Организация поста технического обслуживания и ремонта карбюраторов двигателей легковых автомобилей
Организация поста технического обслуживания и ремонта карбюраторов двигателей легковых автомобилей
ВведениеСамый перспективный бизнес на рынке техники -- автосервис. Спрос на автосервис постоянно увеличивается. Парк автомашин будет расти еще много лет, так как развивающаяся экономика требует все больше техники. Сотни тысяч новых предприятий, приобретающих технику, не обзаводятся ремонтной базой, рассчитывая на сервис производителей. Потребители новейших моделей не могут ремонтировать их сами, не желая затрат на специальное оборудование и обучение ремонтников. Срочная организация сервисных инфраструктур для обеспечения подъема экономики исправной техникой -- задача стратегическая. Темпы подъема экономики зависят и от сроков ремонта эксплуатируемой предприятиями техники. Более того, развитие сервисной инфраструктуры -- это подъем одной из отраслей экономики, которая будет приносить налоговые отчисления. На этапе становления и развития рыночных отношений в России автомобильный транспорт и автосервис получили новый импульс для своего развития и являются одной из наиболее быстроменяющихся и растущих подотраслей национальной экономики. Основными факторами, влияющими на эффективность работы автосервиса, являются правильная организация технологического процесса и наличие необходимого (и, что не менее важно) достаточного количества квалифицированных специалистов для проведения как непосредственно авторемонтных операций, так и вспомогательных. Это необходимые условия, без выполнения которых рентабельность автосервиса окажется обязательно ниже ожидаемой. Само собой разумеется, что к числу необходимых условий следует обязательно добавить оснащенность каждого поста обязательным инструментом и оборудованием. Теперь о менее очевидном, но влияющим на выработку автосервиса в огромной степени. Имеется в виду грамотная планировка рабочей площадки. Правильная планировка мастерской и организация работ в ней способны (без дополнительных затрат!) повысить прибыльность предприятия минимум на 50%. Автосервис должен производить благоприятное впечатление на клиентов. Рынок автосервиса расширяется с каждым днем и потребители уже могут выбирать между сервисными станциями. Впервые прибывший клиент оценивает, прежде всего, удобство подъезда, наличие четко обозначенной указателями стоянки и ее минимальную удаленность от приемной зоны автосервиса. Чистота, обозримость и некоторый шик уже на подходе к предприятию обычно отмечаются клиентами. Оказавшись в приемной зоне, клиент уже чувствует доброжелательность или некомфортную атмосферу. Привлекательные здания, интерьер, удобные рабочие места, комфортные социальные помещения -- это весьма ценные "основные средства", серьезные факторы для привлечения кадров и клиентов. Хорошие помещения и энергичная маркетинговая политика способствуют успешному бизнесу. Помещения должны рассматриваться с точки зрения и заказчиков, и служащих, и управленцев. Многие выбирают автосервис из-за более удобного расположения. Идеальное расположение автосервис, по мнению клиентов -- либо близко от их дома, либо от работы. Важно, чтобы общественным транспортом можно было легко добраться от него домой и до него за получением отремонтированной машины. Возле крупных торговых центров автосервисные мастерские удобны для таких работ, которые можно выполнить, пока клиент ходит за многочисленными покупками, т. е. в течение 1--2 часов. Приоритетные задачи современного автосервиса формулируются следующим образом: · неукоснительное выполнение персоналом обязанностей и функций, зафиксированных в должностных инструкциях; · постоянная забота об улучшении внешнего вида и интерьеров предприятия; · периодическая модернизация всех зданий, сооружений и оборудования с целью максимального удовлетворения потребностей клиентов и сотрудников предприятия; · приведение количества рабочих мест и кадровых возможностей в соответствие с фактическим наличием заказов; · увеличение прибыли посредством рационального управления предприятием и непрерывного контроля за показателями его эффективности. · учет и контроль рабочего времени по организационно-экономическим критериям; · сокращение количества послеремонтных рекламаций путем повышения качества работы и контроля, использование специальных программ для регулярного выборочного контроля; · оказание действенной помощи во всех аварийных случаях; · организация технической помощи на дороге и эвакуации неисправных автомобилей силами предприятия; · применение рекомендованных изготовителем машин нестандартных инструментов и приспособлений, аппаратуры и оборудования; · проверка, пополнение и эффективное использование всех имеющихся информационных материалов; · целенаправленное повышение квалификации работников в курсовых и семинарских и других учебных мероприятиях. Автосервисы ориентированы на выполнение следующих задач: · коммерческое регламентное обслуживание техники; · коммерческое предупредительное обслуживание (регулировки и т. п.); · коммерческое реабилитационное обслуживание (ремонт); · гарантийный ремонт машин (если заключен договор с фирмой-продавцом; · установка дополнительного оборудования (тюнинг); · ремонт подержанных узлов и агрегатов для фонда восстановленных запасных частей; · уход за машинами (мойка, полировка, чистка салона и т. д.). В дипломной работе проводится анализ сервисных характеристик АТП 10 г. Новомосковска. Предлагается для повышения конкурентоспособности этого предприятия создать на его территории поста технического обслуживания и ремонта карбюраторов двигателей легковых автомобилей. Хорошо известно, что основные эксплуатационные характеристики бензинового двигателя - мощность, экономичность, экологичность - в значительной степени определяются применяемой системой топливоподачи. В системе топливоподачи важное место занимает карбюратор. Целью дипломного проекта являются создание на базе АТП 10 поста технического обслуживания и ремонта карбюраторов двигателей легковых автомобилей. На этом посту могут не только проверить работоспособность карбюратора двигателя легкового автомобиля, но и провести комплекс работ по восстановлению нормального функционирования этого важного узла в автомобиле. В аналитической части дипломного проекта производится анализ существующих конструкций карбюраторов, который предполагает детальное и углубленное ознакомление с агрегатами и узлами этого важного узла автомобиля. Здесь же большое внимание уделяется систематизации приемов поиска неисправностей в работе карбюратора и способов их устранения. В дипломном проекте предложено современное оборудование для оснащения поста технического обслуживания и ремонта карбюраторов двигателей легковых автомобилей и предложены новые формы эффективной организации работ по техническому обслуживанию и ремонту карбюраторов двигателей легковых автомобилей. Дипломный проект состоит из введения, аналитической и проектной частей, раздела по безопасности жизнедеятельности и организации труда, заключения и списка использованной литературы. В заключении дипломного проекта обобщены результаты проведенной работы, сформулированы выводы и предложения. 1. Аналитическая частьРассмотрим сервисные характеристики ЗАО «Автотранспортное предприятие № 10» (АТП10) г. Новомосковска, проведем анализ его конкурентоспособности и ознакомимся с технологиями выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, в том числе по техническому обслуживанию и ремонту карбюраторов двигателей легковых автомобилей. 1.1 Сервисные характеристики АТП 10Одной из важных проблем, стоящих перед автомобильным транспортом, является повышение эксплуатационной надежности автомобилей и, в первую очередь - легковых, количество и разнообразные марки которых с каждым годом существенно возрастают. На дорогах страны эксплуатируются как отечественные марки автомобилей, так и иностранные. Для повышения эксплуатационной надежности автомобилей применяются прогрессивные технологические процессы технического обслуживания и ремонта. Первоочередным для автопредприятия является участок диагностики машин. Изучение теории и практики ведения ТО и ремонта, а также обзор опыта работы АТП 10 позволяют сформулировать следующие основные требования к новому, многофункциональному предприятию по обслуживанию, ремонту и оказанию различных видов услуг владельцам легковых автомобилей индивидуального пользования: · многофункциональное предприятие наряду с функцией обслуживания и восстановления технического состояния автомобиля должна обеспечивать возможность оказания различных видов услуг как автомобилю, так и его владельцу; · предприятие (одновременно являясь малым) должно иметь соответствующую производственную площадь для размещения функциональных блоков по реализации ряда необходимых видов услуг, ТО и ремонта, полностью соответствовать требованиям нормативно-законодательных документов, касающихся охраны труда и техники безопасности; · для качественного и быстрого выполнения ремонтных работ производственные блоки должны быть оснащены современным технологическим оборудованием и компьютерными стендами для диагностики; · оптимальный объем необходимых запасных частей должен быль рассчитан на основе анализа статистических данных по отказам деталей и своевременно пополняться; · предприятие не должно иметь ограничений по маркам ремонтируемых автомобилей (отечественные легковые автомобили, микроавтобусы, иностранные); · для качественного выполнения видов работ с высокой надежностью изделий предприятие должно на основании требований методик профотбора подобрать соответствующих специалистов (автослесарей-ремонтников) с высокими профессиональными знаниями; · для организации досуга владельцев ремонтируемых автомобилей помимо посещения магазина должны быть предусмотрены различные интеллектуальные и бытовые услуги. Изложенные требования обуславливают ряд специфических особенностей организации и ведения различных видов услуг, диагностики и ремонта. Наиболее полно этому будет отвечать предприятие, комплексно решающее вопросы: диагностики, услуг, ремонта, оценки эффективности, надежности и экологической безопасности различных легковых автомобилей индивидуального пользования. На производственных площадях АТП 10 предлагается организовать пост технического обслуживания и ремонта карданной передачи легковых автомобилей населения. Это существенным образом улучшит сервисные характеристики АТП 10. Эффективность реконструированного предприятия во многом будет зависеть от выбора выполняемых работ, внедрения в производство современного технологического оборудования, средств диагностики и совершенствования организации обслуживания граждан. 1.1.1 Расположение АТП 10АТП 10 находится по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Космонавтов. Подъезды к комплексу осуществляются с ул. Техническая, заезд на территорию комплекса осуществляется с пер. Южный через контрольно-пропускной пункт. Рядом с автотранспортным предприятием имеются асфальтированные места стоянки автомобилей, размеры которых позволяют водителям свободно маневрировать. Для удобства клиентов и для обслуживающего персонала парковка расположена напротив и внутри предприятия. Рисунок 1.1 - Расположение АТП 10 1.1.2 Виды оказываемых услугАТП 10 оказывает следующие услуги: · ремонт и диагностика ходовой части автомобиля; · ремонт и замена сцепления; · ремонт тормозной системы; · замена масла; · ремонт двигателя; · регулировка сход - развала; · ремонт коробки передач; · регулировка инжектора; · ремонт и регулировка карбюратора; · диагностика и устранение неполадок в электрической системе автомобиля. На все виды оказываемых услуг имеются сертификаты соответствия. Накопленный на АТП 10 опыт позволяет предполагать, что развернутый на его территории пост по техническому обслуживанию и ремонту карданных передач легковых автомобилей сможет быстро стать конкурентоспособным и приносить предприятию ощутимую прибыль. Для этого нужно, прежде всего, провести анализ работ, выполняемых при техническом обслуживании и ремонте карданных передач и выбрать те из них, которые смогут принести наибольшую прибыль. После этого провести анализ присутствующего на рынке оборудования и выбрать для оснащения поста наиболее производительное и не дорогое. Продумать технологию выполнения работ. Не многие автосервисы города предоставляют эту услугу, поэтому можно считать, что данное предприятие с уже существующей базой имеет ощутимые преимущества, по сравнению с конкурентами. 1.1.3 Характеристика персоналаНа предприятии работают специалисты разной квалификации. Среди них: · производственные рабочие по ТО и ТР - 26 человек; · ИТР и служащие - 28 человек; · административно-управленческий персонал - 1 человек. Квалификация персонала достаточно высокая. Каждый из работников компетентен в своей области и постоянно расширяет круг своих знаний и навыков. Сотрудники проходят дополнительное обучение, занимаются самообразованием, повышают свою квалификацию. Внешний вид персонала не сильно отличается от внешнего вида сотрудников других автосервисов - все одеты в форменную рабочую одежду (комбинезоны, либо костюмы). При желании, клиент может пообщаться с персоналом, ремонтирующим его автомобиль - мастера ответят на все интересующие вопросы, касающиеся выполняемых работ, вежливо и в удобной для восприятия форме. 1.1.4 Доступность и удобство пользования сервисом. Работа с клиентамиРежим работы АТП 10: ежедневно с 9:00 до 19:00, выходной - воскресенье. В праздничные дни предприятие не работает. Реклама АТП 10 практически нигде не встречается. Однако предприятие хорошо известно в городе. Имеется указатель на ул. Космонавтов (на подъезде к предприятию), а также адрес, телефон и обозначение на схеме города в справочнике «Деловой посредник» (рекламно-информационный справочник-указатель). Основной же рекламой, являются отзывы клиентов, передающиеся устно от человека к человеку, а также, встречающиеся на форумах региональных сайтов. Прием клиентов осуществляется непосредственно на территории предприятия. По поводу выполнения работ, оплаты, стоимости услуг и другим организационным вопросам клиент должен обратиться к старшему мастеру. Цены зависят от сложности выполняемых работ. В среднем, они не сильно отличаются от цен основных конкурентов. При оформлении договора фиксируются регистрационный номер автомобиля, а также номер телефона его владельца на случай оперативной связи с клиентом, во время долгосрочного ремонта. Нахождение клиента в ремонтной зоне неприемлемо, так как это может угрожать его безопасности. Специального места ожидания для клиентов не предусмотрено, что является существенным минусом для имиджа предприятия. Клиент вынужден, зачастую, ждать «на улице» или находиться в ремонтной зоне, подвергая себя различным опасностям. Оплата выполненных услуг производится после их выполнения. Покупку запасных частей клиент осуществляет сам. Однако, по договоренности, это могут сделать и сами мастера, при условии, что клиентом будет оставлен аванс. На все виды работ, кроме регулировки углов установки колес, существует гарантийный срок. В среднем, он составляет 6 месяцев. На ремонт двигателя гарантия - 1000 км, при регулярном ТО, выполняемом на этом же предприятии. Въезд и выезд автомобилей из боксов (постов ремонта) и с территории предприятия осуществляется с разрешения мастера и под руководством специалиста, осуществляющего ремонт, поскольку пространство для маневрирования на стоянке зачастую бывает сильно ограничено из-за скопления автомобилей, находящихся на ремонте или наоборот, ожидающих своей очереди. 1.1.5 Конкурентоспособность АТП 10На сегодняшний день российский рынок услуг автосервиса находится на стадии развития. В первую очередь на его развитие влияет растущий большими темпами отечественный рынок автомобилей, который является одним из наиболее перспективных в Европе и имеет шансы через несколько лет выйти на лидирующие позиции. В России пока существует только одна сеть автосервисов федерального масштаба, хотя данный вид услуг с каждым становятся все более востребованными, а число автомобилей в России стремительно растёт. Чтобы быть конкурентоспособным, предприятие должно обладать конкурентными преимуществами перед другими субъектами рынка. Под конкурентными преимуществами предприятия следует понимать реальные или потенциальные возможности, характеристики его производственной, финансовой, маркетинговой и иной деятельности, позволяющей предприятию в условиях конкурентной борьбы реализовать свои экономические интересы с большей эффективностью, чем его конкуренты. Уровень автосервисного обслуживания должен отражать объем и структуру услуг (количественные показатели) и качества предоставления этих услуг населению (качественные показатели). Уровень конкурентоспособности в основном определяется уровнем конкурентоспособности выполняемых услуг, которая в свою очередь обеспечивается степенью привлекательности услуг для конкретного потребителя. Кроме того конкурентоспособность зависит от изменений во внешней среде, включая конкурентов, а также от изменений в самой фирме, способствующих росту ее эффективности по сравнению с другими фирмами. Известно, например, что уровень производительности труда, качество услуг в значительной мере зависят от применяемых способов мотивации труда работников предприятия и других внутрифирменных факторов. Основными направлениями повышения уровня конкурентоспособности предприятия являются: · повышение качества выполняемых услуг; · сокращение времени выполнения заказов; · диверсификация производства (услуг); · применение гибкой ценовой политики, в основе которой лежат скидки и льготные цены за услуги; · применение мер, направленных на повышение общей культуры и репутации предприятия, вежливого и уважительного отношения к клиентам, создания удобств для клиентов. Основная роль в создании клиентоориентированной культуры в компании принадлежит менеджменту. Персонал компании хорошо понимает значение и задачи сервиса. Для создания и продвижения клиентоориентированной культуры менеджмент предприятия предпринимает следующие действия: · доносит до персонала подразделений цели, которых компания пытается достичь; · вовлекает сотрудников конкретных подразделений в разработку соответствующих стандартов обслуживания; · регулярно включает вопросы обслуживания клиентов в повестку встреч рабочих групп; · создает систему стимулирования для сотрудников, оказывающих лучший сервис; · поощряет улучшения в сфере обслуживания клиентов; · демонстрирует этичное поведение; · периодически осуществляет контакт с клиентами с целью выяснения их потребностей и проблем в обслуживании; · создает атмосферу, направленную на постоянное улучшение сервиса; · создает систему измерения качества обслуживания и сделать результаты доступными для всех сотрудников; · перенимает лучшую практику обслуживания внутри и вне компании; · обучает новых сотрудников и посвящать их в идеологию клиентоориентированного бизнеса с момента найма; · упрощает процедуры, правила, инструкции и прививать сотрудникам философию заботы о клиенте, которая будет реализовываться в соответствующие поступки, так как понимание чаще приводят к правильным действиям, чем формальные инструкции; · отстраняет сотрудника от контактов с клиентами, если он не обслуживает их должным образом. Сервис на предприятии организован таким образом, чтобы предоставлять клиентам возможность: · инициировать запрос в удобное для них время; · покупать (заказывать) товары или услуг; · изменять информацию о себе и заказываемых услугах, например адрес доставки, удобное проведение работ; · просматривать и оплачивать свои счета; · проверять состояние заказчика; · вносить изменения в текущий заказ на некоторых стадиях его выполнения; · контактировать с представителем компании в любой момент процесса обслуживания. Важную роль в привлечении клиентов имеет представление им информации о предприятии и его услугах через рекламу. Рекламы недостаточно. О данном предприятии можно узнать преимущественно от людей, ремонтировавших там свой автомобиль, а также из рекламно-информационного справочника-указателя «Деловой посредник». Рекламный щит-указатель, расположенный на повороте к автосервису, недостаточно больших размеров, чтобы его можно было легко заметить, кроме того, он недостаточно информативен. АТП 10 находится непосредственно вблизи оживленной улицы. Удобный подъезд. Можно легко добраться на общественном транспорте практически из любого района города. АТП 10 предоставляет достаточно полный перечень услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей. Квалификация персонала высокая, что подтверждается хорошим качеством оказания услуг. Также об этом свидетельствуют, преимущественно, положительные отзывы клиентов. Размеры стоянки, находящейся на территории и рядом с предприятием, достаточно для размещения большого числа автомобилей. На ней можно свободно маневрировать. Наличие собственных запасных частей на предприятии не предусмотрено, как не предусмотрено и магазина на территории предприятия. Предполагается, что комплектующие клиент приобретет сам, после согласования (или без него) со специалистом, ремонтирующим его автомобиль. В автосервисе отсутствует комната ожидания, где клиенты могут провести время, в ожидании своего автомобиля при ремонте или ТО. Предприятие является одним из старейших в городе, то соответственно, и оборудование (подъёмники, некоторое диагностическое оборудование и прочее) нуждаются в обновлении или замене на более современные, что может существенно повысить скорость и качество выполнения работ, а, соответственно, и доход предприятия. Поднять конкурентоспособность предприятия помогло бы заключение договоренности с ГИБДД. Так как на территории АТП-10 находится станция технического осмотра, клиенты не прошедшие ТО имели бы возможность устранять неполадки на месте. Но, к сожалению, такая договоренность еще не заключена. Не меньшую роль может сыграть открытие поста технического обслуживания и ремонта карданной передачи легковых автомобилей для населения. 1.1.6 План автотранспортного предприятия № 10Предприятие занимает большую площадь. На этой площади расположено два цеха по ремонту грузовых и легковых транспортных средств и центральный склад по хранению запасных частей. В помещениях предприятия имеется освещение, отопление и вентиляция. Также на территории предприятия расположено здание административно-управленческого персонала. На территории АТП-10 располагается станция технического обслуживания с прилегающими к ней стоянкой ожидающих ТО и стоянкой прошедших ТО. Рисунок 1.2 - Схема движения транспортных средств по территории «АТП-10»: 1 - проходная, 2 - цех №1,3- агрегатный цех, 4 - административное здание, 5-пункт технического осмотра, 6 - стоянка транспортных средств «АТП-10», 7 -склад металла, 8 - стоянка транспортных средств ожидающих ТО, 9 - стоянка транспортных средств, прошедших ТО, 10 - служебная стоянка. 1.2 Принципиальное устройство системы питания легкового автомобиляСистема питания предназначена для хранения запаса топлива на автомобиле, очистки топлива и воздуха, образования горючей смеси, подвода ее в цилиндры двигателя и отвода от них отработавших газов. Система питания карбюраторного двигателя должна обеспечивать высокую надежность работы двигателя в различных условиях эксплуатации автомобиля, заданный расход топлива, минимальное загрязнение окружающего воздуха отработавшими газами, безопасность в пожарном отношении, удобство диагностики и технического обслуживания. Рисунок 1.3 - Принципиальная схема системы питания карбюраторного двигателя: 1 - указатель уровня топлива; 2 - датчик указателя уровня топлива; 3 - крышка горловины топливного бака; 4 - топливный бак; 5 - глушитель; 6 - фильтр отстойник; 7 - приемная труба; 8 - двигатель; 9 - топливный насос; 10 - фильтр тонкой очистки топлива; 11 -выпускной трубопровод; 12 - впускной трубопровод; 13 - воздушный фильтр; 14 -карбюратор. При работе двигателя топливо (бензин) из бака закачивается насосом и, проходя через трубопроводы и топливные фильтры, подается в карбюратор, где распыливается и смешивается в определенной пропорции с воздухом, который поступает в карбюратор через воздушный фильтр. Такая смесь топлива и воздуха приготовленная в карбюраторе называется горючей смесью, которая по впускному трубопроводу подводится в каждый цилиндр двигателя при такте впуска. В цилиндре горючая смесь смешивается с продуктами сгорания, оставшимися после предыдущего такта, и образует рабочую смесь. Далее при такте сжатия рабочая смесь сжимается. В конце такта сжатия она воспламеняется от искрового разряда свечи зажигания и сгорает, увеличиваясь в объеме и совершая полезную работу на перемещение поршня. Образовавшиеся при такте рабочего хода отработавшие газы при такте выпуска отводятся через глушитель в атмосферу. В системах питания различных карбюраторных двигателей могут быть некоторые конструктивные отличия. Так, для уменьшения шума при впуске воздуха в карбюратор между воздушным фильтром и карбюратором могут быть установлены глушители шума впуска. Топливные фильтры для двигателей легковых автомобилей иногда выполняют совместно с карбюратором или топливным насосом. Отдельное исполнение этих фильтров, как правило, принимают для двигателей грузовых автомобилей и автобусов. Для защиты двигателя от чрезмерного повышения частоты вращения коленчатого вала, что может быть при работе двигателя без нагрузки, в системе питания предусматривают ограничитель частоты вращения. Обычно такие ограничители устанавливают на карбюраторах двигателей грузовых автомобилей (например, автомобиль ЗИЛ-130). Приборы системы питания двигателя соединены между собой металлическими топливопроводами, а также шлангами из маслобензостойкой резины или пластмассы. 1.2.1 Устройство и работа простейшего карбюратора Для грамотной эксплуатации карбюратора необходимо изучить прежде всего конструктивные его особенности и понять принципы работы систем на различных режимах, знать возможные неисправности и разрегулировки, причины возникновения, а также методы их обнаружения и устранения. Рисунок 1.4 - Принципиальная схема простейшего карбюратора: 1 - поплавковая камера; 2 - рычаг; 3 - поплавок; 4 - игла; 5 - топливный клапан; 6 - топливный канал; 7 - распылитель; 8 - главный воздушный канал; 9 - диффузор; 10 - дроссельная заслонка; 11 - топливный жиклер. В поплавковой камере за счет поплавка с иглой и топливного клапана поддерживается постоянный уровень топлива h, поступающего из бензинового бака. Главный воздушный канал обеспечивает подачу воздуха в карбюратор. В средней части он сужается, образуя диффузор, предназначенный для увеличения скорости воздушного потока и обеспечивающий улучшение условий испарения топлива и смесеобразования. Дроссельная заслонка 10 предназначена для изменения количества горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя в соответствии с требуемой мощностью. Истечение из жиклера топлива сопровождается затратой энергии на его поднятие к распылителю 7. Распад струи топлива начинается при разности скоростей движения топлива и воздушного потока равной 4--6 м/с. В современном карбюраторе размер капель составляет 20--120 мкм. Оптимальной является величина капель равная 50 мкм. При этом мелкость распыливания (дробления) топлива уменьшается с повышением температуры топлива за счет снижения коэффициента поверхностного натяжения и увеличения разности относительной скорости топлива и воздушного потока. Скорость истечения топлива в 25 раз меньше скорости воздушного потока. Работа карбюратора осуществляется в соответствии с эжекционным (пульверизационным) принципом. Под действием разрежения, представляющим разность между давлением в поплавковой камере и в диффузоре карбюратора, топливо из поплавковой камеры через топливный жиклер и распылитель поступает в диффузор, а затем в главный воздушный канал. В современных карбюраторах истечение топлива начинается при достижении разрежения 100 Па (10 мм вод. ст.). При меньших значениях через карбюратор поступает только чистый воздух. Уменьшение давления в зоне распылителя обусловлено ростом скорости воздушного потока в диффузоре и местного сопротивления. При неработающем двигателе давление в поплавковой камере и в зоне распылителя в диффузоре одинаковое. При пуске двигателя разрежение, возникающее в цилиндре при ходе всасывания, передается через впускной трубопровод и главный воздушный жиклер в зону распылителя. В результате за счет возникшей разности давления в поплавковой камере и диффузоре топливо поступает из поплавковой камеры к распылителю и вытекает из него в главный воздушный канал, смешивается с воздухом и поступает в цилиндры. Повышение скорости потока воздуха при его прохождении через диффузор приводит к дальнейшему снижению давления в зоне распылителя. Уменьшать сечение диффузора можно только до определенного предела, так как в дальнейшем это вызывает повышенное сопротивление для прохода воздуха, что сопровождается снижением мощности двигателя из-за уменьшения коэффициента наполнения цилиндров. Образование горючей смеси в смесительной камере карбюратора происходит не в полном объеме. Часть топлива в виде капелек не успевает испариться и перемешаться с воздухом. Неиспарившиеся капельки топлива движутся в потоке воздуха и оседают на стенках смесительной камеры и впускного трубопровода. Топливо, осевшее на стенки, образует пленку, которая движется с малой скоростью. Чтобы испарить пленку топлива, впускной трубопровод при работе двигателя подогревается. Чаще всего используется жидкостный подогрев (от системы охлаждения двигателя) или подогрев теплом отработавших газов. Таким образом, можно считать, что образование горючей смеси заканчивается в конце впускного трубопровода двигателя. В зависимости от направления потока воздуха в смесеобразующем устройстве карбюраторы подразделяются на несколько типов. Наиболее широко применяют карбюраторы, в которых горючая смесь движется сверху вниз. Такие карбюраторы называют карбюраторами с падающим потоком смеси. Они обеспечивают высокие мощностные и экономические показатели и удобное для обслуживания расположение на двигателе. Карбюраторы с движением горючей смеси вверх называют карбюраторами с восходящим потоком. Они относятся к устаревшим конструкциям, и поэтому нами рассматриваться не будут. Для современных многоцилиндровых двигателей стали применять двухкамерные карбюраторы с параллельным и последовательным открытием дроссельных заслонок. Название «двухкамерные» карбюраторы получили по числу имеющихся в них смесительных устройств, или смесительных камер. Двухкамерный карбюратор с параллельным открытием дроссельных заслонок имеет две смесительные камеры 2, одну поплавковую камеру 1 и две дроссельные заслонки 3, закрепленные на одной оси. При повороте оси дроссельные заслонки будут открывать сечение выпускных патрубков 4 карбюратора синхронно, обеспечивая параллельное действие смесительных камер. Каждая смесительная камера карбюратора отдельным трубопроводом соединяется с группой цилиндров и питает их горючей смесью. Двухкамерный карбюратор с последовательным открытием дроссельных заслонок имеет примерно такое же устройство. Разница заключается лишь в приводе дроссельных заслонок и конструкции выпускного патрубка, который делается общим для обеих смесительных камер. При работе этого карбюратора вначале открывается дроссельнаязаслонка одной камеры (основной). Как только первая заслонка откроется на 70--80% от полного открытия, начинает открываться дроссельная заслонка второй камеры (дополнительной). При этом вступает в работу дополнительная смесительная камера, обеспечивая поступление в цилиндры большого количества горючей смеси. Рисунок 1.5 - Двухкамерный карбюратор с параллельным открытием дроссельных заслонок: 1-- поплавковая камера; 2 -- смесительные камеры; 3 -- дроссельные заслонки; 4 -- выпускные патрубки карбюратора. Число камер в карбюраторах не ограничивается двумя, но определяется числом и расположением цилиндров двигателя. Так на двигателе БМВ 740 установлен карбюратор, имеющий 4 камеры, причем работающий как два двухкамерных карбюратора с последовательным открытием дроссельных заслонок. Использование многокамерных (двухкамерных) карбюраторов позволяет улучшить наполнение цилиндров двигателя горючей смесью, так как уменьшаются потери напора смеси во впускных трубопроводах. Это объясняется тем, что смесь движется постоянно в одном направлении. Особенно хорошие результаты дают такие карбюраторы в V-образных двигателях, где каждая камера карбюратора снабжает горючей смесью один ряд цилиндров. Применение многокамерных карбюраторов обеспечивает увеличение мощности двигателя, снижение расхода топлива и токсичности отработавших газов. Это преимущество многокамерных карбюраторов наиболее полно проявляется у карбюраторов с последовательным открытием дроссельных заслонок. 1.2.2 Поплавковая камераПоплавковая камера предназначена для аккумулирования (хранения) топлива, размещения средств его дозирования и поддержания уровня топлива в заданных пределах. Ее вместимость составляет в среднем 75--150 см3. Поплавковые камеры изготавливают заодно целое с корпусом. В качестве средств поддержания заданного уровня топлива применяют поплавковый механизм. Поплавковая камера современных карбюраторов выполнена с качающимся поплавком и гидравлически сообщена со всеми топливоподающими системами. Она содержит каналы подачи топлива, топливный канал и поплавок. Запорная игла топливного клапана выполнена с верхним или нижним вертикальным расположением. Конструкция с верхним расположением запорной иглы обеспечивает удобство в эксплуатации. Поплавок может быть выполнен одиночным или сдвоенным. В качестве материала поплавка используют металл или пористый материал. При нижнем расположении запорной иглы происходит накопление грязевого осадка, снижающего надежность работы клапана. Преимущественное распространение получили поплавковые камеры с верхним подводом топлива. При верхнем расположении запорной иглы топливный клапан расположен в крышке карбюратора. Такая конструкция обеспечивает удобство в эксплуатации. Уровень топлива в поплавковой камере не сохраняется постоянным при различных режимах работы двигателя. На режимах XX он максимальный и уменьшается на несколько миллиметров на полной мощности двигателя. Для обеспечения большого расхода запорная игла с поплавком должна смещаться вниз, увеличивая проходное сечение у запорного конуса иглы. Последнее не оказывает отрицательного влияния на работу карбюратора, так как учитывается при подборе регулировок дозирующих систем. В период пуска горячего двигателя в его впускной системе образуется богатая горючая смесь, что резко затрудняет пуск, а иногда делает его совсем невозможным. Чтобы устранить это явление следует "проветрить" впускную систему и поплавковую камеру. Для этого ее необходимо соединить с зоной более низкого давления, т. е. с адсорбером. В этом случае давление внутри системы будет снято, а часть паров поступит в адсорбер. Размещение поплавковой камеры по отношению к диффузору карбюратора играет важную роль. Оно может быть боковым или концентричным. Боковое размещение может сопровождаться самопроизвольной остановкой двигателя при движении автомобиля по кругу с левым поворотом. Наиболее заметное влияние поплавковая камера оказывает на работу форкамерного карбюратора. Отличие форкамерного карбюратора от обычного заключается в том, что форкамерная секция при линейном расположении всех трех камер оказывается заметно удаленной от центра объема поплавковой камеры. Принципиальная схема форкамерной секции содержит поплавковую камеру, сообщенную через ГТЖ форкамерной секции, эмульсионную трубку с воздушным жиклером и через распылитель с главным воздушным каналом, жиклер и канал СХХ. Наиболее рациональным является приближение расположения поплавковой камеры к главному воздушному каналу, так как в этом случае наблюдаются меньшие колебания уровня топлива. Изменение положения уровня топлива в поплавковой камере при боковом ускорении, возникающем при повороте автомобиля, сопровождается снижением уровня топлива в эмульсионной трубке относительно горизонтального уровня. Через жиклер в СХХ поступает воздух из эмульсионной трубки. При этом нарушается устойчивая работа двигателя или происходит самопроизвольная его остановка. Положение уровня топлива зависит от интенсивности бокового ускорения автомобиля. Наиболее эффективно это решается путем использования в форкамерной секции собственной поплавковой камеры, расположенной непосредственно с главным воздушным каналом. Подобное техническое решение несколько усложняет конструкцию карбюратора. ОАО "ПеКАР" применена поплавковая камера сливного типа, расположенная в непосредственной близости к форкамерной секции и питаемой топливом от топливного клапана основной камеры. Схема дополнительной топливной камеры снабжена перегородкой с образованием дополнительной камеры, сообщенной через топливный жиклер с эмульсионной трубкой и через жиклер с системой XX. В крышке выполнен канал и размещен топливный клапан с каналами. Отдельная камера сливного типа расположена в непосредственной близости к главному воздушному каналу. При горизонтальном положении карбюратора и отсутствии боковых ускорений уровень топлива устанавливается общим для основной и сливной камер.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|