Рефераты

Возраст ребёнка и тип воспитания отца

важно, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся по принципам

полезности или необходимости.

Один из основополагающих принципов экзистенциализма: «Человек есть то,

что он из себя делает».

В семье важно создать условия для того, чтобы ребенок сосредоточился на

себе, своих мыслях, желаниях. Таким образом, процесс воспитания сводится к

формированию у человека интереса к себе, как следствие — появление интереса

к окружающим людям.

Основным методом воспитания представители данной концепции считают метод

свободного диалога, главным содержанием которого служат вопросы,

поставленные воспитателем, с тем чтобы развивать у ребенка критический ум,

способность обосновывать свой выбор. Этот метод известен еще со времен

Сократа, который называл себя повивальной бабкой, присутствующей при

рождении мысли.

Гуманистический подход, как направление в современной теории и практике

воспитания и обучения, был сформирован в конце 50-х—начале 60-х годов в

США. Психологическое обоснование этому направлению было дано в трудах А.

Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюлер, Р. Бер-нса. Основная задача семьи, с их

точки зрения, — формирование человека как уникальной личности, в которой

главное — устремленность в будущее, способность ребенка быть свободным и

ответственным за себя и окружающий мир.

Родители, разделяющие ценности гуманистического воспитания, принимают

ребенка таким, какой он есть (безусловное положительное отношение к

ребенку), эмпатичны и искренни в проявлении своих чувств.

Субъектный подход к воспитанию

Центральным понятием субъектного подхода к развитию личности является

понятие субъектности как интегрирующей человеческую психику функции,

обеспечивающей адаптацию человека к окружающей среде и преобразование

собственной психики и окружающего мира на основе согласования

эмоциональных, рефлексивных и действенных компонентов образа «Я». Развитие

человека осуществляется на двух уровнях становления его субъектности.

1) Адаптация, или приспособление человека к условиям окружающей среды,

осуществляется за счет интеграции всего арсенала психических свойств и

средств, которыми человек располагает в данный момент. С одной стороны, с

возрастом расширяется и структурируется запас психических свойств и

механизмов. С другой стороны, чем более субъектен человек, тем большими

возможностями актуализировать необходимые ему психические функции и выйти

из ситуации с наилучшим результатом он обладает.

2) Преобразование собственной психики и окружающего мира — этот процесс

будет иметь субъектный характер в том случае, когда развитие человека

происходит по следующим направлениям.

— От детерминации к свободе (от генотипических предпосылок развития к

ценностно-смысловым механизмам саморегуляции, от объективных предпосылок,

предопределяющих деятельность, к свободному выбору целей своего развития,

ценностей своей уникальной жизни и смысла индивидуального бытия).

— От неосознанности к осознанности (от иррационального способа принятия

решений к рациональному, приводящему в соответствие внутренние ценности и

реальное поведение человека).

— От диффузности к целостности (от хаотического способа существования,

детерминирующегося в основном требованиями ситуации, к холистическому

способу жизнедеятельности, объединяющему поведение человека в различных

ситуациях на основе внутренних ценностей).

— От значения (культура) к смыслу (субъективная реальность) (от

заимствованных из культуры значений, транслируемых ребенку в актах

взаимодействия с другими людьми или предметами культуры, к поиску «смысла

для себя»).

ЗАДАЧИ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ

НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

|Возрастной |Ведущая |Общность |Ведущая сфера,|Опыт |

|этап |деятельность | |в рамках |субъектнос-ти|

| |(по Д. Б. | |которой | |

| |Эльконину) | |происходит | |

| | | |развитие | |

| | | |субъекта | |

|0—1 год |Непосредствен|Ребенок - |Общение |Субъект |

| |но |взрослый | |эмоцио- |

| |эмоциональное| | |нального |

| |общение | | |контакта |

|1—3 года |Предметно-ору|Ребенок— |Деятельность |Субъект |

| |дийная дея- |действие — | |предметного |

| |тельность |взрослый | |действия |

| | | | | |

|3—7 лет |Ролевая |Ребенок— |Самосознание |Субъект |

| |игра |социальные | |самосознания |

| | |нормы — | | |

| | |сверстник | | |

|7—13 лет |Учебная |Ребенок- |Деятельность +|Субъект |

| |деятельность |реактивное |самосознание |саморазвития |

| | |обучение — | | |

| | |социально | | |

| | |значимый | | |

| | |взрослый | | |

|13—17 лет |Общение |Подросток—подр|Общение |Субъект |

| | |осток | |общения |

| | | | | |

|17 лет и |Самоопределен|Человек— |Деятельность |Субъект |

|старше |ие и |общество | |жизнедеятельн|

| |профессио- | | |ости |

| |нальная | | | |

| |деятель- | | | |

| |ность | | | |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

Основным преимуществом субъектного подхода является предоставление

ребенку возможности осмысленно строить свое поведение на основе

согласования индивидуальных ценностей и социальных требований. Таким

образом, снимается опасность как чрезмерной индивидуализации ребенка

(которая присуща системам свободного воспитания), так и безоговорочного,

некритичного следования социальным нормам (недостаток традиционного

обучения). Ребенок рассматривается как самостоятельный, уникальный человек,

который строит собственную систему знаний и ценностей на основе опыта

событийных встреч с окружающими людьми и культурой.

Таким образом, мы рассмотрели некоторые теоретические подходы,

позволяющие осмыслить феномен семейного воспитания.

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И РЕБЕНКА

Любить — значит утверждать неповторимое существование другого человека (С.

Л. Рубинштейн).

Отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся изучением влияния

семьи на ребёнка, достаточно много. Среди отечественных психологов: А. Я.

Варга, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Б. Добрович, А. И. Захаров, С. В. Ковалев, В.

Леви, А. М. Прихожан, А. С. Спиваковская, Н. Н. Толстых, А. Г. Шмелев,

Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и др. Зарубежные исследователи: Р. Бернс,

Р. Бэндлер, Д. Гриндер, Н. Пезешкиан, В. Сатир, Р. Скиннер, Г. Навайтис, Р.

Хоментаускас, Ю. Хямяляйнен и др.

Охарактеризуем некоторые механизмы влияния семьи на формирование

личности.

2.1. РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Появление ребенка в семье является серьёзным испытанием для родителей.

Освоение и формирование роли отца или матери — важнейшая задача личностного

развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.

Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период

ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих

возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному

проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины. На женщину могут

влиять родительские установки. Среди типичных установок, которые будущая

мать усваивает от своих родителей, В. К. Лосева выделяет:

- «Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и

профессиональном отношении». Культивирование такой установки позволяет

родителям продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и

нереализованности. Дочь на долгое время оказывается привязанной и

зависимой от родителей.

- «Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний». Родители

формируют у дочери представление о том, что роль матери связана, прежде

всего, с трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется

негативное восприятие материнской роли.

- «Ты еще сама ребенок». Данная установка связана с желанием родителей

демонстри- ровать свое превосходство над дочерью.

- «Ты — эгоистка, а мать должна жертвовать всем ради детей». Скрытый смысл

этой установки — мать должна полностью отказаться от своих желаний.

Подготовка к материнству состоит не в том, чтобы следовать зачастую

нереалистичным требованиям родителей, а в том, чтобы переосмыслить свой

жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к

материнству.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество

ловушек при ее освоении. Г. С. Абрамова выделяет некоторые из них.

- Ловушка простой цели — отказ от осознания экзистенциальной цели в роли

отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»).

- Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня

любить и уважать»).

- Ловушка нормальности, или «все как у людей» — отказ от понимания и

принятие уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи.

— Ловушка правоты силы, или «против лома нет приема» — ориентация на

силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы.

— Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок,

пусть с ним возится мама»).

— Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») — игнорирование

личностного общения.

— Ловушка превосходства пола — отказ от других, отличных от мужских

способов решения жизненных задач.

— Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде

нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний.

— Ловушка ревности к детям — нежелание

считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим

людям.

Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская

любовь чаще всего носит безусловный характер:

«Я люблю тебя потому, что ты ость». Отцовская любовь, особенно по

отношению к сыну, порой носит условный характер: «Я люблю тебя тогда, когда

ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования».

Идеальный вариант — когда мать в своем поведении демонстрирует чисто

женские черты — мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной

поддержке и сопереживанию, а отец — такие черты, как энергичность,

уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко

осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят

кризисы психосексуального развития.

«Первый мужчина» в жизни девочки — ее отец. Именно с ним она будет

сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая

женщина» — его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать

ребенка, подавляя его эмоционально, жестко указывая, что и как надо делать,

формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем

ему будет трудно найти спутницу жизни. В его поведении будут присутствовать

зависимость, стремление подчиняться, неинициативность.

Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт

мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков,

воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт

характера, таких, как большая зависимость, предпочтение игр и занятий,

традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной

мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского»

поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников.

Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении

с мужчинами, у них не сформированы модели «женского» поведения.

Психоаналитики также описали важность чувства любви и ненависти по

отношению к родителям для общего развития ребенка. Дети в возрасте 3—5 лет

начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, прежде

всего к родителям. Причем ребенок стремится к родителю противоположного

пола. 3. Фрейд описал эту привязанность и назвал ее Эдипов комплекс (у

мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). В греческом мифе о царе Эдипе,

убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда,

ключ к сексуальному комплексу. Мальчик испытывает влечение к матери,

воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и

страх. Девочка испытывает влечение к отцу, видя в матери свою конкурентку.

В мифе Электра решает убить мать, мстя ей за измену и смерть отца. Эти

комплексы, таким образом, характеризуются нежной привязанностью ребенка к

родителю пpoтивоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю

того же пола, которого ребёнок хочет «устранить». Конфликт разрешается

отказом ребенка от нежных чувств к родителю другого пола и отождествлением

себя с родителем одного с ним пола. В результате ребенок приобщается к

ценностям, ролям и установкам свойственным его полу.

Р. Хоментаускас считает, что при воспитании детей в семье необходимо

учитывать следующие моменты.

— Ребенок — не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он

активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение,

отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок —

воспитатель себя.

— Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе,

чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их

поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их

глазами.

— На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в

большей степени все особенности поведения родителей — в том числе ни

взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

Осложнить процесс воспитания психологически здоровой личности могут

отсутствие в семье одного из родителей (по данным статистики, неполные

семьи составляют 14% среди всех семей); наличие у членов семьи

психологически асоциальных зависимостей; проживание в семье тяжело больного

человека.

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом

благополучии ребенка в семье:

— выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

— ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

—уверенность в своих силах и самодостаточность;

—умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

— способность разграничить ошибку и свою личность.

Прояснение установок и ожиданий молодых родителей относительно роли

матери и отца является одной из задач психолога при оказании

психологической поддержки семье.

2.1.1.СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

В эмпирическом исследовании Дж. Болдуина выделено два стиля родительского

воспитания — демократический и контролирующий. Демократический определяется

следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и

родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их

мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется;

одновременно с этим — верой в успех самостоятельной деятельности ребенка и

ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении

детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие

разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Дж. Болдуин исследовал детей обеих групп и детей со смешанным стилем

воспитания. Дети в семьях с демократическим стилем характеризовались

умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим

развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со

сверстниками. Но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами

дети с трудом поддавались внешнему контролю.

Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны,

внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей,

неагрессивны.

При смешанном стиле воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание,

эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие

любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Дж. Болдуин выделил также четыре параметра измерения родительского

поведения:

— родительский контроль, то есть предпочитают ли родители оказывать большое

влияние на детей, способны ли настаивать на выполнении своих требований,

последовательны ли в них;

— родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости,

способностей в интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сферах;

— способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий;

— эмоциональная поддержка — способность родителей выражать сочувствие,

любовь и теплые отношения, испытывать любовь, удовлетворение и гордость

от успехов детей.

При анализе данных оказалось, что комплекс черт компетентных детей

соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений:

контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной

поддержки — то есть оптимальным условием воспитания является сочетание

высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех

параметров, чем родители компетентных детей. Кроме того, для родителей

избегающих детей характерны более контролирующее и требовательное

отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители

последних оказались абсолютно неспособны к контролю детского поведения в

силу собственной эмоциональной незрелости.

Японский психолог Масару Ибука считает, что как повышенная уверенность,

так и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. В первом

случае они вряд ли смогут воспитать в ребенке потребность к

самостоятельному поиску, к познанию нового. Чем более «свободно» родители

воспитывают своего ребенка, тем более неуверенным в себе он вырастает. Под

«свободой воспитания» Масару Ибука понимает не регулярный уход за ребенком,

обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания. Таким детям не хватает

любви, они все время ищут внимания взрослых, в то время как ребенок,

выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, он более уравновешен и

добр.

Рассмотрим связь между стилем родительского воспитания и особенностями

ребенка.

Традиционно в психологической литературе выделяют следующие стили

семейного воспитания — авторитарный, демократический, либеральный. Еще в

работах А. С. Макаренко было выделено несколько типов так называемого

ложного родительского авторитета: авторитет подавления, расстояния,

педантизма, резонерства, подкупа. В качестве благоприятных описаны

авторитет любви, доброты, уважения.

Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского

воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров:

родительского контроля и теплоты. Авторитетный стиль предполагает высокий

уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию

своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения,

допускают изменения своих требований). Как результат — дети социально

адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой

самооценкой. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители

ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные,

отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и

раздражительны. Девочки в большинстве своем — пассивны и зависимы, мальчики

— неуправляемы и агрессивны. Либеральный стиль предполагает низкий уровень

контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не

регламентируются поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с

детьми, доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям,

детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо

ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя

неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети

становятся активными, решительными и творческими людьми. Индифферентный

стиль — с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не

устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты

для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил

на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок

проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

Т. М. Мишина и А. Б. Добрович описывают наиболее часто встречающиеся

неблагополучные формы родительско-детских отношений. Соперничество

предполагает стремление отдельных членов семьи обеспечить себе

главенствующее положение в доме. Мнимое сотрудничество: конфликты между

членами семьи «спрятаны» от посторонних глаз. Семья как бы демонстрирует

образ хороших, правильных отношений. Изоляция в наиболее явном виде

проявляется в отчуждении одного из членов семьи от воспитания ребенка.

Дети, растущие в подобных семьях, неизбежно вовлекаются в межличностные

конфликты взрослых, их используют как средство манипулирования.

Три типа неправильного воспитания выделены В. И. Гарбузовым, А. И.

Захаровым и Д. Н. Исаевым:

— отвергающий (чрезмерная требовательность, жесткая регламентация, контроль

либо недостаток контроля на почве попустительства);

— гиперсоциализирующий (чрезмерная озабоченность и тревожность родителей

будущим ребенка, его статусом, успехами и неудачами);

— эгоцентрический (наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности,

когда ребенку навязывается представление «Я — большой» в качестве

самодовлеющей ценности).

По нашим исследованиям, характер отношения родителей и детей может быть

проанализирован по следующим трем параметрам:

- поддержка автономности — контроль;

- вовлечённость родителей в жизнь ребенка — равнодушие;

- структурированность – аморфность отношений.

Чем более ориентированы родители на предоставление возможности выбора

ребенку, понимают и чувствуют, чего хочет ребенок (поддержка автономности),

чем больше они уделяют ему внимания и ребенок занимает важное место в их

жизни (вовлеченность), а также, чем более четко описывают свои требования,

сдерживают обещания (структурированность отношений), тем более

психологически благополучен ребенок (Клюева Н. В., 1998).

Подводя итоги описанию стилевых особенностей семейного воспитания,

обратим внимание на то, что в работе с семьей психолог должен быть открытым

(то есть способным к обсуждению различных, даже интимных проблем, к

доверию), эмпатичным, конструктивным (уметь находить взаимоприемлемые

решения, оставаясь защитником прав ребенка) и рефлексивным (умеющим

проанализировать ситуацию с различных точек зрения, избегая оценочных

суждений).

2.2. ТИП ВОСПИТАНИЯ ОТЦА

Учёные, исследующие проблемы воспитания детей в семье, уделяют огромное

внимание отношениям ребёнка и матери, сплошь и рядом забывая о

существовании отца. Недоверие к мужчине-воспитателю проявляется не только

на уровне семье. Показатель этого недоверия – обилие женщин педагогов всюду

от детского сада до университета.

Стоит обратить внимание на то, что как ни странно более мягкие,

чувствительные мужчины воспитываются в культурах, где важную роль в

воспитании играет отец. И наоборот, у народов, где сыновья растут в

условиях преобладающего или даже исключительного женского воздействия

мужчины воинственны и агрессивны. Дальше мы увидим, что эта парадоксальная

на первый взгляд закономерность имеет место отнюдь не только среди

примитивных народов. Её действие мы каждый день видим вокруг себя.

2.2.1. ПАТРИАРХАТ

Патриарх — глава рода, отец семейства, выполняющий по совместительству

функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя (как и Отца и Учителя) —

характернейшая черта патриархальной культуры. В примитивном, дописьменном

обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может

и не быть) главой семьи — не более. Государство, будь то монархия или

тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье сколок

общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху

или диктатору и, далее, как все люди — единому Богу, Отцу небесному. Триада

Отец — Правитель — Бог — основа патриархальной идеологии. Отношения их

взаимны. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются

функции монарха в миниатюре, с другой — правителю, а далее и Богу

приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости,

умение разрешить все конфликты «по-семейному».

До сих пор даже в такой «непатриархальной» стране, как США, дети склонны

описывать обобщенный образ отца примерно в тех же словах, что и президента

страны. В протестантской культуре, где преобладал образ сурового Бога-отца,

он вкладывался в головы реальных отцов, формируя идеал отношения к жене и

детям. Подобно тому как маленький обрывок голографического снимка содержит

в себе все изображение, так и патриархальная семья несет свойства

патриархального государства и космоса. Общество, семья и Вселенная взаимно

моделируют друг друга.

В традиционной китайской семье почтение к отцу распространяется и на

сына, особенно старшего; уже с четырехлетнего возраста он пользуется

большим уважением женщин. Недаром в Китае выражение «старший брат» может

служить в качестве почтительного обращения к любому мужчине.

В традиционной японской семье отец еще более отдален от детей. Он, как

пишет один исследователь, почетный гость в своей собственной семье. Через

отца идет духовная нить, связывающая человека с Императором, носителем

божественной сущности.

Контраст традиционной восточной семье, где преобладают почтительность и

поклонение, представляет традиционная латиноамериканская семья, в которой

доминирование властного, грубого, жестокого отца основано на специфическом

культе мужественной силы (machismo) Отец с презрением относится к «возне с

детьми», считая это занятие недостойным настоящего мужчины

Отец в патриархальной немецкой семье проводит с детьми (особенно с

сыновьями) много времени, отдыхает, играет с ними, постоянно заботится о

них. Это не мешает ему не упускать из виду строгость и дисциплину. Даже в

середине 70-х годов нашего века, когда о патриархальной немецкой семье

можно было говорить только в прошедшем времени, дети из ФРГ оценивали своих

отцов как значительно более авторитарных (но зато и более заботливых), чем

дети из США. Отношение к отцу в традиционной германской семье

характеризуется словом Ehrfurcht — «честь и страх». Отец не может быть не

прав, и его слово является законом («непогрешимость папы»). Мать также

подчиняется ему беспрекословно, в его присутствии одобряя его

дисциплинарные меры, хотя в отсутствие отца она добра и ласкова с детьми.

По-разному относятся отцы к своим детям в этих семьях. Роль наказания,

особенно физического, значительно выше в западных патриархальных семьях,

чем в восточных. Связь с детьми — от почти полного пренебрежения ими, как в

традиционной мексиканской семье, до внимания и постоянной заботы — в

германской. Однако во всех случаях есть одна общая черта: отец находится на

недосягаемой высоте для ребенка, их отношения строго вертикальны, отец —

прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой

ребенок беспрекословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет

отцом.

Переход к капиталистическому способу производства ознаменовал собой

первый удар по традиционной семье. Юридическое выражение это получило, в

частности, в законодательстве Великой французской революции, которое

освободило отца от всякой ответственности за содержание семьи (в этот

период, между прочим, резко повысилась детская преступность). На

раннекапиталистических фабриках и заводах женщины подвергались

изнурительной эксплуатации наравне с мужчинами; широко использовался и

детский труд. Это делало разделение семейных ролей на мужскую и женскую

формальным и в какой-то мере приближало ребенка к отцу. Однако это

своеобразное равенство положения мужа и жены в пролетарской семье было

равенством в горе и нищете и вело в конечном счете к распаду семьи.

Разложение родительско-детских отношений в условиях развивающегося

буржуазного общества лучше всего, пожалуй, было показано великим Золя в его

романах «Жерминаль», «Западня».

По мере улучшения материальной стороны жизни рабочих индустриальных

стран, развития законодательства, запрещающего детский и ограничивающего

женский труд, положение отца и матери в отношении детей вновь стало

асимметричным. Традиции патриархальности, подчеркивающие значение отца как

главы семьи, кормильца и защитника, и матери как хранительницы очага и

воспитательницы детей, за это время не были забыты. Они сохранялись в

первую очередь в крестьянской среде и в какой-то степени могли быть

восстановлены. При этом, с одной стороны, отец получил возможность общаться

с детьми вне работы: играть с малышом, возиться с дочерью — тогда как

раньше отец был главным образом воспитателем сына и то лишь с того момента,

когда сын становился достаточно взрослым, чтобы продолжать отцовское дело.

С другой стороны, именно эта функция отца в воспитании мальчика, функция,

выражающаяся словами «делай, как я» (вспомним единство ролей Отца и Учителя

в патриархальной культуре), — эта функция в развитых обществах XX века явно

утеряна.

Отец уже не является наставником сына, бережно направляющим его еще

нетвердые шаги по пути своего ремесла — будь то охота (в примитивном

обществе), крестьянское дело (в «классической» патриархальной культуре) или

рабочая профессия (в обществе развивающейся индустрии). Сейчас отец

(рабочий или служащий) отделен от ребенка. Он целые дни проводит «где-то

там», на работе, причем эта работа — какая-то мистика, что-то для ребенка

совершенно непонятное, не имеющее ни цвета, ни запаха. В школе ребенок

учится совсем не тому, чем занимается его отец; классическая

преемственность «сын — наследник моего дела» ушла в прошлое; разрыв между

ролью Отца и ролью Учителя стал очевиден. В той же мере роль Отца полностью

утратила и присущие ей ранее черты Вождя. Характерная для современных

культур демократизация всех форм общественной жизни (в том числе и семейных

отношений) сразу обесценивает дисциплинирующую функцию отца в семье,

уменьшает значение наказания как специфически мужского средства воспитания.

Знаменитый американский психиатр Э. Фромм, автор переведенной у нас

недавно книги «Быть или иметь», анализируя традиционную семью, выделил

отцовский и материнский подходы к детям как два принципиально разных типа

любви. Отцовская любовь требовательна. она стремится к справедливости, к

тому, чтобы любить ребенка в соответствии с его заслугами — не больше, но и

не меньше. Материнская любовь слепа и не знает справедливости. Мать любит

ребенка только за то, что он существует, за то, что он ее ребенок. Она не

требует никаких заслуг; красивый и урод. умный и бестолковый, трудяга и

лентяй — все в равной мере достойны материнской любви.

(Разумеется, это описание относится к идеальным типам отцовской и

материнской любви. Отношения конкретных матерей и отцов к своим детям могут

лишь в той или иной степени приближаться к этим типам Отцовская и

материнская любовь, по Э. Фромму, — это скорее два полюса, между которыми

располагаются реальные чувства реальных людей.)

По мнению Э. Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в

отцовской, и в материнской любви. Человеку необходима справедливая оценка

его достоинств, его реальных успехов и заслуг; но с другой стороны, он

нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону

преобладания одного из видов любви — отцовской или материнской — ведет к

нарушению поведения. Современное западное общество, считает Э. Фромм, все в

большей степени становится «безотцовым». Падение авторитета отца связано с

крушением прочих авторитетов. Вспомним триаду Отец — Монарх — Бог:

оказывается, стоит задеть один из ее столпов, как закачаются все остальные,

и для современного «безотцового» молодого человека нет уже ни государства,

ни церкви, нет авторитета ни на земле, ни на небесах. Преобладает

«материнский» принцип абстрактного гуманизма: все люди по-своему хороши,

заслуги и достоинства не имеют значения. С наибольшей полнотой этот взгляд

выражен в идеологии хиппи. Отсюда, по Э. Фромму, характерная для

современного Запада тяга к анархии, к утрате социальной организации, к

распаду рациональной культуры и высокого искусства.

В настоящее время во многих зарубежных странах пытаются преодолеть

«безотцовое» общество. Однако выход видят не в возврате к патриархальным

отношениям, а в максимальном приближении мужчины к семье.

Патриархальная семья в нашей стране обладала всеми достоинствами и

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ