Таможенные платежи в РФ и перспективы их совершенствования
p align="left">Насколько оправданы такие потери, зависит от того, получает ли государство максимальный совокупный доход от ВЭД и от национального производства, применяя льготы в зоне деятельности таможен, тем самым поощряя и активизируя международную торговлю. Исследование института льгот по уплате таможенных платежей позволяет выделить основные цели их введения:? содействие и стимулирование развития внешней торговли; ? обеспечение соблюдения интересов граждан и юридических лиц-участников ВЭД; ? обеспечение благоприятного климата для иностранных государств и участников ВЭД. Роль льгот по уплате таможенных платежей значительна как для государства, так и для конкретных субъектов внешнеэкономической деятельности, однако существует целый ряд проблем, связанных с получением льгот и предотвращением возможных правонарушений в этой области. При предоставлении льгот участнику ВЭД по уплате таможенных платежей действует следующая схема: участник ВЭД предоставляет пакет документов, необходимых для подтверждения права на льготы по таможенным платежам. На основании проверки этих документов таможенным органом выносится решение о предоставлении льгот или их непредоставлении (в случае выявления неподачи сведений или подачи недостоверных сведений). Затем, при предоставлении льготы, происходит дальнейшее оформление товаров с одновременной подачей сведений о предоставленной льготе в ФТС. ФТС выносит решение в рамках ведомственного контроля о подтверждении или отмене решения таможни. Если ФТС было отменено решение о правомерности предоставления льгот, то заводится процедура принудительного взыскания путем выставления требования участнику ВЭД на сумму предоставленной льготы. В случае непогашения этого требования в нормативный срок таможенный орган имеет право взыскать сумму непосредственно из обеспечения таможенных платежей участника ВЭД. Предоставление льгот по уплате таможенной пошлины не должно входить в противоречие с фискальным предназначением таможенной пошлины. Игнорирование этого обстоятельства неизбежно приводит к негативным последствиям для финансовой системы Российской Федерации, поскольку активное использование льготного таможенного обложения ведет к «недопоставкам» в доходную часть федерального бюджета. Проведем оценку эффективности применения льгот по уплате таможенных платежей на примере деятельности Омской таможни. Для достижения поставленной цели первоначально рассчитаем величину потерь от предоставления льгот в федеральный бюджет, долю занимаемую льготами по уплате таможенных платежей по каждому виду платежей и во всем объеме взимаемых таможенных платежей. Рассчитанная величина должна показать относительное значение величины потерь в доходах, приносимых Омской таможней в федеральный бюджет. Льготы по уплате таможенных платежей практически полностью отнесены к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, хотя по видам платежей, взимаемым в федеральный бюджет, предусмотрено также и снижение, освобождение, а также возврат вывозной таможенной пошлины. В отношении товаров, подлежащих льготному режиму в регионе деятельности Омской таможни, за рассматриваемый период льготы были предоставлены только на ввозимые товары. Исходные данные для анализа представлены в таблице 1. Таблица 1. Объем предоставленных льгот по уплате таможенных платежей за 2007 - 2009 гг. Омской таможней, млн. руб. |
Год | Сборы за таможенное оформление | Ввозная таможенная пошлина | НДС | Всего | | 2007 | ? | 1 693 170,31 | 6 500 639,70 | 8 193 810,01 | | 2008 | 13 000,00 | 479 611,17 | 886 057,24 | 1 378 668,41 | | 2009 | ? | ? | 1 438 174,29 | 1 438 174,29 | | ИТОГО | 11 010 652,71 | | |
За анализируемый период общий объем льгот существенно сократился в 5,7 раз (с 8193810,01 руб. до 1438174,29 руб.). Сумма предоставленных льгот не несет в себе какого-либо системного характера, нельзя проследить тенденцию к увеличению или сокращению объемов предоставляемых льгот как в целом, так и по видам льгот в зависимости от вида платежа, на который предоставляется эта льгота. Это объясняется самой природой предоставляемых льгот, избирательностью и законодательно закрепленной необходимостью их предоставления с точки зрения государственной политики. Однако по величине преобладают льготы, связанные с налогом на добавленную стоимость (от 64,3 % до 100 % от суммы предоставленных льгот). Льготы, связанные с уплатой ввозной таможенной пошлины, составляют от 20,7 % до 34,7 % , и сборы за таможенное оформление составляют около 1 %. Данное обстоятельство можно объяснить разницей в величине взимаемых таможенных платежей в зависимости от их вида. Таким образом, логично предположить, что чем больше сумма таможенного платежа, подлежащая уплате в бюджет, тем больше может быть сумма возможной предоставляемой льготы. Предоставление льгот было связано с полным условным освобождением от уплаты того или иного вида таможенного платежа. Статистический учет данного вида снижения ставок таможенных пошлин не ведется. Решение о предоставлении преференций выносится работниками таможенного органа на основании выполнения к товару требований, оговоренных в Законе «О таможенном тарифе» и предоставления сертификата происхождения товаров. Проверкой достоверности сведений, заявленных в сертификате, занимаются сотрудники отделения товарной номенклатуры и торговых ограничений. Не считается в Омской таможне льготой по уплате таможенных платежей предоставление отсрочки или рассрочки платежа на основании того, что изменение сроков платежа юридически не может считаться льготой. Следовательно, эти данные при оценке нами не учитываются. Указанные категории не отражаются в таможенной статистике и не закреплены в формах отчетности о предоставленных льготах. Решение о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей выносится сотрудниками таможенного органа на основании проверки ГТД и пакета документов, подтверждающих право на получение указанных в ГТД льгот. Объем предоставленных Омской таможней льгот по уплате таможенных платежей за 2007 - 2009 гг. составил 11 010 652,71 руб., причем большая их часть была предоставлена в 2007 году. В период с 2007 по 2009 год в сферу ВЭД в зоне деятельности Омской таможни было вовлечено семь участников, осуществлявших внешнеторговые операции с использованием льгот по таможенным платежам по товарам, перемещаемым из 4 стран мира. Сумма предоставленных за этот период льгот складывалась из условно начисленных платежей за товары, ввезенные в качестве технологического оборудования как вклада в уставный капитал организации; вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями; для личного семейного пользования на основании международного соглашения; в качестве медицинской техники и за ввезенную сельскохозяйственную технику. Таким образом, анализ льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в зоне деятельности Омской таможни, показал объем льгот по видам с разными основаниями отнесения к ним. Фактически было доказано применение существующего института льгот по уплате таможенных платежей на практике. В зоне деятельности Омской таможни льготы используются субъектами внешнеторговой деятельности на разных основаниях, в различные периоды времени, в различных объемах, что может быть связано с множеством факторов. Размер льготы в каждом конкретном случае зависит от целого ряда факторов: вид платежа, по которому производится полное условное освобождение от уплаты таможенного платежа или снижение ставки в отношении таможенной пошлины; ставка платежа; вес или таможенная стоимость товара. Для дальнейшего анализа льгот по уплате таможенных платежей необходимо рассчитать и сделать выводы об их эффективности, для этого необходимо рассчитать потери бюджета и снижение расходов для участников ВЭД. За рассматриваемый период произошло увеличение сумм платежей, перечисляемых таможенными органами в федеральный бюджет с 1 009,5 млрд. руб. до 1 422,1 млрд. руб., (рост составил 140,9 %). Это может быть обусловлено двумя факторами - увеличением активности участников ВЭД в регионе деятельности Омской таможни, постепенным вовлечением на внутренний рынок страны большего количества контрагентов, либо увеличением ставок платежей, увеличением таможенной стоимости (т. е. удорожанием продукции) ввозимых товаров. Общая тенденция увеличения сумм платежей распространилась на таможенные сборы и НДС, то есть платежи, по которым за отчетный период были предоставлены льготы по уплате. Однако нельзя утверждать, что увеличение или сокращение объема взимаемого вида платежа приведет к закономерному соответственному изменению объема предоставленных льгот по данному виду платежа. Это правомерно в связи с тем, что объем предоставляемых льгот в большей степени зависит от вида и предназначения товара, чем от его стоимости или весовой характеристики, которые, несомненно, повлияют на объем взимаемых таможенных платежей. Структура распределения объема льгот по уплате таможенных платежей по видам предопределена объемами соответствующих взимаемых таможенных платежей. Однако их конкретное процентное соотношение не зависит от изменения структуры таможенных платежей, иначе льготы по видам имели бы прямую зависимость от соответствующего вида таможенного платежа и имели бы постоянное значение их доли. Как и следовало предполагать, результаты расчетов подтвердили незначительную долю (около 0,13 %), которую таможенные льготы занимают в общей сумме платежей. Однако участники ВЭД сократили свои расходы на общую сумму 11 010,65 млн. руб. за три последних года, что является довольно значимой для них суммой денежных средств. Подводя итог, можно сказать, что льготы по уплате таможенных платежей тем более эффективны и позволяют экономить большие суммы участникам ВЭД, чем больше степень обработки товара, больше его таможенная стоимость. Преимущества финансового характера, предоставляемые участникам внешнеторговой деятельности, являются одним из условий заключений внешнеторговых контрактов. Различные «бонусы», например, в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины, предоставляемые по ввозу конкретных видов товаров, являются зачастую одной из главных причин повышенной активности экспортеров. Предоставление таможенно-тарифных льгот является одним из условий успешного сотрудничества стран по таможенным вопросам, так как предполагает в первую очередь установление взаимовыгодных по отношению друг к другу режимов торговли. Таким образом, таможенно-тарифные льготы способны влиять не только на экономическую ситуацию внутри станы, но регулировать международный рынок товаров и благоприятно воздействовать на межгосударственные политические отношения. Предоставление льгот наименее развитым и развивающимся странам со стороны более сильных государств способствует сокращению экономического неравенства между нациями различных регионов мира. 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РФ 3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей В условиях экономического кризиса при формировании бюджета страны государство уделяет особое внимание тем сферам деятельности, которые менее всего затронуты кризисом. Одной из таких областей является внешняя торговля товарами, характеризующаяся бурным развитием и обновлением таможенного законодательства. Ключевая цель деятельности таможенных органов - максимальное содействие международным экономическим отношениям, ускорение товарооборота. При этом нельзя забывать о том, что таможенная служба исторически формировалась как государственный фискальный аппарат, основная задача которого - пополнение федерального бюджета. Наиболее эффективным способом увеличения дохода бюджета от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы - таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление в федеральный бюджет стопроцентных сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования. Как уже упоминалось ранее Закон о таможенном тарифе предусматривает шестиступенчатую методику определения таможенной стоимости импортируемых товаров: 1) по стоимости сделки с ввозимыми товарами, 2) по стоимости сделки с идентичными товарами, 3) по стоимости сделки с однородными товарами, 4) вычитания стоимости, 5) сложения стоимости, 6) резервный метод. Тем не менее, на практике в большинстве случаев применяется первый и шестой метод, что приводит к возникновению ошибок при определении таможенной стоимости. Чаще всего это связано с проблемой наличия единого ценового пространства, а также с трудностями взаимопонимания участника внешнеэкономической деятельности и таможенных органов в процессе определения и контроля таможенной стоимости. Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Поэтому начинать оценку следует всегда с проверки применимости данного метода. При невозможности его использования применяется последовательно каждый из последующих методов. Методы вычитания и сложения могут применяться в любой очередности. В практической деятельности таможенные органы, практически не применяя метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, минуя последующие, используют резервный метод. Данное обстоятельство приводит к необоснованному изменению таможенной стоимости и, как следствие, - к увеличению сумм платежей, произведенных с нарушением законодательства. Сорокина М.Н. Актуальные проблемы определения таможенной стоимости. // «Право и экономика». - № 10. - октябрь 2009 г. Определение таможенной стоимости является одной из самых дискуссионных проблем в таможенном деле. Несмотря на то что методы определения таможенной стоимости прямо закреплены в законодательстве, их применение в практической деятельности вызывает множество вопросов как для участников экспортно-импортных операций, так и для таможенных органов. Сорокина М.Н. Ответы даны, вопросы остались // «Таможня». - 2008. - № 7 (198). - С. 3. Мировая практика, положенная в основу системы определения таможенной стоимости, гласит о том, что сама величина таможенной стоимости не должна зависеть от метода ее определения. Международные организации рассматривают таможенную оценку в качестве меры по защите отечественного производителя. Однако несовершенство ее методики влечет за собой серьезные проблемы для национальной экономики. Стрижова О.В. Корректировка таможенной стоимости - спорные вопросы // «Новое Законодательство и юридическая практика». - № 1. - январь 2009 г. Недостатки системы таможенной оценки товаров влекут за собой невозможность или, по крайней мере, затруднительность для участников внешнеторговой деятельности рассчитать сумму денежных средств, которую они должны уплатить в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В связи с этим затруднительно точно прогнозировать экономический результат внешнеторговой сделки. Поэтому таможенная оценка выступает в качестве дополнительного барьера, затрудняющего ведение внешней торговли Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004.. С приходом кризиса давно отлаженная система ввоза в Россию различных товаров начала буксовать -- таможенные органы стали требовать от импортеров увеличения заявленной стоимости грузов. Во второй главе дипломной работы было сказано, что Федеральная таможенная служба РФ в 2009 году перечислила в бюджет 3,519 трлн. рублей таможенных платежей и сборов. Из них - 63% этих средств - таможенные платежи за экспорт, а 37% соответственно импорт. Таким образом, платежи, перечисленные импортерами в бюджет, составляют около 1,3 трлн. руб., что наглядно продемонстрировано в Приложении № 3. Сумма доначисления ФТС после корректировки таможенной стоимости (КТС) составляет 27,800 млрд. руб. Это только доначисленные суммы по платежам, а фактически нагрузка в виде корректировки таможенной стоимости, т.е. базы с которой ведется расчет таможенный платежей, откорректирована более чем на 110 млрд. рублей. Для сравнения - 44 млрд. руб., которые бюджет не получил в результате непродуманной протекционистской политики только в автомобилестроительной отрасли (по оценкам ФАС, Минэкономразвития) - не считают в правительстве маленькой суммой. http://www.forbesrussia.ru/forbes/issue/2010-05/49959-delo-o-deklaratsii - Журнал «Форбс Россия». Таким образом, меры и методы, которые сегодня принимает таможенная служба, не создают условий для развития экономики страны. Причем стратегические ошибки, цель перевыполнить план ведомства невзирая ни на что, касаются напрямую всех нас как конечных потребителей. Из-за необоснованных дополнительно взысканных платежей покупатель платит в магазине за импортный товар в 1,5 - 2 раза дороже, чем европейский потребитель. Такие меры ведут лишь к необоснованному росту цен и дефициту. Такие действия сводят на нет все попытки руководства страны, бизнес сообщества на создание конкурентно устойчивого реального сектора экономики страны. Для справки: 10 лет назад таможенные платежи составляли 15 - 17% бюджета страны. Сегодня - это более 50% бюджета. Корректировке таможенной стоимости подвергается 98% грузов. Цены при этом таможня поднимает на 10 - 50 % от заявленной по контракту стоимости. Финансового или экономического обоснования этих корректировок нет: наоборот, в прошлом году Правительство уменьшило средневзвешенную ставку импортной пошлины почти на 1%. С 11,5 в 2008 году до 10,6 - 11% в 2009 году, а в 2010 году с 10,6 до 10,9%. Корректировка таможенной стоимости ничего, кроме дополнительной нагрузки на импортеров не дает, что, в свою очередь, сказывается напрямую на потребителях. Импортеры вынуждены отказываться и возвращать импортный груз отправителю, или в доход государства. Есть случаи, когда просто бросают груз, т.к. его реализация на российском рынке после такой таможенной политики становится нерентабельной, или денежных средств оплатить корректировку таможенной стоимости нет. Таким образом, создаются условия для сворачивания импорта или переориентации его на другие не совсем легальные схемы. Таможня выбирает максимально возможную стоимость импортного товара -- вся номенклатура представлена в постоянно обновляемой базе данных. Таможенные органы часто и не пытаются установить действительную стоимость товара, а в качестве повода для корректировки используют недостатки в оформлении и содержании документов. По данным Федеральной таможенной службы, в 2009 году более 8000 дел (70% от общего количества) было решено в пользу импортеров и экспортеров. По искам, связанным с корректировкой таможенной стоимости, таможня проигрывает 80% дел. Одним из приоритетных направлений таможенного дела в Российской Федерации можно назвать контроль заявления и определения таможенной стоимости. Письмо ФТС России от 10 марта 2006 г. № 01-06/7618 «О разъяснении порядка принятия решений по таможенной стоимости ввозимых товаров» // СПС Консультант Плюс. Недостаточная урегулированность указанного контроля в таможенном законодательстве Российской Федерации создает предпосылки для коррупции, различного рода злоупотреблений со стороны должностных лиц таможенных органов и уклонения от уплаты таможенных платежей со стороны недобросовестных участников ВЭД. Процедура контроля таможенной стоимости должна проводиться в возможно короткие сроки с целью недопущения необоснованной задержки выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н. Таможенные риски: интеллектуальный анализ и управление. Монография. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. - С. 28. Можно выделить следующие слабые места в решениях таможенных органов по таможенной стоимости: необоснованность решения таможенного органа в неприятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров или о несогласии с избранным декларантом методом ее определения; несоблюдение процедуры перехода на другой метод определения таможенной стоимости товаров. Несмотря на многочисленные акты, подробно регулирующие порядок принятия решений по таможенной стоимости товаров, таможенные органы часто продолжают принимать необоснованные решения. В то же время декларанты, действуя правомерно, не всегда обращаются в суд за защитой своих прав, так как данная процедура всегда сопряжена со значительными временными и материальными потерями. Основная проблема, возникающая при разрешении в судебном порядке споров о корректировке таможенной стоимости, связана с отсутствием единства в толковании Закона о таможенном тарифе судебными и таможенными органами. Журавлев А.А. Таможенные платежи в системе экономических отношений на современном этапе. - Автореф. дисс. … канд. экон. наук. - М. - 2007. - С. 17. Причем если судебная практика формируется высшими судебными органами, то в системе таможенных органов в качестве источника формирования правоприменительной позиции используются указания региональных таможенных управлений. В целях установления единообразного подхода к практике разрешения дел, связанных с корректировкой таможенной стоимости, необходимо совместное обсуждение правоприменительных проблем на уровне высших органов обеих систем. От правильности определения величины таможенной стоимости зависит количественный показатель поступления в федеральный бюджет таможенных платежей, поэтому следует законодательно закрепить понятие «таможенная стоимость». В связи с этим целесообразно внести в статью 11 ТК РФ пункт 33 следующего содержания: «таможенная стоимость - ценовая характеристика товара, определяемая в соответствии с методами, закрепленными в Законе о таможенном тарифе, отражающая его реальную цену и используемая в качестве стоимостной основы для целей таможенного обложения». Следует усилить ответственность таможенных органов, в том числе за незаконное применение при определении таможенной стоимости резервного метода, корректировку таможенной стоимости без достаточных к тому оснований и т.д. Такая ответственность может заключаться в увеличении судебных расходов и взыскании их с таможни в полном объеме, в материальном и дисциплинарном наказании сотрудника таможенного органа, допустившего данное нарушение. Контроль заявления и определения таможенной стоимости должен осуществляться специально уполномоченными должностными лицами, назначаемыми на должность приказом ФТС России. Указанные лица должны осуществлять свою деятельность во всех таможнях Российской Федерации и быть подотчетными непосредственно ФТС. Целесообразно повсеместное применение выборочного таможенного контроля на основе анализа рисков нарушения таможенных правил. Внедрение выборочного контроля таможенной стоимости крайне актуально, так как он позволяет снизить затраты времени на контроль, упростить соответствующие таможенные процедуры, а также значительно сократить уровень недостоверного декларирования таможенной стоимости. Это положительно отразится на формировании доходной части бюджета страны, статистике внешней торговли, а также будет способствовать сокращению издержек участников ВЭД на прохождение таможенных процедур. 3.2 Предоставление льгот по уплате таможенных платежей В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о льготах, предусматривающих освобождение от таможенных пошлин при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранным участием, а также освобождение от НДС при ввозе на территорию России технологического оборудования. Таможенные льготы по уплате таможенной пошлины и НДС, используемые при ввозе товаров в качестве уставного капитала, были введены для того, чтобы российская экономика получила дополнительный стимул развития. С их помощью производства, должны завозить оборудование, которого у нас пока ещё нет, или привлекаться иностранные инвестиции. Данное оборудование помещается по режим условно выпущенного товара. Проблема заключается в том, что при отчуждении основного средства предприятия, ранее внесенного в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, после его полной амортизации, третьим лицам передается право собственности на него, то есть присутствует факт реализации. Рассолова О.Е. Ввоз иностранных товаров в качестве вклада в уставный капитал: проблемы таможенного контроля // «Налоговая политика и практика». - № 8. - август 2009 г. - С. 11. Следовательно, в соответствии с действующим законодательством РФ, возникает обязанность по уплате всех предусмотренных платежей, возникших на дату заполнения таможенной декларации. Статья 151 ТК РФ в пункте втором гласит о том, что условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Однако товар, ввезенный, например, в качестве уставного капитала, может быть в короткий срок продан или сдан в аренду, что ведет к административной ответственности, штрафам и возникновению обязанности уплатить ранее не взысканные суммы таможенных платежей. Бакаева О.Ю., Кочубей И.С. Льготы в таможенном законодательстве // Право и экономика. - 2008. - № 5. - С. 18. Например, предприятие в 2007 году получило от иностранного учредителя в качестве вклада в уставной капитал технологическое оборудование, получив при этом льготы по уплате таможенных платежей. Через непродолжительное время данный товар становится непригодным для нормальной эксплуатации и перестает учитываться как основное средство. Для того чтобы избежать уплаты таможенных платежей, по которым предприятию были предоставлены льготы, как вариант решения проблемы предлагается организации ставить устаревшее оборудование на баланс по статье «Запасы» и затем произвести реализацию оборудования в виде его запасных частей, т.е. в разобранном виде. Несмотря на то, что п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.07.1996 № 883 в случае реализации товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал, предусмотрено взимание таможенных пошлин, причитающихся к уплате на дату условного выпуска Постановление Правительства РФ от 23 июля 1996 г. № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» // СПС Консультант Плюс., доказать реализацию ранее ввезенного и затем распроданного как запасные части товара практически невозможно. В настоящее время нормативными документами ФТС России не установлены формы отчетности для организаций, ввозивших товары в качестве вклада в уставный капитал с предоставлением льгот, сроки и периодичность проверки целевого использования данных товаров таможенными органами. Таким образом, несовершенство законодательства позволит участникам ВЭД ввозить иностранные товары без уплаты таможенной пошлины. Со стороны же таможенных органов, в целях активизации процесса применения льгот по уплате таможенных платежей в рамках деятельности таможни можно предпринять ряд мер по оказанию содействия участникам ВЭД: ? проведение информирования по возможностям снижения налогового бремени путем использования льгот по уплате таможенных платежей, а также об особенностях заполнения некоторых граф таможенной декларации; ? усиление таможенного контроля и его эффективности над условно выпущенными товарами; ? осуществление постоянных проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД для своевременного определения возможности уплаты таможенных платежей. Установление льготы производится в общегосударственных целях, однако конечным носителем льготы являются потребители товаров - население страны. Многоплановость и специфика влияния таможенных льгот на развитие внешнеэкономических отношений и экономики в целом требуют от государственных органов взвешенного подхода к определению способов установления льгот по уплате таможенных платежей, целесообразности их введения. Эффективность деятельности таможенных органов выступает одним из принципов их работы. Эффективно действующий механизм таможенного тарифного и нетарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов. Льготы по уплате таможенных платежей можно отнести к одной из подсистем такого механизма. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование системы таможенных платежей позволяет отметить, что почти каждый шаг субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а именно: связан с уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таким образом, таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей. Правовая основа по начислению и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном кодексе РФ. Также, в данной работе выявлены следующие факторы, влияющие на исчисление и уплату таможенных платежей: определение кода перемещаемого через таможенную границу товара по ТН ВЭД, нетарифные меры регулирования ВЭД, базисные условия поставок товара, определение таможенной стоимости товаров, определение страны происхождения товара. Особую значимость для исчисления таможенных платежей имеет правильное определение таможенной стоимости. Таможенная стоимость, являясь базой, к которой применяется установленная таможенным тарифом ставка таможенной пошлины, относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины. В России фискальное значение таможенно-тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить всевозможные случаи недополучения казной таможенных доходов. Такая ситуация может произойти из-за несвоевременной уплаты таможенных платежей. Следует отметить, что действующая в России система таможенных платежей не соответствует их роли в современной экономике, что вызывает необходимость трансформации этой системы на основе исследования всего комплекса факторов, обуславливающих таможенные платежи, выявления основных способов уклонения от уплаты данных платежей и выработки рекомендаций по совершенствованию механизма их администрирования. Наиболее эффективным способом увеличения дохода бюджета от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы - таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление в федеральный бюджет стопроцентных сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования. Эффективность деятельности таможенных органов выступает одним из принципов их работы. Эффективно действующий механизм таможенного тарифного и нетарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов. Льготы по уплате таможенных платежей можно отнести к одной из подсистем такого механизма. Перед таможенными органами стоят масштабные и ответственные задачи по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению её экономической безопасности. И определение и учет факторов, влияющих на начисление таможенных платежей играет важную роль в построении торговых взаимоотношений между странами, а также является основой экономической стабильности России. Практическая значимость дипломного исследования состоит в возможности использования полученных выводов и рекомендаций для разработки мер таможенно-тарифного регулирования, совершенствования системы взимания и перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Международные нормативные акты: 1. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11.04.1980) (вместе со "Статусом Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 года) (по состоянию на 14 мая 2009 года). 2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). - Энциклопедия банковского дела и финансов. Нормативно-правовые акты РФ: 3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.05.2010). 4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ, с изм. и доп. от 28.11.2009 г. 5. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 08.12.2003 г. 6. Федеральный закон РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» № 165-ФЗ от 8 декабря 2003 г. 7. Федеральный закон от 09.04.2009 № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 27.03.2009) (ред. от 08.05.2010). 8. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-I (с изм. и доп. от 28.06.2009 г.). 9. Постановление Правительства РФ от 23 июля 1996 г. № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями». 10. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 718 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (ред. от 18.12.2009г., с изм. от 20.12.2009г.). 11. Приказ ФТС РФ от 11.01.2007 г. № 7 «Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» (ред. от 21.10.2009). 12. Приказ ФТС РФ от 25.04.2007 г. № 536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» (ред. от 17.02.2010) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.06.2007 г. № 9585). 13. Приказ ГТК РФ от 07.02.2001 г. № 131 «Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» (ред. от 22.04.2008). 14. Письмо ФТС РФ «О направлении разъяснений по системе управления рисками» № 04-27/43787 от 20.11.2007г. 15. Письмо ФТС России от 10 марта 2006 г. № 01-06/7618 «О разъяснении порядка принятия решений по таможенной стоимости ввозимых товаров». Научная и учебная литература: 16. Андриашин Х.А. Таможенное право: учебник для вузов - ЗАО "Юстицинформ". - 2006 г. 17. Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н. Таможенные риски: интеллектуальный анализ и управление. Монография. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. 18. Бакаева О.Ю. Правовое регулирование деятельности таможенных органов в Российской Федерации: Дис. ... д. ю.н. Саратов, 2005. 19. Бакаева О.Ю., Кочубей И.С. Льготы в таможенном законодательстве // Право и экономика. - 2008. 20. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учеб. пособие. - М., 1997. 21. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - 2-е изд. - М.: Экзамен. - 2009. 22. Драганов В.Г. Основы таможенного дела. - М., 2007. 23. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004. 24. Журавлев А.А. Таможенные платежи в системе экономических отношений на современном этапе. - Автореф. дисс. … канд. экон. наук. - М. - 2007. 25. Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование): автореф. дис. д.ю.н. М., 1994. 26. Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров: Комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. 3-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2006. 27. Рутгайзер В.М., Окороков И.В. Таможенная стоимость и ее оценка. - Международная академия оценки и консалтинга. - 2009. 28. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учеб. пособие - М.: Экономист. - 2007. 29. Соколова Э.Д. К вопросу о разграничении фискальных и гражданско-правовых платежей // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Издательско-консультационная компания "Статус-кво 97", 2007. 30. Стрижова О.А. Правовое регулирование таможенной стоимости. - автореф. дисс. к.ю.н., Москва - 2008 г. 31. Толкушкин А.В. Таможенное дело. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование. - 2009. 32. Трошкина Т.Н. Таможенные платежи: учебно-практическое пособие. - Нижний Новгород: Городец. - 2008. 33. Шамахов В.А. Таможенная стоимость. - Софтиздат.: - 2007. Периодические издания: 34. Агапова А.В. Контроль таможенной стоимости в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. // «Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет». - № 1.- январь 2008. 34. Верстова М.Е. К вопросу о понятии таможенных платежей как источника доходов бюджета // «Внешнеторговое право». - 2007. № 2. 35. Козырин А.Н. Постатейный комментарий к Закону РФ "О таможенном тарифе". М.: Библиотечка Российской газеты, 2006. Выпуск № 15. 36. Пузакова Е.П., Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и управление. - М.: Экономист. - 2008. 37. Рассолова О.Е. Ввоз иностранных товаров в качестве вклада в уставный капитал: проблемы таможенного контроля // «Налоговая политика и практика». - № 8. - август 2009 г. 38. Сокольникова О.Б. Таможенные платежи как инструмент государственного регулирования ВЭД и экономики России. // Финансы и кредит. - 2009. - № 17. 39. Сорокина М.Н. Актуальные проблемы определения таможенной стоимости // «Право и экономика», № 10. - октябрь 2009 г. 40. Сорокина М.Н. Ответы даны, вопросы остались // «Таможня». - 2008. - № 7 (198). 41. Сорокина М.Н. Таможенная пошлина как основной таможенный платеж: основы правового регулирования // «Таможенное дело». 2007. № 1. 42. Стрижова О.В. Корректировка таможенной стоимости - спорные вопросы // «Новое Законодательство и юридическая практика». - № 1. - январь 2009 г. 43. Стрижова О.А. Практические аспекты таможенно-тарифного регулирования ввоза товаров //СПС Консультант 2008. Приложение № 1 Формулы для расчета ввозных и вывозных таможенных пошлин Ш При адвалорных ставках (в процентах) пошлин: , где, Cтов -- таможенная стоимость ввозимого/вывозимого товара; Ст(П) -- ставка ввозной/вывозной пошлины в процентах от таможенной стоимости либо в евро. Ш При специфических ставках пошлин: , где, Ст(Е) -- ставка ввозной/вывозной пошлины в долларах либо в евро за единицу. Ктов -- количество ввозимого/вывозимого товара в определённых единицах измерения. Ш При комбинированных ставках пошлин: Ш При расчете по этой формуле, в качестве подлежащей оплате таможенной пошлины необходимо выбрать большее из двух значений. Приложение № 2 Схема факторов, влияющих на начисление таможенных платежей Приложение № 3 Динамика перечислений таможенных пошлин, налогов при импорте и вывозных таможенных пошлин в доход федерального бюджета Таможенная служба Российской Федерации в 2009 году. - Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. - МОСКВА. - 2010. Приложение № 4 Динамика важнейших показателей внешней торговли Российской Федерации в 2008 - 2009 годах Таможенная служба Российской Федерации в 2009 году. - Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. - МОСКВА. - 2010.Приложение № 5Динамика объемов внешней торговли с государствами-участниками СНГ в 2008 - 2009 годах Таможенная служба Российской Федерации в 2009 году. - Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. - МОСКВА. - 2010.
Страницы: 1, 2, 3
|