Двигатели внутреннего сгорания и базовые тягачи
Двигатели внутреннего сгорания и базовые тягачи
24 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Читинский государственный университет (ЧитГУ) Кафедра Строительных и дорожных машин Курсовая работа Чита 2006 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Читинский государственный университет (ЧитГУ) Кафедра Строительных и дорожных машин Пояснительная записка к курсовой работе Выполнил: студент группы СДМ-03 Нижегородцев А.Г. Проверил: научный руководитель Чебунин А.Ф. Чита 2006 Реферат Пз. - 25стр., илл. - 2, табл. - 4, библ. - 2. Устройство ходовое, движитель гусеничный, масса эксплуатационная, радиус динамический, коэффициент сопротивления передвижению тягача, КПД трансмиссии, коэффициент загрузки ведущих колес. Целью курсовой работы является приобретение необходимых навыков в выполнении тягового расчета тягачей строительных и дорожных машин и анализа полученных основных параметров. При выполнении курсовой работы использовалась методическая литература. В результате выполнения курсовой работы были определены тягово-сцепные свойства, скоростные и экономические качества тракторного тягача, обеспечивающие заданные тягово-динамические характеристики. Содержание Введение Тяговый расчет Определение массы тягача, номинальной мощности и момента двигателя Определение динамического радиуса колеса Определение передаточных чисел трансмиссии Построение регуляторной характеристики двигателя Построение тяговой характеристики Заключение Список использованной литературы Введение Двигатели внутреннего сгорания - наиболее распространенный тип тепловых двигателей. На их долю приходится более 80% всей вырабатываемой в мире энергии. Благодаря компактности, высокой экономичности, надежности, долговечности они используются во всех областях народного хозяйства и являются единственным источником энергии на строительных и дорожных машинах, на которых применяются в основном дизели автотракторного типа. Для строительных и дорожных машин требуются двигатели мощностью 2.9 - 730 кВт. Они длительное время эксплуатируются на режимах, близких к номинальному, при значительном и непрерывном изменении внешней нагрузки, повышенной запыленности воздуха, нередко безгаражном хранении машин и в существенно различных климатических условиях. Тяговый расчёт. Определение массы тягача, номинальной мощности и момента двигателя При определении массы тягача следует различать конструктивную (сухую) и эксплуатационную (полную) массу. Под конструктивной подразумевается масса тягача в незаправленном состоянии, без водителя, инструментов, дополнительного оборудования. В эксплуатационную массу входит масса топливо-смазочных материалов, охлаждающей жидкости, инструмента, а также масса водителя. Значение эксплуатационной массы определяется исходя из предположения, что среднее сопротивление при работе тягача равно номинальному усилию на крюке , (1) где - коэффициент возможной перегрузки, ; - номинальное усилие на крюке (равно тяговому сопротивлению), ; - коэффициент загрузки ведущих колес (или доля эксплуатационной массы, приходящейся на ведущие колеса тягача) при равномерном движении, для гусеничных тягачей ; - коэффициент сцепления базовой машины с оборудованием, для промышленных тракторов ; - коэффициент сопротивления передвижению тягача, определяемый характером поверхности передвижения, ; - ускорение свободного падения, . Вычисленное значение эксплуатационной массы необходимо сопоставить с массой тягачей соответствующего класса тяги (2) где - масса базовой машины (Т-180), . В результате полученное значение массы округляется до целой сотни килограммов Массу рабочего оборудования, агрегатируемого с тягачом, вычисляют в зависимости от эксплуатационной массы. В случае бульдозерного оборудования на гусеничном тягаче (3) Номинальная мощность двигателя определяется из условия получения номинального тягового усилия при движении с заданной скоростью по выражению , (4) где - тяговый КПД; - коэффициент учета буксования движителя; - номинальная рабочая скорость, Коэффициент учета буксования для предварительных расчетов принимают для гусеничных тягачей . Тяговый КПД определяется по формуле , (5) где - КПД трансмиссии; - КПД движителя. Для выяснения значения КПД трансмиссии необходимо знать тип трансмиссии (механическая, гидродинамическая, гидромеханическая). Для механической трансмиссии , (6) где - КПД пары цилиндрических шестерен, равный ; - КПД конических шестерен, равный ; - КПД планетарной передачи, определяемый из выражения , (7) где - КПД пары шестерен с внутренним зацеплением, принимаемый равным 0.99; - КПД пары шестерен с наружным зацеплением, принимаемый равным 0.985. КПД движителя для гусеничного тягача принимается . Вычисленное значение мощности по формуле (4) округляется до целого числа Из технической характеристики отечественных двигателей выбираем двигатель ЯМЗ-240 со следующими техническими данными: |
Марка двигателя | Номинальная Мощность, кВт | Частота вращения коленчатого вала, об/мин | Степень сжатия | | ЯМЗ-240 | 264.8 | 2100 | 16.5 | | Рабочий объем цилиндров, дм3 | Максимальный крутящий момент, Нм | Число цилиндров | Удельный расход топлива, г/кВтч | | 22.29 | 1834 | 12 | 238 | | |
Частота вращения коленчатого вала двигателя, соответствующая номинальной мощности, у современных дизелей изменяется в пределах 1600-2500об/мин при тенденции к росту. Из указанного диапазона назначается частота вращения коленчатого вала и определяется номинальный момент по формуле , (8) где - частота вращения коленчатого вала, . Определение динамического радиуса колес Динамическим радиусом называют расстояние от оси движущегося колеса до горизонтальной составляющей равнодействующей реакций грунта. Для гусеничного движителя динамический радиус определяется по формуле , (9) где - шаг звена гусеничной ленты, ; - число звеньев, укладываемых ведущей звездочкой за один оборот, . Определение передаточных чисел трансмиссии Общее передаточное число трансмиссии на первой передаче определяется по заданному номинальному тяговому усилию , (10) Передаточное усилие трансмиссии на высшей (транспортной) передаче определяется из условия обеспечения движения тягача с максимальной скоростью (11) Для гусеничных движителей с упругой подвеской рекомендуется выбирать максимальную скорость в диапазоне 4-5.5м/с. Передаточные числа промежуточных передач определяются по закону геометрической прогрессии , (12) где - индекс, соответствующий порядковому номеру передач; - знаменатель геометрической прогрессии. Для основных рабочих передач рекомендуется принимать . Для транспортных передач знаменатель геометрической прогрессии определяется по формуле , (13) где - общее число передач, ; - число рабочих передач, ; - передаточное число высшей рабочей передачи, ; - передаточное число высшей транспортной передачи, Построение регуляторной характеристики двигателя Регуляторной называют скоростную характеристику дизеля при наличии всережимного регулятора. Регуляторную характеристику обычно называют экспериментальным путем, снимая с дизеля на тормозном стенде. Однако ее можно построить и аналитически. Ветвь характеристики в интервале частот вращения коленчатого вала от до определяется работой регулятора. Закон изменения крутящего момента на этом участке можно представить в виде уравнения прямой линии , (14) где - значения эффективного крутящего момента и частоты вращения коленчатого вала в диапазоне от . Частота вращения определяется степенью неравномерности регулятора (15) Степень неравномерности регулятора рекомендуется выбирать в интервале . Мощность двигателя в интервале от до пропорциональна крутящему моменту (16) Часовой расход топлива при работе двигателя с регулятором можно приближенно выразить нелинейной функцией мощности , (17) где - часовой расход топлива при номинальной мощности; - коэффициент пропорциональности, для современных дизелей . Часовой расход топлива при номинальной мощности определяется по следующей зависимости , (18) где - удельный эффективный расход топлива при номинальной мощности, принимается по двигателю прототипа, Регуляторную ветвь характеристики удельного эффективного расхода топлива можно построить, вычислив значения по формуле , (19) Безрегуляторные ветви характеристики можно построить, используя следующие зависимости , (20) , (21) , (22) , (23) где - степень изменения удельного расхода топлива на безрегуляторной ветви характеристики, для современных дизелей . Величины коэффициентов и для дизелей неразделенной камерой сгорания равны: и . Построение тяговой характеристики Тяговая характеристика тягача представляет собой графическое выражение реальных выходных тяговых параметров тягача, определяемых результатами совместной работы колесного и гусеничного движителя, трансмиссии и двигателя. Тяговую характеристику строят применительно к установившимся режимам работы тягача и при движении его по горизонтальному участку. Тяговую характеристику можно построить путем использования данных испытаний тягача и расчетным путем. В первом случае ее называют экспериментальной, во втором - теоретической тяговой характеристикой. Более удобно строить тяговую характеристику в четырех квадрантах координатной плоскости. Для этого на листе миллиметровой бумаги формата А3 наносят систему координат, предусмотрев первый квадрант несколько больше остальных. В третьем квадранте размещают регуляторную характеристику двигателя, построенную в функции от крутящего момента двигателя. В четвертом квадранте по горизонтали наносят шкалу силы тяги на крюке и из полюса, смещенного влево от начала координат на величину , строят лучевую диаграмму касательных сил тяги (24) откладывая на шкале значения сил тяги на крюке (25) (26) (27) Во втором квадранте по вертикали наносят шкалу скорости и строят лучевую диаграмму теоретических скоростей (28) В первом квадранте по вертикали наносят шкалу буксования и строят кривую буксования, используя приближенные зависимости. Для гусеничных тягачей (29) Затем в первом квадранте строят кривые действительных скоростей, используя для расчетов соответствующие значения из кривой буксования (30) Далее строят в первом квадранте кривые тяговой мощности для всех передач (31) Показатели, полученные при расчете курсовой работы Таблица 1 |
Тип ходового оборудования | Тип рабочего оборудования | Марка тягача | , т | , т | , т | , м | | | | Гусеничное | Бульдозерное | Т-180 | 30.125 | 24.1 | 6.025 | 0.23 | 0.94 | 0.95 | | |
Таблица 2 |
Тип камеры сгорания | , | , | , | , кВт | | | | | | , | | Неразде- ленная камера сгорания | 1050 | 2100 | 2275 | 264,8 | 0,08 | 0,7 | 1,05 | 1,16 | 0,18 | 238 | | |
Таблица 3 |
Число передач | Число рабочих передач | Число транс- портных передач | | | | | | | | | | 7 | 5 | 2 | 38,09 | 1,058 | 29,87 | 23,43 | 18,38 | 14,42 | 8,53 | 5,05 | | |
Таблица 4 Заключение На сегодняшний день развитие двигателей дорожных машин направлено на обеспечение роста производительности машины, на которой этот двигатель установлен; сокращение энергозатрат на их выполнение; уменьшение затрат труда на изготовление, техническое обслуживание и ремонт двигателя, снижение расхода металла, эксплуатационных материалов; облегчение условий труда персонала и управления двигателем; улучшение экологических характеристик. Достижение более совершенных показателей возможно на основе применения прогрессивных конструктивных схем, рабочих процессов, конструкций систем узлов и деталей. Список литературы 1. Двигатели внутреннего сгорания и базовые тягачи: Метод. указ. - Чита: ЧитГТУ, 1998. - 31с. 2. Двигатели внутреннего сгорания: Учеб. для вузов по спец. «Строительные и дорожные машины и оборудование»/ Хачиян А.С., Морозов К.А., Луканин В.Н. и др.; Под ред. В.Н. Луканина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985. - 311 с., ил.
|