Правовой статус таможен Республики Беларусь
Правовой статус таможен Республики Беларусь
2 БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет технологий управления и гуманитаризации Кафедра «Таможенное дело» Курсовая работа по дисциплине «Административное право и процесс» Тема: «Правовой статус таможен Республики Беларусь» Исполнитель: студентка 2 курса группы 108616 Данишевская Н. Г. Руководитель: ст. преподаватель Манкевич А. А. Минск 2007 Содержание Введение 1. Общие положения 2. Задачи и функции таможен Основные задачи таможен Основные функции таможен 3. Права, обязанности и ответственность таможен Основные права таможен Основные обязанности таможен Ответственность таможен 4. Должностные лица таможен и их правовое положение Общие положения Начальник таможни Заместители начальника таможни 5. Структурные подразделения таможни 6. Пункты таможенного оформления Заключение Список литературы Введение Международное экономическое сотрудничество -- объективный процесс развития многообразных экономических связей между государствами. Посредством внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, обмен его результатами между разными странами. С целью ускорения экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена во всех формах. Важнейшим элементом системы государственного управления внешнеэкономическими связями является таможенная структура в целом и таможенно-тарификационный механизм, в частности. Формирование нового белорусского государсттва и системы исполнительной власти повлекло за собой обновление механизма правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей таможенной системы -- таможенного дела и таможенной службы. В настоящее время в Республике Беларусь идет сложный и противоречивый процесс становления таможенной системы, которая создается на базе мировых традиций и с использованием отечественного опыта, поэтому ей присущи одновременно черты, характерные для предшествующей таможенной структуры, а также элементы, отвечающие новым экономическим отношениям, постепенно складывающимся в экономике нашего государства переходного периода. Именно поэтому представляется целесообразным рассмотреть правовой статус таможен Республики Беларусь. 1. Общие положения Таможни Республики Беларусь (далее -- таможни) являются нижестоящими органами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (далее -- Комитет) и образуют вместе с ним единую систему таможенных органов. Они составляют организационный фундамент таможенной системы. Таможня осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Комитета, а также на основании положения, утвержденного Комитетом. В настоящее время действует Типовое положение о таможне Республики Беларусь (далее -- Положение), утвержденное Комитетом от 25 августа 1999г. № 378-ОД. В соответствии со ст.312 ч.3 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее -- ТК РБ) и со ст.1.2 Положения, создание, реорганизация и ликвидация таможен осуществляется Комитетом по согласованию с Президентом Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Таможни создаются на местном уровне для непосредственного решения задач, связанных с осуществлением таможенной политики. При создании таможен учитывается два аспекта: 1. территориальный аспект. Таможни создаются на определенной территории и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория такого региона определяется Комитетом. 2. направление основных товарных потоков. Таможни подчинены непосредственно Комитету. Структура, штатная численность и фонд оплаты труда таможен утверждается Комитетом. В соответствии со ст.1.7-1.9 Положения таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, свой расчетный счет, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, текущие счета по исполнению доходной части республиканского бюджета, другие счета в банках. Таможня финансируется за счет средств республиканского бюджета, а также из иных, предусмотренных законодательством Республики Беларусь источников. Таможня имеет право оперативного управления закрепленным за ней имуществом, являющимся государственной собственностью. Возглавляет таможню начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Комитетом по согласованию с Государственным секретарем Совета безопасности Республики Беларусь. Он имеет, как правило, четырех заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от нее Комитетом. Таможни находятся на таможенной границе или внутренней территории. Таможни, находящиеся на таможенной границе, называют пограничными. Расположение последних связывается с крупными транспортными узлами (аэропорты, пограничные железнодорожные станции). Примерами пограничных таможен Республики Беларусь могут служить таможни «Западный Буг», Ошмянская, Гродненская региональная. Внутренними таможнями являются Минская центральная, Минская региональная. Необходимость создания внутренних таможен связана с либерализацией внешнеэкономической деятельности, значительным увеличением товарооборота и невозможностью приграничных таможен оперативно решать стоящие перед ними вопросы. Деление таможен Республики Беларусь на пограничные и внутренние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через границу и делает таможенный контроль более эффективным. В нстоящее время в Республике Беларусь существует 13 таможен. 2. Задачи и функции таможен 2.1. Основные задачи таможен Таможня относится к правоохранительным органам Республики Беларусь, является органом дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела, осуществляет оперативно-розыскную деятельность, а также производство по делам об административных таможенных правонарушениях. В целях осуществления задач и функций, возложенных на нее, таможня взаимодействует с другими правоохранительными органами государственной власти и управления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Основные задачи таможни закреплены в ст.2.1-2.10 Положения. К ним относятся: -- непосредственное осуществление таможенного дела, реализация таможенной политики в пределах закрепленной за ней зоны деятельности; -- принятие в пределах своей компетенции мер по защите экономических интересов Республики Беларусь; -- обеспечение соблюдения законодательства Республики Беларусь по таможенному делу, а также законодательства Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Беларусь; -- осуществление таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь; -- обеспечение полного и своевременного поступления таможенных платежей в бюджет Республики Беларусь; -- осуществление в пределах компетенции таможенных органов Республики Беларусь и своих полномочий валютного контроля; -- ведение таможенной статистики; -- осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, административными правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов; -- содействие развитию внешнеэкономических связей Республики Беларусь; -- кадровое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение своей деятельности. 2.2. Основные функции таможен Таможни, выполняя свои задачи, осуществляют схожие с Комитетом функции. При этом они имеют более практическую направленность на реализацию таможенной политики. Если у Комитета больше функций организационного, обеспечительного, регулирующего характера, то у таможен -- осуществление таможенного контроля, таможенного оформления, взимания таможенных платежей и т.п., т.е. решение конкретных вопросов таможенного дела. Таких функций у таможен много (55), и они разнообразны. Как и задачи, они закреплены в Типовом положении о таможне Республики Беларусь. Приведем лишь некоторые из них, наиболее полно отражающие специфику деятельности таможни. В частности, таможня: Ё по вопросам реализации таможенной политики претворяет в жизнь на подведомственной территории, правовой, экономический и организационный механизмы реализации таможенной политики Республики Беларусь; Ё по вопросам таможенного контроля осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление, обеспечивает правильное применение таможенных режимов при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь; Ё по вопросам взимания таможенных платежей начисляет таможенные платежи, контролирует уплату таможенных платежей, взыскивает таможенные платежи; Ё по вопросам борьбы с таможенными преступлениями и административными таможенными правонарушениями осуществляет дознание по таможенным преступлениям, ведет оперативно-разыскную деятельность, проводит расследование по делам об административных таможенных правонарушениях; Ё по вопросам работы с кадрами и развитию материально-технической базы своей деятельности осуществляет подбор, расстановку и обучение кадров таможни, участвует в подготовке и реализации программ создания и совершенствования таможенной инфраструктуры и социального назначения. 3. Права, обязанности и ответственность таможен 3.1. Основные права таможен Для реализации возложенных на нее функций таможня обладает значительными правами Игнатюк А.З. Таможенное право Республики Беларусь. -- Мн.: Амалфея, 2004., предусмотренными Таможенным кодексом Республики Беларусь, законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе» от 11.02.2005, нормативными правовыми актами ГТК и иным законодательством Республики Беларусь о таможенном деле, включая права: - издавать в пределах своей компетенции правоприменительные акты по реализации законодательства Республики Беларусь о таможенном деле. Таможня является исполнительно-распорядительным органом, т.е. она не только реализует законы и иные правовые акты вышестоящих звеньев государственного управления, но и издает в пределах компетенции свои административные акты. В некоторых из них содержатся локальные правовые нормы (например, правила внутреннего служебного распорядка таможни). Но, как правило, административные акты таможен носят индивидуальный характер и не являются источниками права; - вести в пределах своей компетенции переписку с таможенными органами, организациями и гражданами Республики Беларусь, а также по согласованию с Комитетом -- с таможенными службами государств-участников СНГ по вопросам межведомственного сотрудничества, а в случаях, предусмотренных соответствующими соглашениями, и с таможенными органами отдельных государств; - привлекать в соответствии с законодательством Республики Беларусь специалистов других правоохранительных и контролирующих органов, а также экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля; - представлять в пределах компетенции таможни интересы таможенных органов Республики Беларусь в правоохранительных и государственных органах Республики Беларусь; - давать разрешение на помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим; - производить таможенный досмотр и осуществлять таможенный контроль в иных формах, используя при этом все либо только достаточные формы таможенного контроля; - определять места и продолжительность стоянки транспортных средств для целей осуществления таможенного контроля и таможенного оформления; - давать разрешение на отправление транспортных средств из мест их стоянки; принудительно останавливать транспортные средства, возвращать речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию Республики Беларусь, за исключением судов и судов, находящихся на территории других государств; - давать разрешение либо отказывать в разрешении на изменение места стоянки. Выгрузку и перегрузку товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, высадку пассажиров, вскрытие упаковки, упаковку или переупаковку товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации; - определять меры которые должны быть предприняты для обеспечения таможенного контроля в случае аварии или действия непреодолимой силы; - требовать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства, декларантов, владельцев складов, перевозчиков и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, производства грузовых и иных операций с товарами транспортными средствами, необходимых для таможенного оформления, проведения таможенного контроля и осуществления иных функций, возложенных на таможенные органы Республики Беларусь; - в целях таможенного оформления брать пробы и образцы товаров, проводить их исследование (экспертизу); - разрешать лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров, их представителям и другим органам государственного контроля, брать пробы и образцы; - требовать от декларантов, перевозчиков и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, оказания содействия в производстве таможенного оформления, проведении таможенного контроля и осуществлении иных функций, возложенных на таможенные органы Республики Беларусь; - идентифицировать товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем; транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Республики Беларусь; - осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств, в том числе в местах нахождения любого лица, прямо или косвенно имеющего отношение к внешнеэкономическим и последующим экономическим операциям с выпущенными товарами и транспортными средствами или владеющего необходимыми документами; - проводить в любое время инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи или предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей; - в целях проведения таможенного контроля должностные лица на основании служебного удостоверения имеют право доступа на территорию и в помещения любых лиц, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие такому контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Республики Беларусь; - назначать и проводить проверки финансово-хозяйственнрй деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Беларусь, таможенных агентов (иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Республики Беларусь), в ходе которой знакомиться с любой документацией (включая банковскую) и информацией, касающейся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов Республики Беларусь; - получать от их должностных лиц и других работников справки, письменные и устные объяснения; опечатывать склады, архивы и иные помещения; - изымать в случаях и порядке, определенным Комитетом, документы; устанавливать место и время для ознакомления с документами и информацией; - принимать в пределах своей компетенции решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей путем заключения договоров залога, приема гарантий третьих лиц либо приема на депозит причитающихся сумм; - взыскивать неуплаченные таможенные платежи в бесспорном порядке в соответствии с законодательством; - получать для проведения таможенного контроля от банков и учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Беларусь, таможенных агентов либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; - контролировать осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах в соответствии законодательством о таможенном деле; - в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь возбуждать уголовные дела при наличии признаков контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела; - изымать в соответствии с законодательством о таможенном деле товары, транспортные средства и иные предметы; - распределять и перераспределять между своими структурными подразделениями штатную численность в пределах выделяемого Комитетом фонда оплаты труда и общей (предельной) штатной численности таможни; утверждают и вносят изменения в штатное расписание таможни в соответствии со структурой, утверждаемой и изменяемой Комитетом; - заключать в пределах своей компетенции с организациями и гражданами договоры, связанные с хозяйственной деятельностью; - быть истцом и ответчиком в суде. 3.2. Основные обязанности таможен Наряду с правами таможни обладают и совокупностью определенных обязанностей. Выделим несколько основных обязанностей. Таможни обязаны: - в своей деятельности неукоснительно следовать букве закона; - следить за исполнением законодательства Республики Беларусь другими физическими и юридическими лицами; - предупреждать, выявлять и устранять в пределах своей компетенции административные таможенные правонарушения; - при обнаружении таможнями признаков административного правонарушения, производство по делам о котором отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других государственных органов, передавать об этом информацию соответствующим государственным органам и др. 3.3. Ответственность таможен Ответственность таможенных органов и должностных лиц закреплена в 320 статье ТК РБ, регулируется Уголовным кодексом Республики Беларусь, Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь, Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь. Незаконные решения, неправомерные действия либо бездействия должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. Таможенные органы в соответствии с гражданским и иным законодательством возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) должностных лиц таких таможенных органов при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей. 4. Должностные лица таможен и их правовое положение 4.1. Общие положения В соответствии со ст. 325 ТК РБ, должностными лицами таможен являются работники, занимающее штатные должности в таможнях, имеющие персональные звания и обеспечивающие от имени государства исполнение таможнями властных полномочий. Право поступления на службу в таможни имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным, установленным законам и (или) актами Президента Республики Беларусь. Должностные лица таможен являются государственными служащими, и на них распространяется Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14.06.2003 г. № 204-3 в той мере, в которой их правовое положение не определено ТК РБ. Должностным лицам таможен присваиваются персональные звания. Персональные звания, порядок их присвоения определяются Президентом Республики Беларусь. Должностные лица таможен несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь, утвержденного указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2001 г. № 243. Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах, в том числе вопросы оплаты труда, определяются Президентом Республики Беларусь. По ст.326 ТК РБ, при исполнении своих служебных обязанностей должностные лица таможен являются представителями власти и находятся под защитой государства. Должностное лицо таможни при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законодательством и подчиняется непосредственному и прямым начальникам. Должностные лица таможен имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. 4.2. Начальник таможни По своим служебному положению должностные лица могут быть начальниками и подчиненными. Начальники, которым должностные лица подчинены по службе хотя бы и временно, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником. По своему служебному положению начальниками в таможнях являются: · начальник таможни -- для всех должностных лиц таможни; · заместитель начальника таможни -- для всех нижестоящих должностных лиц таможни; · начальник таможенного поста, начальник отдела таможни (таможенного поста) -- для всех нижестоящих должностных лиц таможенного поста, отдела таможни (таможенного поста); · заместитель начальника таможенного поста, заместитель начальника отдела таможни (таможенного поста) -- для всех нижестоящих должностных лиц таможенного поста, отдела таможни (таможенного поста). Начальник таможни назначается на должность и освобождается от должности Председателем Комитета по согласованию с Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь. Он наделен отдельными полномочиями, которые закреплены в ст.5.1-5.2 Положения и в Дисциплинарном уставе должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь. Они носят внутриорганизационный характер: - на принципах единоначалия непосредственно руководит таможней; - отвечает персонально за выполнение возложенных на таможню задач и функций, состояние правовой деятельности таможни, правильность и обоснованность расходования выделенных денежных средств, состояние бухгалтерского учета, планово-финансовой, бюджетной, кассовой, платежно-расчетной, штатной дисциплины и достоверность финансовой, бухгалтерской и иной отчетности, а также за подбор кадров, расстановку кадров и их воспитание, по обеспечению собственной безопасности; - распределяет функциональные обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их ответственности; - на основе законодательства Республики Беларусь и для его исполнения издает в пределах своей компетенции приказы и иные акты, организует проверки их исполнения; - представляет таможню в государственных органах; - организует взаимодействие с другими правоохранительными органами, иными организациями по вопросам оперативно-служебной деятельности; - занимается планированием, организацией, контролем исполнения заданий по перечислению в республиканский бюджет таможенных пошлин и иных таможенных пошлин и таможенных платежей; - представляет в Комитет кандидатуры на назначение и на освобождение по следующим должностям: заместители начальника таможни, начальник отдела кадров, начальник отдела профессиональной подготовки, начальник отдела бухгалтерского учета и контроля, начальники таможенных постов, начальники отделов собственной безопасности, старшие групп собственной безопасности таможен, главные инспекторы по особым поручениям таможен; - в пределах своей компетенции распоряжается денежными средствами и иным имуществом, закрепленным за таможней; - заключает сделки от имени таможни, выдает доверенности; - вносит в Комитет предложения о присвоении специальных званий подчиненным должностным лицам таможен; - в соответствии с Дисциплинарным уставом таможенных органов Республики Беларусь, применяет к подчиненным должностным лицам таможен меры поощрения либо дисциплинарного взыскания; - ведет контроль за соблюдением трудовой дисциплины в таможне, режима рабочего дня, эффективного использования рабочего времени сотрудниками таможни, рациональной организацией труда, соблюдением служебных и государственных тайн, организует и лично проводит воспитательную работу среди сотрудников таможни, принимает меры по профилактике правонарушений; - за счет выделяемых Комитетом бюджетных средств и при содействии местных исполнительных органов власти развивает материально-техническую базу таможни; - осуществляет функции заказчика по проектированию, строительству, капитальному ремонту объектов таможенной инфраструктуры, находящихся в зоне оперативной деятельности таможни, согласно доведенному Комитетом плану; - проводит работу по подбору, расстановке и воспитанию кадров, повышению профессиональной квалификации сотрудников таможни; - подводит итоги деятельности таможни, ее структурных подразделений, дает им оценку; - помогает сотрудникам таможни в разумных пределах разрешать их нужды и запросы; - взаимодействует со средствами массовой информации в целях полного и объективного освещения деятельности таможни и т.д. 4.3. Заместители начальника таможни Заместители начальника таможни действуют в соответствии с распределенными функциональными обязанностями. Например, на первого заместителя начальника таможни, как правило, возлагается исполнение обязанностей начальника таможни во время его отсутствия, организация и руководство работой по совершенствованию таможенного оформления и операций таможенного контроля. Один из заместителей занимается общими вопросами реализации нетарифных мер государственного таможенного регулирования, создания условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Беларусь, развитию внешнеэкономической деятельности предприятий, организаций и граждан. Третий заместитель организует и руководит работой по совершенствованию мер борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями, пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов культурного и исторического наследия Республики Беларусь, объектов интеллектуальной собственности и других объектов, охраняемых государством. Четвертый заместитель может отвечать за вопросы сбора, обработки и анализа статистических данных внешней торговли и специальной таможенной статистики, а также вопросы хозяйственной характера: строительства и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры, развития материально-технической и социальной базы таможни и т.п. 5.Структурные подразделения таможни Аппарат таможен состоит из отделов и им подобных подразделений, дублирующих преимущественно структурные части Комитета. Ими, как правило, являются: -- отдел организации таможенного контроля; -- отдел обеспечения операций таможенного контроля; -- отдел контроля доставки; -- отдел технических средств таможенного контроля и связи; -- отдел таможенных исследований и экспертиз; -- отдел подакцизных товаров и финансовых гарантий; -- отдел таможенных платежей; -- отдел организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями; -- отдел таможенных расследований; -- отдел статистики; -- юридический отдел; -- отдел дежурной службы и информации граждан; -- отдел бухгалтерского учета и контроля; -- отдел таможенной инспекции; -- отдел собственной безопасности; -- отдел кадров. Структурными подразделениями таможни реализуется значительная часть функций таможни. Например, отдел таможенных платежей обеспечивает исполнение таможенного законодательства Республики Беларусь, эффективное применение таможенного тарифа, взимание и внесение в государственный бюджет сбора за таможенное оформление, таможенной пошлины и налога на доходы иностранных юридических лиц от реализации на выставках-продажах в порядке, установленном Комитетом, в зоне деятельности таможни, совершенствование технологии производства операций таможенного контроля, взаимодействует с участниками внешнеэкономической деятельности в зоне деятельности таможни, таможенными, банковскими, налоговыми и иными учреждениями по вопросам контроля за внесением в государственный бюджет и на соответствующие счета Комитета таможенных платежей. Данный отдел ведет контроль поступления на счета таможни в зоне ее деятельности таможенных платежей, решает спорные вопросы по классификации товара по указанию руководства таможни, обеспечивает соблюдение установленного порядка оформления финансовых документов, соблюдение технологии производства операций таможенного оформления и таможенного контроля, а также осуществляет многие другие функции. Отдел подакцизных товаров осуществляет контроль за правильностью расчета объекта обложения налогом на добавленную стоимость, акцизом, сумм обеспечения уплаты таможенных платежей и правильностью применения ставок налога на добавленную стоимость, акцизов, сумм обеспечения уплаты таможенных платежей, получает копии исполненных банком платежных поручений и выписки лицевых счетов, взаимодействует с отделом таможенных платежей, отделом бухгалтерского учета и контроля, осуществляет своевременное перечисление с депозита таможен денежных средств в установленные сроки и т.д. Отдел организации таможенного контроля занимается разработкой и внедрением технологий таможенного контроля и таможенного оформления, консультирует юридических лиц по вопросам таможенного законодательства, оказывает методическую помощь таможенным агентам и контролирует их деятельность, изучает возможности и необходимость открытия таможенных складов, прорабатывает вопросы развития таможенной инфраструктуры таможни. Основным направлением в деятельности отдела статистики является организация комплексного статистического наблюдения за перемещением вещей через таможенную границу. Источниками статистической информации являются таможенные декларации. 6. Пункты таможенного оформления Преимущественно в пунктах таможенного оформления работники оперативных отделов таможни выполняют свои функции. По п. 3 Положения о пунктах таможенного оформления, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.1998 г. № 1246, пункты таможенного оформления -- это официально установленные места с комплексом зданий (сооружений) и прилегающей к ним территорией, предназначенные для проведения таможенного оформления товаров и транспортных средств и размещения должностных лиц и структурных подразделений таможни для такого оформления. Они подразделяются на республиканские и ведомственные. Республиканские пункты таможенного оформления образуются решением Совета Министров Республики Беларусь и подразделяются на пограничные и внутренние. Пограничные размещаются на территории пропускных пунктов в местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Республики Беларусь на маршрутах железнодорожных и автомобильных сообщений. Внутренние пункты размещаются на территории аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений, речных портов, передаточных и узловых железнодорожных станций и в учреждениях международного почтового обмена. Ведомственные пункты таможенного оформления являются также внутренними, но образуются решением Комитета и размещаются: - на территории складов временного хранения открытого типа; - в иных местах размещения товаров и транспортных средств, которые находятся на временном хранении для их представления таможенному органу в целях проведения таможенного оформления. На территории Республики Беларусь расположен 51 республиканский пограничный пункт таможенного оформления, 37 республиканских внутренних пунктов таможенного оформления, а также 114 ведомственных. Из общего числа таких пунктов в Республики Беларусь в г. Минске расположено 19 и по Минской области -- 27. В пунктах таможенного оформления может работать часть сотрудников оперативных отделов либо целиком оперативные отделы, непосредственно осуществляющие таможенный контроль, таможенное оформление, взимание таможенных платежей, а также сотрудники отдела бухгалтерского учета и контроля, отдела борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями для осуществления возложенных на них функций. Один или несколько таких пунктов, расположенных в одном населенном пункте, могут объединяться в таможенный пост, возглавляемый начальником, у которого может быть заместитель. В отличие от России таможенный пост в Республике Беларусь не выделяется в отдельную организацию -- орган управления. Он, по существу, является формальным объединением лиц и, возможно, отделов выполняющих самостоятельные таможенные функции, под эгидой начальника поста с целью координации последним их деятельности. Ведь пункты таможенного оформления находятся на удаленном расстоянии от администрации таможни Административно-правовые основы государственного управления: Учебное пособие / Общ. ред. А. Н. Крамника. -- Мн.: Тесей, 2004. -- с.646.. В пунктах таможенного оформления начинается осуществление таможенного дела по всей технологической цепи. Например, Минская региональная таможня имеет три таможенных поста -- Борисовский, Молодеченский и Солигорский. Минская центральная в них не нуждается, потому что зоной ее деятельности является г. Минск; пункты таможенного оформления, относящиеся к ней, находятся на близком расстоянии и их немного. Заключение Таким образом, таможня -- это нижестоящий орган Комитета, образующий вместе с ним систему таможенных органов. Она имеет свою компетенцию и масштаб внешней деятельности, наделена определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве Республики Беларусь, которые помогают реализовывать возложенные на нее функции. Внутренняя структура органа состоит из структурных подразделений, каждый из которых имеет свои задачи, компетенцию и по существу является равным среди других. Деятельность таможен осуществляется в двух основных направлениях-- фискальном и правоохранительном -- и является строго подзаконной. К сожалению, наша законодательная система далеко не совершенна и постоянно меняется в общем и в сфере таможенного дела в частности, что затрудняет осуществление прямых задач таможни. При законотворческой деятельности в сфере таможенного дела ориентировка идет на российское, а не на европейское законодательство. Существенным отличием белорусской и европейской таможенных систем является следующий момент: таможни Республики Беларусь относятся к правоохранительным органам, в то время как европейские таможни являются органом финансовой отрасли государства. Список литературы 1. Конституция Республики Беларусь. -- Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. -- 2007. 2. Таможенный кодекс Республики Беларусь. -- Мн.: Белтаможсервис.-- 2007. 3. Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14.06.2003 № 204-3. // НРПА РБ.--19.06.2003.--№2/953. 4. Указ Президента Республики Беларусь от 07.05.2001 №243 «Об утверждении дисциплинарного устава должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь». // НРПА РБ. -- 2001. -- 1/2630. 5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении положения о пунктах таможенного оформления» от 06.08.1998 № 1246. // Собрание декретов и указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. -- 1998. -- № 22. 6. Приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь №378-ОД от 25.08.1999 «Об утверждении типового положения о таможне Республики Беларусь». // НРПА РБ. -- 1999 .--№ 8/825. 7. Административно-правовые основы государственного управления: Учебное пособие / Общ. ред. А. Н. Крамника. -- Мн.: Тесей, 2004. 8. Игнатюк А. З.Таможенное право Республики Беларусь. -- Мн.: Амалфея, 2004.
|