Рефераты

Структура и содержание таможенного дела, таможенная политика в РФ

Структура и содержание таможенного дела, таможенная политика в РФ

39

2

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центр дополнительного профессионального образования

ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Структура и содержание таможенного дела, таможенная политика в РФ»

Курсовая работа студента

Лагода Владимира Валерьевича

Группа 11

Научный руководитель

Случанко Александр Эдуардович

Дата сдачи: ___________

Дата защиты: ___________

Оценка: __________

Калининград 2006

Содержание

Введение ……………………………………………..………………….……..…3

Глава 1. Таможенное дело Российской Федерации……..…………….….…...5

1.1. История таможенного дела и таможенной политики России…………....5

1.2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации…………………………….……………………………………....…..6

1.3. Законодательство о таможенном деле………….……………………….....9

1.4.Понятия, используемые в таможенном деле………………………………10

1.5. Таможенная территория и таможенная граница ……..………………....14

1.6. Таможенная политика……………….………….……………………….....19

Глава 2. Таможенные органы Российской Федерации.……………………….23

2.1. Понятие, компетенция и функции таможенных органов Российской Федерации…………………………………………………………………….....23

2.2. Единая система таможенных органов…………………………………....26

2.3. Федеральная таможенная служба Российской Федерации………….…..28

2.4. Региональное таможенное управление…………………………..…….…33

2.5. Таможни и таможенные посты…………………………………………....36

2.6. Специализируемые таможенные органы………....…….………………..39

Заключение…………………………………………...……………………….....41

Список используемых источников и литературы…….………………….…...43

Приложение………………………………………………………...……….…..44

Введение

Децентрализация внешнеэкономической деятельности и интегрирование экономики в мировое хозяйство, предопределяет необходимость регулирования внешнеторговых отношений. Все эти процессы должны быть обеспечены надлежащим таможенным механизмом, четко урегулированным правовыми нормами. Этого требуют нормальное функционирование экономики и развития гражданского общества. В этом и заключается неотъемлемая функция любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность. В связи с чем, актуальным является изучения вопросов регулирования внешнеторговых отношений.

Целью курсовой работы являются изучения структуры и содержания таможенного дела и таможенной политики в Российской Федерации.

В связи с этим основными задачами, предопределившими структуру работы, при раскрытии данного вопроса, являются:

· необходимо определить, когда произошло зарождение таможенного дела и таможенной политики, что явилось предпосылками и каково состояние таможенной системы в настоящее время;

· далее в работе происходит более детальное описание и раскрытие понятий «таможенное дело» и «таможенная политика». Эти два понятия необходимо разграничивать, так как таможенное дело представляет собой сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, а таможенная политика - это система мероприятий, проводимых государством, направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений;

· таможенная политика осуществляется на основании законодательных актов, регламентирующих деятельность таможенной системы и поэтому следующим будет рассмотрение этих законодательных актов;

· для более детального рассмотрения таможенной политики и таможенного дела необходимо изучить ряд понятий, касающихся данной сферы деятельности государства;

· таможенное дело и таможенная политика осуществляется на территории России через таможенные органы, которые регулируют правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращаю-щиеся в данной сфере, в связи, с чем в работе будут раскрыты структура, функции, задачи и обязанности таможенных органов.

В качестве литературы, использованной при написании данной работы центральное место занимает Таможенный Кодекс РФ, который постоянно модернизируется в целях эффективного осуществления таможенной политики. Также вместе с Таможенным Кодексом РФ были использованы ряд законов, указов и постановлений, касающихся таможенного дела в России. Существенным изменением законодательной базы явился Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", на основании, которого четко определена структура таможенных органов, во главе которых стоит Федеральная Таможенная Служба РФ (ранее центральным звеном в системе таможенных органов являлся Государственный Таможенный Комитет РФ). Данный указ придал государственным органам статус федерального агентства. Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразовался, в свою очередь, в Федеральную таможенную службу, при этом его по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности передаются Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.

Также для написания работы был изучен ряд учебников, касающихся данной проблематики, в которых очень подробно и четко описываются вопросы, входящие в ведение таможенных органов, структура таможенной системы. Были использованы работы таких специалистов как доцент, кандидат юридических наук - Бакаева О.Ю., кандидат юридических наук - Матвиенко Г.В., доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ - Химичева Н.И. и другие.

Кроме того, в работе будет представлена в качестве приложения структура таможенных органов с сотрудниками, занимающими руководящие должности в данных подразделениях.

Глава 1. Таможенное дело Российской Федерации

1.1. История таможенного дела и таможенной политики России

Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения определить вряд ли возможно, но доподлинно известно, что уже в III в. до н.э. в г. Тарифе (в нынешней Андалузии) в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров), систематизировавшая порядок и величину пошлины, была названа в честь города -- тариф. Таможенный тариф стал для государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.

В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период своего существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там г сборных торговых или так называемых гостиных мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VIII в. В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» -- сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.

Сильное влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга»,т. е. пошлина, от которого произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» -- место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, и, естественно, «таможенник» -- служилый человек, взимавший тамгу.

Картины развития таможенного дела в России и других государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность заключались в удовлетворении потребностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнеторговых связей. Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране.

В начале XVI в., когда завершилось создание Московского государства, предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте таможенникам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные правовые нормы о порядке сбора пошлин с некоторых товаров. Позже в Таможенной новгородской грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г. наряду с росписями о ставках пошлин с товаров впервые было отражено требование о ведении таможенных книг.

Значительное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовали бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь русским товарам в Европу.

Создание таможенной системы России в современный период опирается на ее предшествующий опыт, в том числе накопленный и в советский период развития нашего государства.

Становление и развитие современного таможенного дела в нашей стране началось с конца 1991 г. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либерализация внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с существующими реалиями.

1.2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации

В современном представлении термин «таможенное дело» охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанных с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках государственной политики таможенное дело имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.

Согласно действующему Таможенному кодексу РФ 2003 г. таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

В то же время согласно ТК РФ целями таможенной политики являются, в том числе регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит таможенную политику за рамки таможенного дела.

Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную -- таможенную, поэтому и характеризовать его нужно прежде всего как деятельность.

Новая редакция ТК РФ более емко, чем ранее действовавшая редакция, характеризует понятие «таможенное дело», определяя его как сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.

Структуру современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками:

1. принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

2. таможенные режимы;

3. таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

4. таможенное оформление;

5. таможенный контроль;

6. предоставление таможенных льгот;

7. ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности;

8. правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Следует отметить, что любое деление таможенного дела на отдельные относительно самостоятельные части (блоки) является весьма условным, но в целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного дела. Причем рассматривать каждую из перечисленных выше частей таможенного дела нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.

1.3. Законодательство о таможенном деле

На территории России действует единое таможенное законодательство. Единство таможенного законодательства обусловлено отнесением таможенного дела к федеральной компетенции и, соответственно, регулированием его только нормами единого федерального законодательства. При этом следует оговориться, что термин «таможенное законодательство» следует рассматривать в широком смысле этого слова, когда законодательство охватывает не только Конституцию и законы, а включает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы РФ и ряда иных федеральных органов исполнительной власти.

Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают ТК РФ и Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе». Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам ТК РФ и Закона «О таможенном тарифе». Это требование прямо закреплено в действующем ТК РФ. Ранее неясность на этот счет нередко приводила к тому, что на практике в случаях коллизии норм ТК РФ с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновения на этой почве правовых конфликтов арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешали подобного рода конфликты в соответствии с правилом, что при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.

Следует также сказать и о действии таможенного законодательства во времени. Согласно ТК РФ в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными законодательными актами. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таким днем считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Если же такой день установить невозможно, то датой незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу принято считать дату обнаружения таможенного правонарушения.

Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой -- основное направление развития таможенного дела России на современном этапе, о чем прямо указано в ТК РФ. При этом согласно ТК РФ применяется принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством, т.е. если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ТК РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора.

1.4. Понятия, используемые в таможенном деле

В таможенном праве и законодательстве используется целый ряд специфических таможенно-правовых терминов, таких, как, например, «таможенная территория», «таможенная граница», «таможенный режим», «декларант», «таможенная пошлина» и др. Даже такие вроде бы всем известные из гражданского права понятия, как «товары» и «транспортные средства», в таможенном законодательстве имеют свое специфическое толкование.

Таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды, а также воздушное пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов согласно действующему ТК РФ рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.

Понятие таможенная граница Российской Федерации означает пределы ее таможенной территории, куда входят и периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Причем принято различать внешнюю и внутреннюю таможенные границы. Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории сопредельных государств и, как правило, совпадает с государственной границей. На ней действует административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе. Внутреннюю таможенную границу образуют периметры свободных таможенных зон и свободных складов, находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страны. И хотя по своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней, порядок ее пересечения регламентируется только нормами таможенного законодательства.

Под термином товары в таможенном законодательстве следует понимать любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую, тепловую и иные виды энергии, а также транспортные средства, за исключением средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров. Практика выявила необходимость включить в это определение объекты интеллектуальной собственности, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Товары подразделяются на российские и иностранные. Российские товары -- это товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на ее территории, т.е. те товары, распоряжаться которыми можно без разрешения таможенных органов. Все остальные товары являются иностранными.

Транспортными средствами в таможенном деле признаются любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Под перемещением через таможенную границу Российской Федерации понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию страны или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи. К указанным действиям относятся:

при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации -- фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации;

при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации -- подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.

Декларант -- это лицо, перемещающее товары, или таможенный брокер (посредник), т.е. лицо, декларирующее, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средства на таможне от собственного имени.

Таможенный брокер -- это профессиональный посредник в сфере таможенного дела, представляющий из себя коммерческую организацию, созданную в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющуюся юридическим лицом и получившую лицензию Федеральной таможенной службы России на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера.

Перевозчик -- это лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.

Таможенный перевозчик -- это перевозчик, обладающий правом на основании лицензии Федеральной таможенной службы России перевозить товары, находящиеся под таможенным контролем, без таможенного сопровождения и без обеспечения уплаты таможенных платежей.

Таможенный режим -- это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей.

Выпуск -- это передача таможенными органами Российской Федерации товаров или транспортных средств после их таможенного оформления в полное распоряжение лица.

Условный выпуск -- это выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий (например, условия использовать товары и транспортные средства для целей, не сопряженных с производственной или иной коммерческой деятельностью, и пр.).

Таможенное оформление -- это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ.

Таможенный контроль -- это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иного законодательства и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

Зона таможенного контроля -- это специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения исполнения таможенного законодательства Российской Федерации.

Меры экономической политики -- это ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики Российской Федерации и могущие включать в себя квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.

Таможенные платежи -- это таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации.

Таможенная пошлина -- это платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Ставка таможенной пошлины -- это указанный в таможенном тарифе денежный размер платежа, подлежащего взиманию за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию страны или вывозимый с этой территории.

Таможенный тариф -- это свод ставок таможенных пошлин (нормативный документ, содержащий систематизированный перечень товаров с указанием ставок таможенных пошлин, взимаемых при перемещении этих товаров через таможенную границу).

Таможенная стоимость товара -- это цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы.

Таможенные льготы -- это любые изъятия (исключения) из таможенных правил.

Таможенные правила -- это установленный таможенным законодательством Российской Федерации порядок перемещения (включая процедуры применения таможенных режимов) товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного контроля, таможенного оформления, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими.

Нарушение таможенных правил -- это противоправное виновное действие или бездействие лица, посягающее на таможенные правила, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.

1.5. Таможенная территория и таможенная граница

Основными понятиями, характеризующими территориальные аспекты таможенного регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница.

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход к определению таможенной территории непосредственно указывает на пространственные пределы действия норм таможенного законодательства.

ТК РФ при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории. Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации, определяются Государственной границей Российской Федерации, т.е. линией и проходящей по этой линии вертикальной поверхностью.

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе ОТ 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе». Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Более четкому определению понятия «единая таможенная территория Российской Федерации» служат и положения Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Рос-сийской Федерации». Исключительная экономическая зона Российской Федерации -- это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне.

Статус прилежащей зоны установлен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Согласно данной Конвенции в зоне, прилежащей к территориальному морю и называемой прилежащей зоной (прилежащая зона не Может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря), прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый:

-- для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

-- наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

ТК РФ в прежней редакции содержал понятие исключения из таможенной территории, согласно которому территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматривались как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых ТК РФ и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу. О таких исключениях говорится, например, в Федеральном законе от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Созданная в Калининградской области особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации. В отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном законе. Именно из-за этих особенностей территория, которую занимает Калининградская особая экономическая зона, несмотря на действие в ее пределах режима свободной таможенной зоны, не была выведена из состава таможенной территории Российской Федерации.

ТК РФ в новой редакции содержит иной подход (по сравнению с прежней редакцией ТК РФ) к понятию исключения из таможенной территории: территории свободных таможенных зон и свободных складов являются частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, перемещенные в свободные таможенные зоны и на свободные склады, для таможенных целей рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории России (за исключением случаев, определяемых ТК РФ и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу).

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется также понятие «таможенная граница».

Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: «Таможенная граница -- граница таможенной территории Российской Федерации». Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета.

В связи с вышеупомянутым различием в подходах российского законодателя к определению исключения из таможенной территории претерпело небольшие изменения и определение понятия «таможенная граница Российской Федерации», под которой теперь понимаются пределы таможенной территории Российской Федерации, в том числе пределы (в прежней редакции ТК РФ -- периметры) свободных таможенных зон и свободных складов.

Таможенная граница является юридической фикцией (воображаемой линией) в отличие от государственной границы, представляющей собой реальную линию на местности. Практика таможенного регулирования (чаще всего в связи с разбирательством уголовных дел о контрабанде) не раз обращала внимание на возможность несовпадения таможенной и государственной границ и юридические последствия, вызванные этим несовпадением.

Различают понятия внешней и внутренней таможенных границ.

Внешней таможенной границей являются пределы таможенной территории Российской Федерации. Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе. Охрана внешней таможенной границы осуществляется таможенными органами совместно с пограничными войсками. Иногда на границе создают совместные таможенные пункты, объединяющие потенциалы таможенных органов сопредельных стран. Такие пункты организуются, как правило, на наиболее оживленных коммерческих и туристических магистралях. Первые совместные таможенные пункты появились в СНГ на границах России с Украиной и Белоруссией.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории. Они возникают в связи с использованием отдельных таможенных режимов (свободной таможенной зоны, свободного таможенного склада). Согласно прежней редакции ТК РФ внутренняя граница была приравнена по правовому статусу к внешней границе: территория свободной таможенной зоны рассматривалась как пограничная, въезд туда осуществлялся строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. Охрана внутренней таможенной границы обеспечивалась таможенниками совместно с администрацией свободной таможенной территории.

Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов.

Образование таможенных союзов призвано служить интересам развития и укрепления международной экономической интеграции. Ориентиром в этой деятельности являются общепризнанные нормы международного права.

Таможенный союз представляет собой более высокий уровень сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании на границах с третьими странами. Иными словами, таможенный союз -- это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к государствам -- нечленам. В таможенном союзе появляется общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран-участниц.

Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на территориях стран -- членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество -- союзную общую таможенную территорию.

В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ. Примером может служить формирование таможенного союза между Россией и Белоруссией.

Образование этого таможенного союза привело к переносу таможенного контроля с границы Российской Федерации с Республикой Белоруссия на внешние границы Республики Белоруссия, отмене взимания таможенных платежей в отношении двустороннего товарооборота и т.д. Таким образом, завершение формирования таможенного союза России и Республики Белоруссия позволит говорить о появлении общей таможенной территории. Наличие «таможенного пространства союза Белоруссии и России» не упраздняет существование национальных таможенных территорий государств -- участников союза.

1.6. Таможенная политика

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий ТК РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение.

Целями таможенной политики России, сформулированными в ТК РФ, являются:

-- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;

участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;

стимулирование развития национальной экономики;

содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России;

иные цели, определяемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ.

Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой Российского государства. Как составная часть внешней политики государства таможенная политика России призвана, таким образом, реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся В кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности -- протекционизм и фритредерство.

Протекционизм -- это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство -- это политика свободной торговли. Свободная торговля устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.

Во-вторых, отношения, регулируемые таможенно-правовыми нормами, нередко возникают против воли одной из сторон, что характерно для адми-нистративно-правового регулирования.

В-третьих, к сторонам таможенно-правовых отношений за нарушение ими своих обязанностей применяются в большинстве своем меры административной или дисциплинарной ответственности.

В-четвертых, споры между сторонами -- участниками таможенных правоотношений зачастую решаются в административном порядке.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ