Двухпролетный балластер ЭЛБ-3ТС
Двухпролетный балластер ЭЛБ-3ТС
Сибирский государственный университет путей сообщения Кафедра « Механизация путевых, погрузочно-разгрузочных и строительных работ » Двухпролетный балластер ЭЛБ-3ТС Курсовой проект по дисциплине «Устройство и основы расчета путевых машин» Пояснительная записка ПМ.М411.07.00.00.00 ПЗ 2008 Содержание 1 Назначение, работа и устройство машины ЭЛБ-3ТС 2 Электрическая схема механизма прикрытия крыла машины ЭЛБ-3ТС 3 Определение основных параметров машины и рабочего оборудования 3.1 Производственно-технологические требования к рабочему оборудованию 3.2 Геометрические параметры дозатора 3.3 Кинематические параметры дозатора 3.4 Силы, действующие на дозатор машины ЭЛБ-3ТС 3.5 Конструирование частей дозатора машины ЭЛБ-3ТС 4 Проектирование механизма прикрытия крыла дозатора 4.1 Определение мощности привода 4.2 Расчет передачи винт-гайка 4.3 Расчет ползуна и направляющей механизма прикрытия крыла 5 Исследовательская часть проекта 6 Меры безопасности при работе машины Список использованных источников 1 Назначение, работа и устройство машины ЭЛБ-3ТС Электробалластер ЭЛБ-3ТС предназначен для подъемки железнодорожного пути с рельсами всех типов на деревянных и железобетонных шпалах, сдвижки пути одновременно с подъемкой, подборки щебня с обочин пути, перемещение его к концам шпал и формирования плеч и откосов балластной призмы. Электробалластер ЭЛБ-3ТС применяется для строительстве как двухпутных, так и однопутных участков новых линий, при сооружении вторых путей, а также при капитальном ремонте действующих линий. Устройство электробалластера ЭЛБ-3ТС приведено на рисунке 1. 1-передняя тележка; 2- будка машинного отделения; 3, 6, 11, 16-щетки: рельсовая, шпальные, шпально-рельсовые; 4-дозатор; 5-пульт управления дозатором; 7-четырехосная тележка; 8-направляющая ферма; 9-междуферменный шарнир; 10 - центральный пульт управления; 12 - механизм подъема и сдвига пути с электромагнитами; 13 - балластерная рама; 14 - рабочая ферма; 15- компрессор; 17 - задняя двухосная тележка; 18 - хозяйственная будка Рисунок 1 - Электробалластер ЭЛБ-3ТС Электробалластер ЭЛБ-3ТС состоит из двух ферм: рабочей 14 и направляющей 8. Фермы соединены междуферменным шарниром 9, опираются на тележки 1, 7, 17. На рабочей ферме расположены рабочие органы: механизм подъема, сдвига и перекоса пути 12, балластерная рама 13, шпальные щетки 11, шпально-рельсовые щетки 16, центральный пульт управления 10, хозяйственная будка 18 и компрессор 15; на направляющей ферме - дозатор 4, пульт управления 5, рельсовые щетки 3 и 6, будка 2 с установленной в ней электростанцией. Краткая техническая характеристика электробалластера ЭЛБ-3ТС приведена в таблице 1. Таблица 1- Техническая характеристика электробалластера ЭЛБ-3ТС [2] |
Параметры | ЭЛБ-3МК | | Скорость, м/с: при подъемки пути при дозировке пути транспортная | 1,39-2,78 1,39-4,17 22,2 | | Подъемная сила электромагнитов, кН | 431 | | Высота подъема, мм | 400 | | Ход механизма сдвига, мм | 250 | | Мощность электростанции, кВт | 100 | | Масса машины, т | 122 | | |
На рисунке 2 приведены этапы работы электробалластера ЭЛБ-3ТС. 1 - ВСП после прохода основных машин; 2 - ВСП после выгрузки балласта в путь; 3 - дозировка балласта в путь; 4 - подъемка и частичная сдвижка пути Рисунок 2 - Этапы работы машины электробалластера ЭЛБ-3ТС Первый этап показывает состояние пути после прохода основных машин, перед проходом хоппер - дозатора, для выгрузки балласта в путь. Второй этап показывает ВСП после прохода хоппер - дозатора, после выгрузки балласта в путь. Третий этап - после дозировки выгруженного ранее в путь балласта. Четвертый этап показывает состояние ВСП после прохода пути электробалластера ЭЛБ-3ТС. На четвертом этапе произведена подъемка пути и частичная сдвижка в проектное положение. 2 Электрическая схема механизма прикрытия крыла машины ЭЛБ-3ТС Если выключатель QS1 включен, то для пуска двигателя достаточно нажать кнопку SB2. При этом получает питание катушка контактора KMВ, замыкаются главные контакты в силовой цепи, и статор двигателя присоединяется к сети. Одновременно в цепи управления закрывается замыкающий вспомогательный контакт КМВ, блокирующий кнопку SB2, после чего эту кнопку не нужно больше удерживать в нажатом состоянии, так как цепь катушки контактора КМВ остается замкнутой. Кнопка за счет действия пружины возвращается в исходное положение. В схеме предусмотрена защита двигателя плавкими предохранителями от коротких замыканий и тепловыми реле КК от перегрузок. Для реверсирования необходимо нажать кнопку SB1, а затем SB3, что приведет к отключению КМВ и включению КМН, а дальше по тому же принципу что и при пуске вперед с помощью размыкающих вспомогательных контактов КМВ и КМН, что так же исключает возможность одновременного включения контакторов КМВ и КМН. 3 Определение основных параметров машины и рабочего оборудования 3.1 Производственно-технологические требования к рабочему оборудованию - дозатор должен обеспечивать работу с любым видом балласта; - дозатор должен повторять форму балластной призмы; - механизмы дозатора должны быть подвижными, чтобы обеспечить требуемый угол наклона; - приводы механизмов дозатора должны обеспечивать скорость прикрытия, наклона и подъема крыльев из условия безопасного производства работ. 3.2 Геометрические параметры дозатора Расчет и выбор параметров дозатора производят с целью обеспечения возможности формирования балластной призмы в соответствии с заданным типом верхнего строения пути. К геометрическим параметрам относят: параметры, определяющие расположение частей и элементов дозатора относительно рельсошпальной решетки или поверхности балластной призмы; размеры частей; параметры, определяющие взаимное расположение частей и элементов дозатора. Требуемая толщина слоя балласта , м [1]: , (1) где - толщина слоя балласта по заданию, =0,35 м; - высота подъема РШР, м. Для определения высоты подъема построены схемы: а - схема для определения объема дозировки; б - схема для определения объемов шпалы и подъемки. а) б) а - схема для определения объема дозировки; б - схема для определения объемов шпалы и подъемки Рисунок 3 - Схемы для определения высоты подъема РШР По заданию даны условия, при которых необходимо разработать дозатор электробалластера ЭЛБ-3ТС: а) шпалы деревянные: ; ; . б) рельсы Р50: (в расчете учитываем высоту подкладки ). в) плечо . Для определения рассматривается равенство объема балласта подъемки и разности объема балласта, задозированного над РШР , и объема шпалы [1]: , (2) где - объем балласта подъема РШР; - объем балласта, задозированного над РШР; - объем шпалы. ; . . Требуемая толщина слоя балласта , м: . Размеры щита дозатора определяют вписыванием его в подферменное пространство с учетом нижнего очертания габарита подвижного состава. Длина щита дозатора , м [1]: , (3) . Наибольшая высота щита , м [1]: , (4) где - расстояние от нижнего уровня головки рельса до нижнего пояса фермы, м ( по прототипу); - расстояние от уровня головки рельса до самой нижней части дозатора, м ( из условия безопасности). . Рисунок 4 - Схема для определения высоты щита На рисунке 5 представлена конструктивная схема дозатора машины электробаллаастер ЭЛБ-3ТС. По этой схеме проектируется щит, корень крыла, крыло и подкрылок. Боковое крыло проектируют с учетом поперечного профиля пути и размеров балластной призмы и щита. Высота корня крыла принята по прототипу: . Длина корня крыла определяется по конструкционной схеме. , т.е. длина корня крыла соответствует длине между точками 1 и 2 в горизонтальной плоскости, где - в натуральную величину. . Длина основной части крыла ,м [1]: , (5) где x,y,z - координаты точек 1 и 2, мм [1]. ; ; ; ; ; . . Определение положения шарниров механизма прикрытия крыла [1]: мм; мм; мм. По прототипу принимаем =625 мм; . 3.3 Кинематические параметры дозатора Условия расчета: на крыло действуют нагрузки от сил сопротивления балласта резанию, производится прикрытие крыла от до с целью обхода препятствия или уменьшения объема захватываемого балласта. Рисунок 6 - Схема для определения скорости прикрытия крыла Скорость прикрытия крыла определяется из условия безопасного производства работ: крыло должно быть прикрыто от до на расстоянии 25м [1]: или , (6) где - рабочая скорость машины; - ход ползуна (=1,1м); =25м - из условия безопасного производства работ. . Предварительные расчеты показали, что при такой скорости необходим двигатель большой мощностью. Поэтому необходимо уменьшить скорость прикрытия крыла. Принимаем скорость прикрытия крыла =0,06 м/с. 3.4 Силы, действующие на дозатор машины ЭЛБ-3ТС Дозатор режет балласт и перемещает его вдоль и поперек пути. При этом могут быть два случая. Первый - машина перемещается на прямом участке, два крыла раскрыты симметрично на рабочий угол. Второй случай - машина перемещается на кривом участке пути расчетного радиуса, одно из крыльев открыто на максимальный рабочий угол, другое - на минимальный рабочий угол. Для определения сил, действующих на части дозатора, составлена расчетная схема, изображенная на рисунке 7. Рисунок 7 - Схема для определения сил, действующих на дозатор Сила сопротивления балласта резанию для корня крыла , Н [1]: , (7) где к - коэффициент сопротивления балласта резанию, кПа (для гравия ) [2]; - глубина резания щебня корнем крыла, м (=0,15м); - длина режущей части корня крыла, м (=0,9м). . Сила сопротивления балласта волочению для корня крыла , Н[1]: , (8) где - плотность балласта, ( для гравия ) [2]; - высота корня крыла, м () [2]; - ускорение свободного падения, (); - коэффициент внутреннего трения балласта () [2]. . Сила сопротивления балласта резанию подкрылка , Н [1]: , (9) где - глубина резания щебня подкрылком, м (=0,15м); - длина режущей части подкрылка, м (=0,75м). . Сила сопротивления балласта волочению для подкрылка , Н [1]: , (10) где - высота подкрылка, м () [2]; . Сила сопротивления балласта резанию щита , Н [1]: , (11) где - глубина резания щебня щитом, м (=0,15м); - длина режущей части щита, м (=2,2м). . Сила сопротивления балласта волочению для щита , Н [1]: , (12) где - высота щита, м () [2]; . Сила сопротивления балласта резанию для основной части крыла , Н [1]: , (13) где - глубина резания щебня основной частью крыла, м (=0,15м); - длина режущей части основной части крыла, м (=2,044м). - коэффициент сопротивления балласта резанию с учетом прижатия режущей кромки крыла к обрабатываемой поверхности, кПа ()[1]. . Сила на перемещение призмы волочения основной части крыла , Н [1]: , (14) где , , , - средняя высота откосной части крыла, м. Подставляя в формулу (14), получим [1]: (15) ; ; ; . Сила трения балласта вдоль крыла , Н [1]: , (16) где - коэффициент трения балласта о сталь (= 0,35) [2]. . 3.5 Конструирование частей дозатора машины ЭЛБ-3ТС При разработке металлоконструкций частей дозатора и узлов их соединений рассматривают характерные случаи нагружения дозатора при реализации полной силы тяги локомотива. Первый случай - машина перемещается под уклон, оба крыла раскрыты на рабочий угол. Второй случай - машина перемещается на прямом горизонтальном участке, одно крыло раскрыто на наибольший рабочий угол, второе полностью прикрыто; третий случай - машина на прямом горизонтальном участке, одно крыло раскрыто на минимальный рабочий угол, второе полностью прикрыто. Первые два случая рассматриваются при расчете крыла на прочность. При расчете крыла на прочность в первом приближении принимают расчетную схему: крыло как балка на двух опорах с одной консолью; по длине балки действуют равномерно распределенные нагрузки [1]: ; , (17) где , - силы, рассчитанные для конкретного случая, кН; - длина крыла без учета длины подкрылка. Суммарные силы резания и волочения, действующие на крыло дозатора: ; . . Распределенные нагрузки от сил резания и волочения, действующие по длине крыла: ; . Рисунок 8 - Схема для определения изгибающего момента, действующего на крыло Реакции опор в шарнирах С и Е: : ; . : ; . Для определения опасного сечения строится эпюра изгибающего момента: 1 участок (0) ; ; ; ; ; ; . 2 участок (0) ; ; ; ; . Рисунок 9 - Схема для определения крутящего момента, действующего на крыло Для определения опасного сечения строится эпюра крутящего момента: 1 участок (0) ; ; ; ; . 2 участок (0) ; ; ; . . 3 участок (0) ; ; ; . . Для определения размеров сечения в наиболее опасном сечении находим приведенный момент от изгибающего и крутящего моментов [10]: . (18) Наиболее опасное сечение Б-Б: . Рисунок 10 - Схема наиболее опасного сечения Момент сопротивления опасного сечения [10]: . . Напряжение в наиболее опасном сечении [10]: . - условие выполняется. При расчете щита на прочность рассматривают первый и третий случаи нагружения дозатора. Для первого случая принимают следующую расчетную схему: щит как двухконсольная балка, на длине которой действуют равномерно распределенные нагрузки [1]: ; , (19) Распределенные нагрузки от сил резания и волочения, действующие по щит: ; . Расстояние от консоли до ролика принято по прототипу: . Рисунок 11 - Схема для определения изгибающего и крутящего моментов, действующих на щит На щит со стороны крыла действует сила , Н: . Реакции опор в шарнирах А и В: : ; : ; . Для определения опасного сечения строится эпюра изгибающего момента: 1 участок (0) ; ; ; ; . 2 участок (0) ; ; ; ; . 3 участок (0) ; ; ; ; Для третьего случая нагружения принимают расчетную схему: щит как двухконсольная балка, на длине которой действуют равномерно распределенная нагрузка, сила на консоли от опирания крыла, происходит скручивание щита. Рисунок 12 - Схема действия крутящего момента на щит Для определения опасного сечения строится эпюра крутящего момента: 1 участок (0) ; ; ; ; Для определения размеров сечения в наиболее опасном сечении находим приведенный момент от изгибающего и крутящего моментов [10]: . Наиболее опасное сечение N-N: . Рисунок 13 - Схема наиболее опасного сечения Момент сопротивления опасного сечения [10]: . . Напряжение в наиболее опасном сечении [10]: . - условие выполняется. 4 Проектирование механизма прикрытия крыла дозатора 4.1 Определение мощности привода Разработка механизмов сводится к определению сил и затрат мощности при выполнении рабочих операций, подбору элементов привода механизмов, расчету отдельных узлов и деталей. Условия расчета такие же, что и при определении кинематических параметров и сил, действующих на дозатор. Схема к расчету приведена на рисунке 14. Рисунок 14 - Схема к расчету механизма прикрытия крыла Для расчета силы все силы резания балласта и от призмы волочения, действующие на части крыла при работе, проектируют на горизонтальную плоскость и приводят к двум силам и . Составляют уравнение суммы моментов этих сил относительно шарнира, соединяющего щит и крыло, и определяют составляющую усилия , действующую в узле Е перпендикулярно плоскости крыла. : , где ; . . Сила является проекцией тяги в горизонтальной плоскости [1]: , (20) где - угол между горизонтальной проекцией оси тяги и вектором силы , град. . По известной определяют силу [1]: , (21) где - угол наклона тяги к горизонтальной плоскости, град. . По известной рассчитывают в выходном звене механизма [1]: , (22) где и - составляющие силы в плоскости тяги, кН; - коэффициент трения в ползуне (=0,5) [6]. ; . . Мощность привода механизма прикрытия крыла [1]: , (23) где -КПД механизма, [6]; - скорость прикрытия крыла. . Принят электродвигатель трехфазный асинхронный короткозамкнутый 4А132S4У3 с параметрами: ; . 4.2 Расчет передачи винт-гайка Передача винт - гайка служит для преобразования вращательного движения в поступательное. Основным критерием резьбы винтовых механизмов является износостойкость. Из условия износостойкости определяем диаметр винта [9]: , (24) где =0,5 - трапецеидальная и прямоугольная резьба; =2,0 - коэффициент высоты гайки; []=4..6 МПа - незакаленная сталь - чугун. . Принимаем стандартный диаметр . Выбрана резьба 48х5 [7]: ; ; ; ; . ; Принимаем . Проверяем выбранную резьбу по напряжениям [9]: ; (25) . 4.3 Расчет ползуна и направляющей механизма прикрытия крыла Для определения диаметра направляющей механизма прикрытия крыла необходимо построить эпюру изгибающего момента, действующего на направляющую. Для этого определим реакции в опорах А и В. На направляющую действуют момент и сила от составляющих силы : , где - эксцентриситет от до шарнира (принят =0,1м). Для определения реакций в опорах А и В составим уравнение момента. : ; . : ; . Рисунок 15 - Схема для определения сечения направляющей механизма прикрытия крыла 1 участок (0) ; ; ; ; . 2 участок (0) ; ; ; ; . Момент сопротивления опасного сечения [10]: , (26) где . . Напряжение в опасном сечении [10]: . - условие выполняется. Принимается направляющая круглого полого сечения: ; . Втулка, применяемая в ползуне, выбирается из условий: , (27) , (28) что означает: удельная нагрузка на единицу расчетной поверхности вкладыша не должна превышать допускаемой величины. . Принимается втулка с внутренним диаметром , наружным диаметром и длиной [8]. . Принята втулка А 100/115 х 140 ГОСТ 1978 [8]. 5 Исследовательская часть проекта По заданию необходимо исследовать изменение наклона подрезного ножа на боковом крыле: , где - изменение нагрузки, действующей на крыло; - угол резания, град (;;). ; ; . Рисунок 16 - График изменения нагрузки резания, действующей на основную часть крыла 6 Меры безопасности при работе машины 1. К работе на машине допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр, как лица, связанные с движением поездов, воздействием шума и вибрации. 2. Обслуживающий персонал машины должен быть обеспечен спецодеждой. Во время работы одежда должна быть застегнута, стянута поясом, а волосы должны быть убраны под головной убор. 3. Запрещается приступать к работе при наличии следующих неисправностей: - при подъеме путевой решетки электромагнитный подъемник сбрасывает ее; - при нормальном напряжении электромагнитный подъемник сбрасывает путь; -при движении электромагниты сбрасывают поднятую путевую решетку; -при включении механизма поворота крыла дозатора крыло не поворачивается; - при наличии неисправности в электрической, гидравлической и пневматической систем; - неисправность тормозной системы; - неисправность звуковой и световой сигналов; - неисправность ходовых частей и автосцепок. 4. Для обеспечения нормальной работы деталей и их сопряжений, а также для своевременного выявления и устранения возникающих дефектов необходимо проводить техническое обслуживание, состоящее из ежемесячных и периодических уходов за механизмами машины. 5. Проверку основных рабочих органов производят машинист и его помощник. 6. Машину необходимо содержать в чистоте, следить, чтобы в кабинах, на ступеньках и поручнях не было масла и грязи. 7. Машина должна быть снабжена огнетушителями, расположенными в легкодоступном месте, полностью готовыми к применению. 8. Не допускается хранение и перевозка в кабинах машины легковоспламеняющихся веществ. 9. Перед выездом машины на перегон необходимо убедиться, что все рабочие органы приведены в транспортное положение и надежно закреплены. 10. Перед началом работы, в перерывах, во время работы и по окончании смены должен обязательно выполняться весь объем контрольно-осмотровых работ. 11. При работе на машине запрещается находиться на расстоянии ближе 1 м от работающих органов машины. 12. Всем членам обслуживающей машину бригады запрещается находиться на междупутье во время работы машины и пропуске поездов по соседнему пути. После оповещения приближения поезда по соседнему пути все указанные лица, за исключением находящихся в кабинах машины, должны сойти на обочину пути в место, указанное руководителем работ. 13. Запрещается сходить с машины и садиться на нее во время движения. 14. Запрещается работа машины в темное время суток при неисправных фарах освещения рабочих органов и пути в зоне их работы. 15. Машина должна быть снабжена аптечкой с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи. Список использованных источников 1. адорин Г. П. Дозирующие и профилирующие устройства путевых машин: Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2000. - 38 с. 2. Путевые машины: Учебник для вузов ж.-д. транспорта/ Под редакцией С. А. Соломонова. - 2-е издание, переработанное и дополненное - М.: Транспорт, 1985. - 375 с. 3. Машины и механизмы для путевого хозяйства: Учебник для техникумов ж.-д. транспорта/ Под редакцией С. А. Соломонова. - 3-е издание, переработанное и дополненное - М.: Транспорт, 1984. 440 с. 4. Толмазов А. Ф. Электробалластеры: материал технической информации.- М.: Транспорт, 1965. 151 с. 5. Соломонов С. А. Балластировочные, щебнеочистительные машины и хоппер - дозаторы. М.: Транспорт, 1991. 336 с. 6. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие/ С. А. Чернавский, К. Н. Боков, И. М. Чернин, Г. М. Ицкович, В. П. Козинцов. - 3-е издание, стереотипное. - М.: ООО ТИД «Альянс», 2005. - 416 с. 7. Анурьев В. И. Справочник конструктора - машиностроителя. М., 2001; Т.1. 728с. 8. Анурьев В. И. Справочник конструктора - машиностроителя. М., 2001; Т.2. 9. Иванов М. Н. Детали машин: Учебник для студентов высших технических учебных заведений. - 5-е издание, переработанное - М.: Высшая школа, 1991. - 383 с. 10. Ахметзянов М. Х., Лазарев И. Б. Сопротивление материалов. Учебное пособие для вузов. Новосибирск: СГУПС, 1997. 300 с. 11.СТО СГУПС 1.01СДМ.01-2007. Система управления качеством. Курсовой и дипломный проекты. Требования к оформлению. Новосибирск, 2007. 60 с.
|