Анализ специфики таможенной политики РФ как предмета исследований политической науки
Рисунок 1 - Динамика экспорта и импорта РФ (в % к декабрю 2008 г.) Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/2.2 Анализ динамики экспортных показателейЭкспорт России в январе-феврале 2010 года составил 58,0 млрд.долларов США и по сравнению с январем-февралем 2009 года увеличился на 60,3%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 50,5 млрд.долларов США (рост на 63,1%), в страны СНГ - 7,5 млрд.долларов США (рост на 44,2%) Официальный сайт Федеральной таможенной службы http://www.customs.ru. Увеличение стоимостного объема экспорта в феврале 2010 года по сравнению с февралем 2009 года было обусловлено как ростом средних цен экспортируемых Россией товаров, так и увеличением физических объемов экспортных поставок. Индекс средних цен экспорта в феврале 2010 года составил 119,6%, а индекс физического объема экспорта - 121,1%. Основу российского экспорта в январе-феврале 2010 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 76,0% (в январе-феврале 2009 года - 69,2%) (Прил.1). В январе-феврале 2010 года по сравнению с январем-февралем 2009 года стоимостной объем топливно-энергетических товаров увеличился на 79,1%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля каменного на 52,8%, нефти сырой - на 6,1%, газа природного - на 85,2%, электроэнергии - на 24,2%, нефтепродуктов - на 11,9%, в том числе: дизельного топлива - на 21,1%, топлив жидких - на 5,9%. При этом сократились физические объемы экспорта кокса - на 15,9%, бензина автомобильного - на 19,8%, керосина, топлива реактивного - на 15,5%. В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них снизилась с 12,7 % в январе-феврале 2009 года до 9,4% в январе-феврале 2010 года. Стоимостной объем экспорта указанных товаров возрос по сравнению с январем-февралем 2009 года на 21,1%. Физические объемы экспорта алюминия возросли на 10,7%, черных металлов и изделий из них - на 15,3%, в том числе: ферросплавов - на 7,4%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 42,1%. Физические объемы экспорта чугуна снизились на 32,9%, меди - на 7,3%, никеля - на 9,7%. Доля продукции химической промышленности в январе-феврале 2010 года составила 5,0% (в январе-феврале 2009 года - 6,9%). По сравнению с январем-февралем прошлого года стоимостной объем этой продукции увеличился на 17,7%. Физические объемы поставок органических химических соединений возросли на 10,8%, метанола - на 47,5%, пластмасс и изделий из них - на 45,4%, каучука - на 73,9%, удобрений - на 21,3%, в том числе: калийных удобрений - на 79,8%, смешанных удобрений - на 21,4%. Доля экспорта машин и оборудования в январе-феврале 2010 года составила 2,6% (в январе-феврале 2009 года - 3,5%). Стоимостной объем поставок механического оборудования возрос на 3,9%, инструментов и аппаратов оптических - на 26,4%, вместе с тем сократились поставки электрооборудования на 20,3%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) на 11,3%. Доля экспорта продовольственных товаров в январе-феврале 2010 года составила 2,0% (в январе-феврале 2009 года - 2,2%). Стоимостной объем поставок продовольственных товаров увеличился по сравнению с январем-февралем 2009 года на 42,6%. Физические объемы поставок пшеницы увеличились на 49,8%, ячменя - на 28,1 %. Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-феврале 2010 года составила 2,0% (в январе-феврале 2009 года - 2,6%). Стоимостной объем данной товарной группы увеличился по сравнению с январем-февралем 2009 года на 24,5%. По сравнению с январем-февралем 2009 года возросли физические объемы экспорта пиломатериалов на 35,6%, фанеры - на 56,3%, бумаги газетной - на 15,6%. В экспорте в страны СНГ в январе-феврале 2010 года доля топливно-энергетических товаров составила 58,1% от всего экспорта в эти страны, что на 17,2 процентных пункта выше, чем в январе-феврале 2009 года. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с январем-февралем 2009 года в 2,4 раза. Физические объемы экспорта угля каменного возросли в 2,5 раза, кокса в 2,1 раза, газа природного - в 3,7 раза. Поставки нефти сырой снизились на 21,9%, нефтепродуктов - на 22,7%, в том числе: бензина автомобильного - на 13,6%, дизельного топлива - на 27,1%. В товарной структуре экспорта в страны СНГ доля металлов и изделий из них в январе-феврале 2010 года составила 8,7% (в январе-феврале 2009 года - 13,5%). Стоимостной объем данной товарной группы увеличился по сравнению с январем-февралем 2009 года на 9,9%. Физический объем экспорта черных металлов и изделий из них возрос на 41,0%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали - на 72,0%. Доля машин и оборудования в январе-феврале 2010 года составила 9,9% (в январе-феврале 2009 года - 12,2%). Увеличение стоимостных объемов экспорта продукции машиностроения наблюдалось по всем товарным группам ТН ВЭД. Исключение составили средства наземного транспорта, кроме железнодорожного стоимостной объем которых снизился по сравнению с январем-февралем 2009 года на 22,7%, а инструментов и аппаратов оптических остался на уровне января-февраля 2009 года. Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе-феврале 2010 года составила 5,8% (в январе-феврале 2009 года - 13,2%). Стоимостной объем этих товаров снизился по сравнению с январем-февралем 2009 года на 24,6%. Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-феврале 2010 года составил 8,0% (в январе-феврале 2009 года - 9,9%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий - 3,9% (6,1%). Стоимостные объемы экспорта указанных товарных групп возросли по сравнению с январем-февралем 2009 года на 37,8% и 9,0% соответственно. Рисунок 2 - Структура экспорта России по странам СНГ в 2009 г., в % Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/ 2.3 Анализ динамики импортных показателей Импорт России в январе-феврале 2010 года составил 23,6 млрд.долларов США и по сравнению с январем-февралем 2009 года увеличился на 14,1%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 19,9 млрд.долларов США (рост на 9,9%), из стран СНГ - 3,7 млрд.долларов США (рост на 44,1%) Официальный сайт Федеральной таможенной службы http://www.customs.ru. Увеличение стоимости российского импорта в феврале 2010 года по сравнению с февралем 2009 года было обусловлено ростом физического объема импортных поставок, индекс которого составил 112,9%, тогда как индекс средних цен импортируемых товаров составил к февралю 2009 года 101,4%. В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе-феврале 2010 года приходилось 41,4% (в январе-феврале 2009 года - 45,7%) (Прил.2). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции остался на уровне января-февраля 2009 года (темп роста составил 99,6%). Закупки средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) снизились на 15,1%, механического оборудования остались на уровне января-февраля 2009 года. Вместе с тем возрос стоимостной объем импорта электрооборудования на 25,3%. Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 50,2%, грузовых - на 35,1%. Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 18,1%, что на 1,4 процентных пункта выше, чем в январе-феврале 2009 года. Стоимостной объем ввоза продовольственных товаров возрос на 18,9%. Физические объемы закупок мяса свежего и мороженого возросли на 10,7%, сыров и творога - на 17,3%, цитрусовых - на 11,3%, кофе - на 7,3%, чая - на 12,2%, сахара-сырца - в 3,4 раза. Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 18,7% против 15,7% в январе-феврале 2009 года. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности возрос на 30,9%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии возросли на 12,1%, лаков и красок на 23,5%, мыла и моющих средств на - 20,7%, пластмассы и изделий из нее - на 45,9%, каучуковых и резиновых изделий - на 38,7%. Доля импорта текстильных изделий и обуви в январе-феврале 2010 года составила 7,6% (в январе-феврале 2009 года - 8,0%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с январем-февралем 2009 года на 3,4%. Физические объемы закупок хлопчатобумажных тканей остались на уровне января-февраля 2009 года, обуви с верхом из натуральной кожи сократились на 10,7%. Удельный вес импорта металлов и изделий из них в январе-феврале 2010 года составил 5,6% (в январе-феврале 2009 года - 5,3%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем-февралем 2009 года возрос на 17,6%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них увеличились на 16,7%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали - в 2,9 раза. В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-феврале 2010 года доля машин и оборудования составила 22,9% (в январе-феврале 2009 года - 27,6%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем-февралем 2009 года возрос на 18,8%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 27,2%, электрооборудования - на 62,2%, железнодорожного оборудования - на 1,5%. Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-феврале 2010 года составил 18,7% (в январе-феврале 2009 года - 17,1%), топливно-энергетических товаров - 15,3% (12,3%), продовольственных товаров и сырья для их производства - 15,0% (14,7%), продукции химической промышленности - 9,4% (11,9%). Рост стоимостных объемов импорта из стран СНГ по сравнению с январем-февралем 2009 года наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры. Так, импорт металлов и изделий из них увеличился на 57,0%, топливно-энергетических товаров - на 76,9%, продовольственных товаров и сырья для их производства - на 46,2%, продукции химической промышленности - на 13,8%. Физические объемы импорта угля каменного возросли на 13,5%, нефтепродуктов - на 69,7%, сыров и творога - на 28,3%, цитрусовых - в 2,0 раза, подсолнечного масла - на 6,9%, продуктов, содержащих какао - на 31,5%, черных металлов и изделий из них - на 92,6%, пластмассы и изделий из нее - на 15,5%. Рисунок 3 - Структура импорта России по странам СНГ в 2009 г., в % Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/ Глава 3. Стратегия развития таможенной политики РФ 3.1 Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления) подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период», в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года. Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно различных этапа ее реализации. I этап - до конца 2010 года, характеризующийся, по предварительной оценке, постепенным переходом острой фазы кризиса к стадии смягчения кризисных явлений и появлением признаков оздоровления экономики. На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической политики. При этом инструменты таможенно-тарифного регулирования должны сбалансировано защищать интересы отечественных производителей и потребителей. Важнейшими задачами являются: - защита внутреннего рынка и содействие развитию импортозамещающих производств при одновременном поддержании эффективной конкурентной среды; - поддержка и стимулирование экспорта; - усиление фискального эффекта таможенно-тарифного регулирования с использованием мер и инструментов, не обременительных для потребителей и не ведущих к росту инфляции, при одновременном снижении фискальной нагрузки на социально-значимые товары. Антикризисная таможенно-тарифная политика должна учитывать новые экономические реалии, обусловливающие ее осуществление, а именно: _ снижение курса национальной валюты, ведущее к существенному удорожанию импорта и соответствующему росту инфляции. Общее повышение конкурентоспособности отечественного производства при снижении обменного курса российского рубля сопровождается одновременным ростом издержек производителей, использующих импортные сырье и материалы. Кроме того, в антиинфляционных целях требуется учет фактора снижения курса национальной валюты при принятии решений о повышении ввозных таможенных пошлин; _ снижение платежеспособного спроса и усиление конкуренции за рынки сбыта в условиях резкого замедления развития глобальной экономики, которые ставят задачу сохранения позиций российских производителей на внешних рынках; _ отток капитала, вызывающий необходимость повышения инвестиционной привлекательности отечественной экономики, в том числе путем применения таможенно-тарифных инструментов; _ дефицит федерального бюджета, вызывающий необходимость сохранения фискальной нагрузки на отдельные товары, не являющиеся социально-значимыми. При этом принимаемые меры не должны противоречить долгосрочным задачам в сфере таможенно-тарифного регулирования, направленным на содействие диверсификации российской экономики и переходу ее на инновационный путь развития, формирование новой, посткризисной внешнеэкономической специализации, обеспечение доступа отечественных компаний к передовым технологиям и высокотехнологичному оборудованию. Их последовательная реализация будет расширяться по мере завершения активной фазы кризиса и преодоления его негативных последствий. II этап - 2011-2012 гг. - стабилизация экономики, переход к поступательному развитию. Основные задачи этого этапа состоят в восстановлении равновесия между протекционистской и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формировании потенциала устойчивого посткризисного экономического развития и переходе к полномасштабной, последовательной реализации приоритетных направлений, определенных в Основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. Целями таможенно-тарифной политики на данном этапе должны стать: - содействие преодолению кризисных явлений и посткризисному развитию российской экономики, диверсификации и повышению ее глобальной конкурентоспособности за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного регулирования в сочетании с нетарифными и другими мерами торговой и общеэкономической политики; - развитие конкурентной среды на внутреннем рынке, в том числе за счет постепенного снижения уровня таможенно-тарифной защиты; - содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передового иностранного оборудования и технологий, повышения инвестиционной привлекательности высокотехнологичных секторов; - наращивание экспортного потенциала, последовательная, с использованием таможенно-тарифных инструментов поддержка экспорта и мероприятий по усилению глобальной конкурентоспособности отечественных обрабатывающих отраслей и сферы услуг; - обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования. В целях оперативной, эффективной и гибкой защиты экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках в 2010 году сохранится антикризисный акцент таможенно-тарифной политики, при этом реализация антикризисного потенциала таможенно-тарифного регулирования будет обеспечиваться по следующим основным направлениям: - оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики с целью защиты наиболее уязвимых товарных рынков и отечественных производителей, за счет повышения уровня ставок ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные готовые товары; - поддержка производства за счет снижения ввозных таможенных пошлин на комплектующие и сырье, не имеющие отечественных аналогов; - применение ставок таможенных пошлин с фискальной целью, максимально учитывая при этом интересы производителей и потребителей; - гибкое реагирование на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на внутренних рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и отсрочек по уплате таможенных платежей. Антикризисные меры таможенно-тарифного регулирования могут дать максимальный эффект в сочетании с нетарифными мерами защиты внутреннего рынка, среди которых первоочередное значение имеют: _ активизация политики защиты от недобросовестного и возросшего импорта, в том числе в части эффективной правоприменительной практики при реализации Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (в частности, по применению статьи 8 «Введение предварительной специальной пошлины»); - возможное введение мер по ограничению внешней торговли товарами, услугами в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации в соответствии с законодательством и нормами ВТО (реализация Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). По мере выхода из кризиса приоритеты таможенно-тарифной политики переносятся на реализацию следующих задач: - содействие преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса для отечественных производителей и внутреннего рынка, внешнеэкономических связей России; - формирование потенциала устойчивого посткризисного экономического развития, содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных оборудования и технологий, повышение ее инвестиционной привлекательности и привлечению зарубежных капиталов в высокотехнологичные сектора; - стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию; - повышение конкурентности российских рынков товаров и услуг, защите развивающихся рынков и потенциально конкурентоспособных производств, уязвимых для импорта; - последовательная, с использованием таможенно-тарифных и иных инструментов поддержка экспорта и принятие мер по усилению глобальной конкурентоспособности отечественных обрабатывающих отраслей и сферы услуг. В этих целях необходимо: 1. Оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики в сочетании с нетарифными мер по защите внутреннего рынка и отечественных производителей, что создает возможности для комплексной защиты национальных экономических интересов. 2. Совершенствование структуры таможенного тарифа и усиление его регулирующей роли при сохранении в определенной степени его фискальной функции с учетом дефицита федерального бюджета. 3. Мониторинг внешнеторговой деятельности и проведение оценки принимаемых мер оперативного реагирования на изменения конъюнктуры и цен в целях обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка. 4. Активное использование специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины и тарифные квоты). Применение этих мер будет системно увязано с мерами государственной политики в области сельского хозяйства на основе постоянного мониторинга производства и торговли важнейших видов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в целях обеспечения баланса интересов производителей и потребителей, недопущения кризисных колебаний цен, в том числе, сезонного характера. 5. Повышение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, аналоги которого производятся отечественными предприятиями: - утверждение долгосрочных графиков изменения пошлин в целях стимулирования создания на территории России производства новой продукции, прежде всего с высокой степенью обработки; - применение льгот таможенно-тарифного характера для инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства, по аналогии с промышленной сборкой. 6. Совершенствование системы таможенных льгот, в том числе сокращение числа льгот, искажающих регулятивную функцию таможенного тарифа. 7. Совершенствование механизмов использования экономических таможенных режимов (переработка на таможенной территории, переработка товаров для внутреннего потребления). В целях оптимизации применения таких таможенных режимов будет подготовлена необходимая нормативная правовая база. 8. Совершенствование схемы национальных преференций, включая введение более жестких критериев для определения страны происхождения товара, пересмотр системы тарифных преференций для развивающихся и наименее развитых стран с учетом конкретного уровня развития стран-бенефициаров, пересмотр перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции. 9. Переход к комплексной системе поддержки экспорта, в том числе: - использование таможенно-тарифных инструментов в целях повышения конкурентоспособности отечественных производств как части комплексной поддержки экспорта в увязке с мерами внутренней политики по поддержке отечественных производителей; - создание полномасштабной автоматизированной системы внешнеторгового и рыночного мониторинга (мониторинг торговых барьеров, антикризисных мер, применяемых другими государствами, реализация которых может затронуть экономические интересы российских компаний и, возможно, потребует введения ответных мер); - создание единого портала внешнеэкономической информации в целях совершенствования информационной поддержки участников внешнеэкономической деятельности. В течение 2010 года практические решения по уровню и срокам действия таможенных пошлин должны приниматься на основе мониторинга объемов и структуры импорта, ситуации на внутреннем и мировых рынках и с учетом стратегий развития отраслей экономики Российской Федерации. Формирование таможенного союза предполагает объединение таможенных территорий входящих в него государств и применение единых мер регулирования внешней торговли, устанавливаемых органами управления таможенного союза. Комплекс мероприятий по формированию таможенного союза определен двумя документами: «Планом действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на 2008-2010 годы», утвержденным главами государств-участников таможенного союза в 2007 году, и «Мероприятиями по реализации Плана действий по формированию Таможенного союза на 2008-2010 годы», утвержденными Решением Интеграционного комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 23 апреля 2008 года. Во исполнение этих документов предстоит сконцентрировать усилия на создании: - единой системы регулирования внешней торговли; - единого таможенного администрирования; - органов управления таможенного союза; - единого торгового режима с третьими странами. В 2010 году будут введены в действие инструменты регулирования торговли с третьими странами, и в первую очередь, Единый таможенный тариф и система мер нетарифного регулирования таможенного союза. Комиссии таможенного союза будут переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования, проведение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований и принятие решений о введении соответствующих мер. Единство правил применения и контроля всеми государствами таможенного союза мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли будет обеспечено за счет разработки и введения в действие единого Таможенного кодекса, применения единых принципов и правил таможенного администрирования, обеспечения эффективного взаимодействия таможенных служб. Таким образом, задачи таможенно-тарифной политики Российской Федерации в 2010 и последующих годах должны реализовываться через решения органов управления таможенным союзом. В этих целях необходимо выработать новые механизмы взаимодействия как на национальном уровне, так и с партнерами по интеграции, обеспечивающие эффективность проведения интересов России при принятии и реализации решений по таможенно-тарифному регулированию в таможенном союзе. таможенный внешнеторговый тарифный 3.2 Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2011-2012 годов В 2011-2012 годах основные задачи и приоритеты таможенно-тарифной политики будут определяться задачами дальнейшего преодоления негативных последствий кризиса и содействия выходу экономики страны на траекторию поступательного экономического развития. В этот период таможенно-тарифное регулирование должно восстановить свою регулирующую функцию, существенно снизить фискальную составляющую, способствовать созданию конкурентной среды, обеспечивающей максимальную эффективность экономического роста. В 2011-2012 годах необходимо перейти к корректировке ставок ввозных таможенных пошлин с учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики. Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции и увеличить экспорт. В части вывозных таможенных пошлин будет осуществлен постепенный переход к: - отказу от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров, а также случаев их временного использования для недопущения дефицита сырья на внутреннем рынке; - использованию нетарифных мер ограничения экспорта в случаях, установленных Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин. Инструменты таможенно-тарифной политики в отношении нефтяного комплекса будут формироваться как составная часть государственной политики в области добычи и переработки нефти и газа. Основными целями таможенно-тарифной политики Российской Федерации в нефтяной отрасли будут являться: - стимулирование развития нефтеперерабатывающих мощностей, глубины переработки нефти; - развитие конкуренции на рынке нефтепродуктов; - диверсификация направлений транспортировки и обеспечение развития инфраструктуры; - обеспечение технологического развития отрасли и эффективности разработки месторождений. - наполнение бюджета; Приоритетной задачей периода 2011-2012 годов должно стать дальнейшее совершенствование механизма комплексной поддержки экспорта. На этом этапе станет актуальным создание национального агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Применение инструментов таможенно-тарифной политики будет осуществляться с учетом следующих принципиальных моментов: - совершенствование условий функционирования режима свободной торговли в рамках СНГ, включая продолжение работы по заключению нового многостороннего соглашения о свободной торговле стран СНГ, в максимальной степени обеспечивающего интересы Российской Федерации; - создание таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России до присоединения Российской Федерации к ВТО влечет необходимость инициирования в 2011-2012 годах переговоров по присоединению таможенного союза к ВТО, в ходе которых должны быть достигнуты договоренности о распространении на таможенный союз в целом условий, ранее согласованных Российской Федерацией. 3.3 Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики Для эффективной реализации инструментов таможенно-тарифной политики, обеспечения транспарентности работы таможенных органов, как в кризисный период, так и в среднесрочной перспективе, в том числе в условиях формирования и, в дальнейшем, функционирования Таможенного союза, а также недопущения нарушений таможенного законодательства в целях минимизации размера таможенных платежей необходима реализация следующих мер таможенного администрирования. 1. Улучшение качества таможенного администрирования за счет: - осуществления таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками (при разработке профилей рисков необходимо учитывать конъюнктуру мировых цен с целью актуализации ценовой информации во избежание необоснованного взимания повышенных таможенных пошлин и платежей); - внедрения обязательного предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах; - осуществления полного или максимально возможного перехода на электронное декларирование и на электронный документооборот при таможенном оформлении. 2. Упрощение технологии таможенного оформления для производителей, использующих иностранные сырье и материалы, а также для экспортеров готовой продукции с целью сокращения издержек на логистику и хранение товаров. 3. Упрощение системы учета товаров, используемых для промышленной сборки и переработки, и операций с ними для таможенных целей на основе использования сведений, содержащихся в бухгалтерском или налоговом учете предприятий. 4. Стимулирование применения экономических таможенных режимов: продление сроков переработки товаров свыше двух лет в производствах с длительным циклом, а также определение перечня товаров, в отношении которых допускается применение таможенного режима переработки для внутреннего потребления. 5. Совершенствование процедуры определения и контроля таможенной стоимости (в том числе и на этапе после выпуска товаров), а также принципов установления размера сборов за таможенное оформление товаров исходя из реальных затрат. 6. Разработка нормативной правовой базы в области таможенного дела в условиях функционирования таможенного союза, на основе норм международного права. Реализация намеченных приоритетов таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению тактических и стратегических задач социально-экономической политики государства в активной фазе кризиса и в посткризисный период, способствовать переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике. Заключение Государственная таможенная политика представляет собой совокупность стратегических и тактических мероприятий административно-управленческого характера, систематически и целенаправленно осуществляемых специально уполномоченными органами и направленных на выявление, согласование и реализацию различных внутри- и внешнеполитических интересов общества и государства посредством таможенного дела. Сущностными характеристиками государственной таможенной политики являются: - внутренняя системность, т.е. наличие органично взаимосвязанных, находящихся в структурной соподчиненности и осуществляемых в соответствии с общими целями и задачами стратегических и тактических мероприятий административно-управленческого характера; - внешняя системность, т.е. связанность с другими направлениями деятельности государства, вписанность в контекст его текущего внутри- и внешнеполитического курса; - целенаправленность, т.е. ориентированность на достижение конкретных результатов в целом ряде сфер жизни общества и государства - экономической, социальной, политической и т.п.; - ориентированность на административно-управленческие механизмы, т.е. использование в ходе ее осуществления таких приемов управления, как принятие решений, организация, регулирование, контроль, надзор, учет и т.п.; - обусловленность интересами общества и государства. Факторами, определяющими сущностные черты государственной таможенной политики в современных условиях, выступают: - экономическая система государства (производство, распределение, налоги, занятость и т.д.); - социальная система (социально-демографические характеристики, социальная стратификация и т.п.); - политико-правовая система (политические институты, политическая культура населения, особенности политического режима и др.); - система международных отношений (положение основных игроков на международной арене, их ресурсы, характер внешнеторгового законодательства и т.д.); - технологическая система (наличие высокотехнологических и инновационных производств, характерных для информационногообщества и т.п.). В условиях глобализации формирование и реализация государственной таможенной политики предполагают, наряду с опорой на общемировые тенденции и закономерности, учет специфических внутри- и внешнеполитических условий конкретного национального сообщества. Государственная таможенная политика должна быть неразрывно связана с основными параметрами его политического, экономического, социального, научно-технического и т.д. развития, а также соответствовать внутренним и внешним реалиям, в которых это сообщество находится, т.е. органично вписываться в контекст ситуации различного уровня. Государственная таможенная политика призвана защищать национальные интересы, определяемые в том числе исходя из особенностей социально- экономической структуры страны. Она является инструментом сохранения и укрепления единого политического, экономического, правового и социокультурного пространства государства. Государственная таможенная политика как одно из направлений внутренней и внешней политики на современном этапе предполагает: - превращение таможенного администрирования в реально действующий инструмент государственного регулирования внешнеторгового оборота; - разработку и унификацию процедур таможенного оформления и контроляиностранных товаров; - максимальное приближение функций таможенного администрирования к потребностям субъектов внешнеэкономических отношений; расширение и укрепление системы таможенных органов, усиление их технической оснащенности и обеспечение высококвалифицированными кадрами, создание и развитие объектов таможенной инфраструктуры; - обеспечение защиты экономического суверенитета и безопасности государства. Контуры концептуальной модели государственной таможенной политики включают в себя такие основные направления, как: - создание механизма формирования и реализации таможенной политики; - обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны; взаимодействие с другими государствами в части наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на территории страны; - реализация торгово-политических задач по защите национального рынка; - содействие в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики государства. В заключение можно сказать, что в современной России особенности формирования и реализации таможенной политики, являющейся составной частью политического курса страны, обусловлены, наряду с внутренними и внешними факторами, спецификой организации российского политического и экономического пространства, а также действующим федеральным законодательством в таможенной сфере. При формировании и реализации государственной таможенной политики необходимо ориентироваться на такую систему приоритетов, как: - открытое обсуждение основных направлений таможенной политики РФ; - учет законных интересов всех участников таможенной сферы деятельности; осуществление полноценной административной, правовой, организационной, материально-технической и т.п. поддержки государством мероприятий в таможенной сфере. Для обеспечения эффективной таможенной политики на современном этапе следует учитывать, что: - особенности таможенной политики требуют отношения к ней как к определенной сфере деятельности политических институтов общества, его граждан; - таможенная политика должна быть сферой прежде всего государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; - таможенная политика должна вырабатываться с учетом интересов субъектов Федерации и быть направлена на оптимизацию отношений между ними. Список использованных источников и литературы 1. "Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009). 2. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изменениями от 2 февраля 2006 г.)3. Даштамиров О.Ш. Предпосылки становления и основные направления таможенной политики в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2006. № 6. 4. Драганов В.Г. Основы таможенного дела. Под общей ред. В.Г. Драганова. М., «Экономика», 1998. 5. Беляшов В.А. Таможенный энциклопедический словарь. В 2-х томах. М., «Летописец», 1999. 6. Диденко Н. "Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, - Спб, 2000 г. 7. Таможня 2001, № 20 (45). С. 3. 8. Национальные проекты 2006, № 1. С. 11. 9. Козырин А.Н. Таможенное право России в схемах и определениях: учебное пособие (под ред. А.Н. Козырина). - Система ГАРАНТ, 2009 г. 10. Сорокин В.А. Таможенная политика как объект социально-философского анализа // Материалы менделеевских чтений, состоявшихся 18 июля 1998. М., 1998 11. Шамахов В.А. Государственно-правовые аспекты таможенной политики РФ. СПб., 1998 12. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов 13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/ Размещено на Allbest.ru
Страницы: 1, 2
|