Рефераты

Экономический потенциал таможенной территории

p align="left">Ключевой фактор обновления - появление крупных компаний, заинтересованных в постоянном обновлении структуры выпуска продукции под давлением конкурентной среды. В России - лишь одна компания из 10 крупнейших (все нефтяники и металлурги) занимается хай-теком. Нефтяники и металлурги, обладая огромными экспортными доходами, имеют доступ к хай-теку глобального рынка и не заинтересованы инвестировать в развитие наукоемкой продукции внутри страны. Пример - металлургия - наиболее продвинута в технологическом смысле - опирается на фундамент, заложенный отечественными научными институтами металлургии, ведет свой НИОКР. И все же те, кто заложил этот фундамент - академические и отраслевые институты металлургии находятся в состоянии полураспада. В машиностроении (в приборостроении и автомобилестроении)- тяжелое положение по этой же причине. Отрасли стоят на грани утраты своего научно- технического и инновационного потенциала. В авиастроении и кораблестроении - начинает выправляться система за счет увеличения международного оборонного заказа (Индия, Китай, Индонезия и др. страны), спроса на российское вооружение, а также благодаря возобновлению государственного оборонного заказа. Отрасль космических технологий - оказалась наиболее успешной, за счет глобальной интеграции. Предприятия - НПО - Энергия, Энергомаш, ГКНПЦ им. Хруничева - сумели стать партнерами ведущих аэрокосмических компаний мира и участниками производственно-технических и стратегических альянсов. Новая государственная стратегия основана на поддержке тех отраслей и производителей наукоемкой продукции, которые доказали свою способность конкурировать внутри страны и на мировом рынке. Это прежде всего: космическая, ряд оборонных отраслей - самолетостроение, ядерная энергия, нанотехнологии.

Тяжелое положение у академической и фундаментальной науки, которые страдают многолетним недофинансированием. Соотношение числа статей в ведущих научно- технических журналах мира: Россия - 1, США - 10,4, Япония - 3,1, Великобритания - 2,5, Италия - 1.1. Число компьютеров (соотношение в 2001г.): Россия - 1: США - 12,6, Швеция - 11,3, Германия - 7,3, Мексика - 1,4, Бразилия - 1,3. Соотношение доли высоких технологий в экспорте обрабатывающей промышленности: Россия - 1, Южная Корея - 4,12, Франция - 2,9, США - 4, Япония - 3,4, Мексика - 2,65, Бразилия - 2,0. Доля России в мировом рынке высокотехнологичной продукции - 0,3 %. Это в 130 раз меньше чем доля США. Удельный вес пользователей Интернетом - в США и развитых странах Западной Европы - до 50 %. В РФ - постоянных пользователей Интернета до 12 %. В результате экономических реформ в России произошел полный переход от государственной науки к новой модели научной деятельности, в которой взаимодействуют государственные, частные и общественные организации. Вместе с тем без принятия срочных государственных мер в отечественной науке возможно лавинообразное и безвозвратное сокращение научно-технического потенциала из-за естественной убыли старшего поколения и слабого притока молодежи. Это сокращение неминуемо ведет к экономическому спаду и грозит таким отставанием от мирового уровня, что не сможет быть обеспечена безопасность страны.

Финансовый потенциал

Финансовый потенциал страны и ресурсы регионов определяются финансовым состоянием предприятий и организаций на территории, и в первую очередь, - первичных доходов - прибыли. В 90- е годы произошло резкое уменьшение финансовых ресурсов страны из-за спада производства и суже-ния рыночного спроса. Понижение платежеспособного спроса и массовый кризис сбыта привели к резкому увеличению доли нерентабельных предприятий (41 % в 1999г.). На региональное распределение прибыли оказывает влияние территориальная структура народного хозяйства, экономический потенциал регионов. Поэтому финансовый потенциал распределен неравномерно. Наиболее благоприятное положение занимает Москва - как финансовый центр страны. Рынок капиталов - аккумулирует и перераспределяет денежные средства, движение основного капитала, максимизирует прибыль. Банковская система РФ: в 2002г. выдано частных кредитов на сумму 2 960 млрд. рублей (около 50 % совокупного баланса банковской системы страны.) Банковская система стремительно развивается. Бюджетная система РФ - это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. С 2002 г. наблюдается ежегодный профицит бюджета. С 2001г. начата налоговая реформа и принят новый Налоговый кодекс, установлен пропорциональный подоходный налог в 13 %. Удалось уменьшить налоговую нагрузку и урегулировать межбюджетные отношения, увеличить собираемость налогов, отношение которой увеличилось к ВВП с 20 %(1999г.) до 27 % (2004г.). На 1 января 2003г. в РФ - 3 316 000. Организаций, состоящих на налоговом учете, 104 млн. индивидуальных налогоплательщиков, из которых 4,7 млн. частные предприниматели. 80 % доходной части бюджета формируется за счет налоговых поступлений. Основные источники: НДС (36,4 %), акцизы (10,4 %, налог на прибыль( около 10 %), таможенные пошлины (15,2 %). Особые статьи расхода - обслуживание внешнего долга (к концу 2001г. он составлял 143,4 млрд. долларов. Это 38 % ВВП России и 133 % ее экспорта). В настоящее время золотовалютные запасы страны - 455 млрд. оларов (2007г.).

Основные термины: материальные ресурсы, наукоемкие производства, научно-производственный территориальный комплекс, новейшие отрасли промышленности

Отраслевой потенциал. Инфраструктура таможенной территории РФ

Народное хозяйство России сформировалось в результате длительной истории развития и отличается сложной отраслевой и территориальной структурой. Отрасль - совокупность предприятий и производств, производящих однородную продукцию и оказывающих однородные услуги, обладающие общностью технологии и удовлетворяемых потребностей. Отраслевая структура отражает соотношение пропорции и связи между крупными отраслями хозяйства. Основа экономики России - материальное производство. Оно включает отрасли: - непосредственно создающие материальные блага - промышленность, сельское хозяйство, строительство; - доставляющие созданные материальные ценности - транспорт и связь; - связанные со сферой обращения - торговля, материально-техническое снабжение, заготовка, общественное питание; - связанные с непроизводственной сферой - ЖКХ, бытовое обслуживание населения, транспорт, просвещение, здравоохранение, культура и искусство, оборона и безопасность, управление. Крупные отрасли в экономике и промышленности подразделяются: 18 укрупненных, 150 простых, 300 подотраслей. Промышленность: группы А и Б (тяжелая и легкая), добывающая и обрабатывающая. Отраслевая структура непрерывно меняется. Основный фактор структурных изменений - технический прогресс.

В дореформенный (советский) период отраслевая структура отличалась высоким удельным весом тяжелой промышленности, производством военной техники (60 % всей продукции машиностроения, тогда как гражданское машиностроение - 30 %). Доля производства товаров народного потребления составляла лишь 5 %. До сих пор отраслевая структура хозяйства страны имеет крен в сторону материального производства - до 70 % (в высокоразвитых странах - не более 50 %). Ведущую роль продолжает играть промышленность. На нее приходится до 35 % основных фондов и около 25 % занятого населения. Отраслевая структура производства промышленной продукции в начале 21 века характеризуется следующим образом: Электроэнергетика - 14,5 %; Топливный комплекс - 17,9 %; Металлургия - 14,8%; Лесная и деревообрабатывающая промышленность - 4,9 %; Химическая и нефтехимическая - 6,1 %; Машиностроение - 18,8 %; Легкая и пищевая - 15,5 %; (Данные 2002г.). Отраслевая структура деформирована и характеризуется гипертрофией тяжелой индустрии и неразвитостью сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. За годы реформ материальное производство потяжелело за счет увеличения доли ТЭК и металлургии (с 15 до 25 %) и уменьшения доли машиностроения и отраслей внутреннего рынка (с 85 % до 75 % соответственно). Структурный сдвиг в российской экономике в сторону сырьевых и топливных отраслей снизил ее эффективность в 1,5 раза. В структуре производства новые современные отрасли - микроэлектроника, информатика, биотехнологии занимают крайне незначительное место - 8-10 % (в развитых странах 35-40 %). Однако информационно-коммуникационные технологии в России развиваются быстрее всех остальных отраслей - 15-20 % в год, начиная с 1995г.

Межотраслевые комплексы - система отраслей, предприятий, учреждений, объединенная выпуском определенной продукции. Виды комплексов: ТЭК (топливно-энергетический), металлургической, машиностроительный, химико-лесной, транспортный, агропромышленный (АПК), военно-промышленный (ВПК). Отраслевая структура оценивается по доле занятого в отрасли населения, по доле в производстве продукции и по удельному весу основных фондов. Характерная особенность России - отрасли в различных частях страны размещаются неравномерно и дискретно (то есть, вокруг определенных узлов и центров). Инфраструктура - важная часть народного хозяйства страны. Это совокупность материальных средств, необходимых для обеспечения нормального функционирования производства, обращения товаров, жизнедеятельности людей. Инфраструктура разделяется на производственную и социальную. Производственная инфраструктура обеспечивает процесс производства в сфере обращения - транспорт, связь, складское хозяйство, инженерные сооружения, теплотрассы, линии электропередач, водопровод, дороги, телефонные сети. Социальная - пассажирский транспорт, связь, коммуникации, сооружения и т. д, обеспечивающих жизнь людей. Обе инфраструктуры взаимосвязаны. Выделяют также: -рыночную инфраструктуру - учреждения, сооружения, информационные и прочие службы, обеспечивающие функционирование рынка товаров и услуг. Основная функция инфраструктуры - связывать все сферы деятельности общественного производства, обеспечивать движение товарных потоков в отраслевом и региональном направлениях, обслуживание потребителей. Характерная особенность - быстро реагирует на экономические изменения; - инфраструктуру рынка капиталов - учреждения и организации связанные с перемещением, накоплением и т.д. финансовых средств и потоков; - инфраструктуру рынка труда - обеспечивает формирование и функционирование рынка рабочей силы ( биржи труда, службы занятости населения). Экономический Потенциал по отраслям: Ведущая отрасль экономики - промышленность (35 % основных фондов страны, около 25 % трудовых ресурсов, 85 % стоимости). Главная роль принадлежит ТЭК. ТЭК - сводная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии, их распределения и использования. В ТЭК входят: газовая, нефтяная, угольная, сланцевая и торфяная промышленность и электроэнергетика. Доля ТЭК - 38 % основных фондов промышленности (13 % всех основных фондов страны), 40 % стоимости всей промышленной продукции. Газовая промышленность. По добыче газа Россия занимает 1 место в мире как в абсолютном выражении, так и в расчете на душу населения. Добыча колеблется от 640-650 млрд. кубометров в год. Промышленность отличается большой территориальной концентрацией и ориентирована на районы с крупными месторождениями. РАО «Газпром» является крупнейшей компанией в мире как по запасам (29,9 трлн. м3 - 60 % российских и 17 % мировых ) так и по добыче природного газа ( 90 % всего российского газа). РАО «Газпром» одна из нескольких транснациональных компаний, имеющих стабильный выход на мировой рынок. На предприятиях РАО заняты около 350тыс. рабочих. Из продукции получают до 40 % электроэнергии России. Основные центры переработки природного газа: Урал, Западная Сибирь, Поволжье, Се-верный Кавказ. В России сложилась единая система газоснабжения от месторождений до газохранилищ. Газопроводы - 80тыс. км Россия обеспечивает газом страны СНГ, Балтии, центральной и западной Европы. Экспорт газа растет год от года. В настоящее время разрабатываются новые системы доставки газа в Европу (Северный и Южный потоки) по дну Балтийского, Северного, Черного и Эгейского морей. Нефтяная и нефтеперерабатывающие промышленность.

В настоящее время нефтяная промышленность России занимает 2-е место в мире (после Саудовской Аравии). Нефтяной комплекс включает 148 тыс. нефтяных скважин, 48 тыс. км магистральных нефтепроводов, 30 нефтеперерабатывающих заводов с общей мощностью более 300 млн. т в год и множество других производственных объектов. На предприятиях промышленности заняты около 1 млн. человек, в том числе в сфере научного обслуживания около 20 тыс. человек. В настоящее время в разработку включены 60 % текущих запасов нефти, 840 месторождений по всей территории страны. Основной нефтяной регион - Тюменская область (70 % текущих запасов) - 70 % добычи. Второй регион - Урало-Поволжье - 20 %. Степень выработанности текущих запасов - более 50 % (30 % в Тюмени,70 % Урало-Поволжье). Особенно значительно выработаны запасы на наиболее высокопродуктивных месторождениях. Одна из важнейших проблем отрасли - сохранение высокой производительности. Характерен переход на добычу нефти не дешевым фонтанным способом, а насосным - 2/3 добычи. Необходим поиск и разработка новых месторождений - на шельфе дальневосточных и северных морей, в Восточной Сибири. Нефтеперерабатывающие заводы выстроились вдоль нефтепроводов, на водных путях, в морских портах, куда проложены трубопроводы ( например, Туапсе). Новых заводов в районах добычи нефти в настоящее время не строят. Резкое подорожание мировых цен на углеводороды за последние 6 лет не только послужило причиной возрастания их добычи и экспорта из России, но также дало возможность стабилизировать общеэкономическую ситуацию внутри страны, погасить огромный внешний долг ( 140 млрд. долларов), увеличить золотовалютные резервы (до 455 млрд. долларов на октябрь 2007г.). Угольная промышленность. В настоящее время доля угля в структуре первичных энергоресурсов составляет 13 %. Ее снижение связано с использованием более прогрессивных видов топлива и сокращением его добычи (250 млн.т в 1999г.). Угольная промышленность рассредоточена по 30 районам. Крупнейший - Кузбасс, где добывается около 1/3 угля.

Угольная промышленность испытывает кризисные явления экономического и социального порядка. Большинство шахт в стране технически устарели, модернизация требует больших инвестиций, однако шахты убыточны. Их закрытие влечет за собой обострение проблемы занятости шахтеров и т. д. Электроэнергетика. Объединяет все процессы производства, передачи и трансформации, потребление электроэнергии. Обеспечивает развитие научно- технического прогресса, играет исключительную роль в развитии производства и жизнедеятельности населения. Специфика электроэнергетики - ее продукция (то есть собственно электрическая энергия) не может накапливаться для после-дующего использования. Электроэнергетика России обладает значительным потенциалом - 600 тепловых станций (производят 69 % электроэнергии), 100 гидравлических, 9 атомных электростанций суммарной мощностью 210 млн. кВт. Электроэнергетика - более 18 % основных фондов всей промышленности, 17 % всей промышленной продукции. Сравнительно высокий коэффициент обновления и меньшая степень износа. Россия занимает 4 место в мире по производству электроэнергии (уступает США, Китаю, Японии). В 1999г. произведено - 845 млрд. кВт/ч электроэнергии. Наряду с газовой промышленностью сохраняет стабильность развития. Более ? электроэнергии потребляется в европейской части России. Тепловые станции - сроки и затраты на строительство наиболее экономичны. ГЭС - гидроэлектростанции - длительные сроки и высокая стоимость строительства. Не нуждаются в топливе, просты в эксплуатации, экологически чисты. В России построены отдельные ГЭС и каскады ГЭС. Крупнейшие: Саяно-Шушенская ( 6,4 млн. кВт), Красноярская ( 6 млн. квт.), Братская (4,5 млн. квт). Вырабатывают 18 % электроэнергии. Атомные электростанции размещены прежде всего в районах, бедных топливными ресурсами. Почти все расположены в европейской части России. Наиболее крупные: Курская, Ленинградская, Балаковская ( по 4 млн.квт). По-сле Чернобыля строительство новых атомных станций заморожено. Большая часть электростанций объединены в Единую энергетическую системы России - сложнейший автоматизированный комплекс электрических станций и сетей, объединенный общим режимом работы с единым центром диспетчерского управления. Основные сети ЕЭС объединены в параллельную работу 65 региональных энергосистем от Западной границы России до Байкала. В настоящее время проводятся один этапов по реформированию энергетической системы. Металлургический комплекс: на него приходится 12 % основных промышленных производственных фондов, 12 % промышленной продукции и 8 % занятых. В металлургии высока доля горнорудного и доменного производства, большая часть стали выплавляется в мартеновских печах. Фонды прогрессирующе стареют. Устаревший технический уровень, высокие производственные затраты. Степень износа основных фондов - в черной металлургии более 50 %, в цветной - около 50 %. Черная металлургия - различные типы предприятий от полного цикла (производства чугуна, стали, проката), до отдельных его элементов или производства сплавов. В 1999г. в России добыто 82 млн.т руды, выплавлено чугуна 37.3 млн.т, стали - 48 млн., проката - 41 млн. т. В России преобладают металлургические комбинаты - заводы полного цикла. - производят 2/3 стали, значительную часть чугуна. Выделяются 3 металлургические базы: Уральская (50 % чугуна и 45 % стали, 50 % проката, а также трубы и др.), Центральная (добывает 60 % руды), Сибирская (находится в процессе формирования). Цветная металлургия занимается добычей руды, производством и обработкой цветных, редких и тяжелых металлов. Представлена во всех районах России. Металлургический комплекс в целом испытывает значительные трудности, производственные мощности большинства предприятий черной металлургии задействованы на 70 %. Высок уровень монополизации отрасли. Удельный вес 8 крупнейших предприятий по прокату составляет до 80 %. Промышленный спад в стране вызвал резкое падение спроса на металлопродукцию - например потребление металлопродукции в 1999г. составило 30 % от 1991г. Развитие отдельных отраслей металлопродукции связано с необходимостью модернизации и замены устаревшего парка оборудования и сооружений. Это во многом связано с общим развитием народного хозяйства. Например, замена дефектных железнодорожных рельсов - примерно 30 тыс. км (1/3 от 87, 5 тыс. км. Железных дорог России - 2 место после США), замена парка тракторов - ( в США 4,6 млн. шт., в России - 1,06 млн. шт.). Строительство или реконструкция морского флота России (63 % устарели). Металлургические предприятия прорываются на мировой рынок. Экспорт возрос с 10 млн. до 25 млн. т металлоконструкций в год. Россия находится на 1-2 местах по мировой торговле черными и цветными металлами. Способствовало этому отчасти снижение экспортных таможенных пошлин со стороны государства. Россия выходит на мировой рынок за счет демпинговых цен, а не качества продукции. Конкурентность - в повышении качества продукции. Научный потенциал ученых-металлургов высок. Россия знаменита изобретениями мирового уровня - непрерывная разливка стали, режим термообработки, легирования и т. д.

Машиностроительный комплекс

23 % основных производственных фондов промышленности. 20 % промышленной продукции, 38 % персонала. Характерны - разветвленные связи по готовой продукции, сбыту и материалам, тесный контакт с черной и цветной металлургией и химической промышленностью в качестве потребителя. В территориальном аспекте МК более распространен по территории страны, менее привязан к топливно-сырьевым и ресурсам. Основные отрасли: тяжелое, транспортное, электротехническое, станкостроение, приборостроение, радиоэлектроника, производство бытовой техники, для легкой и пищевой промышленности, производство военно-технической продукции. Тяжелое: металлоемкое, крупногабаритное производство для металлургии, горной добычи, энергетического оборудования. Тяготеет к металлургическим базам. Транспортное - автомобилестроение, локомотиво- и вагоностроение, судостроение и авиастроение. Станкостроение - производство станков и кузнечно-прессового оборудования. Приборостроение - производство средств связи, высокотехнологической продукции Бытовая техника - производство товаров народного потребления. Военно-техническая продукция. В целом машиностроение находится в кризисе, из-за слабой конкурентоспособности, либо отсутствию инвестиций. Химико-лесной комплекс. Объединяет технологически взаимосвязанные предприятия химической и лесной промышленности, 12 % основных фондов промышленности, более 7 % персонала, около 12 % продукции. Агропромышленный комплекс Представляет собой совокупность отраслей хозяйства, обеспечивающих производство и переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителя. Три звена АПК:

1. Отрасли промышленности, обеспечивающие АПК основными средствами производств - сельскохозяйственное машиностроение, оборудование для пищевой промышленности, химическая промышленность удобрений и кормов и прочее. 2. Собственно сельское хозяйство. 3. Отрасли транспортировки, заготовки, хранения и переработки сельхоз продукции. Роль АПК огромна - он составляет 30 % основных фондов, 40 % численности работающего населения, 75 % розничного товарооборота. Производится подавляющая часть товаров для жизнедеятельности. С развитием АПК связано повышение уровня жизни населения. С начала 90-х годов находится в кризисе Транспорт Занятость - 4 млн. человек, 11 % основных фондов, 10 % ВВП. В России имеется 86 тыс. км железных дорог общего пользования, 756 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 84 тыс. км внутренних водных судоходный путей, 800 тыс. км авиалиний, 1 млн. км морских судоходных линий, 180 тыс. км магистральных нефте- и газопроводов. Средняя плотность железных дорог - 0,5 км на 100 кв. км., автомобильных - 4.4 на 100 кв.км. По плотности сухопутных путей отстает от развитых стран. Железнодорожный транспорт в настоящее время один из самых перспективных. Перевозит в год (2006г.) - 1,3 млрд. т грузов (40 % грузооборота в стране), 1,3 млрд. пассажиров (43 % пассажирооборота). 2003-2007г. - 5 млрд. т грузов. Ежесуточно - 3,7 млн. т грузов, 3,8 млн. человек. Капиталовложения: 2003г. - 100млрд. руб. 2007 - 260 млрд. руб.

Снижен износ основных фондов с 64 % до 59 %. Износ парка вагонов - 85 %. В 2003г. создано ОАО «Российские железные дороги». Принята федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России на период до 2010г.», которая должна значительно улучшить состояние всей транс-портной системы. Предполагается к 2030г. построить еще 20 тыс. км, грузооборот возрастет на 70 %, пассажирооборот на 30 %. Предполагается закупить23 тыс. локомотивов, около 1 млн. вагонов, 24 тыс. электричек, 30 тыс. пассажирских вагонов. Это благотворно отразится на транспортном машиностроении России. Выгодное географическое положение России (два крупных коридора: Восток-Запад через Транссиб, Север-Юг от Северных морей до Каспия) позволяет укрепить транспортную систему России на глобальном рынке перевозок как со странами ЕС, так и на интерконтинентальном уровне - трансконтинентальный грузовой транзит. В настоящее время объем экспорта транспортных услуг России - 3 млрд. в год (Нидерланды - 20 млрд., Гонконг - 13 млрд. долларов), Россия - 31 место. Рост транзита по Евразийскому направлению способен изменить всю структуру российского экспорта, прежде всего долю железнодорожного транспорта. К 2030 г. Россия по железным дорогам предполагает обслуживать до ?10 % (25 млн.т в год) между Европой и Восточной Азией, Средним Востоком и Индией), увеличит экспорт транспортных услуг в 3,6 раза. Основные термины: отрасль экономики, отраслевая структура, размещение производства, специализация района, территориальная структура национальной экономики, таможенная территория, инфраструктура.

Закономерности и принципы размещения производительных сил таможенной территории. Территориальная дифференциация и экономическое районирование. Экономические зоны и экономические районы РФ

Под производительными силами (ПС) понимается совокупность средств производства и людей, занятых в производстве. Размещение производительных сил подразумевает географическое распределение производительных сил и их организацию на территории страны и ее регионов. Сложившееся размещение ПС отражает длительную историю их развития.

Закономерности размещения ПС - форма проявления, модификация основных экономических законов в области размещения производства. Закономерности проявляются в сложной взаимосвязи производства, населения и географической среды - зависимости от локально-природных условий и ресурсов, уровня развития регионов, технико-экономических различий разных областей и производств и т. д. Основные закономерности размещения ПС: -- рациональное, т. е. наиболее эффективное размещение производства; - комплексное развитие хозяйства экономических районов, всей территории РФ; - рациональное разделение труда между регионами и внутри территорий; - выравнивание уровней экономического и социального развития. Под принципами и размещения понимается кратко сформулированные руководящие положения для практической деятельности по размещению предприятий. Принципы представляют собой основные, исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике. Принципы размещения развиваются и углубляются на разных этапах развития рыночной экономики. На начальном этапе основные принципы таковы: - приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления; - первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов; - оздоровление экологической обстановки, принятие мер по рациональному природоиспользованию и природосбережению; - использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление хозяйственных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

На размещение производств и отдельных отраслей оказывают влияние различные условия и факторы. Под факторами размещения принято считать совокупность различных условий для наиболее рационального выбора места размещения географического объекта, отрасли, ТПК. Факторы прямо оказывают влияние на выбор той или иной территории при размещении производства. Основные Факторы размещения: - природные (оценка природных условий и сырья, их количество и качество, условия добычи); - экономические - анализ стоимости затрат на строительство, сроки и окупаемость объекта, эффективность производства, назначение продукции, инфраструктура; - технические - достигнутый уровень технического прогресса, условия по использованию передовых технологий, научно-технических разработок; - демографический фактор - численность населения и квалификация местных кадров; - социальный и инфраструктурный факторы - уровень развития инфраструктуры и социальной сферы на территории размещения. В районах пионерного освоения эти два фактора выступают на первый план среди факторов. - экологический - анализ состояния природной среды, повышение требования в технологии производства, возможностям утилизации отходов. Существенно ограничивает варианты размещения производства. С ним тесно связан поведенческий фактор - отражает общественное мнение к размещению новых и старых объектов производства (например, негативное отношение общественного мнения к экологически опасным производствам). - управленческий фактор - наличие высококвалифицированных специалистов среднего и высшего звена, возможность их подготовки. - временной фактор - определяет стратегические временные рамки для размещения объекта и его функционирования.

Территориальная дифференциация и экономическое районирование. Экономические зоны и экономические районы РФ

Экономическое районирование - основа территориального управления народным хозяйством России. Экономическое районирование - предпосылка территориального развития экономики и организации регионального управления экономикой. Это отражение и результат территориального разделения труда, оно носит исторический характер и не является застывшим процессом. Современный экономический район - целостная, но незамкнутая территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную спецификацию, прочные внутренние экономические связи. Основные принципы районирования: экономический, национальный, административный. Современная сетка экономического районирования принята в 1961г. и уточнена в 1982г. Крупные экономические районы высшее звено районирования: это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы. Располагают значительной территорией и большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, четко выраженную специализацию - до 5-7 отраслей. Используются для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Россия располагает 11 экономических районов и анклавом Калининградская область. Районы: Северный, Северо-западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Все экономические районы отличаются природным, демографическим, финансовым, научно-техническим, производственным и, в целом, экономическим потенциалом, историей развития, уровнем и условиями жизни населения. Среднее звено районирования - управление народным хозяйством на уровне краев, областей, республик. Низшее звено - городские и сельские районы - первичные звенья экономического районирования. Крупные экономические районы могут объединяться в макрорегионы или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями развития. В России имеются 2 зоны: Западная (Европейская часть + Урал) и Восточная - (Сибирь и Дальний Восток). Также районы для выполнения целевых программ и сбалансированности производства и потребления объединяются внутри зон в укрупненные районы: В Западной зоне - 3 укрупненных района - Север и Центр европейской части, Урало-Повольжье, Юг. В Восточной - 2 района: Сибирь и Дальний Восток. В Европейских районах страны концентрируется 70 %основных фондов промышленности и сельского хозяйства, следовательно 70 % промышленной продукции и 77 % сельскохозяйственной. В Восточной зоне концентрируется основная часть минерально-сырьевых ресурсов страны.

Основные термины: таможенная территория, размещение производства, размещение производительных сил, регион, экономическое районирование, экономический район.

Потенциал экономических районов таможенной территории РФ

1 Северо-западный экономический район

Состав района: Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области; 200000 км2; 8 млн. человек. Общие особенности региона: удобное транспортное положение (Москва, Европа, Восток); приморское положение; крупный научный центр (наукоемкость в 3 раза выше средне российской); большая роль ВПК (более 70 %). Природные ресурсы: бокситы; лесные (45 %); торф; водные. Район беден природными ресурсами. Население и трудовые ресурсы: очень высока плотность населения (41 чел. на 1 км2); повышенный показатель урбанизации (87 % жителей - городское население); сильный отрицательный прирост (10 % за 10 лет); высокий кадровый уровень. Основные отрасли промышленности: концентрируются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. А) Машиностроение (26 % всей продукции района): судостроение; электротехническое машиностроение (турбины); сельскохозяйственное машиностроение (тракторы). Б) ВПК - оптика, системы наведения. В) Химический комплекс: фармация (положительное развитие - 30-40 % прибыли); производство удобрений). Г) Лесная отрасль - мебель, бумага. Д) Товары народного потребления. Е) Электроэнергетика (работает на привозном сырье, ЛАЭС). Ж) Транспорт: железнодорожный (более 50 % всех перевозок страны); речной и морской транспорт; ввоз преобладает над вывозом (отрицательное сальдо); З) Наличие рекреационного хозяйства - музеи, памятники и пр. Основные проблемы: ввоз энергоресурсов; неудачная конверсия; недостаток металла; большая экономическая безработица; высокий криминальный фон.

2 Северный экономический район

Состав района: Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Коми и Карелия; 1500 тыс. км2; 6 млн. чел. (самый малочисленный экономический район). Общие особенности региона: наличие крупного морского хозяйства; лесная промышленность (42 % всей бумаги производится здесь); наличие огромных природных ресурсов (уголь, нефть, газ - Тимано-Печорская нефтегазовая провинция); экстремальные природно-климатические условия. Природные ресурсы: нефть, газ, угольные ресурсы (Печорский угольный бассейн); железные руды (Кольский п-ов, «Северсталь»); сырье для цветной металлургии: бокситы (Средне-Тиманский рудник); медно-никелевая руда (Кольский п-ов); редкоземельные металлы; алмазы (Архангельск); лес (10 % от всех лесных ресурсов России) - низко технологическое производство; водные ресурсы. Население и трудовые ресурсы: самый малочисленный район, плотность населения 4 чел./км2; высокий уровень урбанизации (76 % городского населения); резкий отток кадров. Основные отрасли промышленности: Резкий спад, падение за последний год на 40 %, общее падение более 50 %. Причины: распад хозяйственных связей. Отрасли: лесная - 21 %; черная металлургия - 20 %; электроэнергетика - 13 %; топливная промышленность - 10 %. Лесная: одна из главных, производство бумаги; мебельное производство (слабо конкурентное). Металлургическая промышленность: Череповецкий металлургический комбинат (АО «Северсталь») - 2 место в РФ по удельному весу;4.5 млн. т. стали ежегодно; 1/6 всего российского проката; объем прибыли 300 млн. $; конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке. Машиностроение: судостроение для Арктики. Химическая промышленность: фосфатные удобрения из отходов металлургии. Топливно-энергетический комплекс: Концентрируется в Ненецком автономном округе. А) угольная промышленность (Печорский угольный бассейн), 1/10 всего российского угля; глубокое залегание, дорогая добыча. Б) нефть (Тимано-Печорская провинция) - 3 место по добыче и объемам нефти в РФ. Идет рост добычи. В) электроэнергетика (ТЭЦ на своем угле, Кислогубская приливная электростанция). АПК: сельхозугодья занимают 2 % территории района; животноводство - 80 % (оленеводство); рыбная промышленность (треска, селедка), 1/5 часть всей российской рыбы. Транспорт: железнодорожный - 70 % грузооборота; вывоз угля, продукции машиностроения; ввоз продуктов пищевой промышленности, ТНП; газопровод «Сияние Севера»; Северный морской путь - лес, металлы, продукты питания. Основные проблемы: северный завоз, его ухудшение; кризис в угольной промышленности; слабая социально-культурная инфраструктура.

3 Центральный экономический район

Состав района: Москва, Московская область, области: Брянская; Владимирская; Ивановская; Калужская; Костромская; Орловская; Смоленская; Тверская; Тульская; Ярославская.500 т. км2; 30 млн. чел. Общие особенности региона: столичное значение; на пересечении важнейших транспортных путей; мощная промышленность (1 место по ВВП); высокая степень освоенности; высококвалифицированные кадры, наукоемкое производство; большое количество учебных заведений. Природные ресурсы: строительные материалы (известняк); железная руда (Тула); имеется бурый уголь невысокого качества (Подмосковный буроугольный бассейн); торф. Недостаток топливных ресурсов определяет ввоз нефти и газа. Население и трудовые ресурсы: плотность 62 ч./км2 (Москва - 333 ч./км2); очень урбанизирована (83 %); очень высококвалифицированные кадры; наличие существенной безработицы: ВПК, легкая промышленность, гуманитарии, наукоемкие производства. Основные отрасли промышленности: Машиностроение (1 место в РФ): полный производственный цикл всех подотраслей; сложное и точное машиностроение (радиотехника, электроника, станкостроение); автомобилестроение (АЗЛК, ЗИЛ); железнодорожное машиностроение (тепловозы - Коломна, пассажирские вагоны - Тверь, вагоны метро - Мытищи); авиапромышленность (Москва) - сложность сбыта; сельскохозяйственное машиностроение (трактора, комбайны - сложность сбыта); станко- и приборостроение. Химическая промышленность: удобрения (Воскресенск) - 10 % от российского производства; нефтеперерабатывающий завод (570 млн. $ - объем реализации); шинное производство. Проблемы с энергией и водой. Легкая промышленность:1/3 всей российской промышленности; основные проблемы: сокращение сбыта; конкуренция импорта; сырьевая проблема. Полиграфическая промышленность: самая крупная полиграфическая база. Энергетика: крупнейшее производство электроэнергии (Мосэнерго на 1 месте в РФ); мало своих ресурсов, ввоз газа, электроуглей. Остальные отрасли: наличие черной металлургии (Новотульский комбинат); АПК: зерновые (50 % площадей); прокормить себя не может. Мощная кондитерская промышленность. Транспортная отрасль (1 место по РФ), 11 линий, огромная интенсивность, самые протяженные дороги в РФ; главный аэромост РФ: Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово. Продукция бытового культурного назначения: хрусталь, роспись, фарфор, лаковая миниатюра. Основные проблемы: ввоз продуктов питания; ввоз энергоресурсов; кризис машиностроительного производства; политические проблемы.

4 Волго-Вятский экономический район

Состав района: Нижегородская, Кировская области; республики: Мордовия; Чувашия; Марий-Эл. 265 т. км2; 8,5 млн. чел. Общие особенности региона: лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т. е. обладает дешевым речным транспортом. Хорошие условия для АПК; яркая специализация на машиностроение (50 % экономики района). Природные ресурсы: фосфориты (50 % всех российских запасов); строительные материалы (гипс, цементный песок); водные ресурсы; лесные ресурсы (40 % - хвойные лесы). Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти. Население и трудовые ресурсы: плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2); высокий уровень урбанизации (70 %); резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость). Основные отрасли промышленности: Машиностроение: автомобильное (Н. Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $; судостроение («Красное Сормово», Н. Новгород) - пассажирские теплоходы. Малый спрос; электротехническое машиностроение: лампы (Саранск). Работают на привоз-ном металле. Химическая промышленность: шинное производство; лесохимия; полимеры, пластмассы. Лесная промышленность: Балахнинский ЦБК. ТЭК: существенный энергодефицит, ввоз энергии; ввоз угля, газа, нефти. АПК: достаточно сильно развит; полностью обеспечивает внутренние потребности; главная отрасль - растениеводство, зерновые культуры; технические культуры: лен, конопля; переработка АПК - консервирование. Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные. Транспортное хозяйство: железнодорожный транспорт - 2/3 всех грузоперевозок; речной транспорт - 1 место по грузообороту; трубопроводы (Алметьевск - Н. Новгород (нефть)).Отрицательное сальдо торгового баланса. Основные проблемы: дефицит топливно-энергетических ресурсов; недостаток металла для машиностроения; технологическая отсталость АПК.

5 Центрально-Черноземный экономический район

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ