Рефераты

Таможенный контроль

Таможенный контроль

Содержание

Введение

1. Цели и задачи таможенного контроля

2. Организация и производство таможенного контроля

3. Формы таможенного контроля, входящие в компетенцию таможенных органов

Заключение

Список использованных нормативных правовых актов и литературы

Введение

Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России.

Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации, таможенный контроль производится в следующих формах: проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (осмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических, в том числе должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. Таможенный кодекс Российской Федерации от 11 ноября 2003 г. // Российская газета. 2004. 16 ноября.

Формы таможенного контроля входят в компетенцию таможенных органов согласно ТК РФ, находятся в единстве и направлены на достижение следующих целей: установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, выявление контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил.

1. Цели и задачи таможенного контроля

Согласно ТК РФ таможенные органы наделены правом при проведении таможенного контроля использовать те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иного законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. При необходимости таможенные органы могут использовать все формы таможенного контроля, предусмотренные таможенным законодательством.

Основными задачами таможенного контроля являются:

- установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

- обнаружение товаров, запрещенных к ввозу, вывозу товаров, перемещение которых через таможенную границу допускается только с соблюдением установленных на этот счет положений и предоставление их незаконного перемещения;

- выявление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу без документов;

- определение тарифного наименования товара согласно ТН ВЭД, его цены, количества и качества.

К целям таможенного контроля относятся:

- определение соответствия досматриваемых товаров данным, заявленным в таможенной декларации;

- определение соответствия досматриваемых товаров нормам, установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками;

- контроль за разрешительным порядком перемещения товаров;

- классификация товаров по ТН ВЭД;

- определение стоимости, количества, качества.

2. Организация и производство таможенного контроля

На этапе досмотра товаров начальник отдела таможенного оформления (таможенного поста), либо лицо, его замещающее, либо лицо, специально уполномоченное определяет необходимость проведения досмотра товаров и транспортных средств, цель и метод досмотра, дает письменное поручение на досмотр.

Решение о необходимости досмотра может приниматься и на предыдущих этапах таможенного оформления. В этом случае соответствующее должностное лицо на оборотной стороне таможенной декларации (первый лист) делает запись «С досмотром», указывая краткое обоснование такого решения, и информирует об этом должностное лицо, ответственное за «выпуск» товаров, которое дает письменное поручение на досмотр. Таможенный кодекс Российской Федерации от 11 ноября 2003 г. // Российская газета. 2004. 16 ноября.

ТК РФ установлен перечень лиц, имеющих льготы в виде освобождения от таможенного досмотра. Таможенному досмотру не подлежит:

- личный багаж Президента Российской Федерации, вице-президента Российской Федерации и следующих вместе с ними членов их семей;

- личный багаж народных депутатов Российской Федерации, если указанные лица пересекают таможенную границу Российской Федерации в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.

ФТС РФ вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Российской Федерации.

Досмотр товаров может производиться сотрудниками любых подразделений таможни. Запрещается производство досмотра должностными лицами таможенного органа, участвующими в документальном контроле. Досмотру товаров предшествует осмотр, проводимый исходя из тех условий, в которых находятся товары и транспортные средства, либо помещение и другие места, где находятся или могут находиться товары. Досмотр осуществляется в строгом соответствии с поручением на досмотр, с применением установленных методов досмотра. Декларанты и иные лица, обладающие полномочиями в отношении досматриваемых товаров, имеют право, а по требованию должностных лиц таможенных органов обязаны присутствовать при досмотре. При необходимости проведения экспертизы, в процессе досмотра могут браться пробы и образцы товаров. Взятие проб и образцов производится в установленном порядке. По завершению досмотра, если товары и транспортные средства подлежать дальнейшему таможенному контролю, могут применяться средства таможенной идентификации, наложение которых должно обеспечивать сохранность товара.

Результаты досмотра фиксируются в акте таможенного досмотра. В случае обнаружения, в акте досмотра отдельно указываются:

- наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные и взрывчатые вещества;

- вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие и боеприпасы;

- ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового уничтожения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при его создании;

- предметы художественного, исторического и археологического достояния.

Два экземпляра акта досмотра подписываются всеми заинтересованными лицами, присутствующими при досмотре. Один экземпляр акта досмотра передается декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении досмотренных товаров. Второй экземпляр передается должностному лицу, ответственному за «выпуск» товаров, который производит окончательный контроль, анализирует информацию и принимает решение о «выпуске» товара.

3. Формы таможенного контроля, входящие в компетенцию таможенных органов

Процессуальная составляющая правового регулирования таможенного контроля по ТК РФ устанавливается порядком проведения и формами таможенного контроля. ТК РФ определены десять форм таможенного контроля: проверка документов и сведений; устный опрос; получение пояснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр товаров и транспортных средств; таможенный досмотр товаров и транспортных средств; личный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; таможенная ревизия. Данный список не является исчерпывающим, поскольку в числе процедур таможенного контроля выделяются дополнительно проверка товаров, которая не тождественна таможенному осмотру или досмотру товаров и транспортных средств, проверка достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров и транспортных средств, которую нельзя сводить к проведению таможенной ревизии, рассмотрение отчетности для целей таможенного контроля Новиков А.Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // "Законодательство и экономика". - 2005. - N 12. (Система "Гарант")..

Названные формы таможенного контроля детально регламентируются соответствующими статьями ТК РФ.

1. Проверка документов и сведений.

Проверка документов и сведений осуществляется в целях установления их подлинности и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. Она заключается в их изучении в целях установления соответствия нормам таможенного законодательства и полноты оформления.

Документы, необходимые для таможенного контроля, согласно Таможенного кодекса, классифицированы в следующие группы:

1) транспортные (перевозочные) документы

2) коммерческие документы

3) таможенные документы

Проверка документов и сведений заключается в их изучении с точки зрения соответствия действующим нормам таможенного законодательства, полноты и достоверности сведений для таможенных целей.

Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого Таможенное право: учебник для вузов / Под общ. ред. Андриашина Х.А.). - ЗАО "Юстицинформ", 2006 г. (Система "Гарант")..

2. Устный опрос.

Устный опрос как форма таможенного контроля также проводится при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении оформляемых товаров (транспортных средств), например специалист по таможенному оформлению в случае таможенного декларирования товаров таможенным брокером.

Устный опрос производится без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

3. Получение пояснений.

Что касается получения пояснений, то данная форма таможенного контроля отличается от устного опроса тем, что в ходе ее осуществления должностное лицо таможенного органа получает сведения об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.

Более того, таможенные органы вправе получать объяснения от любых лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др. лица). Получение пояснений оформляется в письменной форме.

4. Таможенное наблюдение.

Таможенное наблюдение представляет собой гласное и целенаправленное визуальное наблюдение должностным лицом таможенного органа за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Таможенное наблюдение может быть систематическим или разовым, непосредственным или опосредованным (с применением специальных технических средств).

5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств.

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств - внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.

В зоне таможенного контроля таможенный осмотр товаров и транспортных средств может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.

6. Таможенный досмотр.

Таможенный досмотр - проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если оно известно. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей в случаях:

1) неявки указанных лиц;

2) существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);

3) пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;

4) оставления на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории.

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях проводится в присутствии понятых.

7. Личный досмотр.

Личный досмотр - это исключительная форма таможенного контроля и применяется в отношении физических лиц.

Использование личного досмотра возможно при наличии оснований предполагать, что физическое лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары:

- запрещенные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу за ее пределы;

- перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ.

При этом физическое лицо должно следовать через Государственную границу Российской Федерации и находиться в зоне таможенного контроля (месте производства таможенного оформления) или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения.

Решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным актом.

Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям.

При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие.

Личный досмотр должен проводиться в корректной форме.

К обязанностям досматриваемого лица относится исполнение требований и распоряжений должностного лица таможенного органа, производящего личный досмотр. При этом досматриваемое лицо вправе:

- знакомиться с решением о проведении личного досмотра;

- ознакомиться со своими правами и обязанностями;

- добровольно выдать скрываемые предметы;

- давать объяснения, заявлять ходатайства;

- пользоваться понятным ему языком либо услугами переводчика;

- знакомиться с содержанием акта личного досмотра и делать замечания на него, а также получить второй экземпляр этого акта;

- обжаловать действия должностных лиц таможенного органа.

О проведении личного досмотра составляется акт. Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законным представителем), понятыми, а при обследовании тела досматриваемого - медицинским работником. Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законному представителю).

8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.

Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

9. Осмотр помещений и территорий.

Осмотр помещений и территорий представляет собой визуальное исследование должностными лицами таможенных органов мест, где находятся или могут находиться товары и (или) транспортные средства.

Осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазинов беспошлинной торговли, и соответствия условиям таможенных режимов и процедур.

Осмотр помещений и территорий может проводиться таможенными органами в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличии информации.

Осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного дня.

10. Таможенная ревизия.

Под таможенной ревизией понимается проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией, имеющейся у проверяемых лиц. Для целей проведения таможенной ревизии таможенные органы вправе использовать результаты инвентаризации, проведенной лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров или осуществляющим хранение таких товаров, либо контролирующими органами, аудиторские заключения, а также акты и заключения, составленные государственными органами.

Таможенная ревизия может проводиться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в общей и специальной формах.

При проведении общей таможенной ревизии таможенные органы вправе получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации.

Проверка должна проводиться в минимальный период времени.

Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается.

При проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы вправе:

- требовать безвозмездного представления любой документации и информации (включая банковскую), в том числе в форме электронных документов, относящейся к проведению производственных, коммерческих или иных операций с товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации, и знакомиться с ней;

- осматривать помещения и территории проверяемого лица, а также проводить осмотр и досмотр товаров в соответствии с настоящим Кодексом в присутствии уполномоченных представителей проверяемого лица, а в случае проведения таможенной ревизии у индивидуального предпринимателя - в присутствии двух понятых;

- проводить инвентаризацию товаров в порядке, установленном для проведения инвентаризации налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;

- проводить изъятие товаров либо налагать на них арест в соответствии со ТК РФ Трошкина Т.Н., Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. - Система ГАРАНТ, 2004 г..

При аресте товары остаются у владельца или лица, обладающего полномочиями в отношении товаров. Однако если имеются основания полагать, что арест не может обеспечить достаточную сохранность товаров или товары являются запрещенными к ввозу в РФ либо обороту на территории РФ, таможенный орган производит их изъятие.

Решение об аресте или изъятии товаров принимается должностным лицом таможенного органа, проводящим специальную таможенную ревизию, в присутствии лица, у которого обнаружены товары (его представителя), а также в присутствии не менее двух понятых.

В качестве самостоятельной формы таможенного контроля можно рассматривать проверку автотранспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, в соответствии с порядком, установленным ТК РФ.

Особая форма таможенного контроля в отношении объектов интеллектуальной собственности - процедура приостановления выпуска товаров. Существенным обстоятельством является то, что иные случаи и основания приостановления выпуска товаров ТК РФ не предусмотрены, т.е. приостановление выпуска товаров - специфическая форма таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности Новиков А.Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // "Законодательство и экономика". - 2005. - N 12. (Система "Гарант")..

Заключение

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы и способы производства таможенного контроля.

В ТК РФ приведен исчерпывающий перечень тех форм таможенного контроля, которые таможенные органы компетентны применять при таможенных операциях:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение пояснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

7) личный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличие на них идентификационных знаков;

9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

10) таможенная ревизия.

Таможенный контроль является исключительной компетенцией таможенных органов.

Таможенный контроль осуществляется в соответствии с ТК РФ.

Список использованных нормативных правовых актов и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. №237

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 11 ноября 2003 г. // Российская газета. 2004. 16 ноября.

Литература

1. Новиков А.Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // "Законодательство и экономика". - 2005. - N 12. (Система "Гарант").

2. Таможенное право: учебник для вузов / Под общ. ред. Андриашина Х.А.). - ЗАО "Юстицинформ", 2006 г. (Система "Гарант").

3. Трошкина Т.Н., Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. - Система ГАРАНТ, 2004 г.


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ