Рефераты

Возможность интеграции теорий на примере РЭПТ

Возможность интеграции теорий на примере РЭПТ

томский государственный университет

факультет психологии

Курсовая работа

на тему:

«Возможность интеграции теорий на примере РЭПТ»

Выполнил: студент III курса ФП гр.2092

Каратаев Р.Г.

Проверил:

Профессор, член корреспонденции РАО Залевский Г.В.

2002г.

Введение --------------------------------------------------------------

--- 2

Теоретический аспект рационально-эмотивной терапии. 4

Бихевиорально-когнитивная интеграция. ------------------- 10

Развенчание мифа о невозможности интеграции. ----------15

Случай из практики -------------------------------------------------23

Заключение-------------------------------------------------------------

30

Список литературы--------------------------------------------------31

Введение.

На протяжении большого количества времени эта проблема не затрагивалась

в литературе, попытки объединения есть, но они очень своеобразно

оцениваются практиками и теоретиками в области психологии, психотерапии. А

речь идёт о таком, на мой взгляд, интересном вопросе, как интеграция

методов, и использование методик в практическом применении к пациенту, со

сближением методологий.

Попытки совместить теорию и практику уже были, Лазарус с его

эклектическим подходом, Нельсон-Джоунс и его консультирование по жизненным

умениям, но одобрительных реакций в сторону интегрированных направлений не

так много, и даже были упрёки по отношению к ним.

В этой курсовой работе я делаю попытку отразить совместное применение

методов различных направлений с интеграцией теоретических моментов

лежащих в основе этих методов.

На примере рационально-эмотивной терапии А. Эллиса в этой курсовой

работе я освещаю вопрос совместного использования практической стороны и не

противоречащей ей теоретической стороны. В большей степени будет затронута

поведенческая и когнитивная часть этой теории, но также я обозначу и

эмоциональный аспект. Следующая курсовая работа, в большей степени

посвящённая эмоциональному и динамическому аспекту теории и практики

рационально-эмотивной терапии (РЭТ) Альберта Эллиса, дополнит разбор

поставленного вопроса.

Так же я провожу пилотажное исследование с целью обозначить и отразить

способность рационально-эмотивной терапии использовать практически методики

интегрированного типа, не расходящиеся с теоретическими моментами РЭТ

интегрированной теории. В дальнейшем с помощью метода теоретического

анализа, а также разбора практического примера РЭТ-терапевта, я отражаю

взаимосвязь между поведенческим и когнитивным направлением.

В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в

частности, в исследованиях Пиаже, были сформулированы ясные научные

принципы, которые можно было применить на практике. Даже изучение поведения

животных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивные

возможности, что бы понять, как у них происходит научение. Кроме того,

возникло понимание того, что поведенческие терапевты, сами того не

подозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов. Тренинг

социальных умений не является на самом деле обусловливанием: пациенты

обучаются не специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий,

необходимых для совладания с ситуациями страха. Использование воображения,

новых способов мышления и применения стратегий включает когнитивные

процессы.

Итак, новый этап в развитии поведенческой терапии знаменуется

трансформацией ее классической модели, основанной на принципах

классического и оперантного обусловливания, в когнитивно-поведенчискую

модель. Мишенью "чистого" поведенческого терапевта является изменение

поведения; мишенью когнитивного терапевта - изменение в восприятии себя и

окружающей действительности. Когнитивно-поведенчиские терапевты признают и

то и другое: знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его

последствия воздействуют на представления о себе и мире.

Теоретический аспект рационально-эмотивной терапии.

Нужна ли интеграция в современной психологии на уровне теорий, а

точнее, возможна ли эта интеграция в данное научное время? Этот вопрос

постоянно возникает при практических занятиях, а также постоянно

затрагивается в научной литературе различных направлений психологии.

Разные теории в свою очередь не мешают современному консультанту, так или

иначе поддерживающему определённую школу, соединять на практике методы и

методики, основанные на разных теоретических постулатах. Если поведенческая

техника помогает человеку в решении его проблемы, то не важно, что в целом

консультант в теоретическом плане склонен, например, рассматривать человека

с феноменологической позиции, главное помочь человеку. Такое отношение, на

мой взгляд, не совсем верно, так как есть возможность интеграции

методологий, при успешной совместной практике. В современной психологии

появилась новое направление, которое берёт истоки из поведенческого подхода

психологии и успешно интегрирует динамическое, когнитивное и

гуманистическое направление психологии.

Рационалоно-эмотивная теория и терапия Альберта Эллиса*, в которой без

противоречий взаимодействуют три "краеугольных камня": мышление, эмоция,

поведение. Все три аспекта взаимосвязаны, изменение одного из них часто

вызывает изменение других. Если человек изменяет способ мышления, т.е.

думает о событии по-другому, очень вероятно, что вслед за этим изменится и

его эмоциональная реакция на событие и, возможно, также изменится

поведение. Существует не много психологических направлений,

ориентированных непосредственно на эмоции, поскольку на эмоции трудно

оказать прямое воздействие. В этом отношение теории РЭТ, возможно является

уникальной, поскольку она фокусируется на взаимодействии мыслей и эмоций.

Первый и наиболее важный принцип рационально-эмотивной теории состоит в

том, что мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональное

состояние человека. Проще говоря,

Альберт Эллис - исполнительный директор нью-йоркского Института

рационально-эмотивной терапии. Более 40 лет он проработал в области

психотерапии, семейного консультирования и сексуальной терапии.

Американская гуманистическая ассоциация наградила Эллиса званием Гуманиста

Года, Американская гуманистическая ассоциация удостоила его награды за

особый вклад в науку, а Академия психологов особо отметила его вклад в

семейную терапию. Доктор Эллис является автором или редактором около 50

книг и монографий, а также более 500 статей на психологические,

психиатрические и социологические темы. ОН получил докторскую степень в

области клинической психологии в Университете Колумбии ( Нью-Йорке) в 1947

году.

как мы думаем, так и чувствуем. Не события и другие люди заставляют нас

"чувствовать хорошо" или " чувствовать плохо ", а наши собственные

мыслительные процессы определяют самочувствие. Поэтому, хотя внешние

события в прошлом или настоящем оказывают влияние на нас, но они не

являются причиной наших эмоций. Наши внутренние качества, наше восприятие и

оценка внешних событий и обстоятельств являются более прямым и мощным

источником наших эмоциональных реакций.

Второй главный принцип рационально-эмотивной теории гласит, что в

основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат

нарушения мыслительных процессов. К ним относятся: преувеличение,

упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные предположения, ошибочные выводы,

абсолютизация.

И заключительной третьей частью теории является важность формирование у

клиента новой рациональной жизненной философии. Рациональная философия

утверждает, что построить справедливые отношения с окружающими можно на

основе человеческого благоразумия и предвиденья наших действий. Что

нравственно, а что не нравственно решается в каждой конкретной ситуации;

абсолютно правых или неправых не бывает. В действительности, оценка своих

действий категориями абсолютной правоты или ошибочности ведёт к чувствам

вены, стыда, к тревоге и депрессии, либо враждебности и нетерпимости к

другим.

Наша точка зрения на события зависит от нашего восприятия и оценки,

которые в свою очередь отражают наши личностные системы ценностей. Как и

другие философские школы, рационально-эмотивная философия включает:

1. эпистемологию, теорию познания.

2. диалектику, искусство аргументации.

3. систему ценностей.

4. этические принципы.

Но что же послужило отправной точкой для этого определения рациональной

философии, истоки РЭТ восходят к философам-стоикам. Эпиктен писал: "Людей

расстраивает не события, а то, как они на них смотрят". Из современных

консультантов предшественников РЭТ был Альфред Адлер. "Я убеждён, - говорил

он, - что поведение человека берет начало в идеях… Человек не относится к

внешнему миру предопределённым образом, как часто предполагают. Он всегда

относится к нему согласно своей собственной интерпретации себя и своей

настоящей проблемы... Именно его отношения к жизни определяет его связи с

внешнем миром" (A.Adler,1964). В первой книге по индивидуальной психологии

(1931) Адлер сформулировал девиз "Всё зависит от мнения".

Философская направленность РЭТ - это откровенный гедонизм. Однако, в

отличие от слепого инстинктивного гедонизма Фрейдовского "Оно", в РЭТ

гедонизм управляем и имеет индивидуальные особенности. В то время как в

концепции "Оно" всеми нами управляют одни и те же импульсы, согласно РЭТ

людям присущ активный поиск разнообразных приятных переживаний, поиск

удовольствия. РЭТ не предписывает, как и за счёт чего получать

удовольствие, но подчеркивает, что получение удовольствия и сохранение

жизни являются основными целями жизни.

Расстройства в эмоциональной сфере являются результатом нарушений в

когнитивной сфере. Эти нарушения в когнитивной сфере Эллис назвал

иррациональными установками. Он выделил четыре группы таких установок,

которые наиболее часто создают проблемы у пациентов:

1.Установки долженствования. Некоторые люди убеждены в том, что в мире

существуют некие универсальные установки (принципы),

которые, несмотря ни на что, должны быть реализованы. Например, "мир должен

быть справедливым", "люди должны быть честными". Такие установки часто

выявляются в подростковом возрасте.

2.Установки преувеличения (драматизация, катастрофизация). При этих

отдельные события, происходящие в жизни, оцениваются как катастрофические

вне какой-либо системы отсчета. Катастрофические установки проявляются в

высказываниях пациентов в виде оценок, выраженных в самой крайней степени:

"ужасно", "невыносимо" и т. п. Например: "Ужасно остаться одному на

старости лет".

3.Установка обязательной реализации своих потребностей. В основе этой

установки лежит иррациональное убеждение в том, что, для того чтобы

осуществиться и стать счастливым, человек должен обладать определёнными

качествами. Например: "Я должен быть на высоте в моей профессии, иначе я

ничего не стою".

4.Оценочная установка. При этой установке оценивается личность человека

в целом, а не отдельные черты, качества, поступки и т.д. Другими словами,

здесь отдельный аспект человека отождествляется с человеком в целом.

С точки зрения Эллиса, иррациональные установки - это жёсткие

эмоционально-когнитивные связи. Они имеют характер предписания, требования,

приказа, носят, как говорил Эллис, абсолютистский характер. Поэтому обычно

иррациональные установки не соответствуют реальности. Отсутствие реализации

иррациональных установок приводит к длительным, неадекватным ситуации

эмоциям.

Помимо четырёх иррациональных установок Эллис, в разное время, выделил

двенадцать иррациональных идей, по его мнению, лежащих в основе большинства

эмоциональных расстройств. В дальнейшем, этот список пополнился ещё

пятнадцатью пунктами, но это, по словам самого Эллиса лишь дополнения и

углубления в основные двенадцать пунктов.

1.Для каждого взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый

его шаг был привлекательным для окружающих.

2.Есть поступки порочные, скверные. И повинных в них следует строго

наказывать.

3.Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами.

4.Это катастрофа когда всё идёт не так, как хотелось бы.

5.Если что-то пугает или вызывает опасения - постоянно будь начеку.

6.Легче избегать ответственности и трудности, чем их преодолевать.

7.Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем-то, что

он ощущает в себе.

8.Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и

успешным. (Нужно всё знать, всё уметь, всё понимать и во всём добиваться

успеха.)

9.То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять

на неё.

10.На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому нужно

сделать всё, что бы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

11.Плыть по печению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.

12.Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

У нормально функционирующего человека существует рациональная система

установок, в отличии иррациональных установок она является более гибкой, а

так же ей соответствует умеренная сила эмоций. Эмоции при нормальном

функционировании также могут носить интенсивный характер, но они не

захватывают человека целиком, как это происходит при нестабильном

эмоциональном состоянии у человека с жёсткими убеждениями.

РЭТ не интересует генез иррациональных установок, ее интересует, что

подкрепляет их в настоящем. В основе проблемы главным образом лежит

интерпретация в "здесь и сейчас", а не прошлый негативный опыт, который

произошёл с человеком в детстве. Настоящая причина расстройств, стало быть,

сами люди, а не то, что случается с ними, хотя и жизненный опыт,

безусловно, оказывает некоторое влияние на то, что они думают и чувствуют.

Эллис считает, что иррациональные идеи имеют глубокое биологические

корни и людям трудно отказаться от них. Люди не являются исключительно

продуктами социального научения. Патологические симптомы являются

результатом биосоциального научения: люди склоны к иррациональным,

эмпирически не обоснованным идеям не только потому, что они особым

воспитывались в семье, а потому, что они, прежде всего люди.

РЭТ считает, что среда - особенно родительская семья в детстве -

подкрепляет, но не создаёт тенденцию мыслить иррационально. Родители учат

детей отвечать определённым стандартам, и прививают им ценности, однако они

не требуют от них абсолютного соблюдения норм. Люди сами, естественным

образом, добавляют к социально усвоенным нормам жёсткие команды.

Люди по природе своей как разумны, так и не разумны. С одной стороны,

они предрасположены к самосохранению, к размышлению, к креативности; они

учатся на ошибках и способны к личностному росту. С другой стороны, они

склонны к саморазрушению, к немедленному удовлетворению потребности в

удовольствиях, к откладыванию дел, к повторению одних и тех же ошибок, к

суеверию, нетерпимости, перфекционизму и максимализму они избегают глубоких

размышлений и не актуализируют свой потенциал роста.

Последнем, что можно отметить в теории РЭТ - это так называемая модель

"АСП" или как называл её Эллис: "ABC-теория личности". Всё, что человек

делает в большинстве своём направленно на удовлетворения собственных

желаний, то есть главным отражающем человека элементом будет стремление его

к какой-то цели (G - goals), но на пути к достижению этой цели человек

сталкивается с препятствиями. В РЭТ эти препятствия называются Негативными

Активизирующими Событиями (A-activating events). В свою очередь эти А

влияют на формирование убеждения, и если человек в следствии Негативного

Активизирующего События будет идти по пути иррациональных установок, то в

следствии их он построит систему иррациональных убеждений (iB - irrational

Beliefs), которые в свою очередь будут влиять на эмоциональные и

поведенческие реакции (C- conseguences). В

дальнейшем на основе убеждений происходит формирование жизненной философии

человека, и если в её основе главенствующие, большее положение занимают

иррациональные убеждения, то это прямым образом отразится на:

психологическом, эмоциональном и поведенческом уровне человека. От того,

какой жизненной философии придерживается человек, будет показывать его

возможность к самоактуализации.

Бихевиорально-когнитивная интеграция.

С самого своего возникновения в начале 70-х годов когнитивно-

бихевиоральная терапия (КБТ) и когнитивно-бихевиоральное моделирования

(КБМ) стремились к интеграции клинических задач психодинамики и системной

психологии с бихевиоральными техниками. Все эти направления внесли свой

вклад в общий процесс психотерапевтической интеграции.

Но как возможно совместить такие два на первый взгляд несовместимых

направления, бихевиоральное и когнитивное. Уже в работах Пиаже была

затронута проблема существования у животных определённых мыслительных

процессов, хотя классический бихевиоральный подход это отрицает, говоря о

оперантном обусловливании. В дальнейшем приверженцы поведенческого

направления согласились с так называемым черным ящиком, находящимся между

стимулом и реакцией, но когнитивные психологи сделали предположение о том,

что когниции это ничто иное, как недостающие звено между стимулом и

реакцией.

У поведенческих и когнитивных терапевтов обнаружился ряд общих черт

(Ch. L. Doyle, 1987):

1. И те и другие интересуются причинами расстройств или прошлым

пациентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие терапевты

сосредотачиваются на актуальном поведении, а когнитивные - на том,

что думает человек о себе и о мире.

2. И те и другие смотрят на терапию как на процесс научения, а на

терапевта - как на учителя. Поведенческие терапевты учат новым

способам поведения, а когнитивные - новым способам мышления.

3. И те и другие дают свои клиентам домашнее задания, с тем чтобы те

практиковали за пределами терапевтической среды то, что получили во

время сеансов консультирования.

Клинической областью, сблизивший когнитивный и поведенческий подходы,

явилось невротическая депрессия. Бек (1967), наблюдая больных с

невротической депрессией, обратил внимание на то, что в их переживаниях

постоянно звучали темы поражения, безнадёжности и неадекватности.

Под влиянием Пиаже Бек концептуализировал проблемы депрессивного

пациента: события ассимилируются в негавистическую, абсолютистскую

когнитивную структуру, результатом чего является уход от действительности и

социальной жизни. Пиаже также учил, что деятельность и её последствия имеют

силу изменять когнитивную структуру. Это привело Бека к составлению

терапевтической программы, которая использовала некоторые из инструментов,

разработанных поведенческими терапевтами (самоконтроль, ролевая игра,

моделирование, домашние задание и д.р.).

Между поведенческой и когнитивной терапией очень трудно провести прямую

закономерность, но в работах классических бихевиаристов есть очень много

аспектов, которые можно рассмотреть через призму когнитивной теории, и

которые послужили отправной точкой, эволюционной основой для когнитивной

теории. Один из классиков бихевиоральной теории Иван Петрович Павлов в

своём эксперименте пришёл к тому, что получил условный рефлекс путём

соединения нового стимула с безусловным рефлексом. Эту же закономерность мы

можем проследить в формировании убеждений в когнитивной теории, если взять

стимул за активизирующее событие, а эмоциональную реакцию, как условный

рефлекс, взаимодействующий с безусловным рефлексом - когницией. Примером

может послужить постоянное общение на определённую тему двух людей. Если

мнение одного человека серьёзно противоречит другому, по обсуждаемой теме,

то у него складывается отрицательная эмоциональная реакция на основе

когнитивного вывода, и это эмоциональное состояние возникает каждый раз

даже при косвенном упоминании этой темы, причем такой эмоциональной реакции

не возникает при общении на эту же тему с другим человеком.

В дальнейшем в работах Уотсона так же можно выделить насколько примеров

затрагивания будущей когнитивной теории. Его предположение о существовании

внутреннего стимула, который происходит из внутренней среды можно

определить как когниции. Так же Уотсон даёт новое определение стимула,

определяя его как ситуацию. Очень интересным стал эксперимент проведённый

Уотсоном и Рейнором с участием 11-летнего мальчика Альберта

[1,224с.]. В этом эксперименте прослеживалась закономерность влияния

конкретной ситуации на эмоциональную реакцию человека, относительно этой

ситуации, вследствие его научения, или как сказали бы когнитивные

психологи, убеждения. Так же одним из первых психологов поведенческого

направления он даёт определение мышления, он определяет его как разговор с

самим с собой. В дальнейшем он делает вывод о том, что человеческое

мышление при реагировании на новую ситуацию имеет много общего с поведением

проб и ошибок.

Но совершенно новый смысл вносит в бихевиоральное направление

знаменитый учёный Скинер. Он заявляет о том, что реакцию, которая имела

место, невозможно предсказать или проконтролировать, и единственное, что

можно предсказать, - это вероятность возникновения подобной реакции в

будущем. Тем самым он изменяет устоявшийся взгляд на классическую

установку, стимул - реакция, в плане не предсказуемости реакции от

воздействующего стимула. Он по сути дела заявляет о том, что человек не в

полной мере зависим от внешней среды, и что есть что-то особое, внутреннее.

Скинер делает упор на операнте, как на единице прогнозирующей науке

поведения, подчёркивая, что поведение оперирует в окружающей среде,

производя последствия. Он заявляет о том, что поведение само воздействует

на окружающую среду, производя последствия, и само зависимо от этих

последствий. Как это схоже с утверждениями Эллиса о том, что эмоциональная

и поведенческая реакция человека, вызванная определённой ситуацией на

определённое событие, также может быть активизирующем событием.

Ещё одним нововведением в бихевиоральную психологию, которые внёс

Скинер, стало определение самости. Скинер рассматривал самость как

репертуар видов поведения, соответствующих набору подкреплений, зависящих

от сопряжённых обстоятельств. Если рассматривать причинную обусловленность

поведения с традиционной точки зрения, люди выступают в роли автономно

действующих индивидов, ответственных за собственную жизнь. Скиннер,

наверное, первым даёт понять наряду с основой человеческого поведения, и

зависимости его от внешних условий то, что человек - это автономная

система со своими убеждениями и различными способностями реагирования на

одну и туже ситуацию.

Далее в психотерапевтической практике Скиннер делает акцент заболевания

на том, что оно приобретается в первую очередь за счёт научения. Так же

относительно диагностики в психотерапии, он делает акцент на двух

переменных, которые так же являются основными в РЭТ практике, это

способность консультанта быть контролирующем лицом во время

консультирования. Во-вторых, достаточно сильное изменение отношения клиента

к консультанту, при достаточном стечении времени консультант может стать

достаточно весомым подкрепляющем стимулом. В РЭТ терапии большое

количество внимания уделяют проблеме самоконтроля, в плане

контролирования, собственного выбора убеждения и в дальнейшем реагирования.

В определении психотерапии, которую даёт Скинер, так же делается акцент на

контроле, а точнее: "Психотерапия - это форма контроля, нацеленного на

исправления проблем, вызванных другими средствами контроля". [1,229с.]

Последнюю точку в продвижении к когнитивной теории и практики, в общем,

и РЭТ в частности, является социально-когнитивная теория знаменитого

Канадского учёного Альберта Бандуры. Многие скажут о том, что это уже и

есть в большей степени когнитивная теория, чем бихевиоральная, но я позволю

себе не согласиться. Такой вывод можно сделать на основе того, что в своей

теории учёный берёт, хотя и очень измененную, но всё же схему классического

бихевиоризма стимул-реакция. Вторым важным доказательством может послужить

приведение примеров в большей части поведенческого толка. И последним также

можно упомянуть мнение Бандуры на счет теории Скиннера, он хотя и

оспаривает её, но всё же придерживается её основ и строит весомую часть

своей теории на её основе. Вот, что он пишет о человеческой природе: "У

людей с рождения есть элементарные рефлексы, но люди не имеют врожденных

репертуаров поведения, следовательно, они должны их приобрести в процессе

научения. Часто бывает трудно чётко разделить поведение, основанное на

опыте, и физиологическое влияние, поэтому представляется целесообразным

анализировать детерминанты поведения, а не пытаться выделять такие

категории поведения, как выученное и врождённое поведение".

Бандура отказывается от классической модели стимул - реакция, и

заявляет о том, что между стимулом и реакцией находиться ничто иное, как

опосредованные организмом когнитивные процессы. Так же Бандура вводит

понятие человеческой агентности как способности осуществлять самоуправление

через контроль над собственными мыслительными процессами, мотивациями и

действиями. На основе человеческой агентности в дальнейшем исследователь

определяет понятие взаимного детерминизма, по его словам: "В основе

взаимодействующей агентности лежит модель триадрической взаимности.

Взаимность связана с причинной обусловленностью трёх факторов. Поведение,

когнитивные и личностные факторы и влияние окружающей среды действуют как

независимые взаимные детерминанты". В Эллисовской РЭТ теории это правило не

только также формулируется, но и занимает такое же место по отношению к

человеческой природе: " Другими словами, ощущение, движение, эмоции и

мышление не существуют в изоляции. Если человек ощущает или воспринимает

какой-то предмет ( например, палку ), он чаще всего одновременно производит

какие-то действия ( поднимает ее, отталкивает или

выбрасывает ), чувствует ( она ему нравится или не нравится ) и думает что-

то ( воспринимает, что видел такую же раньше или представляет себе, что с

ней можно сделать )".

Может на чей-то взгляд эти примеры, которые приведены здесь, не очень

отражают интегративный момент бихевиорально-когнетивной теории. Но не

согласиться с примерами приведёнными в главе нельзя, так как сами авторы

теорий частенько склоняются к сравнению своих определений и теоретических

основ с другими близкими в методологическом плане теориями. На мой взгляд,

здесь отражено непосредственное психоэволюционное развитие теорий от

классической бихевиоральной теории до бихевиорально-когнетивной.

Развенчание мифа о невозможности интеграции.

Очень интересно отражена это тема, интегрирования в двух докладах

Лазаруса, представленных в Фениксе, "О техническом эклектизме" и

"Эффективная терапия: запрет прокрустова ложа и развенчание десяти мифов".

В этих работах он представил свой взгляд на проблему интеграции в

современной практике и теории. По его словам после распада психоанализа на

отдельные школы, взявшие его за основу, но изменившие направления

(например, работы Адлера, Юнга, Ранка, Хорни, Салливана) привели к тому,

что количество практик и теорий возросло и продолжает возрастать. Приводя

как доказательство справочник Херинка (Herink,1980), описывающий 250 видов

психотерапий, Лазарус приходит к выводу: "Трудно сказать, является это

показателем эволюции или деградации".[3,332c.]

По его мнению, на теоретическом уровне не возможно интеграции, а

только лишь на практическом уровне, который он обозначил, как технический

эклектизм: "Психотерапевт, не забывающий в своей деятельности об этике,

может пользоваться разными техниками, которые кажутся ему полезными,

независимо от их происхождения".[3,333c.] Это не совсем правильный подход к

проблеме интеграции, и практические заимствования консультантами методик,

по их мнению, помогающих клиенту, но не совпадающими с их методологической

основой в большей степени вносят хаос и сумятицу в теории. Можно также

поставить под вопрос реальность помощи такого консультирования. Но что

лежит в основе такого противоречия и непонимания на уровне теорий,

относительно практической, реальной помощи оказываемой при использовании

различных методов и методик, берущих своё начало от разных школ. И если

практики работают, то единственный ответ, который может быть на этот вопрос

- это правильность теоретической части на которой построена та или иная

методика. Что же получается, что это не согласование по сути своей регидно,

то есть современный практик способен согласиться с практикой, но не

согласен с теорией. Хорошим отражением вышесказанного может послужить

пример с больным, который пришёл на приём к психотерапевту. Он заявляет,

что у него болит душа, но вот проблема у каждого психотерапевта определение

души и её нахождения различно, у динамического, метафорически, в половых

органах, у гуманистического в сердце, у бихевиарального в мышцах, у

когнитивного в мозгу, и каждый терапевт на сегодняшний день при его

направлении, даст мифические пилюли от сердца, мышц, мозга и для половых

органов. " Какая-нибудь, поможет!" Теория и практика РЭТ даёт возможность

интегрировать теорию и практику, и это реальный пример соединения различных

методов и методик воедино. Но всё вышесказанное не принуждает к поголовному

синтетическому эклектизму, при доказанной ограниченности ортодоксальных

подходов, он лишь показывает возможность на примере конкретной теории и

практики возможность интеграции.

Ещё одним из аспектов, который, на мой взгляд, нужно затронуть - это

трудности с интеграцией в современной психологической теории на уровне

несовместимости, защищаемости теорий от вмешательства в них других теорий.

На мой взгляд, для возможного слияния теорий нужно обозначить три основных

момента интеграции:

1. Равнозначное учитывание когнитивной, поведенческой, эмоциональной и

феноменологической части человека в теории.

2. Практические и теоретические аспекты должны соответствовать друг

другу.

3 Возможность внесения корректив и изменений в теорию.

Равнозначное учитывание трёх основных составляющих, первого

обозначенного момента, закономерно прослеживается через предложенную

Эллисом схему ABC, в которой отражена взаимосвязь когниций, эмоций и

поведения. Эллис даже ввёл новое понимание эмоций, рассматривая их через

когниции, вследствие чего он выделяет "горячие" когниции (очень сильное

эмоциональные переживания), "тёплые" когниции (эмоционально умеренные или,

как называл их Эллис, адекватные) и "холодные" когниции (недостаточно

эмоциональные реакции).

Основным источником адекватных чувств и поступков РЭТ считает

рациональные или реалистические Убеждения (rB - rational Beliefs), такие

как: "Я недоволен тем, что у меня в этот раз ничего не вышло. Надеюсь, в

следующий раз я добьюсь успеха. Да, я предпочитаю получать одобрение

значимых для меня людей. Но если они отвергнут меня, это не будет концом

света - я постараюсь получить их одобрение в следующий раз".

Другими словами, РЭТ считает, что дело не в Активизирующих Событиях

(А), а в разумных Убеждениях (В) относительно этих событий.

Далее, РЭТ считает, что вредные для человека чувства и поступки в

основном проистекают из иррациональных Убеждений (iВ). А именно: когда

человека отвергают, он на стадии А (Активизирующее Событие) осознанно или

неосознанно говорит себе примерно следующее: "Я не должен был потерпеть

поражение и оказаться отверженным. Это ужасно. Я не могу этого вынести. Я

ничтожество, я заслуженно наказан. Конечно, я навсегда останусь неудачником

и ко мне всегда будут плохо относиться!"

Практически все виды когнитивно-бихевиоральной терапии придерживаются

принципов, схожих с АВС РЭТ, но есть в этих подходах и существенные

различия.

Если говорить конкретнее, представители других психотерапевтических

школ согласны с тем, что иррациональные Убеждения (iВ) ведут к

эмоциональным нарушениям, но считают, что это происходит всегда, т.е. что

наличие иррациональных Убеждений автоматически ведет к эмоциональному

нарушению. Такую точку зрения нельзя считать правильной, поскольку, как

указал Джон Дьюи еще в начале века, люди могут иметь самые безумные

убеждения, при этом нисколько от этого не страдая. Более того, как

правильно заметил Ричард Лазарус, иррациональные и нереалистичные убеждения

(например, когда смертельно больной человек убежден, что выздоровеет) могут

помогать уменьшить страдания и тревогу.

Поэтому РЭТ имеет дело не со всеми иррациональными убеждениями, а лишь

с теми, которые носят оценочный характер и связаны с желаниями и

требованиями. В отличие от учителя логики, который может попробовать помочь

вам полностью изменить нелогичное и нереалистичное мышление, имеет дело

только с iВ, связанными с тем, чего вы хотите и поэтому считаете

необходимым, РЭТ имеет дело только с теми иррациональными Убеждениями (iВ),

которые связаны с вашими целями, желаниями и идеями. Поэтому

психотерапевтический процесс довольно краткий.

РЭТ считает важным проводить четкое разграничение между рациональными

(гВ) и иррациональными Убеждениями (iВ). Кроме того, РЭТ является

практически единственной психотерапевтической школой, показывающей, в чем

разница между адекватными и неадекватными чувствами и между полезным и

вредным поведением. Придерживаясь прагматического подхода Дьюи, РЭТ считает

рациональными те Убеждения (В), которые помогают человеку достичь

поставленных им целей и служат его интересам, одновременно не нарушая

интересов социальной группы, в которой он живет. Иррациональные Убеждения

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ