Рефераты

Жестокое обращение с детьми

из-за властности и жестокости. В подростковом возрасте у детей с

органической психопатией возбудимого круга складывается стойкая конфликтная

ситуация в школе, которая способствует «выталкиванию» такого ребенка в

асоциальное внешкольное окружение.

Нередко именно школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей по

отношению к ребенку. Учитель сообщает родителям о том, что их чадо

прогуливает и получает двойки. Цель такого обращения понятна: родители

должны принять меры. Можно заранее прогнозировать характер этих мер:

минимум – моральное воздействие, максимум – физическое.

Практика показывает, что чаще всего принятые меры отражают не столько

степень реального проступка ребенка, сколько степень пережитого родителями

стыда при общении с учителем. В этом случае наказание изначально не может

быть объективным и справедливым. Поэтому нет никаких оснований ожидать

изменений к лучшему в поведении ребенка в результате такого воспитания. При

этом взрослый остается во власти иллюзий, что он сделал все что мог.

Глава 3. Виктимность поведения ребенка

Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего

общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только

наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но

также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и

психологических исследований показывают, что в силу особенностей возраста,

личностной несформированности и незащищенности несовершеннолетние обладают

повышенной виктимностью – субъективной "предрасположенностью" стать при

определенных обстоятельствах жертвой преступлений.

Виктимология как одно из важных направлений в криминологии изучает личность

потерпевшего, его связи, взаимоотношения с преступником, особенности

поведения жертвы в исследуемой ситуации Франк Л.В. Потерпевшие от

преступления и проблемы советской виктимологии – СПб.: Медицина, 1997. [38,

с.97-101; 39, с.165-167], уделяя особое внимание роли жертвы в генезисе

самого преступления. В исследованиях по половым преступлениям

подчеркивается, что чем старше жертва полового преступления, тем больше

удельный вес при определении ее беспомощного состояния приобретают

свойственные ей индивидуально-психологические особенности и их связь с

конкретной ситуацией Франк Л.В. -СПб., Медицина,1995. [38]. Теоретические и

практические вопросы криминалистического учения о потерпевших, тактика

допросов несовершеннолетних пострадавших разрабатываются главным образом в

работах юристов. К сожалению, проведение этих исследований только в рамках

юридической науки не способствует раскрытию психологических механизмов

поведения жертвы.

Центральная проблема виктимологии – это оценка "вклада" жертвы в юридически

значимую ситуацию, ее роли в преступлении и во взаимоотношениях с

преступником. Некоторые авторы проводят параллели между формами

взаимодействия и поведением. Так, Ю.М. Антонян (1991) указывает, что под

процессом взаимодействия живых существ с окружающей средой, который

«опосредован их двигательной и внутренней психической активностью,

подразумевается процесс поведения»[3]. О поведении стоит говорить, когда

субъект приобрел способность воспринимать, хранить и преобразовывать

информацию для самосохранения, приспособления к окружающим условиям и их

преобразования. Поведение человека носит социальный характер и социально

значимо. В поведении человека и в его отдельных действиях сложно

переплетаются осознанное и бессознательное, рациональное и эмоциональное.

Поэтому, при рассмотрении поведения потерпевшего на всех этапах юридически

значимой ситуации принимаются во внимание не только вышеперечисленные

аспекты, относящиеся к поведению, но и последующее его изменение в процессе

взаимодействия.

Таким образом, каких бы аспектов исследования насилия над детьми мы ни

касались, будь то проблемы виктимологии, проблемы оказания помощи детям,

перенесшим насилие, либо проблема предупреждения насилия над детьми и т.д.,

мы сталкиваемся с необходимостью изучения и раскрытия особенностей

психосексуального развития детей и подростков для оказания им более

квалифицированной помощи и объективной экспертной оценки.

Различные формы физического и сексуального насилия, такие как инцест,

физические наказания в детстве являются важным этиологическим фактором для

формирования целого ряда личностных расстройств. Пограничные пациенты

значительно чаще других становились свидетелями сцен семейного насилия,

прослеживается положительная корреляция между физическим насилием и

сексуальными атаками в дальнейшем.

Анализ поведения жертвы требует соотнесения выявленных личностных

характеристик со структурой объективной ситуации случившегося. Изучение

ситуации по материалам уголовного дела, опросов жертвы и свидетелей дает

важную информацию о поведении жертвы, способах ее защиты.

И.С. Кон Введение в сексологию – М.: Речь,1997.[19, с.267] указывает, что

природа виктимности находится в прямой зависимости от связи между ребенком

и взрослым. Дети зачастую не осознают, что с ними делают, их

"добровольность" может быть фиктивной. Он также обращает внимание, что в

области сексуальных злоупотреблений детьми бытует много ложных

представлений. Среди них мнение о том, что:

. сексуальные покушения на детей редки и являются признаком морального

распада и деградации общества;

. большинство сексуальных покушений совершают посторонние;

. все взрослые, развращающие детей – "извращенцы", сексуально больные люди;

. сексуальные покушения на детей совершаются главным образом в бедной,

необразованной среде и неполных семьях;

. рассказывая о сексуальных покушениях, дети лгут, выдают воображаемое за

действительное;

. ребенок – пассивный объект сексуальных посягательств.

Проблема виктимности кроется в особенностях пограничной личности, такие,

как диффузная самоидентичность, слабость и недифференцированность границ "Я

- Другой", зависимость и постоянный эмоциональный голод, опосредуя все

отношения с окружающим миром, создают "генерализованную готовность к

виктимности широкого спектра" Соколова Е. Т. Проективные методы

исследования личности –М.: изд-воМГУ.1980[37] и провоцируют повторение

ситуаций насилия снова и снова. Исследование виктимности должно

основывалось на предположении, что существует "группа риска" формирующая

личностные расстройства и обладающая так называемой "пограничной личностной

организацией" (ПЛО). Особенно ярко это проявляется у девушек в возрасте от

12-18 лет. Если рассматривать поведение данной выборки с точки зрения

виктимного поведения, то в большинстве случаев в ходе исследования можно

сексуального и физического насилия в детстве и отрочестве. Кроме

перечисленного случаи родительского пренебрежения и депривации встречаются

значимо чаще, чем в среднем в популяции. Среди таких детей сексуальное

насилие в детстве пережили 31%, жестокие телесные наказания родителями

перенесли 41% испытуемых, более 92% девушек росли в семейной ситуации, для

которой характерно либо отсутствие матери (смерть матери, уход матери из

семьи после развода), либо наличие матери, неспособной воспитывать детей

(матери-алкоголички) и, таким образом, ее "эмоциональное отсутствие", либо

появление фигуры отца или отчима, угрожающей как матери, так и дочери.

Васильев В.Л., Мамайчук И.И. О некоторых вопросах судебно- психологической

экспертизы несовершеннолетних // Вопросы психологии 1993.[9].

С целью более углубленного анализа особенностей поведения в ситуации

конфликта мы исследовали способы реагирования на фрустрацию у пострадавших

девочек. В контрольной группе девочек во фрустирующих ситуациях преобладала

внешне обвинительная направленность реакций. В группе пострадавших

достоверно доминировали безобвинительные реакции. Такой тип реакций можно

рассматривать как своеобразную психологическую защиту личности. Девочки с

преобладанием безобвинительных реакций на этапах предварительного следствия

были склонны воспринимать случившееся с ними как нечто неизбежное,

фатальное. У них проявлялась тенденция ухода в себя, которая позволяла

ослабить вовлеченность в ситуацию, смягчить имеющийся эмоциональный

дискомфорт в связи со случившимся с ними. У пострадавших девочек

наблюдалось также достоверно низкое количество упорствующих реакций,

отражающих активность личности в ситуации фрустрации. В основном у них

преобладали препятственно-доминантные реакции, свидетельствующие о

повышенной фиксации на имеющихся препятствиях. Следует отметить высокую

информативную значимость данной методики в судебно-психологической

экспертизе.

Таким образом, проведенное исследование дает основания рассматривать

личностную организацию виктимных детей (девушек) как пограничную, в основе

которой лежит пережитое в детстве и отрочестве насилие, причем разные формы

насилия имеют разное влияние на личностную организацию, обуславливая ее

специфические особенности.

Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям

4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по

отношению к детям

Выделение насилия в семье в самостоятельную социальную проблему – только

первый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути много препятствий.

Это и отсутствие четких определений, теоретической базы, научной основы и

отсутствие полной информации о степени распространенности данного явления.

Недостаток информации по проблеме насилия зачастую приводит к тому, что

необходимость разрешения вопросов, связанных с насилием, вызывает

сопротивление и желание передать весь груз коррекционной и профилактической

работы сотрудникам правоохранительных органов. Такое отношение характерно

не только для педагогов и школьной администрации (часто не осознающих

глубину существующего насилия даже в их школе, не говоря уже об обществе)

но и для школьных психологов. Психологи же кроме страха перед работой с

проблемами, связанными с насилием, часто испытывают еще и профессиональный

информационный голод. Сложность состоит и в отсутствии концептуального

аппарата и критериев: что понимаем под насилием, кто такой человек,

совершающий насилие, характеристика жертвы и т.д. Кроме того, у психолога

нет четкого, осознанного представления своих возможностей в разрешении

проблем, связанных с насилием. Тем не менее, сейчас уже начинает

формироваться социальный запрос на подобную информацию, причем как от

специалистов-практиков, так и от их потенциальных клиентов: подростков и

взрослых.

Еще нет разработанных теоретических и методологических концепций о

причинах и условиях насилия в семье. Это так же относится и пассивной роли

государства по данному вопросу – это:

. отсутствие федерального закона, обеспечивающего защиту жертв домашнего

насилия;

. судебная и правоохранительная практика, отрицающая проблему домашнего

насилия;

. высокая степень латентности данного явления: как объективная,

обусловленная тем, что о фактах насилия в семье не заявляется в

правоохранительные органы, так и субъективная, обусловленная сокрытием

фактов насилия в семье правоохранительными органами.

Историческое отношение общества и государства к жестокости в семье

менялось. Раньше многие виды насилия в быту были фактически узаконены.

Патриархальное устройство государства, исповедуя формальный принцип

невмешательства в семейные дела, наделяло при этом мужчину широкими

властными полномочиями по отношению к другим членам семьи.

Когда же насилие в семье стало социальной проблемой и получило негативную

оценку со стороны общества? Осознание социально-психологических причин

данной проблемы произошло в Америке и Европе в 70-е годы двадцатого века,

когда идеи равноправия мужчин, женщин и детей в семье и в социальной жизни

получили широкое признание. Все это произошло благодаря неправительственным

женским организациям, специалистам в области психологического онтогенеза и

гендерных исследований, а так же социальным работникам. Рутман А. Оказание

медико- психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим

от насилия. [33, с.13].

В Советском Союзе насилие в семье было "закрытым" вопросом. Им занимались

только криминологи и другие специалисты при изучении семейно-бытовых

преступлений. Насилие в семье не могло стать социально-психологической

проблемой в стране, где в уголовно-правовой доктрине приоритетными

объектами защиты были государственные интересы и государственная

собственность.

В процессе перехода к рыночным условиям стал наблюдаться рост

криминализации общества в целом. Данный процесс не обошел и семью, в

которой стал складываться особый образ жизни, при котором насилие,

алкоголизм, наркомания становятся нормой поведения, передающейся от одного

поколения к другому.

Публично о насилии в семье в России заговорили совсем недавно, с 1993 года,

по инициативе женских общественных организаций. Широкая общественность

узнала, что 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в

семье. Дети, престарелые, женщины ежегодно составляют 38% всех убитых на

почве нездоровых семейно-бытовых отношений. Шакина В.А., Шакин В.Б. Что мы

понимаем под насилием в семье?[43].

Обращают на себя внимание особенности восприятия жертв домашнего насилия

массовым сознанием. Наибольшее сочувствие вызывают самые беспомощные – дети

и престарелые. Женщину же часто считают виновной в возникновении конфликта

и провокации насилия. Однако согласно исследованиям жертвы, оказывающие

сопротивление, чаще одобряются обществом, нежели те, кто проявляет

пассивность. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально- психологическое

исследование-М.: ВНИИ Проблем исследования,1990. [28]. Хотя известно, что

сопротивление может привести к наиболее тяжким последствиям.

Физическое насилие – это «общественно опасное противоправное воздействие на

организм другого человека, осуществленное против его воли» Антонян Ю.М.,

Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. Проблемы внутрисемейной агрессии-М.: изд-во

НИИ МВД,1999.[5, с.119]. По характеру оно может выражаться в нанесении

ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на наружные покровы тела

человека посредством физической силы, оружия и т.п., а также в воздействии

на внутренние органы без повреждения наружных тканей (например, путем

отравления).

Согласно отечественной юридической доктрине психическое насилие выражено

словосочетанием "угроза применения насилия". Под угрозой применения насилия

понимается устрашение, запугивание применением физического насилия. Это

средство воздействия на психику, направленное на то, чтобы заставить

потерпевшего подчиниться преступным требованиям. Угроза чаще всего

выражается в создании впечатления неизбежной расправы при помощи

определенных словесных заявлений, жестов, демонстрации оружия и т.п.

К сожалению, в отечественной уголовно-правовой доктрине не выделяется такая

распространенная форма насилия, как сексуальное насилие. Это объясняется

тем, что изнасилование (как самое распространенное половое преступление)

посягает не только на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность ребенка,

но и на его честь и достоинство, т.е. одновременно сочетает в себе черты и

физического и психического насилия.

В УК РФ нет специальных статей, предусматривающих ответственность за

преступления, совершенные лицами, находящимися в родственных отношениях.

Правоохранительные органы считают, что насилие, совершенное в общественном

месте, по отношению к незнакомому человеку, представляет гораздо большую

общественную опасность, нежели такие же действия, совершаемые "за закрытыми

дверями": в семье, по отношению к родственникам и тем более детям, т.к.

такой вид насилия нередко воспринимается как неизбежный атрибут процесса

воспитания. Поэтому уголовные дела сразу возбуждаются только в случае

тяжких преступлений – убийств или нанесения тяжкого вреда здоровью.

В прошлом были редкие попытки объяснить бытовое насилие, в том числе, и по

отношению к ребенку, через различные психологическое особенности личности.

В частности, указывалось на нарушение эмоциональной способности к

сопереживанию, отсутствие сочувствия и альтруизма, на повышенную

тревожность, враждебность, слабость самоконтроля, на низкую устойчивость к

стрессам, на деформацию личности и ее психологического склада, на искажение

социализации и ценностного отношения к человеку и др. (Алинина Н.В.,

Бассин Ф.В., Филонов Л.Б.)[4]. Но в целом преобладали социологические

подходы в криминологических исследованиях семьи, которые наиболее полно и

успешно воплотил Д.А. Шестаков и Рутман.[33].

С точки зрения социальной психологии такая позиция в принципе неверна.

Насилие со стороны близкого, в котором ребенок всегда пытается найти опору

и поддержку, наносит больший психологический и физический ущерб, чем

насилие со стороны постороннего. В данном случае нарушается основной

принцип семьи – безопасное существование любого ее члена.

Полученные нами в ходе исследования результаты подтвердили, что

эмоционально близкие контакты с родителями могут служить не только

негативными, но и сдерживающим от совершения преступления фактором [5].

Так, если в детстве хорошие отношения со своими родителями имели только

37,8% из общего числа обследованных, то на момент совершения преступления

такие отношения были только у 21,2% обследованных. Обратная динамика

наблюдается у лиц, которые имели отрицательные отношения с родителями: если

в детстве такие отношения имели 36,2% из общего числа обследованных, то к

моменту совершения преступления подобные отношения сложились уже у 53,9%.

Это подтверждается и другими подобными исследованиями, каждый психолог,

работающий в школе и за ее пределами, встречается с проблемами, причиной

которых являются разные формы насилия. Захарьева И.А. Нет Насилию! – СПб.:

изд-во СПб. УниверситетаМВД России,2000.[14, с.12]. Являясь многочисленными

жертвами мира взрослых, подростки сами нередко встают на путь насилия,

"дают" неумолимый рост преступлений. Исследования социальных психологов по

проблеме насилия можно разделить на несколько групп:

1) вопросы, касающиеся конкретных действий – это самая многочисленная (по

количеству запросов) группа:

. какие существуют способы и формы работы с различными группами риска;

. как помочь подростку, испытывающему насилие в семье;

. можно и нужно ли работать с младшими школьниками;

. как работать с семьей;

. как работать с жертвой;

. какой должна быть первая помощь детям, подвергшимся сексуальному

насилию и т.д.).

2) вопросы, касающиеся профилактики:

. эффективна ли профилактика насилия;

. можно ли говорить о профилактике, если ребенок уже подвергался насилию

и т.п.

3) единичные запросы по вопросам, касающимся концептуального аспекта, с

нашей точки зрения, немаловажного:

. определение понятия "насилие";

. характеристика групп риска: потенциального преступника и потенциальной

жертвы;

. истоки и причины насилия.

4) блок вопросов о службах помощи, существующих в городе (какие; где; кому

помогают).

Выше говорилось, что с теоретической точки зрения насилия над детьми можно

рассматривать как проявления страха: страха насилия и страха виктимизации.

Страх является одной из важных доминант, определяющих психологическое

состояние и поведение человека, а источники страха многочисленны и

разнообразны. Различия многообразных проявлений страха в индивидуальном и

групповом сознании во многом связаны с уровнем осознания реальной

опасности, которую влечет за собой меняющаяся в обществе криминогенная

ситуация. Вместе с тем, интенсивность проявлений страха зависит, конечно, и

от общего контекста социальной ситуации, от общего уровня социальной

защищенности граждан, в частности детей. Кроме того, нельзя не помнить о

том, что у подростка есть еще один страх, – страх открыться взрослому (это

касается и физического насилия, в частности, сексуального, и психического

насилия дома и вне его).

Итак, становится очевидным, что по проблемам, связанным с насилием, у

школьного психолога есть три приоритетных направления в работе:

. профилактика насилия;

. работа с проблемой, связанной с фактом насилия;

. профилактика виктимности.

Как в отношении совершающего насилие, так и в отношении жертвы, изучение

причинной цепочки ведет далеко за пределы конкретной ситуации, открывая

возможность оценить сумму обстоятельств, повлиявших как на формирование

"насильника", так и на формирование уязвимой личности с деформированным

личностным профилем, ставшей жертвой. Дети представляют собой группу риска,

а профилактика насилия по отношению к ребенку, в том числе и между детьми

одновременно является и профилактикой правонарушений.

Отдельно следует рассмотреть особенности социально-психологических подходов

к сексуальному насилию, которое характеризуется как одна из форм жестокого

обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого

определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу

трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся

сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.

В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и

угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие. М.: ВНИИ

Проблем исследования,1990.[28].

Конечно, объектом воздействия социального психолога должны стать

опосредованные виновники возникшей проблемы – взрослые: родители и учителя,

взаимодействующие с ребенком. Однако центральной фигурой в этой работе,

несомненно, должны быть учащиеся.

4.2 Анализ позиций насилия

Понятие насилия распространяется на ребенка до 18-летнего возраста,

которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб. Ребенок,

подвергшийся плохому обращению, – ребенок до 18-летнего возраста, которому

причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя

или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы.

Социально-психологические теоретические исследования насилия выделяют ее

как органическую часть агрессии и жестокости. Точнее понятия «жестокость» и

«насилие» – «более узкие и входят в понятие агрессия» Руководство по

предупреждению насилия над детьми//под ред. Асановой Н.К. – М.:

ВЛАДОС,1997.[32, с.48].

Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение,

противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе,

наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным),

причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический

дискомфорт. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии//журнал «Школа

здоровья»,1995. [12]. Жестокость – это свойство личности, заключающееся в

безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению.

Насилие – это нарушение чужого поведения. М.: ВНИИ Проблем

исследования,1990. [28].

Определяют 4 типа позиции насилия и жестокого обращения с ребенком.

Руководство по предупреждению насилия над детьми// под ред. Асановой Н.К. –

М.: ВЛАДОС,1997. [32, с.51]:

. физическое насилие;

. пренебрежение;

. сексуальное насилие;

. психологическое жестокое обращение.

Насилие над детьми может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По

времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в

прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со

стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице –

со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

Анализируя позиции психологического насилия можно выделить следующие их

виды. Под ред. Анасовой Н.К. – М.: ВЛАДОС,1997. [32, с.54]:

. психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность

родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую

поддержку, внимание и привязанность.

. психологическое жестокое обращение – хронические паттерны поведения,

такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

Ранее говорилось, что в связи с со скрытностью, латентностью явления

насилия над детьми во время диагностики приходится иметь дело с большим

количеством симптомов и поведенческих индикаторов. К ним относятся: жалобы

ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение,

оскорбление, издевательства и высмеивание. Меньшикова Е.с. Жестокое

обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия// Психологический

журнал,1993. [24]. Такой ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое,

отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими

проявлениями насилия.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие

заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.

1. Возраст 0-6 месяцев:

. малоподвижность;

. безразличие к окружающему миру;

. отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;

. редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.

2. Возраст 6 месяцев – 1,5 года:

. боязнь родителей;

. боязнь физического контакта со взрослыми;

. постоянная беспричинная настороженность;

. плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

. испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

3. Возраст 1,5 – 3 года:

. боязнь взрослых;

. редкие проявления радости, плаксивость;

. реакция испуга на плач других детей;

. крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

4. Возраст 3 года – 6 лет

. примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

. пассивная реакция на боль;

. болезненное отношение к замечаниям, критике;

. заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

. псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

. негативизм, агрессивность;

. лживость, воровство;

. жестокость по отношению к животным;

5. Младший школьный возраст:

. стремление скрыть причину повреждений и травм;

. одиночество, отсутствие друзей;

. боязнь идти домой после школы;

6. Подростковый возраст:

. побеги из дома;

. суицидальные попытки;

. делинквентное поведение;

употребления алкоголя, наркотиков.

Определенные позиции насилия имеет и сексуальное насилие над детьми.

Выделение и фиксация специфических признаков данных, имеет место

сексуального насилия над ребенком и приобретает большое значение для

распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве.

Выше говорилось, что существует много причин, по которым ребенок не может

прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие

у матери или других лиц, подтверждаются рядом позиций признаков.

Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии,

предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой

М.: ВНИИ Проблем исследования,1990.[28].

В пособии приводится более 30 признаков – индикаторов. К ним относятся как:

o физические проявления (разнообразные повреждения половых органов, травмы,

расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков,

инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом

пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота

без видимых причин).

o поведенческие проявления определяются в соответствии с возрастом:

Возраст 3-4 года:

. чрезмерная мастурбация;

. частая демонстрация гениталий;

. сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь

маленькой сестре или брату;

. поведение ребенка становится сексуальным;

. периодические ночные кошмары;

. энкопрез и анурез;

. нарушения сна;

. боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в

детский сад;

. регрессивное поведение;

1. Возраст 4-6 лет:

. чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий;

. сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь

младшей сестре или брату;

. агрессивное сексуальное поведение с детьми;

. псевдовзрослое поведение;

. некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при

взрослении;

. ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится);

. нарушения сна;

. боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в

детский сад.

. устраивает поджоги.

. регрессивное поведение

. соматические жалобы.

2. Возраст 6-8 лет:

. сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками;

. усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;

. нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно;

. внезапное ухудшение успеваемости;

. не может найти друзей и ему никому не верит;

. не может сконцентрировать внимание.

3. Возраст 8-10 лет:

. сексуальные игры навязчивого характера;

. усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;

. нерегулярное посещение школы.

Возраст 10-12 лет:

. социальный уход;

. агрессия по отношению к сверстникам;

. нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход;

. внезапное ухудшение успеваемости;

. никому не верит;

. не может сконцентрировать внимание;

. часто прогуливает школу;

. приходит в школу рано – уходит очень поздно;

. начальные признаки клинической депрессии.

Возраст 12-18 лет:

. симптомы клинической депрессии;

. нарушения сна;

. суицидальные наклонности;

. изоляция от окружающих;

. побеги из дома;

. промискуитет;

. асоциальное поведение;

. не участвует в школьных мероприятиях;

. аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики);

. совершение преступлений.

Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в

данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое

обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление

ребенком.

Существует концепция фрустрации – агрессии, которая разрабатывалась многими

зарубежными авторами[5]. Фрустрация, стресс, которые может испытывать

взрослый, могут сформироваться у ребенка, как следствие стереотипного

агрессивного поведения. Выделяются 4 фактора, от которых зависит сила

агрессивных привычек:

частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован,

фрустрирован, раздражен;

. частое достижение успеха агрессией;

. культурные и субкультурные нормы;

. темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций,

высокой активностью и зависимостью.

По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев насилие

происходит с целью установления власти и контроля над жертвой (ребенка), а

не с целью получения удовлетворения, например эмоционального, сексуального

и т.п.

Конфликтная природа позиций фрустрирующих факторов отношения родителя к

ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий

общества в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения

привязанностей. В данном случае насилие над ребенком проявляется в

отсутствии склонности к приспособлению к социальному давлению, умению вести

себя адекватным и ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи.

Применение позиций насилия к такому ребенку формирует у него враждебное

отношение к тем, кто слабее, недостаток способности видеть глазами других

(эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях.

Заключение

В заключение работы можно сказать, что жестокое обращение с детьми и

пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их

следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и

социализации ребенка, нередко – угроза его жизни или даже смерть.

Жестокое обращение с детьми делиться на физическое и психологическое

насилие.

Под физическим насилием понимается, не только нанесение ребенку родителями

или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами

физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб

здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Но и физические

наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве

дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем.

Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое

нападение (истязание), оно почти, всегда сопровождается словесными

оскорблениями и психической травмой. Под жестоким обращением с детьми при

помощи физического насилия понимаются истязания в виде избиении, нанесение

ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными

сигаретами, в том числе и с использованием самых различных предметов в

качестве орудий изуверства. Кроме перечисленного в понятие физического

насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков,

алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или "медицинских

препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных

врачом). Многие авторы отдельно рассматривают попытки убийства ребенка, в

том числе через удушение или утопление.

Следует отметить, что абсолютно все авторы рассматривают сексуальное

насилие или совращение, как отдельную категорию жестокого обращения с

детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие в первую очередь

оказывает влияние на психику ребенка. Под сексуальным насилием понимается –

использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком

для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный

секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К

сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию,

порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, а так же

подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания,

отправления естественных нужд.

С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это

эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое

словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов,

учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение

его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.

К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в

результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к

ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного

обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье,

воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц,

их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни,

неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения

к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным

случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка

последствиям.

Семья занимает важное место в формировании личности ребенка, поэтому одним

из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие любви к

ребенку в семье, в первую очередь это относится к матери. Так даже

отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской

утробе, т.е. к ребенку от нежеланной беременности во многом отражается на

формировании плода. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие

дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от

желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в

первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным

последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или

опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья

являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие

заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100

случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью

жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы,

переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др.

Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и

усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка,

пострадавшего от побоев.

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и

в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить,

реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У

таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание

ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в

условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами,

выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них

припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы,

неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности -

педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и

пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате

чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и

поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую

жизнь.

Список литературы

1. Альтшулер Б.Л., Кушнир Л.П. Правозащитные инициативы по защите детей от

насилия // из сборника: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет,

1997

2. Ананова Н. Жертвы сексуального злоупотребления: Психопатологические

проблемы, возникающие у детей и подростков, переживших и совершивших

сексуальное насилие // Прикладная психология и психоанализ, №3, 1997

3. Антонов А.И., Сорокин Н.А. – М.: Речь, 2000

4. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни – М.: ИНФРА-М, 1995

5. Антонян Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. Проблемы внутрисемейной

агрессии – М.: изд-во НИИ МВД, 1999

6. Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: Прайм, 2001

7. Берковская М.И., Брязгунов И.П., Михайлов А.И. Оценка краткосрочной

терапии стрессовых расстройств в остром периоде эмоциональной травмы //

из сборника статей: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет,

1997

8. Богачева О.П., Дубягин Ю.П. Школа выживания или 56 способов защитить

ребенка от преступления – М.: Пихта, Дубль-В, 1997

9. Васильев В.Л., Мамайчук И. И. О некоторых вопросах судебно-

психологической экспертизы несовершеннолетних // Вопросы психологии №3,

1993

10. Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические последствия жестокого

обращения с детьми – М., Психология и Педагогика, 1994

11. Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской научно-

практической конференции (Москва, 1-3 окт. 1997 г.) – М.: РИПКРО, 1997

12. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии // журнал "Школа здоровья",

№3, 1995

13. Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей. (По данным исследования

причин и следствий отклонений в социальном поведении: Особый ребенок.

Исследования и опыт помощи) – М., Речь, 1998

14. Захарьева И.А. Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики

среди детей и подростков) – СПб.: изд-во СПб. Университета МВД России,

2000

15. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение

личностных расстройств // Вопросы Психологии, №6, 1998

16. Каган В.Е. Семейные и половые установки у подростков // Вопросы

психологии 1987, №2

17. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения подростков – М.: Сфера;

Юрайт, 2001

18. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000 г., №25-

28

19. Кон И.С. Введение в сексологию – М.: Речь, 1997

20. Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие // Педагогика, №5,

1998

21. Курасова Н.В. Сексуальное насилие в семье: К вопросам диагностики

психологических последствий у детей // Семейная психология и семейная

терапия, №1, 1997

22. Лубовский Д.В. Психологический тренинг для детей из трудных семей //

Детский практический психолог, №7, 1995

23. Мельниченко С.А. Предотвращение жестокости по отношению к женщине и

детям // Семья в России, №2, 1996

24. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные

последствия // Психологический журнал, №6, 1993

25. Минеева О.А. Работа с семьей в условиях ПМС-центра по поводу жестокого

обращения с детьми: [Опыт Психол.-мед.-соц. Центра "Юго-запад" Москвы] //

Семейн. психология и семейн. терапия. №1, 1999

26. Моделирование воспитательных систем: теория – практике // под ред. Л.И.

Новиковой, Н.Л. Селивановой – М.: Изд-во РОУ, 1995

27. Нагаев В.В. Преступления против половой неприкосновенности

несовершеннолетних: психологическая экспертиза и правовая защита: [По

данным психологических исследований] // Вестник психосоциальной и

коррекционно-реабилитационной работы, №4, 1998

28. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое

исследование – М.: ВНИИ Проблем исследования, 1990

29. Ольшанский Д.В. Психология масс – СПб.: Питер, 2001

30. Педагог в гуманистической воспитательной системе школы // сост. А.И.

Григорьева, Л.Г. Егорова – Тула: ТОИРО, 1996

31. Подростковая делинквентность в России: пути преодоления // журнал

"Детский практический психолог", №7, 1995

32. Руководство по предупреждению насилия над детьми // под ред. Асановой

Н.К. – М.: ВЛАДОС, 1997

33. Рутман А. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и

подросткам, пострадавшим от насилия. Методические рекомендации –

Ярославль, Филинъ, 1996

34. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми – М.: Психология

и педагогика, 1993

35. Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: проблемы

профилактики жестокого обращения с детьми в семье // Народное

образование, №5, 1995

36. Сборник тезисов международной конференции: Подростки и молодежь в

меняющимся обществе (проблемы девиантного поведения) – М.: Новый отсчет,

2001

37. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности – М.: изд-во

МГУ, 1980

38. Франк Л. В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской

виктимологии – СПб., Медицина, 1997

39. Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем – М., Юридическая

литература, 1988

40. Цымбал Е.И. Правовая защита детей от насилия и пренебрежения их

основными нуждами // Вестник психосоциальной и коррекционно-

реабилитационной работы, №2, 1995

41. Черепанова Е. Психологический стресс – М.: Речь, 1997

42. Шапиро Б.Ю., Сидоренкова Т.А., Либоракина М.И. Социальные работники за

безопасность в семье – М.: РИК, 1999

43. Шакина В.А., Шакин В.Б. Что мы понимаем под насилием в семье? //

официальный сайт Иркутского Кризисного центра – e-mail: dv-

webmaster@projectharmony.ru

44. Ярославцева Н.Д. Посттравматические стрессовые нарушения у детей-жертв

сексуального насилия и оказание им психологической помощи // Мир

психологии, №2, 1998

-----------------------

[1] Ольшанский Д.В. [29, с.66] ссылается на работу Rowan J. Psychological

aspects of society. L.: Academic Press, 1978. Book 4. The structured crowd

[2] Данные приведены по России, однако многие зарубежных авторы отмечают

подобные тенденции и развитых капиталистических странах [36, с.109]

[3] ссылка приведена по более поздней монографии см. 5, с.149

[4] Подробнее см. [17]

[5] Ениколопов С.Н. [12] ссылается на работы Л.Берковица, см.: сборник

монографий: Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: 2001

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ