Тарифно-таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности
p align="left">В механизме таможенно-тарифного регулирования важнейшая роль отводится Закону о таможенном тарифе. В нем устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России.Правовые основы тарифного регулирования содержатся и в Федеральных законах от 14 апреля 1998 г. № 63- ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешне торговли товарами» СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1798. и от 13 октября 1995 г. № 157- ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» . Эти законы, дополняя друг друга, развивают положения базового Закона о таможенном тарифе. В них установлены основы государственного регулирования ВЭД, определен правовой статус органов исполнительной власти в области экспортно-импортных операций, определены формы и методы контроля со стороны государства в данной сфере.
1.3. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды. Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе». В правовой и экономической литературе нет единого представления о природе таможенных пошлин и выполняемых ими функций Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20. . Таможенная пошлина в соответствии с НК РФ до 1 января 2005 года являлась видом налога, но в настоящее время таможенная пошлина регулируется ТК РФ, и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров. С позиций общей экономической теории представляется возможным объяснить экономическую природу таможенных пошлин, определить их функции, четко сформулировать принципы и методы их количественного обоснования. Таможенная пошлина (customs duty) Ї обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта Киреева А.П. Международная экономика. Учебное пособие для Вузов. М., 1997. С. 204. 2 См.: Там же.- С. 205.. Таможенные пошлины выполняют три основные функции: а) фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета; б) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции; в) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых Там же. С. 205.. Классификация таможенных пошлин. По способу взимания: а) адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости); б) специфические -- начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну); в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну). Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов Ї сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям. Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей. По объекту обложения: а) импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции; б) экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет; в) транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны Киреев А.П. Международная экономика. Учеб. пособие для вузов. Ї М., 1997. С. 207. . По характеру: а) сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается; б) антидемпинговые -- пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров; в) компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров Там же. С. 205.. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны. По происхождению: а) автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством; б) конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе; в) преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. М.: 1865. С. 8 9.. По типам ставок: а) постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками; б) переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы Ї довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. По способу вычисления: а) номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт; б) эффективные Ї реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров Киреев А.П. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. М., 1997. С. 210- 211. . Виды таможенных пошлин суммированы в таблице (Приложение 1). В связи со значимостью финансовой деятельности таможенных органов РФ необходимо также уяснить и правовую природу таможенной пошлины. Под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе данного платежа до настоящего времени остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина Ї есть налог, а другие Ї приравнивают ее к сбору Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». М., 2001. С. 33.. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков, как налога, так и сбора. Выявим ее основные черты. Во-первых, таможенная пошлина - обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий при этом конституционное право на свободу предпринимательской деятельности. Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством достижения этой цели. В-третьих, таможенная пошлина возмездна, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через таможенную границу. В-четвертых, таможенная пошлина в отличие от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение. В-пятых, право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру). В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства Таможенное право России: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2003. С. 171. . Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами Ї интересами государства. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: везти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины. В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов. Пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному товару, их координации с национальными и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т.п. При определении ввозных пошлин в прошлом, т.е. в XIX в. и в начале XX в., преобладал фискальный подход: пошлины определялись на высоком уровне и рассматривались как один из важнейших источников доходов государства. Это вместе с тем позволяло решать задачу защиты национальной экономики от наплыва английских товаров, поскольку Англия вступила значительно раньше других стран на путь промышленной революции, ее продукция была высоко конкурентоспособна и во многом превосходила товары других стран Европы и Америки Основы таможенного дела: Учебник / Под общ. Ред. В.Г. Драганова. Ї М., 1998. С. 282. . В XX в. наметилась тенденция снижения таможенных пошлин, ослабление их роли в формировании государства, на первый план выдвигалась их регулирующая функция, которая отнюдь не ограничивалась запрещением или резким ограничением ввоза импортных товаров. Нарастала потребность в более детальной дифференциации ставок таможенных пошлин по товарным группам и конкретным изделиям с учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен. Такая дифференциация таможенных пошлин требовала ее научного обоснования, изучения объективных факторов, определяющих эту дифференциацию. Тенденция к снижению ставок таможенных пошлин и к усилению их дифференциации по группам товаров и конкретным изделиям были обусловлены объективными факторами. Развитие международного разделения труда требовало ослабления протекционизма. Специализация национальных экономик, в том числе предметная, подетальная и технологическая, требовала дифференциации внешнеторговой политики стран по группам, видам продукции и стадиям технологии и обоснования таможенных пошлин по изделиям и группам изделий с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации. Решение данной проблемы возможно только с позиций общей теории цен и дифференциальной ренты, т.е. пошлины, следует рассматривать как интернациональную дифференциальную ренту. В экономической теории и в практике хозяйственной деятельности хорошо известны две основные формы дифференциальной ренты - по плодородию и местоположению. Различия в плодородии земель служат естественным основанием дифференциации издержек производства в земледелии: более высокие издержки на менее плодородных землях и более низкие Ї на более плодородных. Ограниченность плодородных земель определяет необходимость эксплуатации менее плодородных и, поскольку их продукция необходима обществу, ее индивидуальные издержки на относительно худших землях регулируют рыночные цены. При этих ценах на лучших землях реализуется добавочный дифференцированный доход, который присваивается собственником земли в виде дифференциальной ренты Ершов А.Д. Основы управления и организация в таможенном деле: учебное пособие. СПб. 1999. С. 184.. Дифференциальная рента образуется также в результате различного местоположения участков земли и дифференциации транспортных расходов. В системе мировой экономики, кроме указанных, возможна еще одна форма дифференциальной ренты, возникающая на базе устойчивых различий в национальных издержках производства различных стран, обусловленных различиями в системе общеобразовательной и профессиональной подготовки национальных кадров, в уровне развития наук и научных исследований и их применения в национальной экономике, что, в свою очередь, определяется богатством страны и ее инвестиционными возможностями, уровнем техники, технологии, организации производства и т.п. Например, низкие издержки производства, высокое качество продукции экономически развитых стран обусловлены не богатством их естественных ресурсов - многие из них являются крупными импортерами сырьевых и энергетических ресурсов, и не благоприятным положением указанных стран, а, главным образом, теми факторами, о которых говорилось выше Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20.. При специализации национального производства одна и та же страна может иметь конкурентные преимущества по одним видам продукции, на производстве которых она специализировалась, и не иметь таких преимуществ по другим выдам продукции. Она будет экспортировать продукцию, соответствующую ее производственной специализации, и завозить непрофильную продукцию, национальное производство которой по тем или иным причинам экономически нецелесообразно Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000. С. 82. . Интернациональные издержки производства формируются в жесткой конкурентной борьбе на основе национальных издержек производства профильной, специализированной продукции, поставляемой на мировой рынок ее основными производителями, обладающими определенными конкурентными преимуществами в области естественных условий производства. Указанные выше преимущества обеспечивают относительно низкий уровень национальных издержек производства специализированной продукции и соответственно - при прочих равных условиях - более низкий уровень национальных и мировых цен по сравнению с национальными издержками и ценами на аналогичные виды продукции, реализуемой на национальных рынках стран, не являющихся ее экспортерами. Эти различия между национальными и мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах, и являются объективной основой формирования таможенных пошлин. Рассмотрение природы таможенной пошлины позволяет сделать вывод о двойственном характере ее сущности. Данная категория рассматривается и как защитное средство, и как источник получения государственных доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку. Далее приведем экономические показатели деятельности Алтайской таможни за 2004 г. За указанный период Алтайской таможней перечислено в федеральный бюджет таможенных платежей 1069,7 млн. руб., (108,5% к уровню 2003 года), контрольные показатели выполнены на 102,8% Текущий архив Алтайской таможни за 2004 год. (Приложение 2). Основным фактором, определившим значительный рост объемов таможенных платежей, явился переход с 01.07.2001 г. на принцип взимания косвенных налогов во взаимной торговле со странами СНГ. Значительная часть перечисленных средств приходится на НДС. Переход на принцип взимания косвенных налогов во взаимной торговле со странами СНГ определил и увеличение количества деклараций таможенной стоимости. Из приведенного примера следует, что наибольшую долю в структуре доходов от внешнеэкономической деятельности составляет налог на добавленную стоимость. Таким образом, и таможенная пошлина и НДС выполняют две основные функции: регулируют ВЭД с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке; способствуют пополнению доходной части федерального бюджета. 1.4. Тарифные методы в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Каждая страна, исходя из своего исторического опыта, сложившихся социально -экономических условий, места в мировой экономике, природно-географического положения, руководствуясь общенациональными и геополитическими интересами, определяет для себя цели и задачи развития внешнеэкономических связей Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000. С. 82.. Таким образом, формы и методы регулирования внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей. Но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально -экономическому прогрессу своего населения. В странах бывшего социалистического лагеря господствовали государственная и кооперативная собственность на средства производства. Экономика развивалась по единому государственному директивному плану, применялась государственная монополия внешней торговли. Связи национальной экономики с другими государствами через мировой рынок строго регламентировались государством, устанавливавшим жесткие планы развития внешней торговли. В странах с развитой рыночной экономикой, напротив, национальная экономика развивается в тесном взаимодействии с мировой экономикой посредством мирового рынка, на основе рыночных отношений. В этих странах нет государственной монополии внешней торговли. Последняя осуществляется, как правило, частными фирмами на коммерческих началах. Но государство регулирует внешнеэкономическую деятельность с помощью системы экономических и административных методов. В научной литературе и в практике хозяйствования методы государственного регулирования ВЭД обычно подразделяются на две группы Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. М.: 1865. С. 8 9.: -тарифные методы, к которым относятся ввозные и вывозные пошлины и таможенные сборы; -нетарифные методы, к которым относятся НДС, акциз, а также методы административного регулирования ВЭД - квотирование, лицензирование, сертификация товаров и другие методы Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов / Под общ. ред. Н.М.Блинова. - М.: РИО РТА, 1996. - С. 43.. Выделение тарифных методов в особую группу в определенной мере оправдано той специфической ролью, которую играют таможенные тарифы в регулировании ВЭД. Вместе с тем приведенная выше классификация методов регулирования ВЭД представляется недостаточно обоснованной в научном отношении и на практике не способна ориентировать на системное решение вопросов регулирования ВЭД Там же.. Во-первых, вызывает сомнение целесообразность объединения в одну группу нетарифных (с помощью НДС и акциза) и административных методов регулирования (квотирования, лицензирования, и т.п.). НДС, акциз, как экономические методы управления, по своей природе схожи с тарифными, которые являются также экономическими методами регулирования ВЭД. И те, и другие соответствуют природе рыночных отношений, они относятся к числу важнейших экономических регуляторов экономики, значение которых будет не ослабляться, а усиливаться. Необходим комплексный системный подход к использованию их в качестве регуляторов ВЭД. Во-вторых, административные методы регулирования ВЭД целесообразно выделить в особую группу: международные и региональные организации обычно особенно резко реагируют на применение этих мер и требуют их отмены; с другой стороны, при определенных ситуациях, применение этих мер может стать необходимым, и сами меры незаменимы мерами экономического регулирования. Например, когда необходимо в какой-то период сократить до определенных размеров или увеличить экспорт или импорт соответствующих товаров. В свете вышеизложенного предоставляется наиболее целесообразной следующая классификация методов регулирования ВЭД: -экономические методы регулирования ВЭД, включающие таможенные пошлины, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость, спецналоги и акциз; -административные методы регулирования ВЭД, включающие лицензирование, квотирование, государственную монополию на экспорт и импорт отдельных специфических товаров, сертификацию качества товаров и тому подобное Там же.. Экономические методы регулирования ВЭД, учитывая их взаимосвязь и известную взаимозаменяемость, должны составлять единый экономический механизм регулирования ВЭД Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ. М.: ВНИКИ, 2002, С. 31.. Единый экономический механизм регулирования ВЭД в условиях рыночной экономики различных модификаций (планово- рыночной, социально- ориентированной и так далее) в перспективе должен выполнять основные функции по регулированию ВЭД. Понятие «единый экономический механизм» предполагает наличие определенных взаимосвязей между отдельными элементами, его образующими, системный подход к формированию этого механизма с обеспечением внутренних и внешних связей элементов данной системы. Внешние связи экономического механизма регулирования ВЭД базируются, с одной стороны, на взаимосвязи проблем ВЭД с внутренними проблемами национальной экономики, а с другой - на тех обязательствах, которые принимает на себя Российская Федерация при вступлении в международные и региональные союзы и соглашения и при получении экономической помощи от международных экономических организаций - МВФ, МБРР и других. Внутренние связи в рамках единого экономического механизма возникают на базе взаимосвязей между образующими его элементами и возможностям замены одних элементов другими, то есть их взаимозаменяемости в определенных пределах Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000. С. 82.. ВЭД любого государства подчинена обычно решению национальных задач и тесно связана с проблемой развития внутренней экономики, повышения ее эффективности. Ради достижения этих конечных целей государства нередко идут на некоторые сиюминутные потери, на ограничения определенных доходов от ВЭД ради достижения более высоких конечных результатов на базе общего подъема национальной экономики Там же. С. 40.. Например, в Китае импортный тариф на технику и технологии учитывает их уровень и соответствие мировым достижениям в этой области. Импорт новейшей техники и технологий облагается минимальным таможенным тарифом или освобождается от ввозных пошлин вообще. При этом государство недополучает определенную сумму импортных пошлин, поскольку при ввозе техники и технологий обычного качества взимается обычный (не льготный) тариф. Но потери эти с лихвой окупаются тем дополнительным доходом, который получает страна в результате применения современной техники и технологий. Недобор средств от ВЭД может быть с избытком компенсирован государству увеличением доходов от внутренней экономики, если сокращение доходов от ВЭД способно дать значительный эффект на стадии практического использования импортной техники и технологий. Следовательно, доходы от ВЭД и от внутренней экономики взаимосвязаны, и уменьшение одних доходов может быть с избытком компенсировано увеличением других. Эта взаимосвязь диктует необходимость сбалансированного подхода к планированию доходов от ВЭД и от национальной экономики с конечной целью оптимизации совокупного дохода Там же. С. 41.. Требования наших партнеров по ВЭД, особенно стран, занимающих лидирующее положение в международных экономических организациях, обычно сводятся к дальнейшей либерализации ВЭД, то есть снижению таможенных пошлин, НДС и акциза, а также ограничению и сокращению административного регулирования ВЭД. Но такие требования нередко вступают в противоречие с национальными интересами России, они ослабляют позиции отечественных производителей на мировом и даже внутреннем рынках. В процессе реализации рекомендаций и требований Международных организаций и союзов должны быть найдены способы защиты национальных интересов России и национальных производителей, обеспечена надлежащая конкурентоспособность их продукции. Данная задача может быть решена одновременным снижением таможенных пошлин и компенсирующим это снижение повышением ставок НДС, акциза на импортные товары в тех случаях, когда возможности такого повышения не заблокированы соответствующими обязательствами Правительства Российской Федерации. Особенности взимания НДС и акциза с импортных и отечественных товаров не только допускают определенные различия в системе налогообложения, но и делают такие различия неизбежными. Это создает возможность для регулирующих органов Российской Федерации изменять в определенных пределах автономно системы внутреннего налогообложения импортных и отечественных товаров для защиты отечественного производителя Ершов А.Д. Основы управления и организация в таможенном деле: учебное пособие. СПб. 1999. С. 184.. Формирование единого экономического механизма регулирования ВЭД в России осуществлялась постепенно в ходе проведения радикальных экономических реформ. Решающую роль в этом процессе сыграли налоговая реформа, либерализация ценообразования, новое законодательство, регулирующее ведение валютных операций. В системе экономического механизма регулирования ВЭД исключительно важную роль играет система налогов, в первую очередь налог на добавленную стоимость и акциз. Эти налоги формировались с учетом мировой практики их применения в условиях развитой рыночной экономики и конкретных условий Российской Федерации. В основу расчета нормативов налогообложения акцизом и налогом на добавленную стоимость были положены балансовые расчеты потребностей в ресурсах государственного бюджета. При экспорте товаров страны-экспортеры, как правило, не облагают экспортируемые товары НДС и акцизом с тем, чтобы обеспечить им более высокую конкурентоспособность на мировом рынке, хотя допускаются и исключения Ершов А.Д. Определение страны происхождения товара: Учебно-методическое пособие по курсу «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД». СПб., 1996. С. 5.. При импорте товаров для того, чтобы обеспечить им равную конкурентоспособность с товарами отечественного производства, все страны облагают импортные товары НДС по ставкам, применяемым при обложении товаров отечественного производства. Случаи освобождения импортных товаров от НДС не типичны для мировой практики и являются исключением из нее. Следовательно, НДС является тем элементом единого механизма экономичного регулирования ВЭД, который формируется преимущественно исходя из внутренних условий развития экономики, к которым система регулирования ВЭД должна адаптироваться, как к внешнему заранее заданному фактору. Но это отнюдь не исключает возможности активного использования данного налога в регулировании ВЭД в интересах экономики страны в определенных пределах, допускаемых законодательством России, и ее обязательствами перед иностранными партнерами. Акциз, как форма косвенного налога, зависит в значительно большей степени от национальных условий, поскольку ему в большей степени присуща социальная функция. Международные обязательства играют значительно меньшую роль при формировании ставок акциза. Это означает, что при формировании единого экономического механизма регулирования ВЭД государство относительно свободно при определении ставок акциза, что оно жестко не связано в этой области условиями международных договоров и обязательствами перед своими торговыми партнерами. Эта самостоятельность может проявляться как при определении перечня подакцизных товаров, так и при определении ставок обложения акцизом Там же. С. 6.. Особую роль в системе единого экономического механизма регулирования ВЭД играет система ввозных и вывозных пошлин и специального налогообложения. Пошлины играют главную роль в адаптации товаров иностранного производства к условиям российского рынка и товаров отечественного производства к условиям мирового рынка. Следовательно, пошлины формируются в соответствии с условиями внешнеэкономической деятельности, и, вместе с тем, отражают особенности национальной экономики. Образно говоря, они составляют тот мостик, который соединяет национальную экономику с мировой, национальный рынок с мировым. Обоснование пошлин требует индивидуального подхода по каждому конкретному товару или группе товаров, а порой такой подход должен учитывать особенности жизненного цикла товара, т.е. является ли он прогрессивным, новым или морально устаревшим Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000. С. 82. . Приведенный выше пример дифференциации импортных пошлин в Китае на машинном оборудовании с учетом степени прогрессивности подчеркивает важность и необходимость индивидуального подхода при определении пошлин с учетом специфики каждого товара. Мировая практика придерживается таких же принципов при определении импортных пошлин на сырье, полуфабрикаты и готовые изделия: уровень пошлин повышается по мере повышения готовности продукта. В экономически развитых странах импортные пошлины относительно невелики, в развивающихся странах они весьма значительны и возрастают по мере увеличения различий между национальными и интернациональными издержками и ценами. Низкие ввозные пошлины в условиях высокой производительности труда и низких национальных издержек в состоянии обеспечить защиту национальных производителей, издержки которых приближаются к мировому уровню; такие же пошлины для экономически слаборазвитых стран не обеспечат должной защиты национального производства и могут подорвать развитие национальной экономики Таможенная политика России в новых условиях. М., 1999. С. 101.. Несколько иную природу имеют экспортные пошлины. Они взимаются по ограниченному кругу (перечню) товаров и в исключительных условиях. Обычно экспортные пошлины (и налоги) взимаются по энергоносителям и сырьевым товарам, а также по изделиям высоко художественным, составляющим достояние народа. К ним же относятся произведения старины, а также наукоемкая продукция, составляющая объекты интеллектуальной собственности. Общим для всех этих товаров является то, что их национальная стоимость и отражающие ее цены ниже уровня интернациональных издержек и мировых цен, регулируемых издержками производства замыкающих поставщиков. При отсутствии такой предпосылки отпадают экономические условия для взимания экспортных пошлин Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. М.: 1865. С. 15.. Итак, экспортные пошлины отражают разницу между более низкими национальными издержками и ценами продукции, производимой при более благоприятных национальных условиях производства и более высокими издержками замыкающих поставщиков и регулируемые этими издержками мировыми ценами. Аналогичные экономические условия служат предпосылкой для взимания специального экспортного налога. Экономическая природа экспортных пошлин и экспортного спецналога такова, что она дает определенные основания для отнесения их к категории рентных платежей. Размер этих платежей зависит от соотношения между национальными и интернациональными издержками и ценами, и его величина колеблется в зависимости от уровня этих различий Пресняков В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России. М., 1998. С. 52.. Мировые и национальные цены служат базой для определения ввозных и вывозных пошлин. В связи с этим возникает сложная проблема определения этих цен как базы расчета ставок пошлин. Суть проблемы состоит в необходимости четко определить, какие из мировых и национальных цен могут быть приняты в качестве базы для определения ставок ввозных и вывозных пошлин Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. М.: 1865. С.17. . Попытаемся рассмотреть более детально эту проблему на примере мировых национальных цен. Известно, что в практике международной торговли применяются многие разновидности мировых цен: цены мировых бирж, аукционов, торгов, контрактные цены, каталоговые цены крупнейших мировых фирм и т.д. Эти цены могут различаться также базисными условиями поставки товаров, условиями оплаты, валютой платежа. Из всей совокупности мировых цен должны быть отобраны те виды цен на конкретные товары, которые могли бы стать базой для расчета таможенных пошлин. По этим видам цен следует формировать массив информации для определения уровня таможенных пошлин - ввозных и вывозных. Ассортимент продукции, реализуемой на мировых рынках, и цены на нее систематически изменяются под влиянием целого ряда факторов. Соответственно должна корректироваться система пошлин, т. е. корректируется номенклатура товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и уровень пошлин. По товарам относительно стабильного ассортимента с более устойчивыми ценами такие корректировки системы пошлин могут осуществляться реже, чем по товарам с быстро обновляющимся ассортиментом и с более динамичными издержками и ценами Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. М.: 1865. С.87.. Ценовая база для обновления и корректировки таможенных пошлин включает также и национальные цены. Эти цены подвержены еще более значительным колебаниям, чем мировые цены. Так, цены на одинаковую продукцию на территории РФ в обрабатывающей промышленности могут отличаться в 3-5 раз, а в добывающей промышленности и в сельском хозяйстве - еще больше. В связи с этим при формировании массива информации для корректировки таможенных пошлин возникает ряд весьма сложных вопросов. Во-первых, на цены, каких городов и регионов следует ориентироваться при формировании таможенных пошлин. А во-вторых, разрешима ли проблема протекционизма на базе единого для всей Российской Федерации уровня таможенных пошлин, и в какой мере актуальной является проблема регионального аспекта этих пошлин. Не следует ли ввести минимальную дифференциацию этих пошлин хотя бы на некоторые виды продукции с сильно выраженными региональными особенностями условий производства с минимальным числом градаций, например, с двумя уровнями пошлин - для европейской и азиатской частей территории Российской Федерации. В-третьих, какие способы могут быть использованы (кроме пошлин) для защиты отечественных производителей при резкой дифференциации национальных издержек и цен. В зависимости от решения данных вопросов могут решаться все методологические проблемы формирования массива информации для расчета пошлин, и главная из них - должен ли этот массив быть единым для всей Российской Федерации или в дополнение к нему следует формировать аналогичные массивы по регионам с указанием регионов и их границ Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000. С. 87..
Страницы: 1, 2, 3
|