Аварии и эвакуация пассажиров из самолета
Аварии и эвакуация пассажиров из самолета
Методическое пособие Аварии и эвакуация пассажиров из самолета 1. Аварии Аварии самолетов практически можно разделить на две основные группы: А. Внезапные аварии, когда имеется очень мало времени или же его совсем не имеется для подготовки самолета и экипажа к удару в результате падения или вынужденной посадки на сушу или на воду. Б. «Ожидаемые аварии», когда имеется достаточно времени для подготовки самолета и его экипажа к вынужденной посадке на сушу или на воду. Данные статистики показывают, что за последние годы процент внезапных аварий намного превышает процент ожидаемых аварий. Так, например, в 1951, 1952 и 1953 годах на долю внезапных аварий приходилось соответственно 63%, 70% и 80% от общего числа аварий на суше. Поэтому необходимо обратить особое внимание на соответствующую подготовку и инструктаж летных экипажей и пассажиров, а также на обеспечение их необходимыми средствами для того, чтобы успешно преодолеть опасность как внезапной, так и ожидаемой аварии. Порядок действий экипажа самолета и пассажиров в случае внезапной и ожидаемой аварий в основном одинаков. Однако в обоих случаях характер их действий зависит от наличия времени и от характера аварии. Поэтому для внезапных аварий нельзя заранее точно предусмотреть порядок действий членов экипажа и пассажиров. Этот порядок в каждом отдельном случае должен устанавливаться самим экипажем в зависимости от конкретных условий, при которых происходит данная авария. При этом большое значение имеет подготовленность и личные качества членов экипажа. При внезапном складывании шасси во время посадки самолета в аэропорту возникает та же проблема, что и при ожидаемой посадке самолета на фюзеляж, а именно -- успешная эвакуация всех находящихся в самолете людей. Поэтому можно считать, что основной порядок действий остается одинаковым как при внезапной, так и при ожидаемой аварии. Фактор времени является основным признаком, отличающим один вид аварии от другого. Эффективное использование времени, имеющегося в случае ожидаемой аварии, значительно увеличивает вероятность сохранения жизни большему числу людей. Надлежащий инструктаж экипажа и пассажиров, соответствующая подготовка кабин пилота и пассажиров, а также своевременное извещение органов спасательной службы об аварии -- все эти мероприятия способствуют уменьшению количества жертв при аварии самолета. Однако, поскольку внезапные аварии случаются чаще, чем ожидаемые, необходимо, чтобы пассажиры и экипаж были заранее обеспечены наиболее эффективными средствами спасения. 1.1 Предварительная подготовка В полете могут возникнуть такие условия, когда потребуется заблаговременная частичная подготовка самолета и пассажиров к возможной аварии. Такие условия могут возникнуть в связи с ненормальной работой мотора или оборудования самолета, например при отказе одного из моторов на двухмоторном самолете при полете над морем или над местностью, где посадка связана с большим риском. В этих условиях нет необходимости проводить полную подготовку самолета и пассажиров к вынужденной посадке. Однако пассажирам следует сообщить о создавшейся обстановке и в дальнейшем информировать их о том, как протекает полет и какие принимаются меры для обеспечения их безопасности. 2. Подготовка летных экипажей на случай аварии самолета 1.1 Общие положения Известно, что для пилота средней квалификации полет в нормальных условиях не представляет особых трудностей. Но для того чтобы успешно справляться с трудностями, возникающими в условиях опасности, требуется большое мастерство, тренировка и способность к здравому суждению. Каждый член экипажа должен получить такую тренировку в отношении своих действий в случае аварии самолета, чтобы он мог автоматически и правильно реагировать на любую неожиданно возникшую сложную обстановку. Общее знакомство с порядком действий в случае аварии, а также изредка проводимые тренировки являются недостаточными. Необходима такая программа тренировки летных экипажей, которая бы не только ставила перед каждым членом экипажа задачу найти правильное решение в сложной обстановке, но и вызывала бы у него интерес и желание тренироваться систематически. Одна авиационная компания ввела у себя на авиалиниях следующее правило: каждый раз перед посадкой пассажиров все члены экипажа собираются на самолете и проверяют знание каждым из них порядка действий в случае аварии, размещения аварийного имущества и умение им пользоваться, а также обязанности каждого члена экипажа при аварийной эвакуации пассажиров. Такая систематическая проверка является прекрасным методом тренировки членов экипажа в усвоении ими своих обязанностей. Если этот метод дополнить показом специальных фильмов, чтением лекций, практическими занятиями, а также проверкой в полете подготовки экипажей один раз в полгода, то подготовка была бы полной. 1.2 Время для спасения Если после падения самолета на земле на нем начинается пожар, у экипажа и пассажиров остается очень мало времени для того, чтобы покинуть самолет,-- от нескольких секунд до нескольких минут. Это время в большой степени зависит от характера местности, направления ветра, а также от расположения очагов пожара на самолете (т. е. от того, какие части самолета залиты бензином). Испытания показали, что при пожаре большой силы, когда бензином залиты передняя и средняя части мотогондол, огонь может проникнуть внутрь фюзеляжа за 7 сек. Нечего и говорить, что время для спасения в этом случае ничтожно мало. Это еще раз говорит о необходимости разработки всеобъемлющей реалистически построенной программы подготовки летных экипажей к действиям в случае аварии. 1.3 Принятие решений экипажем в случае аварии В то время как в идеальном случае (если вообще так позволительно сказать) при вынужденной посадке на землю или на воду для подготовки самолета и пассажиров к посадке и для последующего оставления самолета в распоряжении экипажа имеется 15--20 мин., то при внезапной аварии необходима быстрая и правильная реакция со стороны всех членов экипажа. В литературе по вопросам тренировки летных экипажей и вопросам исследования вынужденных посадок на землю или на воду, в том числе и в данной книге, подробно рассматриваются различные аспекты каждого случая аварии и предлагаются соответствующие решения. Вместе с тем мы твердо убеждены в том, что здравый смысл в конкретной обстановке ничем нельзя заменить. Мы считаем, что каждый член экипажа должен быть полностью подготовлен к действиям в случае любой аварии самолета. Кроме того, каждый член экипажа должен знать обязанности других членов экипажа для того, чтобы в случае необходимости он мог взять на себя выполнение обязанностей того или иного члена экипажа, если тот будет ранен или потеряет сознание при аварийной посадке. Если командир корабля ранен при посадке, то следующий по старшинству член экипажа должен немедленно заменить его и соответственно перераспределить обязанности между остальными членами экипажа. Создавая данную книгу, автор ставил задачей дать в руки членов экипажей учебное пособие по вопросам аварийно-спасательных действий, производства вынужденных посадок самолетов на сушу или на воду и спасения людей после аварии самолета. Изучение материалов данной книги в сочетании с соответствующей практической тренировкой может послужить хорошей школой для членов экипажей на случаи внезапной аварии самолета. 1.4 Тренировка в практическом использовании аварийного оборудования В конце 1954 года одна авиационная компания провела несколько сборов для тренировок пилотов и бортмехаников в действиях на случай отказа мотора, пожара на самолете, отказа гидравлической системы, а также в действиях по удалению дыма из самолета. Во всех случаях тренировка проводилась в кабине самолета, находившегося на земле. При проигрывании каждого вида аварии предварительно зачитывались пункты перечня необходимых действий для каждого конкретного случая аварии. Члены экипажа при этом производили включение и выключение переключателей и рычагов, как если бы авария происходила на самом деле. По отзывам пилотов и бортмехаников, участвовавших на сборах, эти занятия принесли им большую пользу, и, по их мнению, они должны проводиться со всеми членами экипажей каждые 6 месяцев. Участники сборов сделали несколько критических замечаний по поводу того, что: 1) неудачное расположение противогазов затрудняет их быстрое применение; 2) самолетное переговорное устройство и радио сильно искажают речь и затрудняют понимание; 3) кислородные приборы и органы управления ими имеют неудобное расположение; 4) много времени затрачивается на надевание кислородной маски и присоединение ее к баллону. Было отмечено и много других недостатков. Опыт проведенных сборов показывает, что такие мероприятия целесообразно проводить со всеми членами экипажей с целью выявления практической пригодности аварийного оборудования как с точки зрения эффективности его действия, так и с точки зрения удобства его использования. 3. Аварийное оборудование самолета 3.1 Приспособления для эвакуации пассажиров из самолета Опыт показывает, что все выходы из самолета, высота которых над землей при стоянке самолета с выпущенным шасси превышает 2 м, необходимо оборудовать аварийными скатами или другими приспособлениями, облегчающими быстрое оставление самолета. Если же пассажиры могут легко выйти на крыло, а оттуда спуститься на землю, то такие приспособления могут не потребоваться. 3.2 Обозначение аварийных выходов Аварийные выходы на самолете должны быть ясно обозначены надписями, причем высота букв должна быть не менее 20 мм. Надписи должны быть сделаны светящейся краской, так чтобы пассажиры могли видеть их на расстоянии, равном ширине кабины, и читать, находясь от них на расстоянии 1 м. Они должны располагаться либо на выходной двери, либо рядом с ней. Во время вынужденной посадки ночью все аварийные выходы должны быть освещены для привлечения к ним внимания пассажиров. При этом освещение выходов не должно быть связано с электросистемой самолета, так как она при вынужденной посадке может выйти из строя. Снарядят на фюзеляже должно быть обозначено расположение механизмов для открытия входных люков, а также помечены места, где удобнее всего вскрывать обшивку фюзеляжа для доступа внутрь пассажирской кабины. 3.3 Спасательное снаряжение на случай вынужденной посадки на воду Пассажирский самолет (с двумя или несколькими моторами), совершающий рейсы над водным пространством протяжением 80 и более километров, должен иметь на борту спасательное снаряжение, включающее спасательные жилеты, надувные спасательные лодки, средства сигнализации и специальные комплекты предметов первой необходимости в количестве, соответствующем числу пассажиров на самолете. Это снаряжение должно храниться на видном месте в самолете, откуда его можно легко взять в случае вынужденной посадки на воду. На спасательных жилетах и спасательных лодках должен иметься удобный, надежный и легкий источник света, который помогал бы ночью при поисках людей, плавающих в воде. Одномоторный пассажирский самолет, удаляющийся * при полете над морем от берега на расстояние, превышающее дальность планирования, также должен иметь на борту требуемый комплект морских спасательных средств. 3.4 Спасательные подушки Все пассажирские самолеты должны быть снабжены спасательными подушками на случай внезапной аварии самолета сразу после взлета или посадки на аэродроме, где взлетно-посадочная полоса примыкает к морскому побережью. Комплект аварийного снаряжения на самолетах, совершающих полеты над труднодоступной местностью Самолеты, совершающие полеты над районами суши или моря, в которых действия аварийно-спасательной службы связаны с особыми трудностями, должны иметь на борту необходимый минимальный запас аварийного снаряжения и предметов первой необходимости. Ниже приводятся списки этих предметов. При полетах над сушей в тропических районах: аварийный радиопередатчик «Джибсон Гёрл» с комплектом принадлежностей; аптечка первой помощи (бортовая); коробка спичек в непромокаемой упаковке; тесак; топор; противомоскитная сетка (на каждого человека); флакон с жидкостью против насекомых (на каждого человека); запас питьевой воды (0,5 л на каждого человека); флакон с таблетками хлора для дезинфекции воды; компас; флакон с таблетками хинина; сигнальное зеркало; ракетница с 6 ракетами; мелкокалиберное ружье с патронами; охотничий нож; комплект рыболовных снастей; аптечка против змеиных укусов; инструкция, как сохранить жизнь в джунглях. При полетах над сушей в арктических районах: аварийный радиопередатчик «Джибсон Гёрл» с комплектом принадлежностей; аптечка первой помощи (бортовая); тесак; топор; одеяло (на каждого человека); лыжи (2 пары); 1 пара темных очков на каждого человека; коробка спичек в непромокаемой упаковке; компас; флакон с таблетками хлора для дезинфекции воды; сигнальное зеркало; ракетница с 6 ракетами; мелкокалиберное ружье с патронами; охотничий нож; 5-дневный запас пищи (на каждого человека); запас питьевой воды (0,5 л на каждого человека), инструкция, как сохранить жизнь в условиях Арктики; При полетах над морем в тропических районах: аварийный радиопередатчик «Джибсон Гёрл» с комплектом принадлежностей; аптечка первой помощи (бортовая); спасательный жилет с источником света (на каждого человека);! спасательные лодки в количестве, достаточном, чтобы поместить всех находящихся на самолете людей, причем каждая лодка должна иметь: средства освещения; тент (используется как парус, для защиты от дождя и солнца и для собирания дождевой воды); комплект материалов для ремонта лодки; ковш для вычерпывания воды; сигнальное зеркало; полицейский свисток; нож; баллон СО2 для аварийного надувания лодки; воздушный насос; весла (одна пара); веревка длиной 20 м; компас; ракетница и 6 ракет; 5-дневный запас пищи (на каждого человека); опреснитель на каждую лодку, рассчитанную на двоих, или по 1 л воды на человека; комплект рыболовных снастей; инструкция, как сохранить жизнь на море. При полетах над морем в арктических районах: аварийный радиопередатчик «Джибсон Гёрл» с комплектом принадлежностей; аптечка первой помощи (бортовая); спасательный жилет с источником света (на каждого человека); спасательные лодки в количестве, достаточном, чтобы поместить всех находящихся на самолете людей, причем каждая лодка должна иметь: средства освещения; тент (используется как парус, для защиты от дождя и солнца и для собирания дождевой воды); комплект материалов для ремонта лодки; ковш для вычерпывания воды; сигнальное зеркало; полицейский свисток; нож; баллон СО2 для аварийного надувания лодки; воздушный насос; весла (одна пара); веревка длиной 20 м; компас; ракетница с 6 ракетами; 5-дневный запас пищи (на каждого человека); опреснитель на каждую лодку, рассчитанную на двоих или по 1 л воды на человека; комплект рыболовных снастей; инструкция, как сохранить жизнь на море в Арктике. Аварийный топор. Все самолеты на случай аварии должны иметь на борту по крайней мере один аварийный топор. Если самолет рассчитан более чем на 30 человек, включая экипаж, то на самолете должно быть не менее двух топоров, которые следует хранить в легкодоступных местах. Проверка аварийного имущества Все аварийное имущество должно периодически тщательно проверяться, а спасательные лодки и спасательные жилеты должны подвергаться регулярным испытаниям. 4. Инструктаж пассажиров 4.1 Общие положения Правильно проводимый тщательный инструктаж пассажиров имеет исключительное значение. Он в большой степени увеличивает шансы на спасение. Проверка показала, что при получении такого инструктажа, независимо оттого, носил ли он характер устных инструкций или же сопровождался соответствующей демонстрацией, пассажиры делали гораздо меньше ошибок, причем эти ошибки были в основном несерьезными. Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, инструктаж, проводимый перед вынужденной посадкой, сильно влияет на поведение пассажиров во время аварии. Перед вынужденной посадкой один из компетентных членов экипажа должен объяснить пассажирам, что самолет через некоторое время совершит вынужденную посадку; при этом сообщается также характер вынужденной посадки. Это сообщение должно быть сделано спокойно, кратко и таким тоном (всякий драматизм исключается), словно вынужденная посадка является совершенно обычным делом, с тем, чтобы убедить пассажиров, что экипаж полностью уверен в себе. Это будет значительно способствовать уменьшению паники и растерянности среди пассажиров при вынужденной посадке. Очень важно, чтобы среди пассажиров в самолете поддерживались порядок и спокойствие, так как один истерик может деморализовать большую группу людей. Такого человека следует осторожно успокоить, а если это невозможно, то применить к нему насильственные меры. Иногда может пройти значительное время с момента выявления аварийного состояния самолета до принятия решения о вынужденной посадке. В таких случаях, естественно, волнение пассажиров может доходить до крайних пределов, и командир корабля должен принять все меры, чтобы разрядить обстановку. Он должен, по возможности лично, сообщить пассажирам какие-нибудь ободряющие сведения, дать им некоторые инструкции или гарантию в благополучном исходе, что в подобных условиях может быть оправдано. 4.2 Предполетный инструктаж пассажиров Инструктаж пассажиров должен проводиться целеустремленно, тактично и с пониманием психологии человека, так как обычно одно упоминание об аварийном снаряжении вызывает у пассажиров настороженность и опасения. Но поскольку при аварии самолета от пассажиров требуются некоторые действия, то они еще на земле должны получить необходимые письменные инструкции, а также дополнительные устные указания. Формулировки в таких инструкциях должны быть точными, чтобы у пассажиров не оставалось никаких недоумений относительно их действий в случае аварии. Целью предполетного инструктажа пассажиров является подготовка пассажиров к возможной аварии не только в физиологическом, но и в психологическом отношении. Заявления, что инструктаж пассажиров относительно их поведения в случае аварии самолета только отпугивает население от самолета как средства транспорта, совершенно необоснованны. Всем хорошо известно, что пароходные компании проводят трепировки по спасению пассажиров с тонущего корабля, в школах проводятся тренировки по тушению пожаров, ПВО проводит учения по борьбе с воздушными налетами и т. д. Однако все эти мероприятия по-прежнему пользуются поддержкой населения. Наоборот, если бы они прекратились, то население потребовало бы их возобновления. Авиационные компании в послевоенное время проделали большую работу по усовершенствованию содержания и методов инструктажа. В результате этого появляющаяся у пассажира боязнь полета постепенно исчезает и в конце концов совсем не будет возникать, когда пассажиры привыкнут к тому, что инструктаж перед полетом является обычной процедурой, составляющей неотъемлемую часть полета [3J. Обеспечение всех пассажиров необходимым предполетным инструктажем входит в обязанности администрации авиакомпании. Существует целый ряд эффективных методов инструктажа пассажиров перед полетом. Сюда можно отнести устный инструктаж, инструктаж методом показа, с помощью печатных материалов и кинофильмов. Каким бы методом инструктаж ни проводился, он должен касаться сложных метеорологических условий, технических трудностей, вынужденных посадок на землю и на воду, аварийного снаряжения, аварийных выходов из самолета и порядка эвакуации пассажиров из самолета. 4.3 Порядок инструктажа пассажиров Большинство авиационных транспортных компаний, самолеты которых совершают рейсовые полеты над морем, и некоторые авиакомпании, воздушные трассы которых проходят над сушей, издали для пассажиров прекрасно иллюстрированные брошюры. Хотя эти брошюры отличаются по внешнему виду и форме изложения материала, содержание ж назначение их одинаково: все они знакомят пассажиров с порядком действий в случае аварии, с размещением аварийных выходов из самолета и т. п. Обычно эти брошюры имеют 3--4 страницы и сообщают пассажиру необходимые сведения в ясной, краткой и популярной форме. Подобные брошюры выполняют важную роль, знакомя пассажиров с возможными случаями аварий. Поэтому они встречают благожелательное отношение со стороны пассажиров. Инструктаж, проводимый в настоящее время в целом ряде аэропортов, включает демонстрацию надевания спасательных жилетов. Он проводится на земле перед полетом в том случае, когда весь маршрут полета будет проходить над морем, или же в полете перед подходом к участку маршрута, пролегающему над морем. 4.4 Обстановка при проведении инструктажа Хотя условия в пассажирской кабине, где обычно проводится инструктаж пассажиров, не отвечают необходимым требованиям, поскольку вследствие большого шума внимание пассажиров рассеивается, тем не менее необходимость заставляет проводить устный инструктаж именно в кабине самолета. В идеальном случае пассажиры сидят в самолете при выключенных моторах, и никакой шум не мешает им внимательно слушать инструктора. При этом возможно показать приемы использования аварийного снаряжения. В любом случае при инструктаже внимание пассажиров следует обращать на опасность, которую может представить при аварии курение, стесняющая одежда, очки, искусственные челюсти, острые предметы, а также на необходимость пользоваться привязными ремнями, надевать спасательные жилеты, занимать правильное положение в кресле и хорошо знать аварийные выходы. Правильная последовательность действий при вынужденной посадке имеет исключительное значение. 4.5 Последовательность действий Главной задачей при вынужденной посадке самолета на сушу или на воду является сохранение жизни пассажиров и экипажа. Для достижения этой цели необходимо бортпроводникам убедиться в том, что пассажиры получили указание подготовиться к вынужденной посадке и покиданию самолета. Если экипаж состоит только из командира корабля и второго пилота, то один из них инструктирует пассажиров. В случае вынужденной посадки на воду необходимо расстегнуть стесняющую одежду и надеть спасательные куртки, причем это должно быть сделано как можно быстрее. Затем следует плотно пристегнуться привязными ремнями, убрать острые предметы, снять очки, вынуть искусственные челюсти и пр. Женщины должны снять туфли на высоких каблуках, а также легковоспламеняющиеся шелковые и нейлоновые чулки. На больших самолетах, на которых почему-либо не работает переговорное устройство, а также на небольших пассажирских самолетах, принадлежащих различным фирмам и частным лицам, для проведения инструктажа пассажиров разбивают на небольшие группы. Инструктаж проводится следующим образом: каждой группе в отдельности даются указания сначала по двум вопросам, затем по следующим двум и так до тех пор, пока все вопросы не будут проработаны с каждой группой. Для предупреждения возникновения паники среди пассажиров очень важно сохранить контроль над поведением пассажиров. Во время инструктажа пассажиры должны быть предупреждены о том, что во время вынужденной посадки аварийные выходы, окна и двери самолета могут быть открыты, вследствие чего в кабине будет очень большой шум и другие неудобства; им также надо напомнить о том, как действовать после аварийной посадки, когда самолет остановится. Если по какой-либо причине требуется поменять пассажиров местами, то это необходимо сделать в конце инструктажа. После этого бортпроводник или второй пилот докладывает командиру корабля об окончании инструктажа и получает от него последние указания. Возвратившись в пассажирскую кабину, он знакомит пассажиров с тем, что происходит в момент удара самолета о землю при посадке, предупреждает их о возможности выхода из строя системы освещения, вследствие чего в кабине наступит темнота, а также сообщает температуру воды в море (в случае вынужденной посадки на воду). В то же время пассажиров следует заверить в том, что связь с органами спасательной службы установлена и что спасательные средства уже находятся в пути. При строгом соблюдении членами экипажа установленного порядка действий количество жертв сокращается до минимума [14]. 4.6 Организация взаимной помощи Если предполагается, что после вынужденной посадки пассажиры должны будут быстро покинуть самолет, то при наличии времени перед вынужденной посадкой организуется система взаимной помощи. Каждый физически крепкий пассажир прикрепляется к более слабому, которому, по всей вероятности, потребуется помощь (сюда относятся старики, женщины, дети и др.). Перед выделенными для оказания помощи ставится задача приложить максимум усилий, чтобы вывести всех пассажиров из самолета. Эта мера не только отвлекает пассажиров от возможных панических настроений, но также снимает часть бремени с членов экипажа. Можно также поставить физически крепких пассажиров у аварийных выходов для помощи при оставлении самолета. Пассажиры должны быть проинструктированы относительно того, как и когда они должны расстегнуть привязные ремни. Опыт показывает, что в условиях опасности пассажиры не всегда могут это сделать без посторонней помощи. Если возможно, следует поставить двух физически крепких пассажиров у выхода из кабины экипажа в пассажирскую кабину с целью выяснения состояния членов экипажа после полной остановки самолета и оказания помощи в случае необходимости. Командир корабля должен требовать от бортпроводников, чтобы они еще при посадке пассажиров на самолет: 1) намечали среди пассажиров кандидатов в помощники экипажу на случай вынужденной посадки и 2) запоминали тех пассажиров, которым может потребоваться помощь. Известен случай, когда после возникновения на самолете пожара сразу после взлета бортпроводница, которая еще при посадке пассажиров в самолет правильно оценила способности каждого из них, смогла быстро распределить обязанности по оказанию помощи нуждавшимся в ней еще до того, как горящий самолет коснулся земли, хотя она имела в своем распоряжении всего 2 мин. 5. Объявление пассажирам аварийного положения 5.1 Общие положения Чрезвычайно важно, чтобы член экипажа, делающий сообщение об аварийном положении по переговорному устройству, оставался спокойным и хладнокровным. Если переговорного устройства на самолете не имеется, командир корабля должен вызвать к себе бортпроводника и дать ему указания подготовить пассажиров к вынужденной посадке. Если бортпроводников в экипаже нет, то такую подготовку проводит второй пилот. Между моментом выявления аварийного положения и принятием решения произвести вынужденную посадку может пройти много времени. В этом случае волнение пассажиров доходит, естественно, до высшего предела, поэтому пилот должен сделать все возможное, чтобы успокоить пассажиров лично или по переговорному устройству. Он должен (если есть возможность, то лично) сообщить пассажирам какие-нибудь ободряющие сведения, дать им общие указания или гарантировать им благополучный исход аварии, что может быть в подобном случае оправдано. 5.2 Процедура подготовки пассажиров перед вынужденной посадкой При возникновении аварийного состояния самолета командир корабля определяет, какие срочные меры должны быть приняты. По переговорному устройству командир корабля вызывает бортпроводницу: «Мисс... (имя), подойдите к вашему аппарату». Одновременно он включает сигналы: «Не курить» и «Застегнуть ремни». Б. Получив такое распоряжение, бортпроводница занимает свое место у переговорного аппарата и сообщает пассажирам следующее: «Внимание! Леди и джентльмены. Прошу вас занять места и застегнуть привязные ремни. Курить запрещается». После этого бортпроводница остается у аппарата в ожидании дальнейших распоряжений. Младшая бортпроводница помогает пассажирам застегивать ремни. Если же таковой на самолете нет, то это делает первая. В случае объявления аварийного положения командир корабля передает по переговорному устройству следующее (данная фраза употребляется только в случае опасности): При аварийном положении: «Внимание! Немедленно застегните привязные ремни». Перед тем как производить вынужденную посадку: «Внимание! Немедленно застегните привязные ремни, приготовьтесь к посадке на землю (на воду)». Если позволяют время и обстановка, командиру корабля следует обратиться к пассажирам со следующим заявлением: «Говорит командир корабля... Прошу внимания. Самолет находится в... состоянии. Возможна вынужденная посадка на... Все должны сохранять полное спокойствие и точно выполнять указания бортпроводника. Мы будем информировать вас о состоянии самолета». Получив сообщение об аварийном положении, бортпроводник передает по переговорному устройству: «Внимание! Немедленно застегните привязные ремни» (общее требование в случае аварийного положения). «Леди и джентльмены, самолет находится в аварийном положении. Большое внимание взаимопомощи. Выполняйте, пожалуйста, все указания». Только при вынужденной посадке на воду: Дать подробное объяснение и продемонстрировать, как и где взять спасательный жилет, а также как его надеть. (На рис. 6 показано, как правильно надеть применяющийся на авиалиниях спасательный жилет.) Пассажирам сообщается: «Внимание! Немедленно застегните привязные ремни, приготовьтесь к вынужденной посадке на землю (на воду)». «Леди и джентльмены, прошу слушать меня внимательно. Аварийное положение самолета требует вынужденной посадки на землю (на воду). Прошу вас строго выполнять мои указания. Застегните привязные ремни как можно туже. По команде «Приготовиться» сцепите руки под коленями и наклонитесь, чтобы голова оказалась между колен. Опустите голову как можно ниже. При посадке произойдет два или несколько толчков. Сохраняйте принятое положение, пока самолет не остановится. Выходите из самолета спокойно, сохраняйте порядок». При вынужденной посадке на воду: «Не надувайте спасательных жилетов внутри самолета. Имейте выдержку, все будут обеспечены местами в спасательных лодках. Самолет оборудован для посадки на воду. Возьмите с собой одеяло. Снимите обувь». Примечание. Если командиру корабля заранее известно о том, что вынужденная посадка на землю или на воду будет связана с большими трудностями и что в результате полученных повреждений самолет может быстро затонуть, он должен сообщить об этом экипажу, а также в очень осторожных выражениях пассажирам самолета. В таких случаях необходимо использовать для покидания самолета все имеющиеся выходы. 6. Действия экипажа и пассажиров перед вынужденной посадкой 6.1 Общие положения После установления связи с землей экипаж должен быть проинструктирован (полученная ранее тренировка экипажа на случай аварии должна обеспечить слаженность действий при действительной аварии). Члены экипажа подготавливают пассажиров к вынужденной посадке на воду. Спокойствие и уверенность в себе экипажа передается пассажирам, поэтому ни один член экипажа не должен показывать волнения и признаков замешательства. Необходимо выбросить весь лишний груз. При этом следует исходить из того, потребуется ли тот или иной предмет после посадки самолета. Уменьшение груза на самолете приведет к уменьшению общего его веса и, следовательно, к заметному улучшению его летных качеств. Выбрасывая груз, необходимо действовать обдуманно: безусловно, правильнее выбросить багаж или коммерческий груз, чем одеяла и огнетушители. Выброску вещей из самолета следует производить внимательно, чтобы случайно не выбросить нужные предметы. Легче всего выбросить спасательное снаряжение, хранящееся на видном месте, однако оно потребуется в первую очередь, когда самолет произведет вынужденную посадку. При выброске необходимо соблюдать осторожность, чтобы выбрасываемые предметы не повредили самолет и чтобы случайно не выпал человек, выбрасывающий груз. Лица, занятые выбрасыванием груза, должны привязываться веревкой такой длины, которая бы не позволяла им выпасть из самолета. Перед выброской груза необходимо снизить скорость и выпустить закрылки с тем, чтобы можно было без увеличения скорости опустить нос самолета. Это нужно для того, чтобы при выброске груза не повредить хвостового оперения. Предметы выбрасываются или выталкиваются в открытые двери или люки. Необходимо также освободиться от лишнего горючего, не требующегося для вынужденной посадки. Уменьшение веса горючего в баках увеличивает плавучесть самолета и снижает его критическую скорость. Все оборудование, остающееся в самолете, необходимо надежно закрепить. Спасательные лодки следует распределить но всему самолету, но в самолете их не надувать. Каждая лодка снабжена тросом, с помощью которого ее можно прикрепить к самолету перед спуском на воду, с тем чтобы ее не унесло течением. Когда самолет начинает погружаться в воду, этот трос обрывается. 6.2 Подготовка пассажиров к вынужденной посадке Если позволяет время, следует организовать среди пассажиров взаимопомощь. Каждый пассажир, выделенный для помощи другому, получает задание помочь физически слабому пассажиру выбраться из самолета после посадки. Б. Пассажиры, выделенные для помощи, занимают места рядом с теми, кому они должны помочь, а также у выходов из самолета. Пассажиры, носящие очки, должны их снять. Женщины должны снять туфли на высоких каблуках. Г. Спинки всех сидений должны быть подняты. Д. Чтобы уменьшить опасность получения пассажирами телесных повреждений при посадке, необходимо раздать им подушки, одеяла и пальто и научить, каким образом их использовать. Е. Каждый ребенок по возможности должен занимать отдельное место. Привязные ремни на нем должны быть правильно надеты и плотно застегнуты. Если по какой-либо причине ребенок должен находиться на руках у взрослого, то в этом случае пристегивается ремнями только взрослый, который должен держать ребенка, прижимая его к груди таким образом, чтобы при падении обоих вперед ребенок не был придавлен. Ж. У беременных женщин ремни должны опоясывать бедра ниже живота, но ни в коем случае не живот. 6.3 Привязные ремни Пассажиров необходимо научить правильно расстегивать замки привязных ремней, иначе в условиях опасности многие из них не смогут сделать этого самостоятельно. А. Привязные ремни должны застегиваться вокруг бедер ниже живота. Б. Они должны застегиваться туго. Закрепление различных предметов Все свободно лежащее оборудование и груз внутри самолета следует закрепить. Б. Проверить и закрепить все кухонное оборудование. Закрепить или сложить (главным образом в уборных) все остальное оборудование, багаж, груз и т.д. 6.4 Открывание аварийных выходов После тщательного инструктажа пассажиров и если того требуют условия, необходимо снять крышки с люков аварийных выходов и сложить их на кухне или в уборных. При вынужденной посадке на воду не следует открывать выходов, которые могут оказаться ниже уровня воды после посадки самолета. Б. В случае пожара на самолете аварийные выходы могут быть открыты только в строго указанное время. Необходимость освобождения кабины от дыма в некоторых случаях определяет, какие выходы следует открывать. Г. При невозможности открыть аварийный выход следует выбить окно аварийным топором. 6.5 Действия экипажа перед выходом из самолета А. Если в кабине темно, то перед приземлением следует зажечь аварийное освещение. Б. Как только самолет остановится, нужно открыть соответствующие выходы и начинать эвакуацию пассажиров из самолета. 6.6 Радиопередатчик Вследствие того, что при вынужденной посадке задняя часть самолета страдает от повреждений в меньшей степени, чем передняя, именно в хвостовой части самолета помещается аварийный радиопередатчик «Джибсон Гёрл» или другая портативная радиостанция, которая может быть использована людьми, не имеющими какой-либо радиоподготовки.
Страницы: 1, 2, 3
|