Рефераты

Международные перевозки

редельный размер ответственности железных дорог в случае несохранения в целости перевезенных грузов в КОТИФ определен в расчетных единицах Международного валютного фонда - СПЗ (17 СПЗ или 51 старый золотой франк за 1 кг массы брутто). Предусмотрено также, что вызванные просрочкой доставки, убытки возмещаются грузовладельцу в пределах трехкратных провозных платежей.

Хотя СССР не был участником КОТИФ, однако ее положение, служебные инструкции и другие нормативные документы использовались и продолжают применяться при перевозках наших внешнеторговых грузов в страны Западной Европы и из этих стран в Украину.

Между социалистическими странами Европы и Азии была заключена многосторонняя транспортная конвенция - Соглашение о международном грузовом соединении (УМВС). В УМВС определяются сроки доставки грузов, устанавливаются провозные платежи на дорогах стран отправления и назначения за ставками внутренних тарифов, а во время следования дорогами транзита - за транзитными тарифами.

Ответственность железных дорог за несохраненность груза наступает в случае наличия вины перевозчика, которую часто должен довести грузовладелец. В отличие от КОТИФ, максимум ответственности в УМВС не установлено и возмещение выплачивается перевозчиком в пределах настоящей стоимости груза, отмеченной в счете поставщика, объявленной его ценности ли. Повреждение и несохранность груза должны быть подтверждены коммерческим актом. В случае просрочки доставки железная дорога платит штраф, который составляет определенный процент от провозной платы.

Заключение договора международных перевозок грузов согласно положениям УМВС оформляется накладной соответствующей формы. Накладная УМВС имеет пять листов:

первый лист - оригинал накладной (сопровождает груз к станции назначения и выдается получателю вместе с пятым листом и грузом);

второй лист - дорожная ведомость (является документом железной дороги, остается в пункте назначения; выдается столько сведений, сколько дорог принимают участие в перевозке);

третий лист - дубликат накладной (выдается отправителю после заключения договора перевозки);

четвертый лист - лист передачи груза (сопровождает отправление к станции назначения, остается в пункте назначения);

пятый лист - сообщение о прибытии груза (сопровождает отправление к станции назначения, выдается получателю вместе с оригиналом и грузом).

Форма железнодорожной накладной за УМВС отличается от аналогичного документа за КОТИФ. Поэтому при оформлении перевозки из СНГ, когда часть пути будет проходить через европейские страны, накладная УМВС оформляется к пограничной станции железной дороги страны, смежной из СНГ, где накладная УМВС будет переоформлена в накладную КОТИФ. Такая же процедура осуществляется на пограничных станциях и при отправлении товаров в страны СНГ.

При международных перевозках расчетной валютой тарифов является швейцарский франк. Кроме накладной, с грузом отправляют соответствующие товарораспорядительные документы.

В последнее время возникла тенденция к переходу многих центральных и восточноевропейских стран от УМВС к КОТИФ. С 1 января в 1991 г. железные дороги Венгерской Республики, Чешской и Словацкой республик денонсировали УМВС.

Автомобильные перевозки и виды документов

Основным документом в автомобильных перевозках является товаротранспортна накладная, которая выполняет функции:

договора перевозки;

товарораспорядительного документа;

расписки перевозчика.

Содержание сведений, которые указываются в накладной, определяется Конвенцией о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПВ) от 1956 г., участником которой был СССР.

Накладная складывается отправителем в четырех экземплярах (два - для перевозчика и по одному - для продавца и покупателя), подписывается отправителем и перевозчиком. По прибытии груза для разгрузки к покупателю последний должен отметить время прибытия автомобиля под разгрузку и отбывание из разгрузки, подписать накладную и поставить свою печать.

Автотранспортом могут осуществляться сборные перевозки от разных грузоотправителей разных товаров или партий товаров. Если груз должен быть загружен на несколько транспортных средств или нужно перевезти разные грузы или партии грузов, складывается столько накладных, сколько транспортных средств используется или сколько грузов или партий грузов перевозится.

Автомобильные тарифы устанавливаются в расчете за перевозку одной тонны груза в зависимости от расстояния и могут предусматривать определенные надбавки, скидки и штрафы из установленной суммы.

Кроме автотранспортной накладной, с грузом отправляют товарораспорядительные документы:

паковочное письмо;

отгрузочные спецификации;

сертификаты качества и другие документы, необходимые для ввоза товара в страну покупателя и пересекание транзитных стран.

Воздушные перевозки и основные виды документов

Основным документом в авиаперевозках является авианакладная, которая выполняет функции:

договора воздушной перевозки;

товарораспорядительного документа;

расписки Аэрофлота в принятии груза к перевозке;

таможенной декларации.

Авианакладная заполняется отправителем во время сдачи груза и вручается получателю. Она состоит из трех оригиналов и девяти копий.

Первый экземпляр оригинала с пометкой "для перевозчика" подписывается отправителем и вручается перевозчику.

Второй экземпляр с пометкой "для получателя", подписывается отправителем и перевозчиком и вручается получателю.

Третий оригинал с пометкой "для отправителя" подписывается перевозчиком и возвращается отправителю. Копии вручаются отправителю, получателю, перевозчику, в аэропорты отправления и назначения и таможню.

Для авиаперевозки авианакладная - такой же документ, что и коносамент при морских перевозках. Однако есть существенные расхождения. Авианакладная не является обратным документом, ее нельзя индоссировать (передать другому лицу с помощью передаточной подписи), она не может быть документом, который удостоверяет право собственности на груз как таковой. В авианакладной нет оригинала, переданного грузополучателю для надела его правом владения товаром. Груз отдается в распоряжение названного грузополучателя после предъявления им документов, которые удостоверяют его личность, подписанной квитанции и уплаты необходимых сборов.

Когда воздушным путем отправляются грузы разных отправителей, то главный грузоотправитель выписывает своему агенту в конечном пункте прибытия не обычную накладную, а возведенную - с указанием на каждую отдельную партию товара. По прибытии груза агент передает его отдельными партиями в распоряжение грузополучателей, отмеченных в возведенной авианакладной. Как и в коносаменте, в авианакладной должна быть детальная информация о грузополучателе и о перевезенном товаре.

Плата за авиафрахт обычно вычисляется за массой в килограммах, при этом масса округляется на полкилограмма в большую сторону. Когда соотношение массы и объема груза превышает 6 (для Великобритании - 5), тогда плата стягивается исходя из объема груза.

Кроме авианакладной, с товаром отправляют необходимые товарораспорядительные документы.

Транспортно-экспедиторские предприятия

В большинстве случаев покупатели и продавцы (экспортеры и импортеры) сами не в состоянии выполнить всю необходимую работу для подготовки своего груза к транспортировке. А продвижение грузов в международном товаробороте от производителя до потребителя - это сложный многоступенчатый процесс, в котором участвует несколько видов транспорта, и данный процесс требует высокого качества обслуживания, соблюдения особых международных правил, условий и требований, точного исполнения условий контракта, предписаний перевозчиков, банков, соблюдения таможенных и государственных законов.

При движении товаров из одной страны в другую необходимо учитывать следующие факторы:

Состояние международных транспортных рынков (фрахтовых, автомобильных, экспедиторских, стивидорных, брокерских и т.п.).

Транспортную политику отдельных государств и международных союзов.

Законодательство стране, права и обычаи в области международного транспорта, международные соглашения и конвенции по перевозкам и транзиту.

Организацию и технику транспортных операций (упаковка, хранение, складирование).

Особенности отдельных транспортных направлений (например, морских портов и т.п.).

Торговые обычаи грузополучателей и грузоотправителей.

В этих условиях эффективность и качество всего процесса товародвижения от грузовладельца в одной стране до грузополучателя в другой стране зависит не только от производителя и перевозчика товаров, но и от различного рода посредников, участвующих в международных перевозках. Такими посредниками в международных транспортных операциях могут быть отдельные лица, специализированные предприятия, фирмы, объединения, корпорации, осуществляющие разнообразные функции по поручению владельца груза при его перемещении с момента подготовки товара к транспортировке до момента сдачи его покупателю или потребителю.

Формы и виды посреднических услуг расширяются, постоянно увеличивается их объем, меняется география поставки товара. Поэтому этот комплекс услуг и операций можно назвать обслуживающими услугами, которые можно назвать транспортно-экспедиторским обслуживанием.

Такую работу можно поручить транспортно-экспедиторским предприятиям (ТЕП), которые предоставляют большой комплекс услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию (ТЕО) грузов. Это, в частности, такие услуги:

выбор наиболее рационального вида транспорта с учетом стоимости и срока доставки грузов;

составление перспективных, годовых и текущих планов перевозок;

обеспечение контейнерных грузопотоков в оптимальном режиме;

обеспечение максимального использования грузоподъемности и грузовместимости перевозочных средств (вагонов, автомобилей, контейнеров, судов);

фрахтование судов и расчеты по фрахту;

расчетные операции по внешнеторговым контрактам;

телексная информация;

консультации по расчетным и экспедиторским операциям;

таможенное декларирование грузов;

погрузочно-разгрузочные работы и оформление приемо-сдаточных документов;

приемка груза от перевозчика в пунктах назначения с проверкой количества груза (веса, числа, мест и т.п.), а в отдельных случаях и его качества;

оформление коммерческих актов или других документов при обнаружении недостач, порчи, повреждения груза или тары, излишков пересортицы и т.п.;

содействие организации перевалки грузов при передачи с одного вида транспорта на другой;

организация накопления груза, хранения на складах и сортировочных базах;

автоперевозка;

оформление товарораспорядительной документации;

страхование грузов;

упаковка, маркировка, комплектация отгрузочных партий согласно поручению заказчика, а также рассортировка грузов, переуапаковка, перемаркировка и т.п.;

сопровождение грузов проводниками (диспетчерами);

стандартизация тары и упаковки;

организация доставки груза со склада отправителя на станцию, в порт, а также вывоз грузов из портов, со станций на склады получателя;

подготовка (комплектация) сборных отправок для одного или нескольких отправителей, работа с мелкими отправками;

упрощение транспортной и товаросопроводительной документации.

Выполнение всех перечисленных транспортно-экспедиторских операций требует высокой квалификации административно-управленческого и производственного персонала для достижения максимальной экономии при транспортировке товара или (груза).

Транспортно-экспедиторские предприятия (ТЭП) должны располагать материальными средствами, такими как:

складские помещения;

базы;

сортировочные и накопительные центры и терминалы;

фирмы по таре и упаковке;

собственные автомобили, контейнеры, перегрузочную технику;

компьютерную и копировальную технику.

Более подробную информацию о деятельности таких организаций можно посмотреть в интернете.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность базисных условий поставок товара?

2. Как распределяются обязательства между продавцом и покупателем во время поставок товара на условиях Инкотермс в группах Е, F, С и D?

3. Какие факторы необходимо учитывать при выборе вида транспорта?

4. Какие отличия между трамповым и линейным судоходством?

5. Какие функции выполняет коносамент и какие его виды существуют?

6. Какие транспортные документы необходимы для перевозки грузов железнодорожным транспортом?

7. Какие транспортные документы необходимы для перевозки грузов автомобильным транспортом?

8. Какие транспортные документы необходимы для перевозки грузов авиационным транспортом?

9. Что представляют собой транспортно-экспедиторские предприятия.

10. Какие услуги выполняют транспортно-экспедиторские предприятия.

Литература

1. ??????????????? ?????? / ????. ?.?. ???????. - ????, 1994.

2. ?????????? ?.?. ??????? ?????????. - ?., 1996.

3. ??????????.?., ?????????.?., ?????????.?. ??????????????????? ????????????: ????. ???????. - ?., 1999.

4. ?????? ????????? ????????????. - ?., 1996.

5. ????????? / ??? ???. ?.?. ??????? - ?., 1997.

6. ?????????????? ????????? ??????: ??????????? ????. - ?., 1996.

7. ????? ?.?. ???????????? ?????????. - ?., 1997.

8. ??????? ?.?. ????????? ? ????????????? ????????????? ??????????. - ?., 1984.

9. ????????? ?.?. ???????????-?????????????? ????????. - ?., 1997.

?. ???????? ?.?. ????????????? ????????? ? ????????????????? ???????. - ?., 1991.

11. ???????? ?.?. ??????????? ? ?????????? ????????? ??????? ?? ??????????????????? ?????? (?????? ?????????): ????. ???????. - ?., 1998.

12. ???????? ?.?. ????????? ? ??? ????????????? ? ???????? ?????. - ?., 1993.

13. ??????? ?????????: ??????? / ?.?. ?????????, ?.?. ?????, ?.?. ??????? ?? ??. - ?., 2000.

Лекция № 3. Транспортная работа в системе внешнеэкономического комплекса

Транспорт во внешнеэкономических связях

Показатели качества международных грузовых перевозок

Этапы по транспортному обеспечению внешнеэкономических связей

Классификация и содержание транспортных операций

Условия доставки товаров в договорах купли-продажи.

Влияние базисных условий поставки товара на организацию его транспортировки

Транспорт во внешнеэкономических связях

Под термином "международные перевозки" принято понимать перевозки грузов и пассажиров с территории (акватории) одной страны на территорию (акваторию) другой страны.

В перечисленных документах "международная перевозка" равнозначна "международному сообщению", отличительным критерием которой принят географический признак. По мнению ряда экономистов-международников, "международная перевозка" должна иметь и ряд экономических и правовых критериев.

К экономическим критериям можно отнести то, что расчеты ведутся в согласованной между странами валюте и специально выработанному порядку и др.

К "правовым" критериям можно отнести то, что на этот вид перевозок распространяются международные правовые нормы. Взаимные претензии (перевозчиков и грузоотправителей) решаются, как правило, в арбитражном порядке. Перевозки осуществляются по специально разработанным и согласованным грузовым документам и др.

Таким образом, "международные перевозки" можно определить как перевозки грузов из одной страны в другую на взаимно согласованных или принятых на международном уровне экономических и правовых условиях.

В зависимости от периодичности доставки грузов (или по форме организации транспортного процесса) можно выделить две основные категории перевозок: регулярные и нерегулярные. Первоначально такое деление сложилось на морском транспорте, где регулярные перевозки стали называться линейными, а нерегулярные - трамповыми.

Кроме морского транспорта, понятия регулярного и нерегулярного международного сообщения свойственны также воздушному и автомобильному транспорту.

На автомобильном транспорте регулярные перевозки осуществляются по согласованию и опубликованным договорам, в которых определены условия перевозки, тарифы и расписания движения транспортных средств по определенному маршруту.

В последнее время все большее значение в международных железнодорожных перевозках принимают регулярные перевозки, так называемые "регулярные грузовые поезда".

Чтобы начать процесс перемещения, производителю необходимо подготовить продукцию таким образом, чтобы защитить ее от атмосферных и динамических воздействий во время транспортировки, учесть габаритные ограничения транспортных средств, доставить к месту погрузки, погрузить на транспортное средство, осуществить ряд коммерческих, банковских, таможенных, карантинных, санитарно-ветеринарных и других операций. Еще в процессе проектирования продукции необходимо предусмотреть возможность рациональной транспортировки создаваемого изделия.

После завершения процесса перемещения заказчик (потребитель) продукции должен осуществить ряд операций по доставке товара на места, связанные с его непосредственным потреблением, в случае нарушения условий транспортировки иметь возможность предъявить претензии к перевозчику и получить компенсацию за причиненный ущерб. Вместе с тем грузовладелец в особо сложных условиях должен прибегать к услугам различного рода посредников, действующих как в сфере обращения, так и в сферах производства и потребления.

В транспортном процессе возникают различного рода технологические перерывы, связанные с накоплением товара, комплектацией отправок, их подработкой и т.д. Такие перерывы могут быть в местах отправления, выгрузки и перевалки с одного вида транспорта на другой. В транспортном процессе его участники - производители, заказчики, покупатели продукции, транспортные предприятия, посредники - вынуждены вступать в сложные экономические и коммерческо-правовые взаимоотношения, определяемые различного рода нормативными актами, регулируемые национальным законодательством, международными правовыми нормами, обычаями.

Транспортному обеспечению близка по своему назначению система международного товародвижения. Это технические средства, коммуникации и обустройства всех видов транспорта; складское хозяйство промышленных фирм, их филиалов, торгово-посреднических и других компаний; материально-техническая база стивидорных, брокерских и агентских фирм; обустройства транспортно-экспедиторских компаний для осуществления операций по группировке, комплектации отправок и т.п.; материально-техническая база лизинговых компаний, сдающих в аренду контейнеры; технические средства информационно-управляющих систем.

Показатели качества международных грузовых перевозок

Уровень транспортного обеспечения внешнеэкономических связей оказывает существенное влияние на эффективность внешней торговли, проявляясь в цене товара в качестве транспортной составляющей с требованием ее снижения. В свою очередь, качество транспортной услуги (скорость, регулярность, сохранность, надежность и т.п.) прямо или косвенно воздействуют на формирование самой цены товара, увеличивая ее при высоком транспортном сервисе или уменьшая при низком уровне транспортного обслуживания.

В связи с этим появляется необходимость оперировать понятиями стандарта качества транспортного обслуживания и комплексностью предоставляемой транспортной услуги.

Стандарт качества синтезирует конкретные потребности грузовладельца и определяет требуемый для них оптимальный набор качественных транспортных признаков, а также удельный вес, характер и степень совершенства определенных типовых признаков.

Набор стандартов должен отражать весь диапазон существующих и прогнозируемых потребностей народного хозяйства и международных рынков. В свою очередь, технология, техника и организация, различные формы и методы перевозки и обработки грузов должны обеспечить выполнение этих стандартов.

Стандарт качества должен закладываться в комплекс целенаправленных мер по оптимизации транспортного обеспечения внешнеэкономических связей в системе "производство ¦=> обращение ¦=> потребление" от момента изготовления продукции до момента сдачи товара покупателю.

Были разработаны первые три государственных стандарта качества:

"Услуги транспортные. Термины и определения".

"Услуги транспортные. Номенклатура показателей качества пассажирских перевозок".

"Услуги транспортные. Номенклатура показателей качества грузовых перевозок".

В указанных стандартах перевозки пассажиров и грузов рассматриваются с позиции потребителей, в связи с чем основные характеристики и показатели являются отражением потребностей и интересов пользователей транспортных услуг. Потребности и интересы пользователей в совокупности по существу и составляют качество транспортных услуг.

Терминология, используемая в разработанных государственных стандартах по качеству транспортных услуг, включает следующие понятия с соответствующими определениями.

Показатель качества транспортной услуги (обслуживания) - количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств услуги (обслуживания), составляющих ее качество.

Сохранность перевозки грузов (багажа) - характеристика транспортной услуги, обуславливающая перевозку грузов (багажа) без потерь, повреждений, пропаж и загрязнения.

Своевременность доставки грузов (багажа) - характеристика транспортной услуги, обуславливающая прибытие грузов (багажа) в конечный пункт в соответствии с установленными сроками или объявленным расписанием.

Надежность транспортного обслуживания - совокупность характеристик исполнителя транспортных услуг, обуславливающая предоставление их потребителям в заданных объемах и качестве в течение установленного времени.

Нормативный срок доставки грузов - показатель своевременности доставки груза, в течение этого срока исполнитель транспортной услуги гарантирует доставку груза потребителю.

Качество транспортного обслуживания (качество транспортных услуг) - совокупность характеристик пассажирских, грузовых перевозок или транспортной экспедиции, определяющих их пригодность удовлетворять потребности пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей в соответствующих перевозках и работах.

Уровень качества транспортного обслуживания (уровень транспортного сервиса) - относительная характеристика предоставляемых транспортных услуг, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой услуги с базовыми значениями соответствующих показателей.

Система качества транспортных услуг - совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качества (ИСО 8402).

Управление качеством - методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству (ИСО 8402).

Проверка качества - систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность их внедрения (ИСО 8402).

Класс (сорт) - показатель категории или разряда, относящийся к свойствам или характеристикам, учитывающим различные совокупности потребностей по услугам, предусмотренным для аналогичного использования (ИСО 8402). Он отражает предусмотренное или признанное различие в требованиях к услугам.

Стандарт устанавливает следующую номенклатуру основных групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам групповых перевозок:

1) показатели своевременности выполнения перевозок;

2) показатели сохранности грузов;

3) экономические показатели.

Своевременность выполнения перевозки характеризуется показателями:

перевозки грузов к назначенному сроку;

регулярности прибытия груза;

срочности перевозки груза;

Показатели сохранности перевозки в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяются на показатели перевозки грузов:

без потерь;

без повреждений;

без пропажи;

без загрязнения.

При оценке уровня качества грузовых перевозок необходимо учитывать экономические показатели, характеризующие элементные и общие затраты, связанные с перевозочным процессом в целом или выполнением отдельных работ при доставке груза.

Экономическими показателями служат:

удельные затраты на транспортировку грузов;

удельные полные расходы на доставку грузов;

затраты на производство погрузо-разгрузочных и складских работ;

доля транспортных издержек в себестоимости продукции (товара).

Этапы по транспортному обеспечению внешнеэкономических связей (ВЭС)

Транспортное обеспечение связей - это сложная динамическая система, состоящая из элементов, объединяемых в операции, которые формируются и составляют отдельные процессы (ее этапы), находящиеся под воздействием экономических, коммерческо-правовых, организационных методов и форм управления транспортного обеспечения на всех уровнях.

Укрупнено отдельные этапы по транспортному обеспечению внешнеэкономических связей можно представить следующим образом:

первый этап: подготовка продукции к перевозке, включая упаковку и затаривание, складские работы, подготовка информации для перевозчика и покупателя, подготовка необходимой сопроводительной документации, получение экспортных лицензий, карантинных, ветеринарно-санитарных свидетельств, упаковочных листов, сертификатов и др.;

второй этап: доставка продукции к магистральным видам транспорта;

третий этап: заключение договора перевозки и необходимые расчеты с первым перевозчиком;

четвертый этап: погрузо-разгрузочные и складские работы в пункте отправления продукции;

пятый этап: перемещение товара первым перевозчиком;

шестой этап: таможенные, пограничные, санитарно-ветеринарные операции на пограничных пунктах;

седьмой этап: складские, стивидорные операции при передаче товара второму перевозчику;

восьмой этап: заключение договора перевозки при необходимости со вторым перевозчиком;

девятый этап: перемещение груза вторым перевозчиком;

десятый этап: складские, стивидорные операции при передаче товара перевозчику;

одиннадцатый этап: заключение договора с перевозчиком;

двенадцатый этап: стивидорные и складские операции, раскредитование перевозочных документов;

тринадцатый этап: сдача груза получателю;

четырнадцатый этап: розыск грузов;

пятнадцатый этап: ведение претензий, исков, арбитражных дел.

Кроме того, на том или ином этапе транспортного обеспечения ВЭС возникают различного рода посреднические операции, включающие страхование груза и транспортных средств, лизинг и агентирование транспортных средств, брокерскую деятельность, транспортно-экспедиторское обслуживание и др.

На каждом этапе транспортного обеспечения требуется организация информационного обеспечения участников транспортного процесса.

Указанные этапы транспортного обеспечения организуются и проводятся под контролем продавца и покупателя товара, которые оговариваются и фиксируются в договорах купли-продажи в виде базиса поставки и транспортных условий.

Для транспортного обеспечения внешнеэкономических связей следует учитывать выполнение ряда функциональных элементов.

Технические элементы транспортного обеспечения внешнеэкономических связей требуют согласования технических, физико-химических и других характеристик и свойств перевозимых грузов с технико-эксплуатационными параметрами и характеристиками транспортных средств с целью защиты товаров от атмосферных, температурных и динамических воздействий при перевозке, перегрузке и технологическом хранении. При этом заказчик транспортных услуг информирует перевозчика о транспортных характеристиках товара, а перевозчик, в свою очередь, согласовывает с заказчиком предоставление соответствующих транспортных средств.

Технологические элементы транспортного обеспечения внешнеэкономических связей включают совокупность способов перевозки товара, когда в транспортных процессах создаются особые условия и режимы, способствующие повышению экономичности и качества транспортного обслуживания. К ним относятся различного рода прогрессивные транспортно-технологические системы, включая контейнерную, пакетную, лихтеровозную, паромную и многие другие, когда продукция перемещается в укрупненных, унифицированных единицах.

К экономическим методам воздействия на транспортное обеспечение внешнеэкономических связей относят планирование, учет и анализ транспортной продукции, система ценообразования на продукцию транспорта, включая изучение конъюнктуры международных транспортных рынков.

Классификация и содержание транспортных операций

В процессе внешнеэкономической деятельности необходимо осуществить сложный и специфический комплекс транспортных операций, связанный с перемещением огромных масс разнообразных товаров на значительные расстояния из сферы производства в сферу потребления. При этом производители продукции, продавцы, покупатели товара, перевозчики груза вступают в определенные взаимоотношения, требующие их регламентации на основе соответствующих договоров, соглашений, других нормативных материалов, основанных на национальных и международных правовых нормах.

Поэтому транспортные операции в международном товародвижении следует рассматривать в их взаимной связи и логичной последовательности в системе "производство - внешняя торговля - транспорт - потребление".

При этом произведенный продукт на определенных стадиях превращается в товар, затем в груз, затем снова в товар, который реализуется заказчиком.

Таким образом, транспортные операции являются неотъемлемой частью внешнеторговых операций. В свою очередь, сам процесс перемещения груза в сфере международного товарообмена и транспортные операции, возникающие при этом, накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения продавца и покупателя в процессе реализации внешнеторговой сделки.

Международная перевозка оформляется договором перевозки, заключенным между грузовладельцем и перевозчиком, согласно которому перевозчик обязуется доставить груз в указанное место и вовремя за указанное вознаграждение, а грузовладелец - предоставить груз и произвести соответствующие расчеты за перевозку товара и другие услуги.

Для признания договора перевозки международным необязательно требуется фактическое пересечение товаром или пассажиром границ; международная перевозка может прекратиться в стране отправления груза, например, ввиду утраты "груза" или снятия его с экспорта.

Внешним признаком договора международной перевозки является оформление его соответствующим международным транспортным документом, действующим в стране отправления груза.

Понятие "международная перевозка" отличается от понятия "внешнеторговая перевозка".

Внешнеторговая перевозка указывает на ее характер, т.е. является ли она экспортной или импортной; она может совпадать по месту и времени с международной в случае заключения международного договора перевозки поставщиком в пункте отправления товара или при его доставке на склад покупателя, оформленной международными транспортными документами.

Внешнеторговая перевозка может и не совпадать по времени с международной, если экспортный или импортный груз доставляется от поставщика до пограничного или другого пункта, и, наоборот, по внутренним документам, например, при завозе экспортного товара в морские и речные порты и вывозе из них импортного "груза", при доставке товара на пограничные пункты с некоторых предприятий или в их адрес.

Но, как правило, внешнеторговая перевозка становится международной при заключении международного договора перевозки и оформлении его соответствующими транспортными документами или при пересечении грузом границы, когда перевозка оформлена в соответствии с национальными законодательными правовыми нормами.

Характер международных перевозок

Содержание транспортных операций во внешней торговле во многом определяется характером международных перевозок или международных сообщений (см. рис.4.1), которые подразделяют в зависимости от: предмета транспортных операций - груз, пассажир или багаж; вида транспорта, участвующего в перевозке - железнодорожный, водный, автомобильный, трубопроводный, воздушный или смешанная перевозка, в которой принимают участие два и более видов транспорта; транспортной характеристики товара - сухой или наливной; периодичности - регулярные и нерегулярные перевозки; порядка прохождения границы - перегрузочные и бесперегрузочные перевозки; видов транспортно-технологической системы - контейнерная, паромная, лихтерная, ролкерная, с использованием судов смешанного типа река-море плавания и др.; завершается ли перевозка в соседней стране - соседские, транзитные, кольцевые; вида сообщений - прямое и непрямое: ломанное, последовательными перевозчиками, с переотправкой, когда в процессе транспортировки действуют один или несколько договоров перевозки.

Рисунок 4.1 - Характер международных перевозок

Классификация и процесс транспортировкии перевозки груза.

Процесс транспортировки груза, т.е. его доставку от места производства к месту потребления, следует рассматривать в виде выполнения ряда элементов, характеризующих сам процесс ыполнения транспортных операций (см. рис.4.2

Транспортировку перевозки груза можно разделить на два этапа:

Основной этап - перевозочный, выполняемый транспортом;

Дополнительный этап - охватывающий комплекс различных, сложных и трудоемких операций, связанных с перевозкой груза, но выходящих за пределы функции перевозчика.

Следовательно, транспортные операции также можно разделить на основные, выполняемые перевозчиком, и дополнительные или сопряженные операции, выполняемые другими субъектами транспортного процесса.

Рисунок 4.2 - Элементы процесса транспортировки и перевозки груза.

Транспортные операции также можно классифицировать на операции, предшествующие реализации внешнеторговой сделки; возникающие в процессе ее реализации и операции после реализации (см. рис.4.3).

Рисунок 4.3 - Классификация транспортных операций.

К первой группе (процесс реализации внешнеторговой сделки) основных транспортных операций относятся:

планирование внешнеторговых перевозок;

анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки товаров в том или ином международном регионе;

планирование транспортных расходов и т.д.

Ко второй группе (после реализации внешнеторговой сделки) транспортных операций включает:

проработку транспортного фактора и транспортных условий и включение их в договора купли-продажи;

подготовку товара к транспортировке - упаковку, затаривание, маркировку, заключение договоров перевозки и их оформление;

подготовку необходимой транспортной и товаросопроводительной документации;

страхование;

организацию контроля за продвижением груза;

расчеты продавца или покупателя с перевозчиком;

таможенные, пограничные, санитарные, ветеринарные операции.

После завершения внешнеторговой сделки могут возникнуть споры между грузополучателем и перевозчиком, продавцом и покупателем, соответствующие претензии и иски, разрешаемые в установленном порядке.

В определенные отрезки времени (месяц, квартал, год) на различных уровнях производится учет и анализ выполнения внешнеторговых и международных перевозок грузов.

По составу участников перевозочного процесса транспортные операции осуществляются:

изготовителем продукции (предприятием),

продавцом или покупателем товара (заказчиком товара, т.е. внешнеторговой организацией),

перевозчиком груза (транспортной организацией),

различного рода посредниками в транспортных операциях (транспортно-экспедиторское, агентское, брокерское, лизинговое и другие виды обслуживания внешнеторгового грузооборота).

Транспортные операции осуществляются в пунктах отправления, в пути следования груза, в пунктах его перевалки с одного вида транспорта на другой, на пограничных пунктах, у получателя товара.

Транспортные операции могут подразделяться на внутренние, осуществляемые в рамках какого-либо участника транспортного процесса, и внешние, когда участники транспортного процесса вступают в определенные взаимоотношения.

К внутренним транспортным операциям предприятий и организаций внешнеэкономического комплекса относятся подготовка планов перевозок, их учет, контроль и анализ, проработка транспортных условий в договорах купли-продажи и т.д.

К внешним транспортным относятся операции, связанные с непосредственным осуществлением перевозочного процесса предприятиями и организациями и организациями внешнеэкономического комплекса - заключение договоров на транспортное обслуживание, согласование планов перевозок, тарифов, фрахта, условий транспортировки товара, расчеты за перевозку товара и др.

Указанные операции для перевозчика составляют коммерческую эксплуатацию транспорта.

В зависимости от места проведения транспортные операции подразделяются на осуществляемые: внутри страны и на территории других стран.

К первой группе транспортных операций относятся организация доставки груза к пограничным пунктам, передача грузов, транспортных средств и различного транспортного оборудования за границу.

Ко второй группе операций, осуществляемых за рубежом, относятся переадресование груза, заключение нового договора перевозки, транспортно-экспедиторское, агентское, лизинговое, брокерское и другие виды обслуживания внешнеторгового грузооборота и транспортных средств.

Наиболее часто встречающимися дополнительными (сопряженными) операциями являются:

Агентские операции.

Агент - доверенное лицо (юридическое или физическое), совершающее определенные действия по поручению другого лица (принципала) от его имени и в его интересах.

Взаимоотношения между принципалом и агентом обычно строятся на базе единовременных полномочий или, если эти отношения имеют длительный характер, на базе агентского договора, предусматривающего объем и порядок предоставления услуг и размеры агентского вознаграждения.

В торговом мореплавании в силу его особенностей, связанных с посещением судами разных портов, ряд функций по защите интересов судовладельца и оказания содействия судовой администрации в выполнении ею своих обязанностей в порту принимают на себя судовые агенты.

Основные обязанности судового агента:

предоставление достоверной информации о порте и действующих в нем правил и обычаев;

осуществление всякого рода формальностей, связанных с заходами, стоянкой судна в порту, включая оплату судовых сборов;

оказание помощи в организации грузовых операций, в снабжении судна топливом, пресной водой, провизией и т. п;

оказание других услуг.

В зависимости от условий чартера судовые агенты назначаются либо судовладельцем (агенты судовладельца), либо фрахтователем (агенты фрахтователей). И в том, и в другом случае функции агента одинаковы - он призван защищать интересы судовладельца, который, в свою очередь, оплачивает его услуги. Если судовладелец уже имеет в порту захода судна своего постоянного агента и вместе с тем вынужден по условиям чартера согласиться принять услуги агента, назначенного фрахтователем, то он оставляет за своим постоянным агентом функции доверительной защиты своих интересов.

Бункерные операции - это операции по обеспечению поставки и загрузки транспортных средств топливом и водой.

Лизинговые операции. Лизинг - это долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения.

Лизинговая компания покупает оборудование и предоставляет в аренду обычно на 5-8 лет фирме-арендатору, которая постепенно погашает задолженность по мере использования имущества. По окончании срока лизингового контракта возможны: их покупка арендатором по остаточной стоимости (в этом случае право собственности переходит к новому владельцу); пролонгация срока - заключение нового соглашения; возврат материальных ценностей лизинговым компаниям. Для приобретения машин и оборудования лизинговые компании используют собственные заемные средства. Государство, как правило, создает им льготные условия получения кредитов.

Стивидорные операции - это операции по погрузке, разгрузке и перегрузке груза, его укладке на транспортные средства и разравниванию, на пример, сыпучих грузов трюмных судов.

Страховые операции - это операции по страхованию груза, в соответствии с которыми страховщик возмещает имущественные потери страхователю: судовладельцу или владельцу транспортного средства.

Страхование груза - вид страхования, широко распространенный в практике страховых организаций всех стран при перевозке, хранении, грузовых работах. Страхование от аварии - вид страховой ответственности, получивший широкое применение в деятельности страховых организаций многих стран, особенно в период массового производства и освоения различных видов техники.

Сюрвейерные операции - это операции по исследованию судов и грузов с целью выявить их состояние, размер повреждений при аварии, мореходность судна и т.п. Могут быть проведены по инициативе судовладельца, фрахтователя, грузовладельца или классификационного общества. Сюрвейерный акт служит одним из доказательств при разрешении споров.

Тальманские операции - это операции по учету груза при погрузке- выгрузке, которые осуществляются тальманом. В тальманском счете отражается фактическое количество груза, погруженное на судно за определенный период (сутки, рабочую смену и т.д.).

Фрахтование судов - это процесс заключения, уторговывания договора фрахтователя. В более широком смысле под фрахтованием понимается работа по бронированию, которая обычно оформляется подписанием букингнот.

Фрахтование судов в трамповом судоходстве обычно осуществляется через посредников - фрахтовых брокеров; в линейном судоходстве - через разветвленный аппарат агентов-аквизиторов. Брокер - это маклер, посредник при заключении сделок купли-продажи либо обслуживания. В торговом мореплавании основными видами брокерской деятельности являются фрахтование, агентирование, купля и продажа судов. Фрахтовые брокеры выступают посредниками между судовладельцами и фрахтователями при заключении договора фрахтования судов в зависимости от того, чьи интересы они представляют.

Брокер является агентом судовладельца либо фрахтователя, действующим по полномочию своего доверителя и подписывающим договор от его имени.

Шипчандлерские операции - это операции по поставке на суда продовольствия и их техническому снабжению.

Транспортно-экспедиторские операции - это наиболее важные для грузовладельцев, так как именно транспортно-экспедиторское обслуживание грузов представляет собой наибольшей интерес для организаций и предприятий внешнеторгового комплекса.

Кроме этого, существует множество других менее значительных сопряженных операций.

Условия доставки товаров в договорах купли-продажи

Транспортные условия представляет раздел в договорах купли-продажи, в котором предусматриваются порядок перевозки грузов, условия и сроки погрузки и выгрузки, размер, порядок оплаты и расчет провозной платы, других видов услуг.

Содержание транспортных условий зависит от вида транспорта, участвующего в перевозке; характера товара и внешнеторговой сделки; действия международных договоров, соглашений, обычаев и определяется базисными условиями поставки товара в договорах купли-продажи.

Базисные условия

Базисные условия определяют:

обязанности продавца и покупателя;

устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя;

кто организует перевозки и несет расходы, связанные с транспортировкой и перегрузкой товара.

Эти расходы могут включать:

расходы по подготовке товара к отгрузке (проверка качества и количества, отбор проб, упаковка);

оплату перевозки товара от пункта отправления до основных перевозочных средств внешнеторгового транспорта;

оплату расходов по погрузке товара на перевозочные средства внутреннего перевозчика;

оплату расходов по погрузке товара на основные перевозочные средства в пункте экспорта;

оплату стоимости транспортировки товара внешнеторговым транспортом;

оплату страхования груза в пути;

оплату по перегрузке и перетарке;

расходы по выгрузке товара в пункте назначения;

расходы по доставке товара от пункта назначения на склад покупателя;

оплату таможенных сборов, пошлин и налогов при переходе таможенной границы.

Обязанности продавца, общие для всех базисных условий:

поставить товар в соответствии с условиями контракта;

своевременно уведомить покупателя о готовности товара к отгрузке;

оплатить расходы, связанные с проверкой товара;

обеспечить за свой счет обыкновенную упаковку товара;

предоставить покупателю принятый в практике чистый документ (в морских перевозках - чистый коносамент), удостоверяющий поставку товара на согласованных условиях;

оплатить таможенные пошлины и налоги, взыскиваемые при экспорте;

получить за свой счет экспортную лицензию или другое разрешение, необходимое для экспорта;

предоставить покупателю по его просьбе и за его счет свидетельство о происхождении товара и консульский счет (кроме условия ОЕО);

по просьбе покупателя оказать последнему содействие в получении других необходимых документов, выдаваемых в стране отправления, которые могут понадобиться покупателю для ввоза товара в страну назначения;

нести риски и расходы до момента предоставления товара в распоряжение покупателя в месте, установленном базисным условием, и в срок, обусловленный в контракте.

Обязанности покупателя, общие для всех базисных условий:

принять товар в месте и в срок, обозначенные в договоре, или документы на товар, уплатить цену товара в соответствии с контрактом;

нести все расходы и риски, которым может подвергаться товар, с даты истечения срока поставки (если нет указаний продавцу относительно порядка поставки товара, судно не прибыло в согласованную дату или не в состоянии принять товар);

оплатить все расходы и сборы, возникшие при получении документов, выдаваемых в стране отправления;

оплатить все таможенные пошлины и другие пошлины и налоги, взимаемые при ввозе товара;

обеспечить за свой риск и счет получение импортной лицензии.

О необходимости создания новых правил и новых торговых систем, чтобы учесть новейшие современные требования к условиям торговли в отношении обработки грузов и документов, свидетельствует разработка условий "Инкотермс".

Впервые правила толкования торговых терминов (Инкотермс) опубликованы Международной торговой палатой в 1936 г. Затем в 1953, 1967, 1976, 1980 и 1990 гг., в соответствии с текущей международной торговой практикой, вносились дополнения и изменения.

Основной смысл создания "Инкотермс" в том, что при заключении международных сделок для Покупателя и для Продавца очень важно, чтобы было четким и одинаковым понимание условий поставки. "Инкотермс" - это унифицированные правила, разъясняющие трактовку условий купли-продажи и определяющие права и обязанности Продавца и Покупателя при международных сделках. "Инкотермс" предназначены для того, чтобы можно было назначить пунктом для перехода ответственности с Продавца на Покупателя место, удобное для проверки/досмотра товара.

Цель разработки "Инкотермс" - это создание международных правил для разъяснения наиболее часто используемых условий поставки в международной торговле. Правильное применение "Инкотермс" предотвращает появление разногласий или непонимания по поводу ответственности сторон.

Для перевозчика очень важно знать, на каких условиях поставки ("Инкотермс") заказчик заключает контракт купли-продажи, на основании которого возникает потребность в транспортных услугах. Такое знание дает перевозчику информацию об ответственности по оплате тех или иных услуг, предоставляемых по договору перевозки.

Необходимость пересмотра "Инкотермс" в 1990 г. обусловлена намерением приспособить их к возрастающему использованию средств компьютерной связи - и по причине изменения способов транспортировки (использование контейнеров, смешанных и комбинированных перевозок). Последнее послужило причиной появления нового условия поставки FCA - для транспортировки независимо от способа и сочетания различных видов транспорта. В ходе пересмотра "Инкотермс" установлен новый порядок расположения терминов.

Классификация базисных условий "Инкотермс-2000" приведена в табл.2.1

Термины "Инкотермс-2000", определяющие условия поставки, сгруппированы по четырем базовым категориям, различным по своей сути:

первая группа - продавец передает товар в распоряжение покупателя в принадлежащем продавцу помещении (условия группы Е, ЕХW - франко-завод);

вторая группа - продавец обязан доставить товар перевозчику, которого определяет покупатель, при этом риск гибели или повреждения товара переходит к покупателю при передаче товара первому перевозчику или экспедитору (условия группы F, FCA франко-перевозчик, FOВ франко-борт - ФОБ, FAS франко вдоль борта судна - ФАС);

третья группа - условия перевозки группы С, согласно которым продавец заключает договор на перевозку товара, но без принятия риска гибели или повреждения товара или возникновения дополнительных расходов, вызванных событиями, происходящими после погрузки и отправки товара (CAF стоимость и фрахт - КАФ, С1F стоимость, страхование и фрахт - СИФ, СРТ - "доставка оплачена до..." и С1Р - "доставка и страхование оплачены до... ");

четвертая группа - условия Д, по которым продавец обязан нести все расходы и риски, необходимые для доставки товаров в страну назначения (DAF "поставлено на границу..." - ДАФ, DES "поставлено с борта судна... ", DEQ "поставлено с пристани... ", DDU "поставлено без оплаты пошлины", и DDP "поставлено с оплатой пошлины").

Влияние базисных условий поставки товара на организацию его транспортировки

В настоящее время в перечень коммерческих терминов и их международные кодовые обозначения включено 13 условий, расположенных по возрастанию обязанностей и расходов продавца по транспортировке товара. Так, условие поставки ЕХW предусматривает минимальные транспортные издержки для продавца, а DDP - максимальные.

"Инкотермс" применяется лишь в тех случаях, когда в контракте сделана соответствующая оговорка об их применении. Вопрос о применении "Инкотермс" в качестве базиса поставки зависит от договоренности сторон, так как данные условия носят рекомендательный характер. Стороны могут договориться о других базисных условиях. Однако в этом случае необходимо подробно расписать обязанности продавца и покупателя по поставке товара.

В "Инкотермс" включены только наиболее часто встречающиеся в коммерческой практике базисные условия поставок. Выбирая то или иное условие продавец и покупатель учитывают конъюнктуру товарного и фрахтового рынков, государственную политику в области использования национальных транспортных средств под внешнеторговые грузы и другие важные факторы.

Основные условия поставки товаров в соответствии с "Инкотермс-90" приводятся ниже.

ФРАНКО-ЗАВОД.

Условие "Франко-завод": продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда он передает товар в распоряжение покупателя на своем предприятии (заводе, фабрике, складе и т.п.). Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, и за таможенную очистку товара для ввоза, если не оговорено иное; покупатель несет все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Таким образом, данный термин возлагает на продавца минимальные обязанности. Если покупатель не в состоянии осуществить сам или обеспечить выполнение экспортных формальностей, он должен использовать условие РСА.

ФРАНКО-ПЕРЕВОЗЧИК

Условие "Франко-перевозчик": продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для ввоза, с момента передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пункте. При отсутствии указания покупателя о таком пункте продавец вправе определить такой пункт сам среди ряда подобных пунктов, где перевозчик принимает товар в свое распоряжение. В тех случаях, когда согласна коммерческой практике для заключения договора перевозки необходимо содействие продавца (при перевозке товара воздушным или железнодорожным транспортом), он может действовать за счет и на риск покупателя. Данный термин может быть использован при осуществлении перевозки любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

"Перевозчик" - это любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским или внутренним водным транспортом или в смешанной перевозке. Если покупатель уполномочивает продавца поставить товар лицу, не являющемуся перевозчиком, например, экспедитору, продавец считается выполнившим свою обязанность по поставке товара с момента передачи его на хранение данному лицу.

"Транспортный терминал" - это железнодорожная станция, причал, контейнерный терминал или двор, пункт по принятию различных видов грузов, т.е. любых контейнеров и/или поддонов независимо от использования 150, трейлеров, прицепов, оборудования типа ро-ро, |д1оо5, применяемых любыми средствами транспорта.

СВОБОДНО ВДОЛЬ БОРТА.

"Свободно вдоль борта": продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в согласованном пункте отгрузки. С этого момента покупатель должен нести все расходы й риски гибели или повреждения товара. По условиям ФАС (РАЗ) на покупателя возлагается обязанность по очистке товара от пошлин для его вывоза. Данный термин не следует применять, когда покупатель прямо или косвенно не в состоянии обеспечить выполнение таможенных формальностей.

СВОБОДНО НА БОРТУ

"Свободно на борту": продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. С этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям РОВ на покупателя возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для его экспорта. Данный термин может применяться лишь при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. В случаях, когда момент перехода товара через поручни судна не имеет практического значения, например, при перевозках на условиях ролл-он или ролл-офф или при перевозках в контейнерах, более целесообразно применение термина РАЗ.

СТОИМОСТЬ И ФРАХТ -

"Стоимость и фрахт": продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для поставки товара в указанный порт назначения. Однако риск утраты или повреждения товара, а также риск любого увеличения расходов, возникающих после перехода товаром борта судна, переходит с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. По условиям СРР на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для его вывоза. Данный термин может применяться лишь при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. В случаях, когда момент перехода товара через поручни судна не имеет практического значения, например, при перевозках на условиях ролл-он или ролл-офф, или при перевозках в контейнерах, более целесообразно применение термина СРТ.

СТОИМОСТЬ, СТРАХОВАНИЕ И ФРАХТ.

"Стоимость, страхование, фрахт": продавец несет те же обязанности, что и по условиям СРР, однако он должен обеспечить морское страхование от риска гибели или повреждения товара во время перевозки. Продавец заключает договор страхования и выплачивает страховщику страховую премию. Покупатель должен принять к сведению, что согласно условиям С1Р от продавца требуется лишь обеспечение страхования на минимальных условиях. Данный термин может применяться лишь при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. В случаях, когда момент перехода товара через поручни судна не имеет практического значения, например, при перевозках на условиях ролл-он или ролл-офф, или при перевозках в контейнерах, более целесообразно применение термина С1Р.

Лекция № 4. Процесс организации доставки товаров. концепция логистики

Основное содержание процесса доставки товаров

Основное содержание концепции логистики

Виды логистики

Логистическая система: понятие, совокупные затраты

Основное содержание процесса доставки товаров

Основное содержание процесса доставки товара (от места его изготовления до места потребления) включает выполнение широкого спектра операций в рамках системы товародвижения.

Система товародвижения определяется как:

технические средства, коммуникации и обустройство всех видов транспорта;

складское хозяйство промышленных фирм, их филиалов, торгово-посреднических и других компаний;

материально-техническая база стивидорных, брокерских и агентских фирм;

обустройство транспортно-экспедиторских компаний для осуществления операций по группировке, комплектации отправок и т.п.;

материально-техническая база лизинговых компаний, сдающих в аренду контейнеры;

технические средства информационно-управленческих систем.

Наряду с этим эта система охватывает совокупность технологических, организационных, правовых, социальных и иных отношений, возникающих в ходе транспортного, информационного и иного обеспечения хозяйственных связей.

Система товародвижения, выходящая за рамки какой-либо одной страны, может быть определена как международная система.

Всемирную систему товародвижения можно определить как совокупность различных национальных систем, связанных международным разделением труда.

В то же время в отечественной экономической литературе часто используется понятие транспортного обеспечения, которое по своей сути почти идентично товародвижению.

Проанализируем ряд понятий транспортного обеспечения (товародвижение).

Под транспортным обеспечением понимается совокупность элементов, находящихся в тесном взаимодействии и составляющих единую транспортную систему, объединяющую операции, связанные с производством и обращением продукции.

Транспортное обеспечение следует рассматривать как систему, представляющую совокупность технических, технологических элементов; экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий; форм и методов управления транспортными операциями и процессами на всех этапах и уровнях в сфере производства, потребления и обращения продукции, обеспечивающей общественное воспроизводство и рациональное функционирование экономики.

Оба этих понятия (товародвижение и транспортное обеспечение) весьма широко и полно охватывают весь комплекс технико-эксплуатационных экономико-организационных мер, без которых невозможно осуществление хозяйственных связей: внутренних и международных.

Система транспортного обеспечения (товародвижения) имеет свои аналоги в западных экономических публикациях. В частности, ей может соответствовать система товарораспределения или физического распределения, которая реализуется через каналы распределения.

Каналы распределения включают в себя:

транспортировку в совокупности с большим количеством связанных с этим процессом операций;

процесс складирования на всех этапах движения товара от изготовителя к потребителю;

операции в оптовой и розничной торговле, включая прямую доставку товара с завода в розничную сеть.

Современный уровень организации и осуществления доставки товаров предполагает максимально полное удовлетворение потребностей грузовладельцев в организации скоростной, дешевой и сохранной транспортировки, высокую эффективность всех сопутствующих ей операций, новые подходы, способы и методы обеспечения их интересов.

Однако именно процесс доставки товаров, будь то внутренние хозяйственные связи или международные, часто сопряжен с потерями:

ухудшением качества товаров и их полной или частичной утратой;

растянутыми сроками транспортировки или складирования;

плохо организованными погрузочно-разгрузочными работами;

излишними непроизводительными затратами.

Например, операции производственного характера (складирование, погрузка, разгрузка, процесс транспортировки и связанные с ним перегрузка, хранение, комплектация, фумигация (опрыскивание ядохимикатами растительной продукции, сепарация и т.д.) никоим образом не могут как-либо улучшить потребительские свойства товара.

Наоборот, именно в процессе доставки (транспортировка и прочие операции) могут ухудшиться заданные свойства товара и его качество; здесь имеет место риск утраты, порчи, хищения товара, полная или частичная его потеря. Всем этим определяется одна из основных задач - доставить товар в срок и без потерь.

Операции, связанные с доставкой товара, имеют свою цену, а следовательно, влияют на ценообразование продукции. Многие товары становятся неконкурентоспособными на рынках из-за больших расходов по доставке. Транспортные тарифы, тарифы на складирование, погрузочно-разгрузочные работы и другие операции, связанные с доставкой, неизменно добавляются к цене продукции и могут полностью перечеркнуть все намерения по ее успешной реализации на различных рынках. Этим обусловлено следующее требование к доставке товара: необходима ее оптимизация, а следовательно, максимальное удешевление с целью сохранения новой конкурентоспособности.

В связи с этим весьма важным во внутренних и международных хозяйственных связях является понятие транспортной составляющей в цене товара.

Транспортная составляющая - это заложенный в контрактную цену товара процент издержек по его доставке.

Процентное отношение издержек по доставке товара к цене товара в месте его назначения - величина приблизительно сформировавшаяся на основе международного опыта.

Например: если в месте изготовления товара его цена составляет величину X, то в месте сбыта цена товара равна Х плюс сумма расходов по доставке - У. Таким образом, отношение издержек по доставке к цене товара в месте его назначения вычисляется по формуле

Y: (Х + Y) * 100%.

Международная практика определила оптимальные величины названного процентного отношения, на которые, безусловно, следует ориентироваться при осуществлении хозяйственных связей. При этом надо учесть, что, чем дороже товар, тем меньше транспортная составляющая в его цене на рынке сбыта.

Так, при торговле готовыми изделиями, например продукцией электронной промышленности, транспортная составляющая колеблется от 2 до 3%; для продуктов питания и домашней техники - от 5 до 6; при поставках машин и оборудования - от 7 до 12%.

Если речь идет о торговле сырьем или полуфабрикатами, то транспортная составляющая больше, ввиду, того что продукция этого рода заведомо дешевле, чем готовые изделия. Так, при поставках сырьевой продукции транспортная составляющая находится в диапазоне 45-60%, а для минерально-строительных грузов приближается к 80-85%.

Транспортные расходы при поставках особорежимных грузов, требующих каких-либо особых условий транспортировки, хранения, перегрузки и т.д., могут превысить (увеличить) стоимость товара.

Основное содержание концепции логистики

Концепция управления процессом доставки товара от изготовителя к потребителю с использованием различных методов и способов ее организации и осуществления в западных публикациях, а в последнее время и в отечественной экономической литературе определяется понятием логистики.

Данное понятие касается любых видов и способов доставки товара. Особенно принципиально важное значение оно приобретает при смешанных сообщениях, наиболее трудоемких и дорогостоящих с точки зрения их организации и осуществления.

В наиболее широком плане логистика трактуется как управление предприятием во взаимосвязи с поставщиками и потребителями его продукции.

Один из основоположников разработки этой концепции, профессор Высшей коммерческой школы г. Бордо (Франция) Пьер Казабан, определяет:

"Логистика - как "совокупность способов и методов эффективного управления товарными потоками с обеспечением наименьших издержек и высокого уровня организации и осуществления процессов снабжения, управления товарным рынком, производства и сбыта, включая и послепродажное обслуживание".

При этом, по мнению автора, перед логистикой стоят две задачи стратегического характера:

1-я задача - "эффективный контроль над издержками с целью их сокращения и достижения высокого качества обеспечения процессов снабжения, производства, сбыта.

2-я задача - "послепродажное обслуживание".

Важное место в приведенной концепции отводится вопросам организации и осуществления транспортировки грузов (имеется в виду не только сам процесс перевозки, но и все сопутствующие ему операции). Отдельно концентрируется внимание на необходимости сокращения издержек по складированию.

Существует следующее трактование понятия логистики, противоположному выше, в самом узком смысле является точка зрения, которая определяет это понятие.

Логистика - как совокупность операций по "сокращению затрат на упаковку, погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку, таможенную очистку, складирование, снижение до минимума расходов, связанных с посредническо-транспортной деятельностью".

Иными словами, термин увязывается почти исключительно с вопросами совершенствования транспортного процесса и связанных с ним операций.

В работах американских экономистов фигурирует термин логистика бизнеса. В данном случае умышленно подчеркивается, что имеется в виду концепция логистики в рамках экономических и коммерческих отношений, а не военный термин "логистика", который означает в США обеспечение снабжения, транспортировки и хранения военной техники и живой силы.

Под логистикой бизнеса в США понимается:

Логистика бизнеса - "процесс планирования и организации доставки необходимых для производства материалов, доставка продукции предприятия на торговые склады или в розничную сеть, а также должный контроль над этими операциями". В частности, данный смысл придается логистике бизнеса двумя американскими экономистами: Стайнером и МакЭдхинейем. B последнее время ряд авторов стал склоняться к определению логистики как концепции, связанной в первую очередь с маркетингом.

В частности, маркетинговая логистика - "представляет собой анализ, планирование, организация и контролирование всех операций по перемещению, складированию, связанных с потоком готовой продукции от конца производственной линии до прибытия продукции на рынок, а также связанных с ними каналов распределения, требующихся для организации и обеспечения взаимодействия между компанией и ее рынками".

Важнейшим является тот факт, что концепция логистики становится краеугольным камнем экономической стратегии крупнейших промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий.

Анализируя перечисленные определения логистики, можно заметить, что:

Концепция логистики в любом случае - это процесс управления деятельностью предприятия, связанный с организацией и планированием транспортных и всех других операций по доставке товара, включая деятельность различных посреднических компаний и фирм.

Виды логистики

В экономической литературе различают следующие виды логистики (см. рис.1): снабженческо-сбытовая; производственная; транспортная; информационная.

98

Рис.2 - Основные виды логистики

В рамках снабженческо-сбытовой логистики осуществляются операции по планированию, регулированию обеспечения производства сырьем и материалами и контроля за ним, а также за доставкой готовой продукции потребителям.

Производственная логистика направлена на достижение высокой степени взаимодействия всех производственных подразделений с минимальными затратами сырья и рабочей силы.

Транспортная логистика обеспечивает управление процессом организации и осуществляет экономически эффективную с точки зрения затрат и сохранности доставку товаров от мест их изготовления до мест потребления в строго обусловленные сроки.

Информационная логистика обеспечивает контроль за всеми операциями, связанными с наличием сырья и полуфабрикатов, выпуском готовой продукции, состоянием производственных запасов, объемами поставок, транспортировкой сырья на производство и готовой продукции в розничную сеть и т.д., осуществляет анализ деятельности предприятия и дает оценку состояния его дел, с помощью использования электронно-вычислительной техники для решения логистических задач.

Логистическая система: понятие, совокупные затраты

Главным в логистике является системный подход.

Системный подход включает в себя:

проектирование и структурирование системы с целью наиболее эффективного использования пространства и времени;

организацию материальных и информационных потоков.

Выполнение требований логистики реализуется через создание эффективных логистических систем, охватывающих снабжение, производство и сбыт, включая все вопросы транспортировки и складирования.

Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место в нужном количестве и ассортименте при заданном уровне издержек. Логистическая система как система массового обслуживания обладает связями с внешней средой. Связи обычно имеют циклический характер, поскольку отражают, как правило, стадии последовательной передачи материального потока между контактирующими подсистемами. Вместе с тем логистическая система может быть охарактеризована также как система с временными ограничениями.

Гибкая логистическая система - это такая система, в которой доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников.

Пример рассматриваемой системы - снабжение запасными частями, когда отгрузка в адрес получателя деталей редкого спроса обычно производится непосредственно с центрального склада, а деталей стандартного и повышенного спроса - со склада посредника.

Логистическая система с прямыми связями - система, в которой материальный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей.

Эшелонированная или многоуровневая логистическая система выстраивает материальный поток на пути от производителя к потребителю таким образом, что он проходит по крайней мере через одного посредника.

В логистическую систему в качестве составных частей входят:

транспортировка;

складирование и хранение;

погрузочно-разгрузочные работы;

упаковка;

управление производственными запасами.

Фирме, эксплуатирующей логистическую систему, необходимо иметь четкое представление о всех названных элементах. Основное содержание элементов приводится ниже, см. рис.2.

98

Рис.2. - Логистическая система

Транспортировка - как часть логистической системы предполагает:

характеристику каждого вида транспорта и его технико-экономические способности осуществить данную перевозку;

обеспечение сохранности груза;

соблюдение законодательства;

оформление транспортной документации;

эксплуатацию транспортного оборудования;

расписание движения;

осуществление маршрутизации перевозки;

подсчет (расчет) затрат на перевозку и т.д.

Складирование и хранение как элементы логистики определяют:

роль и значение складского хозяйства в политике организации доставки товара;

местонахождение и порядок эксплуатации складов;

конструкцию и расположение складов;

методы хранения;

схемы использования складского пространства;

формы использования той или иной техники в организации складских работ.

Погрузочно-разгрузочные работы в системе логистики решают вопросы:

применения различных методов и способов перегрузки;

выбора средств механизации работ;

использования грузовых мест (контейнеры, поддоны, паллеты).

Упаковка - как элемент логистики бизнеса решает задачи:

выбора характера упаковки и ее роли при перевозке товаров данного предприятия;

безопасности и сохранности товара на складе и в пути;

определения размеров, форм и технических требований к упаковке;

влияния упаковки на общие издержки.

Логистика управления производственными запасами исследует:

теорию управления производственными запасами и ее приложения к выполняемым операциям и политике компании в вопросах товародвижения (доставки);

экономические величины поставки;

экономическое качество партии;

процедуры контроля за запасами;

вопросы обеспечения гарантийного запаса;

стоимость производственных запасов;

аспекты повреждения и морального старения продукции.

Совокупные затраты в логистической системе формируются так:

у потребителей - в среднем 24,3%,

у поставщиков - 13,5%,

у посреднических организаций - 3,2%,

на транспорт, включая все сопутствующие операции, - 54%.

Исходя из приведенных цифр видно, что в логистической системе первостепенное значение придается транспорту, поэтому нередко вводится термин транспортная логистика.

Можно сделать вывод, что транспортная логистика основывается на соединении экономических интересов отправителей, получателей, транспортников и других исполнителей, привлеченных к процессу доставки товаров организаций и предприятий на базе создания транспортно-технологических систем.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ