Расчет элементов циркуляции и инерционных характеристик судна
Расчет элементов циркуляции и инерционных характеристик судна
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление судном»Тема: «Расчет элементов циркуляции и инерционных характеристик судна»1. Общие положения курсовой работыВ соответствии с Резолюцией ИМО А.160 (ES.IV) и параграфа 10 Правила II/I Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 г. на каждом судне должна быть представлена информация о маневренных характеристиках.Выполнение курсовой работы по дисциплине «Управление судном» предусматривает более глубокое изучение вопросов, связанных с определением маневренных элементов судна.Задание по КР включает в себя расчеты элементов циркуляции и инерционны свойств судна, а также составление типовой таблицы маневренных элементов по полученным результатам.Курсовая работа выполняется курсантами 5 курса судоводительского факультета в 10 семестре после изучения Раздела 3 (темя 13-17) типовой программы дисциплины «Управление судном».Курсовая работа включает следующие темы:Определение элементов циркуляции судна расчетным способом.Расчет инерционных характеристик судна, включающих в себя пассивное торможение, активное торможение и разгон судна при различных режимах движения.Расчет увеличения осадки судна при плавании на мелководье и в каналах.Составление таблицы маневренных элементов судна на основании результатов расчета (расчетно-графическая часть работы).Курсовая работа оформляется в соответствие с существующими требованиями.Размерность физических величин в используемых формулах должна соответствовать приведенной в разделе «Условные обозначения», если в тексте МУ не оговорено иное.После проверки курсовой работы преподавателем учащийся в назначенный срок защищает ее на кафедре.2. Условные обозначения? - объемное водоизмещение, м3 D - весовое водоизмещение судна, т L - длина судна между перпендикулярами, м В - ширина судна, м d - осадка, м V0 - скорость полного хода, м/с Vн - начальная скорость для конкретного маневра, м/с Св - к-т общей полноты См - к-т полноты мидельшпангоута Сд - к-т полноты ДП Су - к-т подъемной силы пера руля ? - пропульсивный коэффициент ?11 - коэффициент присоединенной массы ? - угол поворота судна, град ? - угол дрейфа судна на циркуляции, град ?р - угол перекладки руля, град ? - угол крена, град ? - угол дифферента, град lр - длина пера руля, м hр - высота пера руля, м ?р - относительное удлинение пера руля Ар - площадь пера руля, м2 Ад - площадь погруженной части ДП судна, м2 Ам - площадь погруженной части мидельшпангоута, м2 Dв - диаметр гребного винта, м Hв - шаг винта, м n0 - частота вращения винта, 1/с Ni - индикаторная мощность главного двигателя, л.с. Nе - эффективная мощность, л.с. Мш - момент на швартовых Рзх - упор винта на швартовых на заднем ходу, тс Т1 - время первого периода, с Т2 - время второго периода, с Тр - время реакции судна на перекладку руля, с Тц - период циркуляции, с Д0 - диаметр установившейся циркуляции, м Дт - тактический диаметр циркуляции, м Дк - диаметр циркуляции кормовой оконечности судна, м l1 - выдвиг, м l2 - прямое смещение, м ?S - ширина полосы движения на циркуляции, м S0 - инерционная постоянная, м Sт - тормозной путь при активном торможении, м tт - время активного торможения, с Sп - тормозной путь при пассивном торможении, м tп - время пассивного торможения, с Sр - путь разгона судна, м tр - время разгона судна, мин g - ускорение свободного падения, м/с2 3. Задание по разделу «Определение элементов циркуляции судна» Все элементы циркуляции определяются для двух водоизмещений судна (в грузу и в балласте) с полного переднего хода с положением руля «на борт» (35°) и «полборта» (15°). Результаты расчета сводятся в таблицу и по ним строится кривая циркуляции для двух водоизмещений и двух перекладок руля. |
| В грузу | В балласте | | | 15 | 35 | 15 | 35 | | Д0, м | | | | | | Дт, м | | | | | | l1, м | | | | | | l2, м | | | | | | ?, ° | | | | | | Дк, м | | | | | | Тц, мин | | | | | | ?S, м | | | | | | |
3.1 Методика расчета элементов циркуляции Диаметр установившейся циркуляции с некоторыми допущениями рассчитывается по эмпирической формуле Шенхера [3]. , где К1 - эмпирический коэффициент, зависящий от отношения ; . Таблица значений коэффициента К1 |
| 0,05 | 0,06 | 0,07 | 0,08 | 0,09 | 0,10 | 0,11 | 0,12 | 0,13 | 0,14 | 0,15 | | К1 | 1,41 | 1,10 | 0,85 | 0,67 | 0,55 | 0,46 | 0,40 | 0,37 | 0,36 | 0,35 | 0,34 | | |
Площадь пера руля определяется по формуле: , где А - эмпирический коэффициент, определяемый по формуле: . Коэффициент подъемной силы пера руля Су может быть найден по формуле: , где ; (в расчете принимать ). Тактический диаметр циркуляции можно определить по формулам: - в грузу: ; - в балласте: , где Дт - тактический диаметр циркуляции при перекладке руля «на борт». Зависимость тактического диаметра циркуляции от угла перекладки руля выражается формулой: . Выдвиг и прямое смещение рассчитываются по формулам: , , где К2 - эмпирический коэффициент, определяемый по формуле: , где - относительная площадь пера руля, выраженная в процентах от площади погруженной части ДП: . Угол дифферента определяется по формуле: . Диаметр циркуляции кормовой оконечности судна можно определить по формуле: , где . Поступательная скорость на установившейся циркуляции определяется по приближенным формулам: при перекладке руля «на борт» ; при перекладке руля «пол борта» Период установившейся циркуляции определяется по формуле: . Ширина полосы движения судна на циркуляции определяется по формуле: . 3.2 Методика построения циркуляции судна Кривую эволюционного периода циркуляции можно построить из дуг окружностей переменных радиусов. После поворота судна на угол 180° радиус циркуляции считается постоянной величиной. Величина радиуса циркуляции постоянно уменьшается от наибольшего значения в начале поворота до значения поворота радиуса установившейся циркуляции. Относительные значения радиусов неустановившейся циркуляции в зависимости от угла поворота судна и угла перекладки руля показаны в таблице: Таблица значений Rн/Rц |
Угол перекладки руля, град. | Угол поворота судна, град. | | | 5 | 10 | 30 | 60 | 90 | 120-160 | | 35 | 2,20 | 1,80 | 1,30 | 1,15 | 1,10 | 1,06 | | 15 | 4,40 | 3,20 | 1,90 | 1,60 | 1,40 | 1,30 | | |
где Rн - радиус неустановившейся циркуляции; R0 - радиус установившейся циркуляции. Порядок построения циркуляции: 1. Проводим линию первоначального курса и откладываем на ней в выбранном масштабе отрезок пути судна, пройденного за маневренный период: . 2. Рассчитываем средний радиус поворота судна на угол 10° по данным таблицы. Для этого, например, выбираем из таблицы от ношение радиусов Rн/Rц при углах поворота на 5° и 10° при р = 35. Эти значения будут равны 4,4 и 3,2. Отсюда: . Затем рассчитываем средние радиусы поворота судна в интервалах от 10° до 30° и т.д. 3. Кривую циркуляции судна строим (аппроксимируем) из ряда дуг окружностей различных радиусов до угла поворота на 180°. 4. Построив кривую циркуляции в эволюционном периоде завершаем построение, описав окружность радиусом установившейся циркуляции до угла поворота на 360° (рис. 1) Рис. 1. Схема построения циркуляции судна 4. Задание по разделу «Определение инерционных характеристик судна» Инерционные характеристики должны быть рассчитаны при маневрах ППХ-ПЗХ, СПХ-ПЗХ, МПХ-ПЗХ, ППХ-СТОП, СПХ-СТОП, МПХ-СТОП, разгон из положения СТОП-ППХ. Перечисленные характеристики представляются в виде графиков для водоизмещений судна в грузу и в балласте. Результаты расчета сводятся в таблицу: |
| груз | балласт | | | ППХ | СПХ | МПХ | ППХ | СПХ | МПХ | | Ам, м2 | | ххх | ххх | | ххх | ххх | | R0, т | | ххх | ххх | | ххх | ххх | | S1, м | | | | | | | | V2, м/с | | | | | | | | М1, т | | ххх | ххх | | ххх | ххх | | S2, м | | | | | | | | Мш | | ххх | ххх | ххх | ххх | ххх | | Рзх, т | | ххх | ххх | ххх | ххх | ххх | | S3, м | | | | | | | | Т3, с | | | | | | | | Sт, с | | | | | | | | tт, с | | | | | | | | Тср, с | | | | | | | | Sсв, м | | | | | | | | С | | ххх | ххх | | ххх | ххх | | Тр, мин. | | ххх | ххх | | ххх | ххх | | Sр, кб. | | ххх | ххх | | ххх | ххх | | |
4.1 Методика определения инерционных характеристик судна 4.1.1 Активное торможение Активное торможение рассчитывается в три периода. Расчет ведется до полной остановки судна (Vк = 0). Принимаем , . Определяем сопротивление воды движению судна на полном ходу по формуле Рабиновича: , где . Инерционная постоянная: , где m1 - масса судна с учетом присоединенной массы: Упор винта на заднем ходу: , где ; Nе = ? • Ni; ? может быть определена по формуле Эмерсона: . Путь, пройденный в первом периоде: S1 = Vн • Т1 Скорость судна в конце второго периода: . Путь, пройденный судном во втором периоде: . Путь, проходимый судном в третьем периоде: . Время третьего периода: Общий путь и время торможения: Sт = S1 + S2 + S3 tт = t1 + t2 + t3 4.1.2 Пассивное торможение Расчет ведется до скорости Vк = 0,2 • V0. Определяем время пассивного торможения: , . 4.2 Разгон судна Расчет судна ведется до скорости Vк = 0,9 • V0 Определяем путь и время разгона по эмпирической формуле: Sр = 1,66 • С , где С - коэффициент инерционности, определяемый по выражению: , где Vк, узлы; Nе, л.с. 5. Расчет дополнительных данных для таблицы маневренных элементов 5.1 Увеличение осадки судна на мелководье Величина увеличения осадки судна на мелководье может быть рассчитана по формулам института гидрологии и гидромеханики Украины (формула Г.И. Сухомела), модифицированным А.П. Ковалевым [13]: при при где - отношение глубины моря к средней осадке; k - коэффициент, зависящий от отношения длины к ширине судна. Таблица для определений k: |
L/B | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | | k | 1,35 | 1,03 | 0,80 | 0,62 | 0,55 | 0,48 | | |
Результаты расчета представляются в виде графика зависимости dк = f(V) при соотношении h/d = 1,4; 2,0; 3,0. Дополнительное приращение осадки при плавании в канале: , где k' - коэффициент, зависящий от отношения площадей сечения канала и погруженной части мидельшпангоута. Таблица для определения k' |
Ак/Ам | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 | 12 | | k' | 0,98 | 0,61 | 0,44 | 0,35 | 0,24 | 0,18 | 0,15 | | |
Результаты расчета представляются в виде графика зависимости dк = f(V) при соотношении h/d = 1,4 и Ак/Ам = 4; 6; 8. 5.2 Увеличение осадки судна от крена Увеличение осадки при различных углах крена рассчитывается по формуле: Результаты расчета представлены в табличной форме для углов крена до 10?. 5.3 Определение запаса глубины на ветровое волнение Волновой запас глубины определяется в соответствии с приложением 3 РШС_89 для высот волн до 4 метров и представляется в табличной форме. 5.4 Маневр «Человек за бортом» Одним из видов маневра судна «Человек за бортом» является разворот с выходом на контркурс. Выполнение этого маневра зависит от выбора угла отклонения судна от первоначального курса (?). Величина угла ? определяется по формуле: где Тп - время перекладки руля с борта на борт (Тп = 30 сек); Vср - средняя скорость на циркуляции, определяемая из выражения: Построение схемы маневра выполняется по данным циркуляции, рассчитанным в разделе 3. Литература 1. Войткунский Я.И. и др. Справочник по теории корабля. - Л.: Судостроение, 1983. 2. Демин С.И. Приближенное аналитическое определение элементов циркуляции судна. - ЦБНТИ ММФ, экспресс-информация, серия «Судовождение и связь», вып. 7 (162), 1983, с. 14-18. 3. Знамеровский В.П. Теоретические основы управления судном. - Л.: Издательство ЛВИМУ, 1974. 4. Карапузов А.И. Результаты натурных испытаний и расчет маневренных элементов судна типа «Прометей». Сб. Безопасность мореплавания и ведения промысла, вып. 79. - Л.: Транспорт, 1987. 5. Мастушкин Ю.М. Управляемость промысловых судов. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 6. Рекомендаций по организации штурманской службы на судах Минморфлота СССР (РШС_89). - М.: Мортехинформреклама, 1990. 7. Справочник капитана (под общей редакцией Хабура Б.П.). - М.: Транспорт, 1973. 8. Судовые устройства (под общей редакцией Александрова М.Н.): Учебник. - Л.: Судостроение, 1988. 9. Цурбан А.И. Определение маневренных элементов судна. - М.: Транспорт, 1977. 10. Управление судном и его техническая эксплуатация (под общей редакцией Щетининой А.И.). - М.: Транспорт, 1982. 11. Управление судами и составами (Соларев Н.Ф. и др.). - М.: Транспорт, 1983. 12. Управление крупнотоннажными судами (Удалов В.И., Массанюк И.Ф., Матевосян В.Г., Ольшамовский С.Б.). - М.: Транспорт, 1986. 13. Ковалев А.П. К вопросу о «проседании» судна на мелководье и в канале. Экспресс-информация, серия «Безопасность мореплавания», вып 5,1934. - М.: Мортехинформреклама. 14. Гире И.В. и др. Испытания мореходных качеств судов. - Л.: Судостроение, 1977. 15. Ольшамовский С.Б., Миронов А.В., Маричев И.В. Совершенствование маневрирования крупнотоннажными судами. Экспресс-информация, серия «Судовождение связь и безопасность мореплавания», вып. 11 (240). - М.: Мортехинформреклама, 1990. 16. Экспериментальное и теоретическое определение маневренных элементов судов НМП для составления формуляров маневренных характеристик. Отчет о НИР УДК. 629.12.072/076. - Новороссийск, 1989.
|