Рефераты

Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

|11|решительный |5,33 |5,22 |1,48 |1,59 |0,36 |

|12|энергичный |6,07 |5,86 |0,94 |1,27 |0,93 |

|13|справедливый |5,65 |5,47 |1,18 |1,55 |0,64 |

|14|напряженный |4,29 |3,52 |1,67 |1,61 |2,36 |

|15|суетливый |3,87 |3,06 |1,99 |1,86 |2,01 |

|16|дружелюбный |6,13 |5,36 |0,95 |1,53 |-2,6 |

|17|уверенный |5,36 |5,34 |1,36 |1,63 |0,07 |

|18|общительный |6,15 |5,75 |0,97 |1,53 |1,51 |

|19|честный |5,29 |4,84 |1,37 |1,68 |1,42 |

|20|самостоятельный |5,97 |5,68 |1,32 |1,49 |1,01 |

|21|раздражительный |4,52 |4,22 |1,84 |1,68 |0,85 |

|О |фактор Оценки |40 |37,1 |4,63 |7,29 |2,33 |

|С |фактор Силы |35,4 |34,4 |5,81 |5,55 |0,9 |

|А |фактор Активности |38,9 |35,8 |6,16 |6,71 |2,38 |

Для числе степеней свободы 100 граничное значение t-критерия 1,984

при уровне значимости 5% и 2,626 при уровне значимости 1%.

По полученным данным девушки более склонны себя осознавать как

носителя позитивных, социально желательных характеристик (фактор Оценки).

Они оценивают себя более доброжелательными, добросовестными и отзывчивыми.

Для юношей характерно восприятие себя как менее активных, суетливых и более

враждебных., чем для девушек.

Методика “ Полярные профили”

Данная методика создавалась по распрастраненному в экспериментальной

психологии методу полярных профилей, принцип которого был также

использован при создании методики ЛД. Достоинством методики ПП является

возможность самостоятельного выбора личностных качеств для оценивания со

стороны экспериментатора. В нашем исследовании мы воспользовались

вариантом, предложенным Н.Р.Битяновой [8] .

Данный вариант методики ПП содержит 16 антонимичных пар личностных

качеств, каждая из которых выступает как отдельная шкала в нашем

исследовании. Шкалы ПП заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить

степень выраженности своих личностых качеств ( по 10-балльной шкале).

Бланк к методике ПП

Ф.И.О. _____________________возраст______пол _____дата_______

Замкнутость, скрытность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Общительность, открытость

Низкий интеллект 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Высокий интеллект

Эмоциональная неустойчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Эмоциональная устойчивость

Склонность к подчинению , 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Склонность к доминированию

покорность, мягкость

твердость, упрямство

Сдержанность, рассудительность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Восторженность, импульсив-

внимательность, серъезность

ность, беспечность

Недобросовестность, игнориро- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Совестливость, высокая нор-

вание общественных норм

мативность поведения

Робость, застенчивость, осторож- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смелость, склонность к рис-

ность

ку, предприимчивость

Жесткость, суровость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мягкость, чувствительность

Доверчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9

10 Подрозрительность

Практичность, объективная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Непрактичность, богатое

оценка реальности

воображение

Прямолинейность, непосредст- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Дипломатичность, расчет-

венность поведения

ливость

Тревожность, неуверенность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Спокойствие, уверенность

чувство вины

в себе

Консерватизм 1 2 3 4 5 6 7 8 9

10 Склонность к новому

Зависимость от группы, ориенти- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Независимость от мнения ок-

ровка на социальное одобрение

ружающих, стремление дейст-

(конформизм)

вовать исходя из собственных

убеждений

Низкий самоконтроль, недисцип- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Высокий самоконтроль,

линированность

самодисициплина

Расслабленность, низкая мотива- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Напряженность, возбужден-

ция

ность, вызванная большим

стремлением к успеху

После первичной обработки результатов и подсчета t-критериев

Стьюдента для групп юношей и девушек по каждой шкале, мы получили

следующие результаты (см. табл. )

Средние значения по методике ПП и t-критерий

Таблица

|№ | Названия шкал | Средние | Сигма |t-критер|

| | |значения | |ий |

| | | | юноши| | юноши | |

| | |девушки | |девушки | | |

|22 |открытость |7,84 |7,18 |1,89 |2,21 |1,59 |

|23 |интеллект |6,68 |7,66 |1,65 |2,19 |-2,5 |

|24 |эмоц. устойчивость |7,19 |6,43 |1,75 |2,47 |1,73 |

|25 |доминирование |7,03 |6,68 |2,14 |2,21 |0,81 |

|26 |импульсивность |5,11 |4,75 |2,16 |2,27 |0,8 |

|27 |совестливость |7,13 |6,00 |1,93 |2,49 |2,48 |

|28 |смелость |7,23 |6,89 |2,08 |2,26 |0,78 |

|29 |мягкость |7,57 |6,52 |1,61 |2,06 |2,77 |

|30 |подозрительность |5,73 |5,23 |2,79 |1,89 |1,08 |

|31 |непрактичность |5,94 |5,75 |1,82 |2,24 |0,44 |

|32 |дипломатичность |5,81 |6,96 |2,02 |1,87 |-2,9 | |

|33 |спокойствие |7,13 |6,52 |1,82 |2,01 |1,55 |

|34 |склонность к новому |8,48 |7,25 |1,43 |2,29 |3,13 |

|35 |независимость |6,63 |6,77 |2,40 |2,21 |-0,3 |

|36 |самоконтроль |7,27 |6,75 |1,89 |2,30 |1,23 |

|37 |возбужденность |7,39 |6,98 |1,72 |2,17 |1,06 |

Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1,948 при

уровне значимости 5% ; 2,626 при уровне значимости 1%.

По данным методики ПП девушки склонны воспринимать себя как более

непосредственными и прямолинейными, более совестливыми (высокая

нормативность поведения) и чувствительными, чем юноши. Юноши же оценивают

себя более интеллектуально развитыми, жесткими и суровыми, более

консервативными, дипломатичными, расчетливыми, чем девушки.

Методика Т.Лири

Методика создана Т.Лири, Г.Лефорджем, Р.Сазеком в 1954 году и

предназанчена для исследования представлений о себе и идеальном “я”. С

помощью данной методики можно выявить преобладающий тип отношений к людя м

в самооценке и взаимооценке.

Общее впечатление о человеке и человека о самом себе в процессе

межличностных отношений наиболее часто определяют два фактора:

доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Для представления

основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде

круга, разделенного на секторы. В том круге по горизонтальной и

вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение ,

дружелюбие-враждебность. В свою очередь ти секторы разделены на восемь

октант - соответственно более частным отношениям, кторые определенным

образом ориентированы относительно двух главных осей.

Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе результаты

испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух

переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где

доминирует вертикальная (доминирование-подчинение) или горизонтальная

(дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от

центра окружности указывает на адаптированность или экстремальность

интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из

восьми типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей

интенсивности. При обработке подсчитывается количесство отношений каждого

типа.

Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре

степени выраженности отношения:

0 - 4 балла - низкая адаптивное

поведение

5 - 8 баллов - умеренная

9 - 12 баллов - высокая экстремальное

поведение

13 - 16 баллов - экстремальная до патологии

В результате проводится подсчет баллов по каждой октанте (шкале) с

помощью специального ключа к опроснику.

По специальным формулам определяется показатели по двум основным

факторам : доминирование и дружелюбие.

Доминирование = ( 1 - 4) + 0,7 * ( 8 - 2 - 4 - 6 );

Дружелюбие = ( 7 - 3) + 0,7* (8 - 2 - 4 + 6).

Типы отношения к окружающим (шкалы)

1. Авторитарный (л1)

2. Эгоистичный (л2)

3. Агрессивный (л3)

4. Подозрительный (л4)

5. Подчиняемый (л5)

6. Зависимый (л6)

7. Дружелюбный (л7)

8. Альтруистический (л8)

Подробное описание типов отношений к окружающим см. в приложении.

.

Т.Лири предлагал использовать методику для оценки поведения людей,

т.е. поведения в оценке окружающих (“со стороны”), для самооценки, оценки

близких людей, описания своего идеального “я”. В соответствии с уровнями

диагностики меняется инструкция для ответа.

В нашем исследовании мы использовали методику Т.Лири для выявления у

испытуемых представления о себе. Инструкция: “ Сейчас я буду зачитывать ряд

суждений касающихся характера человека, его взаимоотношений с окружающими

людьми. Поставьте на бланке ответов знак “+” против номеров тех

определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе и знак “-”

против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему

представлению о себе (если нет полной уверенности, то ставьте знак “-”)”.

Данная методика позволяет провести более углубленную диагностику тех

характеристик Я-концепции, которые касаются межличностных отношений. Мы

включили данную методику в наше исследование, с учетом того, что в старшем

подростковом и раннем юношеском возрасте общение обретает важное значение

для развития личности.

После первичной обработки и сравнения средних величин по t-критерию

Стьюдента мы получили следующие результаты.

Средние значения и t-критерий по методике Т.Лири

Таблица 3

|№ |Название шкалы | Средние значения| Сигма | |

| | | | |t-критери|

| | | | |й |

| | | | юноши |девушки| юноши | |

| | |девушки | | | | |

|л1 | авторитарность |9,08 |9,86 |3,44 |3,7 |-1,1 |

|л2 |эгоистичность |6,08 |8,05 |2,56 |2,46 |-3,9 |

|л3 |агрессивность |6,72 |7,54 |2,56 |2,53 |-1,6 |

|л4 |подозрительность |6,57 |6,79 |3,09 |2,88 |-0,4 |

|л5 |подчиняемость |5,81 |6,45 |3,29 |2,99 |-1 |

|л6 |зависимость |6,79 |7,5 |2,44 |2,32 |-1,5 |

|л7 |дружелюбность |8,9 |9,09 |2,49 |3,41 |-0,3 |

|л8 |альтруистичность |8,63 |8,39 |3,33 |3,48 |0,35 |

|ДП |доминирование-под|3,41 |5,06 |1,33 |1,05 |2,11 |

| |чинение | | | | | |

|ДА |дружелюбие - |4,09 |1,98 |1,65 |0,51 |2,56 |

| |агрессивность | | | | | |

Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1,948 при

уровне значимости 5% ; 2,626 при уровне значимости 1%.

По данным методики Т.Лири юноши более склонны приписывать себе

гоистические черты, ориентацию на себя, склонность к соперничеству,

доминированию. Девушки оценивают себя как более дружелюбных и менее

стремящихся к доминированию, чем юноши.

Итак, мы оценили содержание Я-концепции юношей и девушек.

Теперь мы переходим к выявлению связи изученных характеристик Я-

концепции с выделенными нами показателями личностного самоопределения в

ранней юности.

Для решения той задачи, мы снова использовали в нашем исследовании

метод линейной корреляции.

При помощи метода линейной корреляции мы выявляли те содержательные

характеристики Я-концепции юношей и девушек, которые оказывают влияние

и/или связаны в своей динамике с процессом личностного самоопределения в

ранней юности.

После обработки данных по методу корреляционного анализа Пирсона мы

получил следующие результаты ( см. приложение, табл. , ).

В результате линейного корреляционного анализа мы получили

определенные наборы характеристик Я-концепции у юношей и у девушек,

связанные с процессом их личностного самоопределения. Эти характеристики

могут быть расположены в убывающем порядке по степени прочности их

взаимосвязи с показателями личностного самоопределения в ранней юности (см.

рис. ). На схеме мы условно выделили три уровня значимости

корреляционной связи характеристики Я-концепции с показателями

линчностного самоопределения: уровень 1 - личностная характеристика

имеет значимые зависимости со всеми показателями личностного

самоопределения, уровень 2 - значимые связи с тремя показателями и

уровень 3 - значимые связи существуют только с двумя или одним

показателем личностного самоопределения. В расстановке качеств по степени

значимости мы также учитывали иерархическое расположение показателей

личностного самоопределения для группы девушек и группы юношей (по

факторным нагрузкам).

Связь между показателями

Я-концепции и личностного самоопределния

(девушки)

Рисунок

Уровень 1.

20

самостоятельный

35

независимый от мнения

Ц S

окружающих

C

развитие волевых сторон

личности

ЛК-Я 1 ЛК-Ж

обаятельный

23

высокий интеллект

Уровень 2.

л2

эгоистичный

Ц S

25

стремление к

доминированию

ЛК-Я 37 ЛК-Ж

возбужденность,

стремление к успеху

11

Уровень 3.

36 самоконтроль,

самодисциплина

л4

подозрительный (обр.)

О

фактор Оценки

Ц S

5

уступчивый

ЛК-Я 7 ЛК-Ж честный

10

добросовестный

13

агрессивный (обр.)

л8

альтруистический

Связь между показателями

Я-концепции и личностного самоопределния

( юноши )

Уровень 1.

17

уверенный

12

энергичный

28

смелость, склонность к

ЛК-Ж Ц риску,

предприимчивость

13

справедливый

ЛК-Я О S фактор

Оценки

10

отзывчивый

7

добрый

Уровень 2.

ЛК-Ж 26 Ц

сдержанность, рассуди-

тельность, внимательность

36

высокий самоконтроль,

ЛК-Я S

самодисциплина

С

фактор Силы

Уровень 3.

11

авторитарный

9

деятельный

32

дипломатичность,

ЛК-Ж Ц

расчетливость

1

обаятельный

ЛК-Я 22 S

открытость,

общительность

24

эмоциональная

устойчивость

37

возбужденность, вызванная

стремлением к успеху

Итак, в результате проведенного нами корреляционного анализа мы

обнаружили корреляционную взаимосвязь некоторых содержательных

характеристик Я-концепции с показателями личностного самоопределения. Таким

образом, основная гипотеза нашего исследования о наличии такой связи

подтвердилась.

Полученные данные позволяют выделить определенный набор личностных

характеристик, от характера самовосприятия которых зависит успешность

личностного самоопределения девушек и юношей.

По данным нашего исследования, на успешность личностного

самоопределения девушек в раннем юношеском возрасте оказывает значимое

влияние осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения

окружающих, самооценка развития волевых сторон своей личности, своей

привлекательности и интеллектуального развития . Успешность личностного

самоопределния девушек предполагает приписывание себе определенных

эгоистических черт характера, направленности на себя, склонности к

соперничеству и стремление к доминированию и успеху.

Для юношей успешность личностного самоопределения связана с осознанием

себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, обладающего

определенными деловыми качествами: смелость, склонность к риску,

предприимчивость, сдержанность, рассудительность, дипломатичность,

расчетливость. Также имеет место значимость развития эмоционально-волевых

сторон своей личности - самоконтроль и самодисциплина, эмоциональная

устойчивость.

Отличия между юношами и девушками в содержательных характеристиках Я-

концепции, оказывающих влияние на их личностное самоопределение

обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально

желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чем для

девушек, в личностном самоопределении, оказывает осознание себя как

носителя таких позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость,

доброта.

При сравненительном анализе данных полученных при изучении различий

в содержании характеристик Я-концепции юношей и девушек ( т-критерий

Стьюдента) и данных значимости определенных характеристик Я-концепции

для успешности личностного самоопределения (корреляционный анализ) мы

обнаружили следующую интересную закономерность : как для девушек так и

для юношей имеет место снижение в самооценках степени выраженности тех

личностных качеств, которые оказывают влияние на их личностное

самоопределение.

Так девушки склонны оценивать себя менее интеллектуально развитыми

(методика ПП) и менее стремящихся к доминированию (методика Т.Лири), чем

юноши. По результатам корреляционного анализа мы наблюдаем, что значимость

этих характеристик Я-концепции для успешности личностного самоопределения

девушек больше, чем для юношей.

Юноши менее, чем девушки, склонны осознавать себя ностителями

позитивных характеристик : дружелюбие, добросовестность, отзывчивость

( методика ЛД) и менее активными и общительными, чем девушки. И мы

наблюдаем , что значимость этих качеств для юношей в процессе их

личностного самоопределения больше, чем для девушек

Психологическая интерпретация этого феномена, на наш взгляд, может

заключаться в том, что наиболее значимые личностные характеристики для

успешности личностного самоопределения осознаются как менее выраженные в

своей личности с учетом задачи дальнейшего их развития, т.е. происходит

снижение оценки уровня развития значимого качества в своей личности для

возможности его развития в перспективном будущем.

Итак, мы провели изучение взаимосвязи Я-концепции и личностного

самоопределения в ранней юности и нашли подтверждение выдвинутым нами в

начале исследования гипотезам.

Следующие две методики, которые мы использовали в нашей работе не

имели своей задачей проверку гипотез исследования. Они были включены нами в

исследование как дополнительные, удовлетворяющие констатацией своих

результатов наш исследовательский интерес.

Методика ценностных ориентаций М.Рокича

В нашей работе мы уже отмечали, что личностное самоопределение в

ранней юности имеет ценностно-смысловую природу; это активное определение

своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей,

определение на той основе смысла своего существования. Для определения

характерного содержания системы ценностей современных юношей и девушек мы

использовали методику ценностных ориентаций М.Рокича.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону

направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему

миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации

жизненной активности.

Методика М.Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей.

М.Рокич различает два вида ценностей: а) терминальные - убеждения в

том, что какая.-то конечная цель индивидуального существования стоит того,

чтобы к ней стремиться б) инструментальные - убеждения в том, что какой-

то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой

ситуации. Это деление соответствует радиционному делению на ценности-цели

и ценности-средства.

Методика М.Рокича содержит два списка ценностей по 18 в каждом.

Используя гибкость методики мы несколько сократили стимульный материал (до

9 ценностей) и в нашем исследовании использовали только первый список.

Бланк к методике ценностных ориентаций М.Рокича

ДЕНЬГИ (материально обеспеченная жизнь)

СЕМЬЯ (счастливая семейная жизнь,духовная и физическая

близость

с любимым человеком)

ПОЗНАНИЕ ( интеллектуальное развитие, расширение своего

кругозо-

ра, жизненная мудрость)

РАБОТА (интересная ,творческая, продуктивная деятельность,

макси-

мально полное использование своих сил и

способностей)

СЧАСТЬЕ ДРУГИХ (благосостояние, развитие и

совершенствование

других людей, народа,

человечества в целом)

САМОРАЗВИТИЕ (работа над собой, постоянное физическое и

духов-

ное совершенствование, достижение

внутренней

гармонии)

КАРЪЕРА (общественное признание, уважение окружающих)

ДРУЗЬЯ (наличие хороших и верных друзей)

УДОВОЛЬСТВИЯ (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

Списки ценностных ориентаций выдавались испутуемым с инструкцией

проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого.

После обработки данных мы получили следующие результаты (см. табл.

).

По полученным данным мы можем говорить о том, что системы ценностных

ориентаций юношей и девушек не имеют значимых отличий. На первом месте как

у тех, так и других находится ценность счастливой семейной жизни, духовной

и физической близости с любимым человеком ; на втором месте у девушек -

наличие хороших и верных друзей, у юношей - удовольствия (полнота и

эмоциональная насыщенность жизни). На третьем месте и у юношей и у девушек

- деньги (материально обеспеченная жизнь). Последнее место и у девушек

и у юношей занимает счастье других людей.

Средние ранговые показатели по методике

ценностных ориентаций М.Рокича

Таблица

|показатели | среднее значение | место |

| |девушки |юноши |девушки|юноши |

|ценности | | | | |

|деньги |3.92 |3.91 |3 |3 |

|семья |2.29 |2.95 |1 |1 |

|познание |6.61 |5.55 |8 |7 |

|работа |4.92 |5.09 |5 |6 |

|счастье других |7.11 |7.13 |9 |9 |

|саморазвитие |6.24 |6.0 |7 |8 |

|каръера |4.73 |4.73 |4 |5 |

|друзья |3.32 |4.16 |2 |4 |

|удовольствия |5.67 |3.09 |6 |2 |

Методика “Тип психологического совершенствования”

Поиск себя и выбор жизненых дорого так или иначе сопряжен с

формированием целей саморазвития и самореализации.

Цель данной методики: определить направленность саморазвития,

совершенствования человека .

Оборудование: список личностных качеств - доброжелательность, сила

воли, сочувствие, выдержка, искренность, уверенность.

Инструкция: “Выбирите из этого списка одно качество, которое Вы хотели

бы развивать в себе, добавить себе. Теперь из того же списка выбирите

одно качество, которое Вы хотели бы чтобы развивали окружающие Вас люди”.

Обработка и интерпретация данных: предложенные качества личности

разделяются на две группы: 1) качества эмоционально-волевой сферы

личности (волевые) - сила воли, выдержка, увереность; 2) качества,

характеризующие нравственную сторону личности (нравственные) -

доброжелательность, сочувствие, искренность.

По данным первого и второго выборов определяется тип психологического

совершенствования (см. ключ в таблице результатов).

После обработки данных мы получили следующие результаты.

Распределение испытуемых

по типам психологического совершенствования

Таблица

|№| тпс | Ключ | % выбора |

| | |Себе|Други| девушки|юноши |

| | | |м | | |

|1|Стать тверже вместе со |в |в |22,6 |27,4 |

|.|всеми (сделать мир | | | | |

| |сильнее) | | | | |

|2| Утвердиться самому в |в |н |62,9 |65,8 |

|.|более мягком окружении | | | | |

|3| Смягчить свой нрав, |н |в |3,2 |0 |

|.|помогая утвердиться | | | | |

| |другим | | | | |

|4| Стать мягче вместе со |н |н |11,3 |6,8 |

|.|всеми (сделать мир | | | | |

| |добрее) | | | | |

В - волевые качества; Н - нравственные качества.

Как мы видим, большинство юношей и девушек хотели бы развивать волевые

стороны своей личности: силу воли, выдержку, уверенность; причем

преобладает стремление утвердиться в более мягком окружении ( чтобы

окружающие стали добрее, искреннее, сочувственее).

Как показывает опыт использования данной методики тип утвердиться

самому в более мягком окружении” является наиболее распрастраненным среди

людей различного возраста.

Включив данную методику в наше исследование мы не преследовали задачу

констатации, что эта закономерность находит подтверждение для девушек и

юношей 15-16 лет. Наша задача была другая. Еще С.Л.Рубинштейн указывал на

необходимость педагогизации психологического эксперимента, что психолог-

исследователь должен не только изучать, но изучая, обучать и воспитывать.

После проведения методики и самостоятельного определения своего типа

психологического совершенствования, мы произносили примерно следующую речь:

“ Итак, вы определили тип своего психологического совершенствования.

Теперь еще раз обратите внимание на то качество, которое Вы выбрали , чтобы

его развивали окружающие Вас люди. Самое интересное здесь то, что человек

обычно желает другим, сам того не осознавая, чтобы они развивали те

качества, которые не хватает ему. Задайте себе вопрос: “А достаточно ли у

меня развито это качество, чтобы я мог требовать от других, чтобы они его

развивали так же как и я ? Или может быть мне его тоже не хватает, просто

я этого как-то не замечал раньше? Подумайте над этим...”

По обратной реакции многих юношей и девушек мы могли судить, что

олбнаруженный факт действительно имеет место . Данная методика позволяет,

на наш взгляд, направить внимание юношей и девушек на осознание возможности

разрыва, неадекватности субъективного представления о себе и реального

положения делю Рефлексия содержания своего образа Я “со стороны” может

послужить точкой опоры для дальнейшего саморазвития и самовоспитания.

В Ы В О Д Ы

Периодом возникновения сознательного “я”, как бы постепенно ни

формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и

ранний юношеский возраст.

В период ранней юности (14,5-17 лет) в рамках становления нового

уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого

представления о себе, Я-концепции. К 16 - 17 годам возникает особое

личностное новообразование, которое в психологической литературе

обозначается термином “самоопределение”.

Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения в

подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие

выводы:

В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение,

имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции

относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на

этой основе смысла своего собственного существования.

Наиболее емким определением личностного самоопределения является процесс

формирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о

себе и о мире.

Я-концепция может быть рассмотрена как фактор личностного самоопределения

в ранней юности.

В практической части работы мы провели изучение Я-концепции как

фактора личностного самоопределения в ранней юности с целью выявления

взаимосвязи этих двух психологических феноменов на практике

В начале практической части исследования, на основе факторного

анализа движущих сил развития личности в ранней юности, нами были

определены показатели личностного самоопределения в этом возрасте, которые

могут быть использованы как тестовые для измерения характеристик этого

явления : 1) наличие целей в жизни (цели в жизни), 2) общее

мировоззренческое убеждение в том, что человеку дано контролировать свою

жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь (локус контроля -

жизнь), 3) вера в собственную возможность осуществить такой контроль

(локус контроля-Я), 4) принятие себя как личности, одобрение себя в целом

и позитивная самооценка (самоприятие). Причем для юношей наиболее

значимым для личностного самоопределения является общее мировоззренческое

убеждение в том , что человеку дана возможность контролировать свою жизнь,

а для девушек наиболее значимым для успешности личностного самоопределения

является наличие в своей жизни целей в будущем.

В результате проведенного нами корреляционного анализа мы обнаружили

корреляционную взаимосвязь некоторых содержательных характеристик Я-

концепции с показателями личностного самоопределения. . Таким образом,

основная гипотеза о том, что существует корреляционная взаимосвязь между

содержанием Я-концепции и процессом личностного самоопределения

подтвердилась.

Полученные данные позволяют выделить определенный набор личностных

характеристик, от характера самовосприятия которых зависит успешность

личностного самоопределения девушек и юношей.

По данным нашего исследования, на успешность личностного

самоопределения девушек в раннем юношеском возрасте значимое влияние

оказывает осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения

окружающих, самооценка развития волевых сторон своей личности, своей

привлекательности и интеллектуального развития . Успешность личностного

самоопределния девушек предполагает приписывание себе определенных

эгоистических черт характера, направленности на себя, склонности к

соперничеству и стремления к доминированию и успеху.

Для юношей успешность личностного самоопределения связана с осознанием

себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, обладающего

определенными деловыми качествами: смелость, склонность к риску,

предприимчивость, сдержанность, рассудительность, дипломатичность,

расчетливость. Также имеет место значимость развития эмоционально-волевых

сторон своей личности - самоконтроль и самодисциплина, эмоциональная

устойчивость.

Отличия между юношами и девушками в содержательных характеристиках Я-

концепции, оказывающих влияние на их личностное самоопределение

обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально

желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чем для

девушек, в личностном самоопределении, оказывает осознание себя как

носителя таких позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость,

доброта.

Таким образом, рабочая гипотеза нашего исследования о том, что

содержательные характеристики Я-концепции , оказывающие влияние на

личностное самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей

и девушек подтвердилась.

Сравненительный анализ данных полученных при изучении различий в

содержании характеристик Я-концепции юношей и девушек и данных значимости

определенных характеристик Я-концепции для успешности личностного

самоопределения обнаружил следующую интересную закономерность : как для

девушек так и для юношей имеет место снижение в самооценках степени

выраженности тех личностных качеств, которые оказывают влияние на их

личностное самоопределение.

Психологическая интерпретация этого феномена, на наш взгляд, может

заключаться в том, что наиболее значимые личностные характеристики для

успешности личностного самоопределения осознаются как менее выраженные в

своей личности с учетом задачи дальнейшего их развития, т.е. происходит

снижение оценки уровня развития значимого качества в своей личности для

возможности его развития в перспективном будущем.

Реализуемый нами подход к практическому изучению характеристик

личностного самоопределения в ранней юности через показатели осмысленности

жизни личности представляется нам достаточно перспективным для

дальнейших разработок программ исследований по этой проблеме.

Полученные результаты нашего исследования позволяют определить

взаимосвязь содержательных характеристик Я-концепции и успешности

личностного самоопределения в ранней юности, поэтому они могут быть

использованы в работе практического психолога по оказанию психолого-

педагогической помощи юношам и девушкам этого возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1989.

1а. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже

подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации

общественно полезной деятельности школьников. М., 1984. С. 103-107.

2. Алексина Т.А., Донченко А.П. Нравственный смысл жизни в аспекте

личностного времени // Научные доклады высшей школы. Философские науки,

1985, №3. С.43-52.

3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.С. Социально-психологические

методы исследования. М., 1987. С. 91-114.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968.

5. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития де тского самосознания.-

Изв.АПН РСФСР, вып.18.18,М.,1948.

5а. Бахтин М.М. стетика словестного творчества. М.,1979.

6. Бахур В.Т. Это неповторимое “Я”. М.,1982.

7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986.

8. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.

9. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком.М.,1982

10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.М.,1968.

11. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы

психологии.1979.№4.С.23-24.

12. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его

воспитание. М.,1979.

13. Бороздина Л.В. Притязания личности и самооценка // Вестник МГУ,серия

14, №3,1986.

14. Братусь Б.С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. 1977.

№2.С.121-124.

15. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психологическая клиника и профилактика

раннего алкоголизма. М.,1984.

16. Визгин А.В., Столин Т.В. Внутренний диалог и самоотношение //

Психологический журнал, 1989. №6.

17. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В.Петровского.

М..1979.

18. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в 6

т. Т.4.С. 5-220; С. т .,1983. 244-269.

20. Гегель Г. Философия духа. - Соч., М.,1956. Т.3.

21. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема

// Вопросы психологии, 1988, №2.

22. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //

Вопросы психологии, 1994, №3.

23. Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личнсоти //

24. Джеймс У. Психология. М.,1991.

25. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования

ценностных ориентаций и интересов учащихся. // Ценностные ориентации и

интресы школьников.,1983, с. 27-36.

26. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.,1991.

27. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпусников средней

школы. Ростов н/Д, 1972.

27а. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. М.,1976.

28. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития

личности. М.,1980.

29. Иванова Н.Я. Смысл жизни личности как ее практический способ бытия.

Вологда, 1987, Деп. в ИНИОН, №17012.

30. Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении

молодежи : Докт.дис. Тарту.,1985.

31. Кон И.С. Открытие “Я”. М.,1978.

32. Кон И.С. Категория “я” в психологии // Психологический журнал.1981.

Т.2.№3.

33. Кон И.С. Психология ранней юности.М.,1989.

34. Кон И.С Какими они себя видят? М.,1975.

35. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности

школьника // психологические особенности формирования личности школьника.

М..1983. С. 4 - 15.

36. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов.

Вильнюс,1981.

36а. Кузнецова И.К. Проблема психологического консультирования

старшеклассников в школе // Научно-практические проблемы школьной

психологической службы. М.,1987.

37. Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся.

Минск.1976.

38. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М..1975.

39. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура

теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал, 1993, №1.

40. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.,1996.

41. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,1986.

42. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.,1985.

43. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избр. психол. труды. М.,1996.

44. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. // Ученые

записки Пермского Пед.ин-та.,1970., Т.77, с. 8-12.

45. Мудрик А.В. Время поисков и решений. М.,1990.

46. Мудрик А.В. В поисках своего “Я” // Семья и школа.1998.№10.

47. Мудрик А.В. Современный старщеклассник: проблемы самоопределения.

М.,1977.

48. Новоприходько А.К. К проблеме соотношения образа Я и самосознания //

Вопросы психологии, 1992, № 1-2.

48а. Обуховский К. Психология влечений человека. М.,1972.

49. Осницкий А.К. Определние характеристик социальной адаптации // Журнал

практического психолога, 1998, №1.

50. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении

учащихся // Вопросы психологии, 1992, №№1,2.

51. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. М.,1972.

С.149-154.

52. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М.,1979.

53. Платонов К.К . К теории личности. М.,1978.

54. Прихожан А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем

юношеском возрасте // Воспитание,обучение и психическое развитие. М.,1984.

С.76-88.

55. Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом

возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и

воспитания. М., 1984. С.76-88.

56. Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.Н.Пузырея.

М..1982.

57. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М..1987.

58. Психологические тесты. М.,1996.

59. Психология формирования и развития личности. М.,1981.

60. Психология юношеского возраста. М.,1989.

61. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. М.,1991.

62. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления

личности. М.,1994.

63. Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного “я” //

Вестник МГУ. Серия Психология,1981, №1, с. 14-22.

64. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.

65. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.,1957.

66. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989.

67. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,1973.

68. Руткевич М.Н. Роль социально-профессиональной ориетации молодого

поколения в изменении социальной структуры советского общества. - В кн.:.

69. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на

самооценку и оценку другими людьми. - В кн. Изучение мотивации поведения

детей и подростков /под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежиной. М..1972.

70. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения //

Психологический журнал, 1984, №4. С. 65-74.

71. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы

психологии, 1975, №3.

72. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском

возрасте // Вопросы психологии,1982,№1. С.69-75.

73. Сафин В.Ф. Профессиональные намерения учащихся и устойчивость их

самооценки. В кн. Вопросы подготовки школьников к жизни и труду.

Пермь,1976.

74. Снеткова М.В. Локус контроля в структуре жизненной позиции.

Дипл.работа. М.,1988.

75. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.М.,1989.

76. Социальная и профессиональная ориентация молодежи. Таллин,1977. С.18-

77. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М..1972.

78. Столин В.В. Самосознание личности. М..1983.

79. Толстых Н.Н Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы

психологиии.,1984,№3.

80. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных

процессов. Л.,1980.

81. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности.- В кн. Проблемы

сознания. М.,1968.

82. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития

личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1985, №6.

83. Филиппов А.А., Кондратьева Л.Л. Профессиональная ориентация и

профессиональное самоопределение личнсоти. - В книге: Активность личности в

общении и профессиональное самоопределение. М.,1976. С.65-76.

84. Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи //

Молодежь: интересы, стремления, идеалы. М.,1969.

85. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому

возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983.

86. Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В.Дубровиной.

М.,1989.

87. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.

88. Фрейд З. Я и Оно. Кн.1,2. Тбилиси,1991.

89. Фромм Э. Душа человека. М.,1992.

90. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

91. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. - В кн.:

Проблемы сознания. М., 1968.

92. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М..1977.

93. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания // Вопросы

психологии, 1984, №5.

94. Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая

проблема // Культура и мировоззрение. Вып.11. М.,1981.

95. Шибутани Т. Я-концепция как персонификация / Т.Шибутани. Социальная

психология. Пер. с анг. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д.,1988. С. 193-212.

96. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника.

М.,1979.

97. Шорохова Е.В. Проблема “Я” и самосознания. - В кн. Проблемы сознания.

М..1966

98 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. Толстых А.В.

М.,1996.

П Р И Л О Ж Е Н И Я

Средние значения и t-критерий по тесту СЖО

Таблица

| |Название субшкал | Средние значения | Дисперсия | |

| | | | |t-критер |

| | | девушки|юноши |девушки |юноши | |

|Ц | Цели в жизни |28,7 |29,4 |7,62 |7,55 |-0,5 |

|Пр | Процесс жизни |34,9 |29,8 |4,09 |6,54 |0,93 |

|Л-Я |Локус контроля-Я |20,2 |19,5 |4,28 |5,27 |0,64 |

|Л-ж |Локус контроля-жизнь|29,1 |28,4 |5,86 |6,6 |0,55 |

|ОЖ | Осмысленность жизни|97,1 |96,7 |15,42 |18,21 |0,12 |

Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1,948 при

уровне значимости 5% ; 2,626 при уровне значимости 1%.

Средние значения и t-критерий по опроснику СПА

Таблица 4

|№ |Название шкалы | Средние значения| дисперсия |t- |

| | | | |критерий |

| | | | юноши |девушки |юноши | |

| | |девушки | | | | |

| |Самоприятие |71 |68,5 |12,61 |14,88 |0,92 |

| |Приятие других |68,2 |66,2 |9,48 |13,56 |0,83 |

| | Эмоционал. комфорт |63,6 |63,9 |10,9 |17,7 |0,12 |

| |Интернальность |61,1 |65,9 |10,7 |14,1 |0,92 |

| |Стремление к |52,9 |53,5 |10,2 |10,9 |0,42 |

| |доминир. | | | | | |

Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1,948 при

уровне значимости 5% ; 2,626 при уровне значимости 1%.

Коффициенты линейных корреляций

показателей теста СЖО и опросника СПА

(девушки)

Таблица

| | Ц | П | Л-Я | Л-Ж | S |L |E |I |D |

| Ц | |0,150 |0,811 |0,640 |0,659 |0,363 |0,438 |0,430 |0,191 |

|П | | |0,277 |0,245 |0,267 |0,299 |0,256 |0,200 |0,119 |

|Л-Я | | | |0,609 |0,548 |0,233 |0,472 |0,453 |0,141 |

|Л-Ж | | | | |0,613 |0,395 |0,475 |0,496 |0,088 |

|S | | | | | |0,562 |0,639 |0,659 |0,301 |

|L | | | | | | |0,477 |0,440 |0,189 |

|E | | | | | | | |0,558 |0,190 |

|I | | | | | | | | |0,357 |

|D | | | | | | | | | |

Для числа степеней свободы 60 граничное значение коэффициента

линейной корреляции Пирсона p = 0,253 при уровне значимости 5%; p=

0,333 при уровне значимости 1%.

Коффициенты линейных корреляций

показателей теста СЖО и опросника СПА

(юноши)

Таблица

| | Ц | П | Л-Я | Л-Ж | S |L |E |I |D |

| Ц | |0,713 |0,841 |0,812 |0,670 |0,596 |0,604 |0,481 |0,137 |

|П | | |0,706 |0,760 |0,609 |0,561 |0,478 |0,354 |0,203 |

|Л-Я | | | |0,846 |0,605 |0,614 |0,569 |0,471 |0,099 |

|Л-Ж | | | | |0,582 |0,590 |0,532 |0,380 |0,151 |

|S | | | | | |0,723 |0,688 |0,585 |0,11 |

|L | | | | | | |0,668 |0,555 |-0,043|

|E | | | | | | | |0,623 |-0,026|

|I | | | | | | | | |0,209 |

|D | | | | | | | | | |

Для числа степеней свободы 40 граничное значение коэффициента

линейной корреляции Пирсона p = 0,310 при уровне значимости 5%; p=

0,407 при уровне значимости 1%

Факторные нагрузки

показателей теста СЖО и опросника СПА

(девушки)

Таблица

до VARYMAX вращения после VARYMAX

| |1 |2 |общий |1 |2 |

|Факторы | | | | | |

|Шкалы | | | | | |

|Цели |0,81 |-0,38 |0,796 |0,84 |0,31 |

|Процесс |0,30 |0,13 |0,105 |0,12 |0,30 |

|ЛК-Я |0,77 |-0,42 |0,768 |0,84 |0,25 |

|ЛК-Ж |0,74 |-0,08 |0,551 |0,67 |0,37 |

|S |0,85 |0,18 |0,756 |0,47 |0,73 |

|L |0,57 |0,36 |0,455 |0,14 |0,66 |

|E |0,69 |0,21 |0,514 |0,33 |0,64 |

|I |0,69 |0,22 |0,517 |0,33 |0,64 |

Диперсия в 86,51 13,49

50,71 49,29

Критерий уровня значимости для двух факторов - факторная нагрузка

0,6, для одного факторный вес 0,551

Факторные нагрузки

показателей теста СЖО и опросника СПА

( юноши )

Таблица

до VARYMAX вращения после

VARYMAX

| |1 |2 |общий |1 |2 |

|Факторы | | | | | |

|шкалы | | | | | |

|Цели |0,88 |0,19 |0,804 |0,78 |0,44 |

|Процесс |0,77 |0,24 |0,650 |0,73 |0,34 |

|ЛК-Я |0,87 |0,25 |0,819 |0,82 |0,39 |

|ЛК-Ж |0,85 |0,34 |0,836 |0,86 |0,31 |

|S |0,81 |0,25 |0,714 |0,43 |0,72 |

|L |0,77 |0,24 |0,657 |0,42 |0,69 |

|E |0,75 |0,32 |0,662 |0,34 |0,74 |

|I |0,61 |0,36 |0,508 |0,22 |0,68 |

Дисперсия в 85,62 14,38

54,51 45,49

Критерий уровня значимости для двух факторов - факторная нагрузка

0,6, для одного факторный вес 0,714.

Матрица линейных корреляций между показателями

Я-концепции и личностного самоопределения ( девушки)

Таблица

|Шифр |Название шкалы | Цели |ЛК-Я |S |ЛК-Ж |

|20 |самостоятельный |0,401 |0,518 |0,322 |0,402 |

|35 |независимый |0,377 |0,430 |0,372 |0,380 |

|С |фактор Силы |0,403 |0,368 |0,275 |0,349 |

|1 |обаятельный |0,345 |0,331 |0,390 |0,303 |

|23 |интеллект |0,354 |0,326 |0,262 |0,362 |

|л2 |эгоистичный |0,342 |0,338 |0,204 |0,314 |

|25 |доминирование |0,333 |0,291 |0,242 |0,270 |

|37 |возбужденность |0,321 |0,295 |0,203 |0,264 |

|11 |решительный |0,299 |0,335 |0,273 |0,198 |

|36 |самоконтроль |0,306 |0,270 |0,213 |0,185 |

|л4 |подозрительный |-0,234 |-0,264 |-0,379 |-0,203 |

|О |фактор Оценки |0,235 |0,225 |0,432 |0,320 |

|5 |уступчивый |0,271 |0,215 |0,203 |0,096 |

|7 |честный |0,215 |0,239 |0,291 |0,218 |

|10 |добросовестный |0,184 |0,238 |0,402 |0,218 |

|13 |агрессивный |-0,182 |-0,115 |-0,304 |-0,123 |

|л8 |альтруистический |0,216 |0,220 |0,291 |0,193 |

Для числа степеней свободы 60 граничное значение коэффициента

линейной корреляции Пирсона p = 0,253 при уровне значимости 5%; p=

0,333 при уровне значимости 1%.

Матрица линейных корреляций между показателями

Я-концепции и личностного самоопределения ( юноши)

Таблица

|Шифр | Название шкалы |ЛК-Ж |ЛК-Я | Ц |S |

|17 |уверенный |0,560 |0,466 |0,530 |0,453 |

|12 |энергичный |0,512 |0,541 |0,389 |0,366 |

|28 |смелый |0,429 |0,461 |0,420 |0,403 |

|13 |справедливый |0,460 |0,459 |0,371 |0,428 |

|О |фактор Оценки |0,453 |0,378 |0,465 |0,354 |

|10 |отзывчивый |0,450 |0,409 |0,347 |0,361 |

|7 |добрый |0,415 |0,399 |0,371 |0,353 |

|26 |импульсивный |-0,415 |-0,409 |-0,374 |-0,269 |

|36 |самоконтроль |0,408 |0,386 |0,369 |0,271 |

|С |фактор Силы |0,418 |0,378 |0,221 |0,361 |

|20 |самостоятельный |0,402 |0,384 |0,281 |0,315 |

|л1 |авторитарный |0,328 |0,335 |0,285 |0,291 |

|9 |деятельный |0,333 |0,312 |0,295 |0,281 |

|32 |дипломатичный |0,322 |0,318 |0,301 |0,291 |

|1 |обаятельный |0,215 |0,224 |0,431 |0,318 |

|22 |открытый |0,281 |0,254 |0,293 |0,324 |

|24 |эмоц. |0,215 |0,218 |0,198 |0,332 |

| |устойчивость | | | | |

|37 |возбужденность |0,235 |0,254 |0,321 |0,273 |

Для числа степеней свободы 40 граничное значение коэффициента

линейной корреляции Пирсона p = 0,310 при уровне значимости 5%; p=

0,407 при уровне значимости 1%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ