Рефераты

Жан Пиаже

Жан Пиаже

Реферат по дисциплине: Психология личности

на тему: ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

(ЭРИК ЭРИКСОН; ЖАН ПИАЖЕ)

Херсон 1999

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Эриксон Э. Концепция стадиального развития личности……………...4

2. Психическое развитие ребенка по Пиаже Ж.…………………………...7

Заключение………………………………………………………………………..9

Список использованной литературы…………………………………………..10

Развитие психики человеческого индивида — это обусловленный и вместе с

тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое

движение, "самодвижение" от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в

котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют

через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль

собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании

его как личности.

Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер.

Последовательность его стадий необратима и предсказуема. Филогенез

определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных

предпосылок и социальных условий. Человек рождается с природными

возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в

общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом.

Соответственно, некоторые теоретики предложили стадиальную модель для

понимания фаз роста и развития в жизни человека. В качестве примера можно

привести концепцию восьми стадий развития Эго, сформулированную Эриксоном

Э. Или теорию Пиаже Ж., открывшего ряд особенностей детских представлений о

мире, особенности детской логики в разные периоды развития, а так же

создавшего концепцию стадиального развития интеллекта.

ЭРИК ЭРИКСОН.

КОНЦЕПЦИЯ СТАДИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является

положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько

универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих

стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания.

Под этим Эриксон понимает следующее:

1. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой

предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего

роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса

социального взаимодействия;

2. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека

принимается одобрительно, общество пытается способствовать

сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий

темп, так и правильную последовательность развития.

В книге "Детство и общество" (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека

на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти

стадии являются результатом развертывающегося генетического "плана

личности" (2, с. 219).

Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том,

что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения

последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного

цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так

называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением

индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости,

необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного

цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на

определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое

разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон

подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество

ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на

новый, более успешный уровень социализации.

Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким

образом в конечном итоге разрешается каждая из этих задач или как

преодолевается кризис.

Общеизвестно, что движущими силами развития психики человека являются

внутренние противоречия, конфликты. Успешно разрешая которые личность

развивается. В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль,

потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с

растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время, он

отмечает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и

тем самым онтогенетический источник, как силы, так и недостаточной

адаптации" (2, с. 219).

Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный

компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго

обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует

здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается

неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся

эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию

невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз.

Задача личности, таким образом, заключается в том, что бы адекватно

решался каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития

более адаптивной и зрелой личностью.

Восемь стадий психосоциального развития по Эрику Эриксону (2, с. 220)

|№ |Стадия |Возраст |Кризис |Сильная сторона |

|1 |Орально-сенсорна|до 1года |Базальное доверие — |Надежда |

| |я | |базальное недоверие | |

|2 |Мышечно-анальная|1-3 года |Автономия — стыд и |Сила воли |

| | | |сомнение | |

|3 |Локомоторно-гени|3-6 лет |Инициативность — вина |Цель |

| |тальная | | | |

|4 |Латентная |6-12 лет |Трудолюбие — |Компетентность |

| | | |неполноценность | |

|5 |Подростковая |12-19 лет|Эго-идентичность — |Верность |

| | | |ролевое смешение | |

|6 |Ранняя зрелость |20-25 лет|Интимность — изоляция |Любовь |

|7 |Средняя зрелость|26-64 |Продуктивность — |Забота |

| | |года |застой | |

|8 |Поздняя зрелость|65- |Эго-интеграция — |Мудрость |

| | |смерть |отчаяние | |

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой

универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при

этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой

стадии. Он считает, что в каждой культуре существует "решающая координация"

между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о

координации, называемой им "зубчатым колесом жизненных циклов" — законе

согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество

оказывает поддержку именно тогда, когда она особенно остро в этом

нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и

возможности поколений переплетаются.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

ПО ЖАНУ ПИАЖЕ

Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире:

неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих

действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира

как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная

умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентризмом.

Эгоцентризм определяет, согласно Ж. Пиаже, и особенности детской

логики, для которой свойственны:

- синкретизм (от греч. syn — с, вместе и лат. cresco — расту,

увеличиваюсь) — это особенность мышления и восприятия ребенка раннего

и дошкольного возрастов. Проявляется в тенденции связывать между собой

разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Пиаже

считал синкретизм основной характеристикой детского мышления,

объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за

тенденции заменять синтез соположением.

- нечувствительность к противоречиям;

- переход от частного к частному без обращения к общему;

- непонимание относительности некоторых понятий;

Кроме того, эгоцентризм проявляется в эгоцентрической речи. Пиаже

считает, что детская речь эгоцентрична, поскольку ребенок говорит лишь "со

своей точки зрения" и не пытается стать на точку зрения собеседника.

Ребенок думает, что другие его понимают (так же как и он себя), и не

испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить

ему что-либо. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника.

По Пиаже, ребенок не осознает различия собственной и чужой точек

зрения. Однако важно отметить, что эгоцентрическая речь не охватывает всю

спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи (эгоцентрическая

речь/вся спонтанная речь) изменчив и зависит от активности самого ребенка и

от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и

между детьми-ровесниками.

С возрастом коэффициент эгоцентрической речи уменьшается:

1. В 3 года он достигает наибольшей величины (75% от всей спонтанной

речи);

2. От 3 до 6 лет — постепенно убывает;

3. После 7 лет практически исчезает совсем;

В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения принуждения,

процент эгоцентрической речи довольно высокий. В среде ровесников, где

возможны дискуссии и споры, ее процент снижается.

Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, характеризуется тем, что

субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей

в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные

представления.

В последствии эгоцентризм преодолевается благодаря процессу

социализации.

Пиаже создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив

следующие периоды:

- период сенсомоторного интеллекта (до 2 лет);

- период "конкретных" операций (до 12 лет), куда в качестве подпериода

включена стадия дооператорного интеллекта (до 6 – 7 лет);

- период формирования "формальных" операций (примерно до 15 лет).

Пиаже рассматривал психическое развитие ребенка как спонтанный процесс,

обусловленный в большей степени генетически, нежели воспитанием и

обучением.

Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая

психоаналитическую теорию, придавали особое значение эго и его функциям.

Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на

динамику развития личности на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал

личность как объект влияния социальных и исторических сил.

Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия

жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное

развертывание жизненных стадий есть результат взаимодействия биологического

созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.

Жан Пиаже придерживался скорее генетического подхода к вопросу развития

психики и рассматривал развитие ребенка вне культурно-исторического

контекста. Он считал его скорее спонтанным процессом, практически не

зависящим от обучения.

Пиаже ввел понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи, что позволило

провести грань между понятиями инфантилизм и зрелость личности. По мнению

Пиаже, по мере взросления процент эгоцентрической речи уменьшается до

практически полного ее исчезновения. И таким образом, включенный в социум

взрослый индивид имеет возможность продуктивно общаться — получать и

реагировать на обратную связь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-

е изд., — М.: Педагогика Пресс, 1997. — 440с.

2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения,

исследования и применение). — СПб.: Питер, 1997. — 608с.


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ