Режим свободной торговли между Республикой Беларусь и Республикой Сербия
Режим свободной торговли между Республикой Беларусь и Республикой Сербия
7 Режим свободной торговли между Республикой Беларусь и Республикой Сербия В целях расширения торгово-экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Республикой Сербия 31 марта 2009 г. подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сербия о свободной торговле между Республикой Беларусь и Республикой Сербия (далее - Соглашение). Данное Соглашение устанавливает режим свободной торговли между этими странами, то есть режим неприменения таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, происходящих с территории государств, которые являются его участниками. В настоящем материале в форме вопросов - ответов можно подробно узнать о применении такого режима. С какой даты введен в действие режим свободной торговли в торговых отношениях между Республикой Беларусь и Республикой Сербия? В соответствии со ст. 24 Соглашения режим вступает в силу со дня получения последнего письменного уведомления о выполнении договаривающимися сторонами всех внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Вместе с тем следует отметить, что той же статьей Соглашения и Указом Президента Республики Беларусь от 30.03.2009 № 148 «О проведении переговоров по проекту Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сербия о свободной торговле между Республикой Беларусь и Республикой Сербия, его подписании и временном применении» предусмотрено временное применение рассматриваемого Соглашения с даты его подписания и до его вступления в силу. Соответственно, в торговых отношениях между вышепоименованными государствами режим свободной торговли действует с 31 марта текущего года. На какие товары распространяется режим свободной торговли в торговых отношениях между Республикой Беларусь и Республикой Сербия? В соответствии со ст. 3 Соглашения рассматриваемый режим свободной торговли распространяется практически на всю номенклатуру товаров, перемещаемых во взаимной торговле между Республикой Беларусь и Республикой Сербия, за исключением изъятий, установленных ст. 2 Соглашения. Какие изъятия из режима свободной торговли установлены при поставках товаров из Республики Беларусь в Республику Сербия? Данные изъятия установлены как при экспорте товаров из Республики Беларусь, так и при импорте товаров в Республику Сербия (см. рис. 1). Рисунок 1 В каком размере уплачиваются вывозные таможенные пошлины в отношении товаров, которые попадают под изъятия из режима свободной торговли при поставках из Республики Беларусь в Республику Сербия? Ставки вывозных таможенных пошлин на такие товары установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2007 № 366 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин». Какие изъятия из режима свободной торговли установлены при поставках товаров в Республику Беларусь из Республики Сербия? Данные изъятия установлены только при импорте товаров в Республику Беларусь (см. рис. 2). Рисунок 2 В каком размере уплачиваются ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, которые попадают под изъятия из режима свободной торговли при поставках товаров в Республику Беларусь из Республики Сербия? В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2007 № 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин» Республика Сербия входит в перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. Соответственно, в отношении товаров, которые попадают под изъятия из режима свободной торговли при поставках в Республику Беларусь из Республики Сербия, ввозные таможенные пошлины взимаются по «базовым» ставкам. Какими документами подтверждается происхождение товаров из Республики Беларусь или Республики Сербия для целей применения режима свободной торговли? В соответствии со ст. 15 и 20 Протокола об определении страны происхождения товаров и методах административного сотрудничества, являющегося неотъемлемой частью Соглашения (далее - Протокол), для подтверждения происхождения рассматриваемых товаров, применяются: сертификат происхождения товаров ASB.1 - в отношении партии товара, общая стоимость которых превышает 5 000 долларов США; декларация, сделанная экспортером на счете-фактуре (инвойсе), накладной или любом другом коммерческом документе, которые содержат достаточно подробное и обеспечивающее их идентификацию описание товаров, - в отношении партии товара, общая стоимость которых не превышает 5 000 долларов США. При этом под партией товара понимается совокупность товаров, одновременно поставляемых одним экспортером одному грузополучателю, или товаров, на которые распространяется действие одного товаротранспортного документа, охватывающего их поставку от экспортера грузополучателю, или, при отсутствии такого документа, товаров, отправляемые по единому счету-фактуре. Чем определена форма сертификата происхождения товара ASB.1? Сертификат происхождения товара ASB.1 оформляется по форме, установленной приложением 1 к Протоколу, и выдается компетентным органом экспортирующего государства. В каком виде должна быть оформлена декларация, подтверждающая происхождение товаров? Такая декларация оформляется по форме, установленной приложением 2 к Протоколу, при помощи машинописной печати, проставления штампа или печатания на счете-фактуре (инвойсе), накладной или другом коммерческом документе. Если такая декларация оформлена рукописно, то она должна быть написана чернилами печатными буквами. Вышеуказанная декларация должна содержать оригинальную собственноручную подпись экспортера. Согласно ст. 27 Протокола для применения вышеуказанной декларации в случае, когда счет-фактура (инвойс) выданы в иной валюте, а не в долларах США, стоимости, выраженные в национальной валюте, должны быть эквивалентны курсу на день принятия экспортной декларации в соответствии с законодательством государства экспортирующей договаривающейся стороны Соглашения. Являются ли незначительные расхождения сведений в документах, представляемых для целей таможенного оформления, и документах, подтверждающих происхождение товаров, основанием для непризнания последних для целей применения режима свободной торговли? В соответствии со ст. 26 Протокола выявление незначительных расхождений между сведениями, указанными в документах, подтверждающих происхождение товаров, и сведениями, указанными в документах, представляемых для целей таможенного оформления при импорте, не должно само по себе являться основанием для признания их недействительными. Кроме того, очевидные формальные ошибки (типа машинописных ошибок) в документах, подтверждающих происхождение, также не должны являться основанием для их отклонения, если эти ошибки не вызывают сомнения в достоверности указанных в них сведений. Достаточно ли для применения режима свободной торговли только того, чтобы товар происходил из Республики Беларусь или Республики Сербия, или Соглашением предусмотрены еще какие-либо условия? Нет, не достаточно. Соглашение также предусматривает, что режим свободной торговли предоставляется при выполнении правила прямой поставки. Данное условие определено Протоколом и предусматривает, что рассматриваемый преференциальный режим применяется только в отношении товаров, которые транспортируются непосредственно между государствами - участниками Соглашения. При этом допускается транспортировка товаров через территории других государств: при условии, что они остаются под надзором таможенных органов в стране транзита или складирования и не подвергаются операциям, за исключением перегрузки или любым операциям, предназначенным для сохранения их в хорошем состоянии; при транспортировке товаров по трубопроводу. Применим ли режим свободной торговли к товарам, приобретенным на выставке в государстве, которое не является участником Соглашения? В соответствии со ст. 14 Протокола на товары, которые были направлены на выставку вне Республики Беларусь и Республики Сербия и проданы после выставки для импорта в одно из этих государств, также распространяется режим свободной торговли при условии, что таможенным органам предоставлены свидетельства того, что: экспортер направил эти товары из государства одной из договаривающихся сторон Соглашения в страну, где проводится выставка, и демонстрировал их там; эти товары были проданы или иным образом переданы этим экспортером какому-либо лицу в государстве одной из договаривающихся сторон Соглашения; эти товары были поставлены во время выставки или непосредственно после нее в том же состоянии, в котором они были посланы на выставку; товары не были использованы с тех пор, как они были направлены на выставку, для какой-либо иной цели, кроме демонстрации на выставке. В таком случае документ, подтверждающий происхождение, должен быть выдан или оформлен в соответствии с Протоколом и послан таможенным органам государства импортирующей договаривающейся стороны Соглашения обычным образом. При этом в нем должны быть указаны название и адрес выставки. При необходимости может быть запрошено дополнительное документальное подтверждение условий демонстрации продуктов. Необходимо отметить, что вышеуказанные положения применяются в отношении любой торговой, промышленной, сельскохозяйственной или ремесленной выставки, ярмарки или аналогичного публичного представления или показа, которые не организованы для частных целей в магазинах и деловых помещениях с целью продажи иностранных товаров, и в течение которых продукты остаются под таможенным контролем. Список использованных источников 1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г. 2. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007г. № 204-З. Принят Палатой представителей 7 декабря 2006 года. Одобрен Советом Республики 20 декабря 2006 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 24.01.2007, № 17, рег. № 2/1301 от 11.01.2007). Юридическая база «ЮСИАС» 2009г. 3. Козырин А.Н. Таможенное право России: Учеб. Пособие. М.: СПАРК, 2004г. 4. Основы таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып. 1: Развитие таможенного дела в России / Науч. Ред. П.В. Дзюбенко. М., РИО РТА, 2001. 5. Основы таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып 4: Правовое регулирование таможенного дела / Ю.В. Воробьев, Под общ. ред. В.А. Максимцева. М., РИО РТА, 2002. 6. Таможенное право Республики Беларусь. Черевченко Н.В.; 2007г., 300с.
|