Рефераты

Особенности отдельных видов перевозок в Республике Казахстан

p align="left">Письменной формой договора перевозки пассажира явля-ется проездной билет, а для багажа - багажная квитанция. Форма проездного билета и багажной квитанции устанавлива-ется законодательными актами о транспорте. Новеллой здесь является то, что форма документов для городского транс-порта устанавливается законом, а не решениями местных ис-полнительных органов, как это было раньше.

Здесь следует указать на одно обстоятельство, касающе-еся договора пассажирской перевозки, а именно, что пасса-жир как гражданин пользуется правами стороны в обязатель-стве в соответствии с ГК, а также иными законодательными актами, в частности, Законом РК "О защите прав потребите-лей", и изданными на основании их правовыми актами.

Несколько иное положение у пассажира при круизных пе-ревозках. Здесь договор на перевозку пассажиров с пере-возчиком заключает туристическая фирма, а проезд осущест-вляется по туристическим путевкам. В этом случае для пасса-жира перевозчик окажется фактическим перевозчиком, а не договорным. Согласно ст. 121 Закона «О торговом морепла-вании» в отношении перевозки пассажира, осуществляемой фак-тическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия (бездействие) фактического перевозчика, его работ-ников или агентов, действовавших в пределах своих обязанно-стей (полномочий). В случае, если ответственность несут пе-ревозчик и фактический перевозчик, их ответственность явля-ется солидарной.

Согласно договору перевозки, перевозчик обязуется пе-ревезти пассажира до пункта назначения. Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете место на транс-портном средстве. Пассажиру предоставлено право в любое время отказаться от договора перевозки. Так, пассажир впра-ве отказаться от договора морской перевозки до отхода суд-на, а также после начала рейса - в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. При отказе пассажира от исполнения договора морской перевозки до от-хода судна ему возвращается вся сумма, уплаченная за про-езд и перевоз багажа, а после начала рейса - часть суммы, уплаченная за проезд и провоз багажа в размере, пропорцио-нальном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена. Морское законодательство РК предусматривает случаи отказа от исполнения договора перевозчиком, когда отказ от исполнения договора не связан с нарушением условий догово-ра. Так, перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении следующих не зависящих от него обстоятельств: 1) военных или иных дей-ствий, создающих угрозу захвата судна; 2) блокады порта (пун-кта) отправления или порта (пункта) назначения; 3) привлечения судна для государственных нужд; 4) гибели судна или его зах-вата; 5) признания судна непригодным для плавания; 6) чрезвы-чайных ситуаций природного и техногенного характера; 7) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Рес-публики Казахстан. Перевозчик, отказавшийся от исполнения договора морской перевозки, при наступлении вышеназванных обстоятельств обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в порт (пункт) отправления или возместить пассажиру понесенные им расходы (ст. 114 Закона).

Договор пассажирской перевозки является возмездным, оплата осуществляется на основании соглашения или тарифа. Лица, которые в виде исключения имеют право на бесплатный проезд, не могут рассматриваться как участники договора; они - пассажиры, право которых на проезд обусловлено не дого-вором с перевозчиком, а законодательством, предписываю-щим перевозчику перевозить их бесплатно или предоставлять им иные льготы по оплате проезда. В этих случаях расходы транспорта возмещаются за счет источников финансирования, которые определяются органами, устанавливающими льготы на транспортные услуги (ст.13 Закона «О транспорте в РК»).

Законом РК «О торговом мореплавании» впервые опреде-ляются периоды перевозки для багажа, каютного багажа и собственно пассажира. Пассажир, ожидающий посадку на мор-ском вокзале, причале или ином портовом сооружении, еще не вступил в стадию перевозки и, возможно, не вступит, если откажется от поездки или рейс не состоится по причинам, от него не зависящим. Следовательно, перевозка не включает в себя период, в течение которого пассажир находился на мор-ском вокзале, причале или ином портовом сооружении (п. 2 ст. 113 Закона).

На основании ст. 113 Закона «О торговом мореплавании» перевозка пассажира и багажа включает в себя следующие периоды: 1) в отношении пассажира и его каютного багажа -период посадки, высадки и нахождения пассажира, а также каютного багажа на борту судна. В перевозку пассажира и багажа включается период доставки морским путем с берега на судно, либо наоборот, если ее стоимость включена в сто-имость билета или если судно для вспомогательной перевозки предоставлено в распоряжение пассажира перевозчиком; 2) в отношении каютного багажа, сдаваемого пассажиром для доставки на судно или на причал (вокзал) в порту (пункте) на-значения, - период с момента принятия каютного багажа пе-ревозчиком, его работником или агентом до его выдачи на борту судна или в порту (пункте) назначения; 3) в отношении багажа - период с момента принятия багажа перевозчиком, его работником или агентом на берегу либо на борту судна до момента выдачи багажа пассажиру или упомянутому на по-лучение багажа лицу.

В ГК пассажиру как стороне в договоре предоставлен ряд прав: перевозить детей с собой бесплатно или на иных льгот-ных условиях; перевозить бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (ст. 112 Закона РК «О торговом мореплавании», ст. 67 Закона РК «О железнодорожном транспорте», ст. 13 Закона РК «О транспорте в РК»).

Договор перевозки багажа является двусторонним и воз-мездным, в любом случае он квалифицируется как реальный, поскольку считается заключенным с момента передачи багажа перевозчику с одновременной выдачей пассажиру багажной квитанции. Договор этот следует считать акцессорным при-менительно к договору пассажирской перевозки, так как он может быть заключен лишь при наличии у гражданина проезд-ного билета. Этой особенностью данный договор отличается от договора грузобагажа, по которому гражданин может сдать личные вещи к перевозке, даже не будучи пассажиром.

Ответственность перевозчика за перевозку багажа и пасса-жира имеет существенные различия, кроме того, при пере-возках сверх установленной бесплатной нормы провоза бага-жа может выдаваться отдельная багажная квитанция. Пасса-жир (отправитель) при сдаче багажа, грузобагажа обязан объявить их ценность (ст. 68 Закона РК «О железнодорож-ном транспорте»).

2. Договор фрахтования (чартера)

В ГК закреплен новый вид договора перевозки - дого-вор фрахтования (чартера), который может заключаться на всех видах транспорта. Ранее он регулировался Кодексом тор-гового мореплавания (КТМ) как собственно договор перевоз-ки, который подразделялся на договоры: 1) с условием пре-доставления судна и 2) без такого условия (ст. 120 КТМ, ст. 54она РК «О торговом мореплавании»). Ст. 691 ГК гласит: по договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик)обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа и грузов.

Морское законодательство РК предусматривает два вида договоров фрахтования: договор фрахтования судна с экипа-жем (тайм-чартер) (ст.ст. 124-132 Закона «О торговом мо-реплавании») и договор фрахтования судна без экипажа (бер-боут-чартер) (ст.ст. 133-143 Закона «О торговом мореплава-нии»).

Договор фрахтования - это двусторонне обязывающий, консенсуальный, срочный и возмездный договор. Сторонами этого договора являются рахтовщик и фрахтователь. Фрах-товщик - это сторона, предоставляющая транспортное сред-ство на определенный срок для перевозки. Причем зафрах-тованные транспортные средства должны использоваться для перевозки пассажиров, багажа и грузов. Исходя из этого, стан-дартные проформы чартера построены с учетом того, что на транспортном средстве будет осуществляться перевозка. Этот эксплутационный признак отличает договор фрахтования от договора имущественного найма.

Фрахтователь - это лицо (физическое или юридическое), имеющее потребность в перевозках пассажиров, багажа и грузов. Он фрахтует всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств, оплачивает установленную договором сумму. Целью договора является перевозка пас-сажиров, багажа и грузов. Тарифы на договор фрахтования (чартера) не действуют, а применяется договорная цена. Сле-дует подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о тари-фах на перевозки, а о размере платы за фрахтование (чар-тер) транспортных средств.

Договор фрахтования (чартера) является консенсуальной разновидностью договора перевозки, так как его заключение не свидетельствует о приеме груза к перевозке и не дает возможности распоряжаться грузом.

В числе документов, удостоверяющих договор перевоз-ки, перечисленных в п. 2 ст. 689 ГК, договор фрахтования (чар-тера) отсутствует, так как порядок заключения договора фрах-тования, а также форма договора и его виды устанавливаются законодательными актами о транспорте. Требует ответа воп-Рос: какими нормами законодательства следует руководствоваться при заключении договора фрахтования (чартера). От-вет на этот вопрос содержится в главе 29 "Имущественный наём (аренда)" ГК и прежде всего в параграфе 5 "Аренда транспортных средств" с предоставлением услуг по управле-нию и фактической эксплуатации. Но ГК в этом случае, регули-руя договор аренды транспортного средства на время, не предусматривает фрахтование на один или несколько рейсов. Согласно ст. 591 ГК фрахтователь имеет право в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства без согласия фрахтовщика от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены - назначению транспортного сред-ства. Статьи 125 и 134 Закона «О торговом мореплавании» пре-дусматривают, что в случае, если тайм-чартером не предус-мотрено иное, фрахтователь имеет право заключить от свое-го имени субтайм-чартер или суббоут-чартер.

Таким образом, специфика чартерной перевозки заключа-ется в том, что перевозчик не получает от пассажира (грузо-отправителя) никакого вознаграждения. Выдача перевозочно-го документа на чартерный рейс специально сопровождается отметкой на нем об отсутствии какой-либо оплаты. В данном случае пассажир (грузоотправитель) оплачивает весь пакет услуг фрахтователю. В стоимость пакета входят как перевоз-ка, так и ряд других услуг (скажем, гостиница, питание и т.п.). Поэтому возврата каких-либо сумм пассажир может требо-вать лишь от фрахтователя, который оплачивает рейс или часть вместимости транспортного средства. В этом и заключается экономическая суть чартера.

Отсюда следует вывод, что перевозочные отношения воз-никают между фрахтователем и пассажиром (грузоотправи-телем). Наличие договора перевозки дает основания привлечь фрахтовщика к ответственности и одновременно дает возмож-ность перевозчику использовать транспортное законодательст-во. Вот почему статья Указа Президента РК "Об использова-нии воздушного пространства и деятельности авиации Респуб-лики Казахстан" предусматривает, что осуществление чартер-ных воздушных перевозок регулируется этим законом.

9. В отличие от прежнего новый ГК не содержит нормы о транспортном планировании. Ныне планирование перевозок, как правило, носит технико-экономический, а не административно правовой характер. Вместо обязательных норм плана перевозок в ст. 692 ГК предусмотрено заключение на всех видах транс-3 та длящихся договоров об организации перевозок, когда есть необходимость осуществления систематических перевозок По договору организации перевозок перевозчик обязу-ется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель -предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозок определяются объе-мы, сроки, качество перевозок и другие условия предостав-ления транспортных средств и предъявления грузов для их пе-ревозки, а также иные условия организации перевозок, не пре-дусмотренные законодательными актами.

Эти договоры упорядочивают отношения сторон по оказа-нию разнообразных транспортных услуг и создают необходи-мые и достаточные предпосылки для вступления его участни-ков в перевозочные договоры имущественного характера, в частности, конкретные договоры перевозки грузов. Условия перевозок грузов, согласованные в длительном договоре об организации перевозок грузов, считаются включенными в до-говор перевозки груза, если стороны не достигли соглашения об ином. В случае, если условия договора перевозки груза противоречат условиям длительного договора об организа-ции перевозок грузов, применяются условия договора пере-возки груза. Согласно п. 3 ст. 56 Закона «О торговом море-плавании» условия длительного договора об организации мор-ских перевозок грузов, не включенные в коносамент, не явля-ются обязательными для третьего лица, если оно не является фрахтователем.

К длящимся договорам относятся: навигационные догово-ры на внутреннем речном и длительные - на морском транс-порте; специальные договоры на воздушном транспорте; го-довые договоры - на автомобильном транспорте. На основа-нии этих длящихся договоров на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте подаются заявки (за-казы) на перевозку грузов, в которых имеются сведения о транспортных потребностях в осуществлении перевозок.

10. В статье 693 ГК определены формы взаимоотношений между самими транспортными организациями, которые теперь называются договорами по обеспечению перевозок грузов, такими договорами являются узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие. Например, на практике до сих пор применяются "Правила централи-зованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом.

3 Перевозка железнодорожным транспортом.

Отношения по перевозкам грузов железнодорожным транспортом регулируются Законом «О железнодорожном транспорте» от я 12 2001г. и Временным Уставом железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.01.1996г.

Грузоотправитель и грузополучатель обязаны обеспечить перевозку отдельных видов грузов в сопровождении своих представителей (проводников), если это предусмотрено Временным Уставом Желез-ных дорог.

Охрана общественного порядка и борьба с преступностью на же-лезнодорожном транспорте обеспечивается органами внутренних дел.

Договор оформляется накладной, которая является основным пе-ревозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его сле-дования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (отсюда ее название -- грузосопроводительный документ). Юридическое значение накладной в том, что: а) она является обяза-тельной письменной формой договора; б) доказывает факт заключе-ния договора и воплощает его содержание; в) легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, выте-кающих из ненадлежащего исполнения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, который отвечает за все последствия неправильности, неточности или неполноты указанных в ней сведе-ний. Дорога имеет право, но не обязана проверять достоверность этих сведений.

Договор считается заключенным с момента выдачи грузоотправи-телю квитанции о приеме груза на основании железнодорожной на-кладной. Перевозчик совершает на накладной соответствующую от-метку, а в удостоверение приема груза к перевозке выдает отправите-лю грузовую квитанцию. Квитанция имеет доказательственное значе-ние в отношении факта заключения договора перевозки и служит ос-нованием для предъявления требования к железной дороге в случае Утраты груза, К числу иных перевозочных документов также относятся Дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при пе-ревозках прямым смешанным сообщением. Все они являются документами первичного учета и имеют доказательственное значение.

Изменение договора перевозки, в том числе переадресовка груза, -уществляются по соглашению сторон в соответствии с правилами перевозок. Переадресовка груза, находящегося под таможенным контролем, проводится при наличии согласия соответствующего тамо-женного органа. В случаях, когда дальнейшая перевозка угрожает безопасно движения и сохранности груза, перевозчик имеет право произвести перегрузку груза с уведомлением рузоотправителя (грузополучатель) По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

С момента уведомления о прибытии груза в пункт назначения права и обязанности клиента по договору перевозки переходят к rn зополучателю. Он вправе потребовать от грузоотправителя возмещения расходов и убытков, выплаченных перевозчику вследствие неправ. вильных действий грузоотправителя.

Грузоотправители могут предъявлять грузы к перевозке на местах общего и не общего пользования. Перевозка грузов может осуществ-ляться повагонными, мелкими, малотоннажными, групповыми или маршрутными отправками.

Грузоотправитель обязан до предъявления груза к перевозке под-готовить его к транспортировке таким образом, чтобы обеспечивались безопасность, сохранность груза и подвижного состава, контейнеров при перевозке. Качество предъявляемых к перевозке скоропортящихся грузов, а также их тара и упаковка должны отвечать требованиям Пра-вил перевозок грузов, стандартов или технических условий на продук-цию и обеспечивать сохранность груза в течение сроков транспорта-бельности, установленных грузоотправителями в удостоверении о ка-честве (или экспертом в сертификате).

Требования к качеству продукции, таре и упаковке перевозимых железнодорожным транспортом грузов должны предусматриваться в

стандартах и технических условиях на продукцию и согласовываться с

Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. При подаче транспортных средств по уведомлениям начальник

станции обязан уведомить грузоотправителя не позднее, чем за 2 часа

до подачи вагонов.

Уведомления о времени подачи вагонов под погрузку не требует-ся, если погрузка обеспечивается вагонами, поданными под выгрузку-Порядок уведомления о времени подачи вагонов под погрузку средствами грузоотправителя устанавливается начальником станции, при этом он должен предусмотреть использование в первую очередь радио-, телефонной, телеграфной и почтовой связи. Грузоотправитель может избрать один из способов уведомления, о чем он извещает на-чальника станции.

При задержке подачи вагонов под погрузку свыше 2 часов после срока, указанного в уведомлении, станция обязана вновь уведомить

правителя о времени предстоящей подачи вагонов в установке

грузы должны быть уложены в вагоне равномерно, плотно и при необходимости надежно закреплены, чтобы не было сдвига, падения, я на двери, потертости или повреждения их при перевозке, а так обеспечивалась сохранность вагона при погрузке.

Время приема груза к перевозке удостоверяется наложением капарного штемпеля станции в накладной.

Погрузка, выгрузка (разгрузка) грузов осуществляется перевозчика или грузоотправителем (грузополучателем) в порядке и сроки, усмотренные перевозок или договорами. Грузоотпра-витель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения, сохранность груза и подвижного состава.

Железная дорога обязана доставить груз в пункт назначения в ус-тановленный срок, который зависит от расстояния, вида отправки, скорости перевозки и других условий. Различаются перевозки грузо-вой и большой скоростью, а также перевозки пассажирскими поездами и грузобагажом. Срок доставки исчисляется с 24 часов дня приема гру-за к перевозке, а если груз был принят к перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 часов дня, в который груз должен быть погру-жен. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения уста-новленного срока доставки.

О прибытии груза на станцию назначения перевозчик обязан уве-домить грузополучателя в срок не позднее двенадцати часов дневного времени суток, следующих за днем прибытия груза. В порядке, ука-занном в правилах перевозок, если иное не установлено договором об организации перевозок. Грузополучатель обязан осуществить приемку фуза, прибывшего в его адрес, освободить подвижной состав и обес-печить его очистку.

Грузы выдаются на станции назначения грузополучателю, указан-ному в накладной. Грузополучатель расписывается в дорожной ведо-мости в получении груза. Накладная выдается грузополучателю под Расписку в дорожной ведомости с указанием последней даты выдачи груза, номера и даты доверенности, а также номера расчетного счета и наименования отделения банка, которые грузополучатель может про-являть штемпелем. Время оформления выдачи груза удостоверяется 1аложением календарного штемпеля станции в накладной.

Грузы, адресованные гражданам, выдаются грузополучателя предъявлении документов, удостоверяющих их личность и место, под расписку в дорожной ведомости с указанием даты получения груза, номера паспорта или документа, его заменяющего.

При передаче груженых вагонов, в том числе вагонов, загсу* ных контейнерами, стороны обязаны по наружному осмотру удостовериться в исправности кузова вагона (контейнера), наличии пломб соответствия оттисков на них данным, указанным в вагонном лист При перевозке грузов на открытом подвижном составе стороны должны убедиться в отсутствии следов утраты груза.

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

а) несоответствия между наименованием, массой, количеством
мест груза или багажа в натуре и данными, указанными в перевозоч-
ном документе;

б) порчи и повреждения груза или багажа;

в) обнаружения груза или багажа без документов, а также доку-ментов без груза или багажа;

г) возвращения железной дороге похищенного груза или багажа;

д) не передачи железной дорогой на железнодорожный подъезд-
ной путь груза в течение 24 часов после оформления в товарной кон-
торе (кассе) выдачи груза по документам. В этом случае коммерческий
акт составляется только по требованию грузополучателя.

Данные в коммерческом акте указываются на основании перево-зочных документов, отвесов, книги перевески на вагонных весах и др. Коммерческие акты составляются в трех экземплярах только на бланках установленной формы и заполняются на пишущей машинке или чернилами четко, без помарок, подчисток и каких-либо исправле-ний. На каждом акте проставляется строчный штемпель станции. Пер-вый экземпляр акта направляется в соответствующую службу дороги, второй выдается грузополучателю по его требованию, а третий хра-нится в делах станции.

В коммерческом акте должно быть точное и подробное описание состояния груза и тех обстоятельств, при которых обнаружена неис-правность. В акте должны быть указаны также обнаруженные при проверке груза обстоятельства, которые могли явиться причиной воз-никновения выявленной недостачи, порчи или повреждения груза-Никаких предположений и выводов о причинах неисправности перевозки или виновности грузоотправителя и железной дороги в акт вносить не допускается. Вce вопросы, помещенные в графах бланка акта, должны давать точные ответы. Не допускается прочерчивание, а также проставление кавычек вместо повторения требующихся данных. С в коммерческом акте должно быть указано, правильно ли погружен, размешен и закреплен груз, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых на открытом подвижном составе. При правильной погрузке, размещении и креплении груза в акте указывается какое нарушение было допущено. Коммерческий акт подписывает начальник станции (его заместитель) заведующий грузовым двором и приемосдатчик станции, а также грузополучатель, если он участвовал в проверке. Кроме того, при необходимости к проверке груза и подписи акта могут быть привлече-ны и другие работники железной дороги

4 Перевозка речным транспортом.

На территории республики имеется 20 грузовых и грузопас-сажирских речных причалов, а также торговый морской порт Ак-тау.

На речном транспорте перевозки различаются по видам флота -- осуществляемые самоходным и несамоходным флотом, а также на су-дах смешанного плавания «река--море». Выделяются также прямые и местные (осуществляемые портовым флотом) перевозки. При местных перевозках перевозчиком является порт, во всех остальных случаях -- пароходство. Система документов, их правовое значение и порядок заключения договора перевозки груза на внутреннем водном транспор-те близки к применяемым на железнодорожном транспорте. Анало-гично решаются и вопросы исполнения сторонами обязанностей по договору. Основное же различие между ними состоит в следующем. Прежде всего, для речной перевозки установлены сроки приема грузов к перевозке. Если груз адресован в пункт, где у пароходства нет поме-щений, пригодных для хранения данного груза, а грузополучатель к моменту прибытия груза за ним не явился, хотя и был своевременно извещен, груз может быть доставлен пароходством за счет грузополу-чателя в ближайший пункт, где имеются необходимые складские по-мещения. При отсутствии такой возможности пароходство обязано Уведомить грузоотправителя о неявке грузополучателя и потребовать от отправителя указаний, как поступить с грузом. За время ожидания Судном выгрузки и приема груза, а также за время ожидания распоряжения отправителя с него взыскивается штраф за простой судна, а в случае доставки груза в. другой пункт -- расходы по выгрузке, сборы, хранение груза в пункте вынужденной выгрузки, а также расходы дополнительной перевозке и реализации груза.

Перевозки морским транспортом классифицируются на: а) щ ренние перевозки между портами одного моря (в малом каботаже)- -внутренние перевозки между портами разных морей (в большом кабо таже); в) перевозки в заграничном сообщении. Выделяются также ще стные перевозки (в пределах порта и его акватории).

Морская перевозка традиционно регулируется диспозитивньццИ нормами, а потому договор приобретает здесь особое значение. Пере возчиком обычно является пароходство (иногда порт). Договор мор. скоп перевозки грузов может быть заключен: а) с условием предостав-ления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений (трюмов) и б) без такого условия. В первом случае заклю. чается договор фрахтования судна или чартер. Во втором случае до-говор оформляется коносаментом.

Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а коносамент -- при небольших по объему перевоз-ках. Коносамент составляется перевозчиком на основании погрузоч-ных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправи-телю. Он является строго формальной ценной бумагой, распоряжение которой означает передачу товара. В этом отличие коносамента от на-кладной: он не просто сопровождает груз, а является товарораспоря-дительным документом. Коносамент как ценная бумага может быть именным, ордерным и предъявительским. Реквизиты коносамента де-лятся на обязательные (они перечислены в законе) и факультативные, которые включаются по соглашению сторон. К числу обязательных относятся: а) наименование судна, если груз принят к перевозке; б) наименование перевозчика; в) место приема или погрузки груза; г) наименование отправителя; д) место назначения груза, а при наличии чартера место назначения или направления судна; е) наименование получателя в именном коносаменте или лица, приказу которого коно-самент выдан (ордерный коносамент), или указание на предъявитель-ский характер коносамента; ж) наименование и характеристика груза-з) размер вознаграждения перевозчика (фрахта) и) время и место вы-дачи коносамента; к) число экземпляров коносамента и л) подпись капитана. Документ, не содержащий хотя бы одного из названных Ус ловий, не считается коносаментом. Коносамент обычно составляется в двух экземплярах, один из которых остается у перевозчика и следуй грузом, а другой выдается отправителю и служит основанием для П лучения груза, а также платежей по договору с его получателем.

6. договор перевозки груза

Предусмотренный ст. 689 ГК договор перевозки груза является реальным, взаимным, срочным и возмездным дого-, вором, заключенным в письменной форме. Он является ре-! альным, поскольку договор может считаться заключенным , только при условии, что груз уже вверен перевозчику. Одна-ко законодательство предусматривает и заключение консен-суальных договоров. Так, договор фрахтования (чартера) (ст. 691 ГК), договор перевозки по коносаменту будут консенсу-альными, когда перевозчик обязуется доставить груз, кото-рый ему передал или передает отправитель.

Согласно ст. 10 Закона о железнодорожном транспорте договор перевозки груза является срочным договором. Он также является возмездным договором. Провозная плата -цена перевозки. ГК предусматривает, что провозная плата осуществляется согласно договору или тарифу.

Согласно ст. 10 Закона о транспорте по отдельным видам транспортных услуг в качестве специально проводимой поли-тики государства либо как средство преодоления монополис-тической деятельности в сфере транспорта могут устанавли-ваться регулируемые тарифы (единые в пределах государ-ства) в порядке, определяемом Правительством РК.

В ст. 688 ГК впервые вводится понятие "перевозчик" вза-мен "транспортной организации", под которой понималась спе-циализированная транспортная организация, входящая в тот или иной вид единого социалистического транспорта.

В ГК понятие "перевозчик" претерпело значительную эво-люцию. Такой процесс происходил и в законодательстве за-рубежных государств. Например, по англо-саксонскому, фран-цузскому и немецкому праву только собственник транспорт-ного средства заключал договор перевозки (shipowner - англ., Ship Herr - нем.; le bourgeois de Navire - фр.). Затем терми-нология частично изменилась. Как во французском, так и в не-мецком праве наряду с "судовладельцем" (armateur, Reeder) появился термин "фрахтователь" (freteur, Verfracht). Сходные изменения произошли в большинстве государств Северной Европы, в том числе и в Голландии. В США они назывались freight/contractors, на Европейском континенте -Transportubernem. Указанные лица занимались выполнением перевозок. В ряде случаев они не имели собственных транс-портных средств, но они фрахтовали их у других судовладель-цев, получая при этом разницу от фрахтовых ставок.

В Гаагских правилах 1921 г. был впервые введен термин "пе-ревозчик" (transporteur - франц., carrier - англ., transportowiec - польск.). А в Брюссельской конвенции 1924 г. о коносамен-тах (ст. 1, п. "а"), содержалось следующее определение: "термин "перевозчик" означает собственник (судна) либо фрах-тователь, который заключает договор перевозки с отправи-телем". Из этого определения следует, что любое лицо, которое заключило договор перевозки груза с отправителем либо берется за выполнение перевозки, является перевозчи- ' ком независимо от того, принадлежит ли транспортное сред-ство ему на праве собственности либо он пользуется транс-портным средством на основе иного правового титула.

Итак, понятие "перевозчик", употребляемое в ГК, соот-ветствует термину, применяемому в международном транс-портном праве, то есть означает лицо, которое от своего имени обязуется осуществить перевозку грузов, пассажиров и багажа.

Согласно ст. 1 Закона о транспорте в РК перевозчик - это юридическое или физическое лицо, владеющее транспорт-ным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажи-ров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющее на это лицензию или соответствующее разрешение, выдан-ное в установленном порядке.

На основании ст. 1 Закона о транспорте в качестве общего правила для перевозчиков, за исключением автоперевозчиков, введена система лицензирования деятельности, связанной с осуществлением перевозок грузов, пассажиров, багажа.

Так, Закон РК «О государственном регулировании граждан-ской авиации» предусматривает обязательное лицензирование в сфере гражданской авиации следующих видов деятельнос-ти: 1) перевозка пассажиров и грузов воздушным транспор-том; 3) авиационные работы; 3) услуги по техническому об-служиванию и ремонту авиационной техники; 4) аэропортовс-кая деятельность; 5) перевозка опасных грузов (ст. 9). Закон РК «О железнодорожном транспорте» также говорит, что

отдельные виды деятельности на железнодорожном транс-порте осуществляются на основе лицензии (ст. 10).

Порядок лицензирования определяется постановлением Правительства от 29 декабря 1995 г. «О реализации постанов-ления Президента Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г.». Так, применительно к конкретным видам транспорта действу-ют: «Правила лицензирования перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом в Республике Казахстан» от 29 июля 1998 г., «Положение о порядке и условиях лицензи-рования международных перевозок пассажиров и грузов, опас-ных грузов автомобильным транспортом» от 25 декабря 1996 г.; «Положение о порядке и условиях лицензирования перевозок пассажиров и грузов воздушным транспортом и аэропортовс-кой деятельностью, с обслуживанием воздушных судов, пас-сажиров и грузов в аэропортах Республики Казахстан» от 23 июля 1997 г.; а также ст. 9 Закона РК «О государственном регулировании гражданской авиации».

Выдача лицензии на осуществление деятельности по пере-возке пассажиров и грузов отдельными видами транспорта производится Министерством транспорта и коммуникаций Рес-публики Казахстан.

Субъектами лицензирования являются граждане, юридичес-кие лица Республики Казахстан, иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства и международ-ные организации.

Указом Президента РК «Об использовании воздушного про-странства и деятельности авиации» наравне с понятием «пере-возчик» введено понятие «эксплуатант» - юридическое или физическое лицо, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области, а также понятие «фрахтователь» - физическое или юридическое лицо, заключившее за плату договор с воздушным перевозчиком о передаче в его пользование всей вместимости или части вмес-тимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почты или других целей.

В Законе РК «О государственном регулировании гражданс-кой авиации» предусматриваются следующие виды перевоз-чиков: национальный, назначенный, флагманские перевозчики. Национальный перевозчик - воздушный перевозчик, зарегист-рированный в РК и имеющий лицензию эксплуатанта и лицен-зию на осуществление международных и (или) внутренних воз-душных перевозок. Назначенный перевозчик - воздушный перевозчик, назначенный от РК для осуществления воздушных перевозок в соответствии с условиями двухстороннего или многостороннего соглашения о воздушном сообщении. Флаг-манский перевозчик РК определяется Правительством респуб-лики из числа назначенных перевозчиков на конкурсной основе, которому предоставляется приоритет при эксплуатации меж-дународных авиамаршрутов.

Закон РК «О торговом мореплавании» вводит термин «фак-тический перевозчик», то есть перевозчик, который фактически осуществляет перевозку пассажиров, багажа и груза или ее часть (ст. 1). Данный термин является новеллой для транспор-тного законодательства РК. Введение этого термина связано с тем, что на морском транспорте в роли перевозчика может выступать как собственник судна, так и фрахтователь, аренду-ющий судно с экипажем (тайм-чартерный владелец) и без эки-пажа (бербоут-чартер).

В советской транспортно-правовой литературе многие счи-тали, что транспортировка не входит в состав транспортной экспедиции, так как при этом якобы происходит смешение двух самостоятельных договоров. Данное утверждение в настоя-щее время не соответствует законодательству РК. Конвен-ция КДПГ имеет силу закона и в РК. Согласно этой конвенции экспедитор, организующий дорожные перевозки, может быть перевозчиком и нести всю меру ответственности.

Таким образом, перевозчик - это не обязательно транс-портное предприятие, имеющее основной целью своей дея-тельности осуществление перевозок. Им может быть и граж-данин (индивидуальный предприниматель), а также, например, общественная организация, не имеющая в качестве своей цели извлечение прибыли, но осуществляющая предпринимательс-кую деятельность для достижения целей, ради которых такая некоммерческая организация была создана.

Второй стороной в договоре перевозки груза, т.е. кон-трагентом (партнером) перевозчика, является отправитель. Отправитель по ГК выступает в трех качествах: во-первых, как контрагент перевозчика, т.е. лицо, которое заключило с пе-ревозчиком договор на перевозку грузов; во-вторых, - лицо, которому выдается транспортная накладная (коносамент, то-варно-транспортная накладная или иной документ на груз, пре-дусматриваемый законодательными актами о транспорте), не-зависимо от того, кто фактически осуществляет отправку и погрузку груза, и, в-третьих, - лицо, имеющее право распоряжения грузом.

Получателем является лицо, уполномоченное на получе-ние груза, т.е. имеющее право требовать, чтобы ему в пунк-те назначения был выдан груз. Таким лицом, которое может требовать, чтобы ему был выдан груз, и, следовательно, кто может называться получателем, будет тот, кто указан полу-чателем в транспортной накладной. Получателю еще до по-лучения груза известно, что груз будет следовать к нему, так как отправитель и получатель связаны между собой другим договором (обязательством). Этим особенностям правового положения получателя в большей степени соетствует кон-струкция договора перевозки как договора в пользу третьего лица, не участвовавшего в его заключении, но имеющего пра-во самостоятельно требовать исполнения по нему (ст. 391 ГК).

Заключение

В главе 34 ГК «Перевозка» предусмотрена целая система договоров, регулирующих перевозку. Наряду с обычным договором перевозки груза (ст.ст. 689-690 ГК) в ГК перечис-ляются и другие договоры, регламентирующие перевозки: договор фрахтования (чартера - ст. 691); договоры об орга-низации перевозок (ст. 692); договоры между транспортны-ми организациями (узловые соглашения, договоры на центра-лизованный завоз (вывоз) грузов и др. - ст. 693); договор пря-мого смешанного сообщения (ст. 694); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 695).

Эти договоры имеют свою специфику, касающуюся пра-вового положения, субъектного состава, характеристики прав и обязанностей и по другим признакам, но у них общая цель -регламентация перевозок. Таким образом, ГК регулирует целую систему договоров, опосредствующих перевозочные отношения.

ГК предусматривает виды договоров перевозки, опреде-ляя для них специальный правовой режим. Исходя из момента перехода прав и обязанностей, договоры перевозки подраз-деляются на реальные и консенсуальные.

По предмету договоры перевозки делятся: на договоры перевозки пассажира (перевезти пассажира в пункт назначе-ния, а в случае сдачи пассажиром багажа - также отправить багаж в пункт назначения); на договоры перевозки груза (объек-том реального договора является конкретный груз, а объек-том консенсуального договора является объем перевозок); договор фрахтования (чартер) (предмет - предоставление всей или части вместимости транспортного средства).

По субъективному составу различаются: договор перевозки пассажиров, где контрагентом перевозчика является пассажир; договор перевозки груза - контрагентом перевозчика являет-ся грузоотправитель; договор об организации работы по обес-печению перевозок - контрагентом являются транспортные организации.

Исходя из цели, к договорам перевозки можно отнести:

а) договоры, направленные на организацию перевозок, где целями являются определение объемов, сроков, качества перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, договоры, направленные на обеспечение перевозок гру-зов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие); в) договоры, предусматривающие целью доставку гру3ов
пассажиров и багажа в пункт назначения. '

По форме договоры перевозки дифференцируются на договоры, оформленные транспортной накладной или коно-саментом; договоры в виде конклюдентных действий (приня-тие перевозчиком заявки или оплата от грузовладельцев, не-посредственное приобретение билетов в пассажирских транс-портных средствах и т.д.); договоры, заключаемые в устном и общем порядке.

Литература

1 Конституция Казахстана от 30.08.1995г.

2.Гражданский кодекс Казахстана от 1.07.1999г.

3.Закона РК «О торговом мо-реплавании») .от 17.01.2002г.

4 О железнодо-рожном транспорте»от 08.12.2001

5 Указ Президента РК, имеющий силу Закона, "Об использовании воздушного транспорта и деятельности авиации Республики Казахстан" от 20 декабря 1995 г. (с изменениями и до-полнениями от 16 января 2002 г.);

6 Закон РК «О государственном регулировании гражданс-кой авиации» от 15 декабря 2001 г.;

7. Устав автомобильного транспорта Казахской ССР, утвер-жденный постановлением Совета Министров Казахской ССР
от 18 июня 1970 г.;

8 Устав внутреннего водного транспорта СССР от 15 ок-тября 1955 г.

10 Закон РК "О транспорте в Республике Казахстан" от 21 сен-тября 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 27 января 1996 г., 8 декабря 1998г., 24 декабря 2001 г.);

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ