Рефераты

Общая характеристика предприятия "Альянс-Моторс". Техническая эксплуатация автомобилей

p align="left">Угол опережения зажигания измеряют при помощи искрового устройства, которое может быть изготовлено в условиях обычной испытательной станции, или специальными электронными приборами, обеспечивающими большую точность измерения и возможность дистанционного наблюдения за углом опережения зажигания.

Температура рабочих тел и деталей двигателя изменяется в очень широких пределах, поэтому при испытаниях для измерения температур применяют различные приборы и аппаратуру. Температура воды, масла, топлива, окружающего воздуха, изменяется медленно (или остается постоянной). Требуемый диапазон измерения -40?+120°G. Для измерения этих температур применяются ртутные и спиртовые термометры, дистанционные термометры манометрического типа, термосопротивления.

Температура газов в цилиндре двигателя изменяется с большой скоростью и достигает 2500°С. Мгновенные значения температур газа в процессе сгорания измеряются оптическими приборами. Среднюю температуру в камере сгорания отработавших газов определяют термопарами с гальванометрами.

Температуру деталей двигателя измеряют термопарами хромель-копелевыми, нихром - константановыми и др., а также с помощью специальных термокрасок и плавких вставок. Передача сигнала на регистрирующую аппаратуру от движущихся деталей (поршень, клапан) вызывает большие трудности, поэтому испытуемый двигатель оборудуют специальными токосъемными устройствами с периодическим или непрерывным контактом.

4. Производственный процесс ремонта автомобиля ВАЗ_2131

В процессе эксплуатации автомобиля происходит изменение его технического состояния. Эти изменения происходят в результате воздействия различных факторов, к которым относятся: окружающая среда; условия эксплуатации; а также различные внутренние процессы, которые приводят к изменению физико-механических свойств материалов. В результате этого происходит нарушение нормального режима работы автомобиля или его отдельных узлов и агрегатов. Вследствие этого происходит поломка автомобиля, для устранения которой необходимо произвести ремонт.

Производственный процесс представляет собой совокупность технологических действий и орудий труда, которые применяются на предприятии для изготовления или ремонта продукции. Часть технологических операций связаны с выполнением основных работ, которые предполагают изменение формы, размера, свойств, а также состояния продукции. Другая часть технологических операций связана с выполнением вспомогательных работ, к которым относятся транспортные и складские работы, содержание и ремонт зданий и оборудования, материально-техническое снабжение и т.д.

Технологический процесс ремонта представляет собой часть производственного процесса, которая связана с выполнением основных работ по ремонту автомобиля. К технологическим процессам ремонта относятся: разборка автомобиля, его агрегатов, узлов и деталей; ремонт деталей; сборка, окраска и испытание автомобиля, а также сдача автомобиля заказчику. Все эти технологические операции выполняются в определенной последовательности в соответствии с технологией и организацией работ.

Любой технологический процесс состоит из следующих элементов: операция, установка, переход, проход, рабочий прием, рабочее движение.

Операция представляет собой часть технологического процесса ремонта, которая выполняется непрерывно на одном рабочем месте, рабочим одной профессии, определенным видом оборудования. Название операций, как правило, совпадает с названием оборудования, на котором она выполняется. Например, сборочная операция выполняется в сборочном цехе слесарем-сборщиком с применением специального сборочного оборудования.

Установка представляет собой часть технологической операции, которая связана с изменением положения изделия относительно оборудования или инструмента. Например, при создании автомобиля сборочными операциями является установка двигателя, коробки передач и т.д.

Переход представляет собой часть технологической операции или установки, которая выполняется над одним участком изделия при помощи одного инструмента в одном и том же режиме. Например, установка двигателя автомобиля включает в себя несколько переходов: строповка двигателя; подъем, перенос, установка двигателя на раму; закрепление двигателя на раме.

Проход представляет собой один из нескольких переходов, следующих друг за другом. Например, строповка двигателя автомобиля включает в себя два перехода: увязка одного стропа на двигателе с одной стороны и закрепление другого конца на крюке крана; увязка другого стропа на двигателе с другой стороны и закрепление другого конца на крюке крана. Рабочий прием является частью перехода или прохода и представляет собой законченный цикл рабочих движений. Например, при строповке двигателя: закрепление одного конца стропа - один рабочий прием, закрепление другого конца стропа - другой рабочий прием.

Рабочее движение является наименьшей составной частью технологической операции. Например, рабочее движение может делать рабочий, когда берет в руки ту или иную деталь.

Разработка технологического процесса и правильная его организация заключаются в том, что для каждого его элемента устанавливается описание содержания работ, перечень необходимого оборудования, инструмента и приспособлений, а также нормы затрат и сложность выполняемых работ. Вся эта информация заносится в технологические карты. Глубина проработки различных элементов технологического процесса зависит от объема выполняемых работ. Для небольших предприятий с малым объемом работ технологический процесс разрабатывается на уровне установок и технологических операций с применением универсального оборудования и инструмента. Для таких предприятий в технологической карте устанавливается только порядок выполнения операций. Такая технологическая карта называется маршрутной технологической картой. Все работы должны производиться рабочими высокой квалификации.

Для станций технического обслуживания автомобилей (СТОА) с достаточно большим объемом работ технологические карты разрабатываются на уровне переходов или проходов. Кроме этого в таких случаях в картах указывают содержание работ по каждой технологической операции. Все работы выполняются по операционным технологическим картам на специальном оборудовании с применением специального инструмента и приспособлений.

Разработка технического процесса осуществляется отдельно для проведения первого и второго технического обслуживания, а также для ремонтных работ по текущему и капитальному ремонту.

Наибольший объем работ, как правило, имеет место при капитальном ремонте автомобилей, если он проводится на специализированных авторемонтных заводах.

Автомобили, принимаемые на капитальный ремонт, обязательно проходят предварительную мойку и затем поступают на операцию разборки. В процессе разборки с рамы автомобиля снимают все агрегаты, очищают их от грязи, масла и затем разбирают на узлы и детали. Снятые детали автомобиля сортируют на годные, требующие ремонта и на негодные. Годные детали идут на повторную сборку. Детали, требующие ремонта, восстанавливают и также направляют на сборку. Негодные детали отправляют на металлолом. Затем узлы снова собирают в агрегаты и устанавливают на рамы автомобиля. Собранный и отремонтированный автомобиль испытывают и отдают заказчику.

По такой схеме также производится разработка технологического процесса проведения текущего ремонта, с тем отличием, что в этом случае выполняется меньший объем работ и присутствует намного меньше технологических операций.

Разборка автомобиля, мойка и очистка деталей

Автомобили, которые сдаются в ремонт, должны быть полностью укомплектованы, причем для легковых автомобилей и автобусов устанавливается первая степень комплектации, а для грузовых автомобилей - первая и вторая степень комплектации.

Первая степень комплектации предполагает наличие всех деталей, включая запасное колесо. Вторая степень комплектации допускает прием автомобиля на ремонт без платформы, специального оборудования и без металлических кузовов.

Автомобили, сдаваемые в текущий ремонт, должны отвечать следующим требованиям: неисправности деталей должны быть следствием их естественного износа, автомобили должны передвигаться своим ходом, а также иметь пригодные к эксплуатации глины и аккумуляторную батарею. На капитальный ремонт не принимаются грузовые автомобиля, если базовые детали их кабины и рамы подлежат списанию. Легковые автомобили и автобусы не принимаются на ремонт в том случае, если их кузов не подлежит восстановлению.

Прием на ремонт осуществляется приемщиком ремонтного предприятия. Наружная мойка автомобиля осуществляется на постах, оборудованных моечными установками, а также ручным способом. Мойка автомобиля осуществляется водой температуры 65-70 °С, кроме того, в некоторых случаях применяются специальные моющие средства.

Разборка автомобиля представляет собой одну из наиболее ответственных операций при ремонте. Разборка начинается со снятия кузова, кабины, топливного бака и топливной аппаратуры, радиатора, приборов электрооборудования. После этого снимают механизмы управления, двигатель, коробку передач, передний и задний мосты и другие узлы.

В зависимости от объема ремонтных работ разборка автомобиля может осуществляться двумя методами: поточным и тупиковым. При тупиковом методе автомобиль полностью разбирается на одном месте. При поточном методе операция разборки разбивается на ряд элементов, которые выполняются в определенном порядке.

В этом случае весь объем по разборке распределяется по отдельным участкам, которые специализируются на выполнении определенного вида работ. Все эти участки объединяются между собой поточной линией.

К средствам механизации работ по разборке автомобиля относятся: подъемно-транспортные устройства, разборочные стенды, различные приспособления для разборки, а также механизированные инструменты.

При разборке автомобиля большой объем работ занимает процесс свинчивания и развинчивания резьбовых соединений, для механизации таких работ применяют стационарные и переносные гайковерты.

Разборка деталей, которые соединены заклепками, осуществляется срезанием или высверливанием головок заклепок. Не допускается срезать головки заклепок газовой резкой, так как в результате этого появляются повреждения поверхности деталей.

Разобранные детали автомобиля перед осмотром и контролем подвергают очистке. В процессе очистки с поверхности деталей удаляют появляющиеся в процессе эксплуатации отложения. Основными отложениями являются: масляно-грязевые, нагар, накипь, асфальтосмолистые, старые лакокрасочные покрытия и т.д. Асфальтосмолистые и масляно-грязевые отложения удаляются при помощи моющих средств. Для мойки чаще всего применяют моющие средства на основе поверхностно-активных веществ. Кроме этого для удаления асфальтосмолистых и масляно-грязевых отложений широко применяют растворители, в качестве которых используют дизельное топливо, керосин, бензин.

Очистка внутренних поверхностей двигателя от накипи осуществляется промыванием деталей 8-10%-ным водным раствором соляной кислоты, при этом раствор должен быть нагрет до 70°С. Продолжительность обработки кислотным раствором составляет 60-70 минут. После обработки детали должны быть промыты чистой водой с добавлением хромпика.

Очистку стальных и чугунных деталей от нагара осуществляют химическим способом, который основан на применении щелочных растворов повышенной концентрации.

Для очистки деталей от коррозии применяют механическую, химическую и абразивно-жидкостную обработку.

Механическая обработка осуществляется металлическими щетками или металлическим песком, для подачи которого применяют сжатый воздух. Детали небольшого размера очищают от коррозии в галтовочных барабанах с чугунной крошкой. Барабан заполняется деталями, чугунной крошкой и водным раствором кальцинированной соды и хозяйственного мыла, затем закрывается крышкой и вращается в течение 1,5-2,0 часов с частотой 16-20 оборотов в минуту.

Химический метод очистки от коррозии заключается в травлении пораженных участков водным раствором серной, соляной, фосфорной, азотной или какой-либо другой кислоты с последующей промывкой деталей чистой водой.

При подготовке поверхности кузова автомобиля к повторной окраске проводят очистку деталей от старого лакокрасочного покрытия. Выбор способа очистки поверхности от старого лакокрасочного покрытия зависит от многих факторов: марки старого покрытия, материала и т.д. Наиболее широкое распространение получил способ обработки деталей при температуре 85°С в ванне с водным раствором каустической соды, концентрация которого достигает 50-100 г./л. После этого деталь промывают в воде при температуре 50-60°С.

В некоторых случаях лакокрасочное покрытие удаляют механическим способом. Для этого применяют металлические щетки различной конструкции. Такая работа может выполняться как вручную, так и с применением механизированного инструмента. Кроме этого иногда для очистки от старого лакокрасочного покрытия применяют газопламенный метод с использованием кислородо-ацетиленового пламени. Получившиеся при этом продукты сгорания удаляют при помощи металлических щеток.

При выполнении перечисленных выше способов мойки и очистки деталей применяют различные виды моечно-очистных машин: погружные, струйные, комбинированные и специальные.

Конструкция моечных машин струйного типа включает в себя моечную камеру, насосный агрегат, баки для растворов, системы гидрантов с различными насадками, а также транспортирующее устройство. Гидранты имеют специальные насадки и располагаются, как правило, внутри моечной камеры. Баки имеют специальные нагревающие устройства.

Принцип работы моечных машин заключается в следующем: из бака насосным агрегатом под давлением 0,3-0,6 МПа подается раствор в гидранты. Далее гидранты при помощи различных насадок образуют струи, которые направляются на поверхность детали и очищают ее от загрязнений.

Моечные установки погружного типа представляют собой ванны, которые соединены с роторной машиной или с машиной с качающейся или вибрирующей платформой. В таких машинах детали устанавливают на платформу, которую погружают в ванну с раствором заданной температуры. Для того чтобы процесс очищения проходил быстрее, платформа совершает качающиеся или вибрирующие движения в циркулирующем потоке моющего раствора.

На ремонтных предприятиях с небольшим объемом работ для очистки деталей применяют ванны. В ванну заливают раствор определенной температуры, затем в нее помещают деталь, спустя некоторое время деталь извлекают из раствора и переносят в другую ванну для нейтрализации или для смыва остатков моющего средства.

Специальные моющие машины применяют для очистки загрязнений труднодоступных поверхностей, к которым могут относиться масляные каналы в шатунах, коленчатых валах, блоках цилиндров.

Кроме этого широко применяются аппараты дробеструйного типа, которые очищают поверхности деталей от таких загрязнений, как накипь, нагар, продукты коррозии, а также лакокрасочные отложения. Разрушение загрязнения происходит в момент удара дроби о поверхность детали. Дробь подается в зону удара под действием сжатого воздуха. В качестве дроби применяются кварцевый песок, косточковая крошка, а также металлическая дробь. Выбор материала для дроби осуществляется исходя из такого условия, чтобы он в процессе очистки не повреждал основное покрытие детали.

Ремонт и восстановление деталей автомобиля

Ремонт деталей представляет собой восстановление всех геометрических размеров детали, ее формы и расположения поверхностей, а также обеспечение физико-механических свойств в сравнении с новой деталью. Кроме этого при ремонте решается задача повышения долговечности и работоспособности детали. При ремонте автомобилей нашли широкое применение следующие способы восстановления деталей: механическая обработка, сварка, наплавка, напыление металлов, химическая и гальваническая обработка.

Механическая обработка применяется для снятия припуска на обработку после наплавки, сварки, напыления и т.д.; для придания детали заданных геометрических форм; для установки дополнительных ремонтных деталей; обработки одной из сопряженных деталей при ремонте под ремонтные размеры. После механической обработки деталь, как правило, имеет необходимые геометрические размеры, но не обладает требуемыми физико-механическими свойствами.

Поэтому некоторые детали после механической обработки проходят термическую обработку, в результате которой они приобретают необходимые физико-механические свойства.

Наплавочные работы широко применяются при восстановлении изношенных деталей. Сущность наплавки сводится к тому, что при помощи источника нагрева присадочный металл расплавляется и переносится на наплавляемую поверхность восстанавливаемой детали. При этом происходит частичное расплавление поверхностного слоя основного металла детали, который вместе с расплавленным присадочным металлом образует слой наплавленного металла.

Наплавочные работы могут осуществляться различными способами, основными из которых являются: ручная дуговая наплавка, автоматическая дуговая наплавка под флюсом, наплавка в среде углекислого газа, вибродуговая наплавка, а также плазменная и газовая наплавка.

Ручная дуговая наплавка широко применяется при индивидуальном способе проведения работ. На выбор марки применяемого при ручной наплавке электрода влияют требования, которые предъявляются к металлу поверхности в зависимости от вида изнашивания. Наплавку плоских поверхностей осуществляют в наклонном положении способом сверху вниз. Наплавку цилиндрических поверхностей выполняют по винтовой линии или продольными валиками.

При большом объеме восстановительных работ рекомендуется применять автоматическую наплавку под флюсом. Сущность такого способа заключается в том, что сварочная дуга горит под слоем флюса, в результате этого выделяется тепло, которое расплавляет электродную проволоку, слой основного металла детали, а также флюс. Расплавленный металл электрода вступает во взаимодействие с основным металлом детали, в результате этого образуется слой наплавленного металла. С удалением сварочной дуги расплавленный флюс затвердевает, при этом образуется шлаковая корка, которая легко отделяется от металла. На выбор марки электродной проволоки для наплавки влияют требуемые физико-механические свойства металла.

Автоматическая наплавка по сравнению с ручной наплавкой имеет следующие преимущества: высокая производительность, возможность получения наплавленного слоя с заданными физико-механическими свойствами, отсутствие ультрафиолетового излучения, высокое качество наплавленного металла, лучшие условия труда сварщиков.

Достаточно широкое применение получила наплавка в среде углекислого газа. Сущность этого метода состоит в том, что сварочная дуга горит в среде углекислого газа, в результате этого расплавленный металл не контактирует с воздухом. Наплавка в среде углекислого газа имеет следующие преимущества перед наплавкой под флюсом: меньший нагрев детали, более высокая производительность, возможность восстановления деталей небольших размеров, возможность совмещения наплавки с термической обработкой. К недостаткам наплавки в среде с углекислым газом относится то обстоятельство, что легирование наплавленного металла ограничивается химическим составом электродной проволоки.

Кроме этого широко применяется способ вибродуговой наплавки, сущность которого заключается в том, что электродной проволоке при движении в зону дуги придаются дополнительные продольные колебания высокой частоты. Благодаря этим колебаниям повышается стабильность горения дуги. Кроме того, колебания позволяют снизить силу сварочного тока и его напряжение по сравнению с наплавкой в среде с углекислым газом. Достоинствами данного метода является возможность восстановления деталей небольшого размера, а также вибродуговая наплавка отличается малой глубиной зоны термического влияния и незначительным нагревом детали.

Кроме вышеперечисленных методов наплавки широко применяется метод плазменной наплавки. Сущность этого метода заключается в расплавлении присадочного металла струей плазмы и перенесении его на поверхность восстанавливаемой детали. Достоинствами такого метода наплавки являются возможность регулирования температуры нагрева металла, малая глубина зоны термического влияния, высокое качество наплавляемого металла, а также высокая производительность труда. Недостатком этого способа наплавки являются более высокие требования по электробезопасности при выполнении наплавочных работ.

При ремонте автомобилей достаточно редко применяется способ газовой наплавки металла. Этот способ применяется в основном при индивидуальном выполнении ремонтных работ из-за трудности механизации выполнения работ. Наплавка металла производится при помощи газового пламени, которое образуется при сгорании кислорода в среде ацетилена. Температура пламени в зоне ядра достигает 3100-3200°С.

Достоинством газовой наплавки по сравнению с дуговой наплавкой является возможность регулирования температуры нагрева, а также возможность проведения последующей термической обработки. К недостатку этого способа относится высокая трудоемкость процесса, высокая стоимость, а также большая зона термического влияния.

Напыление металлов представляет собой перенос расплавленного металла на предварительно подготовленную поверхность детали при помощи потока сжатого воздуха. Расплавленный металл разделяется на мелкие частицы потоком сжатого воздуха, затем частицы ударяются о поверхность детали и соединяются с ней, в результате этого образуется слой покрытия.

В зависимости от источника нагрева напыление может быть газопламенным, электродуговым, плазменным и т.д.

При газопламенном напылении расплав напыляемых частиц осуществляется газовым пламенем, а распыление - сжатым воздухом. В роли горючего газа выступает чаще всего пропан-бутан, а также природный газ, ацетилен. В качестве напыляемого материала могут выступать порошок, проволока сплошного сечения, а также порошковая проволока. Достоинства этого метода - в небольшом окислении и в достаточной прочности и долговечности получаемого покрытия. Недостатком этого метода является малая производительность.

При электродуговом напылении распыление расплавленного металла осуществляется при помощи сжатого воздуха, а расплавление проволоки - электрической дугой. Достоинством этого способа является его простота по равнению с другими. Недостатком является низкое качество получившегося покрытия из-за интенсивного окисления, а также выгорание значительного количества материала.

Наиболее широкое применение получил метод плазменного напыления. Расплавление материала осуществляется плазмой. Достоинства плазменного напыления: высокое качество покрытия, высокая производительность, возможность регулирования параметров процесса напыления. Недостатки: невысокий КПД процесса, а также высокая электроопасность.

Гальваническое покрытие получают при переносе металла из раствора электролита на деталь. Этот процесс проходит при пропускании через раствор электролита электрического тока. В роли катода выступает деталь, а в роли анода - металлическая пластина.

Ремонт платформы, кабины и кузова автомобиля

Ремонт кабины, кузова и платформы связан с устранением всех видов дефектов, которые появляются на них в процессе эксплуатации. К таким дефектам относятся: усталостные и сварные трещины, ослабление резьбовых и заклепочных соединений, коррозионные изъязвления, разрывы металла, прогибы и перекосы, вмятины, а также выпучены.

Во время капитального ремонта автомобиля раму полностью разбирают и осуществляют контроль состояния сварных швов и наиболее нагруженных участков, при этом ослабленные заклепочные соединения демонтируют и заменяют на новые.

Погнутые поперечины балки выпрямляют на специальных стендах при помощи прессов. После этого качество правки контролируют при помощи проверочных линеек и щупов.

Обнаруженные трещины в сварных соединениях или деталях заваривают. Перед сваркой во избежание дальнейшего распространения трещины необходимо на ее концах просверлить отверстия диаметром 3-5 мм. После этого металл около трещины удаляют на всю ее глубину с разделкой кромок под углом 90°. Если трещина сквозная, а толщина металла не превышает 12 мм, то делают V-образную разделку, пи большей толщине металла делают Х-образную разделку. Для сваривания разделки наиболее эффективной будет сварка в среде углекислого газа. На выбор марки сварочной проволоки влияет химический состав свариваемого металла.

В том случае, если трещина проходит через отверстие, то этот участок полностью вырезают и заменяют новым, в таких случаях иногда для усиления приваривают накладки.

Участки кузова, платформы или кабины, поврежденные глубокими или сквозными коррозионными изъязвлениями, полностью вырезают и заменяют на новые. Вырезку лучше всего производить механическим способом с применением пневматического резца, электрических ножниц или газовой резки. Однако необходимо учитывать, что при газовой резке за счет высоких температур происходит коробление металла оставшейся части.

Приварку новых вставок осуществляют после предварительной прихватки короткими участками длинной 5-10 мм с шагом 100-120 мм. Но более широкое применение получила сварка в среде углекислого газа сварочной проволокой диаметром 0,8 мм, током 90-110 А и напряжением 18-22 В. Но в некоторых случаях применяют контактную точечную сварку (например при приваривании крыльев). Сварное соединение, как правило, выполняется внахлестку и по всему периметру участка.

Для того чтобы частично снять внутреннее напряжение и придать узлу правильную форму, сварные соединения подвергаются проковке при помощи пневматического пистолета. Кузов, кабина и их детали, потерявшие форму при аварии, правят на специальных стендах с применением специализированного инструмента, в роли которого выступают оправы, гидравлические струбцины, зажимы, растяжки и т.д. Процесс правки может выполняться как в холодном состоянии, так и с нагревом поврежденных мест. Небольшие вмятины, не имеющие перегибов, устраняют выколоткой при помощи различных деревянных или резиновых молотков. Глубокие вмятины, не имеющие острых загибов и складок, начинают выправлять с середины, постепенно смещая удары к краю. Вмятины ударного характера с линиями перегиба выравнивают с подогревом линии перегиба. Окончательную правку осуществляют с применением поддержек, которые устанавливаются с внутренней стороны. Тонкую рихтовку выполняют при помощи специальных рихтовальных молотков.

Сломанные болты, резьбовая часть которых продолжает оставаться в детали автомобиля, удаляют вывертыванием (в том случае, если есть возможность захвата за выступающую часть) или высверливанием сверлом, диаметр которого немного меньше внутреннего диаметра резьбы болта (в том случае, когда возможность захвата отсутствует). После этого в отверстие вбивают квадратный стержень, при помощи которого и осуществляется удаление болта. После удаления болта резьбу в отверстии поправляют при помощи мечника.

Если резьба в отверстии детали имеет значительные повреждения, которые не поправишь при помощи мечника, то в этом случае резьбу заплавляют. После этого отверстие рассверливают вновь под требуемый диаметр и нарезают новую резьбу.

Окраска и сборка

После завершения работ по восстановлению и ремонту кабина, кузов и платформа автомобиля подлежат окраске. Если лакокрасочное покрытие хорошо сохранилось, то при капитальном ремонте производят его обновление.

Окраска защищает детали кузова автомобиля от коррозии, а также способствует улучшению внешнего вида машины.

Процесс нанесения на кузов автомобиля лакокрасочного покрытия включает в себя следующие этапы:

1) приготовление лакокрасочного покрытия;

2) подготовка поверхности к окраске;

3) грунтовка;

4) шпаклевка;

5) шлифование грунтовых и шпаклеванных поверхностей;

6) нанесение противокоррозионных и противошумных мастик;

7) нанесение первого слоя эмали;

8) правка покрытий местной шпаклевкой;

9) шлифование местных шпаклеванных поверхностей;

10) нанесение нескольких слоев эмали с сушкой каждого;

11) контроль качества выполнения работ.

Приготовление лакокрасочного покрытия осуществляется непосредственно перед началом процесса окраски. Приготовление лакокрасочного покрытия заключается в перемешивании краски, а также в перемешивании ее с растворителями до требуемой консистенции. Вязкость определяют на вискозиметре, она определяется временем истечения 100 см3 лакокрасочного покрытия.

Для покраски кузовов и кабин чаще всего применяют нитроглифталевые и синтетические эмали, а также нитроэмали.

Подготовка поверхности к окраске заключается в удалении масел, окалины, ржавчины, старой краски, а также влаги. Очистка поверхности от ржавчины, окалины, старой краски осуществляется на моечных машинах. Масла удаляют с поверхности при помощи ветоши, а также обезжириванием. Влага удаляется 3-минутной сушкой горячим воздухом.

Грунтовка поверхности необходима для того, чтобы обеспечить наилучшее сцепление слоев эмали с поверхностью детали. Для грунтовки применяют лакокрасочный материал, который обладает высокими сцепными свойствами с поверхностью детали. Грунтовая поверхность обязательно должна быть матовой. Если после грунтовки поверхность детали оказалась глянцевой, то ее необходимо зачистить мелкозернистой наждачной бумагой для придания шероховатости.

Шпатлевание выполняют для устранения различных неровностей и раковин на поверхности детали. Шпатлевание осуществляется на грунтованной поверхности. Шпатлевка наносится шпателем в несколько слоев. Толщина одного слоя не должна превышать 0,5 мм, а общая толщина слоя шпатлевки должна быть не более 2,0 мм. Последующий слой шпатлевки наносится на предыдущий только после его полного высыхания.

После шпатлевания приступают к шлифовке поверхности. Шлифовка позволяет сгладить небольшие неровности поверхности после шпатлевки. Этот процесс может выполняться как вручную, так и при помощи переносных пневматических или электрических шлифовальных машин. В качестве шлифующего материала широко применяется пемза, а также водостойкая наждачная бумага с мелким зерном.

Противокоррозионная и противошумная мастика уменьшает уровень шума в салоне автомобиля при его движении, а также предохраняет кузов от коррозии. Мастику наносят вручную или при помощи специального пневматического устройства. Нижнюю часть кузова, кабину и платформу защищают битумно-асбестовым покрытием, которое обладает высокой эластичностью и устойчивостью против вредного воздействия солей и камней. Противокоррозионная защита закрытых полостей осуществляется путем впрыскивания покрытий через специальные отверстия.

Процесс окраски начинается с нанесения первого слоя эмали. Этот слой позволяет выявить оставшиеся дефекты, которые более четко проявляются на окрашенной поверхности. Выявленные дефекты шпатлюют быстро сохнущей шпатлевкой и шлифуют мелкозернистой шлифовальной бумагой. После этого на подготовленную поверхность наносят остальные слои лакокрасочного покрытия. Нанесение лакокрасочного покрытия осуществляется при помощи пистолета-краскораспылителя или краскораспылительной установкой при давлении сжатого воздуха 0,3-0,7 МПа. Разведенную краску заливают в бак краскораспылителя инжекторного типа, после этого под действием сжатого воздуха краска наносится на окрашиваемую поверхность. Недостатком пневмораспыления является большой расход лакокрасочного материала из-за потерь на туманообразование. Для того чтобы снизить эти потери, окраску осуществляют в электрическом поле на специальных установках.

Сушка лакокрасочного покрытия может протекать в естественных условиях при температуре окружающего воздуха 18-23°С или в естественных условиях при температуре 60-120°С. В искусственных условиях покрытие высыхает намного быстрее и получается намного качественнее. Нагрев окрашенной поверхности осуществляется в специальных камерах горячим воздухом. Кроме этого нагрев может осуществляться терморадиационным способом, который основан на поглощении металлическими поверхностями инфракрасных лучей.

При выполнении работ по окраске поверхности контроль качества основывается на оценке адгезии (прилипаемости) покрытия к металлу, а также на измерении толщины лакокрасочного слоя.

Толщина слоя покрытия измеряется при помощи магнитного толщиномера. Оценка адгезионных свойств осуществляется способом решетчатого надреза по четырехбалльной шкале. На нелицевой стороне при помощи скальпеля делается несколько взаимно перпендикулярных надрезов с образованием площадок площадью 1-4 мм2. Первому (наивысшему) баллу соответствует полное отсутствие отслаивания, четвертому баллу соответствует полное или неполное (более 35%) отслаивание покрытия от поверхности окрашенной детали.

Сборка автомобиля представляет собой завершающий этап ремонта. От качества сборки во многом зависит надежность и долговечность автомобиля в целом. Технологический процесс сборки включает в себя комплектование деталей в узлы, узлов - в агрегаты, а агрегатов - в автомобиль.

Комплектование отдельных деталей автомобиля осуществляется по массе, размерам, сбалансированности, а также по принадлежности к узлам и агрегатам. Комплектование деталей по размерам осуществляется с учетом обеспечения необходимой точности сборки. Точность сборки может достигаться следующими методами:

1) полной взаимозаменяемости;

2) неполной взаимозаменяемости;

3) групповой взаимозаменяемости;

4) пригонки;

5) регулировки.

При методе полной взаимозаменяемости любые детали, которые берутся со склада, обеспечат необходимую точность сборки. Этот метод обеспечивает простоту сборки и комплектования.

При методе неполной взаимозаменяемости требуемая точность без подгонки достигается не на всех узлах. Этот метод также обеспечивает простоту комплектования, однако он требует введения постоянного контроля точности сборки. Контроль точности сборки позволяет выявить детали, которые имеют отклонения от требуемой точности. Кроме этого при методе неполной взаимозаменяемости появляются дополнительные затраты, связанные с устранением отклонений от необходимой точности.

При методе групповой взаимозаменяемости детали сортируются на размерные группы в пределах более узкого поля допуска. Внутри каждой отдельной группы точность сборки обеспечивается методом полной взаимозаменяемости. Этот метод применяется при комплектовании деталей двигателя внутреннего сгорания. Этот метод позволяет расширить номенклатуру деталей одного наименования. Однако этот метод также и увеличивает количество размерных групп, что, в свою очередь, усложняет комплектование сборки деталями.

Методы регулировки и пригонки позволяют обеспечить необходимую точность сборки за счет применения подвижного или неподвижного компенсатора или за счет изменения размера компенсатора снятием стружки.

В процессе комплектования осуществляют пригоночные работы, такие как: шабрение, притирка, развертывание, прогонка, резьба, зачистка заусенцев.

Шабрение позволяет обеспечить более точную подгонку детали. Для этой операции применяют различные шаберы. После этого контроль обработанной поверхности проводят по методу красок. Шабрение чаще всего применяется для подгонки плоскостей картеров двигателей, коробок передач и т.д.

Притирка позволяет обеспечить герметичность сопрягаемых поверхностей таких деталей, как клапаны, топливные или масляные краники и т.д. Притирка выполняется при помощи мельчайших абразивных порошков и масла, а также при помощи пасты ГОИ, которые наносят на притираемые поверхности. После этого детали начинают перемещать относительно друг друга до тех пор, пока поверхности не станут матовыми, без рисок. Качество выполнения притирки проверяется испытанием на герметичность.

Развертывание позволяет обеспечить высокую точность обработки. Для выполнения этой операции применяют развертку. Эта операция осуществляется вручную или на сверлильных станках.

Прогонка резьбы позволяет устранить дефекты и очистить резьбовые поверхности от следов коррозии.

Зачистка заусенцев осуществляется при помощи напильников, шаберов, абразивных брусков, шлифовальной бумаги. Зачистка заусенцев может производиться как вручную, так и на специальных машинах.

Все вышеперечисленные комплектовочные работы выполняются в строгом соответствии с техническими условиями.

Предэксплуатационная подготовка автомобиля

Предэксплуатационная подготовка автомобиля проводится для того, чтобы проверить комплектность, качество сборочных, регулировочных и крепежных работ. Кроме этого во время предэксплуатационной подготовки проверяются работа и техническое состояние всех агрегатов, узлов и приборов, осуществляется дополнительная регулировка и выявляется соответствие технических показателей после ремонта паспортным.

Для этого устраивают пробег со скоростью не более 40-59 км/ч на расстояние не менее 30 км с нагрузкой 75% от номинальной грузоподъемности. Перед таким испытанием двигатель автомобиля прогревают до температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждение не ниже 60 °С. При проведении испытаний осуществляется контроль работы всех агрегатов, узлов и механизмов.

Прогретый двигатель должен запускаться стартером, уверенно работать на холостых оборотах, а также равномерно увеличивать обороты при открытии дросселя.

При испытании движение автомобиля с места должно осуществляться плавно. Сцепление должно легко включаться и отключаться и полностью отключать двигатель от коробки передач, а также обеспечивать бесшумное и плавное трогание с места и не допускать пробуксовки сцепления во время разгона. Изменение скорости движения автомобиля должно осуществляться при бесшумном и легком переключении передач.

Во время испытательного пробега температура воды в радиаторе, давление масла в масляном радиаторе и в коробке передач должны находиться в пределах паспортных значений.

Во время пробега в коробке передач и в заднем мосту не должны слышаться различные стуки, вибрации также не допускаются. Рулевой механизм должен также легко и надежно работать, без заеданий, и обеспечивать полный разворот в обе стороны, при этом колеса не должны соприкасаться с рамой автомобиля или с продольной рулевой тягой.

При испытании тормозная система должна обеспечивать равномерное торможение при плавном нажатии на тормозную педаль и на рычаг ручного тормоза.

Кроме испытаний пробегом автомобиль проверяют на стенде для оценки его основных технических характеристик, к которым относятся мощность двигателя, расход топлива при различных режимах езды, путь и время разгона до заданной скорости, одновременность и интенсивность работы тормозных механизмов.

Не допускается протекание масла, топлива, воды, а также прохождение газов через уплотнения, кроме этого во время движения не допускается самопроизвольное открывание дверей машины, запоров бортов платформы, дребезжание крыльев, капота, глушителя.

Кроме этого на испытаниях производится проверка точности работы всех контрольно-измерительных приборов, переключателей света, стеклоочистителей, сигналов и т.д.

Если во время испытания пробегом обнаруживается неисправность, которая угрожает потере сохранности агрегатов, а также мешает проверке автомобиля, испытание прекращают.

После устранения всех неисправностей испытания автомобиля продолжаются. При замене двигателя испытания проводятся с самого начала по полной программе.

После проведения испытания автомобиль подвергают тщательному осмотру. После выявления и устранения обнаруженных в результате испытаний неисправностей автомобиль окончательно окрашивается и передается на технический контроль для проверки комплектности и качества проведения ремонтных работ.

Список использованной литературы

1. Крамаренко Г.В., Барашков И.В., Техническое обслуживание автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. - М.: Транспорт, 1982.-368 с., ил.

2. Автомобильные двигатели / Под ред. М.С. Ховаха. М.: Машиностроение, 1977.

3. Суханов Б.Н., Борзых И.О., Бедарев Ю.Ф. «ТО и ремонт автомобилей», М, Транспорт, 1991 год;

4. Хасанов Р.Х. «Основы технической эксплуатации автомобилей», «Оренбургский государственный университет», Оренбург 2003

5. Э.Х. Робинович. «Техническая эксплуатация автомобилей». Харьков, 2004

6. Краткий автомобильный справочник НИИАТ - М.: Транспорт.

7. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. - М.: Машиностроение, 1989. - 240 с.

8. С.Н. Паншина. Экономика автомобильного транспорта. - М.: Высшая школа, 1974.

9. Краткий автомобильный справочник. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1983. - 220 с.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ