|
Расчет привода и поршневого двигателя автомобиля
Расчет привода и поршневого двигателя автомобиля
Введение
Курсовая работа является важным этапом подготовки студентов к решению задач применительно к практике по обработке исходной информации и по обучению оформления технической и нормативной документации в соответствии с ГОСТ и ЕСКД. Качество выполнения курсовой работы характеризует уровень усвоения дисциплины «Основы функционирования систем сервиса», что позволяет оценить готовность студента к самостоятельной работе по выполнению дипломного проекта и к практической деятельности на производстве как будущего специалиста по сервису (Специализация 23.07.12). 1. Приводы автомобиля Простейшая принципиальная схема привода автомобиля (рис. 1) включает в себя карбюраторный или дизельный многоцилиндровый четырехтактный двигатель с кривошипно-шатунным механизмом тронкового типа 1, маховик 2, фрикционную муфту сцепления 3, коробку перемены передач 4, главную передачу 5 заднего моста автомобиля, дифференциал 6 и полуоси 7. Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. В головке блока размещены впускные и выпускные клапаны. Маховик 2 во время рабочего хода поршня накапливает запас энергии, за счет которой осуществляется нерабочий ход и повышается равномерность вращения коленчатого вала. Фрикционная муфта сцепления 3 обеспечивает присоединение или отсоединение трансмиссии (коробки перемены передач) и двигателя внутреннего сгорания. Коробка перемены передач 4 (КПП) - двухступенчатая и двухскоростная. Главная передача 5 - коническая, соединена шестернями дифференциала с полуосями заднего моста. 2. Двигатель внутреннего сгорания Поршневые двигатели внутреннего сгорания являются тепловыми двигателями, у которых химическая энергия топлива преобразуется в механическую работу непосредственно в самом двигателе. Преобразование химической энергии в тепловую и тепловой - в энергию движения поршня (механическую) происходит практически одновременно, непосредственно в цилиндре двигателя. В результате сгорания рабочей смеси в цилиндрах двигателя образуются газообразные продукты с высоким давлением и температурой. Под влиянием давления поршень совершает поступательное движение, которое с помощью шатуна и кривошипа преобразуется во вращение коленчатого вала. Четырехтактными называют двигатели, у которых один рабочий цикл совершается за четыре хода (такта) поршня, соответствующих двум оборотам коленчатого вала. Схема работы четырехтактного двигателя без наддува представлена на рис.2. Первый такт - впуск или всасывание горючей смеси - соответствует движению поршня вниз от В.М.Т. до Н.М.Т. За счет движения поршня создается разрежение (около 0,05 - 0,1 н/см2) и горючая смесь через открытый клапан «а» засасывается в цилиндр. Для достижения максимального наполнения цилиндра впускной клапан открывается несколько раньше положения поршня в В.М.Т. (точка 1) с определенным углом опережения и закрывается с некоторым углом запаздывания после Н.М.Т. (точка 2). Второй такт - сжатие - соответствует движению поршня вверх от момента закрытия впускного клапана до момента прихода поршня в В.М.Т. Во время такта сжатия все клапаны находятся в закрытом положении. Поршень сжимает находящуюся в цилиндре горючую смесь, в точке 3 подается искра в свече для воспламенения горючей смеси. Третий такт - горение и расширение (рабочий ход) - соответствует движению поршня от В.М.Т. к Н.М.Т. под давлением сгорающего топлива и расширяющихся продуктов сгорания. (от точки 4 до точки 5). Четвертый такт - выпуск отработавших газов - осуществляется при ходе поршня вверх от Н.М.Т. к В.М.Т. Этот ход поршня происходит при открытом выпускном клапане «б». Для улучшения процесса выпуска клапан открывается несколько раньше Н.М.Т. (точка 5) и закрывается с некоторым запаздыванием (точка 6). В дизель, в отличие от карбюраторного двигателя, при движении поршня от В.М.Т. к Н.М.Т. засасывается через впускной клапан атмосферный воздух, на такте сжатия повышается давление и температура, при впрыске через форсунку топливо самовоспламеняется и сгорает, газы расширяясь давят на поршень, совершая рабочий ход, при движении поршня из Н.М.Т. к В.М.Т. через открытый выпускной клапан отработанные газы выталкиваются в атмосферу. При дальнейшем движении поршня вниз начинается новый рабочий цикл, такты которого повторяются в перечисленной ранее последовательности. Рабочий цикл четырехтактного двигателя изображается диаграммами в виде замкнутой (рис. 3) и развернутой (рис. 4). Исходные данные для кинематического и динамического (силового) анализа кривошипно-шатунного механизма представлена в таблице 1. 3. Обозначения К - карбюраторный двигатель Д - дизель В.М.Т. - верхняя мертвая точка Н.М.Т. - нижняя мертвая точка Пведом - ведомый вал Пд - частота вращения двигателя (ведущего вала), об/мин; Пп - частота вращения промежуточного вала КПП, об/мин; Пкпп - частота вращения выходного вала КПП, об/мин; Пв - частота вращения ведомого вала главной передачи, об/мин; R - радиус кривошипа, мм; - постоянная кривошипно-шатунного механизма; = R / L = 0,25 где L - длина шатуна, мм; Р1, Р2, Р3, Р4 - давление газов в цилиндре двигателя, МПа; (см. Индикаторная диаграмма Рис. 3) Z1 …. Z6 - число зубьев шестерен и колес в коробке перемен передач и в главной передаче; Рш - сила, направленная по оси шатуна, Н; (см. рис. 5) Рг - сила давления газов на поршень, Н; Рн - сила, направленная перпендикулярно оси цилиндра, Н; Рр - радиальная сила, действующая по радиусу кривошипа, Н; Pт - тангенциальная сила, действующая по касательной к окружности 4. Исходные данные (=0,25) Таблица 1 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | | Пд, об/мин | 4000 | 2500 | 1500 | 1000 | 1500 | 1200 | 1400 | 4400 | 3400 | 2200 | | Двигатель | К | К | Д | Д | Д | Д | Д | К | К | К | | R, мм | 60 | 75 | 40 | 70 | 65 | 55 | 50 | 80 | 45 | 85 | | Д, мм | 76 | 82 | 86 | 66 | 96 | 88 | 85 | 72 | 84 | 80 | | Р1, мПа | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 2,5 | 2,0 | 1,5 | 1,0 | 1,0 | | Р2, мПа | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 5,0 | 4,0 | 3,0 | 2,0 | 2,5 | | Р3, мПа | 3,0 | 4,5 | 6,0 | 7,5 | 9,0 | 7,5 | 6,0 | 4,5 | 3,0 | 3,5 | | Р4, мПа | 4,0 | 5,0 | 8,0 | 10,0 | 12,0 | 10,0 | 8,0 | 5,0 | 4,0 | 4,5 | | | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | | Z1 | 24 | 20 | 30 | 22 | 25 | 12 | 15 | 25 | 20 | 24 | | Z2 | 120 | 120 | 120 | 110 | 75 | 36 | 45 | 50 | 60 | 48 | | Z3 | 20 | 25 | 20 | 24 | 22 | 20 | 24 | 20 | 25 | 22 | | Z4 | 100 | 100 | 80 | 120 | 110 | 60 | 48 | 100 | 100 | 88 | | Z5 | 25 | 20 | 24 | 12 | 15 | 24 | 30 | 20 | 20 | 24 | | Z6 | 50 | 60 | 48 | 36 | 45 | 48 | 120 | 60 | 80 | 120 | | |
5. Содержание курсовой работы Курсовая работа состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части в виде принципиальной схемы привода автомобиля (рис. 1), схемы работы четырехтактного двигателя (рис. 2), замкнутой и развернутой индикаторной диаграммы (рис. 3, рис.4), схемы кривошипно шатунного механизма и действия сил давления газов на поршень (рис.5), графика зависимости пути «S», скорости «» и ускорения «а» поршня от угла «» поворота коленчатого вала(рис. 6), графика зависимости усилий Рш, Рн, Рр, Рт и крутящего момента Мкр на валу двигателя от угла «» поворота коленчатого вала. По исходным данным вначале построить индикаторные диаграммы (рис.3, рис.4). Расчетно-пояснительная записка включает титульный лист (см. Приложение), исходные данные на выполнение курсовой работы и следующие разделы: Привод автомобиля. Двигатель внутреннего сгорания. Обозначение: Исходные данные (Таблица 1). Содержание курсовой работы. Кинематический анализ кривошипно-шатунного механизма. Динамический анализ кривошипно-шатунного механизма. Силовой расчет трансмиссии автомобиля. Прочностной расчет поршня и поршневого пальца двигателя. 6. Кинематический анализ кривошипно-шатунного механизма 6.1 Выражение для определения перемещения «S» поршня в зависимости от угла поворота кривошипа «» запишется в виде (рис. 5) S = (R + L) - (R*Cos + L*Cos) = R (1 - Cos) + L (1 - Cos) = R (1 - Cos) + L (1 - 1 - 2 * Sin2 ) Величина R (1 - Cos) - определяет путь, который прошел бы поршень, если шатун был бы бесконечно длинным, а величина L (1 - 1 - 2 * Sin2 ) - есть поправка на влияние конечной длины шатуна. Используя формулу Бинома Ньютона выражение для вычисления “ S “ упрощается: S = R (1 - Cos + ( /2)* Sin2 ). S = 75*(1 - Cos0 + ( /2)* Sin20 )=0 S = 75*(1 - Cos30 + ( /2)* Sin230 )=12.392 S = 75*(1 - Cos60 + ( /2)* Sin260 )=44.531 S = 75*(1 - Cos90 + ( /2)* Sin290 )=84.375 S = 75*(1 - Cos120 + ( /2)* Sin2120 )=119.531 S = 75*(1 - Cos150 + ( /2)* Sin2150 )=142.296 S = 75*(1 - Cos180 + ( /2)* Sin2180 )=150 S = 75*(1 - Cos210 + ( /2)* Sin2210 )=142.296 S = 75*(1 - Cos240 + ( /2)* Sin2240 )=119.531 S = 75*(1 - Cos270 + ( /2)* Sin2270 )=84.357 S = 75*(1 - Cos300 + ( /2)* Sin2300 )=44.531 S = 75*(1 - Cos330 + ( /2)* Sin2330 )=12.392 S = 75*(1 - Cos360 + ( /2)* Sin2360 )=0 Расчеты внесем в табл.2 и построим график зависимости S = f ()… (рис.6) 6.2 Скорость поршня изменяется во время «t», т.е. = ds / dt = (ds / d) * (d / dt), где d / dt = - угловая частота вращения. ds / d = R* d/d (1 - Cos + ( /2)* Sin2) = = R (Sin + ( /2)* Sin 2) = * R (Sin + (/2)* Sin2). = (3.14*3400/30)*45 (Sin0 + (/2)* Sin 2*0)=0 = (3.14*3400/30)*45 (Sin30 + (/2)* Sin 2*30)=11936.97 = (3.14*3400/30)*45 (Sin60 + (/2)* Sin 2*60)=19120.22 = (3.14*3400/30)*45 (Sin90 + (/2)* Sin 2*90)=19625 = (3.14*3400/30)*45 (Sin120 + (/2)* Sin 2*120)=14871.28 = (3.14*3400/30)*45 (Sin150 + (/2)* Sin 2*150)=7688.03 = (3.14*3400/30)*45 (Sin180 + (/2)* Sin 2*180)=0 = (3.14*3400/30)*45 (Sin210 + (/2)* Sin 2*210)= -7688.03 = (3.14*3400/30)*45 (Sin240 + (/2)* Sin 2*240)= -14871.28 = (3.14*3400/30)*45 (Sin270 + (/2)* Sin 2*270)= -19625 = (3.14*3400/30)*45 (Sin300 + (/2)* Sin 2*300)= -19120.22 = (3.14*3400/30)*45 (Sin330 + (/2)* Sin 2*330)= -11936.97 = (3.14*3400/30)*45 (Sin360 + (/2)* Sin 2*360)=0 Расчеты внесем в табл. 2 и построим график зависимости = f () … (рис. 6) 6.3 Ускорение поршня изменяется во времени t , т.е. а = d / dt = (d / d) * (d / dt) = (d / d) * . d / d = * R * d/ d (Sin + ( /2)* Sin2?) = = * R * (Cos + * Cos2?). а = * (d / d) = 2 * R * (Cos + * Cos2?). а = (3.14*3400/30)2 * 45 * (Cos0 + * Cos2*0)=6419010.4 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos30 + * Cos2*30)=5089121.91 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos60 + * Cos2*60)=1925703.125 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos90 + * Cos2*90)= -1283802.1 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos120 + * Cos2*120)= -3209505.2 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos150 + * Cos2*150)= -3805319.82 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos180 + * Cos2*180)= -3851406.25 а = (3.14*3400/30)2* 45 * (Cos210 + * Cos2*210)= -3805319.82 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos240 + * Cos2*240)= -3209505.2 а = (3.14*3400/30)2 * 45 * (Cos270 + * Cos2*270)= -1283802.1 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos300 + * Cos2*300)=1925703.125 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos330 + * Cos2*330)=5089121.91 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos360 + * Cos2*360)=6419010.4 Расчеты занесем в табл.2 и построим график зависимости а = f () … (рис. 6). Таблица 2 |
, град. ПКВ | Sin | Sin2 | (/2) Sin2 | Sin2 | (/2) Sin2 | Cos | Cos2 | * Cos2 | S, мм | мм/с | а мм/с2 | | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0.25 | 0 | 0 | 6419010.4 | | 30 | 0,5 | 0,25 | 0.03125 | 0,87 | 0.10875 | 0,87 | 0,5 | 0.125 | 12.392 | 11936.97 | 5089121.91 | | 60 | 0,87 | 0,77 | 0.09625 | 0,87 | 0.10875 | 0,5 | -0,5 | -0.125 | 44.531 | 19120.22 | 1925703.125 | | 90 | 1 | 1 | 0.125 | 0 | 0 | 0 | -1 | -0.25 | 84.375 | 19625 | -1283802.1 | | 120 | 0,87 | 0,77 | 0.09625 | -0,87 | -0.10875 | -0,5 | -0,5 | -0.125 | 119.531 | 14871.28 | -3209505.2 | | 150 | 0,5 | 0,25 | 0.03125 | -0,87 | -0.10875 | -0,87 | 0,5 | 0.125 | 142.296 | 7688.03 | -3805319.82 | | 180 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | -1 | 1 | 0.25 | 150 | 0 | -3851406.25 | | 210 | -0,5 | 0,25 | 0.03125 | 0,87 | 0.10875 | -0,87 | 0,5 | 0.125 | 142.296 | -7688.03 | -3805319.82 | | 240 | -0,87 | 0,77 | 0.09625 | 0,87 | 0.10875 | -0,5 | -0,5 | -0.125 | 119.531 | -14871.28 | -3209505.2 | | 270 | -1 | 1 | 0.125 | 0 | 0 | 0 | -1 | -0.25 | 84.375 | -19625 | -1283802.1 | | 300 | -0,87 | 0,77 | 0.09625 | -0,87 | -0.10875 | 0,5 | -0,5 | -0.125 | 44.531 | -19120.22 | 1925703.125 | | 330 | -0,5 | 0,25 | 0.03125 | -0,87 | -0.10875 | 0,87 | 0,5 | 0.125 | 12.392 | -11936.97 | 5089121.91 | | 360 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0.25 | 0 | 0 | 6419010.4 | | |
7. Динамический анализ кривошипно-шатунного механизма К основным силам, действующим в кривошипно-шатунном механизме, относят: силы давления газов на поршень, силы инерции масс движущихся частей и полезное сопротивление на колесах заднего моста автомобиля. Силами трения в кривошипно-шатунном механизме пренебрегаем из-за их небольшой величины. Силы давления газа на поршень находятся в прямой зависимости от рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания (см. индикаторные диаграммы (рис. 3, рис. 4)). Давление газа на поршень изменяется в зависимости от угла поворота кривошипа и для любого положения поршня определяется по индикаторной диаграмме для данного варианта исходных данных и заносится в таблицу 3. Силы инерции зависят от масс движущихся деталей и числа оборотов двигателя. График зависимости сил инерции от угла поворота кривошипа коленчатого вала представлен на развернутой индикаторной диаграмме (рис. 4). Мгновенная сила от давления газов, действующая на поршень: Р = Рг * F = Рг * (?*Д2 / 4); МН; где Д - диаметр цилиндра, м; F - площадь поршня, м2; Рг - давление газов, МПа; Движущее усилие Рд = Р + Ри равно сумме силы от давления газов на поршень Р и сил инерции движущихся частей Ри. Рд = Р*F = ?*Д2 / 4 * Р; Рд = -0,9*3,14*0,0822/4= -0,00475 Рд = 4,3*3,14*0,0822/4=0,0227 Рд = -0,8*3,14*0,0822/4= -0,00422 Рд = 2,9*3,14*0,0822/4=0,01531 Рд = -0,5*3,14*0,0822/4= -0,00264 Рд = 2,6*3,14*0,0822/4=0,01372 Рд = 0,3*3,14*0,0822/4=0,00158 Рд = 2,4*3,14*0,0822/4=0,01267 Рд = 0,8*3,14*0,0822/4=0,00422 Рд = 2,5*3,14*0,0822/4=0,0132 Рд = 1*3,14*0,0822/4=0,00528 Рд = 2,55*3,14*0,0822/4=0,01346 Рд = 1,1*3,14*0,0822/4=0,00581 Рд = 2,3*3,14*0,0822/4=0,01214 Рд = 1,1*3,14*0,0822/4=0,00581 Рд = 1,75*3,14*0,0822/4=0,00924 Рд = 1*3,14*0,0822/4=0,00528 Рд = 0,75*3,14*0,0822/4=0,00396 Рд = 0,5*3,14*0,0822/4=0,00264 Рд = -0,5*3,14*0,0822/4= -0,00264 Рд = 0*3,14*0,0822/4=0 Рд = -0,8*3,14*0,0822/4= -0,00422 Рд = -0,2*3,14*0,0822/4= -0,00106 Рд = -0,9*3,14*0,0822/4= -0,00475 Рд = 1*3,14*0,0822/4=0,00528 Сила давления газов на поршень Р (см. рис. 5.) разлагается на силу, направленную по оси шатуна Рш, и силу, перпендикулярную оси цилиндра Рн.Рш = Рд / Cos Рш = -0,00475/1= -0,00475 Рш =-0,00422/0,99= -0,00418 Рш =-0,00264/0,98= -0,00259 Рш =0,00158/ 0,97=0,00153 Рш =0,00422/ 0,98= 0,00414 Рш =0,00528/ 0,99=0,00523 Рш =0,00581/1=0,00581 Рш =0,00581/ -0,99= -0,00575 Рш =0,00528/ -0,98= -0,00517 Рш =0,00264/-0,97= -0,00256 Рш =0/-0,98= 0 Рш =-0,00106/ -0,99=0,00105 Рш =0,00528/ -1= -0,00528 Рш =0,0227/ -0,99= -0,0227 Рш =0,01531/ -0,98= -0,015 Рш =0,01372/-0,97= -0,01331 Рш =0,01267/-0,98= -0,01242 Рш =0,0132/-0,99= -0,01307 Рш =0,01346/ 1=0,01346 Рш =0,01214/ 0,99=0,01202 Рш =0,00924/0,98=0,00906 Рш =0,00396/0,97=0,00384 Рш =-0,00264/0,98= -0,00259 Рш =-0,00422/0,99= -0,00422 Рш =-0,00475/1= -0,00475 Рн = Рд * tg; Рн = -0,00475*0=0 Рн =-0,00422*0,13= -0,00055 Рн =-0,00264*0,22= -0,00058 Рн =0,00158*0,26=0,00041 Рн =0,00422*0,22=0,00093 Рн =0,00528*0,13=0,00069 Рн =0,00581*0=0 Рн =0,00581*(-0,13)= -0,00076 Рн =0,00528*(-0,22)= -0,00116 Рн =0,00264*(-0,26)= -0,00069 Рн =0*(-0,22)=0 Рн =-0,00106*(-0,13)=0,00014 Рн =0,00528*0=0 Рн =0,0227*(-0,13)= -0,00295 Рн =0,01531*(-0,22)= -0,00337 Рн =0,01372*(-0,26)= -0,00357 Рн =0,01267*(-0,22)= -0,00279 Рн =0,0132*(-0,13)= -0,00172 Рн =0,01346*0=0 Рн =0,01214*0,13=0,00158 Рн =0,00924*0,22=0,00203 Рн =0,00396*0,26=0,00103 Рн =-0,00264*0,22= -0,00058 Рн =-0,00422*0,13= -0,00055 Рн =-0,00475*0=0 Сила Рш стремится сжать или растянуть шатун, а сила Рн прижимает поршень к стенке цилиндра и направлена в сторону, противоположную вращению двигателя. Сила Рш может быть перенесена по линии её действия в центр шейки кривошипа и разложена на тангенциальную силу Рт, касательную к окружности, и радиальную силу Рр, действующую по радиусу кривошипа Рр = Рш*Cos ( + ) = Pд * (Cos( + ) / Cos); Рр = -0,00475*1= -0,00457 Рр =-0,00422*0,8= -0,00336 Рр =-0,00264*0,31= -0,00082 Рр =0,00158*(-0,26)= -0,00041 Рр =0,00422*(-0,69)= -0,00291 Рр =0,00528*(-0,93)= -0,00491 Рр =0,00581*(-1)= -0,00581 Рр =0,00581*(-0,93)= -0,0054 Рр =0,00528*(-0,69)= -0,00364 Рр =0,00264*(-0,26)= -0,00069 Рр =0*0,31=0 Рр =-0,00106*0,8= -0,00085 Рр =0,00528*1=0,00528 Рр =0,0227*0,8=0,01816 Рр =0,01531* 0,31=0,00475 Рр =0,01372*(-0,26)= -0,00357 Рр =0,01267*(-0,69)= -0,00874 Рр =0,0132*(-0,93)= -0,01228 Рр =0,01346*(-1)= -0,01346 Рр =0,01214*(-0,93)= -0,01129 Рр =0,00924*(-0,69)= -0,00638 Рр =0,00396*(-0,26)= -0,00103 Рр =-0,00264*0,31= -0,00082 Рр =-0,00422*0,8= -0,00336 Рр =-0,00475*1= -0,00475 Силы Рт и Р'т образуют на коленчатом валу пару сил с плечом R, момент которой приводит во вращение коленчатый вал и называется крутящим моментом двигателя. Мкр= Рт*R = Рд * (Sin( + ) / Cos) * R; где Рт = Рд * (Sin( + ) / Cos); R - радиус кривошипа в м. Мкр=0,075*(-0,00475)*0=0 Мкр=0,075*(-0,00422)*0,61= -0,00019 Мкр=0,075*(-0,00264)*0,98= -0,00019 Мкр=0,075*0,00158*1=0,00012 Мкр=0,075*0,00422*0,75=0,00024 Мкр=0,075*0,00528*0,39=0,00015 Мкр=0,075*0,00581*0=0 Мкр=0,075*0,00581*(-0,39)= -0,00017 Мкр=0,075*0,00528*(-0,75)= -0,0003 Мкр=0,075*0,00264*(-1)= -0,0002 Мкр=0,075*0*(-0,98)=0 Мкр=0,075*(-0,00106)*(-0,61)=0,00005 Мкр=0,075*0,00528*0=0 Мкр=0,075*0,0227*(-0,61)= -0,00104 Мкр=0,075*0,01531*(-0,98)= -0,00113 Мкр=0,075*0,01372*(-1)= -0,00103 Мкр=0,075*0,01267*(-0,75)= -0,00071 Мкр=0,075*0,0132*(-0,39)= -0,00039 Мкр=0,075*0,01346*0=0 Мкр=0,075*0,01214*0,39=0,00036 Мкр=0,075*0,00924*0,75=0,00052 Мкр=0,075*0,00396*1=0,0003 Мкр=0,075*(-0,00264)*0,98= -0,00019 Мкр=0,075*(-0,00422)*0,61= -0,00019 Мкр=0,075*(-0,00475)*0=0Рт =-0,00475*0=0 Рт =-0,00422*0,61= -0,00257 Рт =-0,00264*0,98= -0,00259 Рт =0,00158*1=0,00158 Рт =0,00422*0,75=0,00316 Рт =0,00528*0,39=0,00206 Рт =0,00581*0=0 Рт =0,00581*(-0,39)= -0,00227 Рт =0,00528*(-0,75)= -0,00396 Рт =0,00264*(-1)= -0,00264 Рт =0*(-0,98)=0 Рт =-0,00106*(-0,61)=0,00065 Рт =0,00528*0=0 Рт =0,0227*(-0,61)= -0,01385 Рт =0,01531*(-0,98)= -0,015 Рт =0,01372*(-1)= -0,01372 Рт =0,01267*(-0,75)= -0,0095 Рт =0,0132*(-0,39)= -0,00515 Рт =0,01346*0=0 Рт =0,01214*0,39=0,00473 Рт =0,00924*0,75=0,00693 Рт =0,00396*1=0,00396 Рт =-0,00264*0,98= -0,00259 Рт =-0,00422*0,61= -0,00257 Рт =-0,00475*0=0 На подшипники коленчатого вала действует сила Р'ш, которая может быть разложена на силу P' = P и Р'н = Рн. Значение расчетных величин Рд, Рш, Рн, Рр, Рт и Мдв занести в табл. 3 и построить зависимости от . 8. Силовой расчет трансмиссии автомобиля. Трансмиссия автомобиля (рис. 1) включает в себя фрикционную муфту сцепления 3, коробку перемены передач 4, главную передачу 5 заднего моста, дифференциал 6 и полуоси 7. Коробка перемены передач состоит из двух пар шестерен: первая пара с числом зубьев Z1 и Z2, вторая пара с числом зубьев Z3 и Z4. Шестерня Z2 - подвижная по промежуточному валу и может выходить из зацепления с Z1. Прямая передача может включаться с помощью кулачковой муфты при разъединении шестерен Z1 и Z2. Передаточное отношение коробки перемены передач вычисляется по выражению: ip = i1*i2. Передаточное отношение первой зубчатой пары i1 = Z2 / Z1, а второй i2 = Z4 / Z3, т.е. ip = (Z2 / Z1) * (Z4 / Z3). ip =(60/20)*(100/25)=12 Передаточное отношение конических шестерен главной передачи: iк = Z6 / Z5. iк =80/20=4 Общее передаточное отношение iобщ = iр * iк . iобщ =12*4=48 Частота вращения выходного вала коробки передач Пвых = Пg / ip; а ведомого вала Пведом = Пвых / iк. Пвых =2500/12=208,33 об/мин Пведом =208,33/4=52,08 об/мин Крутящий момент на ведомом валу: Мкр=Мведом=Мg*iобщ. Мкр=0*48=0 Мкр=-0,00019*48=-0,00912 Мкр=-0,00019*48=-0,00912 Мкр=0,00012*48=0,00576 Мкр=0,00024*48=0,01152 Мкр=0,00015*48=0,0072 Мкр=0*48=0 Мкр=-0,00017*48=-0,00816 Мкр=-0,0003*48=-0,0144 Мкр=-0,0002*48=-0,0096 Мкр=0*48=0 Мкр=0,00005*48=0,0024 Мкр=0*48=0 Мкр=-0,00104*48=-0,04992 Мкр=-0,00113*48=-0,05424 Мкр=-0,00103*48=-0,04944 Мкр=-0,00071*48=-0,03408 Мкр=-0,00039*48=-0,01872 Мкр=0*48=0 Мкр=0,00036*48=0,01728 Мкр=0,00052*48=0,02496 Мкр=0,0003*48=0,0144 Мкр=-0,00019*48=-0,00912 Мкр=-0,00019*48=-0,00912 Мкр=0*48=0 9. Прочностной расчет узлов и деталей двигателя 9.1 Поршень Поршень рассчитывается на сжатие от силы давления газов Рг по наименьшему сечению, расположенному выше поршневого пальца, на удельное давление тронка, на прочность днища, а поверхность опорных гнезд пальца (бобышек) проверяется на наибольшее удельное давление (рис. 7). Напряжение сжатия определяется из выражения: сж = Рг/Fmin сж Н/мм2, где Fmin - наименьшее сечение поршня над пальцем (в большинстве конструкций проходит по канавке последнего кольца), мм2. Fmin= (?*Д2 / 4)- (?*Д12 / 4)= ? / 4*( Д2- Д12) Д1=Д-(0,05…0,07)*Д=Д*(1-0,06)=82*0,94=77,08 мм Fmin=3,14/4*(822-77,082)=614,4 мм2 т.к. Рг = Ргmax * (?*Д2 / 4); Pг=5*(3,14*822/4)=26391,7 Н. сж =263917/614,4=42,96 Н/мм2 сж Допустимое напряжение для поршней из алюминиевых сплавов сж = 50,0 … 70,0 Н/мм2, и для стальных сж = 100 Н/мм2. Расчет тронка поршня на удельное давление и определение длины направляющей части производится по формуле Lp = Pн. max / Д*к, где Pн. max = (0,07…0,11) Pг; к = 2…7 кг/см2. Lp =0,09*26391,7/(8,2*5)=57,933 Днище поршня рассчитывается на изгиб. При плоском днище условие прочности (максимально-допустимое напряжение изгиба) имеет вид и = Pг. max / 42 и, где - толщина днища поршня, мм. Допустимое напряжение на изгиб днищ для алюминиевого поршня и = 70 н/мм2, а для стальных - и = 100 н/мм2. При проектировании пользуются эмпирическими зависимостями, установленными практикой. Толщина днища алюминиевых поршней = (0,1 … 0,12) Д и стальных (0,06 … 0,1) Д. Для алюминиевых: и = 26391,7/ 4*(0,12*82)2 =68,14 и Для стальных: и = 26391,7 / 4*(0,1*82)2=98,125 и Толщина стенки поршня за кольцами принимается равной (0,05 … 0,07) Д; Общая длина поршня L = (1,2 … 1,8)S, Где S - ход поршня, S = 2R, мм S=2*75=150 мм Расстояние от нижней кромки поршня до оси пальца С = (0,7 … 1,2) Д. С=0,9*82=73,8 Поверхность опорных гнезд пальца (бобышек) проверяется на наибольшее удельное давление. Рmax = (Pг. max /dп )* lп, н/мм2 Где dп - наружный диаметр поршнего пальца, мм, dп / Д = 0,4. dп=0,4*Д=0,4*82=32,8 мм lп - длина гнезд пальца, мм, lп = 2 dп . lп=2*32,8=65,6 мм Рmax =(5/32,8)*65,6=10 н/мм2 Допускаемые удельные давления составляют р = 20 … 40, н/мм2 9.2 Поршневой палец Поршневой палец проверяется по наибольшему давлению сгорания Рг. max = Р4 на изгиб и на срез. Палец рассматривается как балка с равномерно распределенной нагрузкой и концами, лежащими на опорах. Изгибающий момент относительно опасного сечения I -I: Ми = Pг/2 (L/2 - а/4), Н*мм, Где L - расстояние между опорами, мм, L = Д - dп=82-32,8=49,2 мм а - длина подшипников верхней опоры шатуна, мм, а = dп=32,8мм Следовательно: Ми = 26391,7/2(49,2/2 - 32,8/4)=216406,2 Н*мм Напряжение изгиба и = Ми / Wи , н/мм2 ; и, где Wи - момент сопротивления изгибу Wи = 0,1 * ((d4п - d4в) / d п), мм3, Где dв - внутренний диаметр поршневого пальца, мм; dв = 0,5*dп dв=0,5*32,8=16,4 мм Wи =0,1*((32,84-16,44)/32,8)=3308,208 мм3 и =216406,2/3308,208=65,415 н/мм2 ; и, и = 120 н/мм2 для углеродистой стали. Срезывающие напряжения пальца ср = Pг / 2F < [ср] F - поперечное сечение пальца, мм2, F = (?/4) * (d2п - d2в)=(3,14/4)*(32,82-16,42)=633,4 мм2 ср =216406,2/(2*633,4)=170,83 Н/мм2< [ср] [ср] = 500…600 Н/см2. Литература Е.Росляков, И.Кравчук, В.Гладкевич, А.Дружинин. «Энергосиловое оборудование систем жизнеобеспечения». Учебник - СПб: Политехника, 2004. - 350 с.: ил. «Многоцелевые гусеничные и колесные машины.» Под ред. Акад., докт. техн. наук,проф. Г.И.Гладкова - М: Транспорт, 2001. - 214 с. Скойбеда А.Т. и др. «Детали машин и основы конструирования.» Учебник М:, Высшая школа, 2000. - 584 с.
|
|