Рефераты

Зрелость

творческая и социальная активность. Под его руководством в 1965 году в

Ленинграде была создана школа экспериментального исследования личности, а

проведённые исследования сломали существовавшие представления о зрелости

как о периоде «окаменения». Именно данный аспект проблемы - высокая

продуктивность деятельности и достижений - стал решающей предпосылкой для

формирования акмеологии как науки.

В настоящее время акмеология определяется как наука, возникшая на

стыке естественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающих

закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и,

особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Столь широкое понимание сущности акмеологического создало предпосылки

для формирования и развития различных направлений в акмеологии. В силу

общественной потребности наибольшее развитие получило направление,

связанное с достижениями акме в профессиональной деятельности, то есть

профессионализм. Поэтому объектом данного направления акмеологии стал

именно профессионализм деятельности, а предметом - объективные и

субъективные факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин

профессионализма. При этом в контексте достижения профессионализма

рассматривались вопросы, связанные с достижением высокой эффективности или

продуктивности деятельности, личностно-профессиональным развитием,

оптимизацией деятельности, разработкой новых способов и алгоритмов решения

профессиональных задач и многое другое.

Достижение профессионализма в акмеологическом понимании связано с

развитием личностных качеств (целеустремлённости, инициативности,

организованности), черт характера (упорства, настойчивости,

последовательности), интеллектуальных качеств, в совершенствовании и

обогащении профессиональных умений, раскрытием творческого потенциала

личности и её нравственным совершенствованием. Поэтому профессионализм

связан с личностно-профессиональным развитием.

Личностно-Профессиональное развитие - это процесс формирования личности

(в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии,

профессиональной деятельности и профессионализма в саморазвитии,

профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий (4).

Обобщение проведенных исследований (1, 5, 7, 9) позволяет утверждать,

что в процессе личностно-профессионального развития происходят следующие

структурные изменения личности:

1. Изменение направленности личности:

• расширение круга интересов и изменение системы потребностей;

• актуализация мотивов достижения;

• возрастание потребностей в самореализации и саморазвитии;

2. Увеличение опыта и повышение квалификации:

• повышение компетентности;

• развитие и расширение умений и навыков:

• освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач:

• повышение креативности деятельности.

3. Развитие сложных частных способностей.

4. Развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой

деятельности.

5. Развитие личностно-деловых качеств.

6. Повышение психологической готовности.

Существуют различные уровни развития профессионализма. Их оценка

должна базироваться на системе акмеологических показателей, в которых

должны быть определена личностный и деятельностный аспекты. Она включает

следующие показатели:

. Продуктивность или эффективность деятельности;

. Уровень квалификации и профессиональной компетентности;

. Оптимальная интенсивность и напряжённость труда;

. Точность и надежность деятельности;

. Организованность;

. Низкая зависимость от внешних факторов;

. Владение современным содержанием и современными средствами решения

профессиональных задач;

. Стабильность высоких показателей деятельности;

. Уровень развития личностно-деловых и профессионально важных качеств;

. Уровень мотивации достижений;

. Возможность развития субъекта труда как личности;

. Направленность на достижение положительных социально значимых целей.

Если деятельность специалиста характеризуется высоким профессионализмом

с опорой на данную систему показателей, то считается, что у него высокий

акмеологический уровень.

3.1.1. Постоянство работы и перемены профессиональной жизни

До недавнего времени считалось, что профессиональная жизнь человека

должна состоять из поступления на конкретную должность в молодости и

продолжении непрерывной работы в избранной области вплоть до выхода на

пенсию. Такая предпочтительная профессиональная карьера требовала

обдуманного выбора профессии и тщательной подготовке к ней. Когда человек

поступал на работу, ожидалось, что он на всю жизнь закладывает основы своей

карьеры и должен стараться как можно быстрее подниматься по служебной

лестнице.

Этот сценарий претерпел изменения, которые появились вместе с

пониманием того, что при развитии взрослых могут происходить смены

установок, профессиональных потребностей и целей. Более того, в совокупном

технически развитом и экономически нестабильном мире характер работы так

быстро меняется, а рабочие места сокращаются в таких количествах, что

императив «одна профессия на всю жизнь» больше не применим. Люди могут

переходить на работу в другие фирмы и организации. Они могут занимать

другую должность в той же фирме или организации (как повышение по службе

или при переходе на административную работу). Хотя вероятно, большинство

людей после начала профессиональной деятельности не меняют ее коренным

образом, в наше время считается необычным, когда кто-то начинает и

заканчивает свою профессиональную жизнь на одном рабочем месте или в рамках

одной должностной вертикали. Это особенно верно для женщин, которые

прерывали работу на десять или более лет в связи с воспитанием детей. В

среднем возрасте они готовы направить свою энергию на другой вид

продуктивной деятельности. Именно на работе женщины обретают новое ощущение

реализации своих возможностей и формируют значимые, дающие им поддержку

отношения.

3.1.2. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни.

Серьезная переоценка профессиональной карьеры, - времени, когда

работники сообщают о более низком чувстве благополучия, чем в ранней или

поздней взрослости. Такая переоценка вызвана рядом причин. Например,

работающие могут обнаружить, что они продвигаются по службе не так быстро

как ожидали, или работа менее привлекательна, чем они предполагали.

Одним из факторов, который может вынуждать людей среднего возраста резко

изменить свое отношение к работе, да и саму работу, по мнению Левинсона,

пережитый ими переход середины жизни. Левинсон обнаружил, что после 40 лет

у взрослых людей могут измениться ценности и цели, что заставляет их думать

об изменении своей профессиональной карьеры. Левинсон объясняет эти

изменения - возвращением мечты - стремлений, идеалов и целей молодости.

Некоторые исследователи полагают, что взрослые лучше всего справляются с

этим периодом переоценки, если они систематически оценивают свои

способности, а также плюсы и минусы их текущего профессионального положения

(8).

Лишь малая часть людей резко изменяет свою профессиональную карьеру в

середине жизни. Это делают, как правило, те, кто чувствует, что их

способности не используются полностью на той работе, которая у них есть.

Причиной этого могут быть изменения характера работы или снижение трудности

задач за счет достигнутого профессионализма. Люди среднего возраста могут

также менять работу вследствие «сгорания». Однако «сгорание на работе»

ограничено рамками среднего возраста. На самом деле и процесс

переоценивания устройства своей жизни, включая работу, не ограничивается

средним возрастом. Просто работники старшего возраста меняют работу реже,

чем молодые взрослые (8).

3.1.3. Безработица

Теперь поговорим о безработице. На мой взгляд - безработица,

невозможность найти себе применение - одна из самых болезненных проблем

взрослого человека.

Работа может косвенным образом повлиять на психическое здоровье

человека. Исследование по проблемам безработицы, проведенные в США в период

Великой депрессии в 1930-е годы, так и в 1980-е годы, в значительной

степени смешивали влияние бедности, связанной с потерей работы, и влияние

собственно безработицы. Оставшись без работы, человек не только становится

беднее с материальной точки зрения, но лишается также предоставляемых

работой косвенных выгод и преимуществ.

Люди, которых уволили или вынудили уйти на пенсию, часто сталкиваются

с эмоциональными проблемами, явно перемешивающимися с уменьшением их

доходов. Многие при этом обнаруживают, что их самоуважение подорвано, а их

Я-концепция разрушена. Реакции людей на потерю работу часто похожи на

реакцию горя, вызываемую смертью любимого человека.

Горестные переживания, которые может вызвать вынужденная потеря

работы, начинается с потрясения известием и отказа верить в случившееся,

сменяющихся затем гневом, протестом и другими формами эмоциональной

разрядки. Некоторые люди даже проходят через стадию торга, сходную с тем,

что испытывают неизлечимо больные, умоляя (работодателя, супруга, Бога)

дать им еще немного времени, предоставить им еще один шанс и т.д. за этой

стадией могут последовать депрессия, избегание контактов с окружающими или

психосоматические симптомы. Потерявшие работу люди могут быть сильно

испуганы, испытывать чувство вины по поводу случившегося и оказаться

неспособными к участию в обычных повседневных делах, никак не связанных с

работой. Переживание такого горя часто имеет катарсический эффект. После

того, как реакция горя прошла, безработный может начать приспосабливаться к

своей потере, проявлять чувство надежды и переключить свою энергию на

повторное самоутверждение в профессиональном мире (8).

Для людей среднего возраста потеря работы может быть тяжелее, чем для

молодых взрослых. Во-первых, у человека среднего возраста с работой

связана, вероятно, большая часть его идентичности. Во-вторых, чем старше

человек, тем больше вероятности столкнуться с возрастной дискриминацией,

как при приеме на работу, так и при поступлении на курсы переподготовки. В-

третьих, если удаётся найти новую работу, то она, как правило, ниже

оплачивается и связана с более низким статусом, чем предыдущая. Люди,

которым удалось, несмотря на отсутствие профессионального образования,

дослужиться до определенного положения в своей фирме или организации, могут

быть особенно уязвимы к потере своего места, поскольку их навыки часто

имеют узкую специфику, определенную рамками этой фирмы или организации (8).

В целом, лучше всего справляются с потерей работы те, кто скопил

достаточно денег для жизни в период безработицы, и имеет поддержку в лице

родственников и друзей. Кроме того, они не обращают свой гнев во внутрь,

считая себя неудачниками в профессиональной жизни (8).

Выводы: 1. Профессиональный цикл начинается с приобретения жизненного

опыта, ведущего к выбору профессии, продолжается всё то время, в течение

которого человек занимается выбранным делом.

2. Существуют различные уровни развития профессионализма. Их оценка должна

базироваться на системе акмеологических показателей, в которых должны быть

определены личностный и деятельностный аспекты.

3. Средний возраст является периодом профессиональной преемственности и

изменения. Многие люди в середине жизни переоценивают свою профессиональную

карьеру, чтобы увидеть, чего им удалось достичь, и следует ли им изменить

свои цели. Часто такая переоценка приводит к изменениям в карьере.

4. Потеря работы может сопровождаться реакцией горя, пока работник не

сможет принять эту потерю и у него не появится надежда вновь найти работу.

3.2. Нравственность, духовность, социальность в зрелом возрасте.

К первичным побуждениям можно отнести альтруизм (сохранение вида), эгоизм

(сохранение индивида), эмпатию. В сочетании с биологическими побуждениями —

пищевой и половой мотивацией, исследовательской активностью, родительским

инстинктом и инстинктом защиты территории — формируются предпосылки

многообразных форм проявления человечности: любви, жертвенности, смелости,

агрессивности, стремления к доминированию и др. (21).

Из всего сказанного можно с известной долей уверенности сделать вывод о

том, что среди врождённых видов внутренней активности человека (природных

побудителей) наряду с биологическими представлены и нравственные. В силу

своей первичности они бессознательно определяют поведение человека.

Таким образом, мы можем говорить о природных предпосылках человечности.

Эволюционное развитие человека как биологического и социального существа

осуществляется в трёх направлениях: развитие объёма и структуры головного

мозга и развитие умственных возможностей; развитие умственных возможностей

и формирование первобытной морали и религии; развитие биологических и

социальных (групповых) инстинктов. Отмеченные линии развития тесно

взаимосвязаны и представляют целостный одновременный процесс происхождения

человека и формирования человечности. При этом человечность представляется

в двух формах: природной (врождённой) человечности, выступающей как условие

и предпосылка нравственного поведения человека, приобретающей конкретное

исполнение в зависимости от условий жизнедеятельности человека, и

коллективной морали субъектом которой является сообщество и которая

фиксирует в культуре этого сообщества. В процессах взаимодействия npиродной

человечности и коллективной (социальной) морали прижизненно формируются

нравственные качества конкретного человека, происходит формирование

личности.

3.2.1. Истоки социальности и духовности

Если проследить становление человека как социального существа, то

необходимо констатировать, что он изначально формировался как социальное

животное, следовательно, формировался под влиянием двух доминирующих начал:

сохранения вида и сохранения индивида при доминировании инстинктов

сохранения вида.

С точки зрения А.Бергсона, который доказал, что, наделив человека умом,

природа внесла дисбаланс в гармонию инстинктов индивидуального и видового

сохранения. Ум всегда эгоистичен, ум посоветует вначале стать эгоистом и

именно в эту сторону пойдет умное существо, если его ничто не oстановит. Ум

изобретает орудия труда, благодаря уму человек осваивает процесс их

изготовления и учится применять орудия труда. Ум усиливает возможности

человека в борьбе за существование, обеспечивает прогресс обществу. Но в то

же время ум угрожает нарушить в некоторых пунктах сплочённость общества, и

если общество должно сохраниться, то необходимо, чтобы существовал

противовес уму, точнее, его индивидной ориентации. В качестве такого

противовеса природа выбрала общественную мораль, воплощённую в обычаях и

религии.

В определённой мере обычай занял место инстинкта, это социальный инстинкт

общества. Инстинктивная мораль устанавливает поведение человека в его

интересах и интересах сообщества.

Принимая условия сообщества, индивид получает у него свою безопасность и

жизнеспособность. Инстинктивная мораль решает одновременно задачи индивида

и социального самосохранения. На начальных этапах развития человеческого

сообщества мораль исчерпывается обычаем. В основе моральных обязанностей

лежат общественные требования близкого для индивида сообщества. В мораль

включены не только обязанность, но и некоторое эмоциональное состояние,

обусловливающее принятие морального требования, сопровождающее его

выполнение или невыполнение. Возникнув как реакция на эгоистичность ума,

правила морали не выполняются автоматически. Следование обычаю, традициям,

норме всегда связано с напряжением сил, так как всегда выступает как борьба

социального требования и личностного интереса.

Вырастая из интересов сообщества, совокупность моральных требований

характеризуется взаимосвязью, системностью. Поэтому противоречие личного

интереса и одной из моральных обязанностей вызывает системную реакцию. Это

противоречие переживается как личностный конфликт с обществом в целом.

Подобная реакция резко усиливает действенность каждого из моральных

требований.

И все же ум постоянно вступает в конфликт с социальностью человека. Ум в

своих следствиях, в том числе и негативных, может завести человека как

угодно далеко.

В стремлении обезопасить общество и повысить моральную силу запрета,

последний воплощается в образе. Переход морального запрета в образ

(Божества) осуществляется в процессе мифотворчества. Природа предусмотрела

возможность мифотворчества в процессах воображения и на этой основе —

переход морального запрета в божественный образ. Бог возник для того, чтобы

запрещать, предупреждать или наказывать за моральное зло, которое индивид

может нанести обществу. Индивид останавливается в стремлении нарушить

обычай религиозным страхом наказания, которому он будет подвергнут один.

Первоначальный обычай — это вся мораль, а поскольку религия запрещает от

него уклоняться, мораль совпадает по объему с первобытной религией. Таким

образом, первобытная религия, совпадающая по объему с моралью, выступает

как мера предосторожности против опасности, которой подвергается общество,

как только индивид начинает думать исключительно о себе. В религиозном

страхе наказания скрыта охранительная функция религии по отношению к

обществу.

Соблюдение или нарушение моральных запросов, обычаев и норм, связанных с

табу, религиозным запретом, оказывает огромное эмоциональное воздействие на

субъекта.

Человек, прежде всего, должен жить. Поэтому организация его психики

порождается необходимостью сохранения и развития индивидуальной и

социальной жизни, т.е. той функцией, которую психика должна реализовать в

целях сохранения и развития жизни. Природа функций учитывает и тот факт,

что они должны осуществляться в обществе. Поэтому мышление человека

одновременно индивидуально и социально. Социальное детерминируется моралью.

Можно сказать, что мышление человека индивидуально и моральное (21).

Теперь позволительно поставить вопрос: «Можно ли на данном этапе

развития человечества говорить о духовности?»

Очевидно, истоки духовности необходимо искать в факте социальной сущности

человека, в противопоставлении и единстве общественного и личного

интересов. Именно эта борьба рождает понятия морального добра и зла.

Социальность человека проявляется, прежде всего, в совместной деятельности,

частным, но очень важным аспектом которой выступает борьба. В

противоборстве с другими обществами (в военном противоборстве) требуется

сплочённость, дисциплинированность, единство воли, взаимоподдержка.

Социальная сплочённость продиктована необходимостью защищаться от других.

И общество высоко оценивает социальную сплочённость и качества, её

обеспечивающие. Ум человека, с одной стороны, ведёт к изобретению новых

орудий борьбы (оружия), совершенствует военное искусство, но, с другой

стороны, в минуты критической опасности выдает решения для индивидуального

спасения. Именно в этой области начинают проявляться социальная норма и

обычай, реализующие поведение человека. Именно в этой области общество

создает культ героя и культ военного божества, покровительствующего войне.

Общество культивирует такие черты, как смелость, бойцовское мастерство,

жертвенность. Разум, действие которого направлено на спасение индивида,

побеждается нравственными качествами, способствующими сохранению общества.

Смелость, героизм, жертвенность и культ героя становятся ареной глубоких

внутренних переживаний всех членов общества и каждого в отдельности.

Военный подвиг, особенно если он сопряжён с жертвенностью во имя других,

обусловлен борьбой инстинкта и морали, эмоций и разума. Поступок для других

есть выражение морального добра есть победа душевных сил, проявление духа.

Победа морального добра, подчиняющего разум, сопряжённая с

жертвенностью, сопровождается глубоким эмоциональным потрясением,

мобилизацией всех сил организма. Это состояние внутренней борьбы морального

добра или зла и разума, сопровождающееся эмоциональным переживанием, можно

назвать духовным состоянием (21).

Огромную роль в формировании духовности личности играет духовная

культура: искусство, наука, религиозные верования. Являясь в своих лучших

образцах проявлением духа создателя, проникая в тайны человеческих

отношений, отображая борьбу страстей, реальные жизненные конфликты и пути

их разрешения, раскрывающие высоту человеческого духа и низость падения

человека, они показывают жизнь в динамике, позволяют заглянуть за внешнюю

картину жизни и созерцательно прикоснуться к внутренней психической жизни.

Но это особая созерцательность, она будит эмоции, заставляет погрузиться в

контекст, пережить с героями горе и радость. Духовная культура представляет

собой квазиреальность, которая переводит мораль в чувственную форму,

создаёт условия, чтобы она стала личностно значимой. Но это только условия,

которые могут помочь преодолеть пропасть между знанием и поведением,

определить направления свободы выбора личности: идти ли к своей духовности

или отдать предпочтение эгоистическому интересу.

Духовная культура, ее переживание (проживание) помогает человеку

определиться в поступке, а поступок — путь к личности, путь к добру, к

формированию собственной духовности.

Освоение духовной культуры определяет формирование личностных качеств,

способствующих проявлению духовности. К ним отнесем в первую очередь

совесть, честь, веру в людей, добродетель, волю, свободостремление

(стремление выйти за социальную норму), стремление к творчеству, желание

выйти за временные рамки бытия. Освоение духовной культуры определяет

содержание морального сознания (21).

Выводы: 1. Общественная мораль и религия возникли практически

одновременно на заре исторического становления человеческого сообщества.

2. В этот период мораль по объему совпадает с первобытной религией.

3. Общественная мораль и религия выполняют охранительную функцию по

отношению к обществу.

4. В основу психики природа заложила функциональную организацию, которая

позволяет реализовывать различные действия (практические и идеальные).

5. Воображение выступает как природный механизм мифотворчества, перевода

морального запрета в образ (Бога).

6. Мышление человека, как и другие психические функции, одновременно

индивидуально и морально.

7. Моральное поведение связано с эмоциональным переживанием.

8. Приведённый анализ показывает, что духовность как свойство личности

является фундаментальным качеством человека. Формируясь уже в первобытном

обществе, духовность развивается на основе единства морали и религии. Это

двуединое основание духовности прослеживается до настоящего времени.

3.2.2. Основные периоды и факторы развития духовности

В основу духовного становления человека можно положить несколько факторов:

творчество, свободу, сознание, саморегуляцию, игру, учёбу, социальную

детерминацию, смысловую детерминацию, моральную детерминацию, половое

чувство, смерть. Стремясь сохранить существующую периодизацию: детство,

отрочество, юность, посмотрим, каким содержанием духовности характеризуется

каждый из этих периодов, какова феноменология дyxa на разных этапах

развития человека.

Детство отличается свободой и творчеством. Овладевая своим телом, ребенок

накапливает волевой опыт, который раскрывает перед ним путь свободы. На

этом этапе у него ещё отсутствует моральное сознание и его диктат. Он

делает, что хочет, а не что должен. В произвольных действиях постепенно

формируется воля ребёнка — залог будущих свободных поступков. Без

произвольных поступков нет воли, нет свободной личности.

В овладении своим телом, а в дальнейшем и произвольными действиями

формируется не только воля, но и интеллект — интеллект практического

действия. В совокупности знаний и умственных действий интеллект совместно с

волей создают условия для проявления человека в качестве самостоятельной

личности (субъекта деятельности и общения). На этом этапе закладываются

основы личности ребенка, которые будут проявляться на всём жизненном пути.

Постепенное развитие интеллекта и воли проявляется в творчестве ребенка

и, прежде всего, в игре, которая выступает в качестве ведущего фактора

развития в детстве. Исключительно важно, что объект игры частично берется

из реального мира, а частично (в большей степени) творится воображением

(7). В игре ребенок свободен, действительность не подавляет его, он

достаточно произвольно обращается с предметами внешнего мира. Игра есть

свободное творчество, в котором ребёнок реализует себя и развивает свои

способности. В игре ребёнок творит мир и социальные отношения, но

одновременно усваивает социальные отношения внешнего мира.

В игре ребенок включается в систему человеческих отношений. Но для

межличностных отношений в игре характерны воображение и творчество, и

вместе с тем эти отношения достаточно жёсткие. Соблюдение правил игры

обязательно. Здесь мы наблюдаем сочетание произвольности и

детерминированности, свободы и ограничения, творчества и реализма (7).

Важнейшим фактором формирующейся духовности ребёнка является стремление

к проникновению в сферу смыслов. В игре ребёнок узнает смысл и роль

предметов внешнего мира. Он осознаёт значение других детей, межличностных

отношений и свою роль вначале в конкретной игровой ситуации, а в дальнейшем

и в жизни. В общении ребёнок узнает значения отдельных слов и выражений и

таким образом осваивает язык. От конкретного значения ребенок переходит к

познанию сущности, предназначения, а затем ценности для себя и других

определенных предметов, отношений, явлений.

Познание смысла, предназначения, ценности предметов и явлений мира и себя

в этом мире является важнейшей частью духовного становления личности.

Начавшись в детстве, процесс познания продолжается всю жизнь. При этом

смысл предметов может меняться, они могут переосмысливаться, раскрываться в

системе новых отношений. Ребёнок переосмысливает и своё поведение, и свои

личностные качества. Можно сказать, что сущность духовного становления есть

процесс постоянного переосмысливания себя, своего поведения, своих качеств

и своих действий, поступков и отношений.

Значением и смыслом наделяются не только предметы и явления внешнего

мира, но и эмоции и эстетические восприятия ребёнка.

Одновременно с раскрытием сферы значений и смыслов начинает формироваться

моральное мироощущение. И если в раннем детстве ребенок свободен от диктата

действительности, то освоение значений и смыслов влияет на его поведение,

оно начинает детерминироваться этими значениями. Особенно следует выделить

моральную сферу, которая по мере взросления ребенка играет всё большую

роль. Поведение ребенка определяется уже не только свободой творчества, но

и моральной нормой, которая может перерасти в нравственный закон внутри

личности (21). Вместе с моральным сознанием в жизнь ребенка приходит и

чувство ответственности за свои поступки.

С формированием морального сознания ребенок начинает понимать, что такое

добро и что такое зло. В нём пробуждает вкус к добру и злу. Духовное

становление личности предполагает возможность творения не только добра, но

и зла. Причинение зла может доставлять удовлетворение субъекту злодеяния.

Зло, как и добро, составляет часть духовной жизни ребёнка.

Развитие морального сознания приводит к тому, что ребёнок начинает

понимать наказание за дурной поступок. Вне морального сознания ребёнок

понимает, что его наказали за такой поступок, но он еще не осознаёт, что

это дурной поступок, что это зло. Понимание наказания за дурной поступок не

предполагает понимания наказания и за дурную мысль, за стремление к

совершению зла. За намерение проступка не наказывает и правосудие. Но по

мере развития духовности человек может достичь такой ступени нравственного

сознания, когда будет способен осудить сам себя за дурные мысли, только за

стремление к злу (21).

В подростковом возрасте продолжают развиваться основные тенденции

духовности, заложенные в детстве: подросток стремится все глубже проникнуть

в сферу смыслов и ценностей, формируются моральное сознание, чувство

ответственности за поступки, развивается интеллектуальная сфера; интересы,

влечения, вкусы и запросы составляют определенную систему, складывается

характер подростка. На смену игре в качестве ведущего фактора приходит

учеба. В школе ребенок осваивает систему знаний, у него создается научное

мировоззрение. Чрезвычайно важно отметить, что научное мировоззрение

вытесняет все другие подходы к осознанию мироздания, в частности

религиозный.

Важнейшим фактором в отроческий период является половое созревание. В

этот период снижается продуктивность основных психических функций, в яркой

форме проявляется негативизм и критицизм по отношению к окружающим,

особенно взрослым. Происходит оформление вторичных половых признаков, у

девочек начинаются менструации, на некоторое время приостанавливается

обычный рост различных органов тела. Но самые значительные перемены

происходят в духовной жизни подростка. У подростка рушится устоявшийся

порядок мира, меняются сложившиеся вкусы и привычки. Духовный мир подростка

снова становится эгоцентричным, всё вращается вокруг его личности. Вся

жизнь подростка освящается мечтательностью.

Лишь в этот период начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к

своему внутреннему миру, острое самоподчинение своих желаний и порывов.

Внутренний мир, оказывающийся бесконечным и бездонным, иррациональным и

непостижимым для самого же подростка, выдвигает различные «мечты» чувства,

желания, планы — совершенно не считаясь с тем, насколько они реализуемы.

Острый и упорный иррационализм, нежелание считаться с реальностью,

уверенность в праве жить своим миром и придаёт всем замыслам и желаниям

характер мечты, которая изолирует подростка от социального мира. Этот

период имеет большой вкус к асоциальности — к уединению и одиночеству, к

трагическому чувству непонятости и ненужности никому, вообще оторванности

от всего и от всех.

Важно подчеркнуть ещё раз, что именно в этот период человек начинает в

полной мере ощущать свой внутренний мир, его безграничность,

иррациональность, эмоциональную активность и моральную конфликтность, свою

противопоставленность социальному миру. И это имеет важнейшее значение для

формирования его духовности.

Юность — период жизненного определения и самоопределения, пора завершения

учебы и вступления в самостоятельную жизнь. Это время творческих планов,

героических решений, время увлечений и вдохновения, энтузиазма и

доверчивого отношения к миру и людям. Юность характеризуется сложившимся

характером, моральной чистотой, определённым мировоззрением, в большинстве

случаев школьным, не прошедшим через столкновение с эмпирической

действительностью. Духовная жизнь этого периода во многом идеализирована.

Юность стремится делать добро. Юность устремлена в будущее, она не знает

границ, стремится познать всё, стремится к Абсолюту. Юность не думает о

смерти и о вечности жизни. Она вся в делах и поступках. Юность

нерасчётлива, ибо она богата и ей легко жертвовать всем. В интеллектуальном

отношении человек в этот период достигает значительного расцвета. Мир

кажется ясным, а человеческие отношения простыми. В юности в наибольшей

степени проявляется стремление к свободе, самовыражению и самоутверждению.

В юности формируются идеалы и вера в идеалы (героя, революцию, перестройку,

свободное общество и т.д.), и эта вера воспламеняет души, насыщает жизнь

высокой духовностью.

В зрелой жизни человек достигает пиков духовности в моменты наивысших

творческих достижений или жертвенных поступков, исполненных любви к другим,

во имя веры в свои идеалы. Важнейшим фактором духовной жизни в зрелом

возрасте является смерть, осознание конца жизни. В детстве смерть

воспринимается как отвлечённое событие, не затрагивающее личность ребенка,

даже когда из жизни уходит близкий человек. Она переживается скорее через

состояния отца и матери, братьев и сестер, чем в своей сущности. Ребенок не

связывает смерть с собой, своим жизненным путем. В отроческом и юношеском

возрасте смерть насыщается глубокими эмоциональными переживаниями,

связанными с уходом близких. Она воспринимается как невосполнимая утрата.

В зрелом возрасте смерть заставляет задуматься о конечности жизненного

пути. Смерть ставит вопрос: что будет за ней? И это наполняет духовную

жизнь человека новым содержанием, приводит к переосмысливанию и

переоцениванию предшествующей жизни. Многое из того, что казалось важным,

теряет значение. Другие ценности и смыслы начинают определять поведение

человека. Изменяется строй духовности личности. Смерть усугубляет тайну

бытия человека, по-новому освещает смысл жизни, иерархию задач, разрешаемых

жизнью.

Выводы: 1. Эмоциональность и творчество, присущие детству, являются

основой его духовности, которая базируется на свободе ребёнка, понимаемой

как внутренний источник, как жизненная сила. Свобода эта сочетается с

формирующейся саморегуляцией.

2. Познание смысла, предназначения, ценности предметов и явлений мира и

себя в этом мире является важнейшей частью духовного становления личности.

3.Сущность духовного становления есть процесс постоянного

переосмысливания себя, своего поведения, своих качеств и своих действий,

поступков и отношений.

4. По мере развития духовности человек может достичь такой ступени

нравственного сознания, когда будет способен осудить сам себя за дурные

мысли, только за стремление к злу.

5. Важнейшим фактором духовной жизни в зрелом возрасте является

смерть, осознание конца жизни.

4. Межличностные отношения в зрелом возрасте

Фрейд считал, что благополучие человека во взрослой жизни определяется

его способностью любить и трудиться. Большинство психологов пользуются

иными терминами в своих определениях, но смысл последних остается

неизменным.

Основы современного исследования психологии взрослых заложил Э. Эриксон.

Центральный психологический момент в ранней зрелости (25 – 35) лет

установление интимности, близких личных связей с другим человеком.

Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может

развиться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в мире он не может

положиться, кроме себя.

Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый по значению и

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ