Рефераты

Запреты и ограничения, связанные с перемещением культурных ценностей через таможенную границу РФ

p align="left">Эффективность работы таможенных органов при проведении контроля законно перемещаемых культурных ценностей зависит не только от должностного лица таможенного органа, а в первую очередь от своевременно разработанного порядка учета и выдачи, необходимых для таможенных целей документов. К сожалению, до настоящего времени департаментом по охране культурного наследия Министерства культуры не прописан порядок регистрации культурных ценностей при их ввозе, поэтому не определена и роль инспектора таможни при таможенном оформлении ввозимых культурных ценностей Культурные ценности глазами таможенника: Учеб. пособие / В.И. Дьяков, И.В. Дьяков, Н.А. Левданская и др.; Под общ. ред. проф. В.И. Дьякова. -Владивосток: ВФ РТА, 2004. С другой стороны, не принятие нормативных правовых документов не дает право не исполнять закон, поэтому рассмотрим подробнее порядок ввоза таких товаров.

Ввозимые в сопровождаемом багаже культурные ценности декларируются путем заполнения бланка пассажирской таможенной декларации. При их ввозе в несопровождаемом багаже либо при пересылке в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу Российской Федерации при условии, что они предназначены для личного пользования этого лица, - путем заполнения заявления, предназначенного для декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации

физическим лицом для личного пользования в несопровождаемом багаже Приказ ГТК России от 17 июня 2004 г. N 687 "Об утверждении формы заявления физического лица и порядка

заполнения заявления физического лица».

При ввозе культурных ценностей физическим лицам предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии их письменного декларирования и специальной регистрации п.5 ст.282 ТК РФ.

3.2 Действия должностного лица таможенного органа при оформлении ввозимых культурных ценностей. Специальная регистрация

Таможенное оформление культурных ценностей, заявленных к ввозу на территорию Российской Федерации, осуществляется должностным лицом таможенного органа путем проставления в пассажирской таможенной декларации и прилагаемых к ней документах отметки "зарегистрировано при ввозе в Российскую Федерацию, как заявленное в качестве культурной ценности".

Специальная регистрация культурных ценностей заключается в проведении следующих операций:

После проведения выпуска таможенный орган в 2-дневный срок уведомляет Территориальное управление по охране культурного наследия о ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию и лицах, ввозящих культурные ценности, с указанием следующих сведений: фамилия, имя и отчество, адрес и телефон места жительства и пребывания в Российской Федерации, цель ввоза, количество и краткое описание ввозимых предметов.

Росохранкультуры регистрирует в установленном порядке ввезенные культурные ценности, обеспечивает проведение экспертизы и проверяет наличие сведений о ввозимых предметах в Федеральном регистре культурных ценностей для выявления предметов, находящихся в розыске по международным запросам.

При проведении таможенного контроля ввозимых культурных ценностей юридическими лицами, должностное лицо таможенного органа также обязано проинформировать их о необходимости проведения специальной регистрации культурных ценностей в Министерстве культуры Российской Федерации или его территориальных органах по охране культурного наследия в 10-дневный срок с момента их декларирования.

3.3 Порядок временного ввоза культурных ценностей

Таможенный режим временного ввоза допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе Ст. 210 ТК РФ. Срок временного ввоза установлен Таможенным кодексом и не должен превышать 2-х лет. Сроки временного ввоза культурных ценностей устанавливаются таможенными органами в зависимости от целей и обстоятельств ввоза, как правило, сроком на один год с возможным последующим продлением без предоставления дополнительных разрешений Министерства культуры РФ. Временно ввезенные культурные ценности не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам.

При наличии оснований полагать, что временно ввезенные физическими лицами культурные ценности могут быть обратно не возвращены, таможенный орган предоставляет разрешение на временный ввоз/вывоз культурных ценностей только при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Временно ввозимые культурные ценности также подлежат декларированию и специальной регистрации в Министерстве культуры РФ или его территориальных органах по охране культурного наследия, с указанием срока нахождения культурных ценностей на территории РФ.

При декларировании временно ввозимых культурных ценностей к таможенной декларации дополнительно прилагаются:

* два комплекта фотографий временно ввозимых культурных ценностей;

* два экземпляра списков с описанием временно ввозимых культурных ценностей, составленных в произвольной форме самим собственником или уполномоченным им лицом, в которых указывается авторство, название произведения, место и время создания, материалы и техника исполнения, размеры, состояние сохранности, страховая оценка и срок обратного вывоза культурных ценностей.

В случае отсутствия фотографий уполномоченным лицом должно быть представлено подробное описание временно ввозимых культурных ценностей. Если списки составлены на иностранном языке, то к ним должен быть приложен перевод на русский язык.

3.4 Действия должностных лиц при таможенном оформлении временно ввозимых культурных ценностей. Специальная регистрация

Должностным лицом таможенного органа проводится идентификация временно ввозимых культурных ценностей на основании предъявленных документов, фотографий и т.д. На лицевой стороне каждого листа списка и оборотной стороне фотографий таможенный инспектор проставляет дату и оттиск личной номерной печати. В случае необходимости может быть сделана запись: "при обратном вывозе подлежит экспертизе".

После проведения таможенного контроля первый экземпляр списка и комплект фотографий вместе с таможенной декларацией возвращается декларанту для дальнейшего прохождения регистрации культурных ценностей (в Министерстве культуры), а вторые экземпляры хранятся вместе с таможенной декларацией в таможенном органе для дальнейшего контроля при обратном вывозе.

Росохранкультуры в установленном порядке регистрирует ввезенные культурные ценности, обеспечивает проведение экспертизы и проверяет наличие сведений о ввозимых предметах в Федеральном регистре культурных ценностей.

При обратном вывозе культурные ценности должны быть сняты с регистрации в Министерстве культуры РФ или его территориальных органах поохране культурного наследия. При необходимости проводится повторная экспертиза и идентификация предметов с оформлением экспертного заключения.

Ввоз и временный ввоз культурных ценностей на территорию Российской Федерации может быть запрещен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в связи с запросами компетентных органов иностранных государств. Например, ввоз и временный ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск, запрещается. Такие ценности подлежат задержанию с целью их последующего возвращения законным собственникам Ст. 24 Федерального закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей»..

3.5 Порядок действий в отношении задержанных и обращенных в федеральную собственность культурных ценностей

В Кодексе Российской Федерации об административных нарушениях установлена административная ответственность за незаконное перемещение товаров, а также недекларирование либо недостоверное декларирование Ст. 16.1, 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.. Эти меры подлежат применению и в отношении культурных ценностей. Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей квалифицируются как контрабанда и наказываются так же в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. При этом контрабандой признается как перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации с целью вывоза, так и перемещение через таможенную границу Российской Федерации с целью ввоза в Российскую Федерацию Ст. 188 Уголовного Кодекса РФ.

Уголовным законодательством так же предусмотрено наказание за «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран» Ст. 190 Уголовного Кодекса РФ в виде лишения свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей. Уже само наказание за совершение неправомерных действий в отношении культурных ценностей говорит об их значимости и необходимости законодательной защиты, а так же внимательного контроля должностными лицами как таможенных органов, так и уполномоченными лицами Росохранкультуры.

Культурные ценности, изъятые по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, а также в случаях отказа собственника культурных ценностей в пользу государства или признания этого имущества бесхозным, обращаются в федеральную собственность.

Предметы истории, объекты науки и произведения искусства, обращенные в федеральную собственность по решению суда, по рекомендации экспертной комиссии Министерства культуры РФ или его территориальных органов, могут быть безвозмездно переданы таможенными органами музеям, а предметы культа - религиозным организациям Ст. 433 ТК РФ..

Например, в Иркутской области в государственные учреждения культуры и религиозные конфессии нашего региона управлением Росохранкультуры г. Иркутска было передано около 400 памятников истории и культуры, предметов музейного значения. Основное количество переданного составили монеты (музею истории города Иркутска и Читинском областному краеведческому музею им. А.К.Кузнецова), предметы дворянского и мещанского быта XIX века - Иркутскому областному историко-мемориальному музею декабристов и т.д. Большая коллекция книг передана в научные библиотеки Иркутского госуниверситета, краеведческого музея и Иркутскую епархию, а краеведческие музеи Читы, Иркутска и Агинский дацан получили предметы буддийского культа, изъятые Забайкальской таможней.

Передача обращенных в государственную собственность изъятых или конфискованных культурных ценностей является одним из основных направлений работы экспертной комиссии, и все эти передачи были осуществлены при взаимодействии таможенных и правоохранительных органов и благодаря активному участию и принятым решениям Росохранкультуры г. Иркутска С.А. Анчутина «Работа экспертной комиссии Территориального управления Министерства культуры Российской Федерации по сохранению культурных ценностей в г. Иркутске». Материалы межведомственного совещания, 2001г.

Культурные ценности на территории Российской Федерации, не переданные на постоянное хранение в государственные учреждения, а также помещенные под таможенный режим отказа в пользу государства, подлежат реализации в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации Культурные ценности глазами таможенника: Учеб. пособие / В.И. Дьяков, И.В. Дьяков, Н.А. Левданская и др.; Под общ. ред. проф. В.И. Дьякова. -Владивосток: ВФ РТА, 2004..

Заключение

С развитием интеграции России в мировую экономику возрастает роль таможенной службы в обеспечении соблюдения запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации. Деятельность в этой сфере во многом зависит от взаимодействия таможни с различными государственными организациями, от уровня правовых знаний сотрудников таможенных органов.

Известно, что, несмотря на меры по защите национального достояния России, продолжаются попытки незаконного вывоза за границу предметов старины и искусства. Среди причин, определяющих крупномасштабность преступлений в этой сфере, следует выделить возможность получения сверхприбылей (противоправные операции с предметами старины и искусства занимают в мире одно из первых мест среди преступлений международного характера, в том числе, по получаемым доходам).

Взаимодействие с учреждениями культуры позволяет наиболее эффективно претворять в жизнь Федеральную программу мер по обеспечению сохранности культурных ценностей, способствует усилению борьбы с незаконным оборотом предметов, являющихся историческим и культурным наследием народов России.

Меры, направленные на соблюдение запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, отражены в законодательстве и призваны оградить нашу страну от незаконного вывоза культурного достояния. В частности, последнее изменение в федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» было внесено 27 июля 2008 года и вступило в силу с 1 января 2009 года.

Порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации наряду с этим законом отражен более чем в десятке нормативно правовых актах. При изучении законодательной базы, с одной стороны, можно говорить о достаточно полном отражении правил вывоза и ввоза культурных ценностей в Российскую Федерацию и порядке их оформления. Однако, на мой взгляд, несовершенство законодательства в этой области заключается в том, что не существует такого документа, который бы объединил в себе все положения, регулирующие перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Международная Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. 14.11.1970 г., Париж.

2. Международная Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. 16.11.1972 г., Париж.

3. Международная Конвенция ЮНИДРУА о международном возвращении похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей. 1995г., Рим.

4. Федеральный закон № 4804-1 от 15.04.93. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

5. Федеральный закон №54 - ФЗ от 26.05.1996 «О музейном фонде РФ и музеях РФ»

6. Таможенный Кодекс Российской Федерации

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

8. Уголовный Кодекс Российской Федерации

9. Постановление Правительства Российской Федерации № 322 от 27.04.2001 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей»

10. Приказ Росохранкультуры № 65 от 10.11.2004 «О порядке оформления вывоза и временного вывоза культурных ценностей»

11. Приказ Россвязьохранкультуры № 117 от 14.03.2008 «О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации»

12. Письмо Министерства культуры РФ № 01-188/16-30 от 13.12.2001

13. Письмо ГТК РФ № 14-10/25129 от 01.09.2000

14. Письмо ГТК РФ № 01-06/24071 от 19.06.2001 «Об упорядочении нормативной базы по таможенному контролю за перемещением культурных ценностей»

15. Письмо ГТК РФ № 05-18/13062 от 02.04.2002 «О таможенном оформлении и таможенном контроле культурных ценностей»

16. Письмо ФТС России № 06-59/11043 от 11.04.2005 «О направлении списка экспертов»

17. Письмо ФТС России № 04-18/32943 от 22.09. 2005 «О направлении информации»

18. Письмо ФТС России № 04-16/37089 от 09.09.2008 «О направлении информации»

19. Письмо ФТС России № 04-16/7473 от 20.02.2009 «О направлении информации»

20. Анчутина С.А. «Работа экспертной комиссии Территориального управления Министерства культуры Российской Федерации по сохранению культурных ценностей в г. Иркутске». Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске (3-7 декабря 2001)

21. Войтович А.Н. «Правовая база сохранения культурных ценностей». Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске (3-7 декабря 2001)

22. Сомов А.В. «Борьба таможенных органов с контрабандой культурных ценностей». Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске (3-7 декабря 2001)

23. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. -М.: Юристъ, 2005 г.

24. Культурные ценности глазами таможенника: Учеб. пособие / В.И. Дьяков, И.В. Дьяков, Н.А. Левданская и др.; Под общ. ред. проф. В.И. Дьякова. -Владивосток: ВФ РТА, 2004 г.

Приложение №1

Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации.

Утвержден Приказом Россвязьохранкультуры № 117 от 14.03.2008 «О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации».

1. Культурные ценности, включенные в состав Музейного, Архивного и библиотечных фондов Российской Федерации*.

* За исключением копий, отснятых с документов, хранящихся в федеральных и государственных архивах (центрах хранения документации) субъектов Российской Федерации, государственных музеях и библиотеках ведения Минкультуры России, Госфильмофонде России, учреждениях системы РАН.

2. Предметы и коллекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную значимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники:

2.1. мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства;

2.2. предметы и коллекции обмундирования и снаряжения, военного, производственного и иного назначения, созданные более 50 лет назад;

2.3. предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование военного, научного, производственного и бытового назначения и/или их составные части, созданные более 50 лет назад;

2.4. предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок.

3. Художественные ценности*:

* За исключением созданных менее 50 лет назад живописных, скульптурных и графических работ, предметов декоративно-прикладного искусства, дизайнерских проектов, инсталляций, предметов детского творчества, а также предметов быта независимо от времени их создания, не находящиеся на государственном учете, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что они не подпадают под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

3.1. произведения живописи, скульптуры;

3.2. произведения графики и оригинальные графические печатные формы;

3.3. авторские дизайнерские проекты, инсталляции, художественные композиции и монтажи;

3.4. предметы отправления религиозных культов различных конфессий;

3.5. предметы декоративно-прикладного искусства, в т.ч. художественно оформленное оружие.

4. Составные части и фрагменты архитектурных, исторических памятников и памятников монументального искусства.

5. Печатные издания, созданные более 100 лет назад.

6. Рукописи, документальные памятники, архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы, созданные более 50 лет назад.

7. Уникальные и редкие музыкальные инструменты*.

* За исключением музыкальных инструментов фабричного (мануфактурного) и массового изготовления, в том числе народных музыкальных инструментов, не находящихся на государственном учете, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что они не подпадают под действие Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

На струнные смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас) и смычки может оформляться паспорт.

В паспорте на струнные смычковые музыкальные инструменты, не являющиеся уникальными и редкими, Россвязьохранкультурой или ее территориальными управлениями производится следующая запись:

"Россвязьохранкультура (или ее территориальное управление) подтверждает, что данный музыкальный инструмент/смычок не подпадает под действие Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и может вывозиться без оформления свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации".

Данная запись заверяется подписью должностного лица и печатью Россвязьохранкультуры либо ее территориального управления.

8. Знаки почтовой оплаты (почтовые марки и блоки), маркированные конверты, налоговые и аналогичные марки, созданные более 100 лет назад*.

* За исключением почтовых карточек и открытых писем независимо от времени их создания.

9. Монеты, боны, банкноты и ценные бумаги, созданные более 50 лет назад.

10. Старинные ордена и медали*, а также памятные и наградные знаки, настольные медали и печати, созданные более 50 лет назад.

* За исключением личных наград, на ношение которых имеются орденские книжки или наградные удостоверения, вывозимых самим награжденным.

11. Редкие образцы и коллекции флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких областей науки, как анатомия, палеонтология и минералогия.

Приложение №2

Форма бланка свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации.

Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 27 апреля 2001 года «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей».

СВИДЕТЕЛЬСТВО № на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации

Выдано

(фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица)

на право вывоза (постоянного, временного) культурных ценностей:

(необходимое подчеркнуть)

Список предметов на __ листах прилагается.

Фотографии предметов в количестве ___ шт. прилагаются

Культурные ценности вывозятся в

(название страны)

Цель вывоза, срок вывоза

(заполняется при временном вывозе)

Вывоз разрешен на основании решения

(наименование государственного органа, выдавшего свидетельство)

_____________от " "_________200 г. № ___________

М.П.

(подпись должностного лица государственного органа, выдавшего свидетельство, его фамилия, инициалы)

" "_____________200 ____ г.___________________________

(дата и место выдачи свидетельства)

Отметки таможни

Приложение №3

Доклад для выступления.

Культурные ценности всегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различных национальностей, так и различных слоев населения, независимо от их уровня жизни, политического или социального статуса.

Интерес к проблеме культурных ценностей можно считать показателем уровня культурного развития населения любой страны. Сегодня развивающиеся страны требуют возвращения культурных ценностей, и эта проблема активно обсуждается международными организациями и на международных форумах.

Необходимость охраны культурных ценностей признана давно. Первым документом, определяющим принципы международной и национальной охраны движимых культурных ценностей стала "Рекомендация о мерах, направленных на запрещение и предупреждение ввоза, вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности", принятая еще в 1966 году Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры. Ее продолжением стала Парижская Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности.

В 1988 году Советский Союз ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года и в 1993 году в соответствии с ней был принят Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей", который до сих пор регулирует перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с ним под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

§ созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами РФ.

§ имеющие важное значение и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими в РФ.

§ обнаруженные на территории РФ.

§ приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями.

§ приобретенные в результате добровольных обменов.

§ полученные в качестве дара или законно приобретенные ценности.

Следует учитывать, что к культурным ценностям не относятся современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.

В настоящее время запрещены к вывозу из Российской Федерации следующие категории культурных ценностей:

* движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, независимо от времени их создания.

* движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры.

* культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей .

* культурные ценности, созданные более 100 лет назад.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим охрану культурных ценностей является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры) , которая находится в ведении Министерства культуры РФ .

К полномочиям Росохранкультуры, в частности, относятся:

6) осуществление государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей;

7) принятие решений о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей, выдача свидетельства на право их вывоза и временного вывоза;

8) регистрация культурных ценностей, ввозимые и временно ввозимые на территорию РФ;

9) обеспечение экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза.

Важная роль так же отводится таможенным органам.

Рассмотрим порядок ВЫВОЗА КЦ

При вывозе из РФ КЦ установлены след. Правила:

1. Только собственник или законный представитель

2. Доказательства законности приобретения этих КЦ (вывоз при жизни автора/в течение 50 лет после его смерти)

3. Вывоз культурных ценностей (в том числе в МПО) - только после проведения специальной экспертизы и получения свидетельства на право вывоза культурных ценностей в соответствующем департаменте Минкультуры и массовых коммуникаций РФ или его территориальных органах по сохранению культурных ценностей.

Заявителю выдается 2 экземпляра свидетельства на право вывоза культурных ценностей.”Экземпляр для таможни” и “Экземпляр для заявителя”, каждый из которых заверен печатью Министерства культуры или его территориального органа, выдавшего свидетельство. К свидетельству в обязательном порядке прилагаются:

1. сброшюрованные и заверенные указанной печатью список

2. 2 фотографии размером не менее 8х12 см. культурных ценностей.

(Список и фотографии также заверяются подписью выдавшего свидетельство должностного лица и являются неотъемлемой частью свидетельства)

Физ. Лица в обязательном порядке декларируют КЦ в Пассажирской таможенной декларации При этом номер и дата выдачи свидетельства, а также орган, его выдавший, указываются в п. 4.1.

При заполнении ГТД реквизиты свидетельства указываются в графе 44 под номером 6.

Таким образом, лицо, вывозящее культурные ценности, должно предъявить таможенному органу:

8. заграничный паспорт;

9. предметы, относящиеся к культурным ценностям;

10. 2 экземпляра свидетельства на право вывоза;

11. список вывозимых предметов культурных ценностей;

12. 2 фотографии на каждый предмет;

13. таможенную декларацию;

14. при необходимости документы, подтверждающие соблюдение авторских прав.

Действия должностных лиц Таможенного органа при оформлении вывозимых культурных ценностей.

После принятия таможенной декларации должностное лицо таможенного органа осуществляет таможенный досмотр вывозимых культурных ценностей.

Должностное лицо таможенного органа должно проверить подлинность предоставленных документов, на обоих экземплярах свидетельства в графе "Отметка таможни" проставить штамп "Выпуск разрешен" и оттиск личной номерной печати, или произвести запись "Вывоз разрешен" с проставлением даты и личной номерной печати. В случае если таможенное оформление производится во внутренней таможне, инспектор таможни делает следующую запись: "Оформлено", с проставлением даты и личной номерной печати, а отметки в свидетельстве проставляются в таможне на границе.

"Экземпляр для заявителя" свидетельства передается лицу, прошедшему таможенный контроль. "Экземпляр для таможни" свидетельства с прилагаемыми к нему документами остается в делах таможенного органа.

При вывозе экспортная таможенная пошлина не взимается и культурные ценности не могут рассматриваться в составе личного имущества граждан, на которое установлены стоимостные ограничения при вывозе.

Порядок временного вывоза культурных ценностей.

Срок временного вывоза в Таможенном кодексе не оговорен, однако определено, что он устанавливается по заявлению декларанта, исходя из цели и обстоятельств вывоза.

Культурные ценности, временно вывозимые физическими лицами через таможенную границу РФ, подлежат обязательному письменному декларированию (в пассажирской таможенной декларации), где указываются номер и дата выдачи свидетельства на право вывоза, а также орган, его выдавший.

Должностное лицо таможенного органа после принятия пассажирской таможенной декларации проверяет соответствие временно вывозимых культурных ценностей с информацией, содержащейся в свидетельстве и прилагаемых к нему документах, и на обоих экземплярах свидетельства в графе “Отметка таможни” производит запись “Вывезено до “…”с проставлением даты и оттиска личной номерной печати.

При обратном ввозе культурных ценностей должностное лицо таможенного органа при оформлении свидетельства в графе “Отметка таможни” производит запись “Ввезено”, проставляет дату и оттиск личной номерной печати.

Теперь более подробно о разрешительных док-ах Министерством культуры или его территориальные органы пожеланию заявителя проводят экспертизу, на основании ее Свидетельство на право вывоза культурных ценностей. Если экспертиза установила, что предметы не являются КЦ, то выдается справка о том, что для вывоза этих предметов не требуется свидетельство. Справка заверяется номерным штампом должностного лица Росохранкультуры, которое ее выдавало.

При ВВОЗЕ культурные ценности подлежат таможенному контролю и специальной регистрации в Мин.культуры или его территориальных органах (так прописано в законе о вывозе и ввозе КЦ).

Ввозимые в сопровождаемом багаже культурные ценности декларируются путем заполнения бланка пассажирской таможенной декларации. При их ввозе в несопровождаемом багаже либо при пересылке в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу Российской Федерации при условии, что они предназначены для личного пользования этого лица, - путем заполнения заявления установленного образца.

При ввозе культурных ценностей физическим лицам предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии их письменного декларирования и специальной регистрации.

Действие должностных лиц ТО

ДЛ проставляет в пассажирской таможенной отметку "зарегистрировано при ввозе в Российскую Федерацию, как заявленное в качестве культурной ценности" и предупреждает декларанта о необходимости спец.регистрации .

Специальная регистрация культурных ценностей заключается в проведении следующих операций:

После проведения выпуска таможенный орган в 2-дневный срок уведомляет Россохранкультуры о факте ввоза культурных ценностей и лицах, их ввозящих с указанием фамилии, имени и отчества, адрес и телефона, места жительства или пребывания в Российской Федерации, цель ввоза, количество и краткое описание ввозимых предметов.

Росохранкультуры регистрирует в установленном порядке ввезенные культурные ценности, обеспечивает проведение экспертизы и проверяет наличие сведений о ввозимых предметах в Федеральном регистре культурных ценностей для выявления предметов, находящихся в розыске по международным запросам.

Порядок временного ввоза культурных ценностей.

Срок временного ввоза установлен ТК и не должен превышать 2-х лет. Временно ввезенные культурные ценности не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам.

Временно ввозимые культурные ценности также подлежат декларированию и специальной регистрации в Министерстве культуры РФ или его территориальных органах по охране культурного наследия, с указанием срока нахождения культурных ценностей на территории РФ.

При декларировании временно ввозимых культурных ценностей к таможенной декларации дополнительно прилагаются:

* два комплекта фотографий временно ввозимых культурных ценностей;

* два экземпляра списков с описанием временно ввозимых КЦ.

В случае отсутствия фотографий уполномоченным лицом должно быть представлено подробное описание временно ввозимых культурных ценностей. Если списки составлены на иностранном языке, то к ним должен быть приложен перевод на русский язык.

Действия должностных лиц при таможенном оформлении временно ввозимых культурных ценностей. Специальная регистрация.

Должностным лицом таможенного органа проводится идентификация временно ввозимых культурных ценностей на основании предъявленных документов, фотографий и т.д. На лицевой стороне каждого листа списка и оборотной стороне фотографий проставляется дата и оттиск личной номерной печати.

Первый экземпляр списка и комплект фотографий вместе с таможенной декларацией возвращается декларанту для дальнейшего прохождения регистрации культурных ценностей (в Министерстве культуры), а вторые экземпляры хранятся вместе с таможенной декларацией в таможенном органе для дальнейшего контроля при обратном вывозе.

Росохранкультуры в установленном порядке регистрирует ввезенные культурные ценности, обеспечивает проведение экспертизы и проверяет наличие сведений о ввозимых предметах в Федеральном регистре культурных ценностей.

При обратном вывозе культурные ценности должны быть сняты с регистрации в Министерстве культуры.

Меры, направленные на соблюдение запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, отражены в законодательстве и призваны оградить нашу страну от незаконного вывоза культурного достояния. В частности, последнее изменение в федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» было внесено 27 июля 2008 года и вступило в силу с 1 января 2009 года.

Порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации наряду с этим законом отражен более чем в десятке нормативно правовых актах. При изучении законодательной базы, с одной стороны, можно говорить о достаточно полном отражении правил вывоза и ввоза культурных ценностей в Российскую Федерацию и порядке их оформления. Однако, на мой взгляд, несовершенство законодательства в этой области заключается в том, что не существует такого документа, который бы объединил в себе все положения, регулирующие перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ