Рефераты

Назначение таможенного дела в развитии экономики

Назначение таможенного дела в развитии экономики

2

Содержание

  • Введение 2
    • Глава 1. теоретические основы таможенного дела как регулятора внешнеэкономической деятельности государства 4
    • 1.1 Понятие, сущность и цели таможенного дела 4
    • 1.2 Таможенная политика как основа таможенного дела 8
    • Глава 2. цели и значение таможенного дела в развитии экономики страны 14
    • 2.1 Основные экономические задачи и функции таможенных органов 14
    • 2.2 Тарифное регулирование как основной инструмент таможенного дела в обеспечении экономического развития страны 20
    • 2.3 Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач 26
    • Заключение 35
    • Список используемой литературы 37
Введение

Важнейшим элементом системы государственного управления внешнеполитическими связями является таможенная структура, и в первую очередь - таможенно-тарифный механизм, без которого невозможно наладить здоровую экономическую политику в государстве.

Таможенное дело - это порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, организация и осуществление таможенного контроля.

Таможенное дело составляют таможенная политика государств, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Таможенное дело относится к ведению высших органов законодательной и исполнительной власти государств.

В современный период, в условиях развития рыночных отношений в России, восстановления функций таможенного дела, как регулятора внешнеэкономических связей, развития экономики и стабилизации финансов, возрастает роль таможенных органов, их место в государственном устройстве.

Значительный интерес в этом плане представляют вопросы обновления таможенной системы, перехода на международные правила таможенного контроля с учетом особенностей страны на основе взаимного сотрудничества с таможенными службами стран Запада и Востока.

Поиски путей более рациональной организации таможенного контроля требуют научного предвидения и прогнозирования, разработки теории таможенного дела. Государства стремятся к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в государствах развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. [3, с.95]

В этой связи возрастает научный и практический интерес к познанию роли и функций таможенных органов, их места в государственном устройстве. Этим обусловлена актуальность данной темы курсовой работы.

Цель работы состоит в том, чтобы исследовать назначение и функции таможенного дела в развитии экономии государства.

В связи с поставленной целью, вы работе выдвигаются следующие задачи:

дать понятие таможенного дела и таможенного механизма;

определить сущность таможенной политики государства, как основы таможенного дела;

выявить роль таможенных органов в деле обеспечения экономической безопасности страны;

показать инструменты, с помощью которых таможенные структуры способны регулировать ряд внутренних и внешних экономических проблем, стоящих перед государством;

осветить современное состояние таможенной службы в деле решения стоящих перед ней экономических задач;

выявить современные проблемы и определить перспективы развития таможенного дела в РФ.

Объектом исследования является механизм таможенного дела в России.

Предметом исследования в работе является ролевая деятельность таможенных органов РФ в деле осуществления вклада в развитие экономики.

В работе были использованы теоретические материалы, взятые из учебников и учебных пособий по разрабатываемой теме, статистические данные из виртуальных источников и сайтов всемирной сети "Интернет", а также были использованы высказывания и мнения высокопоставленных чиновников нашего государства по теме перспектив развития таможенного дела в РФ.

Глава 1. теоретические основы таможенного дела как регулятора внешнеэкономической деятельности государства

1.1 Понятие, сущность и цели таможенного дела

Термин "таможенное дело" (таможенная деятельность) происходит от слова "тамга" (тюрск. - монг), которое употреблялось в России в XIII - XV вв. применительно к сбору с торговых сделок. От слова "тамга" в дальнейшем образовался глагол "тамжить", т.е. облагать товар пошлиной. [11, с.17]

В современном понимании "таможенное дело" - это сложное комплексное понятие, непосредственно связанное с внешней и внутренней политикой российского государства. В рамках государственной политики государственная таможенная деятельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению многочисленных интересов и потребностей.

В нормативных правовых актах содержались различные определения понятия таможенного дела. Например, под таможенным делом в РФ согласно ст.1 Таможенного Кодекса РФ понимается сама таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом в РФ осуществляют Правительство РФ, премьер-министр РФ и Президент РФ. Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является Государственный таможенный комитет РФ.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Одной из главных целей таможенной политики является стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие таможенного дела должна входить не только таможенная политика, но и средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и др. [19, с.48]

Из самого словосочетания "таможенное дело" следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную - таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность. [11, с.18]

В федеративных государствах таможенное дело составляет, как правило, компетенцию федеральной власти. Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов. Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.

Отнесение таможенного дела к ведению федеральных органов государственной власти гарантируется также и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования. [19, с.49]

Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить следующим образом:

Принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

Таможенные режимы;

Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

Таможенное оформление;

Таможенный контроль;

Предоставление таможенных льгот;

Ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

Правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Любое деление таможенного дела на те или иные отдельные части является условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов - за таможенное оформление, за хранение товаров, за таможенное сопровождение и других платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин, пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д. [9, с.34]

Таможенный кодекс определяет общее направление развития таможенного дела - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой.

Очевидная "внешняя" направленность таможенного дела выражается в том, что Таможенный кодекс допускает в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции создание таможенных союзов России с другими государствами, зон свободной торговли, а также заключение международных, договоров и соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. [4, с.22]

В таможенном законодательстве используется ряд специфических таможенно - правовых терминов, таких как, например, "таможенная территория", "таможенная граница", "таможенный режим", "декларант", "таможенная пошлина" и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как "товары" и "транспортные средства", в таможенном законодательстве имеют свое специфическое толкование. [9, с.36]

Интеграционный процесс сегодня идет практически на всех странах и континентах и охватывает. В этот процесс включатся различные по уровню своего политического и экономического развития государства. И Россия в этом плане не исключение.

Специфика внутригосударственного таможенного регулирования проявляется среди прочего также и в его тесной взаимосвязи с международным правом. В сферу международно-правового таможенного регулирования входят вопросы стандартизации и сертификации продукции, международные перевозки находящихся под таможенным контролем грузов, способы оценки товаров для таможенных целей и др. [9, с.42]

Итак, таможенное дело в современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

1.2 Таможенная политика как основа таможенного дела

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная политика - это органичная составная часть внутренней и внешней политики Российской Федерации. [15, с.112]

Исторически таможенная политика является первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность ее выражается в выработке единой системы согласованных экономических, политических, организационных и правовых мер по развитию внешнеэкономических связей страны. По своему содержанию она представляет собой систему мер, принимаемых государством для регулирования внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта). Основным средством осуществления таможенной политики являются: установление таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов. Совокупность государственных органов, участвующих в выработке и реализации таможенной политики, а также набор средств ее реализации, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования в целом образуют механизм таможенной политики государства. [11, с. 203]

В Российской Федерации цели таможенной политики определяются Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ в соответствии с ТК РФ и другими источниками таможенного права. Таможенные органы Российской Федерации участвуют в формировании таможенной политики и реализуют эту политику.

Основные цели таможенной политики:

обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации,

участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка,

стимулирование развития национальной экономики,

содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики Российской Федерации,

иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать национальную экономику от развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Важнейшие качественные характеристики таможенной политики непосредственно связаны с принципом регулирования внешнеторговой деятельности.

Основными принципами внешнеторговой деятельности являются:

единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

единство политики экспортного контроля;

единство таможенной территории Российской Федерации;

приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом. [15, с.114]

Как уже было сказано выше, таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности страны. Под экономической безопасностью имеется в виду такое состояние экономики, которое гарантирует достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее политических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Как важнейшее средство обеспечения экономической безопасности государства таможенная политика непосредственно определяется целями и задачами общей экономической стратегии государства.

С этой точки зрения различаются два основных вида таможенной политики: протекционистская и политика свободной торговли.

Протекционистская таможенная политика направлена на создание условий, способствующих развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок страны иностранных товаров, ограничение или полное запрещение ввоза определенных товаров, форсирование экспорта, его государственное субсидирование и кредитование, финансирование экспортных отраслей и т.д.

Таможенный протекционизм впервые стал применяться в XVI веке в Англии во время промышленного переворота. Для защиты создаваемых в стране промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары, которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены количественные ограничения на ввоз товаров в Англию. Согласно установленному порядку иностранные товары разрешало привозить только на английских судах или на судах страны происхождения товара, но при этом взимался дополнительный сбор. А колониальные товары везлись исключительно на британских судах, причем без заходов по пути в какие-либо порты, что строго контролировалось властями. Целью всех этих мероприятий было сокращение могущества Голландии в сфере внешней торговли и стимулирование развития собственного производства. Вскоре примеру Англии последовали другие государства - Испания, Швеция, Франция.

Благодаря протекционизму, Англия к началу XIX века по своему экономическому развитию вышла на первое место в мире, когда технологический процесс в промышленности стал самым высоким, а себестоимость выпускаемой продукции - самая низкая в мире. В этих условиях Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к свободной торговле.

Протекционизм и фридретерство имеют и свою российскую историю. Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в таможенной политике России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто экономического характера.

Таким образом, как развитые капиталистические страны, так и Россия в ее далеком прошлом проходили этапы, условно говоря "закрытого общественного развития", когда становление промышленности происходило в условиях внутригосударственной конкуренции. И лишь по мере развития национальной промышленности, формирования конкурентноспособности продукции на внутреннем рынке, происходил плавный переход от политики протекционизма во внешнеторговых отношениях к политике свободной торговли.

К сожалению, этот опыт слабо применяется к современной российской таможенной политике. В условиях нестабильности экономики, ее сильной зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преобладания на рынке импортных промышленных и продовольственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими средствами и вынуждена опираться на административные методы.

Политика свободной торговли направлена на всемерное поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны. Она достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин.

С целью проведения активной таможенной политики, содействующей повышению эффективности и расширению внешнеэкономических связей, государство разрабатывает новые инструменты таможенной политики (например, лицензирование, квотирование) и адаптирует старые средства (например, тарифное регулирование) к новым условиям.

Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах - торговых партнерах России. [14, с.238]

Итак, таможенная политика - основа таможенного дела. Цели таможенной политики - защита российского рынка товаров и стимулирование развития национальной экономики. Осуществление поставленных целей возможно финансовых и административных инструментов таможенного дела.

Глава 2. цели и значение таможенного дела в развитии экономики страны

2.1 Основные экономические задачи и функции таможенных органов

Экономические задачи, стоящие перед таможенной службой РФ непосредственно связаны с выполняемыми ими функциями. Такими задачами являются:

участие в разработке таможенной политики РФ и ее реализация;

обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

защита экономических интересов РФ;

взимание таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ и реализация этих мер;

ведение борьбы с контрабандой;

ведение таможенной статистики и статистики внешней торговли РФ;

ведение ТНВЭД;

содействие развитию внешнеэкономических связей;

осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.

Это далеко не полный перечень задач, выполняемых таможенными органами России. Круг экономических задач таможенного дела широк и многообразен. Кратко прокомментируем основные экономические задачи.

Государственный таможенный комитет (ГТК) России вместе с региональными таможенными управлениями, таможнями, другими таможенными учреждениями вырабатывает и реализует таможенную политику. Причем наиболее трудным является практическое осуществление таможенными органами конкретных задач и полномочий в сфере таможенного дела, что обусловлено постоянно изменяющимися обстоятельствами в РФ - экономическими, политическими, социальными и др.

В укреплении экономической безопасности РФ принимают участие все органы государственной власти. Таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность РФ в пределах своей компетенции. В их задачи входит, например, борьба с контрабандой, НТП, незаконными валютными операциями и др. [23, с.56]

Экономические интересы государства и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутриэкономические интересы и внешнеэкономические. При этом внутриэкономические задачи могут быть связаны с развитием промышленного комплекса, транспорта, связи, строительства и др. Понятно, что таможенное дело призвано защищать и охранять названные и вытекающие из них более конкретные интересы государства в целом, а также регионов, предприятий и организаций. [13, с.172]

На сегодняшний день ни для кого не секрет, что, при все большем развитии мирового разделения труда, России привязывается роль сырьевой страны. Наряду с тем, что многие виды отечественной продукции подвергаются дискриминации на зарубежных рынках и еще большая часть их не может поставляться из-за низкого качества. Выходов из данной кризисной ситуации несколько, остановимся на одном из них.

Для повышения конкурентоспособности и вовлечении российских предприятий в мировой производственный процесс необходим выход отечественной продукции на иностранные рынки, причем в сложившейся ситуации наиболее приемлемо - создание совместных предприятий и транснациональных корпораций за рубежом на основе отечественного производства. Здесь необходимо отметить, что позволить себе прямые инвестиции по созданию предприятий на территории иностранных государств могут позволить себе лишь очень крупные компании и, в основном, сырьевые предприятия. Таким образом, реализовать поставленную цель не удастся, по крайней мере, сразу. [6, с.58]

Помимо прямых инвестиций по классической теории Ф. Котлера существует еще два способа проникновения на зарубежные рынки - это экспорт и совместная предпринимательская деятельность. При выборе модели проникновения на зарубежный рынок важнейшее значение имеют два фактора: степень риска, связанная с той или иной моделью, и степень контроля над ходом процесса международного развития, которая может быть достигнута при использовании данной модели.

Такая форма международной деятельности, как экспорт, связана с низким риском, так как не требует больших инвестиций. Каждая последующая модель проникновения предполагает более значительные инвестиции и, следовательно, сопряжена с большим риском. Параллельно с увеличением степени риска возрастает и степень контроля над зарубежным рынком, которая может быть достигнута в рамках конкретной формы международной деятельности.

Многие российские фирмы избегают заниматься внешнеторговыми сделками, предпочитая продажи на внутреннем рынке, тем более, что внутренний рынок довольно обширен и лишь немногие разработки не находят применения из-за отсутствия спроса. К выходу на внешние рынки могут подтолкнуть два фактора.

Во-первых, это ослабление маркетинговых возможностей или изменение конъюнктуры внутреннего рынка.

Во-вторых, фирмы могут быть привлечены ростом возможностей, открывающихся на внешнем рынке для их товаров. [23, с.91]

В связи с этим таможенные органы России совместно с Правительством с помощью осуществления ряда мер таможенной и внутренней политики могут способствовать проникновению отечественных производителей на зарубежные рынки. Введение налога, подталкивающего выход на внешний рынок предпринимателей, увеличит объемы иностранной валюты в стране, а, следовательно, привлечение дополнительного капитала будет способствовать дальнейшему развитию производства. Мера довольна жесткая и радикальная и требует детального рассмотрения и расчета.

Другой мерой, которую могли бы взять на себя таможенные органы является публикация переработанных данных таможенной статистики и информации о намечающихся мировых тенденций, возможностях и перспективных рынков.

Таким образом, должно осуществляться практическое применение пассивной статистической информации. Заинтересованные предприятия увидят потенциальные возможности не уходя с внутреннего рынка, получить для себя и привлекательные внешние рынки, несмотря на все издержи и дополнительные затраты в связи с операциями за рубежом. [8, с.14]

Таможенные органы в деле обеспечения экономической безопасности страны могут применять и меры экономической политики. Под мерами экономической политики в таможенном деле понимаются разнообразные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров и транспортных средств, установленные исходя из экономических интересов РФ, выполнения ею своих международных обязательств, защиты экономической основы собственного суверенитета, так и защиты внутреннего потребительского рынка, либо установленные в качестве ответной меры на дискриминационные или другие, ущемляющие интересы российских лиц, акции иностранных государств и их союзов, а также по другим достаточно важным основаниям в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и заключенными ею международными договорами.

К мерам экономической политики относятся установление запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, минимальных и максимальных цен; лицензирование, квотирование и другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.

В ТК РФ приводится перечень оснований для запрещения ввоза или вывоза конкретного товара или транспортного средства: соображения государственной безопасности; защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья и т.п. Перечень оснований для запрещения ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств является открытым: он может быть дополнен и другими основаниями исходя из иных экономических и политических интересов РФ, обозначенных в законодательных актах и международных договорах РФ.

Наряду с полным запретом в отношении ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств допускается применение таких мер экономической политики, как различные ограничения: товарные ограничения - ограничения на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств; ограничения по времени - ограничения на ввоз и вывоз товаров, действующие в течение определенного времени; квотирование - количественные ограничения экспорта и импорта товаров; географические ограничения - ограничения, связанные с отдельными странами или группами стран.

Квотирование как мера экономической политики представляет собой введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок, по отдельным видам товаров, странам или группам стран. В РФ экспорт и импорт осуществляется без количественных ограничений. Квотирование экспорта вводится Правительством РФ в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности РФ и др.). Квотирование импорта применяется как защитная мера в случаях, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных им конкурирующих товаров на территории РФ. Может служить в качестве ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.

Лицензирование в таможенном деле - разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу не допускается. Соответственно различаются лицензии ввозные, вывозные и транзитные. Лицензии выдаются уполномоченным на то государственным органом, т.е. Министерством внешних экономических связей РФ. Лицензии выдаются на основании квот на определенное количество товара и действуют в течение указанного в них срока.

В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении экспорта и импорта вооружений, военной техники и товаров двойного назначения действует система экспортного контроля. Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется перечнями и списками, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Президент РФ в целях обеспечения национальной безопасности РФ вправе вводить признанные международным правом экономические санкции, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие запреты и ограничения.

Крайними мерами экономической политики являются таможенная блокада и эмбарго.

Таможенная блокада может осуществляться путем приостановки выполнения таможенного оформления, задержки товаров на таможенных складах и т.д. Цель такой меры - нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства.

Эмбарго - запрещение или ограничение ввоза в свою страну или вывоза в другую страну товаров, услуг, валютных и иных ценностей. В современной международной практике применяется как средство экономического или финансового давления, как форма репрессий. Эмбарго служит основанием для приостановки или прекращения экспортно-импортных операций, выполнения всех или некоторых конкретных обязательств в таможенной сфере. [17, с.295]

Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, подпадающих под действие мер экономической политики, допускается таможенными органами при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства РФ и международными договорами РФ. Расходы, возникшие у лица, перемещающего товары, либо у перевозчика в связи с введением указанных ограничений, государственными органами РФ не возмещаются. [7, с.44]

Итак, таможенным органам принадлежит наиболее активная, непосредственная роль в разработке таможенной политики.

Таможенное дело снижает внутреннюю угрозу экономической безопасности страны посредством предотвращения деформаций в топливно-энергетическом и сырьевом комплексах, повышает конкурентоспособность национальной экономики, укрепляет продовольственную безопасности страны и т.д.

Таможенные органы в деле обеспечения экономической безопасности страны применяют различные меры экономической политики.

2.2 Тарифное регулирование как основной инструмент таможенного дела в обеспечении экономического развития страны

Тарифное регулирование в таможенном деле - это меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, основанные на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот.

Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товара с этой территории.

Основные цели таможенного тарифа:

рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ,

поддержание рационального соотношения вывоза товаров и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;

защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику и др.

К числу таможенных платежей отнесены: таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ. [22, с.15]

Взиманием таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей ведают соответствующие подразделения таможенных органов, а на уровне ГТК - Управление федеральных таможенных доходов.

Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением. Таможенная пошлина взимается без встречного удовлетворения, т.е. не представляет собой плату за услуги. [12, с.5]

Основной принцип регулирования таможенно-тарифных отношений - принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин. Указанный в таможенном тарифе денежный размер пошлины (платежа), подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию РФ или вывозимый с этой территории, называется ставкой таможенной пошлины. Ставки таможенных пошлин в РФ определяются Правительством РФ и периодически меняются.

В зависимости от метода исчисления различаются следующие виды ставок таможенных пошлин:

адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Допускается установление тарифных льгот и преференций по таможенному тарифу. Под тарифной льготой понимается предоставление на условиях взаимности или в одностороннем порядке льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в форме возврата ранее уплаченной пошлины, освобождение от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Под тарифными преференциями понимаются специальные преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами для всех или нескольких товаров отдельных стран и не распространяющиеся на товары других стран. Допускается установление преференций в отношении товаров: происходящих из стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз; происходящих из развивающихся стран, пользующихся схемой преференций РФ, например Албания, Алжир, Куба, Монголия и др.

Таможенные привилегии - это преимущества, предоставляемые определенным физическим, должностным лицам при перемещении через таможенную границу РФ товаров, транспортных средств, ценностей, личных вещей и других предметов. Проявляются в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или других платежей, либо упрощений процедуры пропуска через таможенную границу товаров и иных предметов, либо полного неприменения таких процедур.

Таможенные пошлины классифицируются по разным критериям. По объекту взимания различают: ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Транзитные пошлины в РФ не взимаются.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике. Ввозные пошлины выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от конкурентов. Вывозные пошлины выполняют фискальную функцию таможенно - тарифного регулирования. В настоящее время вывозные пошлины в России отменены.

В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров устанавливаются сезонные пошлины. Отдельную графу образуют так называемые особые пошлины, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К их числу относятся: специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям; либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормативная стоимость в стране вывоза на момент этого ввоза.

Компенсационные пошлины применяются к ввозимым на таможенную территорию товарам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. [4, с.83]

В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, действующим законодательством предусматривается уплата не только таможенных пошлин, но и иных платежей, охватываемых понятием тарифных мер регулирования: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за хранение товаров, таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товара. Под таможенной стоимостью товара понимается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы.

Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом или иными лицами в соответствии с ТК РФ до или одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный ТК РФ, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.

Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров, или на складах которого происходит хранение товаров либо осуществляющему информирование, консультирование, принятие предварительного решения и т.д.

Таможенные платежи уплачиваются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Банком России, за исключением случаев, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте.

Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенными органами в бесспорном порядке независимо от времени обнаружения факта неуплаты, за исключением взыскания платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу не для коммерческих целей, с которых взыскивание производится в судебном порядке. [18, с.16]

Итак, таможенные пошлины выполняют ряд функций. Самыми важными из них являются следующие:

1) Регулирующая функция - позволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства.

2) Фискальная функция - эта функция таможенных пошлин состоит в том, чтобы наполнять казну государства, т.е. доходную часть государственного бюджета за счет уплаты импортерами (в основном), а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства.

3) Контролирующая функция - состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей. [20, с.101]

Итак, в системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы.

Взимание различных таможенных платежей обеспечивает пополнение государственного бюджета страны и достижение экономических целей таможенного дела.

Стабилизация положения в стране зависит от фискальных доходов, взимаемых таможенными органами с участников ВЭД.

2.3 Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач

Сегодня таможенная служба России насчитывает около 60 тысяч сотрудников, в подчинении Государственного таможенного комитета находится 16 региональных таможенных управлений, 160 таможен, 512 таможенных постов. [24]

Главным итогом проведенной работы за последние 2 года стало выполнение Государственным таможенным комитетом РФ плановых заданий по сбору таможенных платежей на 2006 - 2007 годы.

В 2006 г. по данным Федеральной таможенной службы РФ внешнеторговый оборот РФ составил 436,1 млрд. долларов и по сравнению с 2005 годом вырос на 28,3%. Объем торговли со странами дальнего зарубежья вырос на 28,7% - до 371,4 млрд. долларов, со странами СНГ - на 25,4%, до 64,7 млрд. долларов. Крупнейшим экономическим партнером России остается Европейский Союз, на его долю в 2006 году пришлось 53,2% российского товарооборота (в 2005 году - 52,1%), на страны СНГ - 14,8% (15,3%), на страны ЕврАзЭС - 7,8% (7,8%), на страны АТЭС - 16,9% (16,1%).

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ в 2006 году перечислила в федеральный бюджет 2 трлн.863 млрд.990 млн. рублей. В структуре платежей порядка 85% занимают экспортные пошлины, 15% - импортные пошлины. ФТС в 2005 году обеспечила 42% поступлений в федеральный бюджет.

В 2007 г. ФТС также справилась с плановым заданием по сбору платежей, несмотря на возникшие в начале года сложности с его выполнением. Годовой план составлял 3,1 триллиона рублей. В первом квартале 2007 года ФТС перечислила в федеральный бюджет 678,51 миллиарда рублей, за шесть месяцев - 1,4 триллиона рублей. За год Федеральная таможенная служба (ФТС) России перечислила в федеральный бюджет 3 трлн.253,82 млрд. рублей, что на 2,1% превышает годовое плановое задание.

За январь 2008 года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 274,77 млрд. рублей, что на 5,05 млрд. больше запланированного задания. Плановое задание выполнено на 101,87%.

ФТС России сообщает, что за август 2008 года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 429,51 млрд. рублей, что на 26,09 млрд. больше запланированного задания. Плановое задание выполнено на 106,47%.

Таким образом, как сообщает пресс-служба ФТС России, за восемь месяцев 2008 года таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 3 063,16 млрд. рублей, что составило 100,87% от планового задания. [24]

На современном этапе можно выделить три финансово-экономические проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации таможенной политики государства.

Первая. Формирование состава и товарной структуры потребительского рынка РФ и создание конкурентной среды.

Вторая. Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на российский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.

Третья. Обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть федерального бюджета.

На первом месте стоит проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентной среды. Потребительский рынок в стране должен быть сформирован и государство должно принимать действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров и услуг формируется за счет двух источников:

отечественное производство (реальный сектор экономики) и материальные запасы и государственные резервы.

импорт продукции за счет функционирования мирового рынка.

Состояние потребительского рынка затрагивает интересы населения страны, а поэтому федеральные и региональные власти должны уделять приоритетное внимание составу и товарной структуре потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуре ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых и розничных цен на потребительские товары.

Основным инструментом федерального государственного регулирования внутреннего рынка страны в процессе взаимодействия с мировым рынком является таможенный тариф, о котором было сказано выше.

Однако, существуют и нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, которые устанавливаются правительством и являются исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемыми в отношении ряда товаров. К ним относятся: лицензирование, квотирование, сертификация, о которых было сказано выше.

Вторая по приоритетности проблема решается таможенным комитетом, прежде всего, за счет своевременного пересмотра и уточнения уровня таможенных импортных пошлин. Уровень таможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский рынок России был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами и продуктами. Во-вторых, конкуренция импорта на российском рынке была нормальной, не позволяющей "забивать" отечественное производство, как это случилось в 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной промышленности.

И, наконец, третья проблема решается таможенными органами с помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах. [16, с.44]

В целях развития отечественного потребительского рынка необходимо постоянно следить за составом и структурой товарного импорта, чтобы вовремя пересматривать отдельные номенклатурные позиции и регулировать (увеличивать или уменьшать) импортные таможенные пошлины. Например, рынок России перенасыщен по алкогольным напиткам, сигаретам, мебели, шоколадным изделиям, текстильной и трикотажной одежде и др. По этим позициям следует увеличивать таможенные пошлины. Это будет способствовать развитию отечественного производства и реализации отечественных товаров.

Таким образом, внешняя торговля, регулируемая таможенными органами, играет важную роль в формировании потребительского рынка Российской Федерации и его отдельных сегментов, что является главной экономической задачей на данный момент развития государства. А таможенная политика - сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их материальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно, тщательно взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения. Главным в таможенной политике является:

установление оптимальных размеров импортно-экспортных пошлин;

своевременный пересмотр установленных тарифов в связи с изменением ситуации на внутреннем и внешнем рынках;

определение коэффициентов увеличения или снижения уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной группе товаров;

более активное использование лицензирования, квотирования и сертификации товаров.

Для решения задач и проблем, стоящих перед таможенными органами страны, необходимо:

постоянно повышать квалификацию специалистов таможенных органов, особенно тех из них, кто разрабатывает и обосновывает проекты изменений ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

увеличить аппарат, занимающийся научными исследованиями и разработкой методических рекомендаций по совершенствованию таможенной политики и повышению эффективности работы таможенной системы страны;

усилить контакты (наладить тесные связи) Государственного таможенного комитета РФ с Минфином РФ, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, реальным сектором экономики, регионами. [21, с.167]

Необходимо также думать и долгосрочной перспективе таможенной дела. Важно обеспечить разумный баланс между тремя основными функциями таможни - фискальной, регулирующей и защитной.

Надо четко понять: от кого какие рынки защищать. Например, если в стране существует дефицит каких либо сырьевых ресурсов, то необходимо создавать условия для сохранения определенных отраслей промышленности. Впрочем, в ряде случаев только таможенными мерами нашу отечественную промышленность не защитить. Необходима конкурентоспособность продукции.

Внешняя торговля традиционно играет важную роль в развитии экономики любого государства. Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, это таможенная политика. Ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции, что является важнейшими экономическими задачами страны. [10, с.391]

Действующее российское законодательство позволяет применять практически все известные в мировой практике меры таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования внешней торговли. Выбор же тех или иных мер зависит от целей, которые ставит государство перед таможенной службой.

Вопрос правильного определения целей таможенной политики важен, конечно, для любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это объясняется и огромной общей протяженностью ее границ, и фактической "прозрачностью" границ со странами СНГ, и спецификой федеративного устройства страны, где принцип единства таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных республик и областей.

У таможенной политики есть три ключевые функции - фискальная, регулирующая и защитная. В принципе все они одинаково важны для экономики. Но на практике предпочтение сегодня, к сожалению, отдается лишь одной функции - фискальной. По сути дела, в последние годы таможня рассматривается почти исключительно как фискальный инструмент, а вся таможенная политика строится на ужесточении таможенного контроля и усложнении таможенных процедур.

Таким образом, фискальный перекос приводит к парадоксальной ситуации. Таможня, которая, по идее, должна защищать отечественного производителя, сегодня непосредственно заинтересована в росте импорта, как главного источника налогообложения. Следствием такой политики может стать полное прекращение производства многих товаров отечественных производителей и превращение страны исключительно в производителя энергоресурсов.

Основная задача государства заключается в разработке программы постепенного импортного замещения путем восстановления и развития отечественных производств. Причем сейчас в защите государства нуждаются не только конкретные предприятия, но даже само желание отечественных промышленников что-либо производить.

Действующее таможенное законодательство содержит довольно большое количество практически не работающих норм, которые могут широко использоваться для развития различных отраслей промышленности. [9, с.163]

Превращение таможенной политики в действенный механизм невозможно без создания инструментов контроля за обращением импортных товаров на внутреннем рынке. Необходимо провести унификацию таможенных и налоговых документов для того, чтобы иметь возможность привлекать к ответственности лиц, приобретающих контрабандные товары уже после их поступления на внутренний рынок.

Глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов выдвигает на первый план одну из главных задач деятельности службы на 2008-2010 годы - выявление и пресечение контрабанды, а также взяточничества и других таможенных преступлений. Серьезную угрозу национальной безопасности, предупредил он, представляют и потоки через границу контрабандной продукции.

Еще одной задачей является сокращение времени таможенных процедур на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу. Если в 2006 году среднее время составило 23 минуты, то за счет совершенствования организации таможенного контроля и обустройства пунктов, оптимизации их размещения в 2010 году оно должно сократиться до 19 минут. Количество же аэропортов и портов, в которых будет применяться принцип "зеленого коридора" при перемещении товаров, по планам Бельянинова, должно возрасти за три года с 7,7 до 11%. [24]

Следует признать, что сами ставки таможенного тарифа несовершенны и нуждаются в кардинальном пересмотре. Прежде всего, надо оптимизировать абсолютный размер ставок таможенных пошлин, включая в необходимых случаях корректировку специфических составляющих комбинированных ставок на отдельные товары.

Мировой опыт показывает, что применение высоких ставок таможенных пошлин приносит определенный эффект только в том случае, когда государство вводит жесткий протекционистский режим и дополняет таможенную политику административными мерами по контролю за рынком. Если же этого нет, то установление высоких ставок приводит либо к свертыванию торговых операций, либо к массовым уклонениям от уплаты платежей.

Необходимо также расширение номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными или специфическими видами ставок таможенных пошлин, в том числе так называемыми плюсовыми комбинированными ставками. Это достаточно эффективный механизм противодействия попыткам уклонения от уплаты платежей путем занижения декларируемой таможенной стоимости.

Введение фактически запретительных вывозных пошлин на товары, заявленные к экспорту по низким ценам, может стать дополнительным барьером на пути утечки капиталов из страны.

Еще одна необходимая мера - установление одинаковых (унифицированных) ставок пошлин на товары, имеющие сходные характеристики. Это положит конец одному из самых распространенных на данный момент нарушений - заявлению однородных товаров в товарные позиции, на которые установлена более низкая ставка пошлины.

Тарифная политика должна стать более гибкой и оперативной. Чтобы быстрее реагировать на изменения экономической ситуации на рынках, следует шире использовать такие специфические механизмы, как сезонные пошлины и тарифные квоты, которые позволяют дифференцировать размер ставок пошлин.

Эффективной мерой может также стать введение поощрительных пошлин. Ставки таких пошлин применяются по решению правительства для стимулирования ввоза товаров инвестиционного назначения крупными инвесторами, заключившими соглашения с уполномоченным государственным органом.

Итак, в последние годы ФТС регулярно перевыполняет плановые задания по таможенным выплатам в Федеральный бюджет РФ. Это свидетельствует о правильном курсе проводимых таможенных реформ.

Однако в ближайшем будущем предстоит решить множество проблем стоящих в настоящий момент перед таможенной службой страны и ее руководством. В число внутренних проблем входит слабый профессионализм большинства служащих таможенного дела, коррупция и взяточничество в таможенных органах. Главной внешней проблемой остается рост потоков контрабандной продукции из-за рубежа, что медленно, но верно подрывает экономику нашей страны. В таких условиях навести порядок в таможенных органах будет непросто, но необходимо.

Заключение

Сегодня проблемы таможенного дела и таможенной службы стоят особенно остро в связи с социальными проблемами общества, связанными с нарушениями в таможенном режиме РФ. Действующий премьер-министр, а в недавнем прошлом Президент РФ, В.В. Путин в свое время уделял много внимания развитию таможенного дела в России и сейчас продолжает следить за состоянием таможенного механизма в РФ. Причины этого в том, что руководство Федеральной таможенной службой (ФТС) с 2006 г. осуществляет правительство РФ, и в том, что своевременное регулирование таможенной деятельности и размеров таможенных тарифов способно стать мощным рычагом в деле регулирования экономических процессов в стране.

Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля, обеспечение экономической безопасности государства и защита его экономических интересов.

Главное назначение и роль таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства, состоит в таком воздействии на всех участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные таможенные правила и нормы.

Экономическая безопасность государства, его экономические интересы и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутри - и внешнеэкономические интересы. При этом внутриэкономические интересы могут быть связаны с развитием промышленного и агропромышленного комплекса, транспорта и связи и т.п. Понятно, что таможенные органы призваны имеющимися средствами, и присущими им методами, защищать и охранять названные и вытекающие из них более конкретные интересы государства в целом, регионов, предприятий и хозяйственных организаций.

Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность и защиту экономических интересов государства, можно разделить на две группы:

1. Средства правового регулирования и методы правоохранительной деятельности. В данном случае таможенные органы используют правовое принуждение, санкции, меры защиты, в соответствии с действующим законодательством, пользуясь властными полномочиями, позволяющими пресекать попытки нарушения законности. Эта группа составляет основу правоохранительной деятельности таможенных органов.

2. Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений.

К ним относится: тарифное регулирование (таможенные платежи, сборы, налоги, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль, методы определения страны происхождения товаров и др.) и нетарифное регулирование (эмбарго, запрещение ввоза или вывоза товаров, установление ограничений на ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты, сертификация и другие ограничения).

Таким образом, таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с целью развития экономики страны и обеспечения ее экономической безопасности, включает в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, применяемых с целью обеспечить защиту экономических интересов государства, оптимизировать процессы развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений, стимулировать развитие отечественной экономики и оградить эту экономику от проникновения извне разрушающих ее деструктивных элементов.

В последние годы ФТС регулярно перевыполняет плановые задания по таможенным выплатам в Федеральный бюджет РФ. Это свидетельствует о правильном курсе проводимых таможенных реформ. Однако перед таможенными органами и перед правительством РФ все еще стоят злободневные проблемы, требующие немедленного решения.

Список используемой литературы

1. Таможенный кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2006 года. - М: Инфра - М, 2007, - 288 с.

2. Закон РФ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003, № 164 - ФЗ.

3. Астапов А. Формирование единого экономического пространства стран СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 2005 - №1 - С.95 - 99.

4. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. - М.: Март, 2007. - 240 с.

5. Додонкин Ю.В., Жебелева И.А., Криштафович В.И. Таможенная экспертиза товаров: учебник. - М: Академия, 2003 - 272 с.

6. Драчка О. Куда идет Россия // Мировая экономика и международные отношения - 2005 - №8 - С.58-63.

7. Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенном деле. - М.: Бизнес-Пресса, 2004. - 253 с.

8. Жуковская В., Трофимова И., Чертко Н. Что отражает таможенная статистика // Международная экономика и международные отношения. - 2004. - №12. - С.13 - 24.

9. Коник Н.В. Таможенное дело. - М.: Омега-Л, 2008 - 192 с.

10. Кухаренко В. Современная культура таможни: проблемы развития // Безопасность Евразии. - 2000. - №2. - С.391 - 401.

11. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. - М.: Социум, 2005. - 410 с.

12. Миляков Н.В. Таможенная пошлина. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 265 с.

13. Молчанова О.В. Коган М.В. Таможенное дело. - Ростов на Дону: Феникс, 2007 - 318 с.

14. Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: учебно-практическое пособие. - М.: МЦФЭР, 2005. - 479 с.

15. Основы таможенного дела: учебник / Под ред. В.Г. Драганова. - М.: Экономика, 2004. - 687 с.

16. Парасочка В.Т. Таможенные механизмы регулирования параметров потребительского рынка // Законодательство и экономика - 2001 - №8 - С.44 - 48.

17. Пузакова Е.П., Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и управление. - М.: Экономист, 2008. - 624 с.

18. Романова Е.В. Таможенные платежи. - Спб.: Питер, 2005. - 232 с.

19. Свинухов В.Г. Таможенное дело. - М.: Экономист, 2005. - 297 с.

20. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учеб. пособие - М.: Экономист - 2005 271 стр.

21. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. - М.: Бератор Пресс, 2003 - 304 с.

22. Трошкина Т.Н. Таможенные платежи: учебно-практическое пособие. - Нижний Новгород: Городец, 2007. - 128 с.

23. Чекмарева Г.И. Основы таможенного дела. - М.: Март, 2003. - 208 с.

24. www. tamognia. ru


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ