|
Двигатели внутреннего сгорания
Двигатели внутреннего сгорания
- Содержание
- 1. Описание процессов, происходящих в одном цикле ДВС
2. Расчет параметров одного цикла и построение индикаторной диаграммы ДВС 3. Расчет и построение внешней характеристики ДВС 4. Построение диаграммы фаз газораспределения 5. Проектирование кривошипно-шатунного механизма 6. Определение основных параметров ДВС 7. Тепловой баланс двигателя Список литературы 1. Описание процессов, происходящих в одном цикле ДВС Рассмотрим действительный цикл работы четырехтактного дизельного двигателя по мере происходящих в нем процессов. Процесс впуска Первый такт - впуск горючей смеси. Во время такта впуска (рис. 1, а), когда поршень 1 движется от В.М.Т. к Н.М.Т., а впускной клапан 3 открыт, в цилиндр 2 поступает атмосферный воздух, который, нагреваясь в процессе сжатия, воспламеняет топливо, впрыскиваемое в конце такта сжатия. Гидравлическое сопротивление впускного трубопровода повышает давление воздуха в конце такта впуска до 0,08 МПа. Температура воздуха в цилиндре составляет 50-80° С. Процесс сжатия Второй такт - сжатие смеси. Во время такта сжатия (рисунок 1, б), когда впускной 3 и выпускной 5 клапаны закрыты, температура, и давление воздуха в цилиндре значительно возрастают. Вследствие высокой степени сжатия (е=7,8) давление и температура воздуха достигают значений 3,419МПа и 600 °С соответственно. В конце такта в цилиндр через форсунку 4 (рисунок, 1, в) впрыскивается топливо. В зависимости от формы камеры сгорания и типа форсунки давление впрыска находится в пределах 8…40 МПа. Процесс сгорания и расширения Третий такт - расширение, или рабочий ход. Впрыснутое распыленное топливо, перемешиваясь со сжатым воздухом, самовоспламеняется и сгорает. При этом температура газов к концу сгорания повышается до 1600 °С, а давление до 7,864МПа. В конце такта расширения температура снижается до 700…10000С, а давление до 0,677МПа. Под давлением газов, образующихся в результате сгорания топливовоздушной смеси, поршень перемещается от В.М.Т. к Н.М.Т., совершая механическую работу (рисунок 1, в). Процесс выпуска Четвертый такт - выпуск отработавших газов. Продукты сгорания выходят из цилиндра в атмосферу (рисунок 1, г). Температура выпуска равна 600…700 °С, а давление газов - 0,125МПа. 2. Расчет параметров одного цикла и построение индикаторной диаграммы ДВС Объем камеры сгорания: Vc = 1 (в условных единицах). (1) Полный объем: Va = Vc, (2) где - степень сжатия; Va = 81 = 8. Показатель политропы сжатия: n1 =1,41 - 100/ne, (3) где ne - номинальная частота вращения коленвала, об./мин; n1= 1,41 - 100/4500 = 1,39 Давление в конце такта сжатия, МПа: pc = pa n1, (4) где pa - давление при впуске, МПа; pc = 0,098 1,39 = 1,62 МПа Промежуточные точки политропы сжатия (табл. 1): px = (Va / Vx) n1 pa, (5) При px = (8 / 1) 1,39 0,09=1,62 МПа Таблица 1. Значения политропы сжатия |
Vx | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | px, МПа | 0,62 | 0,35 | 0,24 | 0,17 | 0,13 | 0,11 | 0,09 | | |
Давление в конце такта сгорания, МПа: pz = pc, (6) где - степень повышения давления; pz = 3,8 1,62 = 6,16 МПа Показатель политропы расширения: n2 =1,22 - 130/ne, (7) n2 = 1,22 - 130/4500 = 1,19 Давление в конце такта расширения: pb = pz / n2, (8) pb= 6,16/81,19= 0,52 МПа Промежуточные точки политропы расширения (табл. 2): px = (Vb / Vx) n2 pb. (9) При px = (8 / 1) 1,19 0,52= 6,16 МПа Таблица 2. Значения политропы расширения |
Vx | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | px, МПа | 2,71 | 1,67 | 1,19 | 0,91 | 0,73 | 0,61 | 0,52 | | |
Среднее теоретическое индикаторное давление, МПа: , (10) МПа. Среднее давление механических потерь, МПа: , (11) где - средняя скорость поршня в цикле. Предварительно =. МПа Действительное индикаторное давление, МПа, с учетом коэффициента скругления диаграммы =0,95: , (12) где - давление выхлопных газов, МПа. МПа Среднее эффективное давление цикла: , (13) МПа Полученные расчетом данные используем для построения индикаторной диаграммы (рисунок 2). 3. Расчет и построение внешней характеристики ДВС Мощность Pe, кВт: , (14) nei - текущие (принимаемые) значения частоты вращения коленчатого вала; np - номинальная частота вращения. Вращающий момент, Н•м: , (15) Удельный расход, гр/кВт•ч: (16) Массовый расход, кг•ч: (17) Полученные расчетом значения сведены в таблицу 3. Таблица 3. Зависимость мощности Pe, вращающего момента Те, удельного расхода ge и массового расхода Ge от частоты вращения коленвала ne. |
Параметр | Отношение nei/ np | | | 0,16 | 0,22 | 0,44 | 0,66 | 0,88 | 1 | 1,11 | | ne (об/мин) | 700 | 1000 | 2000 | 3000 | 4000 | 4500 | 5000 | | Pe, кВт | 13,6 | 19,33 | 41,1 | 60,6 | 73 | 75 | 73,1 | | Te, Hм | 185,5 | 186,6 | 196,2 | 192,9 | 174,3 | 159,2 | 139,6 | | ge, гр/кВт•ч | 284,4 | 248 | 222,8 | 216,3 | 228,8 | 243,5 | 261,9 | | Ge, гр•ч | 3868 | 4794 | 9157 | 13108 | 16702 | 18263 | 19145 | | |
Графическая зависимость мощности Pe, вращающего момента Те, удельного расхода ge и массового расхода Ge от частоты вращения коленвала ne отображена на рисунке 4. 4. Построение диаграммы фаз газораспределения Радиус кривошипа коленвала, м: r = S / 2, (18) r = 0,083/2 = 0,0415 м 4.2 Отрезок ОО1 (см. диаграмму фаз газораспределения, рис. 3): , (19) где r - радиус кривошипа в масштабе индикаторной диаграммы (r=55 мм) - коэффициент; , (20) lш - длина шатуна, м; r - радиус кривошипа (r = 0,0415 м). Принимаем: lш = 4r; (21) Отсюда, мм, (22) Угол впрыска: Полученные расчетом данные используем для построения диаграммы фаз газораспределения (рисунок 3) и ее связи с индикаторной диаграммой (рисунок 2). 5. Проектирование кривошипно-шатунного механизма Рабочий объем цилиндра, л: , (23) где - тактность двигателя ( = 4); Pе - заданная мощность двигателя, кВт; i - заданное число цилиндров, 5.2 Рабочий объем, м3: , (24) где D - диаметр поршня, м: , (25) S - неизвестный ход поршня, м. Зная отношение S/D=0,9, определим: м; Принимаем 92 мм. Тогда мм. 5.3 Средняя скорость поршня, м/с: , (26) м/с < 13 м/с = [] Здесь [] - максимальная допускаемая скорость поршня. Таблица 4. Параметры бензинового ДВС |
Параметр бензинового ДВС | Значение параметра | | d = D | d = 92 мм | | |
| | d
| | |
|
| | | | | L= (0,8…1,1) d | L= 1.92 = 92 мм | | h=(0,6…1,0) d | h = 0,7. 92 = 64 мм | | | | | lш = (3,5…4,5) r | lш = 441,5 = 166 мм | | H = (1,25…1,65) d | H = 1,392 = 120 мм | | dk = (0,72…0,9) d | dk = 0,8 92= 74 мм | | dш = (0,63…0,7) d | dш = 0,6592 = 60 мм | | lk = (0,54…0,7) dk | lk = 0,674 = 44 мм | | lшат = (0,73…1,05) dш | lшат = 160 = 60 мм | | |
При известном диаметре поршня его остальные основные размеры определяются из эмпирических соотношений. Результаты расчетов приведены в таблице 4. Обозначения, принятые в таблице 4: d - диаметр поршня; dп - диаметр пальца; dв - внутренний диаметр пальца; lп - длина пальца; l2 - расстояние между внутренними торцами бобышек; - толщина днища поршня; d - внешний диаметр внутреннего торца бобышек; с1 - расстояние от днища поршня до первой канавки под поршневое кольцо; е1 - толщина стенки головки поршня; h - расстояние от днища поршня до центра отверстия под палец; bк - глубина канавки под поршневое кольцо; L - расстояние от торца юбки поршня до канавки под кольцо головки поршня; H - высота поршня; ю - минимальная толщина направляющей части поршня; dш - диаметр шатунной шейки; dк - диаметр коренной шейки коленвала; lшат - длина шатунной шейки; lк - длина коренной шейки коленвала. Полученные расчетом параметры используем для проектирования кривошипно-шатунного механизма (рисунок 5). 6. Определение основных параметров ДВС Крутящий момент, Н•м: (27) Литровая мощность, кВт/л: (28) Удельная поршневая мощность, кВт/дм2: (29) Механический КПД: (30) Индикаторный КПД: , (31) где - коэффициент избытка воздуха ( = 0,9) = 14.96 (для бензиновых двигателей) - низшая теплота сгорания топлива, ккал/кг. = 44 - плотность топливо - воздушной смеси, кг/м3. =1,22 = 0,7 Эффективный КПД: (32) Удельный расход, г/кВт•ч: (33) Массовый расход, г•ч: (34) Перемещение поршня Зависимость перемещения поршня от угла поворота коленчатого вала определяется по формуле: (35) Строим график перемещения поршня из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-3600 с шагом 300. Скорость поршня Зависимость скорости поршня от угла поворота коленчатого вала определяется по формуле: (36) Строим график скорости поршня из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-3600 с шагом 300. Ускорение поршня Зависимость скорости поршня от угла поворота коленчатого вала определяется по формуле: (37) Строим график ускорения поршня из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-3600 с шагом 300. Силы, действующие в двигателе Сила инерции Сила инерции определяется по формуле: , (38) где - угловая скорость поршня, определяемая по формуле: , (39) где - номинальная частота вращения двигателя. =4500 об/мин. . - приведенная масса поршня, определяемая по формуле: , (40) где - масса поршня, определяемая по формуле: (41) - масса шатуна, сосредоточенная на оси поршневого пальца: , (42) где - масса шатуна, определяемая по формуле: (43) В итоге по формуле (40) определяем приведенную массу поршня: Значения силы инерции в зависимости от угла поворота коленчатого вала заносим в таблицу 5. Сила давления газов Сила давления газов определяется по формуле: , (44) где - значения давления при данном угле поворота. - атмосферное давление. =0,1 МПа. - площадь поршня. Площадь поршня определим по формуле: (45) Значения силы давления газов в зависимости от угла поворота коленчатого вала заносим в таблицу 5. Суммарная сила Суммарная сила определится по формуле: (46) Значения суммарной силы в зависимости от угла поворота коленчатого вала заносим в таблицу 5. Таблица 5. Зависимости силы давления газов, силы инерции и суммарной силы от угла поворота коленчатого вала |
Угол | Давление, МПа | Сила давления газов, Н | Ускорение, м/с2 | Сила инерции, Н | Суммарная сила, Н | | | | | | | | | 0 | 0,125 | 165 | 11519,19 | -11519,19 | -11354,19 | | 30 | 0,09 | -66 | 9123,197 | -9123,197 | -9189,197 | | 60 | 0,09 | -66 | 3409,68 | -3409,68 | -3475,68 | | 90 | 0,09 | -66 | -2303,84 | 2303,84 | 2237,84 | | 120 | 0,09 | -66 | -5713,52 | 5713,52 | 5647,52 | | 150 | 0,09 | -66 | -6819,36 | 6819,36 | 6753,36 | | 180 | 0,09 | -66 | -6911,51 | 6911,51 | 6845,51 | | 210 | 0,1 | 0 | -6819,36 | 6819,36 | 6819,36 | | 240 | 0,12 | 132 | -5713,52 | 5713,52 | 5845,52 | | 270 | 0,15 | 330 | -2303,84 | 2303,84 | 2633,84 | | 300 | 0,33 | 1518 | 3409,68 | -3409,68 | -1891,68 | | 330 | 0,79 | 4554 | 9123,197 | -9123,197 | -4569,197 | | 360 | 1,62 | 10032 | 11519,19 | -11519,19 | -1487,19 | | 390 | 3,7 | 23760 | 9123,197 | -9123,197 | 14636,803 | | 420 | 1,6 | 9900 | 3409,68 | -3409,68 | 6490,32 | | 450 | 0,82 | 4752 | -2303,84 | 2303,84 | 7055,84 | | 480 | 0,65 | 3630 | -5713,52 | 5713,52 | 9343,52 | | 510 | 0,54 | 2904 | -6819,36 | 6819,36 | 9723,36 | | 540 | 0,44 | 2244 | -6911,51 | 6911,51 | 9155,51 | | 570 | 0,125 | 165 | -6819,36 | 6819,36 | 6984,36 | | 600 | 0,125 | 165 | -5713,52 | 5713,52 | 5878,52 | | 630 | 0,125 | 165 | -2303,84 | 2303,84 | 2468,84 | | 660 | 0,125 | 165 | 3409,68 | -3409,68 | -3244,68 | | 690 | 0,125 | 165 | 9123,197 | -9123,197 | -8958,197 | | 720 | 0,125 | 165 | 11519,19 | -11519,19 | -11354,19 | | |
Сила, направленная по радиусу кривошипа Сила, направленная по радиусу кривошипа определяется по формуле: (47) Строим график изменения силы К из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-7200 с шагом 300. Тангенциальная сила Тангенциальная сила определяется по формуле: (48) Строим график изменения тангенциальной силы из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-7200 с шагом 300. Нормальная сила Нормальная сила определяется по формуле: (49) троим график изменения нормальной силы из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-7200 с шагом 300. Сила, действующая по оси шатуна Сила, действующая по оси шатуна, определяется по формуле: (50) Строим график изменения силы, действующей по оси шатуна из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-7200 с шагом 300. |
угол | Сила К | угол | Сила Т | угол | Сила N | угол | Сила S | | | | | | | | | | | 0 | -11354,2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | -11354,2 | | 30 | -7378,93 | 30 | -5761,63 | 30 | -1157,84 | 30 | -9262,71 | | 60 | -1073,99 | 60 | -3458,3 | 60 | -764,65 | 60 | -3559,1 | | 90 | -572,887 | 90 | 2237,84 | 90 | 572,887 | 90 | 2309,451 | | 120 | -3902,44 | 120 | 4162,222 | 120 | 1242,454 | 120 | 5783,06 | | 150 | -6273,87 | 150 | 2519,003 | 150 | 850,9234 | 150 | 6807,387 | | 180 | -6845,51 | 180 | 0 | 180 | 0 | 180 | 6845,51 | | 210 | -6335,19 | 210 | -2543,62 | 210 | -859,239 | 210 | 6873,915 | | 240 | -4039,25 | 240 | -4308,15 | 240 | -1286,01 | 240 | 5985,812 | | 270 | -674,263 | 270 | -2633,84 | 270 | -674,263 | 270 | 2718,123 | | 300 | -584,529 | 300 | 1882,222 | 300 | 416,1696 | 300 | -1937,08 | | 330 | -3669,07 | 330 | 2864,887 | 330 | 575,7188 | 330 | -4605,75 | | 360 | -1487,19 | 360 | 0 | 360 | 0 | 360 | -1487,19 | | 390 | 11753,35 | 390 | 9177,275 | 390 | 1844,237 | 390 | 14753,9 | | 420 | 2005,509 | 420 | 6457,868 | 420 | 1427,87 | 420 | 6646,088 | | 450 | -1806,3 | 450 | 7055,84 | 450 | 1806,295 | 450 | 7281,627 | | 480 | -6456,37 | 480 | 6886,174 | 480 | 2055,574 | 480 | 9567,764 | | 510 | -9033 | 510 | 3626,813 | 510 | 1225,143 | 510 | 9801,147 | | 540 | -9155,51 | 540 | 0 | 540 | 0 | 540 | 9155,51 | | 570 | -6488,47 | 570 | -2605,17 | 570 | -880,029 | 570 | 7040,235 | | 600 | -4062,06 | 600 | -4332,47 | 600 | -1293,27 | 600 | 6019,604 | | 630 | -632,023 | 630 | -2468,84 | 630 | -632,023 | 630 | 2547,843 | | 660 | -1002,61 | 660 | 3228,457 | 660 | 713,8296 | 660 | -3322,55 | | 690 | -7193,43 | 690 | 5616,79 | 690 | 1128,733 | 690 | -9029,86 | | 720 | -11354,2 | 720 | 0 | 720 | 0 | 720 | -11354,2 | | |
Средний крутящий момент |
угол | Крутящий момент | ср. момент | | | | | | 0 | 0 | 0 | | 30 | -239,1075005 | -71,925252 | | 60 | -143,5195164 | -234,1036 | | 90 | 92,87036 | 173,9265 | | 120 | 172,732223 | 670,601599 | | 150 | 104,5386361 | 607,040943 | | 180 | 0 | 0 | | 210 | -105,5602831 | | 240 | -178,788152 | | 270 | -109,30436 | | 300 | 78,1121964 | | 330 | 118,8927905 | | 360 | 0 | | 390 | 380,8569325 | | 420 | 268,0015386 | | 450 | 292,81736 | | 480 | 285,776231 | | 510 | 150,5127511 | | 540 | 0 | | 570 | -108,1144006 | | 600 | -179,7974735 | | 630 | -102,45686 | | 660 | 133,9809489 | | 690 | 233,096765 | | 720 | 0 | | |
, где Тх - значение тангенциальной силы при данном угле поворота. Тср.= 163,2 Н•м, что составляет разницу с ранее посчитанным моментом (27) 2,45%. 7. Тепловой баланс двигателя Теплота сгорания израсходованного топлива: (51) Эквивалентная эффективная теплота работы двигателя: (52) Список литературы 1. Сырямин Ю.Н. Двигатели внутреннего сгорания. Методические указания к выполнению расчетно-графического упражнения. Н., 1998. 13 с. 2. Сергеев В.П. Автотракторный транспорт. М., 1984. 304 с. 3. Колчин А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М., 1971. 4. Орлин А.И. Двигатели внутреннего сгорания. М., 1970. 384 с. 5. СТП СГУПС 01.01-2000. Курсовой и дипломный проекты. Требования к оформлению. 41 с.
|
|