Особенности эксплуатационной работы железных дорог
Особенности эксплуатационной работы железных дорог
Министерство образования и науки Российской Федерации Дальневосточный государственный университет Филиал в г. Уссурийске Факультет высшего профессионального образования Контрольная работа По Основы управления перевозочным процессом Уссурийск, 2010г. Основные показатели эксплуатационной работы железных дорог. К основным показателям эксплуатационной работы железных дорог относится: контроль за ходом выполнения планов перевозок, анализ использования технических средств, планирование, учет и оценка работы невозможны без системы количественных и качественных показателей, определяющих объем и качество эксплуатационной работы. Показатели эксплуатационной работы железных дорог делятся на количественные и качественные К количественным показателям относятся: объем перевозок (отправления) грузов, число перевезенных пассажиров; груз о - и пассажирооборот; число вагонов или масса грузов, погруженных за сутки; работа вагонного парка, определяемая для всей сети числом вагонов, погруженных за сутки, а для дорог и отделений -- суммой вагонов своей погрузки и принятых груженых вагонов от других дорог и отделений. Так как принятые вагоны могут быть или выгружены, или сданы гружеными, работа определяется как сумма выгруженных и сданных груженых вагонов. Основными качественными показателями работы железных дорог и их подразделений являются: соблюдение графика движения, выполнение плана перевозок и плана формирования поездов; реализация технической, участковой и маршрутной скоростей движения поездов; степень использования подвижного состава, характеризующаяся: оборотом, бюджетом времени, среднесуточным пробегом и производительностью локомотивов; оборотом и среднесуточным пробегом вагонов; статической и динамической нагрузкой, а также производительностью грузовых вагонов. Оборот локомотива определяется продолжительностью обслуживания им одной пары поездов на участке обращения, т. е. промежутком времени с момента выдачи локомотива под поезд до момента выдачи его под следующий поезд. При работе локомотивов по удлиненным участкам обращения, выходящим за пределы границ отделения, а иногда и дороги, вводится дополнительный показатель использования локомотивов, называемый их бюджетом времени. Этот показатель характеризует расчленение, ч или %, времени работы на отдельные операции: движение на перегонах, простои на промежуточных станциях, нахождение на станциях смены бригад, в пунктах оборота и на станции приписки. Комплексным показателем использования локомотива является его суточная производительность, т-км брутто/локомотив, определяемая делением общего грузооборота на участках обращения локомотивов за сутки на численность эксплуатируемого парка локомотивов, в состав которого входят локомотивы, находящиеся во всех видах движения, а также подвергаемые техническим операциям и осмотру. Универсальным показателем качества работы железных дорог и использования подвижного состава, отражающим уровень организации труда всех работников железных дорог и подъездных путей предприятий, является оборот вагона, т. е. промежуток времени между двумя последовательными погрузками в один и тот же вагон. На рис. 24.1 представлены две схемы оборота вагона. На первой из них рассмотрен случай, когда выгрузку и последующую погрузку осуществляют на одной и той же станции, т.е. при сдвоенных грузовых операциях. Вторая схема соответствует случаю, когда погрузку и выгрузку выполняют на разных станциях и имеют место груженый и порожний рейсы вагона. Оборот вагона представляет собой сумму времени нахождения вагона в поездах на участках (в движении и на промежуточных станциях) и транзитного вагона -- на технических станциях (в транзитных поездах и под переработкой), а также станциях погрузки и выгрузки. Разделение оборота вагона на элементы (в процентах общего оборота в 2003 г.) представлено на рис. 24.2. В указанном году оборот вагона по сети составил 8,35 сут . Оборот вагонов имеет важное значение для экономики в целом: им определяются не только качество использования подвижного состава и транспортные издержки, но и продолжительность перевозки грузов. Среднесуточный пробег вагона рассчитывают посредством деления полного рейса на оборот вагона. Использование грузоподъемности вагона характеризуется его статической и динамической нагрузками. Динамическая нагрузка -- это средняя нагрузка вагона с учетом пробега в груженом состоянии: -- пробег груженого вагона, км. Одним из наиболее важных комплексных показателей качества является производительность вагона, определяемая грузооборотом, т-км нетто, приходящимся на каждый вагон рабочего парка в сутки. Для анализа перевозочного процесса важно провести экономическую оценку показателей эксплуатационной работы. С этой целью на дорогах разрабатывают специальные справочники применительно к конкретным условиям. Исходные Данные: 1 Схема отделения дороги НОД2 (ст. А, Б, В, Г). НОД 2 НОД 1 НОД 3 Д А Б В Г Е 2.2 Значения вагонопотоков (табл. 2.1) : Увеличены согласно варианта на 25%. 3 Длины участков, км. : А-Б=220; Б-В=150; В-Г=130. 4 Состав гружёного поезда nгр=71 ваг. 5 Состав порожнего поезда nпор =100 ваг. 6 Участковая скорость Vуч = 43 км/час. Простой на одной технической станции tтех = 4,2 час. Простой вагона под одной грузовой операцией tгр=19,8 час. Методические указания по решению задания Вагонопотоком называется количество вагонов, следующих по железнодорожной линии в каком-либо направлении за определённый промежуток времени, обычно за сутки. Среднесуточное количество вагонов, следующих с одной станции или участка назначением на другую станцию или участок, принято называть струёй вагонопотока. Таблица 1 Корреспонденция вагонопотоков. На основании данных о корреспонденции гружёных вагонопотоков (табл.1) устанавливают порожние вагонопотоки. Для этого на каждой станции определяют баланс порожних вагонов (избыток, когда выгрузка превышает погрузку, и недостаток, когда погрузка больше выгрузки) и устанавливают схему направления движения порожних вагонов из районов с их избытком в районы с недостатком (табл.2). Таблица 2. Балансовая таблица Затем, по данным табл. 1 и 2 строится диаграмма гружёных и порожних вагонопотоков (рис.1). Чётное Нечётное Рис. 2. Диаграмма гружёных (числитель) и порожних (знаменатель) вагонопотоков. По таблице корреспонденции вагонопотоков и диаграмме порожних вагонопотоков определяются следующие показатели: 1 Транзит - в данном случае вагоны, погружённые на НОД1 и НОД3 и выгруженные на НОД3 и НОД1; количество транзитных вагонов Uтр= 1125 ваг. 2 Ввоз - в данном случае вагоны, погруженные на НОД1 и НОД3, выгруженные на НОД2; Uвв= 840 ваг. 3 Вывоз - в данном случае вагоны, погруженные на НОД2 и выгруженные на НОД1 и НОД3; Uвыв= 1215 ваг. 4 Местное сообщение - в данном случае вагоны, погруженные и выгруженные на НОД2; Uмс= 1091 ваг. 5 Приём гружёных; Uпр.гр= Uвв+ Uтр=840+1125=1965 ваг. 6 Сдача гружёных; Uсд.гр= Uвыв+ Uтр=1215+1125=2340 ваг. 7 Выгрузка; Uвыгр= Uмс+ Uвв=1091+840=1931 ваг. 8 Погрузка; Uпогр= Uмс+ Uвыв=1091+1215=2306 ваг. 9 Работа отделения; U= Uпогр+ Uпр.гр=2306+1965=4271 ваг. 10 Приём порожних вагонов; Uпр.пор=375 ваг. 11 Сдача порожних вагонов; Uсд.пор=0 ваг. Размеры движения гружёных поездов определяются по формуле: nгр=Nгр/mгр где Nгр - гружёный вагонопоток, mгр - состав гружёного поезда. Размеры движения порожних поездов определяются по формуле: nпор=Nпор/mпор где Nпор - порожний вагонопоток, mпор - состав порожнего поезда. Результаты расчёта сведены в табл. 3. Таблица 3. Размеры движения по участкам, поездов. Пробеги гружёных и порожних вагонов должны быть представлены в таблице следующей формы. Таблица 4. Пробеги вагонов по участкам, тыс. вагонокилометров. Величина гружёного и порожнего вагонопотока определяется по диаграмме (рис. 2). Оборот грузового вагона - это время, необходимое для выполнения одного полного перевозочного цикла, т.е. время от начала одной погрузки до начала следующей погрузки в этот же вагон. Оборот вагона рассчитывается по формуле: где L - полный (общий) рейс вагона, км; Vуч - участковая скорость движения поездов, км/ч, (п.6 исходных данных); Lв - вагонное плечо - среднее расстояние пробега транзитного вагона, приходящееся на одну техническую станцию, измеряется в километрах; tтех - средний простой вагона, приходящийся на одну техническую станцию, измеряется в часах; kм - коэффициент местной работы; tгр - простой вагона, приходящийся на одну грузовую операцию, измеряется в часах. Полный (общий) рейс вагона - расстояние пробега вагона за время оборота, км. Рассчитывается по формуле: где - общий пробег вагонов по таблице 4, вагонокилометров. U - работа отделения дороги, вагонов. где - число транзитных вагонов, отправленных с технических станций, определяется по диаграмме вагонопотоков. Для этого для каждой станции надо от числа отправленных гружёных и порожних вагонов в чётном и нечётном направлениях отнять собственную погрузку станции. В нашем примере для станций А, Б, В эта сумма рассчитывается следующим образом: Коэффициентом местной работы называется количество грузовых операций, приходящееся на единицу работы: где Un - погрузка отделения дороги, вагонов; Uв - выгрузка отделения дороги, вагонов; U - работа отделения дороги, вагонов. Рабочий парк вагонов для отделения дороги рассчитывается по следующей формуле:
|