|
Дорожные испытания автомобилей
Дорожные испытания автомобилей
10 Федеральное агентство по образованию Министерство образования и науки Российской Федерации Московский Государственный Открытый Университет Чебоксарский институт (филиал) Кафедра "АВТОМОБИЛИ И АВТОМОБИЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО" Лабораторная работы по автомобилям Выполнил Иванов С.В. Учебный шифр 705183 Курс 4, очного отделения Проверил Мазяров В.П. 2008 Лабораторная работа 1.Дорожные испытания автомобиля с целью определения основных показателей эксплуатационных свойств. Цель работы: Определить динамические качества автомобиля при разгоне и затухающем движении, топливную экономичность при различных скоростях движения. Оборудование и приборы: 1. Автомобиль ВАЗ-11183. 2. Рулетка (20 м). 3. Секундомер. 4. Вешки. Техническая характеристика автомобиляМодель автомобиля ВАЗ-11183Полная масса, кг 1555Масса снаряженного автомобиля, кг 1080База, мм 2470Колея передних колес, мм 1430Колея задних колес, мм 1410Дорожный просвет, мм 160Максимальная скорость, км/ч 170Контрольный расход топлива при 4 скорости 60 км/ч, л/100 кмДвигатель ВАЗ-21114-50Рабочий объем цилиндров, л 1, 596Марка бензина“Премиум-95”Максимальная мощность, кВт (л. с) 59,5(81) Максимальный крутящий момент при120 п=2400-2600 мин"1, Н мТаблицы и результаты испытанияЗатухание движения автомобиля|
№№ опытов направление движения | | Изменение скорости км/ч | | | | от 60 до 50 | от 50 до 40 | от 40 до 30 | от 30 до 20 | от 20 до 10 | от 10 доО | | 1 прямо | Показания секундомера нарастающим итогом , с | 9,2 | 17,8 | 28 | 39,3 | 52 | 64,7 | | | Время уменьшения скорости на 10 км/ч,c | 9,2 | 8,6 | 10,2 | 11,3 | 12,7 | 12,7 | | 1 обратно | t, нарастание, с | 10,7 | 20,5 | 31,8 | 43,3 | 56,4 | 69,9 | | | , с | 10,7 | 9,8 | 11,3 | 11,5 | 13,1 | 13,5 | | Среднее | | 9,95 | 9,2 | 10,75 | 11,4 | 12,9 | 13,1 | | |
Разгон автомобиля |
№№ опытов, направление | | Изменение скорости, км/ч | | | | 0...10 | 10... 20 | 20...30 | 30...40 | 40...50 | 50...60 | | 1 прямо | | 2,1 | 3 | 6,1 | 7,6 | 12,1 | 14,7 | | | , с | 2,1 | 0,9 | 3,1 | 1,5 | 4,5 | 2,6 | | 1 обратно | | 3,6 | 5,2 | 7,8 | 9,9 | 13,6 | 17 | | | , с | 2 | 1,6 | 2,6 | 2,1 | 3,7 | 3,4 | | Среднее | | 2 | 1,25 | 2,85 | 1,8 | 4,1 | 3 | | |
Расход топлива на 100 км |
| Скорость движения автомобиля, км/ч | | | 20 | 30 | 40 | 50 | | Расход топлива на 100 км , л/100 км | 6,2 | 5,6 | 5 | 6 | | |
Результаты испытания автомобиля при затухающем движении |
Интервал скорости, км/ч | Средняя скорость, км/ч | Время, с | Замедление, м/с | | 60...50 | 55 | 9,95 | 0,28 | | 50...40 | 45 | 9,2 | 0,3 | | 40...30 | 35 | 10,75 | 0,26 | | 30... 20 | 25 | 11,4 | 0,24 | | 20...10 | 15 | 12,9 | 0,21 | | 10...0 | 5 | 13,1 | 0,21 | | |
Результаты испытания автомобиля при разгоне |
Интервал скорости, км/ч | , С | Средняя скорость, км/ч | Ускорение j м/с2 | Касательная сила тяги , кг(Н) | Динамический фактор D | | 0...10 | 2 | 5 | 1,38 | 2793 | 0,18 | | 10... 20 | 1,25 | 15 | 2,22 | 4208 | 0,27 | | 20...30 | 2,85 | 25 | 0,97 | 2105 | 0,14 | | 30...40 | 1,8 | 35 | 1,54 | 3097 | 0,2 | | 40...50 | 4,1 | 45 | 0,67 | 1655 | 0,1 | | 50...60 | 3 | 55 | 0,92 | 2121 | 0,13 | | |
Результаты испытания автомобиля при торможении |
Скорость VH, км/ч | Время торможения t, с | Путь торможения ST, м | | 30 | 1,3 | 4,5 | | |
Дорожные испытания автомобиля с целью определения эффективности тормозного управления. Цель работы: определить показатели эффективности тормозного управления и устойчивости движения автомобиля при торможении и сделать оценку состояния в соответствии с ГОСТ Р 51709-2001 Оборудование и приборы: - Автомобиль ВАЗ-21093 - Измеритель эффективности тормозных систем "Эффект". Ознакомление с назначением и устройством прибора Прибор предназначен для проверки технического состояния основных тормозных систем транспортных средств (ТС) методом дорожных испытаний по ГОСТ 51709-2001. Прибор определяет, в соответствии с ГОСТ установившееся замедление Jycт, пиковое значение усилия нажатия на педаль Рпм, длину тормозного пути St, время срабатывания тормозной системы tcp, начальную скорость торможения Vo и линейное отклонение ТС при торможении. Прибор также производит перерасчет нормы тормозного пути St к реальной начальной скорости торможения. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИБОРА Диапазон контролируемых параметров установившееся замедление Jуст м/с2 0-9,5 усилие нажатия на педаль Рпм, кГс10-100 тормозной путь St, м 0-50 начальная скорость торможения Vo, км/ч 20-50 пересчитанная норма тормозного пути St*,m 0-50 время срабатывания тормозной системы tcp, c 0-3 линейное отклонение при торможении, м 0-5 Напряжение питания, В 12+2 Потребляемая мощность, Вт, не более 2 Габаритные размеры прибора, электронный блок 205x75x50 мм датчик усилия 135x95x70 мм Масса прибора, электронный блок 0,3 кг датчик усилия 0,5 кг Диапазон рабочих температур 10: +40 С Средний срок службы 6 лет В приборе предусмотрено: - вывод результатов измерений на печатающее устройство; - подключение компьютера типа NOTEBOOK и передача информации в процессе торможения (усилие нажатия на педаль, линейное отклонение, замедление) по каналу связи RS 232. 3. Порядок выполнение работ. Работу с прибором осуществляет один оператор. Включить прибор кнопкой "ВКЛ". Включить принтер. На индикаторе прибора появиться надпись: "НАГРЕВ". В течении некоторого времени (не более 5 минут) прибор производит термостабилизацию входящих в его состав узлов. Затем на индикаторе появляется сообщение: "НОМЕР ТС" Ввести трехзначный номер ТС. Набор номера начинается со старшей цифры кнопкой "ВЫБОР". Выбрать значение старшей цифры. Нажать кнопку "ВВОД" и т.д. 3.2.1. На индикаторе прибора появляется сообщение ХАРАК-КА ТС - М 1 Нажатием кнопки "ВЫБОР" выбрать категорию ТС, соответствующую проверяемому транспортному средству в соответствии с ГОСТ 25478-91. 3.2.2. Нажать кнопку "ВВОД". Выбранная категория ТС будет введена в память прибора. На индикаторе добавится надпись: "ОД" - одиночное ТС. Кнопкой "ВЫБОР" можно изменить тип ТС на "АП"-автопоезд. 3.2.5. Выбрать кнопкой "ВЫБОР" тип ТС, соответствующий проверяемому ТС. Подтвердить свой выбор нажатием кнопки "ВВОД". 3.2.6. На индикаторе добавится сообщение: "СН" - в снаряженном состоянии. 3.2.7. Кнопкой "ВЫБОР" можно изменить характеристику ТС на "ПМ" - полной массы. 3.2.8. Выбрать кнопкой "ВЫБОР" характеристику ТС, соответствующую проверяемому ТС. Подтвердить свой выбор нажатием кнопки "ВВОД". 3.2.9. На индикаторе добавиться сообщение: ">81" 3.2.10. Кнопкой "ВЫБОР" выбрать год изготовления ТС в соответствии с сообщениями на индикаторе: ">81" - дата изготовления после 1.01.81 г "< 81" - дата изготовления до 1.01.81 г. 3.2.11. Подтвердить свой выбор нажатием кнопки "ВВОД" ПРИМЕЧАНИЕ: Вернуться к предыдущему пункту режима настройки, можно нажав кнопку "ОТМЕНА". 3.3. На индикаторе появит. ся надпись: "РАБОТА" Этот режим включает в себя: -основной режим работы (работа по проверке ТС) -режим проверки работоспособности датчиков замедления, линейного отклонения и датчика усилия. Если нажать кнопку "ВЫБОР", прибор входит в режим индикации показаний датчиков: Л - датчик замедления J2 - датчик линейного сохранения F - датчик усилия Кнопкой "ОТМЕНА" можно выйти из режима проверки датчиков. 3.4. Основной режим работы. Когда на индикаторе сообщение "РАБОТА", нажать кнопку "ВВОД". Появится одно из трех сообщений: "НАКЛОН НАЗАД", "НАКЛОН В НОРМЕ", "НАКЛОН ВПЕРЕД". Для нормальной установки прибора необходимо, изменяя его положение, добиться на индикаторе сообщения "НАКЛОН В НОРМЕ". После появления этого сообщения прозвучит звуковой сигнал. Нажать кнопку "ВВОД". Затем водитель производит разгон ТС до скорости 40 км/час и тормозит, причем торможение должно осуществляться в режиме экстренного полного торможения при однократном воздействии на орган управления. В процессе торможения не допускается корректировка траектории движения ТС, если этого не требует обеспечение безопасности испытаний. Торможение производится с отсоединенным от трансмиссии двигателем, а также отключенных приводах дополнительных ведущих мостов и разблокированных трансмиссионных дифференциалах, если это предусмотрено конструкцией ТС. После полной остановки автомобиля снять воздействие на педаль тормоза. 3.5. На индикаторе появится сообщение: "РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТС" Нажать кнопку "ВВОД". На индикаторе появится сообщение: "ХАРАКТЕРИСИКА ТС" В нижней строке будут значения, соответствующие проверяемому ТС, введенные в режиме настройки исходных данных. 3.5.3. Нажать кнопку "ВВОД", На индикаторе появится надпись: НОМЕР ТС XXX где XXX - номер ТС, введенный перед началом измерения. 3.5.4. На индикаторе появятся значения: Si - измеренное значение длины тормозного пути Sn - пересчитанная норма тормозного пути Нажать кнопку "ВВОД". На индикаторе появятся значения: J - установившееся замедление Vo-начальная скорость торможения Нажать кнопку "ВВОД". На инбдикаторе появятся значения: t - время срабатывания тормозной системы F-усилие нажатия на педаль Нажать кнопку "ВВОД". На индикаторе появится значение линейного отклонения. Кнопкой "ОТМЕНА" можно вернуться к индикации предыдущих параметров. 3.5.12. Для распечатки протокола измерений нажать на кнопку "ВВОД". На индикаторе появится сообщение: "ВЫВЕСТИ ПРОТОКОЛ? " При положительном ответе нажать кнопку "ВВОД". При отрицательном ответе нажать кнопку "ОТМЕНА". На индикаторе появляется сообщение: "РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТС". Нажатием кнопки "ВВОД" можно повторить просмотр результатов. При нажатии кнопки "ОТМЕНА" прибор переходит в режим "РАБОТА". "Примечание. П.3.5.12. будет выполняться, если к прибору подключено печатающее устройство. 3.5.13. Текущие значения показания датчиков замедления, усилия нажатия на педаль, ускорения линейного отклонения во время торможения, а также результаты измерения можно передать и сохранить в виде файла в компьютере, подключив его к прибору через разъем 4 для подключения принтера. В дальнейшем их можно просмотреть и обработать. Результаты измерений могут быть представлены в цифровом или графическом виде, наглядно показывающем динамику изменения замедления, усилия нажатия на педаль и линейное отклонение в процессе торможения ТС. Для реализации этой возможности необходимо получить дополнительную информацию на дискете у завода-изготовителя или в сервисных центрах НПФ "МЕТА". При использовании прибора в технической сети диагностического контроля результаты измерений передаются в базу данных компьютера. Сводная таблица испытаний: |
№ опыта | | | | | | | Мин. откл., м | | 1 | 7,0 | 12,6 | 8,26 | 40,6 | 0,37 | 46 | 1,48 | | 2 | 0,8 | 1,3 | 9,93 | 9,8 | 6,97 | 60 | 2,47 | | 3 | 6,3 | 12,0 | 8,97 | 38,4 | 0,22 | 48 | 0,38 | | Среднее значение | 6,65 | 12,3 | 8,61 | 39,5 | 0,29 | 47 | 0,93 | | ГОСТ Р 51709-2001 | | _ | | 40 | | | | | |
Номер ТС - 093 Характеристика ТС -М1 Категория ТС - ОД Полная масса - 1370 кг Вывод: тормозное управление испытываемого автомобиля ВАЗ-21093 соответствует ГОСТ Р 51709-2001 по всем параметрам (тормозной путь 6,65, установившееся замедление 8,61; время срабатывания тормозной системы 0,29; удельная тормозная сила 47).
|
|