Рефераты

Язык рекламы

Язык рекламы

Содержание

Введение 3

Язык названий 5

Язык слоганов 8

Язык гипнотизирующий 10

Языковое манипулирование и ложные умозаключения 14

Язык в рекламе: неологизмы и непристойности 22

Заключение 26

Список литературы 27

Введение

Российская реклама представляет собой развивающуюся сферу

деятельности, правила в которой еще только устанавливаются. Как показало

время и исследования, реклама не только двигатель торговли, но и стимул для

развития речевой деятельности. Влияние рекламы сказывается не только на

сфере потребительского рынка, но и на политической и культурной жизни

общества, на употреблении русского языка и – опосредованно – на развитии

его системы. Появилась потребность в рекламной информации о различных типах

товаров, – появились особые типы текста: объявление – реклама вещи или

услуги, анонс – рекламная информация о содержании газетного или журнального

номера или теле – и радиопрограммы, аннотация – краткий рекламный текст о

книге или фильме. Необходимость в аргументированном убеждении аудитории

повлекла за собой «гибридизацию» газетных, научных, деловых, бытовых

жанров: завоевывая потребителей, рекламодатели публикуют балансовые

документы и, используя газету как почту, обращаются к клиентам с

новогодними поздравительными письмами. В результате сложился особый

стилистический облик текстов, сформировавшийся на основе возрождаемых

традиций русской рекламы и под активным влиянием энергичной, напористой

манеры рекламы западной.

Главная задача рекламиста и копирайтера – привлечь внимание к товару,

заинтересовать потенциальных потребителей. Поэтому так важно уметь сочинять

юмористические рекламные тексты, например: «Ковбои Хаггис всегда сухие!». А

задача специалиста по русскому языку – научить видеть ресурсы

выразительности в разных пластах русского языка. Например, желаемый эффект

может вызвать трансформация известных фразеологизмов – устойчивых

выражений, когда авторы слогана утверждают: «Все дороги ведут к нам» (а не

в Рим).

В то же время напористость и чрезмерная броскость рекламного текста

зачастую не столько привлекают, сколько раздражают аудиторию, особенно в

сложных условиях становления российского рынка. Критическому переосмыслению

надо бы подвергнуть несвойственные русской устной речи, импортированные из

американской рекламы агрессивные повышенные интонации, убыстренный темп

теле- и радиорекламы. Все это отвергается русскими зрителями и слушателями

в силу несхожести культурных традиций, а также вследствие особого

эмоционального значения для людей самой мелодии материнского языка, его

природной стихии.

Проблемы, возникающие у рекламистов, связаны еще и с общим кризисом

русского языка – проникновением ненормативной (просторечной и даже

матерной) лексики в области, традиционные для литературного языка, а также

с засильем в русской речи иностранных слов. Например, такие гибриды-

неологизмы («свежепридуманное» слово) в слогане «Не тормози! Сникерсни!»

или еще новее: «Заиксуй!» Хорошим примером вышесказанного может служить

ударная фраза «Полный писец!» в радиорекламе одного из рынков. Если

проверять эту фразу по нормативным словарям, то никаких нареканий

составляющие ее слова не вызовут. Однако всякий русский человек сразу

скажет, что фраза эта неприличная: нашему языковому сознанию достаточно

намека на непристойное выражение, которое заменяет эта фраза. Раз

содержание этически неприемлемо, то даже эвфемистическая, завуалированная

его форма оскорбляет общественную нравственность.

Психолого-педагогическое воздействие рекламы по масштабам сопоставимо

с прагматическим эффектом от удачных продаж: не случайно же, по мнению

американских специалистов по коммуникации, на становление американского

образа жизни реклама повлияла не меньше, чем Библия. Поэтому:

V рекламные постеры – больше, чем красивые картинки;

V рекламные слоганы – больше, чем забавные запоминающиеся фразы;

V рекламные телеперсонажи – больше, чем условные потребители.

Ведь зрителям предлагают отождествиться с этими людьми, принять за

эталон стоящий за ними образ жизни, а не только покупать продвигаемые

товары или выбирать политиков. При этом в своих «предложениях» рекламисты

нередко используют речевые и психологические приемы, делающие эти

предложения «самыми-самыми».

В данном реферате рассматриваются вопросы, связанные с языком рекламы.

Реклама позволяет потенциальному потребителю познакомиться с

компанией, учреждением, а любое знакомство инициируется сходством,

сонаправленностью интересов (первый этап рекламы), а начинается с

представления, то есть с имени, с названия. Первая часть работы посвящена

именно названиям компаний, названиям товаров. Здесь приведены попытка

анализа основных тенденций в «имянаречении» и основных ошибок, согласно

мнению специалистов в этой области.

Вторая часть работы посвящена языку слоганов, то есть девизов фирм.

Слоган – один из компонентов рекламной стратегии фирмы, позволяющий в

краткой, остроумной, возможно юмористической, форме сообщить потребителю о

профиле фирмы, посвятить в ее рыночную стратегию, может быть подкрепить его

первое впечатление, полученное при самом первом знакомстве (наименование).

Рассматриваются некоторые речевуые приемы составления слоганов, также

анализируются типовые ошибки.

Следующие две части реферата содержат краткий анализ языка как

инструмента воздействия. Название главы «Язык гипнотизирующий» говорит само

за себя – в этой главе рассматриваются некоторые аспекты теорий

гипнотического подхода и эриксонианского гипноза, использующие в своей

технике языковые приемы. Глава «Языковое манипулирование и ложные

умозаключения» посвящена несколько иной проблеме языкового воздействия.

Здесь рассматриваются вопросы скрытых и явных сравнений в рекламе – это и

есть, так называемое языковое манипулирование, также анализируются

последствия таких действий – формирование ложных умозаключений при

интерпретации рекламы.

Последняя часть работы посвящена двум процессам русского языка в

рекламе, которые получили наибольшее освещение в литературе, – это

проникновение в язык с иностранной наукой о рекламе и самой рекламы

иностранных слов, появление огромного количества неологизмов, а также

усугублению проблемы нравственности языка в рекламе.

При написании реферата были использованы в основном статьи рекламистов-

практиков, опубликованные в периодических печатных изданиях (журналы

«Реклама», «Рекламные технологии», «Маркетинг», «Реклама и жизнь») или

размещенные на страницах всемирной сети Internet (специализированные

информационные порталы Gramota.ru, Mamba.ru и др.). Данное обстоятельство

обусловило некоторое публицистическое направление изложения содержания

данного реферата. Помимо этого были использованы учебные пособия Мокшанцева

Р.И. «Психология рекламы», Викентьева И.Л. «Приемы рекламы: Методика для

рекламодателей и рекламистов», Лебедева А.Н. и Боковикова А.К.

«Экспериментальная психология в российской рекламе».

Язык названий

Человек живет в предметном мире, где выбирает, в какой магазин идти,

по тому, насколько там качественные и разнообразные товары и насколько они

приемлемы для его кошелька; и, наверняка, в последнюю очередь в зависимости

от того, как магазин называется. Но кроме того, человек живет в

информационной среде, из которой он постоянно, даже помимо воли, получает

сигналы. Его насыщают сведениями, даже излишними, которые стремятся

управлять поведением, при том что человек обладаем свободой воли и

возможностями свободного выбора. Поэтому особого внимания заслуживает

вопрос о качестве информационной среды, о закономерностях знаковой

деятельности во всех ситуациях человеческой жизни – от бытовых до

профессиональных, с утра и до ночи.

В последние годы в связи с изменениями в экономике и формированием

сферы маркетинговых коммуникаций значительно возросла интенсивность

связанных с ними информационных потоков. Воздействие их на аудиторию весьма

неоднозначно, поскольку «пропускные способности» человеческого восприятия

не беспредельны, а психика испытывает перегрузки из-за весьма агрессивной

манеры рекламирования – важнейшей составной части маркетинговой информации.

Создание имени для нового магазина или открывающейся фирмы – одно из

направлений рекламного творчества и одна из активно развивающихся форм

речевой деятельности.

Современные языковеды не пуристы. Они не склонны к излишней строгости

в оценке народного словотворчества, которое после долгих лет под советским

спудом выплеснулось в ранее небывалых именах, слоганах, текстах.

С древних времен, еще в магической практике язычников, наделение

именем человека или вещи и произнесение имени считалось священнодействием.

Древние верили, что имя таинственным образом соответствует глубинной

сущности вещи или человека, и всуе его употреблять нельзя. Отсюда пошла

практика использования подменных имен или умолчания имени – «табу».

Парадоксы именования подмечены русским народом в пословицах «Назвался

груздем – полезай в кузов» и «Хоть горшком назови, только в печку не

ставь»: имя может обусловить судьбу даже против воли человека, а может и

остаться пустым звуком. Точно так же удачное название товара или фирмы

может создать к нему благоприятное отношение и тем самым способствовать

продажам, а может и вызвать реакцию отторжения.

Вывеска, во-первых, является носителем имени фирмы (торговой или любой

другой предпринимательской), которое должно соответствовать определенным

маркетинговым требованиям, с одной стороны, и не противоречить культурно-

речевым критериям, в том числе языковым нормам, – с другой. Во-вторых,

вывеска – это элемент городской информационной среды и как таковая должна

нести максимум конкретной информации и минимум «шумов». В-третьих, она

должна отвечать современным представлениям об эстетике городской среды и

выдерживаться в актуальном дизайне. Наконец, вывеска должна адекватно

«встраиваться» в сложную культурно-историческую среду города, особенно,

если он имеет многовековую историю.

Рассмотрим последнее обстоятельство, поскольку именно здесь яркие

выразительные средства зачастую выбираются неадекватно.

В настоящее время авторы текстов, – и журналисты, и рекламисты –

ощущают глубину «культурного слоя» и разделяют общее стремление россиян к

восстановлению отечественных предпринимательских и коммерческих традиций.

Возрождаются в том или ином объеме многие явления, характерные для

имперского периода истории России. В языке стремления к возрождению

выражаются в так называемой актуализированной лексике, обозначающей

дореволюционные политические, экономические и культурные реалии (Дума и

думцы, гимназия, лицей, кадеты, коммерсанты, биржа и проч.), – и

изобразительных элементах, включая буквы старого алфавита, имперскую

символику и русские и древнеславянские архетипические образы (двуглавый

орел, корона, Сирин, скифский олень и др.). Усилиями работников средств

массовой коммуникации (СМК) эти выразительные средства входят в обиход

массовой коммуникации, в профессиональную и бытовую речь. Так что

стремление стилизовать название и эмблему фирмы под старину находится

вполне в духе времени. Так, в Москве на «антикварном» старом Арбате

закономерно увидеть "АРБАТСКУЮ ЛАВIЦУ", в Екатеринбурге появилась сеть

магазинов «Интенсивникъ»

Очень часто авторы фирменных наименований, «хватаясь» за эффектные

имена, богатые культурными смыслами, не предугадывают все возможные

реакции. Китеж, как известно из русских легенд, – это город, ушедший на дно

озера, чтобы избежать татарского нашествия. Но этому древнему топониму «не

везет» с теми объектами, которые сегодня носят его имя. Так, например,

название московского рынка «Китеж» неудачно и даже кощунственно:

современное торжище назвали именем древнего «города-героя». Еще одним

примером может стать московский банк «Китеж». После скандалов с финансовыми

пирамидами такое название может вызвать нездоровые ассоциации: умение

прятаться от клиентов, пришедших за вкладами, сродни способности уходить

под воду, «прятать концы в воду».

Говоря о букве «Ъ», так часто последнее время мелькающей в названиях

разных организаций («ИнетенсивникЪ», «ТрактирЪ», «Старый лекарЪ»),

специалисты замечают[1], что она постепенно исчерпывает себя, превращается

в штамп.

Он был удачно извлечен из небытия и помещен в название первой

постсоветской деловой газеты, воссозданной Владимиром Яковлевым в 1990 г.,

как знак восстановления традиций дореволюционного русского

предпринимательства и коммерции: «Коммерсантъ». Как сильный символ, как

уникальное выразительное средство “Ъ” самовольно приобрел вид прописной

буквы и стал употребляться самостоятельно, в качестве логотипа сначала

газеты, а затем издательского дома. Но он «полюбился» и рекламистам, стал

употребляться в названиях разных предприятий и мероприятий, где оправданно,

а где – нет.

Часто в названиях фирм используются иностранные специальные

экономические термины, заимствованные в основном из английского, немецкого

и французского языков. Например, не каждому российскому потребителю

известно содержание терминов маркетинг, франчайзинг, холдинг и т.д. С точки

зрения авторов таких названий, включение терминологии в название фирмы

раскрывает основную форму экономической организации бизнеса. Однако, для

рядового потребителя, это просто некоторое незнакомое иностранное слово, с

помощью которого можно отличить данную фирму от всех остальных. Тем не

менее, что же делать потребителю, если он постоянно сталкивается с целым

рядом фирм, использующих данный термин в названии: «Холдинг-центр»,

«Металлургический холдинг», «М-холдинг», «Чара-холдинг», «Реклама-холдинг»

и т.д.

Благозвучность названия фирмы играет существенную роль при восприятии

рекламной информации. Так название фирмы, торгующей компьютерами, «Виргус»

может невольно ассоциироваться со словом «вирус» (крайне неприятным

явлением для пользователей персональных компьютеров). Трудно произнести

название фирмы, которое содержит несколько согласных букв, следующих одна

за другой («Нерлунд»).

Специфична ситуация с написанными латиницей названиями русских и

иностранных фирм на отечественных рекламных вывесках. Аутентичное

воспроизведение логотипов всемирно известных компаний входит в

международные правила рекламирования. В соответствии с этим, высоко в

московском небе парят такие иноязычные надписи, как «Lipton» над

Центральным домом художника. Понятно, что в первую очередь размещение

рекламы – это вопрос денежный: реклама фирмы “Lipton” поддержала или сам

Дом художника, или какую-нибудь «управу», или московский бюджет в целом.

Однако нельзя не видеть, что в нашей стране и в наших обстоятельствах это

вопрос уже не только финансовый, это еще и лингвокультурный конфликт.

Во многих странах национальные законодательства о языке (например, во

Франции) очень строги к заимствованной лексике. Так, ее использование не

допускается в торгово-рекламных текстах и минимизируется в текстах

журнально-газетных. Ведь активное употребление заимствованных слов – это

признак инокультурной экспансии, а страны «романской Европы» настороженно

относятся к англо-американской «культурной агрессии».

Название товара, особенно если он предлагается на относительно

насыщенном рынке, должно отвечать ряду маркетинговых требований. Прежде

всего оно должно отчетливо позиционировать продукт на фоне других

предложений данной товарной категории, а также быть сориентированным на

определенный сегмент рынка, формируя тем самым предполагаемую аудиторию.

Ему следует быть легко запоминаемым, в частности за счет ассоциативных

связей с названиями аналогичных продуктов. Однако он должен и отличаться от

них, обладать отчетливой индивидуальностью.

В большинстве случаев рекламистам нужна помощь профессионалов-

филологов. Во-первых, у них есть инструментарий для углубленного анализа

прямых и ассоциативных оттенков значения слова, с его помощью можно

оценивать маркетинговую адекватность предлагаемых вариантов имени. Во-

вторых, они знают правила правописания и грамматики, что помогает исключить

ошибки в оформлении имени. В-третьих, обладая широким лингвокультурным

кругозором, филологи могут помочь избежать специфических конфликтов, когда,

например, название учреждения или фирмы, расположенной на городской улице,

противоречит духу времени или места.

Говоря о критериях оценки уже существующего имени фирмы или

учреждения, необходимо отметить следующее:

V Необходимо, чтобы в названии товара отражалась, во-первых, его

собственная сущность, во-вторых, его пригодность, которая, в свою

очередь, является проекцией потребности покупателя.

V Желательно, чтобы имя продукта было созвучно эпохе, чтобы в нем

отображались актуальные тенденции российского самосознания.

V Название товара не должно будить агрессивные или самоуничижительные

чувства и не должно вызывать у потребителя незапланированные негативные

ассоциации. Имя торгового или промышленного предприятия представляет

собой важный элемент его имиджа и должно оцениваться именно в этой

смысловой перспективе.

Язык слоганов

Слоган – короткий лозунг или девиз, отражающий уникальное качество

товара, обслуживания, направление деятельности фирмы чаще в прямой,

иносказательной или абстрактной форме. Назначение слогана в рекламном

материале – привлечь внимание и побудить к действию. Считается, что

количество людей, которые замечают слоганы, в 4-5 раз больше количества

людей, которые читают всю рекламу.

Слоган – наиболее сильнодействующая форма торгового предложения, хотя

отнюдь не каждый слоган такое предложение содержит.

Выражаясь на языке профессионалов, «слоган в краткой форме

коммуницирует основную суть брэнда»[2]. При этом важно, чтобы слоган был

заметным, интересным, даже неожиданным и легко запоминался. Хороший слоган

– это оригинальное разрешение конфликта между максимальной информативностью

сообщения и минимальным количеством слов. Это не просто забавная игра слов,

а информация способная мотивировать потребителя к совершению покупки.

Хороший слоган должен обладать четким внутренним ритмом и представлять

собою как бы мини-стих из одной строчки (использование рифмы при этом –

достаточно спорный вопрос в литературе).

Рассмотрим некоторые приемы, используемые при создании слогана:

1) Употребление цитаций или аллюзий.

Различие между цитацией и аллюзией чисто условное: популярная строчка

из песни, кинофильма или литературного произведения считается «цитацией», а

общеизвестное выражение из экономики, истории и т.д. есть «аллюзия».

Существует очень большое количество слоганов, созданных подобным методом:

«Просим к столу», «Магнитные карты Балтийского банка: осознанная

необходимость», «Как прекрасен этот мир, посмотри!»

«Крылатые изречения» обычно слегка перефразируются «в угоду

заказчику». Это называться «деформацией цитаций» – это легальный и очень

эффективный способ создания слогана: «Остановить мгновенье так легко!»

(«Кодак»), «Истина - в движении!», (Турфирма «Гайде-тур»).

2) Использование метафор.

Весьма распространенный прием, позволяющий создать лаконичный девиз с

элементами восхитительной незавершенности. Недосказанность, по мнению

специалистов, интригует, привлекает внимание.

Слоганы, созданные при помощи метафор также весьма многочисленны.

Например, «Апельсиновый заряд» («Фанта»), «Радуга фруктовых ароматов»

(Конфеты «Скиттлс»).

Из этой же метафорической серии – различные «Алгоритмы успеха»,

всевозможные виды свежести и т.д. Использовать метафоры нужно с

осторожностью, так как за кажущейся простотой нахождения скрывается

особенность – быстро становиться штампом. Поэтому и рекомендуется время от

времени обращаться к такому безотказному приему создания слогана как

Повтор.

3) Повтор.

Различают несколько видов фигур повторов.

Хиазм – «Ваши деньги – это бумага. Наши бумаги - это деньги».

Стык – «Показывают движение времени, но время не властно над ними»

(Часы «Ситизен»)

Анафора – «Благороден и благотворен» (Демидовский бальзам)

Эпифора – «Не просто чисто - безупречно чисто!» (Стиральный порошок

«Ариэль»)

4) Каламбур.

Чаще всего таким образом обыгрывается название товара, немного реже

(это сложнее) – его свойства. При использовании этого приема получаются

многозначные фразы-девизы – слоганы «с двойным» или даже с «тройным дном».

К примерам многозначных девизов можно отнести такие: «Хорошие хозяйки

любят «Лоск», «Ваше второе дыхание» (Жевательная резинка «Спорт лайф»),

«Телефонная трубка мира» (Телекоммуникационная система связи BCL).

Достаточно красивый и эффектный прием обладает этими качествами,

будучи запланированным. Незапланированная двусмысленность может оказать

«медвежью услугу». Например, для рекламы женских гигиенических тампонов

одной из фирм требовался слоган с четкой идеей: если дама вовремя

воспользуется данным тампоном, то с ней все будет в порядке. Всем очень

понравилась фраза: «Предусмотрительность вознаграждается». И лишь по дороге

домой автору этих строк открылась горькая истина, что про

предусмотрительность лучше говорить в других случаях жизни; тем более, что

товары, так сказать, сопутствующие...[3]

5) «Попытка афоризма».

Данный прием при достаточном навыке позволяет поместить в короткой

фразе содержимое длинной речи президента фирмы-производителя. Однако любой

афоризм предполагает стилистическую отточенность фразы. Например, «Если

дарить – то самое лучшее» (Кофе «Чибо»).

6) Использование «ошибок» в тексте.

Хороший слоган – не обязательно должен быть правильным с точки зрения

языка. Неправильность помогает привлечь внимание, может сделать слоган

более информативным. Например, слоган «Кто не знает, тот отдыхает!» – не

соответствует нормам, однако придется «по душе» подросткам.

Одной из проблем при создании слоганов является адаптация его с

иностранного языка. Распространенная ситуация – в международных агентствах

большинство принимающих решения людей не говорит по-русски. Возникает

парадокс: сначала слоган адаптируют для русского языка, а затем для оценки

результата переводят обратно с русского, например, на английский. После

чего убеждают иностранных коллег, что эта «вторая производная» и есть

отличный слоган. Вот почему сейчас в большинстве компаний работают

русскоязычные менеджеры и копирайтеры, которые пользуются доверием

руководства. Например, такие удачные слоганы, как «Хлеб и Рама. Созданы

друг для друга», «Это не сон – это Сони созданы» могли появиться только в

России.

Проблема чаще всего заключается в том, что невозможно точно перевести

слоган с одного языка на другой, например, «Just Do It” или «Жевать не

переживать». Единственный путь в таком случае – адаптация, так появился

слоган «Бриллианты не тускнеют» (в оригинале – «Diamonds Are Forever».

По мнению креатив-директора одной из московских рекламных компаний

Игоря Лутца[4], «Россия – страна языковая, а не визуальная (достаточно

посмотреть на улицы и стены домов)», отсюда и чрезвычайно большое внимание

к слоганам со стороны рекламистов.

Язык гипнотизирующий

Сторонники гипнотических подходов исходят из следующих положений:

V человек склонен делать импульсивные покупки (90% всех покупок);

V реклама не меняет убеждений человека по поводу предпочитаемого им товара,

но если этого товара в продаже вдруг не окажется, покупатель возьмет тот

товар, который в настоящий момент рекламируется;

V когда человек видит тот товар, который он намеревается сию минуту купить,

он замирает, перестает мигать и сглатывать слюну, его дыхание

замедляется, зрачки расширяются, взгляд становится расфокусированным. Это

не что иное, как типичная картина гипнотического транса;

V покупатель, будучи зрителем, читателем и слушателем рекламы, склонен

отождествлять себя с каким-то из действующих лиц текстового сюжета или

фильма (феномен идентификации). Потребитель рекламного сюжета, скорее

всего, будет подсознательно отождествлять себя с персонажем рекламного

продукта, если персонаж подобран достаточно адекватно. Реальный человек

усвоит поведенческий шаблон персонажа рекламы, и при встрече с реальным

товаром поведет себя, скорее всего, так же, как рекламный персонаж.

Нетрудно увидеть в покупательском поведении симптомы гипнотического

транса. Был сделан естественный вывод, – реклама должна провоцировать:

V трансовую индукцию при виде товара;

V совершение импульсивных покупок.

Внушение осуществляется с целью создания определенных состояний или

побуждений к определенным действиям. Суть внушения состоит в воздействии на

чувства человека, а через них – на его волю и разум. Сила воздействия во

многом зависит от наглядности, доступности и логичности информации, а также

от авторитета суггестора. Эффект особенно силен тогда, когда внушаемое в

общем соответствует потребностям и интересам внушаемого.

Вот некоторые из приемов суггестии:

V конкретность и образность ключевых слов;

V конкретность и образность качеств;

V избегание отрицательных частиц «нет» и «не»;

V речевая динамика;

V воздействие звукосочетаниями и др.

Конкретность и образность ключевых слов. Использование слов смысл

которых конкретен, содержание которых легко себе представить, существенно

повышает эффект внушения. А вот абстрактные понятия резко снижают силу

внушения.

Конкретность и образность качеств. Произнося слово «яблоко», вряд ли

можно обогатить чье-либо впечатление. Совсем другое дело – качественные

признаки: сочное, спелое, румяное, сладкое, зеленое, кислое, червивое.

Разница заметна даже по воображаемым вкусовым ощущениям.

Избегание отрицательных частиц «нет» и «не». Психика человека

сопротивляется им, настораживая, вызывая сомнения. Одно дело в рекламе

лекарственного средства заявить «Вы не будете болеть!» и совсем другое «Оно

исцелит Вас!».

Речевая динамика. Одно из сильнейших средств суггестии. Основные

приемы речевой динамики, способные повысить суггестию речи: мягкость и сила

голоса, богатство интонаций, паузы, высокий темп речи, тембр речи (в

рекламных целях выигрышнее использовать мужской голос, особенно низкий,

«бархатный»).

Воздействие звукосочетаниями. Возможность целенаправленно

воздействовать на человека, на его эмоции при помощи определенных слов и

словосочетаний известна с древности. Некоторые из них способны вызвать не

только определенные эмоции, но и подсознательно восприниматься как какие-то

образы.

Установлено, что присутствие или преобладание в словах гласной «и»

вызывает впечатление чего-то маленького или незначительного. Звук «о»

производит впечатление мягкости и расслабленности, даже эмоциональной

теплоты. Преобладание звуков «а» и «э» в речи говорящего ассоциируется с

эмоциональным подъемом, а звук «ы» производит впечатление чего-то мрачного,

неприятно-непонятного. Сходное ощущение возникает и от обилия согласных,

особенно шипящих.

Существует множество техник наведения трансового состояния,

используемых в рекламном деле. Остановимся на некоторых из них немного

подробнее.

Как известно, одна из основ быстрого наведения транса в психотерапии,

с успехом перенесенная в практику рекламного дела, – показ трансового

поведения, показ готового поведенческого образца того, как надо реагировать

на внушение. Когда в рекламном фильме показывают или в рекламном тексте

описывают трансовое поведение одного или нескольких персонажей при встрече

с рекламируемым товаром, то тем самым осуществляется проекция того, что

реальные люди, покупая именно этот товар, будут кратковременно погружаться

в транс.

Словесное описание, которое сопровождает показ нужного поведения в

фильме или заменяет показ поведения и текстовой рекламе, должно быть

примерно таким: «Когда я вижу товар А (чувствую запах товара Б, слышу товар-

музыку В)... я замираю (все во мне замирает, мир вокруг меня замирает)».

Лучше, когда используется обращенное высказывание, которое представляет

собой проекцию внутренних переживаний во внешний мир («мир вокруг меня

замирает»). Подсознательно обращенные высказывания воспринимаются так же,

как и прямые («я замираю»), однако барьер сознательной цензуры

преодолевается значительно легче в случаях прямых высказываний.

Наведение транса через искусственные и несуществующие слова

облегчается за счет того, что названия очень многих новых товаров являются

искусственными словами. Рекламный текст обильно засевается несуществующим

словом; каждое новое предложение текста начинается с этого слова — и эффект

обеспечен («сникерсни!»)

Очень эффективна в рекламе техника рассеивания — выделение ключевых

слов в рекламном сообщении. Вот простой пример рекламы «эротического

телефона». В заголовке текстового сообщения размещена фраза «и не

расскаЗыВай Об этом НИкому».

Хороший способ повышения суггестивности речи, действующий как в

структуре техник наведения транса, так и самостоятельно, – персеверация, то

есть многократное повторение одинаковых сообщений в одном или нескольких

средствах массовой информации.

В особый раздел можно выделить так называемые речевые стратегии

утилизации транса в эриксонианском гипнозе применительно к рекламным

сообщениям.

Суть эриксонианского гипноза состоит в том, что в нем практически не

отдают прямых приказов, просто что-то комментируют, о чем-то спрашивают,

советуются с партнером по общению. Вместе с тем все применяемые речевые

стратегии позволяют получать результат (приказ выполняется) и не получать

сознательного сопротивления приказу. Это особенно важно, когда приходится

иметь дело с людьми, овладевшими техникой сопротивления прямым приказам.

У многих людей со временем вырабатывается устойчивость к суггестивному

воздействию, невосприимчивость к прямым командам. Су шествуют техники

нейтрализации этой способности к сопротивлению внушению. Среди них:

– трюизм;

– иллюзия выбора;

– предположения (пресуппозиции);

– команда, скрытая в вопросе;

– использование противоположностей;

– полный выбор и др.

Рассмотрим их подробнее.

Трюизм (англ. truism — общеизвестная, избитая истина). Он же может

быть сверхобобщенным высказыванием. Как психотехника, он представляет собой

гипнотическую замену команды.

Пример:

Команда: Покупайте!

Трюизм: Все любят покупать.

Людям нравится покупать.

Люди могут покупать.

Очень много действующих рекламных трюизмов: «Хорошие хозяйки любят

«Лоск», «Все любят «Мамбу» и т.п.

Иллюзия выбора. В рамках этой стратегии клиенту предлагают выбирать

между тем, что нужно продавцу, и тем, что продавцу нужно.

Пример:

Команда: Покупайте!

Иллюзия выбора: «Вы можете купить упаковку в 200 граммов или 400

граммов продукта», «Вы можете купить продукт в зеленой или синей

упаковке».

Предположения (пресуппозиции). В этой психотехнике нужная команда

подается как предварительное действие или условие для выполнения какого-

либо другого действия, менее значимого, чем нужная команда, и легко

поддающегося сознательному контролю. При этом сама команда цензуры сознания

избегает.

Пример:

Команда: Покупайте!

Предположение (пресуппозиция): «Прежде чем Вы купите товар, обратите

внимание на низкую цену», «После того как Вы купите товар, порадуйте

подарком своих близких».

Команда, скрытая в вопросе. Эта стратегия очень широко применяется в

обыденной жизни. Обычно вместо того, чтобы прямо попросить сделать что-то

конкретное, люди спрашивают другого, способен ли он выполнить эту просьбу.

При этом последние обычно выполняют команду, вместо того, чтобы дать

конкретный ответ на заданный вопрос.

Пример:

Команда: Покупайте!

Команда, скрытая в вопросе: «Знаете ли Вы, что только у нас купив

товар, Вы получаете скидку в 10%», «Можно Вас попросить поучаствовать в

лотерее?», «Помните ли Вы что-то более вкусное?», «Знаете ли Вы, что только

у нас, купив товар, Вы получаете гарантию на 24 месяца?»

Использование противоположностей – это использование оборота «чем... –

тем...». В этой технике утилизируют сопротивление клиента внушению,

искусственно привязывая гипнотическую команду к наблюдаемому поведению

клиента. Здесь важно следить за строгим соблюдением определенной

последовательности высказываний и грамматического времени для них.

Пример:

Команда: Покупайте!

Использование противоположностей: «Чем дольше Вы читаете рекламу, тем

понятнее для Вас, что это надо купить».

Полный выбор, то есть предоставление всех выборов. Если в стратегии

иллюзии выбора рекламист искусственно ограничивает число выборов для

потребителя рекламы, то в стратегии полного выбора в рекламном сообщении

перечисляют все возможные варианты поведения покупателя, с той

особенностью, что желательный и нежелательный выбор для рекламиста подается

как желательный и нежелательный для покупателя.

Пример:

Команда: Покупайте!

Полный выбор: «Вы можете с легкостью отказаться от сладкого и мучного,

или – Вы, конечно, можете продолжать жрать, как свинья». Считается, что

стратегия полного выбора хорошо работает при использовании невербальных

средств коммуникации.

Языковое манипулирование и ложные умозаключения

Цель основных рационалистических стратегий рекламирования, таких как

уникальное торговое предложение, позиционирование, стратегия преимущества,

- выгодным образом выделить торговую марку среди марок-конкурентов. Часто

для этого используются явные или скрытые сравнения. Реклама пестрит

словами: больше, дешевле, лучше, выгоднее, самый, единственный, уникальный,

супер, сверх, новый, новинка, первый, революция, непростой, необычный, в

отличие от обычных... Все эти слова являются сигналами того, что

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ