять свои чувства по отношению к консультанту. Замечания консультанта

должны, напротив, обращать внимание клиента на то, каким образом он

избегает тревожности: "Вы изменили тему беседы?", "Вы пытаетесь переключить

внимание на меня?", "Вы хотите, чтобы я указал Вам тему высказывания?", "Мы

снова возвращаемся назад — Вы стремитесь навязать мне руководство беседой"

и т.п.

Иногда тревожность заставляет клиента не только сопротивляться, но и

демонстрировать враждебность к консультанту, чаще всего в скрытой форме.

Клиент с презрением и сарказмом критикует глупых консультантов, которых

посещал прежде, рассказывает истории об ошибках психологов и

психотерапевтов. Более утонченная форма наступления на консультанта состоит

в стремлении подружиться с ним, чтобы консультант воспринимал клиента не

как клиента, а как друга. Тревожный клиент - мужчина старается найти общие

интересы с консультантом и выступать в роли его партнера по хобби. С этой

целью клиенты приносят почтовые марки или другие коллекционируемые

предметы, стремясь осуществить обмен, приглашают консультанта на чашку кофе

или обед и т.п. Женщины ведут себя сходным образом, но с характерной для

них спецификой — стараются подчеркнуть свою женскую привлекательность,

демонстрируют материнское или сестринское поведение, проявляют

озабоченность внешним видом и здоровьем консультанта, что создает у них

иллюзию дружеских отношений. Такое поведение клиентов направлено на

"уничтожение" консультанта как профессионала; побуждающими мотивами

выступают страх и тревожность, отрицание серьезности проблем. Если

консультант поддается влиянию и действительно становится "другом" клиента,

возникает много серьезных трудностей в консультативном контакте и, можно

сказать, консультирование как таковое заканчивается.

Консультируя тревожных клиентов, важно знать не только способы,

которыми они маскируют свою тревожность, но и средства, с помощью которых

стремятся избавиться от неприятного воздействия тревожности. Этими

средствами служат механизмы психологической защиты. Механизмы функционируют

автоматически, на бессознательном уровне. Использование защитных механизмов

для уменьшения тревожности не представляет патологии, пока не становится

утрированным и не начинает искажать понимание реальности и ограничивать

гибкость поведения. Описано много механизмов психологической защиты.

Охарактеризуем вкратце основные из них:

1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в

бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud

подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он

играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие

этого механизма для уменьшения тревожности оказывается

недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие

вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее

широко известны две комбинации защитных механизмов:

a. вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует

возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх

матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью,

представляет собой защиту против враждебности к ребенку,

сочетающую механизмы вытеснения и смещения;

b. вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта

комбинация образует основу истерических реакций.

2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное

нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий

удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или

символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные

черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на

неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш

первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и

т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях

(больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических

формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при

шизофрении.

3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей,

чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у

себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной

жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с

легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих

в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что

приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто

срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии

проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется

способность отличать фантазии от реальности.

4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя)

человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции.

Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности,

поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы.

Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого

человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами

любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или

агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения

превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла

интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.

5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли,

чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы.

Рационализация — самый распространенный механизм психологической

защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов,

и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то

рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует

смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством.

Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать

ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы

минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана,

поэтому она и опасна.

6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает

преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях

устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация

тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств

размышлениями о них (например, вместо реальной любви — разговоры о

любви).

7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и

воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально,

поскольку достижение статуса является важной потребностью почти

всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой

становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация

низкого роста — стремлением к власти и агрессивностью; компенсация

инвалидности — грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую

компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и

косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет

неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными,

противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер.

Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его

антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство

отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может

скрывать враждебность и т.п.

9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний,

потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном

уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует.

Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей

(если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет

существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях

кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря

близкого человека и т.п.).

10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более

приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от

работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение

проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого

в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

Близким к тревожности состоянием является страх. Но тревожность в

отличие от страха не имеет определенного объекта, страх же всегда связан с

конкретным объектом окружения (лицом, предметом, событием). Страх имеет

биологическую значимость, так как охраняет от многих опасностей. Без

чувства страха мы оказались бы легко уязвимы.

Чаще всего, клиенты обращаются по поводу конкретных страхов, связанных

с какими-то важными событиями (боязнь экзамена, страх перед хирургической

операцией и т.п.). В таких случаях сначала следует помочь клиенту понять

смысл события, вызвавшего чувство страха, разобраться, в какой степени его

реагирование на это событие является оправданным и адекватным.

Стержнем невротического поведения с преобладанием фобий является

усиленное избегание тревоги, стремление обойти породивший ее конфликт.

Поэтому клиент нередко спокойно говорит о своем страхе, но отрицает

существование любых внутренних конфликтов, связанных с этим страхом.

Консультант должен быть готов к такому поведению. Попытки избежать

обсуждения конфликта могут проявиться самыми разнообразными способами.

Обычно клиенты крайне осторожны в отношениях с консультантом. Они склонны

сопротивляться стремлению консультанта говорить о вещах, провоцирующих

тревожность. Сопротивление опять же принимает разные формы. Клиент забывает

детали предыстории своих проблем, которые проливают свет на суть

психологического конфликта. Например, возникновение фобии как-то связано с

изменениями жизни клиента, системы отношений его личности, но клиент об

этом даже не упоминает, хотя такая информация весьма существенна для

понимания природы фобии.

Часто в консультировании встречается скрытая враждебность, которую

консультант невольно чувствует. Справиться с ней сложнее, чем с откровенной

агрессивностью. Большинство клиентов бывают не готовы к идентификации

затаенной враждебности, да и консультанту небезопасно превращать скрытую

враждебность в открытую. Тем не менее, если в беседе с клиентом мы

почувствуем что-то недоброе, следует помочь ему вербализовать свои

переживания, открыто выразить их, потому что любые невыраженные сильные

эмоции, особенно отрицательные, дезорганизуют логическое мышление и

поведение, способствуют возникновению психосоматических симптомов и

затрудняют процесс консультирования. К вопросу скрытой враждебности мы еще

вернемся в разделе об особенностях консультирования клиентов с

психосоматическими жалобами.

Когда человек ищет психологической помощи, он обычно надеется, что в

его жизни возможны положительные перемены. Однако иногда люди попадают к

консультанту не по своей воле и отвергают роль клиента, навязываемую

другими лицами. Например, клиент говорит: "Моя жена потребовала, чтобы я

пришел сюда, однако не думаю, что Вы сможете мне помочь". Некоторые

обращаются к консультанту с единственным намерением — доказать, что никто

не способен им помочь. Этим клиентам в процессе консультирования недостает

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ