Таможенный контроль
p align="left">добровольно выдать скрываемые предметы;давать объяснения, заявлять ходатайства; пользоваться понятным ему языком либо услугами переводчика; знакомиться с содержанием акта личного досмотра и делать замечания на него, а также получить второй экземпляр этого акта; обжаловать действия должностных лиц таможенного органа. И еще один вид субъектов личного досмотра, которые принимают в нем участие вне зависимости от особенностей последнего, -- это понятые. Понятые должны быть в количестве двух человек и одного пола с досматриваемым лицом. Главные обязанности понятых заключаются в присутствии при проведении личного досмотра и удостоверении своими подписями всех отраженных в акте личного досмотра сведений о фактах, содержании и результатах действий, производившихся в их присутствии. Иные участники личного досмотра привлекаются в зависимости от его особенностей (возможного предмета поиска и предполагаемого места его нахождения, уровня владения языком, на котором проводится личный досмотр, и др.)- В -качестве таких лиц выступают медицинский работник, специалист, переводчик, законный представитель (или сопровождающий) несовершеннолетнего либо недееспособного лица. Личный досмотр может проводиться только в отдельном изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Кроме того, личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда. О проведении личного досмотра составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта о проведении личного досмотра утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1165 «Об утверждении формы акта проведения личного досмотра». 8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. Данная форма таможенного контроля применяется в отношении товаров, не находящихся под таможенным контролем. Так, в соответствии с пунктом 3 ст. 361 ТК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены ТК РФ и иными правовыми актами РФ, таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ: путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров таможенными органами в соответствии с требованиями и условиями, которые установлены ТК РФ; путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию РФ. Таким образом, целью проведения проверки маркировки товаров специальными марками знаков или иных способов обозначения товаров является подтверждение легальности их ввоза на таможенную территорию РФ. Например, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию РФ и выпускаемые для свободного обращения, подлежат маркировке акцизными марками (в целях контроля за их оборотом)1. В соответствии с частью 2 ст. 29 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения. На основании ст. 27 ФЗ «О техническом регулировании» продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном данным Законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ3. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено, не может быть маркирована знаком обращения на рынке. Обнаруженные таможенными органами (в ходе применения рассматриваемой формы контроля) факты отсутствия требуемых марок, идентификационных знаков и других способов обозначения товаров рассматриваются как подтверждение факта ввоза товаров в РФ без производства таможенного оформления4. Бремя опровержения выявленных таможенными органами фактов возлагается на лицо, у которого такие товары обнаружены (пункт 2 ст. 374 ТК РФ). Кроме того, при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем (пункт 1 ст. 391 ТК РФ). 9. Осмотр помещений и территорий. Целями проведения осмотра помещений и территорий в соответствии с пунктами 1, 2 ст. 375 ТК РФ являются: проверка наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем (в пункте пропуска через Государственную границу РФ, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, условно выпущенных, хранящихся на складах временного хранения, таможенных складах, хранящихся и (или) выставленных для реализации в магазинах беспошлинной торговли, находящихся у лиц в соответствии с условиями таможенных процедур или иных таможенных режимов); проверка информации о нахождении в помещениях или на территориях лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушением порядка, предусмотренного ТК РФ. Поводами для применения данной формы таможенного контроля могут служить: наличие информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ; наличие информации о нахождении в помещениях или на территориях товаров, ввезенных в РФ с нарушением таможенных правил; выборочная проверка. В соответствии с пунктом 13 раздела IV Порядка проведения осмотра помещений и территорий информация о несоблюдении требований таможенного законодательства может быть получена из следующих источников: сообщений и заявлений физических и юридических лиц; сообщений в средствах массовой информации; сведений, поступивших от таможенных органов Российской Федерации; материалов, поступивших от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов; информации, поступившей от таможенных, правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций. Основанием для проведения осмотра помещений и территорий является предписание, подписанное начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим. В случае проведения осмотра в рамках специальной таможенной ревизии и указания начальника таможенного органа в решении о назначении специальной таможенной ревизии о праве проведения осмотра решение о проведении осмотра принимает лицо, проводящее ревизию. Отдельное предписание в данном случае не оформля-ется1. Результаты осмотра помещений и территорий оформляются актом, который составляется в двух экземплярах. Форма предписания на проведение осмотра помещений и территорий, а также форма акта осмотра помещений и территорий утверждены приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. № 1023 «Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и инструкции по их заполнению». Перечень должностей должностных лиц таможенных органов РФ, имеющих доступ в помещения и на территории для проведения осмотра, утвержден приказом ГТК России от 19 января 2004 г. № 48 «Об утверждении перечня должностей должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, имеющих доступ в помещения и на территории для проведения осмотра»3. Предельный срок проведения осмотра составляет один день. Осмотр жилых помещений не допускается. 10. Таможенная ревизия. Под таможенной ревизией понимается проверка (пункт 1 ст. 376 ТК РФ): факта выпуска товаров (таможенного оформления); достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией, имеющейся у проверяемых лиц. Для целей проведения таможенной ревизии таможенные органы вправе использовать результаты инвентаризации, проведенной лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров или осуществляющим хранение таких товаров, либо контролирующими органами, аудиторские заключения, а также акты и заключения, составленные государственными органами. Таможенная ревизия может проводиться в общей и специальной формах. Проведение общей и специальной таможенной ревизии допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Результаты проведения общей и специальной таможенной ревизии оформляются актом (в двух экземплярах). Форма акта проведения таможенной ревизии утверждена приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. № 1023 «Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и инструкции по их заполнению». Общая таможенная ревизия проводится подразделениями таможенной инспекции таможенных органов РФ. Проведение специальной таможенной ревизии предусматривает формирование ревизионной комиссии из числа как должностных лиц подразделения таможенной инспекции, так и подразделения, осуществляющего производство по делам об административных правонарушениях, а при необходимости в состав ревизионной комиссии включаются должностные лица других подразделений таможенного органа. Общая таможенная ревизия проводится у декларантов, а также иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, но не выступающих в качестве декларантов при перемещении товаров (ст. 16ТКРФ). Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа (лица, его замещающего), копия которого вручается проверяемому лицу. Требованиями проведения общей таможенной ревизии являются: соблюдение сроков проведения общей ревизии (не более трех рабочих дней); непрепятствование осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица; однократность проведения общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров; --- оформление акта проведения общей таможенной ревизии в день, следующий за днем окончания общей таможенной ревизии. Специальная таможенная ревизия -- более жесткий вариант таможенной ревизии, имеющий схожие черты с правоохранительными мерами (например, мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении), поскольку допускает арест или изъятие товаров. ТК РФ предусматривает три категории лиц, у которых может быть проведена специальная таможенная ревизия. 1. Декларанты, а также иные лица, обладающие полномочия ми в отношении товаров, но не выступающие в качестве декларантов при перемещении товаров (ст. 16 ТК РФ). Поводами для проведения специальной таможенной ревизии у таких лиц могут быть обнаруженные при проведении общей таможенной ревизии либо иных форм таможенного контроля данные, которые могут свидетельствовать: о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении; о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений (например, сдача в аренду товаров, временно ввезенных в РФ представительством иностранной компании для обеспечения своей деятельности). 2. Лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела (таможенные брокеры, таможенные перевозчики, владельцы таможенных складов и складов временного хранения). Поводом для проведения специальной таможенной ревизии может послужить обнаружение данных, которые могут свидетельствовать: - о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них; о несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности в области таможенного дела. 3. Лица, осуществляющие оптовую или розничную торговлю ввезенными в РФ товарами. Поводом для проведения специальной таможенной ревизии у лиц, которые ранее не принимали участие в процессе перемещения проверяемых товаров, может быть обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию РФ с нарушением требований и условий, установленных ТК РФ, что повлекло за собой одно из следующих последствий: нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов; несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В отличие от общей таможенной ревизии специальная ревизия может быть назначена только по решению начальника таможенного органа (лица, его замещающего) с уровня начальника таможни либо начальника вышестоящего таможенного органа. Копия данного решения вручается проверяемому лицу. Специальная таможенная ревизия должна проводиться в срок, не превышающий двух месяцев (со дня принятия решения о проведении специальной ревизии). Допускается продление предельного срока, но не более чем на один месяц и только по решению вышестоящего таможенного органа. Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается. При проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы наделены правом применения таких форм таможенного контроля, как: осмотр территорий и помещений проверяемого лица; осмотр и досмотр товаров. Кроме того, возможно проведение инвентаризации в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Таможенные органы также могут ограничивать права собственности на проверяемые товары путем наложения на них ареста (запрета на передачу товаров другим лицам, продажу товаров либо распоряжение ими иными способами). Арест товаров возможен при наличии одного из следующих оснований: обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения либо товаров с поддельными марками или знаками; отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений о выпуске товаров таможенными органами, если в соответствии с правовыми актами РФ указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории РФ (например, номер грузовой таможенной декларации в счете-фактуре на товары), а также обнаружение недостоверности таких сведений либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны; обнаружение фактов пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. При аресте товары остаются у владельца или лица, обладающего полномочиями в отношении товаров. Однако, если имеются основания полагать, что арест не может обеспечить достаточную сохранность товаров или товары являются запрещенными к ввозу в РФ либо обороту на территории РФ, таможенный орган производит их изъятие. Как правило, изъятые товары помещаются на склад' временного хранения. Решение об аресте или изъятии товаров принимается должностным лицом таможенного органа, проводящим специальную таможенную ревизию, в присутствии лица, у которого обнаружены товары (его представителя), а также в присутствии не менее двух понятых. Об изъятии или аресте товаров составляется протокол, с вручением копии лицу, у которого обнаружены товары (его представителю). 3. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ Применение одинаковых форм таможенного контроля может иметь свои особенности, в зависимости от избираемых тактических приемов или способов проведения таможенного контроля. В свою очередь, способ таможенного контроля тесно связан с таким понятием, как средства проведения таможенного контроля. В соответствии с ТК РФ к способам проведения таможенного контроля можно отнести все то, что не является формами таможенного контроля, но при этом призвано способствовать их проведению. Например, в качестве способов применения отдельных форм таможенного контроля или проведения таможенного контроля вообще следует рассматривать: создание зон таможенного контроля (ст. 362 ТК РФ); истребование необходимых документов и сведений (ст. 363 ТКРФ); идентификацию товаров, транспортных средств, документов (ст. 83, 390 ТК РФ); привлечение специалистов и экспертов (ст. 378, 384, 385 ТК РФ), взятие проб и образцов товаров (ст. 383 ТК РФ); создание и применение информационных ресурсов (ст. 387, 425 ТК РФ); применение технических и иных средств проведения таможенного контроля (ст. 388 ТК РФ); наложение ареста на товары или изъятие товаров (ст. 377, пункт 1 ст. 391 ТК РФ). Рассмотрим подробнее выделенные способы проведения таможенного контроля. 1. Для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением создаются зоны таможенного контроля (пункт 1 ст. 362 ТК РФ). Зоны таможенного контроля создаются: вдоль таможенной границы РФ; в местах производства таможенного оформления; в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра; в местах временного хранения; в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары; в иных местах, определяемых ТК РФ (например, местах нахождения арестованных товаров -- пункт 2 ст. 377 ТК РФ, на территории магазина беспошлинной торговли -- пункт 4 ст. 260 ТК РФ). Зоны таможенного контроля могут быть двух видов: постоянные и временные. Постоянные зоны таможенного контроля создаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю (места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию -- абзац 1 пункта 1, пункт 2 ст. 78 ТК РФ, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли)1. Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании письменного решения начальника таможенного органа (лица, его замещающего): при производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест (на период совершения таможенных операций); при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля. Порядок создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы определяется Правительством РФ. Например, согласно постановлению Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы»1 зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией Государственной границы РФ: на сухопутном участке таможенной территории РФ зона таможенного контроля может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии таможенной границы в глубь территории РФ; зона таможенного контроля вдоль таможенной границы действующих на территории РФ особых экономических зон создается вдоль обеих сторон сухопутного участка таможенной границы, не совпадающей с Государственной границей РФ; на речных и озерных участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы местности шириной до 15 километров от береговой линии в глубь территории РФ; на морских участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах территориального моря РФ, за исключением морских участков вокруг находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (зона таможенного контроля на таких участках создается в пределах территории указанных искусственных островов, установок и сооружений). Деятельность таможенных органов в пределах зон таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствовать выполнению задач, возложенных законодательством РФ о Государственной границе РФ на пограничные органы и пограничные войска Федеральной службы безопасности РФ, в пределах приграничной территории РФ. Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы с надписью на зеленом фоне «Зона таможенного контроля» на русском и английском языках «Customs control zone». Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, указательными щитами, табло или иными информационными указателями. Таким образом, зона таможенного контроля (как постоянная, так и временная) представляет собой четко ограниченную территорию, предназначенную для нахождения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю. Соответственно осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором. В случае несоблюдения лицами установленных таможенным законодательством требований возможно наступление административной ответственности в соответствии со ст. 16.5 КоАП РФ «Нарушение режима зоны таможенного контроля». 2. Истребование необходимых документов и сведений, как способ проведения таможенного контроля, применимо к тем его формам, которые изначально предусматривают работу с определенными документами и информацией (сведениями). К таким формам контроля можно отнести проверку документов и сведений, таможенную ревизию. Например, в соответствии с пунктом 3 ст. 367 ТК РФ при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. В соответствии с пунктом 4 ст. 363 ТК РФ в целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, -- также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами. Более того, на основании пунктов 3, 5 ст. 362 ТК РФ для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе: получать от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей операциях лиц, указанных в ст. 16 ТК РФ, а также справки об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков; от органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, и иных органов сведения, необходимые им для проведения таможенного контроля. 3. Применение идентификации для целей проведения таможенного контроля просматривается во многих таможенно - правовых институтах. Так, например, идентификация применяется при оформлении внутреннего таможенного транзита (ст. 83 ТК РФ «Идентификация товаров и документов на них»), при применении таможенных режимов переработки (идентификация товаров для переработки в продуктах переработки -- ст. 175, 189, 199 ТК РФ). На идентификации основано проведение таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (глава 38 ТК РФ). Примечательно также, что идентификация может рассматриваться в отдельных случаях не только как способ проведения таможенного контроля, но и как цель его проведения. Например, при проведении таможенного досмотра товаров в целях их идентификации (абзац 2 пункта 1 ст. 372 ТК РФ). То есть при оформлении внутреннего таможенного транзита целью досмотра выступает идентификация (выявление и фиксация определенных признаков товаров). В дальнейшем наличие зафиксированных признаков (средств идентификации) будет способствовать проверке товаров в месте их доставки. Таможенная идентификация может применяться не только по инициативе таможенного органа, но и по инициативе лица, перемещающего товар. Например, в соответствии с пунктом 2 ст. 284 ТК. РФ по заявлению физического лица таможенный орган осуществляет идентификацию временно вывозимых товаров, если такая идентификация будет способствовать их обратному ввозу с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. На основании пункта 4 ст. 390 ТК РФ по просьбе декларанта таможенные органы осуществляют идентификацию российских товаров, заявленных к вывозу с таможенной территории РФ, в месте их декларирования. Таможенная идентификация, как правило, состоит из двух этапов. Первый этап заключается в придании предметам индивидуальных признаков либо отражении уже существующих на определенных носителях (путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей -- пункт 1 ст. 390 ТК РФ). На втором этапе устанавливается тождество предметов по ранее заданным либо отраженным индивидуальным признакам. Таможенная идентификация способствует проведению таких форм таможенного контроля, как: таможенный осмотр товаров и транспортных средств; таможенный досмотр товаров и транспортных средств; проверка документов и сведений; осмотр территорий и помещений. Представляется, что следует различать идентификационный таможенный контроль и таможенную идентификацию, как способ проведения таможенного контроля. Дело в том, что элементы идентификационной проверки присутствуют во многих формах таможенного контроля, в том числе и без предварительного применения таможенными органами средств таможенной идентификации. Например, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. То есть средства идентификации хотя и присутствуют, но изначально таможенными органами не наносились. То же можно сказать и об осмотре (досмотре) товаров и транспортных средств в месте прибытия на таможенную территорию РФ, когда средства идентификации уже присутствуют (печати, штампы, пломбы иностранных таможенных органов, сведения, содержащиеся в товаротран-спортной документации). Таким образом, изложенное выше позволяет сформулировать определение таможенной идентификации, как способа проведения таможенного контроля в виде действий таможенных органов по нанесению и/или фиксации индивидуальных признаков предметов таможенного контроля (например, товаров) для целей последующего проведения идентификационного контроля (например, в форме проверки документов и сведений, таможенного досмотра и осмотра товаров). 4. Взятие проб или образцов товаров для проведения экспер-тиз1 при осуществлении таможенного контроля проводится в целях: выявления фактов недостоверного декларирования товаров; обеспечения правильности начисления и взимания таможенных платежей; определения принадлежности к товарам, к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Для проведения исследования проб или образцов товаров должностное лицо таможенного органа выносит постановление о назначении экспертизы. Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий (экспертно-криминалистических подразделений Федеральной таможенной службы), а также иных соответствующих организаций или другими экспертами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. Экспертиза, назначаемая по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица, дает право указанным лицам представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта. При отборе проб или образцов товаров должностное лицо таможенного органа оформляет акт взятия проб или образцов в 2-х экземплярах по установленной форме. При необходимости взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе. Допускается производить отбор проб или образцов товаров должностным лицом таможенного органа в отсутствие декларанта и его представителей, с участием не менее двух понятых, в случаях: неявки декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей по истечении 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия; существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными, химическими и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние); пересылки товаров в международных почтовых отправлениях; оставления на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории. Факт присутствия понятых отражается в акте взятия проб или образцов. Количество пробы или образца товара (в массе, объеме, штуках и т. д.) определяется минимальным количеством, достаточным для проведения исследований. При взятии пробы таможенными органами ее разделяют на три равные части: аналитическую, контрольную и арбитражную, каждую из которых: маркируют (нумеруют) в соответствии с актом взятия проб или образцов по установленной форме; снабжают ярлыком обеспечения сохранности по установленной форме. При направлении таможенным органом проб или образцов товаров на исследование их упаковывают в одну тару, пломбируют. Сопроводительные документы помещают в отдельный пакет и опечатывают. Если отобранные пробы или образцы товаров направляются таможенным органом на исследование в таможенную лабораторию (экспертно-криминалистическое подразделение Федеральной таможенной службы), то ее руководитель: получает поступившие материалы и документы о назначении экспертизы и проверяет их соответствие требованиям ст. 378 ТК РФ «Назначение экспертизы при осуществлении таможенного контроля»; письменно поручает производство экспертизы конкретному эксперту (экспертам); обеспечивает условия, необходимые для проведения экспертизы: наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения; обеспечивает соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии; ходатайствует о продлении срока, назначенного постановлением должностного лица таможенного органа, в пределах сро-ков, установленных пунктом 4 ст. 378 ТК РФ; заверяет заключение эксперта печатью; направляет вместе с заключением эксперта все материалы таможенному органу, назначившему экспертизу. Проводя исследования, эксперт должен принимать меры к сохранению представленных на экспертизу образцов, не допуская их порчи и повреждения, если это не вызывается характером исследования. Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии с его специальными знаниями. Заключение эксперта -- документ, отражающий процесс и результат исследований, проведенных экспертом. По окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость. 5. Согласно пункту 1 ст. 425 ТК РФ информационные ресурсы таможенных органов составляют: документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с ТК РФ; иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами. На основании ст. 387 ТК РФ таможенные органы (при таможенном контроле и таможенном оформлении товаров и транспортных средств) вправе собирать информацию о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, о лицах, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. В целях проведения таможенного контроля и взимания таможенных платежей таможенные органы вправе накапливать информацию, включающую сведения1: об учредителях организации; о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя; о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности; об открытых банковских счетах; о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности; -- о местонахождении организации; -- о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном номере налогоплательщика; -- о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; -- в отношении физических лиц -- о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, идентификационный номер налогоплательщика (если имеется), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу. В соответствии с пунктом 6.1 раздела 6 Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации1 формирование информационных ресурсов таможенных органов рассматривается в качестве неотъемлемого элемента системы управления рисками. Информационные ресурсы таможенных органов используются в качестве основных сведений для выявления и определения потенциальных рисков. Таким образом, информационные ресурсы таможенных органов способствуют как выбору необходимой формы таможенного контроля, так и непосредственному применению конкретной (выбранной) формы контроля. Информационные ресурсы таможенных органов являются федеральной собственностью. 6. На основании абзаца 1 пункта 1 ст. 388 ТК РФ технические средства могут использоваться таможенными органами в целях сокращения времени проведения таможенного контроля, повышения его оптимизации и эффективности. Кроме ст. 388 ТК РФ упоминания о технических средствах проведения таможенного контроля содержатся в ст. 294 ТК РФ «Таможенный осмотр и таможенный досмотр международных почтовых отправлений», ст. 370 ТК РФ «Таможенное наблюдение». Технические средства также могут применяться при проведении таких форм таможенного контроля, как: -- осмотр помещений и территорий; - таможенный досмотр (осмотр) товаров и транспортных средств; личный досмотр; проверка документов и сведений; таможенная ревизия; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; устный опрос. Перечень и порядок применения технических средств определяются ФТС России. К числу технических средств проведения таможенного контроля относятся досмотровая ренттенотелевизионная техника, флюороскопическая досмотровая техника, инспекционно-досмотровые комплексы, средства поиска, средства нанесения и считывания специальных меток, досмотровый инструмент, технические средства поверхностного зондирования, технические средства идентификации, химические средства идентификации, технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, а также ряд других технических средств. Используемые таможенными органами технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека (абзац 2 пункта 1 ст. 388 ТК РФ). Отдельно от технических средств в ТК РФ выделяются следующие средства контроля. * Морские (речные) и воздушные суда. На основании пунктов 2, 3 ст. 388 ТК РФ таможенный контроль товаров и транспортных средств в пределах территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, а также на территории, прилегающей к таможенной границе, проводится с использованием морских (речных) и воздушных судов таможенных органов. Порядок использования морских (речных) и воздушных судов таможенных органов для целей таможенного контроля устанавливается Правительством РФ в соответствии с ТК РФ. Так, например, в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 10 декабря 2003 г. № 747 «Об утверждении порядка использования морских (речных) судов таможенных органов Российской Федерации для целей таможенного контроля» морские (резные) суда используются таможенными органами Российской Федерации для: осуществления в назначенном районе таможенной территории Российской Федерации таможенного наблюдения за перевозкой находящихся под таможенным контролем товаров, совершением с ними грузовых и иных операций; обеспечения контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля; остановки транспортного средства, если имеются достаточные основания считать, что на нем незаконно перемещаются товары, подлежащие таможенному контролю, и проведения его таможенного досмотра; доставки (высадки) досмотровых групп, должностных лиц таможенных органов, правоохранительных и других органов Российской Федерации к местам таможенного оформления и таможенного контроля; обеспечения защиты досмотровой группы от противоправных действий нарушителей таможенного законодательства Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1, 7 Положения об авиации Государственного таможенного комитета Российской Федерации авиация Государственного таможенного комитета Российской Федерации (Федеральной таможенной службы) является государственной авиацией и используется для осуществления таможенного контроля в пределах территории Российской Федерации. Основными задачами авиационных подразделений Федеральной таможенной службы являются, в частности: проведение наблюдения за оперативной обстановкой на таможенной территории Российской Федерации; осуществление сбора, обработки и передачи региональным таможенным управлениям (таможням) информации об оперативной обстановке в районе несения.службы, а также в пределах своей компетенции -- о чрезвычайных происшествиях и конфликтных ситуациях; - осуществление наведения досмотровых групп и их высадку с воздуха на транспортные средства, на которых находятся товары, подлежащие таможенному контролю и таможенному оформлению. Обобщая возможные варианты применения таможенными органами морских (речных) и воздушных судов, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые средства проведения таможенного контроля применяются для обеспечения проведения таких его форм, как: таможенное наблюдение; таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств; осмотр территорий и помещений (речь идет о пространствах территориального моря и территориях внутренних вод РФ). Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и оружия. Данные средства таможенного контроля должны рассматриваться в качестве исключительных, поскольку применяются в случаях возникновения каких-либо препятствий при осуществлении таможенными органами контрольных функций. Например, в соответствии с пунктом 1, подпунктами 3,4 пункта 2 ст. 415 ТК РФ должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя (только в тех случаях, когда ненасильственные способы не могут обеспечить выполнение возложенных на таможенные органы обязанностей) для: преодоления противодействия законным требованиям должностных лиц таможенных органов; воспрепятствования доступу в помещения, на территории, к товарам или транспортным средствам, находящимся под таможенным контролем. Специальные средства (слезоточивые вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта) применяются в случаях (подпункты 1, 2, 4, 5 пункта 1 ст. 416 ТК РФ): отражения нападения на должностных лиц таможенных органов и иных лиц; отражения нападения на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также для освобождения названных объектов в случае их захвата; для пресечения оказываемого должностному лицу таможенного органа физического сопротивления; для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требования должностного лица таможенного органа остановиться. В соответствии с пунктом 2 ст. 417 ТК РФ к случаям применения должностными лицами таможенных органов оружия относятся, в частности: отражение нападения на должностных лиц таможенных органов, когда их жизнь или здоровье подвергаются непосредственной опасности, если нападение не может быть отражено иными способами и средствами; отражение группового или вооруженного нападения на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, либо на объекты, где находятся такие товары и транспортные средства; остановка транспортных средств, морских и речных судов путем их повреждения, если они создают реальную опасность жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов или не подчиняются их неоднократным требованиям остановиться после предупредительных выстрелов. Применение должностными лицами таможенных органов оружия возможно только в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости и при отсутствии специальных средств. Таким образом, применение рассматриваемых средств проведения таможенного контроля возможно, в частности, в таких его формах, как: таможенный осмотр (досмотр) товаров и транспортных средств; осмотр помещений и территорий; личный досмотр. В деятельности таможенных органов применяются также поисковые и сторожевые собаки. В 2003 г. в соответствии с приказом ГТК России от 27 мая 2003 г. № 576 «О создании Центральной таможни (Кинологического центра ГТК России)» был создан специализированный таможенный орган -- Кинологический центр ГТК России (Федеральной таможенной службы). Применение собак перспективно как в поиске наркотических веществ, так и в работе по обнаружению в багаже пассажиров оружия, взрывчатки. Специально обученные собаки могут также отыскивать контрабандный янтарь, книги, денежные купюры и многое другое. В настоящее время в структуре ФТС России на довольствии находятся 262 собаки. В основном поисковые собаки используются при проведении таможенного контроля в формах осмотра и досмотра товаров и транспортных средств. 7. Наложение ареста на товары или изъятие товаров. Данные обеспечительные меры, применяемые до возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении, появились в таможенном законодательстве РФ впервые. Не было таких полномочий у таможенных органов ни в соответствии с ТК СССР (1964, 1991 годов), ни в соответствии с ТК РФ 1993 года. О применении ареста (изъятия) товаров в процессе проведения таможенного контроля упоминается в нескольких статьях ТК РФ: ст. 377 ТК РФ «Наложение ареста на товары или изъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии»; ст. 391 ТК РФ «Дополнительные полномочия таможенных органов при обнаружении товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации». Отличительными признаками ареста (изъятия) товаров в порядке ст. 377 и 391 ТК РФ служат: Применяемые формы таможенного контроля. Лица, в отношении которых применяются данные формы таможенного контроля. Арест (изъятие) в процессе специальной таможенной ревизии проводится для целей обеспечения сохранности товаров до завершения специальной таможенной ревизии, по результатам проведения которой должно быть установлено наличие либо отсутствие факта нарушения таможенного законодательства. Например, факт пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, еще не является фактом нарушения таможенного законодательства. За этим должна последовать проверка таможенным органом совершения таможенных операций по выпуску товара в свободное обращение. И только по результатам такой проверки можно утверждать о незаконности пользования товарами на территорий РФ. Наложение ареста на товары или их изъятие в соответствии со ст. 391 ТК РФ проводится на основании уже обнаруженных фактов незаконного перемещения товаров и соответственно никаких дальнейших проверок таможенным органом уже не проводится. Альтернативой аресту (изъятию) может служить фактическая уплата таможенного платежа и совершение таможенного оформления товара (пункт 2 ст. 391 ТК РФ). Отсюда целью ареста (изъятия) товара в порядке ст. 391 ТК РФ является обеспечение его сохранности до принятия судебного решения об обращении товара в федеральную собственность или его возмездной реализации для целей взыскания таможенных платежей (пункт 5 ст. 391 ТК РФ). СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Таможенный Кодекс Российской Федерации от 01 января 2004. 2. Халипов Сергей Васильевич - ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО, Москва, 2006. 3. Гуев А.Н. - Постатейный комментарий к Таможенному кодексу РФ, Москва, 2004.
Страницы: 1, 2
|