Совершенствование форм декларирования, применяемых при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации
Совершенствование форм декларирования, применяемых при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра организации таможенного контроля КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине "Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств" на тему: "Совершенствование форм декларирования, применяемых при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" Выполнил: студентка третьего курса очной формы обучения факультета таможенного дела, группа Т061 ЯкунинаА.В. Научный руководитель: Шишкина О.В., доцент Москва 2009 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Декларирование товаров и транспортных средств как таможенная процедура 1.1 Понятие декларирования 1.2 Места декларирования 1.3 Субъекты декларирования Глава 2. Совершенствование форм декларирования 2.1 Общее понятие о формах декларирования. Виды 2.2 Совершенствование письменной формы декларирования 2.3 Совершенствование электронной формы декларирования 2.4 Совершенствование иных форм декларирования Заключение Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ После распада СССР Российская федерация, столкнувшись с рядом проблем, в определенной степени отстала в развитии от развитых стран Запада. Процесс совершенствования законодательства (не только таможенного) носит плановый характер и не сопряжен с социальными потрясениями, приведшими к серьезным последствиям. Не имея личного опыта в нормотворческой деятельности, соответствующего запросам современного правового общества, Россия стала активно применять пра-вовые нормы западных стран. Совершенствование законодательной базы направлено на то, чтобы достичь мирового уровня. Это позволит России стать активным участником международных экономических отношений. Частью международных экономических отношений является мировая торговля. В данном случае таможенная служба и таможенное законодательство выступают в двух ролях: во-первых, необходимо упрощение таможенных формальностей для ускорения торгового оборота, во-вторых, следует организовать эффективную борьбу с незаконным перемещением товаров и предотвратить ввоз некачественных продуктов. Конечно, спектр сфер сотрудничества таможенных служб мира шире, но нам представляются эти два направления наиболее важными. Упрощение таможенного оформления не должно сопровождаться снижением качества таможенного контроля. Представленная работа представляет собой попытку анализа форм декларирования как составной части таможенного оформления. Основное внимание будет уделено применению старых и совершенствованию новых форм декларирования. Актуальность данной работы связана именно с совершенствованием существующих форм декларирования. Таможенный кодекс РФ в статье 124 устанавливает четыре формы декларирования: 1. Письменная; 2. Устная; 3. Электронная; 4. Конклюдентная. Объектом исследования выступают формы декларирования. Целью курсовой работы является анализ форм декларирования. Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач: 1. Характеристика форм декларирования 2. Определение отличительных признаков видов и форм декларирования; 3. Определение основных направлений совершенствования форм декларирования. 1. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАК ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ 1.1 Понятие декларирования екларирование является составной частью таможенного оформления. Таможенный кодекс не дает точного определения декларирования, но определяет, что декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (ст.124 ТК РФ). Значение декларирования связано с тем, что: 1. Декларирование представляет собой процедуру юридического оформления перемещения товаров через таможенную границу РФ; 2. Декларирование обеспечивает таможенные органы сведениями о товарах, необходимыми для последующего таможенного контроля. 3. Результаты декларирования товаров и транспортных средств могут быть использованы должностными лицами таможенного органа в различных целях: правоохранительных (для борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил), налоговых (в качестве налоговой декларации), для административного регулирования внешнеэкономической деятельности (в целях осуществления квотирования, лицензирования и т.д.), организации иных видов государственного контроля на таможенной границе (ветеринарного, фитосанитарного, экологического, радиоактивного и т.д.), ведения внешнеторговой (таможенной) статистики и т.д. [9] Товары подлежат декларированию таможенным органам: 1) при их перемещении через таможенную границу; 2) при изменении таможенного режима; 3) в других случаях, установленных Таможенным кодексом: ст.183 - декларирование отходов в режиме переработки на таможенной территории, ст.184 - декларирование остатков в данном режиме, ст.247 - декларирование отходов в режиме уничтожения, ст.391 - декларирование товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию РФ. Декларирование начинается в момент подачи таможенному органу декларантом или брокером от его имени декларации и комплекта документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации, а заканчивается после регистрации (присвоения регистрационного номера) декларации. Срок подачи таможенной декларации определяется ст. 129 ТК РФ. Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня за-вершения ВТТ, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. Таможенным законодательством определены исключения из этого правила: 1. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК); 2. Декларирование товаров физическими лицами (ст.286 ТК); 3. Таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (ст.293 ТК). Если для сбора необходимых документов и сведений декларанту необходимо дополнительное время, то по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации, но не более чем на 45 дней (п.5 ст.131 ТК). Продление срока подачи таможенной декларации не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории РФ, подается до их убытия с таможенной территории РФ, за исключением декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередач (ст. 314 ТК РФ). Виды декларирования: 1. Неполное декларирование (ст.135 ТК); 2. Предварительное декларирование (ст.130 ТК); 3. Периодическое декларирование (ст.136 ТК); 4. Периодическое временное декларирование (ст.138 ТК). Неполная таможенная декларация подается в случае (ст.135 ТК), если декларант не обладает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по не зависящим от него причинам, если заявленных в ней сведений достаточно для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, идентификации товаров по совокупности их количественных и качественных характеристик, если декларант принял на себя обязательство предоставить недостающие сведения и документы в установленный таможенным органом срок. Требования и условия таможенного законодательства в отношении неполной таможенной декларации применяются те же, что и в отношении полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации (сроки подачи, место декларирования, порядок исчисления и уплаты таможенных платежей и т.п.). Предварительное декларирование иностранных товаров осущест-вляется с подачей копий транспортных или коммерческих документов. Сравнение оригиналов и копий документов осуществляется при необ-ходимости после прибытия товаров на таможенную территорию РФ. Разрешение таможенных органов на использование одной таможенной декларации в качестве периодической выдается при условии, что одно и тоже лицо осуществляет регулярное перемещение товаров через таможенную границу. В случае, если перемещается один и тот же товар, периодическая декларация действует в течение одного года. Периодическое декларирование применяется и к российским, и к иностранным товарам. Периодическое временное декларирование применяется в отношении вывозимых российских товаров. Оно по содержанию похоже на неполное декларирование - временная таможенная декларация не содержит сведения, которые невозможно представить при вывозе товаров в соответствии с обычным ведением внешней торговли. Недостающие сведения должны быть представлены после вывоза российских товаров с таможенной территории. Отличия состоят в условиях: 1. Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использование временной декларации, определяется декларантом; 2. Если российские товары облагаются вывозными таможенными пошлинами или к ним применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода; 3. Предельный срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации составляет 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров и т.п. 1.2 Места декларирования товаров и транспортных средств Место декларирования товаров устанавливается ст. 125 ТК РФ. Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации. В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства РФ федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, вправе определять таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров только: 1. в случае необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний для таможенного оформления таких товаров, как культурные ценности, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы; 2. в зависимости от вида транспорта, используемого для международной перевозки товаров (автомобильный, морской (речной), воздушный, железнодорожный, трубопроводный и линии электропередачи); 3. в случае перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров, в отношении которых зафиксированы частые нарушения таможенного законодательства РФ либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; 4. в случае необходимости проведения специального контроля за отдельными товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности. Существует несколько приказов ФТС, утверждающих перечни таможенных органов, полномочных оформлять различных групп товаров: 1. Приказ ФТС РФ от 24.08.2006 №800 "О местах декларирования отдельных видов товаров"; 2. Приказ ФТС РФ от 17.10.2007 №1283 "О местах декларирования отдельных видов товаров"; 3. Приказ ФТС РФ от 29.10.2007 №1327 "О местах декларирования отдельных видов товаров" 1.3 Субъекты декларирования Субъектами процедуры декларирования являются, с одной стороны, таможенные органы, с другой - декларант или таможенный брокер. Для целей настоящей работы дадим определение декларанта, которое приводится в ст.11 ТК: декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Декларантами могут быть: 1. Российское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку (ст.16); 2. Лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории РФ (ст.16); 3. Физические лица, перемещающие товары для личных, семейных, домашних и иных нужд (гл.23); 4. Иностранные лица (дипломатические и консульские представительства, делегации иностранных государств) (гл.25); 5. Иностранные организации, имеющие представительства на территории РФ (ст.126) и т.д. В письме ФТС от 31.08.2004 №05-32/4812 "О декларанте товаров" определяются характеристики лиц, которые могут выступать в качестве декларанта, а также от лица которого брокер может выполнять все таможенные формальности. Декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (подп.1 п.2 ст.127 ТК). При заполнении ГТД/ТД декларант должен руководствоваться правилами, закрепленными Приказом ФТС от 4.09.2007 №1057 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации". Перечень документов, предо-ставляемых декларантом для подтверждения сведений, заявленных в декларации, определен Приказом ФТС от 25.04.2007 №536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом". Декларант ответственен за правильность сведений, указываемых в декларации и иных документах. Принятая таможенным органов декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (п.2 ст. 132 ТК). Сведения о декларанте в ГТД отражаются при ввозе товаров в графах №8 "Получатель", №9 "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование", №14 "Декларант/Представитель", при вывозе - в графах №2 "Отправитель/экспортер", №9 и №14. Если декларирование от лица декларанта осуществляет таможенный брокер, то сведения о нем отражаются в графе №54 "Место и дата". Действия должностных лиц таможенных органов при декларировании и выпуске товаров закреплены в Приказе ГТК от 28 ноября 2003 г. N 1356 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров": "Должностные лица таможенных органов, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными инструкциями входят конкретные функции, права и обязанности по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля товаров (далее - уполномоченные должностные лица), в рамках Инструкции осуществляют: а) фиксирование факта подачи таможенной декларации и документов; б) контроль соблюдения условий принятия таможенной декларации; в) пересылку (получение) таможенной декларации (при необ-ходимости); г) регистрацию (принятие) поданной таможенной декларации". Графа №43 комплектов ТД3 и ТД4, а также графы ГТД, обозначенные заглавными буквами латинского алфавита "A", "C", "D", "D/J", "E", "E/J", заполняются должностными лицами таможенных органов. Остальные графы ГТД заполняются декларантом. 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ 2.1 Общее понятие о формах декларирования. Виды Таможенный кодекс закрепляет четыре формы декларирования (в различной учебной литературе - четыре формы предоставлении сведений при декларировании): 1. Электронная; 2. Письменная; 3. Устная; 4. Конклюдентная. Письменная форма декларирования заключается в предоставлении таможенному органу сведений о товарах в письменной форме, т.е. в документарной. Примерами письменного декларирования товаров и транспортных средств являются: 1. Грузовая таможенная декларация (при перемещении товаров); 2. Заявление участника ВЭД (на использование специальных упрощенных процедур таможенного оформления и т.д.); 3. Книжка МДП (при перемещении товаров автомобильным транспортом); 4. Общая (Генеральная) декларация (при перемещении товаров водным транспортом) и т.д. При декларировании товаров в письменной форме основным документом является грузовая таможенная декларация (ГТД). Она была введена в практику таможенного оформления товаров в нашей стране в 1989 году. Ее прообразом был единый административный документ (ЕАД), введенный в Европейском союзе (ЕС) и странах Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) в соответствии с подписанной ими в 1987 году Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами. Введение ГТД в практику таможенного оформления сократило объем документооборота, позволило вести автоматизированную обработку данных. Под электронным декларированием понимается выполнение процедур таможенного оформления и контроля исключительно на основе электронных документов и других компьютерных данных с использованием средств электронного обмена. С начала 80-х гг. прошлого века практика электронного декларирования начала применяться сначала в США, а чуть позже в Японии, поэтому с середины 80-х гг. стали появляться международные конвенции и соглашения, стимулирующие участников внешнеторговых сделок и перевозчиков использовать электронные формы документов. В 1988 г. Международная организация по стандартизации (ISO) утвердила первые стандарты UN/EDIFACT (ЭДИФАКТ ООН), под которыми понимается комплекс справочников и правил, направленных на унификацию построения электронных сообщений в различных областях человеческой деятельности. Стремление к внедрению электронного обмена информацией во внешней торговле послужило одной из главных причин переработки в 1990 г. международных правил интерпретации коммерческих терминов "ИНКОТЕРМС". Согласно редакции 1990 г. применение средств компьютерной связи возможно при представлении сторонами различных документов (коммерческих счетов, документов необходимых для таможенной очистки, или документов, подтверждающих поставку товаров, а также транспортных документов). В соответствии со статьями правил интерпретации бумажные документы могут быть заменены электронной информацией при условии, что стороны договорились осуществлять электронную связь. Конклюдентная форма декларирования товаров заключается в осуществлении декларирования товаров в устной форме путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, а также не имеется товаров, перемещаемых несопровождаемым багажом [3]. В современной таможенной практике декларирование через совершение конклюдентных действий практикуется в международных аэропортах, где организована система "зеленых коридоров". Пассажир, не составляя письменной декларации, путем выбора "зеленого коридора" заявляет таможне об отсутствии налогооблагаемых и запрещенных к ввозу (вывозу) товаров [9]. Система "зеленого" и "красного" каналов в нашей стране начала функционировать с 15 августа 1989 года в соответствии с приказом Главного управления государственного таможенного контроля при Совете министров СССР. Первыми пунктами пропуска через государственную границу, в которых начала применяться "двухканальная" система, были аэропорты "Шереметьево-1" и "Шереметьево-2". Система "красного" и "зеленого" коридоров показала свою эффективность. Приказ от 22 ноября 2006 г. № 1208 "Об утверждении поряд-ка декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме" определяет обязанность по созданию этой системы, ее обустройству в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, морских (речных) портах, открытых для захода иностранных судов, портах, открытых для международных сообщений, аэропортах, открытых для международных полетов. "Красный" коридор предназначен для декларирования товаров в письменной форме, "зеленый" - в устной форме. 2.2 Совершенствование письменной формы декларирования Как уже говорилось, основой ГТД стал единый административный документ (ЕАД), введенный в Европейском союзе (ЕС) и странах Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) в соответствии с подписанной ими в 1987 году Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами. Однако со временем ГТД стала отличаться от единого административного документа. Кроме того, для таможенного оформления товаров, перемещаемых транзитом, в России был введен отдельный документ - Документ контроля доставки товаров (ДКД). В странах же Евросоюза и ЕАСТ единый административный документ используется универсально: при вывозе, ввозе и транзите товаров. В 1994 году Россия и ее основной торговый партнер - Европейский союз - подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое предусматривает, в числе прочего, гармонизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление взаимосвязи между транзитными системами ЕС и России. Федеральная таможенная служба приучает себя и бизнес к работе по европейским правилам. С 1 января 2007 года вместо двух форм таможенных деклараций в таможенных органах начали использовать новые единые бланки таможенной декларации. При разработке нормативных правовых документов, устанавливающих правила применения нового таможенного документа, ФТС России решала следующие основные задачи: 1. базируясь на положениях Конвенций, максимально учесть особенности российского таможенного законодательства; 2. сохранить продиктованные практикой подходы к заявлению и получению сведений о перемещаемых товарах; 3. создать основу для последующего присоединения Российской Федерации к Конвенциям. Минюстом России зарегистрированы основополагающие нормативные правовые акты, позволяющие применять в Российской Федерации единый защищенный таможенный документ при экспорте, импорте и транзите товаров, подготовленные ФТС России: 1. приказ ФТС России от 03.08.2006 № 724 "Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации" (зарегистрирован Минюстом России 07.09.2006, рег. № 8226). 2. приказ ФТС России от 04.09.2007 №1057 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации" (зарегистрирован Минюстом 26.09.2007, рег. № 10183). Многие вопросы в связи с введением новых бланков документов предстояло решить. Особо сильным было волнение в таможнях и таможенных постах: 1. долгое время к ним не поступала информация об этих документах; 2. неизвестны были причины введения новых бланков ГТД, непонятно их принципиальное отличие от старых; 3. неопределенными казались изменения в программных средствах, используемых таможней и т.д. В интернет-интервью начальник Правового управления ФТС России Андрей Борисович Струков сказал: "Введение Единого административного документа происходит в целях совершенствования порядка декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, и унификации таможенных документов. Оно направлено на гармонизацию таможенного оформления с нормами Европейского союза и упрощение таможенных процедур, ускорение таможенного оформления и увеличение объема товарооборота. Новая форма грузовой таможенной деклара-ции/транзитной декларации соответствует форме Единого адми-нистративного документа (ЕАД). Порядок ее заполнения также отвечает требованиям ЕАД. Новая форма грузовой таможенной декларации позволяет использовать данный документ, оформленный на территории Российской Федерации, для таможенного оформления задекларированных в указанной декларации товаров на территории других государств, применяющих ЕАД". Среди положительных результатов ведения новых бланков ГТД/ТД следует выделить следующие: 1) Значительное упрощение таможенного оформления и таможенного контроля; 2) Став частью европейской системы, Россия свяжет два центра мирового экономического развития и внешней торговли - Европу и страны азиатско-тихоокеанского региона, что повысит ее привлекательность как страны транзита между ними. Транспортный коридор Запад - Восток позволяет практически в два раза сократить доставку грузов между ЕС и странами ЮВА: через Россию они будут идти 16-17 дней вместо 30 дней через Индийский океан. Однако на деле возможности российского транзита крайне ограничены из-за неразвитости транспортной инфраструктуры. По статистике, средняя скорость движения грузов в ЕС составляет 60 км в час, у нас - 30 км в час, то есть в два раза медленнее. Присоединение к Конвенции является всего лишь одной из мер решения транспортной проблемы России. Нужно рассматривать данное международное соглашение не как "лекарство", а лишь как "стимулятор" строительства новых дорог и модернизации старых. 3) По данным Всемирной таможенной организации, для бизнеса расходы снизятся на 5 - 10 процентов от общей суммы таможенной сделки. Многие эксперты утверждали, что первый год использования новых бланков ГТД будет периодом "притирания", "приспосабливания" таможенных органов и участников ВЭД к новой форме документа. Но опыт введения нового документа показал всю неправомерность данных утверждений. Каждый комплект бланков новой ГТД/ТД состоит из пяти сброшюрованных листов, правила заполнения которых различаются в зависимости от таможенного режима, под который помещается перемещаемый товар. Например, в связи с тем, что в соответствии с Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года графа 7 ЕАД - "графа декларанта" - заполняется по желанию пользователей и может содержать любой справочный номер, присвоенный данной партии товаров заинтересованным лицом, регистрационный номер грузовой таможенной декларации и транзитной декларации с 01.01.2007 будет проставляться в графе "А" - "графе таможенного органа". Поскольку в соответствии с указанной Конвенцией графа 50 ЕАД подлежит заполнению лишь при оформлении процедуры таможенного транзита, данное положение нашло свое отражение в новых правилах: сведения, ранее заявляемые в графе 50 ГТД, подлежат заявлению с 01.01.2007 в графе №44. Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года не предусмотрено также заполнение графы 45 ЕАД при производстве оформления в стране экспорта. В связи с этим по новым правилам заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, графа 45 также не заполняется. 2.3 Совершенствование электронной формы декларирования Сегодня в мировой практике электронное декларирование является приоритетным. Наша страна также планомерно постепенно переходит на него: еще в 2002 году российская таможня вступила на непростой инновационный путь декларирования, выпустив первую электронную декларацию. Сегодня новая форма работы в таможенных органах становится все более привычным делом. Все больше участников ВЭД заявляют о своем желании перейти на электронной декларирование, хотя в 2002 году инициатива таможни была встречена с недоверием. Прошло время и многие организации оценили преимущества новой формы декларирования. Но, к сожалению, на сегодняшний день доля электронных деклараций от общего числа оформляемых ГТД невелика. Так, по Шелеховскому таможенному посту Иркутской таможни удельный вес электронных деклараций достиг 14,5% в 2008 году [14]. На протяжении нескольких лет руководство ФТС совместно с ГНИВЦ, ГУИТ разрабатывают нормативно-правовую базу, программные средства, обеспечивающих реализацию технологии электронного декларирования. Среди документов, регламентирующих на данный момент технологию электронного декларирования, целесообразно выделить следующие: 1. Приказ ГТК России от 30.03.2004 № 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме". 2. Приказ ФТС России от 31 января 2005 г. N 64 "О решении коллегии ФТС России от 17.12.2004 "О программе развития и внедрения в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования товаров и транспортных средств". 3. Приказ ФТС РФ от 24.05.2007 №646 "Об утверждении порядка включения таможенных органов в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования". 4. Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. №52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет". 5. Письмо ГТК России от 19.07.2004 № 01-06/26462 "Об обеспечении условий для декларирования товаров в электронной форме". 6. Письмо ФТС России от 26.01.2007 № 01-06/2735 "Об отметках таможенных органов, проставляемых на бумажных копиях электронных ГТД". В рамках данной курсовой наибольшее внимание будет уделено технологии электронного декларирования, существующей в таможенных органах, и проблемах, решение которых на ближайшее время станет основным направлением развития этой формы декларирования. Таможенная декларация, подаваемая в электронной форме, определяется Инструкцией о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме как электронный документ, представляющий собой совокупность сведений, подлежащих указанию в письменной таможенной декларации на бланках формы ТД1 (ТД2) и ТД3 (ТД4) в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой тамо-женной декларации либо в таможенной декларации в виде письменного заявления, поданных в таможенный орган в электронной форме, в форматах, определенных ФТС России, и подписанных электронной цифровой подписью. В Инструкции утверждается, что в электронную копию ГТД должны вноситься все сведения, содержащиеся в в грузовой таможенной декларации, в т.ч. в дополнениях. В электронной копии ГТД не допускается ссылка на другие графы декларации в случае, если текстовые данные граф совпадают. Применяемая в настоящее время технология обеспечивает подключение абонентского пункта брокера (декларанта) к ЕАИС и информационный обмен по выделенному каналу связи на уровне таможенного поста. Программные средства используются для проведения начального и заключительного этапов основного таможенного оформления должностными лицами структурных подразделений таможенного органа. [13]. Комплекс программных средств обработки сведений в электронной форме состоит из двух подсистем: подсистемы декларанта и подсистемы таможенного органа. Подготовка к проведению таможенного оформления начинается до пересечения товарами таможенной границы. Таможенный брокер формирует в электронном виде сведения о товарах и транспортных средствах из имеющихся у него документов и на их основе формирует электронную грузовую таможенную декларацию, а правильнее сказать - совокупность данных сделки (СДС). Таким образом, в начале процедуры декларирования требуется представлять таможенному органу только два электронных документа - ЭГТД и опись документов. После прибытия товаров таможенный брокер вносит недостающие сведения, формирует опись документов в электронном виде, удостоверяет их электронной цифровой подписью (ЭЦП) и передает по информационному каналу связи на сервер регионального таможенного управления. В большинстве случаев, в целях повышения скорости обмена, систему брокера подключают непосредственно к выделенному таможенному каналу связи через межсетевой экран, обеспечивающий определенный уровень защиты передаваемой информации. Сервер физически располагается в региональном таможенном управлении и по каналам связи Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) доступен таможенным органам и таможенным брокерам, осуществляющим электронное декларирование. На региональном сервере совокупность данных сделки разархивируется, после чего проверяется подлинность электронной цифровой подписи декларанта. В случае успешной проверки ЭЦП декларанта совокупность данных сделки загружается в базу данных таможенного органа, где проводится форматно-логический контроль соответствия электронной декларации определенным ФТС РФ структуре и формату данных. Далее происходит автоматическая регистрация совокупности данных сделки с присвоением ей уникального идентификационного номера, содержащего код таможенного поста, что, в свою очередь открывает к ней доступ таможенному инспектору. После автоматического присвоения номера электронной декларации и выдачи соответствующего сообщения таможенному брокеру дальнейшее таможенное оформление и контроль электронной грузовой таможенной декларации осуществляется с помощью штатного программного средства основного таможенного оформления КАСТО "АИСТ-М". При необходимости таможенным органом в электронном виде формируются поручение на досмотр, акт таможенного досмотра, требования о предоставлении дополнительных сведений, электронных документов либо совершении действий, необходимых для выпуска товаров. После завершения процесса оформления электронная декларация снова загружается в подсистему электронного декларирования таможенного органа, и совокупность данных сделки с оформленной электронной декларацией, подписанной ЭЦП должностного лица таможенного органа, помещается в архив на региональный сервер. Лицу, декларирующему товары, направляются авторизованное сообщение и электронная декларация с отметками о выпуске. При этом, по желанию декларанта, таможенный орган может распечатывать копии электронных деклараций на бумажный носитель с проставлением штампа "Выпуск разрешен", заверенным подписью и личной номерной печатью, в графе "Д" основного листа и графах "С" добавочных листов. На этом процесс оформления электронной грузовой таможенной декларации завершается. Согласно Инструкции проверка электронной декларации должна быть завершена в течение трех часов рабочего времени с момента ее принятия таможенным органом. ФТС представляет данную систему схематично (Рис.1). Рис.1. Схема электронного декларирования с сайта ФТС Однако применение указанной технологии выявило ряд проблем, которые потребовали пересмотра используемых программно-технических решений и общих принципов построения взаимодействия с информационными системами участников ВЭД. При написании данной курсовой работы использовались различные источники информации. На официальном сайте ФТС выделены следующие основные проблемы, на решение которых будут брошены основные силы ГНИВЦ ФТС: 1. Закрытая спецификация обмена; 2. Отсутствие интеграции с КАСТО; 3. Необходимость выделенных каналов связи. В периодической печати тема электронного декларирования продолжает оставаться актуальной. Авторами статей выступают и теоретики применения электронного декларирования, и те, кто на своих рабочих местах осуществляют выпуск электронных грузовых таможенных деклараций. Мнения их не всегда совпадают, но аргументы они приводят весомые. По их мнению, основными проблемами, препятствующими применению и развитию данной технологии, явились: 1. реализация достаточно затратного решения для участника ВЭД. На сайте ФТС доступна информация на 2005 год о единичных расценках на установку и настройку серверной части базовой версии подсистемы декларанта КПС "ЭДТиТС" (27000 рублей) и о стоимости работ по сопровождению подсистемы декларанта КПС "ЭДТиТС" (9000 рублей). На сегодняшний момент процедура подключения сервисных систем декларанта (брокера) и таможенных органов, настройка программ, оплата работы специалиста по электронному декларированию стали гораздо дороже; 2. отсутствие возможности интеграции информационной системы участника ВЭД и информационной системы таможенных органов с одной стороны и программных средств электронного декларирования и систем таможенного оформления и контроля - с другой. Это связано и с высокой стоимостью данной программы, и с большими расстояниями, и с различиями в уровне технической обеспеченности таможенных органов; 3. необходимость оформлять одновременно и электронные, и бумажные документы. Сотрудники Иркутской таможни признают, что электронное декларирование идет "со скрипом". Объясняется это тем, что большую долю в общем объеме оформленных деклараций Иркутской таможни занимает экспорт. Таможенный брокер "РОСТЭК-Байкал" попробовал оформлять такие декларации в электронном виде. Однако, как показала практика, при этом параллельно большое количество документов приходится оформлять на бумажных носителях - этого требуют и налоговая инспекция (здесь мешает несовершенство Налогового кодекса), и РЖД. Железнодорожникам необходимо предъявлять печати на товарно-сопроводительных документах при пересечении груза на границе, а пока железнодорожное ведомство не готово переходить на электронный обмен документами. И если вопрос с налоговой инспекцией таможней сегодня урегулирован - коллеги из ФНС согласились принимать документы в электронном виде для возврата НДС, то для его решения с железной дорогой необходимо межведомственное соглашение, которое должно быть подготовлено на самом высоком уровне [14]. В Письме ФНС РФ от 23 июня 2006 г. N ММ-6-06/632 "О представлении бумажных копий электронных таможенных деклараций" утверждается, что электронные декларации должны быть распечатаны и переданы декларанту для представления в иные государственные органы. При рассмотрении технологии электронного декларирования нам представляется важным указать на несколько иные проблемы данной процедуры: 1. 30 мая 2008 года вступил в силу приказ ФТС России от 24.01.2008 г. № 52 "О внедрении информационной технологии представ-ления таможенным органам сведений в электронной форме для целей тамо-женного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет". Использование сетей Интернет для передачи данных между участниками ВЭД и таможенными органами - это серьезный шаг вперед. Реализация технологии электронного декларирования с использованием сетей Интернет осуществляется с использованием следующих программных средств [13]: a. ПЗИ АСВД (подсистема защиты информации автоматизированной системы внешнего доступа). Программные средства обеспечивают реализацию максимального уровня обеспечения безопасности передачи и обработки данных при информационном взаимодействии таможенных органов с участниками ВЭД с использованием сетей Интернет; b. СВУЦ ТО (система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов); c. АПС "Электронное представление сведений" (Автоматизированная подсистема "Представление сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления в процессе декларирования товаров"). Данная подсистема обеспечивает: a) Реализацию бизнес-процессов процедуры взаимодействия между автоматизированными системами таможенных органов и информационными системами лиц, декларирующих товары и транспортные средства; b) Создание и управление электронным архивом декларанта (ЭАД), который содержит электронные документы (долгосрочные ЭД), необходимые для таможенного оформления товаров и транспортных средств; c) Реализацию функций мониторинга и управления информационно-вычислительного процесса электронного декларирования. d) Систем таможенного оформления и контроля. Использование сети Интернет при передачи данных с сервер декларанта в таможенный орган должно быть безопасным. Необходимо исключить возможность проникновения в эту систему посторонних лиц. На государственном уровне необходимо способствовать развитию сферы предоставления услуг по подключению к Интернету. 2. После прибытия товаров таможенный брокер все сведения о товаре и транспортном средстве передает по информационному каналу связи на сервер регионального таможенного управления. Процент оформления ГТД в электронной форме не высок. Необходимо обеспечить нормальную работу сервера при увеличении числа ЭГТД либо изменить саму процедуру, т.е. передавать сведения от таможенного брокера в таможни. Сделать это необходимо еще и связи с переносом таможенных органов в места, приближенные в государственной границе РФ. 2.4 Совершенствование иных форм декларирования На данный момент система "красного" и "зеленого" коридоров считается достаточно совершенной. Многие страны сосредоточились на увеличении числа пропускных пунктов, осуществляющих таможенный контроль с применением данной системы. Так, 29 апреля 2008 года вступил в силу приказ ФТС России от 11 декабря 2007 года № 1524 "О внесении изменений в приказ ФТС России от 22 ноября 2006 г. № 1208", в соответствии с которым перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ, морских (речных) портов, аэропортов, в которых применяется порядок декларирования товаров в конклюдентной форме, расширяется с 33 до 38. Совершенствование конклюдентной формы декларирования должно осуществляться по пути внедрения и расширения системы двух коридоров, развития системы информирования пассажиров при выезде и при въезде. Во многих странах совершенствование двухканальной системы направлено на совершенствование технической оснащенности пунктов пропуска через границу. Подобные средства должны снизить временные затраты на таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами. Одновременно они повысят эффективность таможенного контроля, снизят количество нарушений таможенного законодательства. Совершенствование устной формы декларирования напрямую зависит, на наш взгляд, от уровня подготовки сотрудников таможенных органов. Образование должно быть направлено на: 1. Развитие внимательности и точности; 2. Получение основных навыков психолога; 3. Знакомство с основными методами осуществления выборочного контроля; 4. Знакомство с опытом других стран по организации двухканальной системы и т.д. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данная работа была направлена на анализ существующего законодательства в области применения форм декларирования. В работе было показана, что нормотворческая деятельность органов государственной власти имеет несколько направлений совершенствования, носит разноплановый характер. Законодательная база в этой области таможенного права не является совершенной. Существует много проблем, которые еще предстоит решить, особенно в отношении применения электронной формы декларирования. Не стоит совершать слишком поспешные действия. Они будут быстро выполнимы, но качество будет невысоким. В работе были рассмотрены основные характеристики декларирования как одной из процедур таможенного оформления, описаны формы декларирования и указаны некоторые направления совершенствования отдельных форм декларирования. Сложность совершенствования пись-менной и электронной форм декларирования связана с тем, что в России не только не существует достаточно развитой технологической инфраст-руктуры, но и решения о тех или иных нововведениях принимаются по-спешно, резко. Внедрение электронной формы декларирования шло по пути "проб и ошибок", но даже сейчас не устранены наиболее существенные, на наш взгляд, недостатки: высокая стоимость подключения ИС декларанта к ИС таможенных органов, отказ налоговых органов принимать электронные документы, а также полностью не обеспечена безопасность передачи данных между декларантом и таможенным органом и между таможенными органами разных уровней. Когда будут решены эти проблемы, возникнут новые, которые будут связаны уже с улучшением технологических характеристик процесса обмена (скорость, объем). Поставленная цель курсовой работы выполнена: 1. Дана характеристика декларирования как составной части таможенного оформления; 2. Рассмотрена краткая история возникновения различных форм декларирования; 3. На основе анализа данных нормативных актов, периодической печати, книг выделены проблемы применения форм декларирования. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Таможенный кодекс Российской федерации. - М.: Издательство "Омега-Л", 2009. - 294 с. 2. Приказ ГТК от 28 ноября 2003 г. N 1356 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" 3. Приказ ФТС от 22 ноября 2006 г. N 1208 "Об утверждении порядка декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме". 4. Приказом ФТС от 25.04.2007 №536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом". 5. Приказ ФТС от 4.09.2007 №1057 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации". 6. Приказ ФТС России от 24.01.2008 №52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет". 7. Письмо ФТС от 31.08.2004 №05-32/4812 "О декларанте товаров". 8. Письме ФНС РФ от 23.06.2006 г. N ММ-6-06/632 "О пред-ставлении бумажных копий электронных таможенных деклараций". 9. Федоткин В.В., Федоткина И.И., Бахшецян Э.А., Терпугов А.М. Комментарий к Таможенному кодексу РФ с выдержками из Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. - М.: ООО Печатный двор "Стерх", 2009. - с.194-228. 10. Косаренко Н.Н. Таможенное право России: курс лекций. - М.: Флинта: МПСИ, 2004. - с.94-101. 11. Комарова Е.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: курс лекций. - М.: РИО РТА, 2007. - с.31-44. 12. Халипов С.В. Таможенное право: учебник / Халипов С.В. - 4-е изд, перераб. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2008. - с.101-121. 13. Фурсова Ирина. Возьми Интернет в помощники/ журнал "Таможня" №11, 2008. - с.6-8. 14. Красавина Татьяна. Тернистый путь электронной декларации/ журнал "Таможня" №11, 2008. - с.12-13. 15. Дудкова Валентина. Неотвратимость обязательности/ журнал "Таможня" №22, 2008. - с.6-7. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 1. WWW.CUSTOMS.RU; 2. WWW.VCH.RU;
|