Рефераты

История таможенных органов России в 12-17 веках

p align="left">На рубеже XV-XVI в. "дворцовые" дьяки отделились от "великокняжеских"и образовали дворцовое управление, переводившееся в состав казны. В него входили центральные финансовые подразделения. По дворцовому управлению (самостоятельное ведомство) проходил сбор оброчных денег, закупка у русских и иностранных товаров и т.д.. Казна контролировала многочисленные источники бюджетных поступлении: от эксплуатации частно владельческих и черных земель, казенных промышленностей и торговли, чеканки монет, таможенной деятельности (сбор торговых и проездных пошлин), здачи на откуп пятенной и амбарной пошлины и т.д. Здесь щадили сборщиков дани, откупщиков тамги, гостей, купцов гостиной и суконной сотен, торговых людей, сюда поступали судебные пошлины и штрафные деньги. Государевы вотчинники, городовые приказчики, дальщики, пошленники, таможенники, сдавали в казну собранные деньги, требуя взамен расписки с указанием вида, и размера вносимых платежей. Особенно казначеем и дьякам великого князя обязаны были в первую очередь являть свои привозные товары иностранные купцы.

В первой половине XVI в. возник Приказ Большого дворца (упоминается 1547 г.), ведавший всеми дворцовыми имениями и монастырскими землями, а также ему были подчинены 36 городов с их уездами и множеством волостей и сел разных городов. В управление дворцов включался и сбор от сдачи отдельным лицам в оброк великокняжеских кабаков, таможен, мельниц, рыбных промыслов.

1554-1555 г.г. из состава казны выделился Приказ Большого прихода (упоминается 1573г.). Ставший вскоре главным финансовым органом государства он осуществляет управление таможенным делом, ведал Московскую Большую таможню, наблюдал за правильностью мер и весов на всей территории Русского государства, отвечал за поступлением таможенных пошлин, мытов, переводов, мостовщин, денег ямских пищальных и приметных доходов, с гостиных дворов, лавок, погребов, ведал городовое, засечное и ямчужное дело, выступал в роли судебной инстанции при столкновениях таможенников и откупщиков с населением и т.д. Этот приказ отвечал не только за косвенные налоги.

От Большого Прихода отделились Новая четверть, Большая таможня, Померная изба, Мытная изба и др., составив особые ведомства. В 1665 г. из под опеки вышли таможни южных городов, которые стали подчинятся Разрядному приказу (разряду) - системе государственных учреждении и ведомств всех категорий службы и вооруженных сил. В начале XVII в. Большой приход сохранял свое значение центрального финансового учреждения.

Управление и взимание налогов и отдельных исторических областях которые вошли в состав единого Русского государства, осуществляли территориальные или центрально-областные органы управления с территории местным кругом деятельности. Принадлежали Московские приказы: Казанского дворца, Новгородской, Устюжской, Галичкой, Костромской, Владимерской чертветей, или четей, выделившиеся из Приказа Большого прихода в последующей четверти XVI в. Новгородская четверть (с 1670 г.- Новгородский приказ) "четвертных приказов" не имели строгого очерчения территорий, ведомства ведали городами с пригородами и уездами: Арзамас, Архангельск, Вологда, Вятка, Кайгород, Кеврола и МезеньКола, Кунгур, Новгород, Нижний Новгород, Олонец, Псков, Пустозерск, Солекамск, Старая Русса, Чердынь, Яренск.

Устюжская четверть ведала Беженском, Великими Луками, Великим Устюгом, Вязьмой, Дмитровом, Епефанью, Звенигородом, Клином, Можайском, Пошенхоньем Ржевом, Рузой, Солью Вычегодской, Старицей, Тотьмой, Устюжиной Железопольской, Чарондой.

Галицкая четверть (с 1690 г.- Галицкий приказ)- Белевом, Белоозером, Галичем, Карачеевом, Кошином, Каширой, Коломной, Мещевском, Новосилем, Парфеньевом, Солью Галицкой, Суздалем, Унжей, Чернью, Чухломой, Шцей, Юрьевом-Томским.

Костромская четверть- Ростовом, Ярославлем и Костромой. Владимерская четверть (с 1686 г.- Владимирский приказ)- Волховом, Боровском, Верей, Владимером, Волокамском, Воротынском, Данковым, Заволочьем, Зарайском, Калугой, Карачевом, Крапивной, Лухом, Михайловом, Орлом, Переяславлем- Рязанским, Путивлем, Ржевой Пустой, Ростиславлем, Сапожком,Тарусой Тверью, Торжком, Тулой. По свидетельству Григория Котошихина, в компетенций четей находились и таможенные доходы [38]. Выделялся преимущественно финансовый характер ведомства четвертей. Все это произошло в царствование Ивана IV.

Приказ Большой казны отвечал за поступление в государеву казну прямых налогов с тех городов, сел, деревень которые не подчинялись четвертям. Дальше следовало управление горным делом и казенной промышленностью (Тульский оружейный завод).

В 1613 г. в Москве- образовалось особое ведомство- Денежный двор, который в 1625-1626 г. был подчинен Приказу Большой казны. В 1637 г. -был учрежден Сибирский приказ (с 1599 г. Сибирского управления Казанский дворец). В его праве было назначение и смена административной власти, также ведал обороной, финансами, фискальными таможенными вопросами, управлением всеми категориями населения; постановление ко двору меха, шелка и т.д.

Соболиная казна- ведала приемом казенных товаров (пушнина, мамонтовая и моржовая кость, китайские товары) и продажей их за рубеж.

В конце XVI - начале XVII в. управление питейными сборами (доходы от кружечных дворов) и суд по делам о тайной продажи вина и табака были изъяты из ведомства Большого прихода и переданы специальному приказу новой четверти, которая осуществлялась с 1597 г. а также к ней поступали таможенные сборы.

С конца 60 х г.г XVII в. функционировал Приказ городовой (Приказ купецких дел) в 1678 г. подчиненных к Сибирскому приказу, он помогал купцам.

В XVI-XVII в.в. в России не существовало единого финансового учреждения с общегосударственной компетенцией. Было 40 приказов, тут же разбирались и финансовые вопросы. В Москве были: Большая таможня, Посольская новая таможня(занималась оформлением иностранных товаров) мытная изба(сюда предъявлялись подлежащие пошлинному обложению скот, сено и другие "лесные товары", кроме хлеба), Померная изба(здесь собирали померную пошлину с привозного хлеба, огородных, культурных, грибов и ягод, Конюшенный приказ и т.д. С октября 1676 по май 1677 г. боярин И.М.Милославский и его ближайшие сподвижники возглавлявшие важнейшее финансовые приказы: Большой казны, Большого прихода, Новгородской, Владимирской, Новой и Галицкой четвертей.

22 мая 1680 г. вышел царский указ о переходе Большой таможни, Померной и мытной избы, городовых таможен и всяких денежных доходов, которые были ведомы Приказу Большого прихода в ведомство Приказа Большой казны. А так же были поручены таможни, кабаки, кружечные дворы и денежные доходы Новгородского приказа, Владимирской, Новой и Галицкой четей, кроме судных пошлин.

По указу от 11 ноября 1680 г. к Приказу Большой казны перешла фискальная и таможенная компетенция Приказа Большого дворца. В сентябре 1683 г. вышел царский указ о передаче конских площадок, которые не подчинялись конюшному приказу в ведомство Приказа Большой казны под управлением местных таможенных голов. В сибирский приказ в 1698 г. поступило 40209 р. таможенных сборов, а в 1699 г. 56539 р.

Большая таможня и Померная изба в Москве выступала в качество промежуточного звена, своего рода "главнов" таможенно-фискальной системы.

До середины XVI в. местное управление и суд осуществлялся через систему кормления, т.е. через наместников и волостей с их штатом тиунов, доводчиков и праведников, власть которых ограничивалась и регламентировалась Судебником 1497 г. уставными грамотами, выдаваемыми местному населению и доходными списками, которые получали кормленщики. Назначение их нее зависело от воли (царя) государя. В состав корма входило таможенные пошлины с иногородних купцов, можно утверждать, что именно наместникам и волостелям в то время продолжало главенство в таможенном управлении на местах.

В начале XVI в. задача усложнилась. С этого времени они должны были всячески помогать великокняжеским таможенникам, собиравшим пошлины в казну, "и во всем их от сторон остерегать равно как и смотреть за точными исполнением обязанностей" [38] со стороны голов и целовальников с тем, чтобы они "таможенные пошлины собирали <…> неоплошно, с великим раденьем, и самообличием не корыстовались и никому по дружбе и по сусолам не равен" [38]. Если же право на получение таможенных денег принадлежало какому-либо монастырю, то сборщики пошлин назначались монастырским владыкой и подчинялись ему.

С 30-х г.г. XVI в. в стране параллельно развивалось губное управление (губных старост). В последствии- губные учреждения (губные избы) заменяли собою все областное управление. При отмене наместничьего управления в уездах вовсе не стало органов правительства, которое, не имея на кого возложить приказные дела (финансовые и административные) нередко обращалось к губным старостам. В некоторых городах до введения воеводского управления губные старосты правили на правах воевод.

До отмены кормления (в середине XVI в.) лишь в редких случаях сбор таможенных пошлин полностью или частично взимались из ведения наместников. Выборная власть сосредотачивалось в земской избе. Местное таможенное управление обычно соединялось с управлением питейных сборов, а должность таможенного головы соединялось с должностью головы кабацкой. Характерный документ: "Земский староста сзывает посадских людей в земскую избу: пришел царский указ, велено выбрать голову и целовальников к таможенному сбору; но кого выбрать? Надобно выбрать людей с состоянием, которые могли бы отвечать за недобор но таких нет, кто был побогаче, те выбраны на кружечный двор. Мир- решил слать челобитную к царю что выбирать некого, велел бы великий государь прислать голову из Москвы. Но из Москвы прислать некого здесь свои службы, и в город шлется другой указ : выбрать к таможенному сбору того же голову и целовальников которые выбраны к Кабацкому сбору" [38], таким образом, одни и те же посадские люди должны были нести две тяжелые службы.

Нередко таможенными головами поручали дела по финансовому управлению банями, сбору денег с лавок и шалашей, со сплава дров, с приготовления кваса и другие заботы непосредственно не относящиеся к таможенному делу.

Воеводское управление. В первой половине XVI в. в некоторые, главным образом, пограничные города назначались воеводы с властью военного управления, а так же дьяки для управления финансового. В результате осуществления административной реформы Ивана Грозного, воеводы укоренились в местном управлении. А так же бывшие наместники и волостей (кормленщики) нередко сами превращались в воевод.

Во второй половине XVII в. местное управление (военное и гражданское) окончательно сосредоточилось в руках воевод, действовавших по "наказам" (инструкциям) московских приказов, которым они подчинялись. Воеводское управление с присущими ему приказными избами стало повсеместным явлением. Властью воевод было обеспечить централизацию государственного управления. А так же они не могли сами назначать на управленческие должности своих людей: их помощником были государевы приказные люди, высший надзор за которыми принадлежал правительству.

Назначением воевод производилось царскими Боярской думой на срок 1-2 года. В больших городах у воевод в друзьях водились дьяки или подьячие. Кроме подьячих в приказной избе были тиуны, праветчики, приставы, рассыльщики, сторожа и др. "приказные" люди, приводившие в исполнение приказания воеводы.

Воевода обязан был осуществлять надзор: за деятельностью, продажей товаров, а так же утверждали на должность головы и целовальников, за сбор пошлин, заслуживали финансовые отчеты присикали любые действия или бездействия таможенников, преследовать контрабандистов и другие нарушители таможенных правил и т.д. Сохранился документ 1613 г. свидетельствующий о том что архангельские воеводы не только выясняли через таможенного голову, целовальников и гостей о наличии привозных "узорочных" товаров и составляли им роспись, но так же отвечали за отбор и покупку дорогих тканей, драгоценных камней, золотой и серебряной посуды для государевой казны. Иностранные товары продавались по "прямой цене" английского рынка, без прибыли и без провозу.

В финансовом и экономическом отношении земских и губных выборных органов власти формально были независимы. Воеводский надзор (контроль) за перемещением товаров и людей, за всем процессом раскладки и взимания налогов, воеводский правеж (взыскание недоимок) открывали дорогу для больших злоупотреблений со стороны воеводской власти. Воеводы на местах обладали реальной административной и политической властью. Поневоле таможенникам приходилось считаться с этим обстоятельством и "с пониманием" относиться к злоупотреблениям со стороны органов местного управления. Действительно обязанные пресекать махинации таможенных голов и купцов при провозе обмере, оценке товаров, воеводы активно "корыстовались" при этом. Они подменяли таможенников при регистрации товаров, за взятки пропуская торговых людей без явки в таможню брали на себя сбор таможенных и кабацких пошлин, запускали руку о таможенных ларь, ссужали собранные таможенные и кабацкие деньги за проценты посадским людям, назначали в таможню угодные себе лиц, освобождали от службы за взятки и т.д.

Сотни рублей брали за незаконные сборы налогов. На Земском соборе 1642 г. гости, указывая на невыносимую тяжесть податей, на вред для государства от торговых привилегии, предоставленных иностранцам, жаловались и на то, что страдают от воевод, чинивших торговым людям задержание и насильства в проездах, и напоминали, что "при прежних государях в городах ведали (выборные) губные старосты, а посадские люди судились сами промеж себя, а воевод в городах не было" [38].

С 20-х г.г. XVII в. правительство пыталось упорядочить властные полномочия воевод. В 1620 г. им запрещено было не только участвовать в торговле продажи что-либо покупать у посадских; кроме продовольственных товаров.

В наказе Сибирским таможенным головам 1635 г. выданном непосредственно в Приказе Казанского дворца, содержались прямые указания но то чтобы осмотр товаров, сбор пошлин и конфискации незаконно провозимых товаров находились в их "одноличном" ведении. В 1638 г. двинским воеводам было запрещена ведать торговых людей, их суда и товары. В 1646 г. из юрисдикции ряда сибирских и двинских воевод были изъяты вопросы проезда торговых людей и провоза товаров. В 1651-1652 г. это решение было отменено, но уже в 1665 г. 30 семьям Емсейска разрешили подчинятся в этих вопросах таможенному голове.

В 1667 г. с изданием Новоторгового устава произошло развитие таможенной системы в статьях 1,2,18,35,88 и 89. В 1685 г. правительство вновь наказало двинским воеводам проявлять по отношению к иностранным купцам " презрение и обережения, и налогов никаких их сами и никого чинить не допускали" [38].

До конца XVII в. воеводское вмешательство и деятельность голов и целовальников сохранялось правительство мирилось с двойным надзором. В 1687 г. при самой головами Архангельск была учреждена застава (в дальнейшем-брандвахтельный пост) во главе со стрелецким полковником Семеном Ружнинским, которому было поручено наблюдать за тем, чтобы с купеческих судов до не при таможенного осмотра Ятельские корабли не могли входить в двинские устья никакой товар не ввозить.

Служба таможенных откупщиков, голов и целовальников. Несовершенство системы органов центрального и местного управления Русского государства проявлялось и в том, что правительство в то время еще не имело возможности поручить взимания торговых и проезжих пошлин, разных натуральных налогов, заведование казенными промыслами и торговыми операциями (винными, хлебными, солениями, рыбными и т.д.), сортировку, распределения и торговлю казенными товарами непосредственно своим чиновникам.

Недостаток подготовленных людей на должности сборщиков налогов и руководителей торгово-промышленных предприятий с середины XVI в. восполнялся путем привлечения профессионалов из состава гостей привилегированных сотен. Нормальное функционирование финансового аппарата обеспечивалось за счет "принудительного пополнения столичного купечества за счет наиболее состоятельной части населения провинциальных городов".

Тяглые посадские общества так же были обязаны поставлять правительству обширные кадры бесплатных работников-голов, целовальников, сторожей, обязанностям являлось не только присяга на верность но и имущественная состоятельность агента, его способности материально возместить причиняемый казне ущерб. Гостям, составлявшим своего рода главный финансовый штаб, царя поручались самые высшие торговые и финансовые должности, а торговые люди гостиной сотни были у них товарищами. Суконники выбирались в должности, меньшие по сравнению с теми, в которые выбирались торговцы гостиные; например, гости назначались таможенными головами, гостинники и их старшими, а суконники меньшими целовальниками; или же торговец гостиной сотни выбирался головой, а суконник у него товарищем.

Сверх того гостей посылали головами в самые важнейшие торговые города, а гостинники выбирались во второстепенные. Гости, а иногда и представители гостиной сотни надзирали над пристанями рыбными и соляными промыслами; им поручали покупать для царской казны товары и производить от казны торговые операций заключать подряды с иноземцами; при необходимости они выступали в роли советников царя по экономическим вопросам и даже являлись политическими шпионами.

В 1646 г. ярославцы, вологжане, костромичи и всех городов торговые люди, обращались к царю с челобитной, прося об освобождении от тягостной службы по приему ефимок на Архангельской ярмарке с последующей доставкой в Москву. Как самому голове, так подчиненным ему целовальникам строго запрещалось производить любые коммерческие операции за собственный счет.

Перед вступлением в должность по сбору мытов и перевозов целовальники клялись в том, чтобы им "на перевозях будучи перевозные деньги сбирати в правду <…> другу не дружки, а недругу не мстити, и лишка перевозных денег себе не имати, и <…> перевозных денег не красти и хитрости <…> казне чините некоторыми делы" [38].

Для многих таможенная служба являлась обременительной, тягостной, разорительной повинностью еще и потому, что приходилось оценивать товары приезжих купцов. По неумелости оценщиков возникали споры и недоразумения с иностранцами. В 1658 г. на ярмарку в Архангельске не ординировали опытных таможенников из-за жалобы таможенного головы.

В России практиковалось два основных способа таможенного управления и взимания таможенных сборов:

1. откупной и преобладавший в XII- первой половине XVII в.;

2. верный, получивший развитее во второй половине XVII в.

Предпочтение отдавалось тому, который обеспечивал более дохода.

Управление таможенным делом в уездах осуществлялось из таможенных изб. Здесь хранились сундуки или ящики с документации, печати, собранные деньги. Во дворе размещались амбары для хранения товаров, орудия измерении: весы, ведра, приемные ковши, хлебные меры, железные щиты для проверки товаров в возах и бударах.

В XVII в таможне (таможенные избы) имелись почти в каждом уездном городе. В городе устраивались одна таможенная изба, в которой взимались пошлины со всех видов товаров. Она управлялась таможенным откупщиком или таможенным головой, избираемым или казначаемым из гостей, торговых и посадских людей, государственных крестьян и некоторых других сословных групп.

Отличительной особенностью откупного способа непосредственного управления таможенным делом было то, что функции откупщиков могли исполнять как физические так и "юридические" лица. В роли последних поступали монастыри, посадские и сельские общины, которые назначали собственных сборщиков и контролировали их деятельность. Решение об отдаче на откуп таможенных пошлин в какой-либо местности принималось либо Московским приказом, либо областным воеводой.

В городах центрального Черноземья (Воронеж, Тамбов, Козлов, Белгород, Елец и др.) где суммы сбора таможенных денег были сравнительно не велики, претенденты на должность таможенного откупщика сразу подавали письменную заявку воеводе. Откупщик принимал на себя обязательство уплаты правительству "известной суммы денег в известный срок", что подтверждалось его "поручикам, которые, в случае неплатежа откупщика, обязаны были погасить его задолжностей".

Откупщики состояли под надзором наместников, воевод и дьяков. Местная администрация присылала служилых людей к неплательщикам пошлин и "заповедных" денег, вручали "доправленные" деньги откупщикам. Продолжительность откупного срока не превышала одного года. Еще до его истечения (за один-два месяца) откупщик обязан был отказаться от продления откупа сообщив об этом в Московский приказ. В противном случае ему и его поручикам приходилось платить прежние откупные таможенные деньги за следующий год. С откупщика так же могли потребовать "поддачу" размер которой обыкновенно с каждым годом возрастал. Иногда ему разрешалось за меньший месяц содержания откупа заплатить деньги, сорозмерные с годовой откупной суммой.

Прежнему откупщику могли принудительно продлить контракт из-за просрочки на две недели платежа откупных денег, а так же при условиях, что на новый откупной срок не находилось добровольных соискателей.

Иногда откуп приобретал характер принудительной государевой службы, напоминая "верную" систему. В 1554/55 г. каргопольских и турчасовских таможенных пошлин в размере 2912 р. 65 коп. Во Пскове в 1634/32 г. таможенный сбор был на откупе у Москвича Лужнецкой слабоды И.Скорнякова. Для других откупщиков составляла 3295 руб. В 1681 г. по причине возросшей недоимки, а так же из-за неприкращавшихся злоупотреблении со стороны откупщиков откупная система в таможенном деле повсеместно была отменена.

В конце XVII в. "верные" сборщики получили численное преобладание в низовом звене таможенной службе. А так же было принято насколько законодательных актов о запрещении крестьянам брать на откуп таможенные сборы. В главные таможни (Московскую Большую, Архангельскую, Новгородскую, Макарьевскую) голова назначался из Московских гостей-представителей купеческой верхушки. Ему в помощь придавались торговые люди гостиной и суконной сотен, а так же целовальники из других городов. Таможни, где пошлины собирались "на вере", имели определенную внутреннюю структуру. Начальник таможенной избы назывался головой. В крупных торговых центрах голов могло быть двое. Тогда один из них считался "товарищем" и находился в подчинений у своего коллеги.

Таможенному голове подчинялись целовальники- самая многочисленная категория таможенных служителей. Вспомогательный персонал таможен набирался из подьячих истопников, сторожей рассыльных, ходоков, дрягилей (грузчиков) и т.д.

В 1681 г. именным указом царя Федора Алексеевича официально был установлен порядок замещения должности таможенного головы, невзирая на служебные очереди:

1. гостям, торговым людям гостиной и суконной сотен предписывалось выбирать голов в Московскую Большую таможню из своей среды, а в таможни провинциальных городов- из известных им посадских людей;

2. если последних не обнаружилось, то выбирать в головы представлялось населения городов;

3. при отсутствии или многочисленности посадского населения разрешалось выбирать в головы людей из стрельников, казаков, драгун, пушкарей, зачинщиков, воротников, плотников и из иных чинов, которые проживали в тех городах;

4. в случае же малочисленности упомянутых служилых людей выбирать надлежало из среды дворцовых и монастырских крестьян;

5. за неимением в уездах тех городов дворцовых и монастырских крестьян голову следовало выбирать из посадских и из служилых людей других городов.

Обязанность выбирать голов и целовальников обыкновенно возлагалось не на всех жителей, а только на "лучших людей", способных нести службы. Формальными критериями, по которым сословные общества призывались отбирать кандидатов в головы, ларечные и рядовые целовальники являлись: профессионализм, зажиточность, прямодушие, правдивость, грамотность.

Избранный голова приводился к присяге. Вступая в должность, таможенный голова по распоряжению воеводы принимал от своего предшественника или прежнего откупщика уставные таможенные грамоты, "все таможенные дела и всякий таможенный завод": месячные печати, печатные трубки и молотки, весче контари, терези, пудовые гири и фунты, сосуды, мерные бочки и т.д. Удостоверялись при этом в правильности различных мер: иногда он принимал и деньги, о чем давал две расписки, одна из которых направлялась в Москву, а другая в съезжую избу.

Продолжительность, таможенной службы выборных голов и целовальников обычно не превышала одного года. Правительство сознательно ограничивало срок службы, так как понимало всю тяжесть повинности исполнять таможенное дело на началах "обыкновенной службы". В Архангельске срок службы в XVII в. 2 года еще год в Холмогорах, сократилось до 3 месяцев+1 в Холмогорах до 1 сентября следующего года пребывания.

Постановление голов происходило в первый день нового года, начинавшегося 1 сентября (Семен день), или спустя два-три месяца после их избрания. Хотя новый таможенный голова обычно вступал в должность после 1 сентября, его расчеты предшественником производился именно на эту дату, что вынуждало прежнего голову оформить особую, отпись с указанием суммы денег, собранных за период после 1 сентября.

Целовальников, состоявших при голове, обыкновенно было несколько человек однако их число никогда не определялось указами. Воевода или голова выбирали целовальников некоторых приводили к присяге. Целовальники принимали непосредственное участие в сборе пошлин, "записывали полученные деньги, клали их в ларцы, запечатанные печатью головы, но не всех их". Старший из целовальников, имевший доступ к таможенной казне хранившейся в специальном ящике-"ларе" назывался "ларечным" или "ларешным". Среднее положения занимал "третий" целовальник. Рядовую службу несли "караульные" целовальники, охранявшие таможенную избу, и "ходячие" целовальники, собиравшие пошлины на торговых площадях. Им помогали таможенные дьячки (вели документацию и денежный счет), таможенные сторожа и истопники, или каморники, которые выполняли свои обязанности за небольшое фиксированное жалование.

В круг обязанностей головы и его помощников входило:

1. фиксировать все привозные на продажу (покупку) товары и деньги;

2. осуществлять досмотр товаров против городовых таможенных выписей и проезжих грамот, отбирать в казну протаможенные товары и записывая их особенной статей в книге, взимать штрафные деньги за нарушение таможенных правил;

3. лично присутствовать при заключении важнейших торговых сделок;

4. держать под контролем процесс ценообразования и непосредственно влиять на определения таможенной стоимости товаров;

5. взимать таможенные пошлины и сборы;

6. следить за воеводами, дьяками и подьячими и их родственниками и людьми, чтобы они никакими товарами не торговали, на соболиные и иные промыслы не отпускали, и деньгами с торговыми людьми не складывались, и чтобы не провозили с собой товаров больше чем официально разрешалось или следовало из проезжих грамот;

7. записывать все собранные и израсходованные деньги в таможенной книге, отделяя различные всегда таможенные пошлины, означая время, место их взятия, лицо и товары, с которых она взята (в особом счетном списке надлежало, "всякие деньги расписати по месячно порознь, скалка в котором месяце каких денег собрано, и что сверх окладу прибрано или не добрано");

8. выдавать торговым людям на их товары городовые таможенные выписки и проезжие грамоты "за государевыми печатями" с указанием отпущенных товаров, "и что с них взято ревыми печатными" с указанием отпущенных товаров, "и что с них взято пошлин" и т.д.;

9. обеспечивать приоритет казны (московского государя) в приобретении иностранных товаров;

10. "свивати и связывати дрягилем и запечатывать печатью покупные товары, вывозимые в другие русские города и за границу" [38];

11. выдавать деньги из сумм таможенных и кабацких пошлин на местные городские нужды;

12. приобретать все необходимое для осуществления таможенной деятельности и т.д.

С целью увеличения пошлинного сбора по торговым дням голова посылал целовальников по сельским торжкам и ярмаркам. Вне его компетенции оставались лишь те торговые места, где пошлины взимали откупщики или монастыри (при наличии у них такой привилегии), а также особо отдаленные районы, жители которых непосредственно вносили казну установленную сумму в счет торговых пошлин.

Постоянный персонал таможни обычно состоял из нескольких человек (в городах среднего размера 1-2 подьячих). Эти люди назначались воеводами, иногда правительством, получали жалованные от казны или пользовались писчей деньгой от письма всяких бумаг. Иногда они нанимались казного и получали наемную сумму из сборных денег.

Расходные книги таможен северных русских городов свидетельствуют, что в 30-е г.г. XVII в. годовое государево жалование таможенных дьяков и подьячих "за таможенное и кабацкое письмо" или "за таможенное всякое письмо" обычно составляло 10-12 р. на человека.

В Архангельской таможне число подьячих было значительным и постоянно увеличивалось: с 5 чел. В 1650-х г.г до 9 в конце 1660-х г.г. до 22 к 1670 г. В Архангельской таможне до 1648 г. подьячие сидели "из писчей деньги". Затем им было положено государево жалованье 100 р. в год на восьмерых а дополнение велено было брать с торговых людей писчее по 2 деньги с каждого пошлинного рубля на государя.

Таможенная документация включала "расписные списки", "приходные книги", "отпускные книги", "обыскные книги", "товарные ценовые росписи" и др. Отмечалось разнообразие таможенных книг как по форме, так и по содержанию. Все таможенные книги содержали сведения о составе торговых людей ассортименте товаров, их продажной цене. Однако если в начале рассматриваемого периода преобладали подробные записи, то со временем произошел переход к самым кратким. Точная количественная регистрация товаров по каждому виду в некоторых случаях заменялась названием рода товара и указанием в самой общей форме- москотильная продажа, рыбная продажа или даже товарная продажа.

Ответственность голов за сбор таможенных пошлин. На протяжении XIII-XVII в.в. осуществление экономических функций составляло главную задачу деятельности таможенных учреждении. Ослабела власть воевод над головами. В конце XVII в. в связи с усилением вмешательства центрального аппарата в сбор таможенных пошлин из Приказа Большой казны на места стали выезжать подьячие с поручением проверить деятельность таможен и выслать в Москву наличные в сборе таможенных денег.

Уже Новоторговый устав 1667 г. сообщил таможенному управлению земский характер в смысле защиты торговых людей и таможенников от воеводских обид. Указами 1676 и 1677 г.г. царя Федора Алексеевича головы и целовальники были поставлены под непосредственный контроль московских приказов. По окончанию года прежние головы и целовальники обязаны были передавать земским старостам свои "черновые книги", собственноручно заверяя их перед всеми мирскими людьми. Потом они черные книги становились "беловые книги".

А в Архангельске после окончания ярмарки гость сам уводил собранную казну и таможенные книги, которые передавали в Москве думному дьяку Новгородской чети. Пример: Расходная книга Устюга Великого 1635/36 г. и августа 1636 г. было уплачено Нидерладскому купцу Андрею Фандрынскому "с товарища" за мушкеты, карабины, пистолеты, шпаги и свинец 1800 р., в то время как на Устюге "в отдаче" было 2698.93 р. таможенного сбора [38].

Иногда правительство переводило торговых и посадских людей "за службу и радение" в суконную и гостиную сотни, назначало гостям, освобождало от уплаты проезжих пошлин и т.д. Происходила взятка, утайка денег голов и целовальников. Из этого следовало заменить, реформа таможенного управления, проводившаяся детьми Алексея Михайловича, не смогла до конца преодолеть свойственные ему внутреннюю противоречивость и эклектичность.

До конца XVII в. российская таможня представляла сбой странную смесь выборного начала, очередных служебных обязанностей, демократий и правительственного назначения.

Согласно сохранившейся торговой книге конца XVI- начала XVII в. в Россию широко ввозились: сукна "брюких", "полубрюкиш", "аглинское" (английские), "свицкое" (шведское), "лимбарское" (лимбургское), "брабантское", "настрафиль", "новоесское", "рословское", "четцкое", "колтырь", "утрофим", "влосское", "еренга", "муравское", "лятчина", "лагрец", "шарлот" (французкое) и др.; гарус, бархат, камки, тафты, кружева; "пряденое золото"; драгоценные камни: яхонты, бирюза, красно-фиолетовые аметисты (вареники), гранаты (венисы) и др.; жемчуг; специи (анис, ревень, гвоздика, кардамон, перец, шафран, тмин, фимиак, мускат и т.д.); "соли и краски" (купорос, квасцы, мышьяк, нашатырь, сулема, камфора, ртуть, бура, киноварь); металлы серебро, медь, олово, железо, свинец; золото листовое и сусальное; хлопчатая и писчая бумага, нитки, иглы, масло деревянное, вина "мушкатель" (десертное вино из мускатных сортов винограда), "романея" (от названия бургонской деревни Романэ), "ренское", "конарское", "барст", "алкат", "шпанское" (испанское) и другие, винный уксус, сахар, лимоны, чернослив, грецкие орехи, миндальные ядра, лекарственные травы и т.д.

Как можно заметить, основная часть импорта (всего в торговой книге было перечислено 170 видов товаров) состояла из предметов роскоши. В их число не входили лишь соли, краски и металлы. В 1604 г. доля голландцев в русском импорте через Архангельск составляла 54.66%, англичан- 40.25%и французов-5.09%. Русский экспорт на рубеже XVI-XVII вв. в основном состоял из кож, говяжьего сала, поташа и мехов (эти товары составляли 61%экспорта). В числе отпускных товаров также значилось: хлеб (пшеница, греча), льняное семя, масло коровье и растительное, мясо, черная икра, рыба (треска и семга), рыбий жир, ворвань, лен, пенька, конопля, смола, вар, декоть, свиная щетина, воск, слюда, зола, рыбий клей и т.д. Таким образом, в структуре экспорта преобладало сырье. Готовые изделия: гвозди сапожные, сошное железо, мыло, канаты и рукавицы- составляли его незначительную часть. К примеру, Московская компания англичан закупала в России лен, пеньку, смолу, готовые снасти и крупные канаты, мачты, все сорта мехов, воск, войлок для шляп, кожи, поташ, льняное и конопляное масло, икру и т.д.

Хотя в середине ХVII века основу экономики в России составляло крепостное хозяйство, активно развивалось товарное производство, денежное обращение, появились мануфактуры, уменьшилась разобщенность отдельных областей. Заметно повысилась роль купечества, верхушка которого по поручению правительства торговала за границей пушниной и различным сырьем, закупала продовольствие для армии, подряжалась на строительные работы, собирала налоги, таможенные и кабацкие деньги.

Осознав свою экономическую и политическую силу, купечество настойчиво просило правительство защитить его интересы перед воеводами и наместниками, перед иностранными конкурентами. И правительство шло навстречу купцам, правда, вначале - только в организации новых и улучшении старых торговых путей. В Судебнике 1589 г. волостным общинам Севера предписывалось государеву дорогу от Москвы до Холмогор, в том числе перевозы и мосты на ней, держать в полном порядке... если проезжие люди потерпят материальный урон, то ущерб возмещает та волость, которая ответственна за данный отрезок пути. В Уложении 1649г. - своде феодального права России - четко просматривается доминанта торгово-транспортных и финансовых интересов главным образом феодалов. С дворян и детей боярских, с иноземцев и со всяких служилых людей решено, так же как и с государевых гонцов, нигде "мыта, перевозу и мостовщины не брать". Купцам такую привилегию не дали.

В период царствования Алексея Михайловича было сделано очень много для развития таможенного дела в России благодаря серии последовательно проведенных экономических и правовых реформ. Первым важным шагом в этом направлении стало принятие Торгового устава 1653 года. Прежде всего, данным документом вместо многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов (а их насчитывалось к тому времени порядка нескольких десятков) вводится единая рублевая пошлина, равная 5% с рубля цены товара. Исключение составляла лишь соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10% от цены, а также особые сборы взимались с рыбы и пушнины. Во-вторых, внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних. И, наконец, третий момент заключался в отмене льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые уравнивались в правах с русскими купцами.

На основе Торгового устава в апреле 1654 г. была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов. 22 апреля 1667 г. был принят Новоторговый устав царя Алексея Михайловича, выработанный на основе соответствующего законодательства предыдущих лет, а так же "вследствие челобитья купечества и при участии его представителей". Новоторговый устав в отличии от указа 1653 г. был четко ориентирован на регулирование отношений русских торговых людей с иностранцами, решение вопросов внешней торговли, таможенного обложения привозных и отпускных товаров.

В 1667г. начальником Посольского приказа ставится А.Л. Ордын-Нащокин. По его мнению, главный недостаток русской торговли был в том, что русские люди в торговле слабы друг перед другом, неустойчивы, не привыкли действовать дружно и легко попадают в зависимость от иностранцев. Главные причины этой неустойчивости - недостаток капиталов, взаимное недоверие и отсутствие удобного кредита.

Свои нововведения Ордын-Нащокину удалось высказать в Новоторговом уставе. И здесь встречаем обычное указание на Запад, на пример иностранных государств: "Во всех окрестных государствах свободные и прибыльные торги считаются между первыми государственными делами; остерегают торги с великим береженьем и в вольности держат для сбора пошлин и для всенародных пожитков мирских". Устав определяет, что люди недостаточные получают помощь из московской таможни и из городовых земских изб; требует, чтоб мимо торговых людей белых чинов люди с иноземцами торга и подрядов не чинили, а свои товары прикладывали к русским торговым людям; требует, чтоб лучшие торговые люди берегли маломочных торговых людей, давали бы им завестись торгами между русскими людьми складом к большим товарам, чтоб в продаже иноземцам цены не портили и в подряд деньги у них не брали.

В Архангельск на время приезда туда купцов иностранных исстари назначался из Москвы гость с товарищами для наблюдения за ходом ярмарки и для сбора таможенных пошлин; устав требует, чтоб этот гость и товарищи его выбирались по рассмотренью, а не по дружбе или не дружбе, выбирались из досужих и богоугодных людей не по богатству, а по добродетели. Этого гостя и товарищей его воевода ни в каких таможенных торговых делах не ведает; всякую расправу в торговых делах русским и иноземцам чинит в таможне гость с товарищами. Устав увеличил подать с иностранных вин, потому что от большого привоза их на государевых кружечных дворах чинятся убытки и недоборы большие. Иноземцы должны торговать только с купецкими людьми того города, куда приедут для торговли, с приезжими же не должны ни торговать, ни подрядов, ни записей совершать; но московским купецким людям во всех порубежных городах и на ярмарках торговать с иноземцами всякими товарами вольно. Иноземец с иноземцем не должен торговать под страхом отобрания товаров на государя. Пошлина с продажи и мены иностранных товаров 2 алтына с рубля; с русских товаров, отпускаемых иноземцами в свои государства, по гривне с рубля; но если иноземец привезет из-за моря золотые и ефимки, то ему пошлин с них не платить, и что купит на золотые и на ефимки, то везет в свою землю беспошлинно. Все эти золотые и ефимки в порубежных городках иноземцы должны отдавать в казну, из которой получают за них русские мелкие деньги: за золотой по рублю, за ефимок любский по полтине. Если восточные купцы - персы, индейцы, бухарцы, армяне, кумыки, черкесы и астраханские жильцы иноземцы - поедут для торговли в Москву и другие города, то брать с их продажных товаров в Астрахани проезжие пошлины по гривне с рубля; если же станут торговать в Астрахани, то брать по 10 денег с рубля; с русских товаров, которые они повезут к себе, брать по гривне с рубля. То же наблюдать и относительно греков, молдаван и валахов - брать по гривне с рубля; если же станут торговать в Путивле, то по 10 денег. Ни один иноземец не может продавать своих товаров в розницу и ездить с ними по ярмаркам. В Москву и другие внутренние города пропускаются только те иноземцы, у которых будут государевы жалованные грамоты за красною печатью[38]. Они приезжали в Москву с сукнами, жемчугом и другими товарами и получали комиссии от двора; так, в 1672 году Шкловские евреи Самуил Яковлев с товарищами отпущены были из Москвы за рубеж для покупки венгерского вина. Греков в царствование Михаила и в начале царствования Алексея пропускали свободно по единоверию; но с 1647 года им назначен был для торговли только один пограничный город Путивль.

И новый устав, исполняя желание русских торговых людей, не пустил иностранцев во внутренние города. В 1669 году поселившийся в России иностранец Петр Марселис подал в Посольский приказ статьи, клонившиеся к изменению торгового устава: он представлял:

1. какой вред происходит от того, что торговля у Архангельска бывает после 1 сентября; многие корабли за поздним временем подвергаются опасностям и погибают, да и русские суда, возвращаясь от Архангельска вверх по Двине, не успевают доходить до Вологды;

2. пусть иноземцы платят пошлины ефимками, а не золотыми; надобно позволить иноземцам привозить золотые в Московское государство, продавать их или в уплату отдавать, кому угодно: это заставит их привозить много золотых и ефимков;

3. теперь для получения золотых и ефимков иноземцам сбавляется пошлина; но если позволить им покупать товары в Москве и в других городах, то я обнадеживаю, что соберется огромное количество ефимков и золотых, больше пошлинного сбора, потому что все те ефимки будут на денежном дворе переделаны и на всякий ефимок будет прибыли по 14 копеек. Позволение покупать товары в Москве и других городах надобно давать только тем иностранцам, которые станут привозить ефимки, а не золотые;

4. прежде давали в Москве и на Архангельской ярмарке разным людям много мелких денег, чтоб в Новый год на эти мелкие деньги ставили в казну ефимки, и этим средством много было привозимо в Москву ефимков: если приказать иноземцам раздавать мелкие деньги для постановки ефимков, чтоб ставили по 16 алтын, то по-прежнему будет привозиться много ефимков.

По обычаю были призваны в Посольский приказ гости и другие торговые люди и прочтены им статьи Марселиса. Гости смекнули, что хитрый иноземец, которого они очень не жаловали, хочет опять ввести свою братью во внутренние города, прельщая правительство обильным привозом ефимков, и потому подали сказку: "Первую статью иноземцы нарушили: в прошлом году много их кораблей пришло в Архангельск после Семена дня (1 сентября); которые пришли и до этого времени, и те торговали до Семена дня малыми торгами, а большими торгами всегда они торгуют на последних днях нарочно, чтоб у русских взять товары дешево, а свои поставить дорого и чтоб в позднем и скором времени русским людям заморских плохих товаров высмотреть было некогда". На вторую статью: "Теперь золотых в Московском государстве еще не умножилось; а что Марселис написал, чтоб иноземцам провозить всюду золотые и ефимки, то этим он хочет с иноземцами у всех русских людей торгами завладеть. Ефимки и золотые у них будут проданы персиянам, армянам, кумыкам и татарам дорогою ценою и вывезены из Московского государства. А если русские люди в Москве и в городах и возьмут у иноземцев за свои товары небольшое число золотых и ефимков, то этих денег в розни в государеву казну не собрать. Иноземцы станут продавать иноземцам же золотые по 40 алтын, а ефимки по 20 алтын и на те деньги станут покупать русские товары дешевом ценою, вполовину против архангельской цены: продаст иноземец 4 золотых по 40 алтын, итого возьмет 4 рубля 26 алтын 4 деньги; на эти деньги купит поташу берковец, даст 5 рублей, а в Архангельске русские люди продают поташ по 9 и по 10 рублей, а на Москве станет приходить поташ иноземцам по 4 золотых берковец. Так и прочие всякие товары переведут у русских людей полуценной перед Архангельском"[38].

Устав отменил множество мелких пошлин: подушное, мыты, сотое, тридцатое, десятое, свальное, складки, повороты, статейные, мостовое, гостиное и другие - и положил их в рублевую пошлину.

В начале устава сочинитель его указал на пример иностранных государств, где торговля считается в числе важнейших государственных дел; в конце по образцу иностранных же государств он принимает меры против роскоши: "В порубежных городах головам и целовальникам у иноземцев расспрашивать и пересматривать в сундуках, ларцах и ящиках жемчугу и каменья неоплошно, чтоб узорчатые вещи в утайке не были; от покупки таких вещей надобно беречься, как и в других государствах берегут серебро, а излишние такие вещи покупать запрещают, не позволяют носить их простым не чиновным людям, чтобы оттого не беднели; также низких чинов люди чтоб не носили шелку и сукна. Надобно удерживать простых людей от покупки таких вещей накладною пошлиною большою и заповедью без пощады: берегут того во всех государствах и от напрасного убожества своих людей охраняют"[38].

Постановив, что воевода архангельский не ведает гостя, который чинит расправу торговым людям, Ордин- Нащокин в конце устава предлагает важную меру, которая приготовляла меры Петра Великого именно предлагает учреждение особого приказа для купцов: "Для многих волокит во всех приказах купецких людей пристойно ведать в одном пристойном приказе, где великий государь укажет своему боярину; этот бы приказ был купецким людям во всех порубежных городах от иных государств обороною и во всех городах от воеводских налог был им защитою и управою. В том же одном приказе давать суд и управу, если купецкие люди будут бить челом на других чинов людей". Явился Приказ купецких дел.

Таким образом, городская жизнь, или, лучше сказать, посадская жизнь, жизнь посадских людей перед эпохою преобразования представляет нам борьбу и с чужими, и с своими. Борьба с иностранными купцами кончилась торжеством русских.

Закрепление принципа национального предпочтения в торговле в Новоторговом уставе свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Московского правительства. Согласно этому документу, иностранцам разрешалось торговать в пограничных городах - Архангельске, Новгороде, Пскове и др. Проезжать с товарами вглубь страны они могли лишь после получения специального разрешения - грамоты о торгах. Пошлина на их товары повышалась в четыре раза. Заморские вина выделялись в особую категорию и облагались максимальной пошлиной - от 6 до 60 ефимков, так как считалось, что их ввоз составляет конкуренцию царскому "кабаку".

Ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер. Жестоко избивались и всенародно срамились контрабандисты табака. За кормчество - контрабандный ввоз спиртных напитков - не только били кнутом, но и отсекали руки и ноги.

Можно говорить о создании к концу ХVII века в России довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Новоторговый устав содержал постановления относительно устройства таможен и исполнения таможенных обрядностей.

Система таможенных учреждений была представлена несколькими звеньями. Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в Москве. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись таможенные заставы.

Сбор таможенных и кабацких доходов к 1680 г. был сосредоточен в Приказе Большой казны. Большая таможня и Посольская новая таможня оформляла товары иноземцев. В Мытную избу предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено и др. Конюшенный приказ надзирал за торговлей лошадьми. Померная изба оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары.

Возглавлял таможню таможенный голова, который выбирался из гостей, торговцев, посадских или государевых крестьян и рассматривался как представитель правительства, имеющий право чинить "полную расправу в торговых делах". За превышение сумм сборов он получал награду, за снижение поступлений с него взыскивался ущерб. При нем состояло несколько помощников - целовальников. Служба головы и целовальников носила безвозмездный характер и считалась очень почетной. Помимо целовальников купцам помогали дьяки и подьячие, которые работали по найму и записывали в таможенные книги данные о товарах, хозяине, суммах сборов.

Что касается процедуры таможенного оформления, то она была довольно детально разработана. Ее осуществлял вместе со своими помощниками (целовальниками) выборный из верхушки купечества представитель правительства - таможенный голова, который был вправе чинить "всякую полную расправу в торговых делах" (ст. 2 Устава). Воеводы не могли вмешиваться в его деятельность, чтобы "великого государя казне в сборах порухи не было" (ст. 1 Устава). Товары, привозимые на продажу, подвергались подробному и тщательному досмотру. Особое внимание обращалось на их качество.

Зарождение и развитие протекционистских тенденций в России стало неизбежным вследствие финансовой и экономической политики меркантилизма, представлявшей собой систему мероприятий, направленные не только на привлечение денег в страну, но и на развитие промышленности, улучшение путей и средств сообщения, мер и весов и т. д. Один из возможных и притом наиболее удобных путей накопления государством валютных запасов - расширение экспорта отечественной продукции н затруднение импорта иностранных товаров. В совокупности эти меры составляют понятие протекционизма в области внешней торговли.

Таким образом, если для начала рассматриваемого периода характерно отсутствие определенной системы в организации таможенной службы, связанное с разобщенностью государства в целом и отсутствием единой таможенной политики, то к концу периода появилась достаточно оформившаяся система, которая была представлена несколькими звеньями. Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в Москве, чему в большой степени способствовало становление государственного управленческого аппарата и выработка таможенной политики. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись таможенные заставы. Управление таможенными органами постепенно выводится из-под влияния местных властей.

При этом отмечаем, что формирование системы таможенных органов происходит по принципу взимаемых платежей, и следовательно, доминирование фискальной функции таможенных органов.

Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что определяющими направлениями развития государства в рассматриваемый период были: экономическая и политическая раздробленность в период татаро-монгольских завоеваний, и последующее становление государства, централизация вокруг определенного центра (Москвы), становление системы государственной власти.

Внешняя политика России, направленная на расширение внешнеторговых связей, проводилась в интересах отечественного купечества, причем активизировалась начиная с 16 века, когда происходит оживление европейской торговли, а также развивается внутренний рынок.

Если для начала рассматриваемого периода характерно отсутствие определенной системы в организации таможенной службы, связанное с разобщенностью государства в целом и отсутствием единой таможенной политики, то к концу периода появилась достаточно оформившаяся система, которая была представлена несколькими звеньями. Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в Москве, чему в большой степени способствовало становление государственного управленческого аппарата и выработка таможенной политики. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись таможенные заставы. Управление таможенными органами постепенно выводится из-под влияния местных властей.

При этом отмечаем, что формирование системы таможенных органов происходит по принципу взимаемых платежей, и следовательно, доминирование фискальной функции таможенных органов.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭТАПА

3.1 Итоги развития таможенных органов в 12-17 вв.

Основными итогами рассматриваемого периода для таможенных органов стали следующие.

Во-первых, была признана неэффективной для решения государственных задач откупная система взимания таможенных сборов, принесенная в 13 в. татаро-монголами.

Во-вторых, основанное на откупе управление таможенными органами также было признано нецелесообразным, в результате чего к концу рассматриваемого периода от откупной системы в таможенном деле государство отказалось полностью. Провал дальнейших попыток возродить откупную систему только лишь доказал правоту ее противников.

В-третьих, статус таможенной службы оставался до конца не ясным, поскольку служба считалась государственной, однако служащие частично избирались, частично назначались, кроме того, служащие должны были содержать себя сами, что не соответствует принципам государственной службы. При этом, необходимо заметить, что уже Петр
I перевел таможенников на казенное содержание, из чего можно заключить, что такая реформа назрела именно к концу 17 в.

Кроме того, что касается статуса таможенной службы, то необходимо отметить, что постепенно таможенные органы выводились из-под влияния местных властей - воевод и приобретали от них независимость и, более того, начинали приобретать контрольные функции над ними, что несомненно повышало статус таможенной службы.

Еще один немаловажный момент - начинает проявляться ведомственная принадлежность таможенных органов. Поскольку, как уже отмечалось, изначально основной функцией таможенных органов являлась фискальная, то и относиться они стали к финансовому ведомству, такая тенденция просматривалась и на дальнейших исторических этапах.

Также, что касается функций таможенных органов, отмечаем, что они продолжают осуществлять достаточно большой спектр функций, причем с таможенным делом не связанных.

Таким образом, видим, что в рассматриваемом периоде наметились основные тенденции развития таможенных органов, кроме того, были обозначены основные проблемы, решение которых необходимо для дальнейшего продвижения.

3.2 Влияние рассматриваемого периода истории таможенных органов на современный этап развития таможенных органов

С одной стороны, достаточно сложно оценивать влияние такого далекого по времени исторического периода на современность, это все равно как сравнивать трехлетнего ребенка со взрослым человеком. Сложность обуславливается не только давностью лет, но и еще рядом факторов.

Во-первых, таможеные органы прошли достаточно длительный путь развития, причем на этом пути были не только прорывы вперед, но и ошибки, тормозящие развитие, уводящие его в сторону. Поэтому представляется затрудительным проследить взаимосвязь между какими-то событиями рассматриваемого периода и современности, так как их последствия могли быть искажены или нивелированы событиями последующих этапов.

Во-вторых, в поступательном движении истории таможенных органов мы можем выделить этап (Советский этап), который практически лишил государство таможенного дела и свел таможенные органы к придатку одного из министерств, практически лишенному традиционных для таможенных органов функций. То есть, можно говорить о том, что практически прервалась преемственность исторических этапов развития.

С другой стороны, проводя параллели между рассматриваемым нами этапом и современностью, мы находим определенное сходство. Кроме того, имеющиеся различия также диктуются не только влиянием времени, но и тем фактом, что выявленные нами недостатки в развитии таможенных органов в 12-17 вв. безусловно были учтены при дальнейшем формировании таможенных органов, а следовательно, несомненно их влияние на таможенные органы сегодняшних дней.

В частности, если говорить о параллелях, то в первую очередь выделяется преимущественно экономическое содержание функций таможенных органов. Изначально основной функцией таможенных органов являлась фискальная. Остается такая задача и на сегодняшний день. При этом история знает примеры, когда таможенным органам присваивались функции иного содержания. Наиболее яркими примерами могут послужить попытки милитаризации таможенных органов: пограничная стража, учрежденная Екатериной II; придание военного статуса таможенной службе в 1998 г. Тем не менее, на сегодняшний день таможенная служба является гражданской и решает преимущественно экономические задачи.

Кроме того, говоря о таможенной службе, мы не можем не затрагивать внутригосударственных процессов. Так, для рассматриваемого нами периода большую роль сыграл так называемый удельный период - время, когда государство было сильно раздроблено, не было единой централизованной системы власти, что в значительной мере сказалось на застое в развитии таможенной службы в тот период. И напротив, мы наблюдаем достаточно серьезные подвижки в становлении системы таможенных органов с образованием Московского государства со стабилизирующимися границами, централизованной властью и упорядочивающимся государственным аппаратом. Сходные процессы мы наблюдаем и на постсоветском пространстве, где после распада СССР России приходится практически с нуля выстраивать государство, обустраивать границы, утверждаться на мировой арене, сохранять целостность, вплоть до военных действий, перестраивать экономику. Эти обстоятельства в значительной мере коснулись таможенной службы, которую также пришлось выстраивать с начала, причем в сложных условиях экономической и политической нестабильности, что сильно затрудняло налаживание эффективной работы системы таможенных органов. С другой стороны, усиление вертикали власти с начала двухтысячных годов, приведение в соответствие конституционных основ субъектов РФ приводит к упорядочению и стабильности в работе таможенных органов, и на сегодняшний день мы констатируем, что таможенные органы достаточно успешно выполняют функцию по ускорению товарооборота через таможенную границу, их работа прозрачна и понятна участникам ВЭД.

Если же касаться характерных особенностей рассматриваемого периода, то здесь, опять же, можно привести в пример откупную систему взимания пошлин, пришедшую на Русь с татаро-монгольскими завоевателями в 13 веке. Уже на рассматриваемом этапе государство пришло к выводу о том, что данная система не эффективна, и отказалось от нее. И все дальнейшие попытки восстановить откуп не привели к желаемым результатам и только подтвердили выводы, сделанные в 17 веке. Соответственно мы видим, что на сегодняшний день система взимания таможенных пошлин и налогов находится в исключительном ведении таможенных органов, являющихся органами государственной власти, и все сборы направляются непосредственно в федеральный бюджет.

Тесно связана с данной особенностью и еще одна. В течение всего рассматриваемого периода таможенники имели двойственный статус. С одной стороны, они считались государственными служащими, с другой стороны, они не получали жалования из казны государя и, следовательно, практически не являлись государственными служащими в полном смысле. Этот факт осознал уже на следующем этапе развития таможенных органов Петр I, и именно он перевел таможенных служащих на казенное содержание, так как именно такое положение позволяет решать таможенникам государственные задачи, а не индивидуальные. И на сегодняшний день мы отмечаем, что таможенная служба - государственная служба, и государство делает все, чтобы таможенные органы как можно меньше зависели от частных лиц.

Таким образом, видим, что в рассматриваемом периоде наметились основные тенденции развития таможенных органов, кроме того, были обозначены основные проблемы, решение которых необходимо для дальнейшего продвижения.

Если говорить об основных итогах рассматриваемого периода для современности таможенных органов, то можно выделить такие тенденции:

1. преимущественно экономическое содержание функций таможенных органов;

2. мы отмечаем развитие и упорядоченность в системе таможенных органов по мере становления государственного аппарата власти;

3. обособление таможенных органов от частной собственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучая историю таможенных органов, необходимо рассматривать их как неотъемлемую и безусловно зависимую часть таможенного дела, на которое в свою очередь оказывают значительное влияние процессы, происходящие в торговле (в особенности международной торговле), и в государстве.

Таможенные органы прошли длинный исторический путь, от 10 в. до наших дней, от отдельных мытниц и таможен с неопределенными функциями и статусом до единой централизованной федеральной системы государственных органов, решающих четко определенные задачи, причем не только оперативные, но и стратегические, и сегодня их развитие продолжается на основе долгосрочно разработанной концепции.

Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что определяющими направлениями развития государства в рассматриваемый период были: экономическая и политическая раздробленность в период татаро-монгольских завоеваний, и последующее становление государства, централизация вокруг определенного центра (Москвы), становление системы государственной власти.

Внешняя политика России, направленная на расширение внешнеторговых связей, проводилась в интересах отечественного купечества, причем активизировалась начиная с 16 века, когда происходит оживление европейской торговли, а также развивается внутренний рынок.

Если для начала рассматриваемого периода характерно отсутствие определенной системы в организации таможенной службы, связанное с разобщенностью государства в целом и отсутствием единой таможенной политики, то к концу периода появилась достаточно оформившаяся система, которая была представлена несколькими звеньями. Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в Москве, чему в большой степени способствовало становление государственного управленческого аппарата и выработка таможенной политики. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись таможенные заставы. Управление таможенными органами постепенно выводится из-под влияния местных властей.

При этом отмечаем, что формирование системы таможенных органов происходит по принципу взимаемых платежей, и следовательно, доминирование фискальной функции таможенных органов.

Таким образом, видим, что в рассматриваемом периоде наметились основные тенденции развития таможенных органов, кроме того, были обозначены основные проблемы, решение которых необходимо для дальнейшего продвижения.

Если говорить об основных итогах рассматриваемого периода для современности таможенных органов, то можно выделить такие тенденции:

4. преимущественно экономическое содержание функций таможенных органов;

5. мы отмечаем развитие и упорядоченность в системе таможенных органов по мере становления государственного аппарата власти;

6. обособление таможенных органов от частной собственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации 1993 года.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003г. №61-ФЗ (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ

3. Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993г. №5003-I (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ

4. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003г. №164-ФЗ (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ

5. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: учеб. - М.: Юристь, 2003г.

6. Беляшов В.А. Таможенные процедуры: учеб.- практическое пособие. - М.: Приор-издат, 2004г.

7. Большой экономический словарь. Под ред. А.И. Азрикяна. - М.: 1994г., с. 415-416.

8. Брацун Г.П., Дзюбенко П.В., Кисловский Ю.Г. Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов под ред. Н.М.Блинова. - М.: "РИОРТА",1996г., с. 70 -77.

9. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. 3-е изд., испр. и перераб./Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - М.: Юрайт-Издат, 2004г.

10. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Таможенное право: учеб. для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2004г.

11. Давыдов Я.В. Таможенное право: конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2004г.

12. Дзюбенко П.В. Таможенная политика России: проблемы защиты интересов отечественной экономики (концептуальный подход). - М.: 1995г., с. 24.

13. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России: учеб. Кн. 1 (VI - начало XX вв.). - М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004г.

14. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/под ред. А.Н. Козырина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004г.

15. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/под общ. ред. В.П. Шавшиной. - СПб.: Питер, 2004г.

16. Кормаков Г.А. Сущность гражданско-правового регулирования отношений в области таможенного дела/ "Правосудие в Поволжье", №1, январь-февраль 2007г.

17. Кормаков Г.А. Особенности применения гражданско-правовых приемов, способов и средств в области таможенного дела/ "Правосудие в Поволжье", №4, июль-август 2007г.

18. Краткий таможенный словарь. - М.: 1994г., с. 182.

19. Кудряшова Е.В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика - "Волтерс Клувер", 2006г.

20. Кудряшова Е.В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика - "Волтерс Клувер", 2006г.

21. Миляков Н.В. Таможенная пошлина. - М.: Финансы и статистика, 2004г.

22. Правоохранительные органы: учебник для ВУЗов / под ред. Э.А. Галустьяна. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002г.

23. Прокурорский надзор: учебник для ВУЗов / Под ред. О.А. Галустьяна. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004г.

24. Сандровский К.К. Международное таможенное право: учеб. 3-е изд., стер. - Киев: Знания, 2002г.

25. Свинухов В.Г. Таможенное дело: учеб. - М.: Экономистъ, 2005г.

26. Таможенное дело. Словарь-справочник. - СПб.: 1994г., с. 155.

27. Таможенное право: учебник для ВУЗов / под общ. ред. Андриашина Х.А. - М.: "Юстицинформ", 2006г.

28. Таможенное право. Учебник для ВУЗов / Отв. редактор проф. Б.Н.Габричидзе. - М.: 1995г., с. 3-5.

29. Таможенный тариф Российской Федерации. - М.: Софт Издат, 2004г.

30. Тимошенко И.В. Таможенное право России: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Приоритет, 2003г.

31. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. - СПб.: Тирекс, 2004г.

32. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" / Система ГАРАНТ, 2006г.

33. Трошкина Т.Н., Шахмаметьев А.А. Правовое регулирование таможенных платежей. - Система ГАРАНТ, 2003г.

34. Учебное пособие для подготовки специалистов по таможенному оформлению/Д.А. Кириллова, Д.В. Михайлов, Р.Я. Супян. СПб.: Европейский дом, 2003г.

35. Федотов Б.Г. Актуальные вопросы таможенно-тарифной политики/ "Финансы", №3, март 2008г.

36. Халипов С.В. Таможенное право: учеб. - М.: Зерцало-М, 2003г.

37. Чекмарева Г.И. Основы таможенного дела: учеб. пособие. - Ростов н/Д: МарТ, 2003г.

38. Шакуро В.А. "Таможенное дело и торговля России в IX-XVII веках". М., 2001 г.

39. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002г.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ