Таможенные льготы для отдельной категории иностранных граждан
Таможенные льготы для отдельной категории иностранных граждан
План Введение 1. Перемещение товаров дипломатическими представительствами иностранных государств 2. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства иностранного государства 3. Перемещение товаров членами административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства 4. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала 5. Перемещение товаров консульскими учреждениями иностранных государств и членами их персонала 6. Перемещение дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств через таможенную границу 7. Таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров 8. Таможенные льготы для представителей и членов делегаций иностранных государств 9. Перемещение товаров членами дипломатического персонала, консульскими должностными лицами, представителями и членами делегаций иностранных государств, следующими транзитом через территорию Российской Федерации 10. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств Заключение Библиографический список Введение Среди специальных таможенных процедур в законодательстве РФ выделяется перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц: персоналом дипломатических, консульских и иных официальных представительств иностранных государств, международных организаций, иными категориями иностранных лиц, пользующихся иммунитетами и привилегиями на таможенной территории РФ в соответствии с нормами дипломатического и консульского права. Порядок предоставления данных иммунитетов и привелегий определен в главе 25 ТК РФ, принятого Федеральным законом от 28.05.03 № 61-ФЗ. Статья 298 п.1 определяет сферу применения данной главы, а упрощенный порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых в рамках данной специальной процедуры закрепляется в п. 2 статьи 298 ТК РФ. Особенностью правового регулирования данной разновидности специальных таможенных процедур является определяющее значение международно-правовых норм, в первую очередь международных договоров РФ. Главенство международно-правовых норм обеспечивается ст. 15 Конституции РФ. 1. Перемещение товаров дипломатическими представительствами иностранных государств В соответствии со статьей 299 ТК РФ, дипломатические представительства иностранных государств, расположенные на территории Российской Федерации, могут ввозить на таможенную территорию Российской Федерации и вывозить с этой территории предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. По своему назначению дипломатические представительства в качестве государственных органов внешних сношений можно подразделить на три категории: постоянные дипломатические представительства в других государствах, постоянные представительства при международных организациях и непостоянные представительства, так называемые специальные миссии (различного рода делегации, направляемые со специальной целью для участия в переговорах, конференциях, торжественных церемониях, а также лица, выполняющие особо важное поручение своего правительства, - послы по особым поручениям и т.п.). В соответствии с установившейся практикой постоянные дипломатические представительства в других государствах подразделяются на посольства, дипломатические миссии и соответствующие им представительства Ватикана (нунциатуры и интернунциатуры). Дипломатическое представительство, возглавляемое послом, именуется посольством, а возглавляемое посланником или постоянным поверенным в делах - миссией. В настоящее время РФ обменивается с другими странами дипломатическими представительствами на уровне посольств. Для того чтобы обеспечить дипломатическим представительствам возможность эффективно осуществлять предусмотренные международным правом функции без контроля со стороны властей государства пребывания (что вытекает из принципа суверенного равенства государств), им предоставляются дипломатические привилегии и иммунитеты. Таможенные льготы для дипломатических представительств иностранных государств представляют собой разновидность дипломатических иммунитетов. Под иммунитетами понимаются отдельные виды изъятия представителей иностранных государств и имущества таких государств из сферы принудительного воздействия со стороны суда, финансовых, таможенных органов, служб безопасности страны, где такие иностранные лица и имущество находятся. Статья 299 ТК РФ освобождает от уплаты таможенных пошлин и налогов товары, предназначенные для официального пользования дипломатических представительств, которые ввозятся на таможенную территорию РФ или вывозятся с нее. Вместе с тем следует отметить, что Венская конвенция 1961 г. не конкретизирует, что именно понимается под «предметами, предназначенными для официального пользования», а также «предметами, предназначенными для личного пользования», «предметами первоначального обзаведения», речь о которых пойдет ниже. Такие понятия конкретизируются не международным, а национальным правом государств. При этом обычно государства не идут по пути составления перечней указанных предметов, а определяют ограничения на ввоз товаров. Еще при разработке упомянутой Венской конвенции Комиссия международного права в комментариях к проекту указывала, что государство пребывания может устанавливать некоторые ограничения, в частности ограничивать количество ввозимых товаров, устанавливать период, в течение которого могут ввозиться товары, рассматриваемые как предметы первоначального обзаведения, а также период, в течение которого товары, ввезенные с использованием таможенных льгот, не должны быть отчуждены. Следует отметить, что все перечисленные ограничения должны применяться ко всем представительствам на недискриминационной основе. Кроме того, следует учитывать, что, согласно ст. 47 Венской конвенции, не считается, что имеет место дискриминация, если государство пребывания применяет какое-либо из положений Конвенции ограничительно ввиду ограничительного применения этого же положения к его представительству в аккредитующем государстве. Таким образом, если государство устанавливает необоснованно жесткие ограничения на ввоз указанных предметов, то возможно применение ответных мер со стороны других государств. Подводя итог, можно сказать, что товарами, предназначенными для официального пользования дипломатических представительств, в случае отсутствия ограничений, установленных национальным правом, могут являться любые товары, перемещаемые через таможенную границу дипломатическими представительствами. Как правило, представительства перемещают автотранспортные средства, мебель, оргтехнику, канцелярские товары и т.п. Предназначение этих товаров для официальных нужд дипломатического представительства подтверждается соответствующими письмами, письменными обращениями и т.д., направляемыми руководителем дипломатического представительства в адрес таможенного органа, производящего таможенное оформление. Предназначение товаров может оговариваться в контракте или обозначаться иным способом, например учитывая сложившуюся международную практику, на основе двусторонних договоров (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Корея об обмене земельными участками для строительства комплексов дипломатических представительств, Соглашение между Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Правительством СССР о взаимном предоставлении земельных участков для строительства посольств обеих стран соответственно в Москве и Лондоне). Строительные материалы и оборудование, ввозимые во время строительства указанных представительств, могут быть признаны товарами, предназначенными для официального пользования. Количество автомашин, которые могут быть ввезены дипломатическими представительствами иностранных государств и международных организаций для официального (служебного) пользования, устанавливает МИД России. Актами законодательства РФ, действующими в настоящее время в отношении лиц, упомянутых в статье, не установлены прямые ограничения на ввоз товаров, предназначенных для официального пользования. Представляется, что данное обстоятельство демонстрирует иной подход российской правоприменительной практики в отличие от практики, существовавшей в СССР. Так, согласно положениям Правил перемещения через таможенную границу РФ товаров отдельными категориями иностранных лиц, утвержденных приказом ГТК России от 10 октября 2002 г. № 1087, принципиальной особенностью и отличием от ранее действовавших актов по таможенному делу, принятых во время существования СССР, стал отказ от ограничений, выраженных четкими сроками или квотами в отношении ввоза товаров, предназначенных для официального пользования. Какие-либо ограничения в отношении указанных товаров могут быть введены лишь на основе принципа взаимности (п.43 упомянутых Правил). В целях недопущения использования дипломатических льгот для извлечения дохода исходя из принципа несовместимости дипломатического представительства с коммерческой деятельностью (ст. 42 Венской конвенции 1961 г.) таможенное законодательство может устанавливать ограничения в отношении некоторых товаров, предназначенных для официального пользования дипломатического представительства. Определяется, например, срок обновления или замены автомашины. Сейчас он составляет три года. В случае нарушения этой нормы обновление автомобиля возможно только при уплате таможенных платежей в полном размере. При отчуждении автомобиля до истечения трехлетнего срока с момента его ввоза необходимо получить разрешение на совершение такой сделки от таможенного органа, где данный автомобиль состоит на учете. В том случае если таможенным органом установлено, что товары не предназначены для официального пользования, то в соответствии с одним из принципов Венской конвенции 1961 г. о предоставлении привилегий и иммунитетов не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства, освобождение от уплаты таможенных платежей не предоставляется (п.62 Правил). Следует отметить, что в соответствии с п.2 ст.126 ТК РФ в качестве декларанта имеют право выступать иностранные лица, пользующиеся таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ. Кроме того, к товарам, предназначенным для официального пользования представительств, не применяются запреты и ограничения экономического характера, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Товары, предназначенные для официального пользования дипломатических представительств иностранных государств, проходят таможенное оформление в упрощенном порядке (п. 2 ст. 298 ТК РФ). Товары, предназначенные для официального пользования дипломатических представительств, не освобождаются от таможенного досмотра. Дипломатические представительства получают таможенные льготы при условии соблюдения установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ. 2. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства иностранного государства Согласно статье 300 ТК РФ, глава дипломатического представительства иностранного государства и члены дипломатического персонала представительства иностранного государства, а также проживающие вместе с ними члены их семей могут ввозить на таможенную территорию Российской Федерации товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, и вывозить за пределы таможенной территории Российской Федерации товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таможенные льготы, предусмотренные данной статьей, распространяются на главу дипломатического представительства, членов дипломатического персонала, а также на проживающих вместе с ними членов их семей. В Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях под главой представительства понимается лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве (ст. 1). В соответствии со ст. 14 этой Конвенции главы представительств подразделяются на три класса: 1) класс послов и нунциев, аккредитованных при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга; 2) класс посланников и интернунциев, аккредитованных при главах государств; 3) класс поверенных в делах, аккредитованных при министрах иностранных дел. В п. 2 ст. 14 Венской конвенции 1961 г. установлено, что «иначе как в отношении старшинства и этикета, не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу». Это предписание распространяется и на предоставление таможенных льгот: их объем не зависит от класса главы дипломатического представительства. Членами дипломатического персонала являются те члены персонала представительства, которые имеют дипломатический ранг: советники, торговые представители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, первые, вторые и третьи секретари, атташе дипломатические и атташе - представители ведомств (по науке и технике, сельскому хозяйству и т.д.), секретари-архивисты. В состав дипломатического персонала представительства входят также заместители торговых представителей, помощники военных, военно-морских и военно-воздушных атташе. Статья 300 ТК РФ распространяет предусмотренные таможенные льготы на членов семьи главы дипломатического представительства и членов дипломатического персонала. Эта норма соответствует правилам, закрепленным в п. 1 ст. 37 Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях: «Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29 - 36» (таможенные льготы закреплены в ст. 36). Под дипломатическими агентами понимаются как глава дипломатического представительства, так и члены дипломатического персонала. В теории и на практике нет единого мнения по вопросу, на каких именно членов семьи дипломатов распространяются дипломатические иммунитеты. Бесспорным является только то, что в семью входит супруг, несовершеннолетние дети и обычно также лица, состоящие на иждивении дипломата. Суть таможенной льготы, устанавливаемой в ст. 300 ТК РФ, состоит: а) в предоставлении дипломатическим агентам и проживающим вместе с ними членам их семей права перемещать через таможенную границу товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, с освобождением от таможенных пошлин и налогов; б) в неприменении в отношении таких товаров запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; в) в освобождении личного багажа дипломатических агентов и проживающих вместе с ними членов их семей от таможенного досмотра. В соответствии с принципом законности данные таможенные льготы предоставляются при условии соблюдения установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ. С помощью ст. 300 ТК РФ в российское законодательство переносятся правила, закрепленные в ст. 36 Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях. В п. 1 ст. 36 Конвенции устанавливается, что «государство пребывания в соответствии с принятыми им законами и правилами разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода услуги предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, включая предметы для его обзаведения».Таким образом, как и в случае с товарами, предназначенными для официального пользования дипломатических представительств (ст. 299 ТК РФ), товары для личного пользования дипломатического агента и членов его семьи, включая товары для первоначального обзаведения, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, других косвенных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, сборов за таможенное оформление. Данная льгота не касается сборов за хранение, сборов за таможенное оформление вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов. Однако, Венская конвенция 1961 г. не уточняет, что именно понимается под «предметами, предназначенными для личного пользования», а также «предметами первоначального обзаведения». Как правило, государства национальным законодательством определяют ограничения на ввоз товаров. Вместе с тем на практике государства по-разному подходят к проблеме ограничений. Так, в США не существует законодательно закрепленных ограничений на ввоз упомянутых товаров с использованием таможенных льгот. В то же время в Швейцарии ограничения на ввоз товаров, подпадающих под действие ст.36 Венской конвенции, детально прописаны в законодательстве. В частности, указывается, что главы дипломатических миссий ввозят все предметы личного пользования без ограничений, кроме строительных материалов. Члены дипломатического персонала ограничены во ввозе мебели (один раз в пять лет) и автомобилей (две машины в три года). Административно-технический персонал имеет право ввезти предметы для личного пользования с использованием льгот только при первоначальном обзаведении. При этом отчуждение предметов, ввезенных с использованием таможенных льгот, возможно только после уплаты таможенных платежей. Исходя из положений ст.42 Венской конвенции 1961 г. о несовместимости занятий дипломатическим агентом профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды, национальным законодательством в принципе могут быть установлены любые ограничения. Личный багаж главы дипломатического представительства иностранного государства, членов дипломатического персонала представительства иностранного государства, а также проживающих вместе с ними членов их семей освобождается от таможенного досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит товары, не предназначенные для личного и семейного пользования, или товары, ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации которых запрещен законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации либо регулируется карантинными правилами. Таможенный досмотр должен проводиться только в присутствии указанных в настоящей статье лиц или их уполномоченных представителей. Личным багажом является багаж, который содержит вещи личного пользования дипломата и обычно перевозится при дипломатическом агенте. Когда дипломат перемещается самолетом, часть его личного багажа может отправляться морем или железной дорогой. Освобождение личного багажа от таможенного досмотра не является абсолютным. В п. 2 ст. 300 ТК РФ воспроизводится положение ст. 36 (п. 2) Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях, в соответствии с которой личный багаж дипломата или членов его семьи может быть досмотрен на таможне, если есть серьезные основания предполагать, что в багаже находятся товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз и вывоз которых запрещен российским законодательством, международными договорами либо регулируется карантинными и иными специальными правилами. Ни в тексте Конвенции, ни в ТК РФ не дается толкование понятия «серьезные основания». На практике неопределенность этого выражения, с одной стороны, сдерживает таможенные органы от необоснованных досмотров, а с другой - легко разрешается с помощью такого критерия, как конечный результат. Если в ходе досмотра товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз и вывоз которых запрещен, не обнаружены, то, значит, не было и «серьезных оснований» для досмотра личного багажа дипломата. Сотрудник таможенного органа может не только опросить дипломата, но и предложить ему заполнить таможенную декларацию, а также произвести досмотр ручной клади и багажа. Таможенный досмотр личного багажа дипломата санкционируется начальником таможни либо лицом, его замещающим. В случае если в результате досмотра багажа товаров, не предназначенных для личного или официального пользования или запрещенных к ввозу и вывозу, не обнаружено, дипломат, скорее всего, направит в МИД ноту протеста в связи с нарушением ст. 36 (п. 2) Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Если же в результате досмотра выявляется нарушение таможенного законодательства, должностное лицо таможенного органа составляет специальный акт. Протокол о правонарушении в этом случае не составляется, поскольку дипломатический агент (член его семьи) обладает судебным иммунитетом и не может быть привлечен к юридической ответственности по закону страны пребывания. В таких ситуациях обычно МИД России направляет соответствующее представление в посольство, где работает дипломатический агент. В представлении указывается на факт злоупотребления дипломатическим статусом со стороны дипломатического агента, в отношении которого на таможне был составлен специальный акт. Обнаруженные при досмотре товары, не предназначенные для личного пользования или ввозимые в Россию в товарном количестве, подлежат возврату за границу. Следует заметить, что ни при каких обстоятельствах личный багаж дипломата не может быть досмотрен на таможне в отсутствие владельца или его уполномоченного представителя. 3. Перемещение товаров членами административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства Статья 301 ТК РФ определяет, что члены административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие вместе с ними члены их семей, если указанные лица и члены их семей не проживают постоянно в Российской Федерации и не являются гражданами Российской Федерации, могут ввозить на таможенную территорию Российской Федерации предназначенные для первоначального обзаведения товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Статья 301 ТК РФ определяет таможенные льготы, предоставляемые административно-техническому персоналу дипломатического представительства и проживающим вместе с ними членам их семей, в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и предназначенных для первоначального обзаведения. В соответствии со ст. 1 Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях «членами персонала представительства являются члены дипломатического персонала, административно-технического и обслуживающего персонала представительства». Административно-технический персонал составляют лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства. Обычно к ним относятся референты, заведующие канцелярией, бухгалтеры, переводчики, секретари, машинистки и т.д. На данную категорию сотрудников в соответствии со ст. 37 Венской конвенции распространяются льготы в отношении освобождения от таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов на предметы первоначального обзаведения. Как и в случаях, предусмотренных в ст. 299, 300 ТК РФ, административно-технический персонал дипломатического представительства не освобождается от платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого льгот или вне времени работы таможенного органа. Помимо освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, к товарам, предназначенным для первоначального обзаведения, не могут быть применены запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Правила, установленные в ст. 301 ТК РФ, не распространяются на сотрудников административно-технического персонала и членов их семей, проживающих постоянно в РФ и являющихся гражданами РФ. Как правило, чтобы определить понятие «товары первоначального обзаведения», нормативными актами государства пребывания отражается предназначение таких товаров, а также устанавливаются временные рамки. Так, например, согласно п.27 Правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров отдельными категориями иностранных лиц товары первоначального обзаведения могут быть ввезены в течение года с момента первоначального въезда на территорию РФ. Льготы по освобождению от таможенного досмотра к лицам административно-технического персонала дипломатического представительства не применяются. 4. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала На основе специального соглашения с иностранным государством таможенные льготы, предоставляемые настоящим Кодексом членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, могут быть распространены на членов административно-технического и обслуживающего персонала этого представительства, а также на членов их семей, не проживающих в Российской Федерации постоянно и не являющихся гражданами Российской Федерации, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства. (Статья 302 ТК РФ). С точки зрения международного права ничто не препятствует отдельным государствам на основе взаимности распространять таможенные льготы, предусмотренные Венской конвенцией 1961 г. о дипломатических сношениях и национальным таможенным законодательством, на весь персонал дипломатического представительства, т.е. как на дипломатических агентов, так и на административно-технический и обслуживающий персонал, включая членов их семей. К обслуживающему персоналу относятся члены персонала дипломатического представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства: шоферы, повары, уборщицы, садовники, дворники и т.д. Распространение таможенных льгот на весь персонал дипломатического представительства обязательно оформляется соответствующим двусторонним соглашением, являющимся юридическим основанием для изменения таможенного режима для лиц, составляющих административно-технический и обслуживающий персонал представительства. Таможенные льготы, предусмотренные ст. 302 ТК РФ, не могут быть предоставлены сотрудникам административно-технического и обслуживающего персонала и членам их семей, постоянно проживающим в РФ и являющимся гражданами РФ. 5. Перемещение товаров консульскими учреждениями иностранных государств и членами их персонала По статье 303 ТК РФ: 1. Консульским учреждениям иностранных государств, консульским должностным лицам иностранных государств, включая главу консульского учреждения иностранного государства, и консульским служащим иностранных государств, а также членам их семей предоставляются таможенные льготы, предусмотренные настоящим Кодексом для дипломатических представительств иностранных государств или соответствующего персонала дипломатических представительств иностранных государств. 2. На основе специального соглашения с иностранным государством на работников обслуживающего персонала консульского учреждения иностранного государства, а также на членов их семей, не проживающих постоянно в Российской Федерации, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства могут быть распространены таможенные льготы, предоставляемые настоящим Кодексом членам соответствующего персонала дипломатического представительства иностранного государства. Основным источником международного права, регулирующим порядок предоставления таможенных льгот консульским представительствам и их персоналу, является Венская конвенция 1963 г. о консульских сношениях. Предоставление таможенных льгот консульствам и их персоналу может быть урегулировано и через принятие двусторонних консульских конвенций. Статья 303 ТК РФ распространяет на консульские представительства и их сотрудников, а также на членов их семей те же таможенные льготы, что были предоставлены соответствующим категориям персонала дипломатического представительства. Таким образом, консульское представительство и его персонал подпадают под действие таможенного режима, закрепленного в ст. 299 - 302 ТК РФ. 6. Перемещение дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств через таможенную границу Статья 304 ТК РФ устанавливает следующие положения: 1. Дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств, перемещаемые через таможенную границу, не подлежат ни вскрытию, ни задержанию. При наличии серьезных оснований предполагать, что в консульской вализе содержатся документы и (или) товары, не указанные в пункте 3 настоящей статьи, таможенный орган вправе потребовать, чтобы консульская вализа была вскрыта уполномоченными лицами представляемого иностранного государства в присутствии сотрудника таможенного органа. В случае отказа от вскрытия консульская вализа возвращается в место отправления. 2. Все места, составляющие дипломатическую почту и консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на характер этих мест. 3. Дипломатическая почта может содержать только дипломатические документы и товары, предназначенные для официального пользования, а консульская вализа - только официальную корреспонденцию и документы или товары, которые предназначены исключительно для официального пользования. Международное право и российское таможенное законодательство устанавливают особый режим перемещения дипломатической и консульской почты. Дипломатическая и консульская почта неприкосновенна. Этот общепризнанный принцип современного международного публичного права гарантирует обеспечение свободы сношений дипломатических представительств с представляемым государством. При помощи дипломатической почты доставляются официальная корреспонденция, документы и предметы, предназначенные для служебного пользования. Они упаковываются в дипломатическую вализу, под которой понимается закрытое и опечатанное печатью или опломбированное в установленном порядке вместилище (сумка, мешок, пакет, конверт и т.п.), имеющее видимые внешние знаки, указывающие на его характер. В соответствии с принятыми в нашей стране правилами пропуска через границу дипломатической почты каждое место диппочты должно быть опечатано сургучными печатями или опломбировано свинцовыми пломбами отправителя. Отдельное место диппочты не ограничивается ни по размерам, ни по весу, однако вес пересылаемой дипломатической почты может быть ограничен на основе взаимности. Вес транзитной дипломатической почты не подлежит ограничению. В ТК РФ особо оговаривается, что дипломатическая почта может содержать только дипломатические документы и товары, предназначенные для официального пользования. Каждая дипломатическая вализа составляет отдельное место дипломатической почты и может доставляться как в сопровождении специально уполномоченных на то лиц (дипломатических курьеров), так и без сопровождения, через обычные каналы связи. Если все места дипломатической почты имеют различимые внешние идентификационные знаки, позволяющие определить их отношение к дипломатической почте, то в этом случае дипломатическая почта не может ни вскрываться, ни задерживаться. Должностные лица таможенного органа производят только внешний осмотр дипломатической почты и контролируют соблюдение требований о маркировке и об описании почты в курьерском листе. Правом беспрепятственного отправления и получения дипломатической почты пользуются: а) министерства иностранных дел государств, с которыми РФ поддерживает дипломатические и консульские отношения; б) дипломатические и консульские представительства этих государств в РФ и третьих странах; в) находящиеся на территории РФ международные организации и представительства государств при этих организациях; г) представительства международных организаций на территории РФ, если это предусмотрено международными договорами РФ. Дипломатическая почта государств, с которыми Россия не имеет дипломатических или консульских отношений, перемещаемая транзитом через российскую территорию, пользуется правом беспрепятственного следования. Определение консульской вализы содержится в ст. 35 Венской конвенции 1963 г. о консульских сношениях. При сношении с правительством, дипломатическими и другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они ни находились, консульские учреждения могут пользоваться всеми подходящими средствами, включая консульские вализы. В п. 2 ст. 35 Венской конвенции 1963 г. устанавливается, что официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению и его функциям. В п. 3 той же статьи закрепляется, что консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. В то же время, когда компетентные органы государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в консульской вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального использования, они могут потребовать, чтобы консульская вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченными лицами представляемого государства. В случае отказа от вскрытия консульская вализа возвращается в место отправления. Такая норма дает возможность, по существу, в любое время государству пребывания прервать свободные сношения консульского учреждения со своим правительством или дипломатическим представительством. Угрозе подвергается беспрепятственное осуществление консульским учреждением его функций . Получается, что государство пребывания может потребовать отдельной упаковки предметов, предназначенных для консульского отдела посольства, и предметов, предназначенных для дипломатического представительства. В отношении первых в соответствии со ст. 35 (п. 3) Венской конвенции 1963 г. и п. 1 ст. 304 ТК РФ допускается возможность таможенного досмотра. На практике многие страны, полностью игнорируя положения п. 3 ст. 35 Венской конвенции 1963 г., предоставляют абсолютную неприкосновенность консульской вализы в двусторонних консульских конвенциях. Так, в ст. 18 Консульской конвенции между СССР и США 1964 г. предусматривается, что служебная переписка консульского учреждения, независимо от того, какие средства связи им используются, и опечатанные дипломатические вализы, имеющие видимые внешние знаки, указывающие на их официальный характер, являются неприкосновенными и не подвергаются контролю или задержанию со стороны властей государства пребывания. 7. Таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров В соответствии со статьей 305 ТК РФ иностранные дипломатические и консульские курьеры могут ввозить на таможенную территорию Российской Федерации и вывозить с этой территории товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства с освобождением от таможенного досмотра, уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Дипломатический (консульский) курьер - это лицо, которому поручается доставка дипломатической (консульской) почты. Должность дипломатического курьера упоминается в ст. 27 Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях, а консульского курьера - в ст. 35 Венской конвенции 1963 г. о консульских сношениях. Различают постоянных дипломатических (консульских) курьеров и временных, назначенных для перевозки только данной дипломатической почты. Последние пользуются таможенными льготами лишь на срок исполнения своих служебных обязанностей. Дипломатическая почта может быть вверена командиру экипажа гражданского самолета. В этом случае дипломатическое (консульское) представительство может направить одного из своих сотрудников принять дипломатическую почту (консульскую вализу) непосредственно и беспрепятственно от командира самолета. Следует заметить, что сам командир экипажа в подобных ситуациях не считается дипломатическим курьером. Основанием для признания за соответствующим лицом статуса дипломатического курьера является выдаваемый ему курьерский лист. В курьерском листе определяется статус дипломатического курьера и сообщается о предоставлении ему права на беспрепятственный провоз через границу указанного в этом документе количества мест дипломатической почты. При вывозе дипломатической почты из страны курьерский лист подписывается лицом, уполномоченным министром иностранных дел данного государства, а при ввозе - главой дипломатического, консульского или другого представительства данного государства за границей или лицом, его замещающим. В необходимых случаях курьерский лист визируется в министерстве иностранных дел или в дипломатическом (консульском) представительстве иностранного государства. РФ имеет соглашения со многими странами о взаимном отказе от визирования курьерских листов. Список стран, для которых отменено визирование курьерских листов, сообщается таможенным органам. Иностранные дипломатические и консульские курьеры ввозят на таможенную территорию РФ и вывозят с этой территории товары, предназначенные для личного и семейного пользования, с освобождением от таможенного досмотра, уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров предоставляются на основе взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства. Личный багаж дипломатического (консульского) курьера освобождается от таможенного досмотра. Однако при наличии серьезных оснований полагать, что в багаже содержатся товары, не предназначенные для личного пользования курьера, или товары, ввоз и вывоз которых запрещен, ограничен либо регулируется специальными правилами, личный багаж курьера может быть досмотрен на таможне в присутствии самого дипкурьера или его полномочного представителя. 8. Таможенные льготы для представителей и членов делегаций иностранных государств Статья 306 ТК РФ предоставляет представителям иностранных государств, членам парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности членам делегаций иностранных государств, которые приезжают в Российскую Федерацию для участия в международных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями таможенные льготы, предусмотренные настоящим Кодексом для членов дипломатического персонала представительства иностранного государства. Такие же льготы предоставляются членам семей, сопровождающим указанных лиц. В статье 306 ТК РФ речь идет о предоставлении таможенных льгот специальным миссиям. В международном праве под специальной миссией понимается разновидность временных зарубежных органов внешних сношений, состоящих из представителей, направляемых одним государством в другое для выполнения характерных задач, определяемых по соглашению, между данными государствами. Особую роль в современных условиях играет такой вид дипломатии специальных миссий, как дипломатия на высшем уровне, упоминающаяся в ст. 21 Конвенции о специальных миссиях 1969 г. В соответствии со ст. 306 ТК РФ таможенные льготы распространяются на представителей иностранных государств, членов парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности на сотрудников делегаций иностранных государств, прибывающих в РФ для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях или с другими официальными поручениями. Льготы распространяются и на членов семей, сопровождающих указанных лиц. Для участников специальных миссий и сопровождающих их членов семей таможенным законодательством устанавливается режим, аналогичный тому, что действует в отношении дипломатических агентов представительства иностранного государства. 9. Перемещение товаров членами дипломатического персонала, консульскими должностными лицами, представителями и членами делегаций иностранных государств, следующими транзитом через территорию Российской Федерации Согласно статье 307 ТК РФ членам дипломатического персонала представительства иностранного государства и консульским должностным лицам консульского учреждения иностранного государства, членам их семей, лицам, указанным в статье 306 настоящего Кодекса, следующим транзитом через территорию Российской Федерации, предоставляются таможенные льготы, предусмотренные настоящим Кодексом для членов дипломатического персонала представительства. Статья 307 соотносится со ст. 40 Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях, в соответствии с которой дипломатический агент, проезжающий через территорию третьего государства или находящийся на этой территории, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост либо в свою страну, получает от этого третьего государства все иммунитеты (в том числе и таможенные), какие могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения. Действие этой нормы распространяется и на членов семьи дипломатического агента, сопровождающих его или следующих отдельно, чтобы присоединиться к нему или возвратиться в свою страну. Правом беспрепятственного транзита наделяются дипломатические курьеры и дипломатическая почта. 10. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств Статья 308 ТК РФ указывает на то, что таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств и членов их семей определяются соответствующими международными договорами Российской Федерации. В учреждающем международную организацию договоре (уставе, статуте и т.д.) обычно содержится общее положение о том, что данная международная организация обладает привилегиями и иммунитетами. На основе такого положения государства - участники этой организации заключают многосторонний договор, в котором подробно регламентируются вопросы, связанные с привилегиями и иммунитетами. Так, например, в Уставе ООН (ст. 104, 105) определено, что ООН пользуется на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей. Положения этих статей Устава ООН были развиты и конкретизированы в Конвенции 1946 г. о привилегиях и иммунитетах ООН и в Конвенции 1947 г. о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН. В 1975 г. была принята Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Конвенция регулирует деятельность органов внешних сношений, осуществляющих представительство государств в отношениях с международными организациями или в рамках международных конференций. Это постоянные представительства государств при международных организациях, делегации государств в органах международных организаций и на международных конференциях, делегации наблюдателей в органах международных организаций и на международных конференциях. По многосторонним или двусторонним договорам о привилегиях и иммунитетах международных организаций их сотрудники пользуются функциональными привилегиями и иммунитетами, т.е. действующими на время исполнения служебных обязанностей. Руководящие должностные лица международных организаций пользуются, как правило, значительным объемом привилегий и иммунитетов, близким или равным объему дипломатических привилегий и иммунитетов. Как правило, объем привилегий и иммунитетов зависит от статуса должностного лица Двусторонними и многосторонними международными договорами определены таможенные льготы для следующих международных организаций, их представительств на территории РФ, персонала этих организаций и представительств, а также членов их семей: 1. Организация Объединенных Наций. 2. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). 3. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). 4. Международный валютный фонд. 5. Международный банк реконструкции и развития. 6. Международная финансовая корпорация. 7. Международная ассоциация развития. 8. Комиссия Европейских сообществ. 9. Европейский банк реконструкции и развития. 10. Международный научно-технический центр. 11. Международная организация по миграции. 12. Международный комитет Красного Креста. 13. Международный центр научной и технической информации. 14. Международный инвестиционный банк. 15. Международный банк экономического сотрудничества. 16. Международная организация космической связи "Интерспутник". 17. Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности " Интерэлектро". 18. Объединенный институт ядерных исследований. 19. Межгосударственный экономический комитет Экономического союза (МЭК). 20. Межгосударственный банк. 21. Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ. 22. Межгосударственный авиационный комитет. 23. Межгосударственный статистический комитет. 24. Постоянное представительство Европейского космического агентства. 25. Бюро Международной организации труда. 26. Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления". 27. Евразийская патентная организация. 28. Международный центр по информатике и электронике (ИнтерЭВМ). 29. Совет Европы. 30. Совет по железнодорожному транспорту государств СНГ. 31. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО). 32. Международный научно-исследовательский институт проблем управления. В целях систематизации норм, предусматривающих предоставление таможенных льгот, было принято указание ГТК России от 3 августа 1995 г. N 01-12/964 «О таможенных льготах для международных организаций и их представительств на территории Российской Федерации» (в ред. от 18 сентября 2002 г.). В ряде случаев в связи с предусмотренной (допускаемой) учредительными документами некоторых международных организаций возможностью занятия предпринимательской деятельностью таможенное оформление ввозимых (вывозимых) указанными организациями товаров, которые с учетом сложившейся практики обычно не ввозятся (вывозятся) другими международными организациями и назначение которых не позволяет однозначно отнести их к товарам, предназначенным для служебного пользования, производится с предоставлением таможенных льгот только при наличии указания ГТК России в каждом конкретном случае. Таможенные льготы, предусмотренные этой статьей, не распространяются на граждан РФ, а также на лиц, постоянно проживающих в РФ. Заключение В заключение хотелось бы привести краткое обобщение проанализированных нормативно-правовых актов и определить, какие именно льготы получают отдельные категории иностранных граждан при перемещении товаров через таможенную границу РФ. В соответствии с нормами международного права и российским законодательством, дипломатические представительства, их главы и члены их семей имеют следующие таможенные льготы: 1) освобождение от всех видов таможенного досмотра, за исключением случаев, когда имеются серьезные основания полагать, что партия товаров, адресованная в дипломатическое представительство, либо личный багаж главы представительства или членов его семьи содержат предметы, не предназначенные для официального или личного пользования; 2) освобождение от всех видов таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенного органов Российской Федерации и подобного рода услуги. Кроме дипломатического персонала в иностранных представительствах имеется административный и обслуживающий персонал. Эти лица пользуются льготами исходя из принципа взаимности в отношении представителей каждого отдельного иностранного государства при наличии соглашения. Таможенным законодательством предусмотрено право использования таким лицам таможенного режима временного ввоза товаров для личного пользования на срок пребывания, при условии, что они ввозятся в течении первого года пребывания и не должны быть предназначены для коммерческого или иного использования. В этом случае предоставляются льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, акцизов на ввозимые товары. Также предоставлены льготы консульским представительствам иностранных государств и членам их персонала подобные льготам, предоставляемым диппредставительствам. В отношении работников обслуживающего персонала льготы предоставляются на условии взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства. Не подлежит таможенному контролю (вскрытию, задержанию) дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств при условии соблюдения международных норм, относящихся к способу пересылки ( наличие маркировки, печатей и пломб, сопроводительного документа - курьерского листа). Представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, а также сотрудники иностранных государств на основе взаимности, которые приезжают в Российскую Федерацию для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями пользуется теми же льготами, что и члены дипломатического персонала иностранного государства. Отдельной статьей ТК РФ предусмотрены льготы для членов дипломатического персонала, консульских должностных лиц, представителей иностранных государств и членов делегаций, следующих транзитом через территорию Российской Федерации. Таможенные льготы для лиц данной категории идентичны льготам, предоставляемым членам дипломатического персонала представительств приезжающих в РФ. Таможенные льготы для международных межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также персонала этих организаций и представительств и членов их семей определяются соответствующими международными договорами РФ. При ввозе предметов длительного пользования составляется их список и они помещаются под режим временного ввоза, без уплаты таможенных налогов, пошлин и акцизов на срок пребывания лица в стране. Все предметы, пропущенные под данный режим, ставятся на контроль за их вывозом. В отношении предметов официального пользования иностранных представительств действует аналогичный порядок, однако при этом требуется заполнение ГТД. Библиографический список 1. Блищенко Я.Я. Дипломатическое право. М., 1990. 2. Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995. 3. Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. 4. Дипломатический словарь. Т1, M., 1984. С. 308. 5. Бобылев Г.В., Зубков И.Г. Основы консульской службы. М., 1986. 6. Курс международного права. Т. 4. М., 1990. 7. Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М., 1996. 8. Таможенные ведомости/ №10, 1995. 9. В.В.Хрешкова Таможенно-тарифные льготы в общей системе таможенных льгот/ Налоговый вестник/ №7, 2006 10. Приказ №1087 от 10.10.2002 г. Об утверждении правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров отдельными категориями иностранных лиц.
|