Основные аспекты и проблемы обеспечения безопасности транспортных процессов цепей поставок
Основные аспекты и проблемы обеспечения безопасности транспортных процессов цепей поставок
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Ростовский государственный строительный университет Кафедра «Организация перевозок и дорожного движения» Реферат по дисциплине: «Безопасность транспортных процессов цепей поставок» на тему: «Основные аспекты и проблемы обеспечения безопасности ТПЦП» Выполнила: студентка гр.М-485 Копытич Е.А Проверил: доц.кафедры ОПД Лазарев Е.Г Ростов-на-Дону 2010 Содержание Введение 1 Четыре уровня безопасности цепи поставок 1.1 Уровень 1. Первичное планирование 1.2Уровень 2. Реагирование 1.3 Уровень 3. Планирование 1.4 Уровень 4. Продвижение 2 Основные аспекты обеспечения безопасности ТПЦП 2.1 Финансовый аспект 2.2 Человеческий фактор 2.3 Правовые аспекты обеспечения безопасности цепей поставок 3 Обеспечение безопасности - инструмент управления 4 Безопасность цепей поставок: примеры из практики 5 Обеспечение безопасности цепей поставок: актуальность проблемы Заключение Список литературы Введение В любом деле необходимо договориться о понятиях. Поэтому несколько следующих определений могут помочь разобраться в обеспечении безопасности цепей поставок. Цепь поставки - это организованный с целью удовлетворения потребностей потребителей связанный набор материальных, информационных и финансовых ресурсов и процессов на протяжении всего жизненного цикла продукта (продуктов), включающий в себя дизайн, приобретение сырья и материалов, производство, транспортировку, хранение, распределение, потребление, послепродажное обслуживание и утилизацию. Цепи поставок могут объединяться в сети. Обеспечение безопасности цепей поставок - это процесс противодействия умышленным несанкционированным действиям в цепях поставок, включающий планирование, осуществление, контроль и улучшение системы комплексных мер, охватывающих правовые, организационные, технические, технологические и экономические аспекты, с целью снижения потерь, предотвращения и выявления правонарушений, привлечения виновных лиц к ответственности, достижения конкретных результатов поддержания политики менеджмента безопасности. 1 Четыре уровня безопасности цепи поставок Глобализация экономики, увеличение объема логистических операций и рост себестоимости логистики как таковой требует кардинального пересмотра существующей системы безопасности при организации управления цепями поставок (SCM - Supply Chain Management). Термин SCM широко используется на Западе уже более 15 лет, но в обиход россиян вошел сравнительно недавно. Цепь поставок, включающая поставщиков, дистрибуторов, транспортные компании, производителей, оптовых и розничных продавцов, достаточна уязвима. Сбой, произошедший на одном участке цепи, затронет все звенья, и трудно сказать, какими будут последствия. Поэтому, говоря об управлении процессами безопасности, мы не должны забывать, что «сильны настолько, насколько сильно наше самое слабое звено». Приведем пример. В 1988 году над городом Локерби (Шотландия) через 38 минут после взлета взорвался самолет компании Pan American, в который в Лондонском аэропорту Хитроу с самолета компании Air Malta перегрузили сумку со взрывным устройством. Катастрофа унесла 270 жизней. Кто виноват? Равно как Air Malta - то самое «слабое звено», допустившее преступную халатность - служба безопасности лондонского аэропорта, не посчитавшая нужным произвести дополнительную проверку, и, без сомнения, Pan American, которая, заботясь лишь о собственной репутации, не подумала или не захотела подумать о других звеньях цепи. Итак, прежде всего необходимо найти самое слабое звено. Во-вторых, нельзя забывать про целостный подход. В России, к сожалению, сложилась практика, когда все действуют обособленно. Как считает Мишель Дане, Государственный секретарь Всемирной таможенной организации (ВТО), участникам цепи поставок следует стремиться к сотрудничеству с государственными ведомствами и правительственными агентствами. Как пример он приводит действующую при поддержке шерифа округа Лос-Анджелес группу экспертов, известную как CARGO CATS, которая занимается оценкой рисков, отслеживанием опасных грузов, предотвращением краж, возмещением страхового ущерба и препятствием в незаконном получении такового. Досмотр каждой партии груза парализует всю цепочку, поэтому необходимо использовать автоматизированные системы управления рисками. При этом должна быть выработана система единых стандартов, которые бы не противоречили межправительственным требованиям, но в тоже время и не дублировали их. Вице-президент по безопасности компании NOL назвал пять направлений деятельности, которые могут повысить уровень безопасности поставок. Прежде всего, и об этом мы говорили ранее, следует наладить сотрудничество между представителями государственного и частного секторов. Во-вторых, следует увеличить объем информации для оперативного обнаружения подозрительных контейнеров. Также он настаивает на более оптимальном размещении пунктов радиационного контроля и более эффективном использовании оборудования по обнаружению радиоактивных веществ. В-третьих, нужна определенная система регулирования для сохранения баланса между обеспечением безопасности и объемом перевозимых грузов. В-четвертых, необходимо улучшить технологию проверки грузовых контейнеров и при этом использовать одновременно несколько маршрутов поставок, чтобы минимизировать потери в случае противоправных действий на отдельных объектах. И последнее, разработать долгосрочные технологические программы по безопасности, обеспечив участие в них всех участников цепи поставок. Наконец, мы подошли к самому главному. В ходе исследований «Цепь поставок. Противостояние терроризму: Создание безопасных и жизнеспособных цепей поставок» и «Инвестиции в безопасность цепи поставок: дополнительные преимущества», проведенных Джеймсом Б. Райсом, млд., Филлипом Спэйдом и Федерико Каниато из IBM Center for the Business of Government, были выделены четыре уровня безопасности поставок, отражающие путь, который (в идеале) должна пройти компания, участвующая в процессе поставок. 1.1 Уровень 1. Первичное планирование Компания совершенствует существующую систему безопасности: усиливается физическая защита, видеонаблюдение, ужесточаются требования внутриобъектового режима, ведется мониторинг внутренних угроз, проверяется персонал (на предмет лояльности, криминального прошлого, истинных мотивов трудоустройства). Также принимаются во внимание форс-мажорные обстоятельства (пожар, наводнение, вандализм, и т.д.); разрабатываются рамочные стандарты, обеспечивающие IT-безопасность и надежность функционирования Интернета. Вводится дополнительная защита от вирусов, хакерских атак, несанкционированного доступа; обеспечивается защита груза: используется дополнительная пломбировка, ограничивается доступ клиентов в зону приемки грузов, проводится внеплановый инструктаж сотрудников, а также изменяется процедура допуска автомашин на территорию грузового терминала. 1.2Уровень 2. Реагирование Проводимые мероприятия: - осуществляется категорирование технологических процессов - структурных элементов цепи поставок, моделируются идеальные или фактические операции; увеличиваются объемы операций за счет перераспределения ресурсов, меняются системы управления рисками; - заключаются соглашения между таможенными организациями и предпринимательскими сообществами, возникают таможенные партнерские организации, такие как Таможенное торговое партнерство по борьбе с терроризмом (C-TPAT); - рассчитывается стратегически оптимальный уровень запасов; реализуется план непрерывности цепи поставок; ведется узконаправленная подготовка специалистов. 1.3 Уровень 3. Планирование Разрабатываются планы по совершенствованию цепи поставок, ставятся цели для бенчмаркетинга (внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций-аналогов), вырабатывается новая стратегия работы; улучшается управленческая структура. К работе привлекается опытный персонал (бывшие сотрудники спецслужб или отставные военные); для оценки рисков используется структурированный подход, получивший название «анализ риска», включающий в себя собственно оценку риска, управление риском, обмен информацией и мнениями в процессе работы; ужесточаются требования по информационной безопасности. Используются системы обнаружения вторжения, происходит передислокация информационных систем, локальная сеть изолируется от Интернета, проверяется отчётность партнеров; утверждается план непрерывности бизнеса. В сотрудничестве с логистическими организациями определяются основные методы и средства сохранения работоспособности цепи поставок при возникновении различных аварийных ситуаций, а также порядок работ по восстановлению процессов обработки информации в случае нарушения работоспособности цепи и всех ее компонентов; проектируется взаимодействие логистических систем промышленных предприятий в цепи поставок. При поддержке правительственных и иных организаций внедряется система требований и стандартов, совместимых информационных технологий и средств автоматической идентификации, единых для всех участников логистической цепочки. 1.4 Уровень 4. Продвижение Самый высокий уровень безопасности. К сожалению, число компаний, достигших этого уровня, пока еще сравнительно мало. Их отличает: - наличие интегрированной цепи поставок; принципиально новая стратегия управления процессами безопасности в рамках функционирования устойчивой стратегической модели цепи поставок, которая разработана с учетом объективного анализа допущенных ошибок; - регулярный мониторинг состояния цепи поставок, комплексное моделирование сценариев развития, приводящих к снижению издержек, увеличению оборотного капитала и КПД цепи поставок; наличие центра управления чрезвычайными ситуациями, занимающегося предупреждением и ликвидацией кризисных ситуаций на любом из участков цепи, а также разработкой антикризисных мероприятий и планов развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе; - регулярно проводимый ретроспективный анализ затрат и предотвращенных потерь для оценки мероприятий в сфере безопасности. Разумеется, не аналитики должны определять, какие цели компании должны ставить перед собой, чтобы повысить безопасность цепи поставок, равно как не им разрабатывать инвестиционную политику. Но основываясь на международном опыте, они могут дать оценку того, насколько эффективен тот или иной метод хотя бы с точки зрения затрат и экономической выгоды. Обеспечение безопасности цепей поставок является новой сложной задачей и потому, что в цепи задействовано большое количество участников в виде не только физических лиц, но и юридических (визуализируйте себе движение нефтепродуктов, зап.частей, производство и реализация продуктов питания, наличные деньги в транзите, движение лекарственных препаратов, таможенных грузов, и др. от начала и до потребителя). Проблемы безопасности проявляются почти на каждом шагу от мелкого воровства, затруднений в сроках движения, до проблем со здоровьем пользователей и терроризма. Понятно, что некомпетентные, а часто и глупые правила работы приводят к постоянным вытаскиваниям себя и своих коллег из «тупиков и проблем»; потерям не только прямым, но и косвенным; затратам на работу по претензиям, перепоставкам, восстановлению репутации. Согласованные между участниками грамотные правила (стратегия, правовая схема, стандарты, технологии, технические средства и т.д.) помогают «заботливой руке» охранять дело от огромных и больших проблем. Конечно, создание таких правил задача, требующая немалого интеллекта и незаурядных организаторских способностей. Для такой работы необходимо создавать рабочие группы заинтересованных лиц. Можно возразить: а кто против? Да и что нового предлагается, всем это понятно. Моя практика показывает, что не всем и не все. Толковое объединение должно произойти вокруг очень здоровых сил, заинтересованных в существенном решении таких задач, а не в создании видимости большой работы. Обеспечение безопасности цепей поставок - общественная задача, носителями которой должны быть продвинутые специалисты и руководители организаций, как наиболее мобильная сила в нашем государстве. 2 Основные аспекты обеспечения безопасности ТПЦП 2.1 Финансовый аспект Страшные аварии в Чернобыле, на Саяно-Шушенской ГЭС, ВР в Мексиканском заливе ярко показывают масштаб бедствий, сопряженных с недостаточными мерами по обеспечению безопасности. Проблемой здесь является часто не столько слабость специалистов и экспертов, сколько, ложная экономия. Очевидно, что определение стоимости достаточных мер обеспечения безопасности является сложнейшей задачей. Ведь необходимо выявить все, даже самые фантастические угрозы, дать им вероятностную оценку, а также оценку надежности методов защиты, выбрать степень дублирования, да еще рассматривать все это в динамике. В современных условиях, практически во всех отраслях экономики потенциальный масштаб ущерба настолько велик, что необходим новый подход к уровню обеспечения безопасности, который, в том числе, связан с готовностью и осознанностью более высокой стоимости обеспечивающих безопасность комплексов. В жизни мы все хотим сэкономить, но надо же и различать: где экономия уместна, а где она напрямую ведет к катастрофе. Философия «авось проскочим» хороша только в чрезвычайной обстановке, когда выбора уже особо нет. Еще один аспект: стоимость всегда связана с конкурентоспособностью. Редко, кто будет заботиться по своей инициативе об обеспечении не только необходимых, но и достаточных мер безопасности. Бизнес часто экономит именно из страха быть неконкурентоспособным. Очевидно, что надо сделать единые «правила игры». Каждая отрасль для себя должна постоянно совершенствовать достаточные меры обеспечения безопасности и делать их обязательными для всех своих членов, т.е. навязывать, если предприниматели/организаторы сами не понимают свою обязанность беречь чужую собственность, жизнь и здоровье. 2.2 Человеческий фактор Может это и не вполне очевидно, но обеспечение безопасности вообще и, как частный случай, обеспечение безопасности цепей поставок, связано с управлением человеческим ресурсом. Задачу можно довольно просто сформулировать: все, задействованные в процессах сотрудники должны добросовестно выполнять свою работу и им никто внешний не должен мешать (понятно, что другой внутренний тоже не должен мешать, но для него это входит в понятие добросовестно делать свою работу). Попробуем раскрыть задачу подробнее в ее первой, на мой взгляд, более уязвимой части. Что значит добросовестно выполнять свою работу? Конечно, это не просто вовремя явиться на работу, или, другими словами иметь дисциплину; надо еще быть квалифицированным для своей работы (при чем вчерашняя квалификация уже недостаточна сегодня); коммуникабельным (аналогия: толку в отличном компе, если с ним нет связи); добронамеренным (принять для себя решение, что вокруг хорошие люди, не мыслящие зла, даже если это часто и так); не иметь мотивации наносить сознательный вред организации; хорошо представлять себе цели организации вообще и собственную функцию в частности; получать справедливые поощрения и порицания. А теперь задумаемся: как обеспечение безопасности вовлечено в решение всех перечисленных подзадач? И какую квалификацию должна иметь сама такая служба, чтоб действительно помочь организации достигать свои цели не только в ближней, но и в дальней перспективе? Общеизвестно, что обеспечение безопасности - борьба снаряда и брони. А может обезвредить снаряд перспективнее, чем усиливать броню? 2.3 Правовые аспекты обеспечения безопасности цепей поставок 5 февраля в МАДИ состоялась научно-практическая конференция «Системы риск-менеджмента и безопасность цепей поставок». Ведущие ученые в области логистики выразили свое компетентное мнение по рассматриваемым вопросам. На мой взгляд, на современном этапе развития компаний были выделены следующие ключевые направления: - устойчивость развития более важная характеристика, чем капитализация; - логистика - высокотехнологический инструмент организации; - риск-менеджмент - новая платформа и «нервная система» организаций при их управлении, включая принятие решений. Считается, что урегулированию подлежат важные общественные отношения. Лучше, если Законодатель умеет их увидеть заранее. Но, как я уже отмечала, мы этого не наблюдаем в должной мере. Поэтому можно отметить, что общественные отношения в виде цепей поставок существуют, а правового регулирования в должной степени нет. И это приводит к проблемам и даже катастрофам. Как уже отмечалось, без государственного регулирования обойтись нельзя, как минимум, по трем причинам: участники цепей поставок часто не равны в своих статусах (действуют отношения власти и подчинения), не достаточно профессиональны, и не всегда добросовестны при исполнении своих же договоренностей. Поэтому регулирование должно быть направлено на создание «правил игры» наиболее благоприятствующих развитию общественного блага, а не только отдельно взятым организациям, даже и очень большим и очень важным. Вообще, хочется отметить, что в связи с тем, что рыночные отношения не всегда направлены на благо всех, современная правовая наука говорит о все большей роли государства в регулировании общественных отношений, главное, чтоб это регулирование было грамотным. 3 Обеспечение безопасности - инструмент управления Обеспечение безопасности должно стать одним из инструментов управления предприятием. Наверняка, многие могут сказать, что это красиво звучит, но на практике что это значит? В первую очередь это значит, что такой инструмент предназначен для высшего руководства организации, ведь именно их главной функцией является функция управления и для этого они принимают решения о создании механизмов и инструментов управления. С другой стороны, это особый инструмент управления: он должен "не мешать" так называемому основному производству, "не отягощать" его, и при этом включаться "автоматически" в момент действия конкретных угроз. Например, как АВС при заносе автомобиля. В реальной жизни часто, к сожалению, службы безопасности пытаются доказать внедрение того или иного технического средства, месяцами и годами доказывая эффективность, "выбивая" бюджет, часто вплоть до реализации той самой угрозы в защиту от которой техническое средство и было предназначено. Более того, специализированным организациям по обеспечению безопасности трудно доказывать своим клиентам необходимость постоянного договора по предоставлению им определенного набора услуг, потенциально возможных (поиск пропавших ценностей, выезд на место ДТП, помощь при разрешении конфликтных ситуаций, внутренние расследования, проверка кадров при приеме на работу, проверка потенциальных партнеров, договоров и др.). А ведь здесь присутствует довольно ясная философия: мощный ресурс аутсорсинга оплачивается всеми клиентами "понемногу", а предоставляется он быстро там, где необходим. При правильном подходе такой сценарий экономически очень выгоден и действует почти как страховка! Таким образом, элементов обеспечения безопасности очень много, задача в том, чтоб "архитектор" выработал оптимальный комплекс, построил систему для работы в конкретных развивающихся условиях, создав на практике особый инструмент управления. 4 Безопасность цепей поставок: примеры из практики Практика хороша тем, что дает новую пищу для размышлений. Не называя конкретные компании и имена, давайте поделимся друг с другом интересными случаями. 1. В российском страховом секторе, как отклик, видимо, на кризисные явления, появилась новая ситуация: Компания А отправила при помощи транспортной компании В некий груз для компании С. Компания С, к сожалению многих, на момент доставки груза уже официально была объявлена банкротом. Тогда компания А и компания В во спасение своих средств доступным им путем ... уничтожили груз, предъявив страховой компании требование о выплате страхового возмещения. Хорошо, что в страховой компании работали думающие люди... 2. Крупная транспортная компания, по договору с производителем сложных и дорогостоящих изделий (в стандартных упаковках), забирала на производстве и доставляла эти изделия клиентам. При этом шли постоянные претензии о недостаче в упаковках с обвинениями в адрес транспортной компании. Транспортная компания решила сделать маленький сюрприз: при очередном получении продукции на производстве было объявлено, что приемка будет осуществляться с вскрытием упаковок. Реакция производства была почти предсказуемой: они отказались отпускать продукцию по причине неготовности партии. 5 Обеспечение безопасности цепей поставок: актуальность проблемы По данным мировой статистики за последние пять лет, наблюдается существенный рост потерь в цепях поставок по факторам правонарушений. Так, например, только в США за 2008 год этот показатель составляет более 100 млрд. долл. Специалистами отмечается, что такой финансовый ресурс в большей части используется организованной преступностью в своих целях: организация распространения наркотиков, нелегальная перевозка людей, приобретение оружия, терроризм и др. С другой стороны наносится вред экономическим отношениям участников цепи поставки и более того, жертвами неудовлетворительного качества часто являются конечные потребители продукции, население. Продукция в цепях поставок теряет не только свое количество, но и качество, и при существующих "правилах игры" представляется затруднительным определение мест нарушений и ответственных лиц. Необходимо отметить, что в российском законодательстве отсутствует определение понятий "цепь поставок" и "обеспечение безопасности цепей поставок". Отсутствие таких понятий в законодательстве негативно влияет на решение проблем безопасности в цепях поставок. Заключение Для создания устойчивых и надежных цепей поставок необходимым условием является согласование стратегий и тактик участников цепей поставок, формирование единой системы, способной удовлетворить самые сложные потребности конечных потребителей. Новые логистические цепи должны выстраиваться на основе инновационных технологий, автоматизирующих процессы управления материальными, финансовыми и информационными потоками. Цепь поставки является особым сложным объектом, и обеспечение ее безопасности, в свою очередь, имеет свои черты и особенности. Например, в части определения интересов участников и выявления угроз безопасности этим интересам. Необходимо обратить внимание на разрешение конфликтных ситуаций, на контроль передачи ответственности, на правовые и организационные аспекты безопасности и многое другое. Список литературы 1. http://www.melanich.ru/project - проактивный подход в обеспечении безопасности цепей поставок; 2. http://www.psj.ru/blog/melanich/ - медиапортал о безопасности.
|