Рефераты

Характер (отсканированный, но не подправленный курсовик)

Характер (отсканированный, но не подправленный курсовик)

Введение

В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -"печать",

"чеканка"), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей

личности, складывающихся н проявляющихся в деятельности и общении,

обуславливая типичные для нее способы поведения.

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно

взаимосвязанные н поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах

деятельности свойства личности. Характер - "каркас" и подструктура

личности, наложенная на ее основные подструктуры.

Характерными можно считать не все особенности человека, а только

существенные и устойчивые.

^СТРОЕШЕ ХАРАКТЕРА^

Выступая как прижизненное образование человека, характер) определяется

и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя

образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере

того, как формируется определенный образ жизни человека» формируется Я, сам

человек. Большую роль здесь играют общественные условия н конкретные

жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на

основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако

непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню

развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда,

трудовой коллектив н пр.). В зависимости от того, какая группа является для

личности референтной и какие ценности поддерживает н культивирует в своей

среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты

характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он

интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития

создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт

характера Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается

и сам коллектив,

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния,

составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные н

духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы н т.д. Направленность

личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной

активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого доя

него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели

его действий, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между

общественно и лнчностно значимым для человека каждом обществе имеются свои

важнейшие н существенные., задачи. Именно на них формируется н проверяется

характер людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей степи к

отношению этих объективно существующих задач. Поэму характер — это не

просто любое, проявление твердости, упорства н т.п. (формальное упорство

может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую

деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства,

цельности, силы характера Обладание целями жизни — главное условие

образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или

разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не

одной то же, добродушным и веселым может быть как порядочный,

высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными

помыслами. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все

поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а

целостной системой отношений, в этой- системе всегда что-то выдвигается на

первый план» доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный

колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система

убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения

человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в

справедливости н важности дела, которое он выполняет. Особенности характера

тесно связаны с интересами человека при тон условии, что эти интересы

устойчивые н глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко

сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и

цельности., личности человека И, наоборот, глубина н содержательность

интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности,

Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так,

среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых н грустных, скромных

и навязчивых, эгоистов н альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также

привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают

новые особенности, грани характера: например, Л.Н.Толстой увлекался игрой в

шахматы, И.П.Паьлов — городками, Д.И.Менделеев — чтением приключенческих

романов. Доминируют ли у человека духовные н материальные потребности н

интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но н

направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий

человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только

тем.,

4

что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять

только как определенное единство направленности н образа действий.

ХАРАКТЕР И ТЕМПЕРАМЕНТ

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и

подменяют зги понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на

взаимоотношения характера н темперамента можно выделить четыре основных;

1.- отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер,

А.Ружнцкий);

2.= противопоставление характера и темперамента, подчеркивание

антагонизма между ними (ПВикторов, В.Вирениус);

3.- признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной

частью (С.ЛРубинштейн, С.Городецкий);

4.- признание темперамента природной основой характера (ЛС.Быготскнй,

Б,Г,Ананьев),

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует

отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от

физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно

зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами

нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода

темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе

темперамента Темперамент определяет в характере такие черты, как

уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или

инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У

людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный

характер. Особенности темперамента могут способствовать или

противодействовать формированию тех или иных черт характера

Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в

противоречие с характером.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть

самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической

стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств

характера, определенной скорости протекания психических процессов н

проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений н

действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на

формирование характера динамическим стереотипом, т.е, системой условных

рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему

раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в

различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в

10 результате чего могут

изменятся возбуждение, торможение, подвижность

нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной

системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических

стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов

второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные

воздействия.

Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют

друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый

сплав = интеграчьную характеристику его индивидуальности.

Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям

личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для

определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти

какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения),

обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным

поведением.

В данном случае нужно говорить о типических чертах характера

НДЛевинтов считает, что тип характера - это конкретное выражение в

индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.

Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и

деятельности человека как представителя определенной группы, определенного

общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и

объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к

различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты:

национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко

фиксируются обыденным сознанием в различных установках н стереотипах.

Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические

черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно

описать типический характер врача, военного, в то же время каждый

типический характер имеет свои индивидуальные черты.

Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной

пластичностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания,

требований общества тип характера изменяется и развивается.

[pic]

ХАРАКТЕР.

Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают

не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные

действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных

действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его

характер. Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в

процессе деятельности: один делает все быстро, другой медленно и

основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же

хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не

решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действий с

учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека,

называют чертами., или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый

устойчивый стереотип поведения.

Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в

которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может

быть грубым. Поэтому любая черта характера - это устойчивая форма поведения

в связи с конкретными, типичными для данного вида поведенг4я ситуациями,

По мнению Ю.М. Орлова, наряду с ситуациями, в которых обнаруживается

определенная черта человека, ее существенной характеристикой является

вероятность того, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. О

какой-либо черте можно говорить как об устойчивой характеристике человека,

если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика.

Однако вероятность означает, что эта черта проявляется не всегда, в

противном случае речь бы шла просто о механическом поведении. Такое

понимание черт характера очень напоминает проявление привычки человека: в

определенных условиях действовать определенным образом. Черта характера

включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении

характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства

Обуславливая поведение человека, черта характера в поведении и формируется.

Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов

поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем,

фиксируются в характере. Каждый действенный мотив, который приобретает

устойчивость, по мнению С.Л. Рубинштейна, - это в потенции будущая черта

характера в ее происхождении и развитие, в мотивах черты характера

выступают впервые еще в виде тенденций, действие приводит их затем в

устойчивые свойства. Путь к формированию черты характера лежит

поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию

направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила -

слабость; твердость - мягкость; цельность - противоречивость; широта -

узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек

преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься н развивать

большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их,

то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности,

"астеничности"' в достижениях целей, неустойчивости взглядов н т.д.

Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в

достижении целей, отстаивании взглядов н т.д., в то время как мягкость

характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям,

достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных

компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяется

степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие н

второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях н

интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко

контрастируют - то противоречивым.

При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в

различных ситуациях у одного н того же человека проявляются различные и

даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно н очень

нежным н очень требовательным, мягким, уступчивым н одновременно твердым до

непреклонности. И единство его характера может не только сохранятся,

несмотря на это, но именно в этом и проявляется.

Большое значение для характерологических проявлений имеет

взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина н острота мысли,

необьиность постановки вопроса н его решения. Интеллектуальная инициатива,

уверенность н самостоятельность мышления - все это составляет

оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек

использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от

характера. Нередко встречаются люди, имеющие высоко интеллектуальные

данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических

особенностей.

Реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых

умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей н

характерологических свойств.

Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер

человека, являются комплексным и практически не поддаются классификации по

отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность,

подозрительность,

щедрость н пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность,

самостоятельность и т.д.) н интеллектуальной (глубина ума, критичность и

т.д.) сфер могут быть рассмотрены как составляющие особенности характера

человека и использованы для его анализа- Все черты характера имеют между

собой закономерную зависимость.

В самом общем виде черты характера можно разделить на основные,

ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его

проявлений, и второстепенные, определяемые основными.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера,

показать его основные проявления.

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения

человека к действительности, это не означает, что всякое отношение будет

чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий

становятся чертами характера.

Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности

следует выделить характерообразующне формы отношений является решающее,

первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится

человек, Эти отношения одновременно выступают основанием классификации

важнейших черт характера Характер человека проявляется в системе отношений;

1.В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты

характера, как общительность - замкнутость, правдивость • лживость,

тактичность - грубость и т.д.)

2.В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие

-леность н т.д.).

З.В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность

-самоуверенность н т.д.)

4.В отношении к собственности (щедрость - жадность, бережливость

-расточительность, аккуратность - неряшливость и т.д.). Следует отметить

определенную условность данной классификации н тесную взаимосвязь,

взаимопроникновение указанных аспектов отношений.

5.Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки

зрения формирования характера, они не одновременно н не сразу становятся

чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих

отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один

ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т.к.

само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека

Определяющую роль в формировании

8 характера играет отношение

человека к обществу, к людям. Характер человека не

может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в

форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющим в

отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение,

радноналнзаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность.

Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает

отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное,

оценочное отношение к другому человеку, является основным условием

самооценки.

Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера,

но и составляет основу формирования сознания личности., обязательно включая

и отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы

деятельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы

н операции этой деятельности, происходит вместе с тем н перестройка

отношения к себе как деятелю.

"Ю1АСО1ФИКАЩШ

В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации

характеров, деления их на типы. Основания для типизации, как правило

вводятся исследователем или заинтересованным лицом дня того, чтобы в

соответствии с имеющейся задачей раздеть людей на группы по преобладающим

качествам. Так сходные характеры могут наблюдаться у людей имеющих

доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят

характеры на типы; волевой (активный, целеустремленный, деятельный);

эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний) ; рассудочный

(оценивающий все с точки зрения разумности).

К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от

принадлежности к экстравертированному и интравертнрованному типу.

БЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТИПОВ

Эксгравергированный тип. Характеризуется обращенностью личности на

окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе

интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению

личностной значимости явлений его субъективного мирз. Ему свойственны

импульсивность» инициативность, гибкость поведения, общительность.

Инровершрованный тип. Дня него характерна фиксация интересов личности

на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую

ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу,

затрудненная адаптация.

Возможна также классификация на комфорный и самостоятельный;

доминирующий и подчиняющийся; нормативный и анархический и прочие типы.

Черт характера чрезвычайно велико, каждая из черт имеет разную

качественную степень выраженности.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний»

представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера

Практическая акцентуация - это предельная величина, крайний вариант

проявления нормы. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость

лишь к определенного рода пснхотравматическнм воздействиям, адресованным к

так называемому "месту наименьшего сопротивления" данного типа характера

при сохранении устойчивости к другим. Это слабое звено в характере человека

проявляется только в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к

функционированию именно этого звена, во всех других ситуациях, не

затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ведет себя без срывов не

доставляя неприятностей ни окружающим, ни себе.

В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые

(латентные) акцентуации характера. Явные, или выраженные, акцентуации

относят к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами

определенного типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой

обычный вариант нормы» выраженный слабо или не выраженный совсем. Такие

акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм,

представляющих требования к месту наименьшего сопротивления, в то время как

психогенные факторы иного рода, даже тяжелые» не только не вызывают

психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Оба типа

акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов,

среди

13

которых важную роль играют особенности семейного окружения,

профессиональной деятельности и т.д.

воспитания, социального

[pic]

Глава 4

Психология индивидуальных различий

человека разводить идеальные и реальные цели. В противовес зрелости

характерным для дисгармоничного характера выступает инфантилизм

(незрелость, «детскость»). К инфантильным свойствам относят наивность,

несамостоятельность, нездравомыслие и т.п.).

Представлен ность различных параметров в рамках гармоничного

дисгармоничного характеров продемонстрирована в таблице 13:

Таблица 13

Сравнительная характеристика гармоничных и дисгармоничных черт

характера

|Гармоничный характер |Дисгармоничный характер |

|адаптивность |дезадаптивность |

|зрелость |инфантилизм |

|здравомыслие |н е здр авомыслие |

|гибкость |ригидность |

|реализм в оценке |использование каузальной |

|окружающих |атрибуции |

|реальность самооценки|нереальность самооценки |

| | |

|самостоятельность |несамостоятельность |

|автономность |зависимость |

|простота, |неестественность |

|естественность | |

|проблемная центрация |центрация на |

| |несущественных параметрах |

|самоуважение |крайние варианты отношения|

| |к себе (самоуничижение, |

| |самовосхваление) |

|разумное сочетание |эгоцентризм |

|эгоистических и | |

|альтруистических | |

|целей | |

Клинические проявления черт характера весьма разнообразны. В отличие от

свойств темперамента они не носят амотивационного характера, а всегда

мотивационно опосредованы, т.е. закрепление в процессе социализации

характерологических привычек, манер, стилей мышления и поведения связано с

требованиями окружающего общества (микро- и макросоциуума), а также с

целями, мотивами и потребностями человека.

-192-

Характерологические свойства можно разделить на две группы: базисные

(терминальные) и инструментальные. Первые должны способствовать

удовлетворению сущностных потребностей человека (создавать, в первую

очередь, внутреннюю гармонию), вторые — удовлетворять запросы общества

(создавать внешнюю гаромничность). Н.Пезешкиан назвал их актуальными

первичными и вторичными способностями. Дифференциально-аналитическая

концепция Н.Пе-зешкиана позволяет оценивать как норму, так и аномалии

характера, а также выявить причины явных и скрытых межличностных

конфликтов.

Феноменологически особенности характера представлены широким спектром

черт, формируемых в процессе воспитания. Вот лишь некоторые из них:

пунктуальность, чистоплотность, организованность, послушание, вежливость,

доверчивость, уверенность в себе, старательность, бережливость, надежность,

точность, терпеливость, прямота. Каждая из них способны выступать в

альтернативной форме и отражать аномалию развития характера. Выраженность и

направленность многих из черт характера оказывается значимой в клинической

психологии при оценке типов психического реагирования на заболевание,

выработке эффективного уровня взаимоотношения и взаимодействия между

медицинским работником (врачом, медицинской сестрой, психологом или

социальным работником) и пациентом. К примеру, причиной конфликта в клинике

может стать нечистоплотность или неорганизованность медицинского персонала

или непунктуальность или нетерпеливость больного, вызванного для проведения

процедур.

Черты характера в клинической психологии традиционно объединяют в группы

на основании преобладания тех или иных качеств и свойств, а также их

специфического сочетания, указывая преобладающий характерологический

радикал. Выделяют следующие типы характера: 1) истерический, 2) шизоидный,

3) эпилептоидный, 4) психастенический, 5) астенический, 6) паранойяльный.

Истерический тип характера, как правило, формируется на базе

холерического или меланхолического типов темперамента, поскольку повышенная

эмоциональность и впечатлительность выступают как важное свойство

истерических черт. Сущностью же истерического характерологического радикала

является эгоцентрический мотив нахождения в центре внимания всех

взаимоотношений. Он обозначается как «жажда признания» и служит основой

формирования иных клинических феноменов. Человек с преобладанием

истерических черт характера стремится привлечь и завоевать внимание

окружающих,

У Клиническая и медицинская психология. ~ 193 -

Психология индивидуальных различий

Глава

избежать «незамеченное™». Таким образом, эгоцентризм приводит к

формированию иных черт, которые могли бы способствовать удовлетворению

потребности быть в центре внимания. Такими чертами становятся

эксцентричность внешности, поведения и высказывании. Суть их заключена в

неординарных, отличающихся от обыденных и традиционных попытках представить

себя в обществе. Для этой цели используется яркая, броская одежда, макияж,

необычный цвет волос или прическа, сверхмодная или нарочито не модная

одежда, обладание и демонстрация престижных личных вещей. Поведение также

носит гротескный характер с преобладанием крайних степеней выраженности

эмоций и предъявления их на показ окружающим. Лица с истерическими чертами

характера не способны к легким степеням эмоциональных переживаний. У них

всегда «полный накал», запредельные эмоции и чувства, аффективный

максимализм. Преобладание грубых эмоций в сочетании с поверхностными

эмоциями в рамках истерических черт характера называется брут-тальностъю

аффекта. Кроме перечисленных особенностей поведение у таких людей носит

изменчивый, непостоянный характер. Они склонны к резкой перемене поведения,

также как и к лабильности настроения (аффективно-мотивационная

лабильность). Вследствие этого отмечается часто непоследовательность

поступков, их зависимость от ситуативных факторов и, в частности, от

внимания окружающих. В поведение вследствие поиска признания со стороны

социума отмечаются театральность, неестественность, вычурность, манерность,

демонстративность, нарочитость поступков. Проведение таких лиц схоже с

игрой плохого артиста, у которого видно, что он играет, а не живет,

демонстрирует эмоции, а не переживает реально. Неестественность может

проявляться в истерическом смехе и плаче, характеризующихся чрезмерной

надрывностью, звучностью, показательностью и «игрой на публику».

Высказывания часто носят эпатирующий характер. Лица с истерическими чертами

стремятся вызвать шок или, по крайней мере, удивление у окружающих тем, как

и о чем они говорят. Это может быть особая манера произносить слова или

фразы (с придыханием, с акцентом), использовать не к месту превосходные и

уничижительные степени («ты гениально убрал свою комнату», «я фантастически

развлеклась», «мерзкие огурцы» и т.д.). С целью привлечения внимания к

собственной персоне человек с истерическими чертами характера может в

неподходящем месте рассказывать скабрезные анекдоты, использовать

ненормативную лексику. Кстати, учитывая тот факт, что чрезмерная

озабоченность внешней привлекательностью является

-194-

важной характеристикой истерика, на уровне высказываний он склонен к

декларированию собственной гиперсексуальности. Именно поэтому им активно в

разговорах эксплуатируется сексуальная тема. Еще одной характеристикой

является повышенная внушаемость обладателей истерического характера, а

также склонность к мистическому и мифологическому осмыслению

действительности. Такие люди нередко склонны больше доверять гороскопам,

предзнаменованиям, интуиции, снам или случайному стечению обстоятельств,

чем разуму и логике. Кроме того, истерик часто предъявляет завышенные

требования к окружающим, склонен к критике, иронии и сарказму. При этом

собственные промахи им вытесняются, не замечаются. Типичным в критической

психотравмирующей ситуации является экстрапунитивная направленность

реагирования — несправедливое обвинение окружающих в происшедшем событии,

избегание принятия на себя ответственности за промах, а также попытка

защитить себя и представить жертвой обстоятельств или предвзятого отношения

со стороны окружающих.

Разновидностью истерического типа характера является нариис-сический тип.

Его особенностью является склонность к самолюбованию, что сопровождается

завышенной ригидной самооценкой с завышенным уровнем притязания по

отношению к окружающим.

Шизоидный тип характера нередко отождествляют с шизофреническим спектром

характерологических особенностей, отмечая повышенную значимость в

механизмах его формирования биологических факторов (а не психологических).

В действительности шизоидные черты характера базируются на меланхолическом

или флегматическом типах темперамента, но в их становлении играет роль и

фактор воспитания. При становлении шизоидных черт характера на базе

меланхолического типа темперамента говорят о сенситивном шизоиде. Нередко

шизоида отождествляют с интравертом. Сущностью шизоидного радикала является

ориентация в деятельности в большей степени на внутренние ощущения и

переживания, чем на внешние ситуативные. Лицам с шизоидными чертами

характера настолько ,же не присуща рефлективность, насколько она присуща

лицам с истерическими чертами характера. Основной базовой особенностью

шизоида является его замкнутость, нелюдимость, необщительность и

отгороженность от окружающего мира, погруженность в мир собственных

фантазий. Человек не страдает от своей замкнутости. Он оправдывает свою

нелюдимость отсутствием интересных людей, банальностью и тривиальностью

всех коммуникаций, отсутствием получения удовлетворения от процесса

общения.

-195-

Глава 4

Психология индивидуальных различий

У человека с шизодными чертами характера нарушается и сам процесс

коммуникации. Он начинает носить формализованный, мани-пулятивный характер.

Появляются штампованные способы реагирования на ситуации, неумение начать

разговор и закончить его. Особенно ярко это проявляется при телефонном

разговоре, когда шизоид опускает телефонную трубку, часто забывая выполнить

формальности — попрощаться и не выслушав завершающих фраз собеседника. Весь

процесс коммуникации носит эмоционально выхолощенный оттенок. Неспособность

переживать яркие эмоции, снижение уровня обыденного эмоционального

реагирования и ангедония являются типичными признаками лиц с шизоидными

чертами. Особо ярко проявляется эмоциональная холодность по отношению к

близким, неспособностью к эмпатическим отношениям, нежности, теплоте в

общении. Однако, для шизоидов нетипичным является и гнев. Эмоциональная

уплощенность проявляется снижением эмоциональных реакций как в случаях

одобрения деятельности со стороны окружающих, так и в случаях критики.

Как видно из описания, шизоидные черты характера практически не имеют

сходных с истерическими черт. Можно даже говорить об альтернативности

шизоидных и истерических радикалов, невозможности их сочетания. Внешне

сходными, но принципиально различными по механизмам возникновения являются

такие параметры как эксцентричность внешности, поведения, высказываний.

Клинически они различаются только эмоциональным фоном, на котором

развертываются (выраженным — у истериков, отсутствующим — у шизоидов).

Эксцентричность лиц с шизоидными чертами характера обусловлена отсутствием

рефлексии, снижением значимости оценки со стороны окружающих их поведения и

высказываний. Такой человек ведет себя так, как считает удобным для него и

субъективно правильным. Он не склонен ориентироваться на внешне заданные

нормы и правила поведения. К примеру, шизоид может не считать обязательным

для себя надеть на светский раут соответствующую одежду, и может придти в

рваных и грязных джинсах. Это не является сознательным эпатажем, т.е.

попыткой протестовать против чего-либо или бросить вызов обществу. Шизоид

действует по принципу удобства и комфортности для него самого. По такому же

механизму возникает и такая черта характера шизоида как прямота

высказываний и бескомпромиссность, когда он может невзирая на ранги и

ситуацию высказать человеку все, что он о нем думает в глаза. Отличительной

особенностью является также ригидность и склонность к поведенческим

стереотипам, нелюбовь к каким бы то

-196-

ни было изменениям в себе и вокруг. Например, это проявляется негативной

реакцией на приобретение и ношение новой одежды, похода к парикмахеру,

перемены места жительства или перестановке и смене мебели в квартире.

Эпилептоидный тип характера также как и шизоидный преимущественно

возникает на базе меланхолического или флегматического типов темперамента.

Сходство данных типов основывается на инертности психических процессов.

Однако, по иным параметрам наблюдается существенное различие. Эпилептоидный

тип по названию и клиническим проявлениям конгруэнтен эпилептическим

изменениям характера, что дает основание некоторым ученым говорить об общих

патогенетических корнях. Клинически Эпилептоидный характерологический

радикал проявляется эмоциональной ригидностью, склонностью к.длительному

застреванию на каких-либо эмоциях. Такие люди могут по несколько месяцев и

лет помнить и переживать нанесенные им обиды, вновь и вновь возвращаться к

ситуациям, вызвавшим негативные аффекты. Эмоциональная ригидность

дополняется замедленностью и тугоподвижностью мышления^. Именно вследствие

инертности всех психических процессов происходит формирование специфичных

для эпилептоида черт характера: педантизма, повышенной аккуратности,

организованности, склонности следовать нормам, ориентации на четкие

правила. Такого человека может раздражать неаккуратно (несимметрично)

висящая картина, не параллельно разложенные в столе ножи и вилки и пр. Он

склонен к формальному следованию всем предписаниям. Принцип такого

человека: «Каждая вещь должна знать свое место». Наряду с перечисленными,

типичным для эпилептоида является склонность к дис-фориям — вспышкам гнева,

эмоциональной разрядке после длительного переживания какого-либо события.

Такой вариант эпилеп-тоидного типа характера носит название возбудимого.

Психастенический тип характера имеет разные синонимы: анан-кастный.

обсессивно-компулъсивный. которые отражают различные его варианты с

преобладанием тех или иных качеств. Как правило, психастенический радикал

формируется на основе холерического или меланхолического типов

темперамента. Это роднит его с истерическим. Однако, на этом сходство этих

типов характера заканчивается. Их принципиальное различие.в том, что

повышенная эмоциональность у истерика сопровождается экстрапунитивной

направленностью реагирования, а у психастеника — интрапунитивной. Таким

образом, основными характеристиками психастенических черт являются

застенчивость, смущенность, робость, нерешительность. У

- 197-

Глава 4

Психология индивидуальных различий

человека с подобными чертами характера затрудняются контакты с окружающими

в силу невозможности справиться с волнениями и тревогами по поводу

повышенного чувства рефлексии и заниженной самооценки. Он сторониться

людей, поскольку боится выглядеть смешным, неуклюжим, некрасивым и плохим

собеседником. Робость приводит к тому, что он становится молчуном особенно

в компании с незнакомыми людьми. В знакомой же обстановке робость может

компенсироваться. Вследствие опасений предстать перед окружающими в

«неприглядном» виде, такие люди вырабатывают поведенческие ритуалы на все

случаи жизни. Они научаются формально общаться, но страшатся неожиданных

поворотов и перемен в жизни. Немаловажной характеристикой психастеника

является и его мнительность и осторожность. Мнительность охватывает как

представление об отношении окружающих к нему («осуждают», «не доверяют и

перепроверяют»), так и ипохондричность, т.е. повышенная, часто

необоснованная тревожность по поводу собственного здоровья. Психастеник

проявляет осмотрительность и осторожность даже там, где она оказывается

излишней. Он склонен перепроверять многие собственные и чужие действия во

избежании трагедии. В патологических случаях это приводит к развитию

навязчивых идей. Пациент с психастеническими чертами характера страшится,

что забыл выключить свет, газ, перекрыть воду и закрыть входную дверь при

выходе их дома. Сомнения могут терзать его долгое время, приводя в еще

более тягостное эмоциональное состояние. В силу этого психастеник часто

бывает озабочен деталями, правилами, перечнями, порядком и графиками. Он

также, как эпилептоид может быть педантом. Тревожность нередко выражается в

стиле поведения. Так, психастеник во избежании опоздания может приходить на

вокзал за несколько часов и ожидать прибытие поезда. Он склонен

перестраховываться. Кроме того, типичной психастенической чертой считается

перфекционизм — стремление к совершенству в любом деле. Нередко в связи с

этим человек не может доделать важное дело, поскольку продолжает что-то

дорабатывать, совершенствовать. При этом утрачивается динамичность жизни,

поскольку повышенная скрупулезность, чрезмерная добросовестность приводит к

обратным результатам и разочарованиям.

Вариантом психастенического типа характера является тревожный тип. Его

особенностью является повышенная озабоченность критикой в свой адрес или

неприятия в социальных ситуациях, нежелание вступать во взаимоотношения без

гарантии понравиться.

-198 -

Астенический тип характера сходен с психастеническим, однако включает в

себя набор специфических особенностей. Иногда он называется зависимым типом

характера. Его сущностью является уклонение от любой ответственности,

растворение и подчинение собственных потребностей в потребностях других, а

также повышенная эмотивность. Такой человек, как правило боится иметь

собственное мнение, страшится самостоятельности и ощущает беспомощность в

одиночестве. Он склонен постоянно ориентироваться на мнение окружающих,

жить их жизнью. Астеник пассивен, безынициативен, довольствуется тем, что

оказывается доступным, не прилагает никаких усилий к тому, чтобы как-то

изменить свою жизнь. Наряду с этим, в структуру астенического характера

входит повышенная эмотивность, сентиментальность и жалостливость.

Паранойяльный тип характера отличается от остальных, в первую очередь,

чрезмерной чувствительностью к неудачам и отказам со стороны окружения. Это

связано с имеющейся тенденцией к завышенной самооценке и уровня требований

к социальному окружению. Параноик считает, что все вокруг обязаны считаться

с его мнением, его делами и склонен бурно реагировать в случае несовпадения

реальности его ожиданиям. Он нередко ворчлив, постоянно чем-то недоволен,

стремится подмечать промахи окружающих и делать им замечания. Также, как

при эпилептоидных чертах характера проявляется аффективная ригидность.

Специфичным для паранойяльных черт характера считается такая особенность

как подозрительность, поиск тайного, угрожающего смысла в поступках

окружающих. Параноик склонен к мистическому и иррациональному познанию

действительности, он может быть суеверен, склонен искажать факты путем

неверного их истолкования. У него отмечается повышенное чувство обиды —

сознательно негативного отношения к нему даже случайных людей. К примеру,

параноик может быть убежден, что ему в магазине специально подсунули кислое

молоко, тогда, как он покупал его наравне с другими покупателями. Любые

высказывания окружающих, их жесты или поступки расцениваются параноиком как

имеющие непосредственное отношение к нему. Параноик прямолинеен в

высказываниях и поступках, ревнив и склонен к правдолюбию и поиску

справедливости даже в мелочах. Нередко, в рамках паранойяльных черт

характера появляются доминирующие идеи, которым человек отдает всего себя.

Доминирующие идеи — это идеи фикс, различные по тематике (изобретательства,

политического переустройства, сутяжничества и кверу-

-199-

Психология индивидуальных различий

Глава 4

лянства), но сходные эмоциональной заряженностыо на их воплощение в жизнь.

Приведенная выше типология черт характера является одной из

многочисленных типологий. В мировой психологической литературе известна

типология К.Леонгарда, который выделял десять разновидностей характера:

гипертимный, дистимный, тревожный, эмо-тивный, демонстративный,

экзальтированный, застревающий, педантичный, возбудимый, аффективно-

лабильный типы акцентуированных личностей и их сочетания. Если попытаться

соотнести типологию К.Леонгарда и традиционную для клинической психологии

типологию, то гипертимную, демонстративную и экзальтированную акцентуации

следует включить в истерический тип, тревожную — в психастенический,

эмотивную и дистимную — в астенический, аффективно-лабильную — в

эпилептоидный (возбудимый вариант) и истерический, застревающую и

педантичную — в эпилептоидный и психастенический типы.

Каждый из перечисленных типов характера может относится к условной норме,

быть заостренным (акцентуированным) или становиться основой т.н.

расстройств личности — психопатии в старом употреблении термина. Под

акцентуациями характера понимается заострение черт характера, не доходящих

до патологической степени. Акцентуации можно расположить на границе между

характерологической нормой и патологией. По мнению А.Е.Личко, акцентуации

отличаются от клинически выявляемой патологии характера тем, что: 1)

проявляются не всегда и не везде, а лишь в тех случаях, когда трудные

жизненные ситуации предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего

сопротивления» в характере данного индивида; 2) не препятствуют

удовлетворительной социальной адаптации личности или нарушения адаптации

носят временный, преходящий характер; 3) в определенных жизненных ситуациях

могут даже способствовать социальной адаптации.

Особо обратим внимание на последний параметр, в соответствии с которым

заостренные черты характера могут при определенных условиях способствовать

адаптации. Так, человек с истерической акцентуацией характера будет

компенсировать и адаптирован, если станет актером, а шизоид легко сможет

адаптироваться с работе, в которой требуется находиться длительное время в

одиночестве.

Формирование характера происходит на базе свойств темперамента под

влиянием определенных форм воспитания (целенаправленного или

нецеленаправленного — стихийного). Воспитание включает как воспитание через

указание, так и через пример. Нередко

- 200 -

Рисунок 7

Виды воспитания (по N.Peseschkin)

|ВОСПИТАНИЕ |

|для общества |для воспитателя|для |

| | |воспитуемого |

родители не могут четко сформулировать цели воспитания или эти цели

изменяются в зависимости от обстоятельств, поэтому можно говорить, что

целями воспитательного процесса на уровне черт характера будет являться

формирование гармоничного характера, о параметрах которого мы писали выше.

Н.Пезешкиан разделил воспитание в зависимости от поставленных

воспитателем задач на три вида: воспитание для общества, воспитание для

воспитателя, воспитание для воспитуемого. Предполагается, что воспитание

той или иной характерологической черты нацелено на выполнении какой-то

важной задачи, и должно преследовать какую-нибудь значимую для самого

человека, его близкого или дальнего окружения цель (рисунок 7).

При «воспитании для общества» такими задачами являются формирование

социально значимых черт, становление обязательных или требуемых от членов

общества качеств (например, законопослуша-ния). В рамках «воспитания для

воспитателя» задачи вытекают из особенностей педагогического процесса.

Предполагается, что это должны быть черты характера, максимально

облегчающие воспитание (к примеру, послушание). «Воспитание для

воспитуемого» ставит задачу выработки таких качеств характера, которые

способны гармонизировать самого человека, стать выгодными ему. Сравнивая

три вида воспитания, отметим, что два первых не могут быть признаны

полностью адекватными, целесообразными и эффективными, поскольку в целях

воспитания учитывается лишь внешний аспект. Они нацелены на создание

возможностей для более полноценной адаптации к микро- и макросоциуму.

Гармоничность же характера человека, как указано выше, включает еще и

самоактуализацию, которая при «воспитании для общества» и «воспитании для

воспитателя» полностью игнорируется. Вследствие этого, два пер-

ЫГ

АКЦЕПТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У

ПОДРОСТКОВ

Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами

психопатических расстройств, их типология базируется на детально

разработанной классификации подобных расстройств в психиатрии, отражая, тем

не менее н свойство характера психически здорового человека, в евши с тем,

что большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту

и нередко наиболее ярко проявляется и именно в нем> целесообразно

рассмотреть классификацию акцентуацией на примере подростков.

1. Гипергимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью,

общительностью, склонностью к озорству, В происходящие вокруг события они

всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников, при

хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную

дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее,

приподнятое. Со взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают

конфликты^ Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти

увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки

гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бьшают слишком

самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на

окружающих впечатление.

2. ифослоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью н

склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома

одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело

переживают даже незначительные неприятности, иа замечания реагируют крайне

раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до

подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три

недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно

зачастую непредсказуемо: Поводы дня неожиданного изменения настроения могут

быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово,

чей-то неприветливый взгляд. Все они "способны погрузиться в уныние н

мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей

и неудач". От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их

психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее

для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие

подростки, когда они находятся в подавленном настроении.

15

крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их

настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь.

4. Астено-невротический тип. Этот тип характеризуется повышенной

мнительностью н капризностью, утомляемостью н раздражительностью. Особенно

часто утомляемость проявляется при выполнении трудной задачи. Склонность к

ипохондрии является особо типичной чертой.

5 Сёнзитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко

всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки

не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр, Они

обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят

впечатление замкнутости. Открьпы и общительны они бывают только с теми, кто

им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и

взрослыми. Они отличаются послушанием н обнаруживают большую привязанность

к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать

трудности адаптации к кругу сверстников, а также "комплекс неполноценности"-

. Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство

долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим

людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором

сложных видов деятельности н повышенным усердием. Эти подростки разборчивы

в нахождении дня себя друзей н приятелей, обнаруживают большую

привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип .Эти подростки характеризуются ранним

интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к

самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако,

нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них

сочетается с нерешительностью, а безалпеляцнонность суждений - со

скоропалительными действиями, предпринимаемых как раз в те моменты, когда

требуется осторожность и осмотрительность.

7.Шизоидньгй тип. Его наиболее существенной чертой является

замкнутость» Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают

быть одни, находиться в компании взрослых. "Душевное одиночество даже не

тяготит шизоидного полростка, который живет в своем мире, своими необычными

для детей этого возраста интересами". Такие подростки нередко демонстрируют

внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса Они плохо

понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их

внутренний мир зачастую наполнен

16 различными фантазиями,

особыми увлечениями. Во внешнем проявлении

своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде

всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип Эти подростки часто плачут, изводят окружающих,

особенно в раннем детстве. " Такие дети, - любят мучить животных, избивать

и дразнить младших н слабых, издеваться над беспомощными и неспособными

дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на

роль властелина. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки

устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их

личная власть в таких группах держится в основном на добровольной

покорности других детей нлн на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного

режима они чувствуют себя нередко на высоте, 'умеют угодить начальству,

добиться определенных преимуществ, завладеть.., постами, дающими в руки..,

власть, установить диктат- над другим".

9. Истероидный тип Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда

постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена

склонность к театральности, позерству, рисовке, Такие дети с трудом

выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют

больше внимания, чем им самим. "Желание привлекать к себе взоры, слушать

восторги и похвалы становиться для них насущной потребностью". Дня таких

подростков характерны претензии на исключительное положение среди

сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе

внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков н заводил. Вместе

с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры н организаторы

дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часго н быстро терпят

фиаско.

10. Неустойчивый тип Его иногда неверно характеризуют как

слабовольный, плывущий по течению, Подростки данного типа обнаруживают

повышенную склонность н тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к

безделью и праздности, У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе

профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

И Конформный теш, Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а

часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе.

Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их

главное жизненное кредо - "быть, как все", Это тип приспособленца, который

ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в

трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание

своему поступку, причем нередко не одно.

п Акцентуация характера при

воздействии неблагоприятных условий

может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности,

к психопатин.

Психопатия (от греч. psyche - душа и pathos = "болезнь") - патология

характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая

выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной

среде. В отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный характер,

проявляются во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида,

Реакция личности с заостренными особенностями характера по сравнению с

реакциями психопата теснее связаны с пнсихотравматичеекими факторами, при

этом сохраняется определенный самоконтроль. Для психопата ограничений не

существует.

Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера» тем самым

указывают на известную однобокость его психической организации, известную

дисгармонию пснхнкн. По сути дела, о нормальном "идеальном" человеке нельзя

сказать, какой у него характер,, т.к.. все его поведение является простой

реакцией на внешние воздействия,

[pic]

[pic]

нужно отметить расплывчатость и неопределенность границ и между

отдельными психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей частью

представляют собой искусственный продукт схематической обработки того, что

наблюдается в действительности. В то же время поведение психопатов одного

типа может быть различным: один параноик может быть всеми признанным

ученым, другой -душевнобольным и т.п. Исходя из того, что в нерезкой форме

те или иные психопатические особенности присущи всем нормальным людям,

понятно,, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и

свойственные ей психопатические черты. Вероятно, поэтому среди людей

высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой

фантазией имеется значительное количество несомненных психопатов.

ЕГО

Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в

практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в

дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает

складываться привычный образ поведения, определенные отношения к

действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки,

смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в

коллективных сюжетных играх с правилами.

Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой

деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается

уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под

влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка

постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это

начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга»

дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному

поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования

характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных

обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных

местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность,

систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность,

дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании

характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для

него

отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами.

У него

развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего

класса, школы,

чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты

характера

у подростков. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник,

участвует

в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в

своей

учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает

руководствоваться

мотивами общественного порядка * чувством долга и ответственности перед

коллективом,

желанием поддержать честь школы, класса.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не

существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым

нельзя было бы

19 привить определенные

положительные качества, устранив даже как будто бы уже

укоренившиеся у них отрицательные черты.

Каковы же пути воспитания характера?

Необходимым условием воспитания характера является формирование

мировоззрения, убеждений, н идеалов. Мировоззрением определяется

направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения

вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих

поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в

единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы

воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для

воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация

игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог

накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только

определенную форму поведения, но н соответствующий мотив этого поведения,

но н соответствующий мотив этого поведения» ставить детей в такие условия,

чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию,

чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если

условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него,

например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты

характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни

прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не

поставить его в такие условия, когда бы он мог н должен был проявить

мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка,

никогда не может создать сильного характера

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном

н общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей,

воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм,

настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных

мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с

соответствующими влияниями семьи.

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы

литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным

образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

На воспитание характера влияет н личный пример воспитателя, будь то

родите ли или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше

влияет на жизнь

20 ребенка, чем то, что они ему

говорят. Как учитель относится к работе, как он следует

общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков

стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера

детей.

Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя,

воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место

занимают, в частности» этические, или моральные, беседы. Их цель -

формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более

старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание,

Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить

у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные

привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании

характера

Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких

воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям

личности школьника н состоянию, в котором он в данное время находится.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так

как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях,

которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок

учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже

есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к

отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные

черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться

преодоления отрицательных черт характера у детей.

Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его

индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне н

глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно

длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить

индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию

и приведет к желаемым результатам.

Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года

обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с

родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о

проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо

составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом

его индивидуальных особенностей.

V"


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ