Заикание
мысль и пр.
У взрослых заикающихся появляются отрицательные эмоции под влиянием
как реальных, так и ожидаемых и представляемых трудных речевых реакций.
У них возникают эмоциональное напряжение, вегетативные нарушения,
логофобия и связанное с этими явлениями вторичное ухудшение
экспрессивной речи. Клинически это больные, страдающие заиканием на фоне
невротических расстройств, а само речевое нарушение можно квалифицировать
как невротическое заикание.[15]
Развитие невротического заикания.
Развитие невротического заикания может быть представлено в четырех
основных периодах.
1. К первому периоду относятся те формы заикания, при которых
имеется только начальная судорожность речевых движений и когда
ребенок по-детски еще не замечает наступивших расстройств. В
случае, если эти речевые расстройства не проходят, то болезнь
переходит в следующий, второй период.
2. Ко второму периоду болезни относятся те затянувшиеся случаи
заикания, когда ребенок уже начинает замечать затруднения в своей
речи и невольно начинает применять для преодоления этих
затруднений напряжение при звукопроизнесении. Возникают
сопутствующие движения. Усиливается «нервность». Эта форма
заикания бывает в дошкольном возрасте и в первые годы школы. В
дальнейшем невроз начинает принимать более тяжелую форму.
3. В третьем периоде болезни, относящемся к подростковым и более
поздним годам, на первый план выступают представления о трудности
произнести слово и страх речи, которые вызывают усиление
судорожности. Поведение больного заиканием обычно проходит теперь
под знаком смущения, неуверенности, страха речи, уловок и
постоянного наблюдения за своей речью. Изменяется характер
больного, который приобретает астенические свойства.
4. В четвертом периоде заикание в громадном большинстве случаев
начинает постепенно ослабевать. В зрелом возрасте заикание
наблюдается крайне редко, а если и проявляется теперь, то
представляет собой остатки старых навыков, как бы намек на то, что
было.
Представленные здесь периоды развития заикания в действительности,
конечно, не так строго разграничены, переходы постепенны, явления одного
периода вплетаются в другой. Есть исключения, когда развитие невроза идет
по иным путям.
Заикание с органическим нарушением центральной нервной системы.
Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы, в
том числе органическое;
Е. Пишон выделяет две формы органического заикания:
- первая по типу корковой афазии, когда нарушаются системы
ассоциативных волокон и страдает внутренняя речь;
- вторая представляет своеобразную моторную недостаточность речи по
типу дизартрии и связана с поражением подкорковых образований.[16]
У больных с заиканием при раннем органическом поражении центральной
нервной системы, главным образом структур, обеспечивающих моторную
деятельность, двигательные навыки отстают в развитии в раннем детстве
(сидение, стояние, ходьба), и на всю жизнь остается моторная неловкость.
Поражение моторной сферы особенно затрагивает речевую систему. На фоне
позднего развития речи у таких больных наблюдается множество различных
нарушений в произнесении звуков. Это происходит не за счет анатомической
недостаточности артикуляционного аппарата, а за счет задержанного или
неправильного формирования функционально-структурных связей.
Заикание у детей с органическим поражением центральной нервной
системы проявляется часто с самого начала становления речевой функции
(именно проявляется, а не появляется). Это становится понятным, если
учесть, что речевая кинестезия является основой внутренней
согласованности систем речедвигательного анализатора. Становление речи в
описанных условиях препятствует формированию нормальных речедвигательных
стереотипов, так как с самого начала отсутствуют правильные
кинестетические ощущения. Последнее, вероятно, приводит к извращению
афферентного синтеза и формированию анормальной программы действия.
Видимо, неправильное формирование функциональной системы речи у
больных с органическим поражением центральной нервной системы требует
перестройки определенных связей главным образом в моторном отделе
речевой функциональной системы. Таким образом, в тех случаях, когда
нервные механизмы заикания идут по органо-функциональному пути, то
изменение патологических взаимоотношений в функциональной системе речи
должно осуществляться за счет выработки новых речеобразовательных
механизмов.
Симптоматика заикания.
Выделяя при всем многообразии клинической картины заикания
физиологические и психические моменты, первичными считают расстройства
физиологического характера.
На основе физиологических расстройств формируются психологические
особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание, и тогда
психологические изменения нередко выступают на первый план.
Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе
И. А. Сикорского «Заикание» (1889).
В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящиеся
в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные
(психологические).
Биологические (физиологические) и социальные (психологические) симптомы.
К физиологическим симптомам относятся:
речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой
моторики.
К психологическим:
речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен
фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические
особенности.
Основным внешним физиологическим симптомом заикания являются судороги
в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в
пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90
секунд.
Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по
локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по
частоте. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или
длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «т-ополь» ( черта после
буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствующего звука).
При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным
напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус:
«то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-
артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно
работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе
речи работает как нерасчленимое целое (функциональная система).
В зависимости от преобладания в тех или иных органах речи судороги
делят на: дыхательные, голосовые и артикуляционные.
Отмечаются три формы нарушения дыхания при заикании:
экспираторная форма (судорожный выдох),
инспираторная форма (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),
респираторная форма (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом
слова).
Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:
o смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут
своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается, или же
образуется клоническая или затяжная судорога — получается блеющий
прерывающийся («А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а. а.
а.»);
o размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом
наблюдается полное безмолвие или шепотная речь);
o вокальная, свойственная детям (впервые выделена И.А. Сикорским)[17].
Дети протягивают гласные в словах.
В артикуляционном аппарате различаются судороги:
o губные,
o язычные,
o мягкого нёба.
Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков
(к, г, п, б, т. д); реже и менее напряженно — щелевых. На звонких, как
более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих,
особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова,
возглавляющего фразу, синтагму или абзац.
Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой
самих трудных звуков, большую роль играют грамматические факторы: положение
слова во фразе, структура текста и т. п. При этом надо учитывать содержание
высказывания, так как известно, что заикание усиливается по мере
семантического и эмоционального осложнения произносимого: заикаются реже
при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных
рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пересказе хорошо
подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты
заикания имеет ритм речи.
В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-
фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность
фонетико-фонематических нарушений заикающихся дошкольников составляет 66, 7
%, среди младших школьников — 43, 1 %, средних — 14, 9 % и старших — 13, 1
%. Среди заикающихся дошкольников, помимо нарушений звукопроизношения, в 34
% случаев отмечаются отклонения в развитии речи, в сроках появления слов,
формирования фразовой речи.
Нарушаются словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с
необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп
произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением,
эмоциональным состоянием заикающегося.
В проявлениях заикания характерными являются также различные нарушения
речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые
судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К
уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают
заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.
Отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или
двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость,
переключаемость и пр.
Еще в начале XX в. Э. Фрешельс подчеркивал, что «специфической основой
заикания» является то психическое состояние, на основании которого
возникает «сознание расстройства речи».[18]
Н. И.Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой
саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи
и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее
нарушается речевая саморегулировка.
Это состояние через несколько повторений превращается в патологический
условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи.
Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект
на выходе.
Фиксированность на дефекте и эмоциональное реагирование на дефект.
Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают
разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее,
навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем,
разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность,
боязливость, страх).
Можно представить психологическую модель возникновения и развития
феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических
процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Различие между
заикающимися и свободно говорящими выражается не в степени продуктивности
той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. От первого
непроизвольного эмоционального реагирования на дефект у заикающихся детей
постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными
переживаниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках) в
самостоятельной и безуспешной борьбе с заиканием. Понятие феномена
фиксированности в данном случае можно определить так: это есть отражение
объективно существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей
психической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов
получения и переработки информации о речевых трудностях (или помехах) и
связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах,
состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с
окружающей социальной средой.
Важно найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность
разных уровней (степеней) фиксированности на дефекте. В качестве такого
критерия могут быть использованы 3 варианта эмоционального отношения
заикающихся к своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное и
безнадежно-отчаянное) и 3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их
отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые действия и состояния). В
связи с этим оправдано введение рабочего термина «болезненная фиксация» для
выделения соответственно трех групп заикающихся:
1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от
сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы
стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к
преодолению дефекта.
2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки
переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным
уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают
от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток. На этой
стадии может возникнуть первые признаки логофобии.
3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по
поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности,
когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности.
Это чаще всего подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах,
глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная
мнительность, выраженная логофобия, страх перед людьми, ситуациями и пр.
Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте
позволило установить следующее: фиксированность является одним из основных
факторов, усложняющих структуру дефекта и эффективность его преодоления.
Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений.
Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка заикающегося
бороться со своим недугом. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно
связан с эмоциональным отношением к своему дефекту.
Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в
обратной зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте.
Также имеется прямая зависимость фиксированности на дефекте от возраста
детей (или стажа заикания). Это объясняется наличием неблагоприятных
факторов окружающей среды, совершенствованием и усложнением психической
деятельности в связи с формированием личности детей, появлением сдвигов в
нервной и эндокринной системах, связанных с пубертатным периодом.
Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или
хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические
особенности: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и
др.
В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий,
в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных
особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно
проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния
и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности
заикающихся.
Попытки замаскировать речевые трудности порождают у заикающихся
различные неречевые и речевые уловки, которые наблюдаются в общей моторике
(движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже — в речевой
моторике (покусывания кончика языка, нижней губы, облизываиие губ,
причмокивание, беззвучное артикулирование звуков и т. д.) в виде
вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболы): э, и, ну, вот, да и
т. д.
Классификация заикания.
В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности
заикания детей дошкольного и школьного возраста. Первые попытки создания
классификации относятся к 1937 году.
По этиологическому признаку.
A. Affister (1937, 1958) разделила всех заикающихся по этиологическому
признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы:
> заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов,
участвующих в речи;
> связанное с левшеством;
> по подражанию;
> сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными
расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др.
По анатомо-физиологическому признаку.
По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С.
Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей:
> дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая
заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с
окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх;
> дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность,
нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не
тяготятся, легко вступают в контакт.
По клиническому признаку.
По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В.
С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958) и др.[19]
Так, В. С. Кочергина выделяет
> детей, у которых следствием заикания явилась неуравновешенность
поведения;
> детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и
является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания
способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей
детской нервности;
> детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются
неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы,
соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-
сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии;
> детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза,
склонность к истерическим реакциям.
По форме заикания.
В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн,
учитываются в первую очередь форма заикания:
> тоническая,
> клоническая.[20]
В данной классификации учитываются также некоторые этиологические
факторы, вторичные психические симптомы, степень успешности логопедического
воздействия.
Другие аспекты классификации заикания.
Заикание в психологическом аспекте.
Проблемой заикания в психологическом аспекте для раскрытия его
генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для
выявления их индивидуально-психологических особенностей занимались многие
исследователи. Изучение у заикающихся внимания, памяти, мышления,
психомоторики показало, что у них изменена структура психической
деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая
требует высокого уровня автоматизации (и соответственно — быстрого
включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися
и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на
произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если
у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере
автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся
регуляция представляет сложную задачу, требующую произвольного контроля.
Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей
инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны
явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы.
Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с
помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-
психологических методик. С их помощью можно выявить тревожно-мнительный
характер, подозрительность, фобические состояния; неуверенность,
замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и
оборонительно-агрессивные реакции на дефект.
Заикание с точки зрения психолингвистики.
Попробуем рассмотреть механизм заикания с позиций психолингвистики.
Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на какой стадии
возникновения речевого высказывания начинаются судороги в речи
заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:
1) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;
2) рождение замысла высказывания во внутренней речи;
2) звуковая реализация высказывания.
В разных структурах речевой деятельности эти фазы различны по своей
полноте и длительности протекания и не всегда однозначно вытекают одна из
другой. Но постоянно происходит сопоставление задуманного и
осуществленного.[21]
И. Ю. Абелева (и др.) считают, что заикание возникает в момент
готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения,
программы речи и принципиального умения говорить нормально. В трехчленную
модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на
которой у заикающегося «ломается» весь произносительный механизм, все его
системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникают судороги,
явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе.
Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать
основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны.
В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое
расстройство, которое является результатом нарушения корково-подкоркового
взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых
движений (голоса, дыхания, артикуляции).
В других случаях — как сложное невротическое расстройство, явившееся
результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально
возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.
В третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство
речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и
дисгармоничного развития личности.
В четвертых — механизм заикания можно объяснить на основе органических
изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в
любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и
психологического характера, составляющие единство.
Таким образом, вопросы классификации заикания рассматриваются с разных
позиций, но каждая из них является правомерной, так как имеет свое научное
обоснование.
Степени и типы течения заикания.
Различают три степени заикания:
o легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро
высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются;
o средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и
мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
o тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими
движениями.
Выделяются следующие типы течения заикания:
o постоянный— заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно
в различных формах речи, ситуациях и т.д.;
o волнообразный — заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца
не исчезает;
o рецидивирующий — исчезнув, заикание появляется вновь, т. е наступает
рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов
свободной, без запинки речи.
Возможные методы коррекции заикания.
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания
предшествовал поиск различных приемов и средств преодоления дефекта.
Многочисленность и недостаточная эффективность методик преодоления заикания
объясняются сложностью его структурных проявлений и недостаточным уровнем
знаний о его природе.
При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов
преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от
характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося — медицинского
или педагогического. В первом случае — это лечебные меры (терапевтические,
хирургические, ортопедические, психотерапевтические), во втором — меры
педагогические (дидактические) и в третьем — различные сочетания лечебного
и педагогического воздействия на заикающихся.
Терапевтические средства.
Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной
степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ,
Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна и др.). Терапевтические средства не
являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени
дополняли его.
Хирургический метод.
Хирургический метод лечения заикания применялся с 1 в. н. э. до
середины XIX в., пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности
использования (Антилл, Бонне, Диффенбах, Дионис, Пети, Фабриций, Эгинский и
др.). Он появился в результате понимания заикания как следствия
патологического строения органов артикуляции или недостаточной иннервации
мышц языка.
Использование механических приспособлений с ортопедической целью
восходит еще к Демосфену, который якобы успешно применял для лечения
собственного заикания инородные предметы (морские камешки), держа их под
языком во время речевых упражнений.
И впоследствии специалисты применяли при лечении заикания различные
механические приспособления: Итар — язычную вилку, Коломба — язычный
нажиматель и распорку для губ, Эрве-де-Шегуан —накладки на оба ряда зубов,
Кленке — деревянную пластинку в форме дуги под язык, Меркель — скобы из
китового уса на нижние зубы и т. д.
Ортопедические средства имели вспомогательное значение в лечении
заикания.
Психотерапевтические воздействия.
Психотерапевтические воздействия. С появлением взглядов на заикание как
на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать
первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому воздействию
(Неткачев, Фрешельс и др.). Сторонники психологического направления видели
в заикании, прежде всего психическое страдание, поэтому при выборе средств
воздействия на заикающегося учитывали влияние этих средств на его психику.
Дидактические приемы.
Дидактические приемы. Последователи дидактических приемов воспитания
правильной речи у заикающегося рекомендовали системы разнообразных и
постепенно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные
элементы речи, так и речь в целом (Андрес, Гимиллер, Гутцман, Денгардт,
Итар, Коэн, Куссмауль, Ли).
Система лечебно-педагогических мер.
Система лечебно-педагогических мер. Первыми попытками определить
систему лечебно-педагогического воздействия на заикающихся можно считать
рекомендации И. А. Сикорского (1889) и его ученика И. К. Хмелевского
(1897).
И. А. Сикорский в лечение заикания включал:
а) гимнастику речи (система упражнений для дыхания, голоса,
артикуляции, различных форм речи);
б) психотерапевтическое лечение (создание соответствующих условий,
окружающих больного, последовательное усложнение речевых занятий,
воздействие на настроение больного и пр.);
в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия,
двигательные упражнения).
В настоящее время многие исследователи уделяют много внимания
психотерапевтическим воздействиям на личность заикающегося в комплексной
системе лечения.[22] Опираясь на исследования отечественных физиологов —
И. М. Сеченова, И.П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты-
практики преодолели тенденциозность разработанных ранее приемов устранения
заикания, отобрали из них все лучшее, рациональное и определили современный
комплексный подход к преодолению заикания.
Комплексный подход к преодолению заикания.
Большинство исследователей заикания
отмечают сложный системный характер этого
заболевания, возникновение которого связано
как с биологическими, так и с
психологическими,
а возможно, и социальными причинами.
Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается
лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического
состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В
комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и
процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия,
логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Цель их — оздоровление
и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка
от неправильного отношения к своему речевому дефекту, устранение или
ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания,
моторики и речи; социальная реадаптация и адаптация заикающегося. В
настоящее время делаются попытки глубже изучить индивидуальные
психологические особенности заикающихся.
Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на
заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно-
оздоровительную и коррекционно-педагогическую. Основными задачами лечебно-
оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и
оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося;
устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их
психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог,
расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.).
Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую
преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов
(перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей
заикающихся. Логопед организует содружественную медико-педагогическую
работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста,
инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы
и средства при воздействии на заикающихся.
К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной
обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания,
закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение,
физио- и психотерапия.
У ребенка надо поддерживать хорошее настроение, бодрость, уверенность в
выздоровлении. Систематическое чередование различных видов деятельности,
определенный ритм жизни также имеют важное значение, так как способствуют
нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего
организма в целом.
Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную
систему, усиливают работу важнейших жизненных органов — легких и сердца,
повышают обмен веществ. Они развивают координированные и точные движения,
помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности
движений.
Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования
речевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на
выработку у него правильных речевых навыков. Физические упражнения для
заикающихся детей приобретают лечебное значение.
Медикаментозное лечение заикающихся ставит целью нормализацию
деятельности центральной и вегетативной нервной системы, речедвигательного
аппарата, устранение судорог, снятие психогенных наслоений.
Роль медикаментозного лечения с возрастом заикающихся увеличивается.
Это объясняется усложнением клиники заикания вследствие присоединения
дополнительных функциональных наслоений, связанных с пубертатными сдвигами
и повышением роли слова как фактора социального общения.
Психотерапия в комплексе лечения заикания занимает существенное
место. Основная задача психотерапии — оздоровление психики заикающегося.
Оздоравливающее воздействие на заикающегося оказывает косвенная и
прямая психотерапия. Под косвенной психотерапией понимается обстановка,
окружающая природа, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим,
игры и многое другое.
Прямая психотерапия — лечебное воздействие словом в виде разъяснения,
убеждения, внушения и обучения. В психотерапии различают два основных вида
воздействия словом: 1) рациональную (по Дюбуа), или разъяснительную (по В.
М. Бехтереву), психотерапию; 2) суггестивную терапию, в которой выделяются
внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение
(аутогенная тренировка).
Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в
использовании разнообразных игровых приемов, красочного дидактического
материала, труда, музыки, ритмики и пр. Эти формы психотерапии тесно
смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной. Для старших школьников
необходимо широкое использование основных приемов рациональной
психотерапии.
Внушение (суггестия) — специальный метод психотерапии. Различают
внушение со стороны другого лица (гетеросуггестия) и самовнушение
(аутосуггестия).
В лечении заикания используются методы внушения в бодрственном
состоянии (К. М. Дубровский) и в состоянии гипнотического сна. Эти
психотерапевтические методы используются в комплексе с другими медико-
педагогическими средствами воздействия на заикающихся подростков и
взрослых.
Одним из видов аутосуггестии является метод аутогенной тренировки. Он
применяется при лечении различных неврозов. Путем самовнушения по
определенной формуле вызывается состояние покоя и мышечного расслабления
(релаксация). В дальнейшем проводятся целенаправленные сеансы самовнушения
по регуляции тех или иных нарушенных функций организма. В этом плане оно
оказывается полезным и при заикании. Заикающийся овладевает способностью
вызывать расслабление мышц, особенно лица, шеи, плечевого пояса, и
регулировать ритм дыхания, что ослабляет интенсивность судорожных спазмов.
В связи с незрелостью психики и недостаточной концентрацией внимания у
детей дошкольного возраста гипнотерапия и аутогенная тренировка с ними не
применяются.
Многие специалисты, работая с заикающимися детьми, используют игры и
упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, предплечья, шеи, ног,
лица.
Среди активизирующих методов психотерапии значительное место занимают
функциональные тренировки (А. Г. Иванов-Смоленский). Они представляют собой
тренировку нервных и психических процессов, укрепление активности и воли.
Все виды психотерапии заикания направляются на устранение психогенных
нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности,
навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных
переживаний в связи с этим и пр.) и на перестройку у заикающегося
измененного под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающими;
на формирование умений владеть собой и своей речью, на перестройку своих
личностных качеств.
Педагогическую часть комплексного подхода составляет коррекционно-
педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему
логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику,
работу с родителями.
Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-
педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование
личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации
его дефекта.
Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух
направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопедическое воздействие
реализуется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Эти
занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию
темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в случае
необходимости развитие слухового внимания и фонематического восприятия,
коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного
словаря, совершенствование грамматического оформления фразы. На занятиях у
заикающихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают
(у школьников, подростков) правильное отношение к дефекту, развивают
интеллектуальные способности, этические и нравственные представления,
формируют гармонично развитую личность.
Индивидуальные занятия проводятся в случае необходимых дополнительных
упражнений (коррекция неправильного произношения, беседы психологического
характера и т. д.).
Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему
логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему
окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим.
Речевой режим дошкольников осуществляется с помощью взрослых, которые
последовательно контролируют переход детей от одного речевого этапа к
другому. Речевой режим школьников, подростков и взрослых предполагает выбор
ими необходимых речевых упражнений, понимание ими требований правильной
речи, систематическую тренировку навыков правильной речи в разных условиях.
Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию
дыхательной, голосовой и артикуляторной функций, воспитание правильной
речи.
В литературе имеется несколько мнений о методике воспитания правильного
дыхания. Одни считают, что над дыханием следует специально работать,
применяя дыхательные дидактические упражнения. Другие считают, что ритм
дыхания восстанавливается через спокойную плавную речь, т. е. воспитывается
неторопливый темп речи и в результате нормализуются все речевые компоненты,
в том числе и дыхание. Представители психологической школы считают, что
воспитанию речи, а, следовательно, и дыхания способствует тренировка воли.
В каждом из этих мнений можно найти рациональное, если работу над дыханием
проводить индивидуально, в зависимости от структуры речевого дефекта.
Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами направлена
на обеспечение благоприятных условий воздействия на заикающегося ребенка;
создание правильного отношения к нему дома и в детском учреждении;
организацию необходимой самостоятельной работы ребенка вне логопедических
занятий.
Заключение.
Несмотря на то, что в настоящее время исследование заикания направлено
на раскрытие его центральных механизмов, последние остаются мало
разработанными. Существующие концепции возникновения заикания не объясняют
выявленных клиницистами разных групп больных, страдающих заиканием, при
одинаковом типе и тяжести судорожных нарушений речи.
Проблема возникновения нейрофизиологических механизмов синдрома
заикания до сих пор остается нерешенной. Актуальность исследования этой
проблемы определяется необходимостью разработки адекватных методов терапии
и коррекции, поскольку существующие в настоящее время подходы к лечению
заикания часто не приводят к полному излечению.
При проведении исследований[23] оказалось, что некоторые симптомы
заикания, непосредственно обусловленные действием неблагоприятных факторов
на ранних этапах онтогенеза, были компенсированы с течением времени в силу
пластичности развивающегося мозга. Действительно, сравнение данных
комплексного обследования детей и взрослых показало, что
электроэнцефалографические и нейропсихологические признаки изменения
функционального состояния мозга на уровне глубинных структур и коры,
связанные с нарушением кровообращения в задних, преимущественно
левосторонних, отделах, ярко проявляясь в детском возрасте, у взрослых уже
не отмечались. При этом неврологическая симптоматика, характеризующая
состояние нижележащих (стволовых) отделов нервной системы, менее
подверженных пластическим перестройкам, сохранялась.
Наряду с этим другие симптомы, связанные с дисфункцией высших центров
вегетативной регуляции на уровне диэнцефальных отделов мозга, усиливаются и
наиболее отчетливо проявляются у взрослых.
Среди основных факторов риска развития заикания наиболее часто называют
наследственность, раннее мозговое повреждение и нарушения эмоционально-
волевой сферы.
Психологическое исследование не выявило существенных различий между
детьми с разными сроками заикания. Всем детям в разной степени были
свойственны нарушения эмоциональной сферы, расторможенность, страхи,
быстрая истощаемость. Эти наблюдения еще раз подтвердили дисфункцию высших
центров вегетативной и эмоциональной регуляции у больных заиканием
независимо от сроков заболевания и возраста.
Комплексное обследование взрослых с синдромом заикания позволило
обнаружить возможные нейрофизиологические механизмы развития этого
синдрома. Вместе с тем данные, полученные при исследовании взрослых
больных, характеризуют функциональное состояние мозга и эмоционально-
волевой сферы по прошествии длительного периода с момента возникновения
заболевания. Это обстоятельство в силу большой пластичности и
компенсаторных возможностей мозга затрудняет выявление тех факторов риска
возникновения заикания, которые связаны с ранним постнатальным развитием, а
также не позволяет разграничить симптомы, непосредственно связанные с
этиологией заикания и его последствиями.
В данной работе заикание рассматривалось с двух точек зрения:
o с одной стороны как проявление нормального формирования фразовой речи и
как проявление аффективной реакции, но без закрепления патологического
стереотипа речевой функции,
o с другой стороны как проявление патологических изменений на разных
уровнях.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что единой точки зрения
по поводу заикания нет до сих пор ни по одному из компонентов структуры
данного вопроса (этиология, симптоматика, классификация, методы коррекции).
Тем не менее, нельзя не согласиться с тем, что практически все
современные авторы рассматривают заикание не как узко речевую патологию, а
как целый комплекс патологически развивающихся органов и систем.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. И. Ю. Абелева и др. В помощь взрослым заикающимся. – М., 1969.
2. Н.М. Асатиани. Заикание у взрослых // Заикание / Под ред. Н.А. Власовой,
К.П. Беккера. – М.,1983.
3. П.К. Анохин. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной
системы. – М., 1978.
4. Н.В. Витт. Речь и эмоции: учебное пособие.– М.,1984.
5. Н.В. Витт. Эмоциональная регуляция речевого поведения. – М., 1983.
6. Н.А. Власова. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. –
М.,1959.
7. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С.
Ляпидевский, В.И. Селиверстов. – М.,1968.
8. И.Г. Выгодская и др. Устранение заикания у дошкольников в игре. –
М.,1984.
9. Л.С. Выготский. Мышление и речь // Собр. соч. – М.,1982. – Т. 2.
10. В.И. Гарбузов. Нервные дети. – М., 1990.
11. Н.И. Жинкин. Механизмы речи. – М., 1958.
12. А.И. Захаров. Неврозы у детей. – СПб., 1996.
13. М. Зееман (пер. с чешск.). Расстройство речи в детском возрасте –
М.,1962.
14. А.Г. Иванов-Смоленский. Очерки патофизиологии высшей нервной
деятельности.—М.,1952.
15. М.М. Кольцова. Ребенок учится говорить.— М.,1973.
16. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома
заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский /
Дефектология № 5,2000.
17. Логопедия: Учебник для студентов деф. факультетов пед. ин-тов / Под
ред. Л.С. Волковой. – М., 1995.
18. А.Р. Лурия. Роль слова в формировании временных связей в нормальном и
аномальном развитии. –М.,1955.
19. А.Р. Лурия, Д.Я. Юдович. Речь и развитие психических процессов у
ребенка.—М., 1957.
20. В.Н. Мясищев. Личность и неврозы. – М.,1960.
21. Д.Г. Неткачев Предупреждение и лечение заикания в детском возрасте.—М.,
1909.
22. И.П. Павлов. Экспериментальная патология высшей нервной деятельности.
В сб.: Избранные произведения. – Госполитиздат., 1949.
23. Г.Л. Розенгарт-Пупко. Формирование речи у детей раннего
возраста.—М.,1963.
24. Л.С. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб., 1998.
25. И.А. Сикорский. О заикании. – М.,1889.
26. Н.П. Тяпугин. Заикание. – М., 1966.
27. Э. Фрешельс (пер.с нем.). Заикание – ассоциативная афазия.—М.-Л.,
1931.
28. В.М. Шкловский. Психотерапия в комплексной системе лечения
логоневрозов // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. –
М., 1974.
-----------------------
[1] И.А. Сикорский. О заикании. – М., 1889.
[2] Э. Фрешельс. Заикание – ассоциативная афазия. – М.-Л.,1931.
[3] Д.Г. Неткачев. Предупреждение и лечение заикания в детском возрасте.
– М.,1909.
[4] А. Адлер Практика и теория индивидуальной психологии.– М.,1993.
[5] И.П. Павлов. Экспериментальая патология высшей нервной деятельности.
В сб.: Избранные произведения. – Госполитиздат., 1949.
[6] Там же.
[7] П.К. Анохин. Избранные труды. Философские аспекты теории
функциональной системы – М.,1978.
[8] Там же.
[9] А.Р. Лурия, Д.Я. Юдович. Речь и развитие психических процессов у
ребенка. – М., 1957.
[10] Н.П. Тяпугин. Заикание. – М., 1966.
[11] А.Г. Иванов-Смоленский. Очерки патофизиологии временных связей в
нормальном и аномальном развитии. – М., 1952.
[12] С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб., 1998.
[13] М.М. Кольцова. Ребенок учится говорить. – М.,1973.
[14]Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома
заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский /
Дефектология №5,2000.
[15] Н.М. Асатиани. Заикание у взрослых // Заикание / Под ред. Н.А.
Власовой, К.П. Беккер. – М., 1983.
[16] Логопедия: учеб-к для студентов дефект. Фак. пед. ин-тов / Под ред.
Л.С. Волковой. – М., 1995.
[17] И.А. Сикорский. О заикании. – М.,1889.
[18] Э. Фрешельс (пер с нем.). Заикание – ассоциативная афазия. М.-Л.,
1931.
[19] Заикание. Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккер. – М., 1983.
[20] Там же.
[21] Н.И. Жинкин. Механизмы речи. – М.,1958.
[22] В. М. Шкловский. Психотерапия в комплексной системе лечения
логоневрозов // Руководство по психотерапии/ Под ред. В.Е. Рожнова. – М.,
1974.
[23] Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома
заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский /
Дефектология № 5,2000.
Страницы: 1, 2
|