Рефераты

Здоровый образ жизни и психология

жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным

особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество

же жизни является оценкой качественной стороны условий жизни; это -

показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.п.

Согласно Ю. П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля и

уклада жизни.

Издревле, еще до возникновения профессиональной медицины, люди

подмечали влияние на здоровье характера труда, привычек, обычаев, а также

верований, мыслей, переживаний. Известные медики разных стран обращали

внимание на особенности труда и быта своих пациентов, увязывая с этим

возникновение недугов.

Если обратиться к историческому аспекту зарождения представлений о

здоровом образе жизни, то впервые они начинают формироваться на Востоке.

Уже в древней Индии 6 веков до н.э. в Ведах сформулированы основные

принципы ведения здорового образа жизни. Один из них – достижение

устойчивого равновесия психики. Первым и непременным условием достижения

этого равновесия являлась полная внутренняя свобода, отсутствие жесткой

зависимости человека от физических и психологических факторов окружающей

среды. Другим путем, ведущим к установлению внутреннего равновесия,

считался путь сердца, путь любви. Под любовью, дающей свободу, в бхакти-

йоге понималась не любовь к отдельному человеку, к группе людей, а любовь

ко всему живому в этом мире как к высшему выражению сущности бытия. Третий

путь достижения внутренней свободы – путь разума, рассудка - предлагался

джана-йогой, утверждающей, что ни одна из йог не должна отказываться от

знания, ибо оно повышает жизненную устойчивость.

В восточной философии всегда ставился акцент на единстве психического

и телесного в человеке. Так, китайские мыслители считали, что дисгармония

организма возникает в результате психической дисгармонии. Они выделяли пять

болезненных настроений: гнев и вспыльчивость, “омраченность” переживаниями,

озабоченность и уныние, печаль и грусть, страх и тревожность. Склонность к

таким настроениям, - считали они, - нарушает и парализует энергию как

отдельных органов, так и всего организма в целом, сокращая человеку жизнь.

Радость же придает гармоничную эластичность энергопотокам организма и

продлевает жизнь (13).

В тибетской медицине в известном трактате “чжуд-ши” невежество

считалось общей причиной всех болезней. Невежество порождает больной образ

жизни, вечную неудовлетворенность, приводит к тягостным, пессимистическим

переживаниям, пагубным страстям, несправедливому гневу, неодобрительности к

людям. Умеренность во всем, природная естественность и преодоление

невежества - основные составляющие здорового образа жизни, определяющие

физическое и психическое благополучие человека (15).

Восточная философия основана на понимании человека как целого,

неразрывно связанного с непосредственным окружением, природой, космосом и

ориентирована на поддержание здоровья, выявление огромных возможностей

человека противостоять недугам.

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной

философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении

специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате “О здоровом

образе жизни” рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой

следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических

мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье

человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье,

представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в

спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и

другими переживаниями.

В античном мире существуют свои традиции ведения здорового образа

жизни. Наличие хорошего здоровья являлось основным критерием для

обеспечения интеллектуального развития подрастающего поколения. Так, юноши,

физически плохо развитые, не имели право на высшее образование. В Древней

Греции культ тела возводится в рамки государственных законов, имеется

строгая система физического воспитания.

В этот период появляются первые концепции здорового образа жизни: “познай

самого себя”, “заботься о самом себе”. Согласно последней концепции у

каждого человека должен быть определенный образ действий, осуществляемый по

отношению к самому себе и включающий заботу о самом себе, изменение,

преображение себя. Особенность античного периода заключается в том, что на

первый план выходит физический компонент здорового образа жизни, оттесняя

духовный на второй план. В восточной же философии четко прослеживается

неразрывная связь между духовным и физическим состоянием человека. Здоровье

здесь рассматривается как “необходимая ступень совершенства и высшая

ценность” (18). Положения восточной медицины базируются на отношении к

человеку как личности. Оно выражается в формах ведения диалога между врачом

и пациентом в тех ракурсах, в каких он видит самого себя, потому что никто,

кроме самого человека не может изменить его образ жизни, привычки,

отношение к жизни и болезни. Такой подход основан на том, что многие

болезни имеют функциональную природу и их симптомы являются сигналами

серьезных эмоциональных и социальных проблем. Но в любом случае человек

выступает активным участником сохранения и приобретения здоровья. Поэтому в

основаниях восточной медицины особенно подчеркивается, что проблему

здоровья нельзя решить только совершенными техническими средствами

диагностики и лечения. К ней следует подходить с учетом индивидуального

отношения к здоровью, включающего осознание себя и собственного образа

жизни (13). Этот аспект во многом утрачен в современной медицине,

рассматривающей болезнь как нарушение благополучия телесного состояния

человека, наличие специфических, локальных отклонений в органах и тканях, а

пациента - как пассивное лицо, получающее определенные предписания, в

выработке которых он не принимал участия (37).

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали

такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П.

Ж Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев (17).

20 век многое дал человечеству: электричество, телевидение,

современный транспорт. Но вместе с тем, конец века характеризуется глубокой

рассогласованностью природных, социальных и духовных основ человека и среды

его жизнедеятельности (26). Произошли существенные изменения в сознании

человека: если раньше он был одновременно и производителем, и потребителем

различных благ, то в настоящее время эти функции разделились, что

отразилось и на отношении нашего современника к своему здоровью. В прежние

времена человек, “потребляя” свое здоровье в тяжелом физическом труде и в

борьбе с силами природы, хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о

его восстановлении. Теперь же людям кажется, что здоровье так же постоянно,

как электро- и водоснабжение, что оно будет всегда (9). И.И.Брехман

отмечает: “Сами по себе достижения научно-технической революции не

сократят отставания адаптациооных возможностей человека от изменений

природной и социально - производственной среды его обитания. Чем большими

будут автоматизация производства и кондиционирование среды обитания, тем

менее тренированными окажутся защитные силы организма. Породив своей

производственной деятельностью экологическую проблему, обеспокоенный

сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть

природы, и свои усилия направляет главным образом на сохранение и улучшение

окружающей среды” (9, с. 48). Таким образом, перед человечеством стоит

задача не заниматься утопическими планами ограждения человека от всех

возможных патогенных воздействий, а обеспечить его здоровье в реально

существующих условиях.

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного

ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело.

Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном

направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья

осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или

оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация

вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к

совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно. И. И.

Брехман выделяет две возможные причины этого: человек не осознает своего

здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем откладывает на

потом, к выходу на пенсию или на случай болезни (9). Вместе с тем, здоровый

человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на

положительный опыт старшего поколения и на отрицательный - больных людей.

Однако, такой подход действует далеко не на всех и с недостаточной силой.

Очень многие люди своим образом и поведением не то, что способствуют

здоровью, а разрушают его.

Ю. П. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни - это не просто все

то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо

всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и

улучшение здоровья (33). Автор указывает на то, что понятие здорового

образа жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности

(искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам,

санитарному просвещению, обращению за лечением или советом в медицинские

учреждения, соблюдению режима труда, отдыха, питания и многим другим, хотя

все они отражают те или иные стороны здорового образа жизни (32). “Здоровый

... образ жизни - это прежде всего деятельность, активность личности,

группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и

возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного

развития человека” (32, с. 35). Ю. П. Лисицыным и И. В. Полуниной

выделяются также ряд критериев критерии здорового образа жизни, к числу

которых относятся, например, гармоничное сочетание биологического и

социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения,

неспецифические и активные способы адаптации организма и психики человека к

неблагоприятным условиям природы и социальной среды (34). Б. Н. Чумаков

отмечает, что здоровый образ жизни включает типичные формы и способы

повседневной жизнедеятельности людей, которые укрепляют и совершенствуют

резервные возможности организма (52). В то же время, понятие здорового

образа жизни гораздо шире, чем режим труда и отдыха, система питания,

различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит

система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также

осмысленность бытия, жизненные цели и ценности (12).

В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и

целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода. Задачей

традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения,

которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя,

повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей

насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых

границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового

укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся

рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость

неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными

гено- и фенотипом. Явный недостаток такого подхода в том, что он может

привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья.

Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового

рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой

продолжительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что все люди

различны, им нужно в течение жизни вести себя по-разному. И. А. Гундаров и

В. А. Палесский констатируют: “Здоровый образ жизни в принципе не может и

не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое,

если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата” (10, с.

26). При таком подходе критерием эффективности формирования здорового

образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества

здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на,

казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не

может рассматриваться как здоровое (10). Для оценки количества здоровья в

этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом

индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать

решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода

здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев,

личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля за их

эффективностью. Следовательно, для лиц с большим количеством здоровья любой

образ жизни, являющийся для них обычным, будет вполне здоровым.

В валеопсихологии, т.е психологии здоровья, развивающейся на стыке

валеологии и психологии, предполагается целеустремленная последовательная

работа по возвращению человека к самому себе, освоению человеком своего

тела, души, духа, разума, развитию "внутреннего наблюдателя" (умение

слышать, видеть, чувствовать себя). Чтобы понять и принять себя необходимо

"прикоснуться", обратить внимание на свой внутренний мир.

Познавая себя, прислушиваясь к себе, мы уже становимся на путь

творения здоровья. Для этого необходимо осознание личной ответственности за

жизнь и в частности, за здоровье. Тысячелетиями человек отдавал свое тело в

руки врачей, и постепенно оно перестало быть предметом его личной заботы.

Человек перестал отвечать за силы и здоровье своего тела и души. В

результате этого “душа человека — потемки”. И единственный путь

освобождения сознания от иллюзий и навязанных схем жизни - это наш

собственный опыт.

Каждому человеку необходимо поверить в то, что он обладает всеми

возможностями для усиления собственного жизненного потенциала, повышения

устойчивости к различным болезнетворным, стрессогенным факторам. Как пишет

В. И. Белов, имея в виду прежде всего физическое здоровье, можно “достичь

суперздоровья и долголетия независимо от того, в какой бы стадии болезни

или предболезни человек ни находился” (7, с. 6). Автор также предоставляет

методы и способы повышения уровня психического здоровья в распоряжение

каждого готового стать творцом собственного здоровья (7). Дж. Рейнуотер,

подчеркивая ответственность человека за собственное здоровье и большие

возможности каждого в формировании последнего, указывает: “То, какое

здоровье имеет каждый из нас, во многом зависит от нашего поведения в

прошлом - от того, как мы дышали и двигались, как мы питались, какие

предпочитали мысли и отношения. Сегодня, сейчас мы определяем наше здоровье

в будущем. Мы сами за него отвечаем!” (45; с. 172). Человеку следует

переориентироваться с лечения болезней, т.е. "вырывания сорняков", на

заботу о своем здоровье; понять, что причина нездоровья прежде всего не в

плохом питании, некомфортной жизни, загрязнении среды обитания, отсутствии

надлежащей медицинской помощи, а в равнодушии человека к самому себе, в

освобождении благодаря цивилизации человека от усилий над собой, следствием

чего стало разрушение защитных сил организма. Таким образом, повышение

уровня здоровья связано не с развитием медицины, а с сознательной, разумной

работой самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по

превращению здорового образа жизни в фундаментальную составляющую образа Я.

Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым,

творчески подходить к собственному здоровью, сформировать потребность,

умение и решимость творить здоровье своими руками за счет своих внутренних

резервов, а не чужих усилий и внешних условий. “Природа одарила человека

совершенными системами жизнеобеспечения и управления, представляющими собой

четко отлаженные механизмы, которые осуществляют регуляцию дятельности

различных органов, тканей и клеток на различных уровнях в тесном

взаимодействии центральной нервной и эндокринных систем. Функционирование

организма по принципу саморегулирующейся системы с учетом состояния внешней

и внутренней среды дает возможность осуществлять постепенную тренировку, а

также обучение и воспитание различных органов и систем в целях увеличения

его резервных возможностей” (25; с.26). Как отмечает Э. Чарлтон, прежде

считалось, что информации о последствиях для здоровья определенного стиля

поведения будет достаточно для формирования соответствующего отношения к

нему и изменения в желательную сторону. Он подчеркивает, что данный подход

не учитывал многих социальных и психологических факторов, участвующих в

принятии решения, а также наличия навыков принятия решения. Автор видит

возможность изменения образа жизни и отношения к своему здоровью в

демонстрации непосредственных последствий нежелательного поведения (51).

Как отмечают ряд авторов, в формировании здорового образа жизни и

сохранении здоровья индивида большое значение имеет творчество,

пронизывающее все жизненные процессы и благотворно влияя на них (11; 31;

14). Так, Ф. В. Василюк утверждает, что лишь ценности творчества обладают

способностью превращать потенциальные разрушительные события в точки

духовного роста и приумножения здоровья (14). В. А. Лищук же полагает, что

развитие духовного мира человека, его творческих способностей способствуют

изменению образа жизни, сохранению и приумножению здоровья (35).

Итак, здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о

здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных

привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие.

Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая

все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо

шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система

питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также

входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а

также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. (12).

Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение

представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего

спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую,

психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными,

общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование

установки на здоровый образ жизни.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что понятие здорового

образа жизни является многогранным и пока недостаточно разработанным.

Вместе с тем на уровне обыденного сознания представления о здоровом образе

жизни существуют многие столетия. Исследованию современных социальных

представлений о здоровом образе жизни посвящена данная работа. Но прежде

хотелось бы немного остановиться на самом понятии “социальные

представления” и истории их изучения.

1.3. Изучение социальных представлений в психологии

В 60-70 гг. 20 века как реакция на засилье в современной науке

американских образцов социально-психологического знания сциентистского

толка во французской социальной психологии возникла концепция социальных

представлений, которая была разработана С. Московиси при участии Ж. Абрика,

Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жодале, М. Плона и др.

Ключевым понятием концепции является понятие социального

представления, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма.

Одним из устоявшихся определений понятия “социальное представление”

является трактовка данного феномена как специфической формы познания,

знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которых

социально обусловлены. Согласно С. Московиси, социальные представления -

это обобщающий символ, система интерпретации, классификации явлений. Именно

здравый смысл, обыденные знания, folk-science (популярная наука), по мнению

С. Московиси, открывают доступ к фиксации социальных представлений (39). Р.

Харре считает, что социальные представления есть версия теорий, являющихся

составной частью убеждений и практик, разделяемых индивидами. Таким

образом, можно говорить, что данные теории (социальные представления)

упорядочиваются вокруг одной темы, имеют схему классификации, описания,

объяснения и действия. Кроме того, как отмечает А. В. Овруцкий, можно

предположить, что эти теории содержат серии примеров, предназначенных для

их иллюстрации, ценности, соответствующие им модели поведения, а также

клише, служащие для припоминания этой теории, распознавания ее истоков и

дифференциации от других (41).

С. Московиси указывает на то, что социальные (обыденные) представления

черпают свое содержание во многом из научных представлений, и этот процесс

не связан обязательно с деформацией и искажением последних. С другой

стороны, социальные представления оказывают существенное слияние и на

научные представления, являясь своеобразным проблемным полем для научных

изысканий (39).

В структуре социальных представлений принято выделять 3 важных

измерения (структурных компонента): информация, поле представлений и

установка.

Под информацией (определенным уровнем информированности) понимается

сумма знаний об объекте исследования. С другой стороны, информация

рассматривается как необходимое условие их формирования (22). Последователи

концепции социальных представлений считают, что люди познают природу и

социальные миры посредством сенсорного опыта. Важным положением в этом

выводе является то, что все знания, убеждения и какие бы то ни было иные

когнитивные конструкты имеют свои истоки только во взаимодействии людей и

иным способом не образуются.

Поле представлений является оригинальной категорией данной концепции и

определяется как более или менее выраженное богатство содержания. Это

иерархизированное единство элементов, где имеются образные и смысловые

свойства представлений. Содержание поля представлений является характерным

для определенных социальных групп. С. Московиси считает, что социальные

представления являются своеобразной визитной карточкой социальной группы

(40).

Установка определяется как отношение субъекта к объекту представления.

Считается, что установка - первична, так как она может существовать при

недостаточной информированности и нечеткости поля представлений (41).

Большое значение в концепции социальных представлений уделяется

выделению социальных функций последних. Важнейшей из функций является то,

что они служат инструментом познания. Согласно логике представителей данной

теории, социальные представления сначала описывают, затем классифицируют и,

наконец, объясняют объекты представлений. С другой стороны,

подчеркивается, что социальные представления представляют собой не только

сетку, с помощью которой люди перерабатывают ту или иную информацию, а

являются фильтром, парциально и селективно трансформирующим информацию из

внешнего мира (39). С. Московиси говорит о том, что именно социальные

представления подчиняют психический аппарат внешним воздействиям, побуждают

людей формировать привычки или, наоборот, не воспринимать события внешнего

мира. Иначе говоря, человек видит окружающий мир не таким, каков он есть на

самом деле, а “сквозь призму собственных желаний, интересов и

представлений” (22).

Второй важной функцией социальных представлений является функция

опосредования поведения. Социальные представления кристаллизуются в

специфических социальных структурах (кланы, церкви, социальные движения,

семья, клубы и т.д.) и оказывают принудительное воздействие,

распространяющееся на всех членов данного сообщества. Эта функция

проявляется как во внешне наблюдаемом поведении, так и в эмоциональных

проявлениях. Так, Р. Харре, исследовав проявление эмоций в различных

культурах, выявил, что появление тех или иных эмоций и их динамические

параметры зависят от социальных представлений, существующих в тех или иных

культурах. Иначе говоря, социальные представления трактуются как

независимая переменная, детерминирующая все многообразие поведения

человека.

Третьей функцией социальных представлений является адаптационная,

выступающая в двух планах: во-первых, социальные представления адаптируют

новые социальные факты, явления научной и политической жизни к уже

сформировавшимся и ранее сушествовавшим взглядам, мнениям и оценкам; во-

вторых, они выполняют функцию адаптации индивида в социуме. Р. Харре

указывает на то, что люди своим поведением постоянно транслируют

собственные знания и умения по прочтению социального контекста, социальной

семантики, что необходимо для адаптации человека в той или иной социальной

общности. Таким образом, социальные представления являются своеобразным

ключом к социализации (41).

В фокусе внимания основателей концепции социальных представлений

находится проблема динамики социальных представлений. В частности,

выделяется несколько динамических тенденций. Прежде всего изменения и

преобразования совершаются между представлениями здравого смысла и научными

представлениями. Так, С. Московиси пишет, что научные представления

ежедневно и спонтанно становятся представлениями здравого смысла, а

последние превращаются в научные (39).

Безусловной заслугой данной концепции явилось то, что она инициировала

многочисленные социально-психологические исследования на актуальные для

современного общества темы, а также темы, не традиционные для классической

социальной психологии. В числе этих тем можно назвать следующие:

трансформация культурных несоответствий (проблема вживания и адаптации

эмигрантов), проблема развития среднего класса, анализ истории жизни

(анализ автобиографий), представления о досуге и проблема его организации,

детская социальная компетентность, проблема экологического сознания и

изучение социальных представлений, связанных с экологией, исследование

социально-психологических компонентов идеологий и пропаганды, анализ

социальных представлений о демократии в обыденном и рефлексивном мышлении

(41). Кроме того, изучены системы представлений о психоанализе (С.

Московиси), о городе (Ст. Милгрем), о женщине и детстве (М.-Ж. Шомбар де

Лов), о человеческом теле (Д. Жоделе), о здоровье и болезни (К. Херзлиш) и

другие (44).

В рамках концепции социальных представлений сложились следующие

направления анализа социальных представлений: 1) на уровне индивидуальной

картины мира социальное представление рассматривается как феномен,

разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий

последние к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых

“моделей закрепления” и превращающий необычное в банальное; 2) на уровне

малой группы социальное представление выступает в концепции социальных

представлений как феномен рефлексивной активности во внутригрупповом

взаимодействии (так, показано существование иерархической системы

представлений об элементах ситуации взаимодействия, а также эффекта

“сверхсоответствия Я”, выражающегося в конструировании субъектом

представления о себе как о человеке более соответствующем требованиям

ситуации, чем другие люди; 3) в плане межгрупповых отношений социальное

представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами,

детерминированный, с одной стороны, общесоциальными факторами, с другой -

частноситуативными особенностями взаимодействия; 4) на уровне больших

социальных групп создан подход к изучению элементов обыденного сознания

(41, 44).

2. Анализ результатов исследования

2.1. Описание методики и организации исследования

Для изучения представлений о здоровом образе жизни нами была

разработана анкета, состоящая из 2 частей (прил.1).

Первая часть включает 6 вопросов, 3 из которых носят открытый характер

и представляют собой неоконченные предложения, а в других трех пунктах

испытуемому необходимо выбрать один из предлагаемых ответов и обосновать

свой выбор.

При обработке первой части анкеты использовался контент-анализ.

Вторая часть анкеты состоит из двух пунктов. Первый пункт представляет

собой сокращенный вариант методики ценностных ориентации М. Рокича.

Испытуемому предлагается список из 15 терминальных ценностей, которые

необходимо проранжировать согласно их значимости для испытуемого. Во втором

пункте указаны составляющие здорового образа жизни, которые также

необходимо расставить по степени важности для здорового образа жизни.

При обработке определялись средние показатели рангов отдельно для

каждой группы испытуемых.

Для анализа неосознанных представлений о здоровом образе жизни

испытуемым также предлагалось сделать рисунок, отражающий их представления

о здоровом образе жизни. Участвующие в эксперименте получали следующую

инструкцию: “Нарисуйте, пожалуйста, что Вы представляете, когда слышите

выражение “здоровый образ жизни”.

При анализе рисунков были выделены такие аспекты здорового образа

жизни, как занятия спортом, отсутствие привычки к курению, общение с

природой, отсутствие пристрастия к алкоголю, правильное питание, отсутствие

привычки к наркотикам, доброжелательные отношения к другим людям, семья,

любовь, оптимистичное отношение к жизни, отсутствие беспорядочной половой

жизни, саморазвитие, мир на Земле и деятельность системы здравоохранения.

В эксперименте приняли участие 20 девушек - учащихся 2 курса Базового

медицинского колледжа в возрасте от 18 до 20 лет, 35 студентов 2 курса

юридического факультета Донецкого филиала Ростовского института управления,

бизнеса и права (17 девушек и 18 юношей) в возрасте от 18 до 20 лет и 20

врачей Больницы №20 (17 женщин и 3 мужчины) в возрасте от 22 до 53 лет .

Полученные в исследовании результаты представлены в следующих

разделах.

2.2. Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать ряд

выводов относительно представлений о здоровом образе жизни в юношеском

возрасте, а также у врачей и будущих медиков.

Таблица 2.1

Таблица рангов ценностных ориентаций на выборках практикующих медиков,

учащихся медицинского колледжа и студентов-юристов

|ценности |медики|Учащиес|девушки-|юноши- |

| | |я-медик|юристы |юристы |

| | |и | | |

|беспечная жизнь |15 |14 |14 |15 |

|образование |5 |4 |9 |9 |

|материальная обеспеченность |3 |5 |5 |4 |

|здоровье |1 |1 |1 |1 |

|семья |2 |2 |2 |3 |

|дружба |6 |7-8 |4 |7 |

|красота |11 |11 |7-8 |10 |

|счастье других |12 |13 |10 |13 |

|любовь |4 |3 |3 |2 |

|познание |10 |10 |13 |8 |

|развитие |8 |7-8 |11 |6 |

|уверенность в себе |7 |6 |6 |5 |

|творчество |13 |12 |12 |11 |

|интересная работа |9 |9 |7-8 |12 |

|развлечения |14 |15 |15 |14 |

Как показывает таблица 2.1 у всех групп испытуемых здоровье занимает 1

место в системе ценностных ориентаций. Вместе с тем, анализ результатов

анкеты позволяет сделать заключение о том, что несмотря на то, что ранг

здоровья во всех группах одинаков, количество людей, отдающих приоритет

среди прочих ценностей именно здоровью, различно, что дает основание судить

об отличиях отношения к собственному здоровью у испытуемых. Так, 55%

учащихся медицинского колледжа, 53% девушек-юристов и 45% врачей отдают

первое место в ряду ценностей здоровью, в то время как среди студентов-

юристов таких лиц только 33,3% (т.е. лишь каждый третий считает здоровье

самой большой ценностью в жизни).

Таким образом, можно говорить об отсутствии влияния медицинского

образования на значимость здоровья для человека. Скорее, можно заключить,

что женщины придают в целом большее значение здоровью, чем мужчины.

При анализе открытых вопросов анкеты был выделен ряд составляющих

здорового образа жизни, характеризующих с точки зрения испытуемых данный

феномен.

Так, испытуемые указывали на такие аспекты здорового образа жизни, как

занятия спортом, отсутствие пристрастия к наркотикам, осмысленная жизнь,

общение с природой, положительное отношение к себе, гармоничные отношения в

семье, ощущение счастья, отсутствие пристрастия к алкоголю, умеренное

употребление алкоголя, правильное питание, духовная жизнь, гармония с

собой, отсутствие привычки к курению, саморазвитие, отсутствие

беспорядочной половой жизни, закаливание, гигиена, оптимистичное отношение

к жизни, деятельность на пользу обществу, режим дня. Сюда же некоторые

испытуемые относили материальное и физическое благополучие, и здоровье

окружающих, рассматривая их как факторы здоровья.

Распределение данных ответов у разных групп испытуемых представлено в

таблице 2.2.

Таблица 2.2

Составляющие здорового образа жизни

| |Врачи |учащиеся|девушки-юр|юноши-юр|

|составляющие ЗОЖ | |медики |исты |исты |

|занятия спортом |25 |70 |64.7 |56 |

|отсутствие привычки к |25 |60 |64.7 |28 |

|наркотикам | | | | |

|осмысленная жизнь |10 |15 |11.8 |- |

|общение с природой |10 |5 |41.2 |5 |

|положительное отношение к |5 |10 |5.9 |- |

|себе | | | | |

|гармоничные отношения в |25 |- |5.9 |5 |

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ