Рефераты

Всемирная таможенная организация: структура, содержание деятельности, основные цели и задачи

p align="left">Вступила в силу 30.07.63.

-Таможенная конвенция о материально-техническом обеспечении моряков

Приложение к конвенции содержит список предметов культурно-бытового назначения, которым при условии обратного вывоза предоставляется условное освобождение.

Вступила в силу 11.12.65.

-Таможенная конвенция о международном транзите товаров (Конвенция ITI)

Вступила в силу 07.06.71.

-Таможенная конвенция о временном ввозе учебных материалов

Вступила в силу 10.09.71.

-Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция/Конвенция Киото)

Вступила в силу 25.09.74.

Конвенция состоит из собственно конвенции, положения которой применяются без ограничения ко всем странам-участницам, и 31 приложения, каждое из которых посвящено специальной таможенной процедуре.

25 июня 1999 г. руководители 114 таможенных организаций, присутствовавшие на 94-й сессии ВТО, единогласно приняли Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Принятие этого варианта конвенции, готовившегося четыре года, - своеобразное подведение итогов Киотской конвенции 1974 г.

Ратифицировав пересмотренную Киотскую конвенцию, правительства смогут принимать современные прозрачные и компьютеризированные процедуры таможенного оформления и внедрять на практике рекомендации ВТО и ее членов в тесном сотрудничестве с деловыми кругами и различными межправительственными организациями.

Новые положения конвенции позволяют ускорить процедуру таможенного оформления путем применения современных информационных технологий оформления и контроля, а также внедрения в практику технологии анализа рисков. Это позволит значительно облегчить проведение таможенного контроля.

Что касается содержания пересмотренной Киотской конвенции, то Генеральный секретарь ВТО М. Данэ отметил определенные сдвиги за прошедшие четыре года, которые положительно повлияли на работу всех руководителей экономического сектора, транснациональных компаний, малого и среднего бизнеса, импортеров, экспортеров, брокеров, а также перевозчиков, занятых в международной торговле товарами.

Таким образом, ВТО дает правительствам и участникам внешнеэкономической деятельности новый действенный инструмент, отвечающий задачам нового тысячелетия, и позволяет устранить еще существующие барьеры в виде процедур таможенного оформления.

-Таможенная конвенция о контейнерах

Введение конвенции осуществляется совместно с ООН.

Вступила в силу 06.12.75.

-Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби)

Вступила в силу 21.05.80.

-Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС)

Призвана заменить Конвенцию о номенклатуре СТС (НСТС). Гармонизированная система является многоцелевой товарной номенклатурой, в которую входят описание, необходимое для таможенных тарифов и статистической номенклатуры, и транспортные классификации. Около 80% стоимостного объема международной торговли осуществляется с использованием ГС.

Заключена 14 июня 1983 г. в Брюсселе и вступила в силу 01.01.88.

-Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция)

Она должна регулировать весь комплекс временного ввоза и заменить принятые ранее разрозненные конвенции по временному ввозу имущества, товаров и транспортных средств. Принята в Стамбуле в июне 1990 года. Вступила в силу 27.11.93.

-Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)

Более 70% стоимостного объема международной торговли осуществляется с применением этого соглашения. Принцип таможенной оценки, являющийся основой этого соглашения, предусматривает оценку товаров при взимании таможенных платежей на основе так называемой сделки, т.е. суммы, реально уплаченной за импортируемый товар.

Вступило в силу 01.01.81.

Одним из самых важных достижений работы постоянного технического комитета стало заключение Международной конвенции по упрощению и гармонизации процедур таможенного оформления. Эта Конвенция больше известна как Киотская конвенция. В нее включены 31 приложение, каждое из которых относится к той или иной специфической сфере таможенной деятельности, например таможенной очистке товаров для выпуска на внутренний рынок страны, таможенным вопросам, связанным с транзитом, с содействием в таможенном оформлении пассажиров. Эти приложения содержат основные принципы, применение которых приведет к желательному упрощению и гармонизации процедур таможенного оформления в странах - участницах ВТО. Существуют планы сделать Киотскую конвенцию еще более полезной как для таможенной организации, так и для коммерческих структур.

В 1990 г. постоянный технический комитет разработал новую конвенцию по вопросу временного ввоза товаров (Стамбульскую конвенцию). Эта Конвенция объединяет в единое целое все существующие положения по временному ввозу товаров и тем самым создает задел на будущее. Стамбульская конвенция также продлевает сроки действия карнета АТА в связи с временным ввозом товаров.

Для оказания помощи членам ВТО в их стремлении усовершенствовать процедуры таможенного оформления и таможенного контроля ВТО активно занимается разработкой современных технологий автоматизированной обработки данных в таможенных органах. В 1974 году был организован подкомитет по автоматизированной обработке данных. В его задачу входит организация форума по информационному обмену для тех таможенных организаций, которые намеревались внедрить у себя системы автоматизированной обработки данных. В результате была создана специальная консультационная группа для изучения возможности применения в таможенных организациях системы электронного обмена данными в международной торговле.

Защита общества - основная задача таможенной организации. Целью ВТО в этой области является обеспечение международного сотрудничества таможенных органов для оказания помощи ее членам в борьбе со всеми видами таможенных правонарушений.

Для этого Совет уже в течение нескольких лет применяет стратегию, состоящую из трех направлений:

- сотрудничество и оказание взаимопомощи таможенным организациям всех стран;

- обмен информацией и координация деятельности таможенных органов;

- сотрудничество с другими международными организациями в правоохранительной сфере.

Самым важным инструментом ВТО в сфере правовой деятельности является Международная конвенция по административной взаимопомощи в профилактике, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найробийская конвенция 1977 года).

В эти нарушения входят все виды коммерческих правонарушений, включая нарушения прав интеллектуальной собственности, незаконное перемещение материалов, подлежащих строгому контролю при перемещении, таких как наркотические лекарственные препараты, психотропные вещества и прекурсоры, оружие, ядерные материалы, токсичные отходы, культурные ценности. Сюда же относятся нарушения, связанные с охраной растительного и животного мира.

Совет располагает централизованной информационной системой, состоящей из компьютерной базы данных по таможенным правонарушениям.

Данные, передаваемые членами ВТО в центральную информационную систему, классифицируются, анализируются и распространяются по всем таможенным службам.

Для того чтобы повысить эффективность работы в этой сфере, ВТО заключает соглашения с международными коммерческими организациями-перевозчиками, а также учреждает ряд региональных разведывательных агентств. ВТО поддерживает связи с другими международными организациями, занимающимися правоохранительной деятельностью в таких областях, как «отмывание денег», незаконные вклады, переработка прекурсоров и базовых химикатов для производства наркотиков.

Основным требованием осуществления международной торговли является принятая международным сообществом система классификации товаров. Одним из важнейших достижений ВТО стала разработка Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (или ГС). Эта система была введена с 1 января 1988 года и состоит из 5000 наименований товаров, снабженных 6-значным кодом, а также необходимыми пояснениями и правилами пользования.

Новая система сразу же стала популярной. За четыре года Гармонизированная система была принята в более чем 100 странах, на которые приходится 90% всего мирового торгового оборота. Таким образом, ГС стала основным инструментом в международной торговле.

Она используется не только как основа таможенного тарифа, но и как основа для сбора и публикации статистики международной торговли, также применяется и при определении страны происхождения товаров, в международных торговых переговорах и т.д. ГС стала поистине одним из наиболее фундаментальных законов международной торговли.

Для того чтобы облегчить использование ГС, был подготовлен ряд публикаций, а именно Пояснения и Сборник классификационных решений, принятых Комитетом по ГС. Кроме того, к Гармонизированной системе разрабатывается электронная база данных ГС, в которую войдет перечень тысячи товаров, находящихся в международном торговом обороте с соответствующими 6-значными кодами ГС.

База данных ГС, хотя и не является юридическим инструментом, однако предназначена для оказания пользователям услуг по классификации товаров, уменьшая, таким образом, время на таможенную очистку товаров и определение их таможенной стоимости, что обеспечивает правильное взимание таможенных пошлин, сводит к минимуму разногласия между таможенными органами и коммерческими структурами, способствует развитию электронного обмена данными и в целом способствует облегчению международной торговли.

Предпринимаются и другие меры по содействию широкому и более унифицированному применению ГС. Например, оказывается техническая помощь развивающимся странам, для того чтобы они могли организовывать или усовершенствовать в своих странах таможенные лаборатории, которые стали необходимыми для правильной классификации многих товаров в ГС. Во многих странах мира проводятся региональные и национальные семинары для обсуждения вопросов, связанных с ГС.

Таможенная оценка товаров является основным фактором современной системы таможенных тарифов. Она важна для определения таможенных пошлин как с целью их сбора в доход государства, так и для защиты внутреннего рынка. По своей значимости таможенная оценка стоит в одном ряду с такими аспектами международной торговой деятельности, как статистика международной торговли, квоты и лицензирование, налоги и другие элементы, применяемые при импорте товаров, а также при использовании систем преференций.

В идеальном варианте импортируемые товары посредством универсального применения системы таможенной оценки должны одинаково оформляться во всех таможенных организациях мира. Именно по этой причине представители ряда стран собрались 30 октября 1947 года в Женеве, чтобы подписать Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). В статье VII ГАТТ рассматриваются вопросы оценки товаров для таможенных целей и предусматривается основа для развития двух систем международной таможенной оценки товаров.

Конвенция по таможенной оценке товаров, называемая Брюссельским определением таможенной стоимости, вступила в силу с 28 июля 1953 года. Поскольку эта конвенция не получила всеобщего признания, ее заменило Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, известное как Кодекс по таможенной оценке ГАТТ. Оно было разработано как один из кодексов, вытекающих из результатов Токийского раунда многосторонних торговых переговоров, проведенных в 1979 году под эгидой ГАТТ. Соглашение ГАТТ вступило в силу 1 января 1981 года. На страны, применяющие Соглашение, приходится 70% мирового торгового оборота.

На ГАТТ возложена ответственность за применение положений Советом. ВТО обеспечивает единый подход к интерпретации Соглашения и применению его положений на техническом уровне.

Между ВТО и ГАТТ существуют тесные рабочие отношения. Представители этих организаций имеют статус постоянных наблюдателей в каждой из организаций.

Значительным достижением ВТО в области таможенной оценки явилась подготовка Краткого руководства, в котором приводятся несколько методик для оказания помощи Договаривающимся Сторонам в вопросах интерпретации Кодекса по таможенной оценке ГАТТ, а также издание Указателя правил проведения таможенной оценки, справочника по контролю за проведением таможенной оценки, анализу таможенных правонарушений (совместно с правоохранительным комитетом).

Одной из важнейших функций ВТО является оказание помощи его членам в вопросах обучения таможенников в целях повышения их квалификации. В состав секретариата Совета кроме экспертов по различным техническим вопросам входит и небольшая группа специалистов по вопросам обучения. Опираясь на своих специалистов и пополняя ограниченные средства, выделенные на эти цели добровольными вкладами своих членов и международных организаций, ВТО проводит разнообразные виды обучения и мероприятия по вопросам технического сотрудничества, включая:

- подготовку образовательных модулей по разнообразным аспектам таможенной деятельности для использования их преподавателями таможенного дела;

- организацию инструктивных технических курсов для будущих преподавателей стран-участниц ВТО;

- проведение курсов и семинаров по главным конвенциям Совета и другим мероприятиям;

- организацию ознакомительных программ, в которых участники имеют возможность ознакомиться с работой ВТО и получить знания в различных областях таможенной деятельности;

- проведение обсуждения учебных методологий и выявление новых учебных потребностей в различных регионах мира с использованием консультативно-учебной группы, состоящей из специалистов стран-участниц.

2.2 Рамочные стандарты безопасности как залог упрощения мировой торговли в деятельности всемирной таможенной организации

В сфере администрирования международной торговли значительную роль отведена таможне и выполняемым ею функциям относятся взимание пошлин и налогов, сборов и подготовка статистических данных о внешней торговле. Проведение работы направленной на повышение уровня законопослушности участников экономической деятельности и обеспечение безопасности цепи поставки товаров и упрощение торговли. Защита общества и окружающей среды и культурного наследия. В связи с тем, что международная торговля развивается в неотъемлемой связи с мировой экономикой и устаревшие и неэффективные таможенные процедуры являются ничем иным как досадным барьером, стоящим на пути данного развития.

Как следует из вышесказанного, гармонизация и модернизация таможенных процедур остаются двумя ключевыми факторами, оказывающими непосредственное влияние на процесс упрощения международной торговли. Это отражено в Пересмотренной Киотской Конвенции раздел Упрощение и гармонизация таможенных процедур. Таможенные службы должны продолжать осуществлять эффективный контроль в целях пресечения международной преступности и терроризма, размах которых значительно увеличился в последнее время и приобрел новые формы вследствие возможностей, появившихся в результате технического прогресса. ВТО является единственной межправительственной организацией, изучающей таможенную проблематику и способствующей укреплению экономического и социального благополучия каждой страны-члена посредством внедрения четких прозрачных и предсказуемых принципов таможенного администрирования. Подобный подход позволяет в значительной степени упростить формальности для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, одновременно с этим обеспечив выполнение комплекса мер, направленных на борьбу с различными видами коммерческого мошенничества.

Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли знаменуют собой принципиально новый подход к методам работы в сфере таможенного администрирования, позволяющий мировому таможенному сообществу принять вызов 21-го века. Применение данного инструмента будет в значительной степени способствовать решению задачи упрощения международной торговли и увеличения уровня ее безопасности. Рамочные стандарты были разработаны в результате тесного взаимодействия между странами-членами ВТО с представителями других международных организаций и мировых деловых кругов. Внедрение Рамочных стандартов положительно скажется на темпах социального и экономического развития государства позволит эффективно противостоять международному терроризму, обеспечить необходимый уровень собираемости таможенных платежей и станет залогом упрощения международной торговли в глобальных масштабах. Рамочные стандарты ВТО состоят из четырех основных элементов (рис.2).

Во-первых, они предусматривают гармонизацию требований в отношении предварительного электронного уведомления о грузе при входящих исходящих и транзитных отправках. Во-вторых все страны, присоединяющиеся к Рамочным стандартам берут на себя обязательство последовательно подходить к вопросам управления рисками с целью решения вопросов безопасности. В третьих, рамочные стандарты требуют, чтобы по обоснованному запросу принимающей страны, обоснованному на сопоставимой методике отслеживания рисков.

Рис. 2. Рамочные стандарты безопасности

Таможенная администрация направляющей страны производила досмотр контейнеров и грузов повышенного риска при экспорте, желательно с использованием неинтрузивной аппаратуры обнаружен такой как крупноформатные рентгенаппараты и детекторы радиации. В четвертых, Рамочных стандартах определяются льготы, которые таможенные службы будут предоставлять компаниям, соблюдающим минимальные стандарты безопасности товаропроводящей цепи и использующим эффективные методы работы. Именно этот принцип должен вызвать живой интерес у представителей малого и среднего бизнеса.

Рамочные стандарты безопасности, включающие в себе четыре основных элемента, обозначенных выше, которые в свою очередь основываются на двух столпах: системе соглашений между таможенными администрациями и партнерских отношениях между таможенными службами и предпринимательским сообществом. Данная стратегия двух опор имеет множество преимуществ. Эти опоры, предполагают наличие набора стандартов, компонованных таким образом, чтобы гарантировать их легкое понимание и оперативное применение на международном уровне.

Таблица 2

Рамочные стандарты содержат детальный перечень условий и критериев, которым должны соответствовать таможенные администрации и уполномоченные экономические операторы, что облегчает практическое применение принципов, предусматриваемых данным инструментом.

В ответ на продемонстрированное соответствие критериям безопасности, устанавливаемым Рамочными стандартами, таможенные администрации предоставляют участникам внешнеэкономической деятельность возможность оформления их грузов в ускоренном режиме. Например, посредством применения упрощенных форм контроля, что приводит к значительному снижению временных и финансовых затрат.

Таможенные органы на практике, часто сталкиваются с ситуацией, когда недобросовестные участники ВЭД неправильно классифицируют товар с целью избежания уплаты платежей. Кроме того, на практике возникает очень много споров по классификации товаров. Это означает, что нужен профессиональный подход, знание международной практики, новых мировых тенденций.

Особое внимание на сессиях Совета уделялось вопросам борьбы с терроризмом, контрабандой подакцизных товаров. Были представлены имеющиеся тенденции незаконного перемещения табачной продукции, меры которые принимаются таможенными администрациями в целях предупреждения фактов мошенничества.

Таможня должна адаптироваться к новым категориям правилам определения страны происхождения, защите коммерческой деятельности, номенклатуре. Отмечается 12% рост торговли ежегодно, в то время как численность, возможности таможенных служб остаются прежними. Надо облегчать процедуры, надо признать, что способы торговли изменились. С учетом современных условий и по инициативе стран "большой семерки" рассматривается вопрос по обмену информации между службами. Совету поручено изучить возможность практического внедрения системы обмена информацией, доноры готовы к любой форме помощи.

2.3 Комитет по Гармонизированной Системе ВТО

В течение многих лет ВТО успешно работает в области гармонизации международных таможенных процедур.

Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), известная как Гармонизированная Система или ГС один из самых важных инструментов разработанных Всемирной таможенной организацией (ВТО). Это многоцелевая товарная номенклатура используется по всему миру (более чем в 170 странах и таможнях или экономических союзах, покрывающих более чем 98 % мировой торговли) как базис для таможенных тарифов и ведения торговой статистики. Также используется для многих других целей, таких как торговая политика, правила происхождения, при осуществлении контроля за товарами перемещаемыми через таможенные границы, для начисления внутренних налогов, при определении грузовых тарифов, в транспортной статистике, при квотировании.

Определение кода товаров является сложным и весьма специфичным вопросом. Ведь от правильного определения кода зависит величина таможенных пошлин, а следовательно, полнота поступлений платежей в бюджет. В современном мире, когда практически каждый день появляются новые виды товаров, старые товары приобретают новые формы, деятельность комитета ГС становится с каждым днем все сложнее. Например, как классифицировать копировальные машины, имеющие память, способные воспроизводить различные действия как копировальную машину или компьютер. По всем таким вопросам Комитет по ГС готовит свои рекомендации, которые становятся обязательными для стран-членов Конвенции ГС.

В июне 1999 г. Советом была утверждена доработанная международная Конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция). Доработка данной конвенции явилось ответом на увеличение роста международных грузов, новейших разработок в области информационных технологий и увеличивающейся конкурентоспособности международного делового мира.

В ходе 43ей сессии Комитета по Гармонизированной Системе (ГС) ВТО, проводившейся в период с 9 по 20 марта 2009 года в штаб-квартире ВТО в Брюсселе, были одобрены поправки в Номенклатуру ГС, разработанные в ходе четвертого цикла пересмотра. Данные поправки будут представлены на утверждение Советом в июне 2009-ого года.

Характер принятых поправок в основном определен вопросами, связанными с защитой окружающей среды и трансграничным перемещением социально значимых товаров, в частности, отдельными аспектами использования Номенклатуры ГС для классификации и предварительного информационного обмена по товарам, находящимся в сфере компетенции Организации ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО). Отдельные поправки были обусловлены необходимостью выделения в структуре ГС субпозиций, охватывающих некоторые виды химических веществ и пестицидов, перемещение которых регламентируется Роттердамской Конвенцией, и веществ, разрушающих озоновый слой, контролируемых согласно положениям Монреальского Протокола.

Значительное количество поправок вызвано изменением характера международной торговли. В данном контексте структура ГС подвергнется упрощению - более 40 товарных позиций и субпозиций будут удалены по причине сокращения объема международной торговли охватываемыми данными позициями товарами. Одновременно с этим для товаров, объем торговли которыми значительно увеличился, будут созданы новые товарные позиции или детализированы уже существующие. В проекте Рекомендации Совета о внесении поправок в Номенклатуру ГС также отражены изменения, обусловленные прогрессом, достигнутым в сфере высоких технологий. Помимо этого, некоторые поправки призваны прояснить отдельные положения текста, что позволит обеспечить более высокую степень унификации применения принципов ГС.

После одобрения Советом ВТО все поправки, за исключением тех, в отношении которых в течение отведенного для этого периода будет заявлена оговорка, вступят в силу для всех Договаривающихся Сторон Конвенции о ГС с 1 января 2012 года.

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.1 Всемирная таможенная организация в условиях мирового финансового кризиса

В ходе встречи Большой двадцатки (G20) в ноябре 2008 года, проведенной в Вашингтоне (федеральный округ Колумбия), руководители национальных правительств сошлись во мнении, что отказ от национального протекционизма и установления новых барьеров на пути международной торговли является одним из основным условий выхода из экономической ситуации, сложившейся на сегодняшний день в мире. В данной связи ВТО хотела бы еще раз подчеркнуть важность применения принципов упрощения торговли и отказа от создания новых препятствий на пути международного товарообмена, в том числе и от определенных нетарифных мер, применяемых при таможенном администрировании национальных границ.

Национальными таможенными администрациями решается широкий спектр задач, связанных с администрированием трансграничного перемещения людей и грузов, среди которых формирование доходной части бюджета за счет сбора таможенных пошлин; обеспечение соблюдения прав потребителей; вопросы национальной безопасности и защита окружающей среды. В данном контексте ВТО призывает обеспечивать условия, при которых вышеозначенные административные меры не становились препятствием на пути международного товарообмена. Другими словами, перед национальными правительствами стоит двоякая задача: с одной стороны обеспечить необходимый контроль за государственной границей, с другой - в максимальной степени способствовать упрощению международной торговли и беспрерывному функционированию цепи поставки товаров.

Понятие Упрощение торговли подразумевает упрощение и гармонизацию процедур международной торговли, при этом термин процедуры обозначает "действия и формальности в сфере сбора, передачи, представления и обработки данных, необходимых для обеспечения перемещения товаров в процессе международной торговли".

Во время экономического и финансового кризиса таможенным администрациям в контексте упрощения международной торговли выпала важная роль - выступить в качестве мощного стимула активизации транснационального товарообмена, содействуя упрощению таможенных процедур, отказавшись от невынужденных физических проверок товарных партий и сократив временные издержки, связанные с декларированием и таможенным оформлением товаров -все вышеперечисленное позволит снизить операционные расходы, приходящиеся на долю торговых операторов. Согласно проведенным исследованиям, оптимизация работы отдельных таможенных администраций стала положительным фактором, косвенно обусловившим повышение стандартов работы других национальных таможенных служб и государственных агентств, занятых администрированием границы.

По мнению ВТО, применение отдельных нетарифных мер (к примеру, повышение количества физических досмотров товарных партий) отнюдь не способствуют активизации международной торговли, что приобретает особую актуальность в эпоху снижения объемов международного товарооборота, обусловленного финансовым кризисом.

ВТО провела два цикла исследований (ноябрь 2008 и февраль 2009 гг.), призванных выявить характер влияния мирового финансового кризиса на деятельность национальных таможенных администраций и процесс международной торговли. На основании анализа результатов данных исследований были сделаны следующие выводы :

Статистические отчеты большинства таможенных администраций иллюстрируют снижения объемов международной торговли (импорт и экспорт) в декабре 2008 года по сравнению с предыдущими месяцами и декабрем 2007-ого. Предварительные цифры отражают усиление нисходящего тренда в январе 2009 года.

В результате сокращения объемов импорта многие развивающиеся страны испытывают определенные трудности с наполнением доходной части национального бюджета, формируемого за счет сбора таможенных пошлин -при этом зачастую эти средства являются основой финансирования ключевых правительственных программ.

Ситуация на мировых финансовых рынках ухудшается.

Отдельные таможенные администрации принимают меры, направленные на борьбу с кризисом. В частности, экономическим операторам, чье финансовое состояние ухудшилось в свете последних событий, предоставляется возможность выплаты таможенных пошлин в рассрочку; таможенными администрациями также введена процедура ускоренной компенсации выплаченных налогов для случаев, предусмотренных национальным законодательством. Одновременно с этим определенная гибкость проявляется при формулировании требований к представляемым банковским гарантиям.

Некоторые национальные администрации продолжают проводить политику модернизации таможенных служб, к примеру, эффективно применяя программы анализа и управления рисками, позволяющие снизить объем процедур, применяемых к законопослушным экономическим операторам, и активно сотрудничая с представителями деловых кругов, предоставляя упрощенный режим оформления тем торговым операторам, чья деятельность соответствует требованиям законности.

Устанавливаемые официальные плановые показатели зачастую отстают от ситуации, складывающейся в реальном секторе, и этот фактор приобретает особую актуальность в условиях текущего экономического кризиса, заставляя таможенные органы увеличивать объем контрольных мероприятий, призванных обеспечить сбор необходимых сумм таможенных платежей.

Некоторые государственные органы, уполномоченные в сфере контроля торговли, формально относясь к исполнению требований национальных стандартов, препятствуют развитию свободной торговли - в частности, посредством увеличения количества невынужденных физических проверок перемещаемых грузов.

Всемирная таможенная организация в тесном контакте с национальными администрациями вырабатывает комплекс мер, призванных способствовать преодолению трудностей, вызванных текущим кризисом, и обеспечить стабильность функционирования системы международной торговли. Пакет выработанных ВТО антикризисных мер состоит из двух блоков:

A. Рекомендации таможенным администрациям, касающиеся принципов работы в условиях кризиса.

B. Предпринимаемые ВТО, меры, направленные на содействие национальным таможенным администрациям в текущей ситуации.

А. Рекомендации ВТО национальным таможенным администрациям

Активное использование системы анализа и управления рисками и других инструментов, призванных упростить принципы международной торговли -ВТО рекомендует таможенным администрациям внедрить или более активно применять системы анализа и управления рисками и другие современные инструменты, призванные упростить принципы международной торговли, при проведении процедур таможенного контроля, что позволит повысить их эффективность и одновременно с этим будет способствовать повышению скорости трансграничного товарооборота. В частности, ВТО призывает таможенные администрации применять методы контроля в объеме, пропорциональном количеству перемещаемых на сегодняшний день товаров, что позволит избежать излишнего административного давления на законопослушных торговых операторов. Таким образом, национальные администрации должны сосредоточить свое внимание на преступлениях, связанных с нарушением таможенных правил, таких как контрабанда, контрафакция, подлог товаросопроводительных документов (занижение таможенной стоимости, указание неверной страны происхождения товара и т.д.), а также деятельность, представляющая угрозу общественной безопасности, а не становиться инструментом решения задач, обусловленных политикой протекционизма. Принципы упрощения торговли, разработанные ВТО, отражены в Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, также известной как Пересмотренная Киотская Конвенция.

Повышение эффективности двустороннего взаимодействия таможенных служб - ВТО предлагает национальным таможенным администрациям повысить уровень информационного обмена, что также будет способствовать упрощению международной торговли.

Тесное взаимодействие с национальными министерствами, определяющими политику в области торговли - ВТО рекомендует таможенным администрациям проводить консультации с государственными органами, уполномоченными в сфере экономической политики, по вопросам, связанным с налогообложением и инвестициями.

Сотрудничество с торговыми операторами - ВТО предлагает таможенным администрациям устанавливать рабочие контакты с законопослушными участниками внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения своевременного информационного обмена и ускорения выполнения необходимых процедур, что позволит гарантировать непрерывную работу международной цепи поставки товаров. Основным элементом данного сотрудничества является использование программ «уполномоченных экономических операторов» (УЭО), в соответствии с которой экономические операторы, деятельность которых соответствует определенному набору критериев, получают определенные преимущества, например, оформляются в ускоренном режиме - данные принципы устанавливаются Рамочными стандартами безопасности и упрощения международной торговли, разработанными ВТО. Взаимное признание статуса УЭО будет способствовать упрощению торговли на всем протяжении цепи поставки товаров.

Комплексное управление границей (КУГ) - ВТО рекомендует национальным таможенным администрациям координировать свою деятельность с другими государственными органами, уполномоченными в сфере администрирования границы, для более эффективной гармонизации и упрощения процедур.

Отсрочка платежей - ВТО предлагает национальным администрациям применить подход, в соответствии с которым законопослушные экономические операторы получали бы отсрочку уплаты таможенных платежей или же вносили их через определенное время после выпуска товаров в свободное обращение.

Гибкий подход в работе с представляемыми гарантиями (обеспечением) - ВТО рекомендует таможенным администрациям рассмотреть целесообразность применения гибкого подхода при установлении критериев для лимитов банковских гарантий на время текущего финансового кризиса.

В. Антикризисные меры, предпринимаемые ВТО

Популяризация мер, направленных на упрощение торговли - ВТО продолжит предпринимать усилия в сфере популяризации принципов упрощения и гармонизации таможенных процедур.

Дохийский раунд переговоров ГАТТ ВТО - будучи единственной международной организацией, обладающей необходимой компетенцией в области таможенных процедур, ВТО продолжит оказывать содействие группе, ответственной за проведение переговоров по вопросам упрощения торговли, действующей под эгидой ГАТТ/ВТО. Помимо этого, эксперты ВТО также продолжат принимать участие в миссиях повышения уровня институционального развития, проводимых под эгидой ГАТТ/ВТО.

Институциональное развитие - ВТО прилагает значительные усилия в контексте содействия институциональному развитию таможенных администраций развивающихся стран посредством проведения консультаций, диагностических миссий, профильной подготовки кадров, содействия практическому применению разработанных ВТО инструментов и оказания технического содействия при внедрении мер упрощения международной торговли, призванных способствовать преодолению трудностей, обусловленных мировым финансовым кризисом.

Консультирование организаций-доноров - ВТО продолжит консультирование организаций-доноров, являющихся потенциальными спонсорами программ институционального развития, призванных, помимо прочего, способствовать имплементации принципов упрощения международной торговли.

Проведение исследований - ВТО намерена продолжить изучение финансового кризиса с тем, чтобы осуществлять сбор актуальной профильной информации и поиск новых мер, призванных способствовать оздоровлению международной экономики и ускорению трансграничного товарооборота.

По мнению экспертов ВТО, ситуация в сфере международной торговли в свете текущего мирового экономического кризиса продолжит оставаться напряженной. В данной связи ВТО разработало пакет антикризисных рекомендаций и мер, которые, по мнению эскпертов организации, будут способствовать стабилизации системы международной торговли в условиях мирового финансового кризиса. По мнению ВТО, в случае повсеместного применения, данные меры обусловят не только упрощение международной торговли, но и превратят международную торговлю в один из инструментов, способствующих скорейшему завершению кризиса.

В целях стабилизации системы международной торговли в условиях глобального экономического кризиса ВТО призывает участников G20 принять к сведению и содействовать практической реализации следующих принципов:

Национальные и региональные власти должны способствовать внедрению стандартов, способствующих упрощению международной торговли и отвечающих требованиям общего и профильного международного и национального законодательства.

Правительства развитых государств и организации-доноры должны осуществлять поддержку проведения программ оказания содействия национальным таможенным администрациям развивающихся стран, в том числе и в области создания необходимой инфраструктуры, что станет залогом стабильного развития международной торговли и повлечет за собой увеличение объема инвестиций.

* ВТО и другим профильным международным организациям должно быть поручено отслеживать тенденции в сфере международной торговли и определять стратегию и методы обеспечения долгосрочного динамичного развития системы международной торговли.

3.2 Совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий

Сегодня членами Всемирной торговой организации (ВТО) являются более 150 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Как уже отмечалось выше, это говорит о том, что практически любое государство, желающее создать современную эффективную экономику и претендующее на равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО.

Принятие Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, является одним из условий вступления России в ВТО. В декабре 2007 года был рассмотрен законопроект о присоединении России к ряду Приложений конвенции. Срок выполнения стандартов - от трех до пяти лет в зависимости от степени сложности применения стандарта. При этом, небольшое количество не применяемых в настоящее время стандартов несет наибольший потенциал изменений, последствия которых трудно оценить без соответствующего научно-методического обеспечения.

Развитие систем анализа и управления рисками, достижения в области информационных технологий и электронного обмена данными и др. создают новые требования и предоставляют возможности для совершенствования таможенного контроля. Эти требования и возможности учитываются в практике таможенного регулирования, но отсутствует четкий подход к оценке возможности выполнения международных стандартов осуществления таможенных процедур в тех условиях, которые сложились на данный момент в России. Применение стандартов без создания соответствующих условий может существенно снизить результативность таможенного контроля.

Для решения указанных проблем необходимо выявить условия применения стандартов Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), определить критерий принятия решений о внедрении стандарта, рассчитанный по адаптированным к специфике рассматриваемых изменений показателям, а также разработать методику внедрения стандартов конвенции.

С учетом основных функций таможенных органов разработаны принципы принятия решений о применении стандартов конвенции (рис.3).Основной принцип применения стандартов Киотской конвенции - постоянное совершенствование таможенных процедур. Развитие процедур выражается в принятии обоснованных решений о внедрении стандартов Киотской конвенции.

Поэтому принцип обоснованности принимаемых решений лежит в основе множества более частных принципов, сгруппированных по блокам (принципы эффективности применения стандартов, выявления и создания условий применения стандартов, внедрения стандартов).

Эффективность внедрения стандартов Киотской конвенции определяется с позиций удовлетворения интересов государства и участников внешней торговли. В случае разнонаправленности эффектов от внедрения стандартов приоритет отдается соблюдению интересов государства. В то же время, новые процедуры не должны быть более обременительными для участников внешней торговли.

Рис. 3. Принципы применения стандартов Киотской конвенции

Для достижения эффективности внедрения стандартов, необходимо определить, какие условия необходимы для продуктивного применения стандарта, и можно ли создать такие условия. Непременным условием осуществления упрощений является недопустимость ускорения оформления импорта при отсутствии адекватных таможенно-тарифных мер защиты отечественного производителя. Только после установления достаточного уровня таможенно-тарифной защиты отечественного производителя и обеспечения достаточного уровня результативности таможенного контроля, уменьшение стоимостных и временных затрат на осуществление таможенных процедур становится актуальным направлением совершенствования таможенной политики.

После создания достаточных условий применения стандартов Киотской конвенции осуществляется их поэтапное внедрение, основанное на предварительной оценке возможных результатов применения стандартов, их экспериментальном внедрении оценке изменений в динамике показателей деятельности таможенных органов с помощью применения методов статистического анализа данных и распространении стандарта в случае его успешного применения. Каждый блок принципов нацелен на достижение конечного результата - обеспечение последовательного применения только таких стандартов Киотской конвенции, внедрение которых, при создании соответствующих условий, повышает эффективность деятельности таможенных органов.

Показатели эффективности таможенных процедур определяются с позиций государственных интересов в виде степени достижения полноты применения таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования. Участники внешней торговли стремятся упростить таможенные процедуры с помощью создания организаций, представляющих их интересы в отношениях с органами власти.

В этом смысле участники внешней торговли, добиваясь снижения стоимостных и временных издержек осуществления таможенных процедур, являются альтернативным субъектом управления порядком таможенного оформления и контроля.

Внедрение стандартов конвенции должно осуществляться в следующем порядке:

1. Инициатива внедрения стандарта;

2. Учреждение управляющей комиссии;

3. Назначение внутреннего аудитора стандарта;

4. Проведение внутреннего аудита;

5. Выбор механизма внедрения стандарта;

6. Разработка программы внедрения стандарта;

7. Определение очередности внедрения стандарта;

8. Разработка инструкций по внедрению стандарта;

9. Применение стандарта;

10. Проведение повторного внутреннего аудита;

11. Регистрация внедрения стандарта.

Наибольший интерес представляют пятый и седьмой этапы внедрения. Для стандартов, в отношении которых заранее неизвестны результаты их применения, разработана Методика группировки таможенных органов для распределенного внедрения стандартов конвенции (рис.3), основывающаяся на методах классификации таможенных постов, моделях исследования статистической значимости изменений показателей деятельности таможенных постов при внедрении стандартов конвенции, распространении стандартов только на такие классы таможенных постов, в представителях которых эксперимент показал положительные результаты, а также мониторинга выполнения стандартов.

Методика классификации таможенных постов строится на основе методов многомерных группировок и обеспечивает наименьший риск распространения на все таможенные органы стандарта, который оказывает негативное влияние на показатели таможенной деятельности, но данное влияние не зафиксировано. Но возможна классификация и по одному признаку. Из всех существующих показателей выбраны три параметра отбора таможенных органов для классификации и семь признаков многомерной классификации. Все параметры отбора и признаки классификации сведены в таблицу, показывающую их избирательное применение, в зависимости от конкретного внедряемого стандарта.

Последовательность внедрения стандартов конвенции определяется ранжированием таможенных органов по величине эффекта от изменения времени осуществления процедуры с учетом регулярности применения стандартизируемой процедуры и величины затрат на ее применение.

Если внедрение стандарта снижает длительность осуществления таможенной процедуры, то стандарт внедряется в первую очередь на тех таможенных постах, на которых наблюдается наибольшая частота применения рассматриваемых процедур. При использовании упрощенной процедуры или технологии определенными категориями участников внешней торговли, стандарт внедряется в первую очередь в тех таможенных органах, где участников внешней торговли партий товаров.

Стандарт не внедрен Стандарт внедрен

Рис.4. Методика распределенного внедрения стандартов Киотской конвенции

На основе разработанной методики может быть определена последовательность внедрения на таможенных постах технологии электронного декларирования.

Методическое обеспечение принятия решений о применении в практике деятельности таможенных органов стандартов Киотской конвенции с соответствующей адаптацией может быть распространено на решение задач и оценки любых изменений таможенных процедур. Применение результатов исследования позволит повысить обоснованность оценки результатов гармонизации и упрощения таможенных процедур, применять четкие критерии оценки деятельности таможенных органов при внедрении стандартов и мониторинге их применения, а также повысит возможность своевременного и наиболее эффективного применения стандартов в условиях сложившихся в России.

Применение разработанного методического обеспечения совершенствования таможенного контроля на принципах гармонизации и упрощения позволяет достичь повышения результативности деятельности таможенных органов при поэтапном внедрении стандартов Киотской конвенции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время Генеральным секретарем ВТО является Кунио Микуриа (Япония), который приступил к своим обязанностям с 2009 года.

В штате ВТО находится около 60 технических экспертов, которые работают в ВТО на постоянной основе или технических атташе от таможенных администраций стран-членов. Эксперты осуществляют устные и письменные переводы, выполняют секретарские функции и др. Официальными языками ВТО являются английский и французский, а также испанский, который используется в работе некоторых технических комитетов.

Таким образом, на основе проведенного исследования деятельности Всемирной таможенной организации мною сформулированы следующие выводы:

1. Сочетание различных инструментов таможенной политики дает государствам широкий спектр возможностей получения выгод от участия в международной торговле. Современная таможенная политика меняет свой характер: отказываясь от создания общих барьеров доступа на внутренний рынок, страны переходят к методам адресных и частичных ограничений. Как результат правильное использование инструментов таможенной политики повышает степень открытости национальной экономики, при этом сохраняя уровень конкурентоспособности на внутреннем рынке.

2. Исследования показали, что среди многих факторов, от которых зависит процесс экономических преобразований в странах, таможенное администрирование является одним из важнейших. От него во многом зависит решение социально-экономических вопросов, развитие внешнеэкономической деятельности, реформирование и модернизация таможенной службы, характер ее воздействия на социум в приемлемых для массового сознания формах восприятия.

Сущность таможенного администрирования, как формы управления, выражается в единстве его целевых, организационных, социальных функций на всех уровнях как по вертикали, так и по горизонтали. Успешное решение задач таможенного администрирования в новых условиях предполагает владение полной и достоверной информацией о происходящих изменениях в различных сферах жизнедеятельности общества: экономике, политике, социальной сфере в целом и, в частности, о развитии подразделений таможенной службы, насколько оно соответствует социально-экономическому состоянию общества; о взаимодействии структуры управления таможенной службой с участниками внешнеэкономической деятельности; о направленности стратегии устойчивого функционирования каждого из подразделений таможенной службы.

3. Проведенные исследования позволили выявить общие проблемы, к которым следует отнести: отсталость процедур работы; несоответствие законодательства международным требованиям; отсутствие таможенной инфраструктуры, способной обеспечить эффективное обслуживание грузопотоков с использованием новейших технологий; недостаточное внимание организационным и кадровым вопросам.

4. Исходя из сравнительного анализа стандартов Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур и норм таможенного законодательства России, выявлены различия, которые необходимо устранить для подписания конвенции. Установлено, что цели устранения таких различий содержатся в ряде Концепций и Программ, утверждаемых в России. Из совокупности не принятых стандартов сформированы направления развития таможенных процедур:

– Перспективные таможенные технологии;

– Специальные упрощенные процедуры для отдельных лиц;

– Таможенный пост-аудит;

– Минимизация предоставляемых документов и информации;

– Обеспечение возможности декларирования товаров на границе.

5. По итогам обобщения практики совершенствования таможенной политики в части таможенных процедур на принципах их гармонизации и упрощения сделан вывод о том, что очередность и моменты внедрения стандартов конвенции не отвечают потребностям и задачам таможенного дела в России, условиям осуществления и регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). То есть, нововведения, осуществляемые в рамках развития таможенных процедур по пути их гармонизации и упрощения, не всегда осуществляются в комплексе с созданием условий для их широкого и успешного применения. В результате этого, на протяжении нескольких лет, когда стандарты конвенции действуют в несвойственных им условиях, возникают неоправданные затраты на поддержку работоспособности новых технологий, а также возможность снижения эффективности таможенных процедур, отсутствие позитивных изменений временных и стоимостных показателей осуществления таможенных процедур.

Во время экономического и финансового кризиса таможенным администрациям в контексте упрощения международной торговли выпала важная роль - выступить в качестве мощного стимула активизации транснационального товарообмена, содействуя упрощению таможенных процедур, отказавшись от невынужденных физических проверок товарных партий и сократив временные издержки, связанные с декларированием и таможенным оформлением товаров - все вышеперечисленное позволит снизить операционные расходы, приходящиеся на долю торговых операторов. Согласно проведенным исследованиям, оптимизация работы отдельных таможенных администраций стала положительным фактором, косвенно обусловившим повышение стандартов работы других национальных таможенных служб и государственных агентств, занятых администрированием границы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями)

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями)

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями и дополнениями)

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями)

6. Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 189-ФЗ "О ратификации Протокола о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним"

7. Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. -Екатеринбург, 2007.- 247с.

8. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - "Дело", 2004 г.

9. Глазунова Н.А. Таможенный контроль после выпуска товаров //Право и экономика, 2007.- №2.- С.20.

10. Давыдов Я.В. Таможенное право: Конспект лекций.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 155с.

11. Давыдов Ю.Г. Таможенное право в вопросах и ответах.- М.: ЮНИТИ-Дана, 2007.- 167с.

12. Драганов В. Г. Основы таможенного дела: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В. Г. Драганова; Рос. тамож. акад. ГТК РФ.- М.: ОАО "Изд- во" Экономика", 1998.

13. Злобина Л.А. Таможенные платежи при импорте товаров //Главбух.- 2008.- №9.-С.13-15.

14. Еременко В.И. Кодекс интеллектуальной собственности Российской Федерации, или часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации //Адвокат, 2008.- №7.- С.17-22.

15. Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенном деле.- М.: Бизнес-Пресса, 2007.- 253с.

16. Комментарий к Международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" (под ред. Галенской Л.Н.) - Система ГАРАНТ, 2007 г.

17. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М., 2006.-378с.

18. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной). - "Норма", 2004 г.

19. Косареннко Н.Н. Таможенное право России для студентов вузов.- М.: ЮНИТИ-Дана, 2007.- 156с.

20. Краснолуцкая Н.Т. Таможенная стоимость товара// Таможенный альманах. - 2007. - № 5.-127с.

21. Кузнецов А. Таможенные платежи при ввозе товаров //Новая бухгалтерия.- 2008.- №4.- С.11-14.

22. Миляков Н.В. Таможенная пошлина.- М.: Финансы и статисты, 2006.- 254с.

23. Новиков А.Б. Специальный административно-правовой статус таможенного брокера //Законодательство и экономика, N 3, март 2006.

24. Новиков А.Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела //Законодательство и экономика, 2008.- №12.- С.10.

25. Перелетова И.В. Методы таможенного контроля //Ваш консультант, 2007.- №7.- С.15-18.

26. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу РФ (под ред А.Н. Гуева). - "Экзамен", 2007 г.

27. Романова Е.В. Таможенное право.- М.: Дашков и К, 2006.- 219с.

28. Свинухов В.Г.Правовое обеспечение таможенного контроля //Право и экономика, 2007.- №12.- С.15-17.

29. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.- М.: Право, 2008.- 155с.

30. Степаненко М.В. Новый шаг в борьбе с таможенными правонарушениями //Законы России: опыт, анализ, практика, N 2, февраль 2007.

31. Таможенное право: учебник для вузов (под общ. ред. Андриашина Х.А.). ЗАО «Юстицинформ», 2006. - 428с.

32. Таможенное право / Под.ред. Рассолова М.М., Эриашвили Н.Д., Галузо В.Н. и др.- М.: ЮНИТИ-Дана, 2007.-384с.

33. Таможенное право /Под ред. А.Ф. Ноздрачева. Гл. 2, §3. Методы таможенного права. М.: ФилинЪ, 2006 - 340 с.

34. Трунина Е.В. Определение таможенной стоимости импортных товаров Право и экономика, N 3, март 2006.

35. Фесенко Н.П. Таможенные преступления и возможности их предотвращения //Законодательство и экономика, N 12, декабрь 2006.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ