Рефераты

Технические средства наблюдения, контроля и охраны таможенных объектов

ересылки товаров в международных почтовых отправлениях;

оставления на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств, с указанной территории.

На практике, как правило, в обязательном порядке досматриваются следующие виды товаров:

подакцизные товары;

товары, подлежащие обложению таможенной пошлиной;

товары, подпадающие под действие нетарифного регулирования;

товары, классификация которых в соответствии с ТН ВЭД вызывает сомнение у должностного лица таможенного органа;

товары, в отношении которых у таможенного органа имейся оперативная информация.

По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт в двух экземплярах. Форма акта утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр акта должностное лицо таможенного органа обязан вручить лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, либо его представителю, если эти лица установлены.

В зависимости от оснований проведения таможенного досмотра, последний, может быть:

основным;

повторным;

направленным;

идентификационным.

По степени таможенного досмотра товаров и транспортных средств можно выделить его варианты, такие как:

досмотр с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;

досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;

досмотр со вскрытием всех грузовых мест;

досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.

Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в грузовой таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в грузовой таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары. Например, когда таможенными органами выявлен факт недостоверного декларирования и требуется уточнить количество недостоверно задекларированных товаров.

В зависимости от вида перемещаемого через таможенную границу товара таможенный контроль может быть завершен только после проведения санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

При наличии подобных товаров, должностное лицо таможенного органа обязано уведомить об этом в установленном порядке представителя соответствующего контролирующего органа.

Рассматриваемая форма таможенного контроля не проводится в отношении физических лиц. В этом случае применяется другая форма таможенного контроля, а именно личный досмотр.

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля, так и в качестве производной формой контроля, например, при проведении специальной таможенной ревизии.

Сроки проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств вне зоны таможенного контроля не должны превышать двух часов.

В настоящее время наиболее эффективной техникой для проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров является инспекционно-досмотровые комплексы.

ИДК позволяет за минимальное время без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров.

Анализ применения указанных комплексов в таможенных службах и службах безопасности ряда государств Европы и Азии показывает их высокую эффективность по противодействию контрабанде и незаконному перемещению грузов, надежному выявлению оружия и боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ.

В настоящее время ИДК оснащены таможенные службы Германии, Великобритании, Франции, Бельгии, Норвегии, Словакии, Голландии, США, Японии, Китая, Австралии, ОАЭ и ряда других стран.

Ведущими странами, производящими ИДК, являются Германия и Китай.

На сегодняшний день действует или находится в процессе построения 30 систем Heimann Cargo Vision и 59 систем TH-SCAN.

Рядом российских предприятий в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ созданы отдельные составные части и узлы ИДК.

ИДК выпускаются фирмами в стационарном, перебазируемом и мобильном варианте для досмотра морских контейнеров и большегрузных автомобилей.

Стационарные ИДК с энергетикой 9 МэВ являются инспекционными системами, которые дают точное рентгеновское изображение полностью загруженных морских контейнеров и грузовых автомобилей и, как правило, используются в морских пунктах пропуска. Пропускная способность - до 25-ти контейнеров в час. Указанные комплексы требуют значительной радиационной защиты и размещаются в стационарных рентгенозащитных сооружениях.

Легко возводимые ИДК с энергетикой 6 МэВ позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о соответствии перевозимого груза заявленному в товаросопроводительных документах до 85% товаров относительно стационарных ИДК.

Данные комплексы используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность до 20-ти грубых автомобилей в час.

Технологическое оборудование комплекса размещается в быстровозводимом сооружении либо сооружении из сборных бетонных модулей с упрощенной радиационной защитой.

Мобильные ИДК с энергетикой до 3 МэВ смонтированы на шасси автомобиля и требуют при работе наличия санитарной зоны. Они позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о наличии либо отсутствии грузов в контейнере и соответствии товаросопроводительным документам товаров с малыми объемными плотностями. Мобильные ИДК в основном используются в интересах оперативных подразделений таможенных и других правоохранительных органов.

В 2006 году Федеральной таможенной службой вводится в действие легко возводимый ИДК в пункте пропуска «Троебортное» Брянской таможни Центрального таможенного управления.

ФТС России планируется создание системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, состоящей из ИДК различных типов и модификаций, размещенных на пунктах пропуска через государственную границу. По оценке специалистов ФТС России потребность таможенных органов составляет не менее 50 стационарных и более 70 мобильных ИДК.

7. Личный досмотр - исключительная форма таможенного контроля, применяемая физическому лицу, при наличии основами предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящегося в зоне «таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка установленного Таможенным кодексом Российской Федерации.

Положения Таможенного кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок личного досмотра, содержат все необходимые гарантии соблюдения прав человека и гражданина, закрепленные Конституцией Российской Федерации, в том числе право на охрану достоинства личности государством. В частности, это выразилось в признании личного досмотра исключительной формой таможенного контроля, т.е. применяемой лишь в тех случаях, когда имеются достаточно веские основания предполагать о совершении правонарушения и не имеется иных возможностей такие предположения проверить.

Основаниями для проведения личного досмотра считаются:

1. Информация, содержащаяся:

в сообщениях и заявлениях российских и иностранных лиц;

в материалах, поступивших от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов Российской Федерации;

в информации, поступившей от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;

в материалах, поступивших от других таможенных органов Российской Федерации.

2. Непосредственное обнаружение должностным лицом таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары.

Места производства таможенного контроля могут быть:

в международных морских и воздушных портах;

на автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

на транспортных средствах.

Компетенцией принятия решения о необходимости производства личного досмотра обладает начальник таможенного органа, либо лицо его замещающее.

Решение о проведении личного досмотра принимается в письменной форме путем:

наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа;

оформления отдельного акта.

Форма, в которой выражается решение о проведении личного досмотра, избирается начальником таможенного органа в зависимости от конкретных условий в целях ускорения начала проведения личного досмотра.

Участниками личного досмотра являются следующие лица:

1. Должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра. Должностное лицо таможенного органа должно быть одного пола с досматриваемым лицом. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить досматриваемое лицо с решением о производстве личного досмотра, объявить досматриваемому лицу его права и обязанности, предложить добровольно выдать скрываемые предметы.

2. Досматриваемое лицо - физическое лицо, в отношении которого принято решение о проведении личного досмотра.

Специальных требований к данному участнику личного досмотра не предъявляются. Исключения составляют ограничения возможности проведения личного досмотра, обусловленные профессиональной принадлежности физического лица. Перечень таких лиц определяется федеральными законами, международными конвенциями и договорами. Например, не могут быть подвергнуты личному досмотру Президент Российской Федерации, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Российской Федерации, прокуроры и следователи органов прокуратуры, сотрудники органов федеральной службы безопасности и ряд других лиц.

К обязанностям досматриваемого лица относится исполнение требований и распоряжений должностного лица таможенного органа проводящего личный досмотр.

При проведении личного досмотра, лицо имеет право:

знакомиться с решением о проведении личного досмотра;

ознакомиться со своими правами и обязанностями;

добровольно выдать скрываемые предметы;

давать объяснения, заявлять ходатайства;

пользоваться понятным ему языком либо услугами переводчика;

знакомиться с содержанием акта личного досмотра и делать замечания на него;

получить второй экземпляр акта личного досмотра;

обжаловать действия должностных лиц таможенного органа.

Личный досмотр несовершеннолетнего лица может проводиться лишь в присутствии родителей, опекунов и других его законных представителей.

3. Понятые должны быть в количестве двух человек и одного пола с досматриваемым лицом.

Главные обязанности понятых заключаются в присутствии при проведении личного досмотра и удостоверении своими подписями всей, отраженной в акте личного досмотра информации о фактах, содержании и результатах действий, производившихся в их присутствии.

Иные участники личного досмотра привлекаются в зависимости от его особенностях. В качестве таких лиц выступают:

медицинский работник;

специалист;

переводчик;

законный представитель несовершеннолетнего либо недееспособного лица.

Личный досмотр должен проводиться только в отдельном изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиенический требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра со стороны должны быть исключены. В исключительных случаях личный досмотр может проводиться в изолированном, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям помещении, аэропорта, вокзала, транспортного средства, а также в изолированном помещении транспортных организаций, правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации.

Недопустимо проводить личный досмотр нескольких лиц одновременно в одном помещении. В процессе личного досмотра запрещается делать какие-либо замечания по поводу мест и способов сокрытия предметов, а также поведения и личности досматриваемого лица, за исключением случаев, когда это необходимо приглашенным специалистам для выполнения поставленных перед ними задач.

При проведении личного досмотра не допускается унижение достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица. Личный досмотр должен проводиться в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.

В случае добровольной выдачи досматриваемым лицом товаров должностное лицо таможенного органа имеет право ограничиться их изъятием, если у него нет, достаточных оснований полагать, что указанное лицо скрывает еще какие-либо товары. Данное решение должно быть отражено в протоколе личного досмотра.

О проведении личного досмотра составляется акт, в двух экземплярах, причем второй экземпляр вручается под расписку досматриваемому лицу.

Протокол личного досмотра приобщается соответственно к материалам уголовного дела или дела о нарушении таможенных правил при его возбуждении.

8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков - форма таможенного контроля, проводимого таможенными органами с целью проверки наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. Данная форма таможенного контроля применяется в отношении товаров не находящихся под таможенным контролем. Так, в соответствии с п. 3 ст. 36 Таможенного кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации, таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации:

путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров таможенными органами в соответствии с требованиями и условиями, которые установлены Таможенным кодексом Российской Федерации;

путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Целью проведения проверки маркировки товаров специальными марками, наличием на них идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров является подтверждение легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

Например, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, и выпускаемые для свободного обращения подлежат маркировке акцизными марками в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1999 №1008 «Об акцизных марках».

Что качается непосредственно маркировки товаров, то их несколько видов: товарная, отправительская, специальная, транспортная.

Товарная маркировка - наименование товара, заводская марка, номера заказа, наряда, сорт, дата выпуска.

Отправительская маркировка - страна, наименование отправителя и получателя, пункта отправления и назначения, общее число мест, вес брутто, нетто.

Специальная маркировка - предупредительные надписи и обозначения, предписывающие способы обращения с товаром при хранении, проведении погрузочно-разгрузочных работ, перевозок.

Транспортная маркировка - число мест в партии, перевозимой по одному транспортному документу, порядковый номер грузового места в партии.

Таможенное законодательство подчеркивает важную роль применения средств идентификации и их проверки при проведении таможенного контроля.

Согласно ст. ст. 73-76 Таможенного кодекса Российской Федерации перевозчик обязан сообщить таможенному органу сведения о товарах, необходимых для их идентификации.

Согласно ст. 83 Таможенного кодекса Российской Федерации для целей идентификации товаров таможенный орган отправления вправе использовать средства маркировки для таможенных целей. Согласно ст. 359, 361 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров, если они не разделены на упаковочные места по отдельным видам и наименованиям товаров и сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и транспортных документах.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения. На основании ст. 27 Федерального закона «О техническом регулировании» продукт, соответствует требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном данным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Обнаруженные таможенными органами факт отсутствия указанных марок, идентификационных знаков и других способов обозначения товаров, рассматриваются как подтверждение факта ввоза товаров в Российскую Федерацию без производства таможенного оформления. Бремя доказывания выявленных таможенными органами нарушений возлагается на лицо, у которого такие товары обнаружены.

При обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

Данная форма таможенного контроля тесно связана с другой формой контрольной деятельности - осмотром помещений и территорий.

9. Осмотр помещений и территорий - форма таможенного контроля проводимого в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.

Осмотр помещений и территорий может проводиться таможенными органами в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территории этих лиц товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением порядка, предусмотренного Таможенным кодексом Российской Федерации, для проверки такой информации.

Информация, необходимая для проведения осмотра, может быть получена из таких источников как сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации; сведения, поступившие от других таможенных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов; информация, поступившая от таможенных, правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций.

Осмотр помещений и территорий у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, может проводиться при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров и транспортных средств, везенных на таможенную территорию России с нарушением предусмотренного порядка, для проверки такой информации. В ходе осмотра помещений и территорий, может проводиться проверка хранящихся товаров на предмет маркировки специальными марками и наличия на них идентификационных знаков.

Не рекомендуется проведение осмотра в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства. Не допускается проведение осмотра жилых помещений.

Осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться больше одного дня.

Осмотр проводят уполномоченные должностные лица таможенных органов при предъявлении предписания, подписанного начальником таможенного органа и служебного удостоверения либо решения. Перечень должностей должностных лиц таможенных органов, имеющих доступ в помещения и на территории определен приказом ГТК России от 19.01.2004 №48 «Об утверждении перечня должностей должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, имеющих доступ в помещения и на территории для проведения осмотра». Если федеральными законами установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, должностные лица таможенных органов вправе иметь доступ на указанные объекты в порядке, определяемом этими федеральными законами.

Перед началом осмотра помещений и территорий должностные лица таможенного органа предлагают лицу, чьи территории или помещения подлежат осмотру, добровольно представить товары или транспортные средства, а также вскрыть помещения, емкости и другие места, где могут находиться товары, находящиеся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенные или ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями порядка, установленного Таможенным кодексом Российской Федерации.

В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц таможенного органа в помещения и на территории они вправе входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрывать запертые помещения в присутствии двух понятых, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Решение о вскрытии помещения принимает лицо, проводящее осмотр. О каждом случае вскрытия помещения составляется акт в произвольной форме в котором указываются: дата, место, время вскрытия; инициалы и фамилия, должность лица, производившего вскрытие; основания и по каким причинам оно производится; инициалы и фамилии лиц, присутствовавших при вскрытии; в отношении должностных лиц - занимаемая должность, а в отношении понятых - паспортные данные или данные другого документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства. При проведении осмотра помещений и территорий должностные лица таможенных органов также вправе привлекать специалистов других органов, организаций, а также экспертов для оказания содействия в его проведении. В то же время должностные лица таможенных органов при проведении осмотра помещений и территорий несут определенные обязанности:

проводить осмотр в установленные сроки;

вносить в акт осмотра помещений и территорий сведения, выявленные в результате осмотра, а также пояснения лиц, присутствующих при осмотре;

возбуждать в соответствии с требованиями КоАП Российской Федерации дела об административном правонарушении;

не причинять неправомерный вред товарам и помещениям;

обеспечивать соблюдение прав и законных интересов лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, их представителей, а также владельца или пользователя помещения и других лиц, присутствующих при осмотре;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, ставшие им известными в связи с проведением осмотра;

соблюдать иные требования законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и нормативных правовых актов ФТС России.

При проведении осмотра помимо лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и лица, чьи помещения или территории осматриваются, могут присутствовать работники складов временного хранения, таможенных складов магазина беспошлинной торговли, если осмотр проводится на складе или в магазине, лица, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур; технический персонал, осуществляющий содействие в проведении осмотра; представители других государственных органов и специалисты; понятые.

По результатам осмотра должностным лицом, проводившим осмотр, составляется Акт. Второй экземпляр составленного Акта вручается лицу, чьи помещения или территории осматривались.

Акты регистрируются в журналах учета актов осмотра помещений и территорий и хранятся в архиве таможенного органа. В случае проведения осмотра в рамках проведения специальной таможенной ревизии они приобщаются к материалам ревизии и хранятся в деле.

10. Таможенная ревизия - форма таможенного контроля, которая заключается в проведении таможенными органами проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в грузовой таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности со счетами, с другой информацией, имеющейся у проверяемых лиц.

Правовые нормы Таможенного кодекса Российской Федерации о таможенном контроле всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, их декларированию, о запрете пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации - основа проведения таможенной ревизии.

Таможенная ревизия может проводиться в общей и специальной формах.

Проведение общей и специальной таможенной ревизии допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Результаты проведения таможенной ревизии оформляются актом по форме определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченной в области таможенного дела.

1.3 Методы и виды таможенного контроля

Таможенный контроль - один из важнейших институтов таможенного права, под которым понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Субъектами таможенного контроля являются должностные лица таможенных органов, лица оказывающие содействие в проведении таможенного контроля, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации и оказывающие им договорные услуги.

При этом необходимо отметить, что правовые основы таможенного контроля непосредственно описаны и закреплены в Таможенном кодексе Российской Федерации - обязательность таможенного контроля всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, обязательность их декларирования, запрет пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами до их выпуска не иначе как в порядке и на условиях, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

При этом, в условиях развивающихся в России рыночных отношений, требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и осуществления деятельности в сфере таможенного регулирования в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства Российской Федерации.

Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обязаны обеспечить соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, и, одновременно, создать условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивая соблюдение таможенного законодательства, принимая необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимая таможенные пошлины, налоги, выполняя ряд других функций, предусмотренных ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации и непосредственно связанных с целями таможенного контроля.

Целью таможенного контроля является определение посредством проверок соответствия таможенных операций и таможенных процедур, осуществляемых участниками таможенных отношений, требованиям таможенного законодательства Российской Федерации.

Таможенный контроль может проводиться, в соответствии с ст. 358 Таможенного кодекса Российской Федерации, исключительно таможенными органами.

Если таможенные органы проводят проверку товаров и транспортных средств, на ввоз которых в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения, обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение.

Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, берутся сотрудниками других государственных органов с письменного разрешения таможенного органа. Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб и образцов товаров сотрудниками других государственных органов. Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб и образцов товаров, взятых другими государственными органами.

Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом по результатам проведения таможенного контроля. При этом следует отметить, что неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительных документов, оформляемых иными государственными органами, по результатам проведенных контрольных действий.

В отношении транспортных средств, на которых перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, самостоятельные полномочия таможенных органов ограничены территориями зон таможенного контроля. В иных местах остановка автотранспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при их взаимодействии с таможенными органами.

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до момента:

· выпуска для свободного обращения;

· уничтожения;

· обращения в федеральную собственность;

· реализации как не востребованных;

· реализации, как незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации;

· вывоза с таможенной территории Российской Федерации.

Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия грузовой таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 391 Таможенного кодекса Российской Федерации при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а так же у лиц, приобретших товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

Особенность таможенного контроля заключается в том, что применение его отдельных форм допускается и после выпуска товаров и транспортных средств в свободное обращение.

В соответствии с п. 2 ст. 361 Таможенного кодекса Российской Федерации проверка достоверности сведений после выпуска товаров и транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Само по себе установление такого срока является важным правовым нововведением, так как данная статья устанавливает особый порядок проверок, проводимых таможенными органами, и предусматривает возможность осуществления проверки достоверности сведений, заявленных при выполнении таможенных процедур в течение года. При этом исчисление срока начинается в день утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

В качестве средств производства таможенного контроля на практике применяются:

· технические средства таможенного контроля;

· морские и воздушные суда таможенных органов;

· информационные ресурсы таможенных органов;

· поисковые собаки.

Метод таможенного контроля - совокупность приемов и способов его осуществления. Среди методов таможенного контроля необходимо выделить:

· таможенный контроль, осуществляемый по прибытии товаров и транспортных средств в таможенный пункт;

· таможенный контроль, осуществляемый в процессе движения транспортного средства;

· сплошной таможенный контроль, имеющий место, когда используются все формы контроля, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации.

На практике различают следующие виды таможенного контроля:

· таможенный контроль товаров;

· таможенный контроль транспортных средств.

В зависимости от вида транспортных средств контроль подразделяется на:

· таможенный контроль морских судов;

· таможенный контроль речных судов;

· таможенный контроль железнодорожных составов;

· таможенный контроль воздушных судов;

· таможенный контроль автотранспортных средств.

Применительно к таможенному контролю товаров различают таможенный контроль импортных, экспортных и транзитных товаров.

Поскольку при осуществлении таможенного контроля больше значение имеют отдельные существенные характеристики товаров, подвидами таможенного контроля товаров можно считать таможенный контроль ручной клади, контроль сопровождаемого или несопровождаемого багажа.

В зависимости от характера участия в осуществлении контроля таможенных органов сотрудничающих стран выделяются:

· двусторонний таможенный контроль, при котором таможенный досмотр раздельно осуществляют таможенные органы каждой из стран;

· односторонний таможенный контроль, когда таможенный досмотр проводят таможенные органы только одной из стран;

· совместный таможенный контроль, имеющий место в случае проведения таможенного досмотра одновременно таможенными служащими обоих государств.

Таможенный контроль может быть однократным или повторным. Однократный таможенный контроль имеет место, если таможенная граница пересекается только в одном направлении и таможенный досмотр проводится один раз. Если товары и транспортные средства в течение сравнительно короткого периода времени пересекают таможенную границу дважды, они подпадают под повторный таможенный контроль.

Для проведения повторного таможенного контроля не всегда требуется факт неоднократного пересечения таможенной границы. Если, морское судно заграничного плавания прибыло в порт назначения, как правило, оно не подлежит повторному таможенному досмотру, если таковой уже был произведен при проходе пограничного таможенного пункта. Однако при наличии достоверных данных о совершении таможенного правонарушения таможенный орган вправе повторно досмотреть судно во время его стоянки в пределах портовых вод. Аналогичное правило действует и в отношении других видов транспортных средств.

Объектами таможенного контроля являются:

· товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, в том числе в международных почтовых отправлениях, в сопровождаемом иди несопровождаемом багаже, ручной клади;

· таможенная декларация и другие документы, содержащие информацию о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

· деятельность таможенного брокера, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли по соблюдению таможенного законодательства;

· соблюдение ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных таможенным законодательством Российской Федерации;

· уплата таможенных пошлин, налогов.

В целях повышения эффективности таможенного контроля могут применяться технические средства, которые должны быть безопасными для жизни и здоровья человека. Технические средства таможенного контроля применяются:

· для проверки подлинности документов и атрибутов таможенного обеспечения - оптические увеличительные приборы ультрафиолетовые и инфракрасные;

· для дистанционного получения информации о содержимом объектов таможенного контроля, поиска и обнаружения контрабанды - досмотровые рентгенотелевизионные аппараты, рентгеноаппараты, флюороскопы прямого наблюдения, наборы досмотровых эндоскопов, наборы досмотровых щупов, металлоискатели и металлодетекторы, и инспекционно-досмотровые комплексы;

· для идентификационного экспресс-анализа содержимого объектов таможенного контроля - различные анализаторы, экспресс-идентификаторы и др.;

· для визуального наблюдения в зонах таможенного контроля - аппаратура радиолокационного типа, совмещенная с техническими средствами оптического или оптико-телевизионного наблюдения, работающими в условиях любой видимости; оптическая дальномерная аппаратура;

· для контроля носителей аудиовидеоинформации - различные виды диктофонов, аудиоплееров, магнитофонов, устройства для просмотра проявленных фото- и кинопленок, слайдов и микрофишей; видеоплееры и видеомагнитофоны и др.;

· для выполнения технологических операций при таможенном досмотре - индивидуальные и групповые наборы специального инструмента для вскрытия как небольших предметов ручной клади, багажа, почтовых отправлений, так и крупногабаритных транспортных упаковок;

· для наложения атрибутов таможенного обеспечения - пломбираторы, рулоны клейких лент с маркировочными знаками, различные спецметки и др.

Кроме того, в ходе таможенного контроля используются различные вспомогательные технические средства - источники питания, зарядные устройства, приборы взвешивания, измерительные приборы и приборы дозиметрического контроля.

Товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до завершения в соответствии с избранным таможенным режимом. Поэтому предельный срок нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем находится в прямой зависимости от избранного таможенного режима. Если товар декларируется к выпуску для свободного потребления, то срок может исчисляться днями, а если выбирается, например, режим таможенного склада, то в этом случае счет может пойти на годы.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ