|
Расчёт настенного поворотного крана с переменным вылетом
Расчёт настенного поворотного крана с переменным вылетом
Вологодская Государственная молочно-хозяйственная Академия имени Н.В.ВерещагинаКафедра графики и технической механикиРАСЧЁТНО - ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОПОДЪЁМНО - ТРАНСПОРТНЫМ МАШИНАМ«Расчёт настенного поворотного крана с переменным вылетом»Выполнил: Лисицын И.А.Вологда-Молочное 2010 г.СодержаниеВведение1. Подбор каната2. Расчет деталей крюковой обоймы2.1 Подбор крюка и подшипниковой обоймы2.2 Расчет траверсы2.3 Расчет блока2.4 Расчет радиальных подшипников2.5 Расчет планкиРасчет барабанаРасчет крепления канатаПодбор двигателяРасчет передачиПодбор тормозаПодбор механизма поворотаПодбор крепления к стенеИспользованная литератураИСХОДНЫЕ ДАННЫЕГрузоподъёмность3.5 т.Высота подъёма груза5 м.Скорость подъёма груза12 м/мин.Вылет 6 м.Перемещение тележки 6 м/мин.Режим работы ПВ 40%.Полиспаст сдвоенный.Рис.1.Схема полиспастаВведениеДля подъёма, удержания на заданной высоте и плавного опускания груза используют полиспасты, тали, домкраты, пневматические и гидравлические подъёмники, лебёдки. При горизонтальном или наклонном транспортировании груза механизм подъёма можно использовать как тяговое устройство.Полиспаст состоит из тягового органа и нескольких огибаемых им подвижных и неподвижных блоков. Усилие для передвижения груза массой до 0,5 т. прикладывают к концевой ветви полиспаста вручную или с помощью лебёдки. В зависимости от схемы работы полиспасты дают экономию силы или скорости. Первые применяют в виде самостоятельных механизмов, вторые в гидравлических и пневматических подъёмниках. В сельском полиспасты используют для подъёма грузов, натягивания электрических проводов, проволочных изгородей и т.п.Полиспасты, встроенные в грузоподъёмные машины, бывают одинарные и сдвоенные. В зависимости от типа полиспаста, применяемого в грузоподъёмнике, выбирают схему подвеса груза и расчёт всех элементов подъёмного устройстваСдвоенный полиспаст обеспечивает вертикальный и устойчивый подъём груза при наматывании одновременно двух ветвей. Для выравнивания натяжения и длины ветвей каната ставят уравнительные блоки. Подвешивание груза на нескольких ветвях позволяет снизить нагрузку на канат, уменьшить его сечение, размеры блоков и барабанов, массу и размеры механизма.Основная характеристика полиспаста -- кратность V. В одинарном полиспасте кратность равна числу ветвей Z, на которых висит груз, в сдвоенном - отношение числа ветвей на которых висит груз к числу ветвей наматываемых на барабан.1. ПОДБОР КАНАТАПриняв кратность полиспаста u в зависимости от грузоподъемности и типа каната или рассчитав по предварительной схеме, определяем максимальное усилие натяжения каната.; (1)где - грузоподъемная сила, состоящая из массы груза и массы грузозахватного органа (крюковой обоймы); mk: для одинарного полиспаста ; mk - масса крюковой обоймы кг;mг - масса груза кг;z - число ветвей каната;u - кратность полиспаста /I.с.63./; - к.п.д. полиспаста, определяемый расчетом, или по таблице / I.с.74/ = 0, 96;u = 3;z = 2;т; т;;кН;Согласно правилам Госгортехнадзора канат подбирается по разрывному усилию Fр.; (2) где S - запас прочности, выбираемый в зависимости от назначения каната и режима работы (S=6) /I.c.65/;Fmax - максимальное усилие натяжения каната (Fmax=5,4 kH ) кН;Действительное разрывное усилие подбираем по таблицамУчитывая незначительную длину каната, выбираем для механизма подъема барабан с винтовой канавкой. В этом случае наибольшей износостойкостью обладает канат типа ЛК-Р.По таблице подбираем канат типа ЛК-Р конструкции 6x19(1+6+6,6)+10.с. ГОСТ 3088-80.Диаметр каната dk =8,1 мм;Разрывное усилие Fp=21,75;Канат 8,1-Г-В-Л-Н-1569 ГОСТ 3088-80.Рис. 2. Сечение пряди.2. РАСЧЕТ ДЕТАЛЕЙ КРЮКОВОЙ ОБОЙМЫ2.1 Подбор крюка и упорного подшипникаПо грузоподъемной силе и режиму работы определяем номер крюка /5,с.32/ , а по номеру крюка /5.с.28/ определяем диаметр нарезной части хвостовика крюка d0 и ненарезной части d1./ГОСТ 6627-74/.Крюк № 13Проверяем крюк в опасном сечении., (3)где Fg - грузоподъемная сила, Н;dвн - внутренний диаметр хвостовика крюка (dвн=37,13 мм);[у] - допускаемое напряжение для крюка, [у] = (50…60) МПа;;Из расчета на смятие определяем минимально допустимую высоту гайки.; (4)где Fg - грузоподъемная сила, Н;p - шаг резьбы (p=4,5), м /3.с.627/;q - допускаемое давление, q = 30…40 МПа, (принимаем q= 35); dвн - внутренний диаметр хвостовика крюка (dвн=37,13 мм);d0 - диаметр нарезной части хвостовика крюка (d0 =42 мм);Подбираем стандартную корончатую гайку /3.с.527/ по наружному диаметру резьбы хвостовика так, чтобы для высоты стандартной гайки hг выполнялось условие: . Принимаем hг = 24 мм.Гайка М42 ГОСТ5918-73По диаметру нарезной части хвостовика крюка d1(45мм) и статической нагрузке Fст , которая должна быть больше или равна грузоподъемной силы с учетом коэффициента безопасности подбираем упорный шариковый радиальный подшипник. /4.с.182/.Записываем номер подшипника, нагрузку Fст , и диаметр Dn .; (5)где Fg - грузоподъемная сила, Н;к у - коэффициент безопасности, для деталей крюковой обоймы, к у = =1,0…1,2, (принимаем к у = 1,1). кН;Принимаем подшипник № 8107. Наружный диаметр Dn =53 мм.Вычерчиваем эскиз хвостовика крюка.Рис. 3. Хвостовик крюк2.2 Расчет траверсыШирина тела траверсы конструктивно принимается:; (6)где Dn - наружный диаметр подшипника, мм..Траверса испытывает напряжение изгиба от усилия Fg , которая при наличии упорного подшипника равномерно распределяется по площади.; (7)где Lp - расчетная длина тела траверсы ,мм ;х - величина зазора между телом траверсы и планкой, принимаемая для упрощения расчёта х = 1 мм- толщина планки, конструктивно = 6….10 ммLp = 84 + 2•1 + 10 = 96 ммFg - грузоподъемная сила, Н; Dn - наружный диаметр подшипника, мм;.Высота траверсы определяется:; (8)где Мизг - изгибающий момент, Н·мм;Вт - ширина тела траверсы, мм;dт - диаметр отверстия под ненарезную часть хвостовика, мм;;где d1 - внутренний диаметр подшипника, (d1 =35 мм).;.Диаметр цапфы траверсы определяется конструктивно:; (9)где Нт - расчетная высота траверсы, мм;.Рис. 4 Траверса.Цапфа траверсы проверяется:на изгиб ; (10)где Fg - грузоподъемная сила, Н;dц - диаметр цапфы траверсы, мм;lц - расчетная длина цапфы, мм;;дn - толщина планки, мм;x - величина зазора между планкой и траверсой, мм (x = 1);[у]из - допускаемое напряжение изгиба, [у]из = 60…100 МПа,;на смятие ; (11)где Fg - грузоподъемная сила, Н;дn - толщина планки, мм;dц - диаметр цапфы траверсы, мм;[у]см - допускаемое напряжение смятия, [у]см = 80…150 МПа,.2.3 Расчет блокаНаименьший допустимый диаметр блока по дну канавки определяется:; (12)где dк - диаметр каната, dк = 8,1 мм;e - коэффициент, зависящий от типа крана и режима работы, (для тяжёлого режима работы e = 20)..Ширина блока выбирается по нормали ПТМ 12-62/5.с.41/ в зависимости от диаметра каната. Вб = 28 мм.Из расчета на изгиб определяем диаметр оси блока.; (13)где Мизг - изгибающий момент, принимаемый ;l - плечо действия силы, мм; x - величина зазора между планкой и траверсой (x = 1мм);дn - толщина планки 6…16 мм (принимаем дn = 10 мм);;[у] - допускаемое напряжение, [у] = 80 МПа;, Полученный диаметр оси блока округляем под подшипник качения. dв = 60 мм.Выполняем эскиз блокаРис. 5 Блок.2.4 Подбор радиальных подшипниковСкорость скольжения каната определяется:; (14)где Vср - скорость подъема груза, м/мин;U - кратность полиспаста;.; (15)где Vк - скорость скольжения каната, м/мин;Dб - допустимый диаметр блока по дну канавки, мм;dк - диаметр каната,мм;.Приведенная нагрузка для однорядного подшипника: (16)гдеХ - коэффициент для радиальной нагрузки (для подшипника = 1),V - коэффициент, учитывающий влияние вращающего колеса, т.к. вращается внутреннее колесо, V = 1.радиальная нагрузка, кН,грузоподъемная сила, кН ,к - количество блоков на оси,температурный коэффициент коэффициент безопасности, (принимаем По размеру оси блока (dб = 60 мм) подбираем 2 шариковых однорядных подшипника № 311, записываем динамическую нагрузку С = 71,5 кН.Определяем ресурс в миллионах оборотов:; (17)где Р - приведенная нагрузка для однорядного подшипника;.Определяем расчетную долговечность в часах:; (18)где L - ресурс в миллионах оборотов;n - частота вращения блока;.2.5 Расчет планкиМинимальная ширина планки первоначально определяется из расчета на разрыв:; (19)где Fg - грузоподъемная сила, кН;[у] - допускаемое напряжение разрыва, [у] = 80 МПа;dmax - подставляется больший диаметр dб и dп, (dб = 60 мм);дп - толщина планки, мм;.Из расчета на срез определяется размер; (20)где Fg - грузоподъемная сила,кН;дп - толщина планки,мм;[у]ср - допускаемое напряжение среза, [у]ср = 40…75 МПа, (принимаем [у]ср = 70 МПа).В этом случае толщина планки определяется: ; (21)где Д - размер,мм;dmax - подставляется больший диаметр dб и dп, (dб = 60 мм);.При малых нагрузках:; (22)где dmax - подставляется больший диаметр dб и dп, (dб = 60 мм);.Из полученных трех значений выбираем наибольшее Вп =120 мм. Вычерчиваем эскиз планкиРис. 6 Планка3. РАСЧЕТ БАРАБАНАДиаметр барабана по дну каната, принимаемся равным размеру блока Dб = 400 мм. Диаметр барабана, замеренный по центрам намотанного каната:; (23)где dк - диаметр каната, мм;Dб - диаметр барабана по центрам намотанного каната, мм;;Внутренний диаметр барабана:; (24)где Dб - диаметр барабана по центрам намотанного каната,мм;дб - толщина стенки барабана,мм;;По правилам Госгортехнадзора, толщина стенки барабана должна быть не менее 12 мм. (25); где lр - рабочая длина барабана;;lн - шаг витка;;iн - количество витков на барабане;;Н - высота подъема груза;u - кратность полиспаста;Dн - диаметр барабана по центрам намотанного каната;(3,5…4) - Дополнительные Витки, (1,5…2) Витка Для Крепления Каната и еще (1,5…2) витка для разгрузки крепления;dк - диаметр каната;;;;;Стремясь к снижению напряжений в стенке барабана, принимаем соотношение размеров l ? 3Dб . Проверку по напряжениям можно не проводить.Вычерчиваем эскиз барабана:Рис. 6. Барабан.Барабан работает только на сжатиеПодбираем материал барабана чугун СЧ18-32.4. РАСЧЕТ КРЕПЛЕНИЯ КАНАТАПредусматриваем крепление каната к барабану двумя прижимными планками.Натяжение закрепленного каната:; (26)где f - коэффициент трения каната о барабан, f = 0,16;б - угол обхвата барабана, б = 3р;e - основание натурального логарифма, e = 2,71;F - максимальное усилие натяжения каната, кН;При этих данных можно принять:;Fmax - максимальное усилие натяжения каната, кН;;Задаемся условием, что сила трения каната о прижимную накладку и барабан равны натяжению закрепленного конца каната, тогда сила натяжения накладок на канат:; (27)где F - натяжение закрепленного каната, кН;f1 - приведенный момент трения, при наличии овальной канавки f1 = 0,16;f - коэффициент трения каната о барабан, f = 0,16;;По диаметру каната dк = 8,1мм подбираем накладку М10 /5.с.35/,выбираем диаметр болта крепления d2 =10 мм (М10). По наружному диаметру резьбы d2 =10 мм подбираем внутренний диаметр резьбы dвн 2 = 6,65 мм /3.с.481/.Определяем количество витков:; (28)где F - натяжение закрепленного каната, кН;Fn - сила натяжения накладок на канат, кН; lб - плечо изгиба, принимаемое, мм;[у] - допускаемое напряжение, для стали 3: [у] = 80 МПа;dвн 2 - внутренний диаметр резьбы, мм;;dк - диаметр каната, мм;дб - толщина стенки барабана, мм;;;Удовлетворяет условию z1 = 2…8=7,4 винтаСхема крепления каната.Рис. 8. Крепление каната.5. ПОДБОР ДВИГАТЕЛЯОпределяем потребную мощность по максимальной нагрузке:; (29)где Fg - грузоподъемная сила, кН;Vср - скорость подъема груза, м/мин;з - к.п.д.зб - к.п.д. барабана зб = 0,96;зр - к.п.д. механизма подъема зр =0,65…0,45;зм - к.п.д. редуктора зм = 0,96…0,98;;;По потребной мощности и режиму работы подбираем крановый электродвигатель, записываем его номер МТ-41-8 и частоту вращения nдв = 722 мин-1 и мощность P=8,8 кВт.Вычерчиваем схему двигателя.Рис. 9. Схема двигателя6. ПОДБОР РЕДУКТОРАЧастота вращения барабана:; (30)где Vк - скорость скольжения каната, м/мин;Dн - диаметр барабана по центрам намотанного каната, мм;;Передаточное число механизма:; (31)где nдв - частота вращения двигателя, об/мин;nдв - частота вращения барабана, об/мин;По передаточному числу, частоте вращения быстроходного вала, режиму работы и потребной мощности подбираем крановый двухступенчатый цилиндрический редуктор /4.с.473/. Записываем марку Ц2-250. Передаточное число =32,42; мощность на быстроходном валу = 11 кВт.7. ПОДБОР ТОРМОЗАСтатический момент груза, приведенный к валу электродвигателя:; (32)где z - количество ветвей барабана, намотанных на барабан;Fmax - максимальное усилие натяжения каната, Н;Dн - диаметр барабана по центрам намотанного каната, м;up - передаточное число механизма;з - к.п.д.Н·м.Определяем расчетный тормозной момент: (33)где Тс - статический момент груза, Н·м.;кт - коэффициент запаса торможения, зависящий от режима работы (при тяжёлом режиме кт = 2). Н·м,По режиму работы и расчетному тормозному моменту подбираем тормоз типа ТКТ-200.8. РАСЧЁТ МЕХАНИЗМА ПОВОРОТАГрузоподъемная сила Fg=31,115 кН; вылет 6 м; L0=0,3м L=2,4м Масса крана (34) Реакция опор (35) (36) Определяем сопротивление повороту крана (37) Где Fn- коэффициент сопротивления повороту =0,02 r- радиус цапф =50мм t- время разбега крана =3 сек Мощность затрачиваемая на поворот крана (38) Принимаем двигатель 4А250М8У3 30кВт 735об/мин Передаточное число привода (39) Принимаем в качестве передачи редуктор Ц2-250 U=50 По реакции опор выбираем подшипники Реакцию Т=53кН воспринимает упорный подшипник №8212 d=60мм D=95мм H=26мм Статическая нагрузка С=65кН Радиальная нагрузка H=120кН воспринимают 2 подшипника сферических двухрядных Принимаем подшипник №1616 d=80мм D=170мм B=58мм Статическая нагрузка С=135кН Принимаем в каждой опоре по два подшипника Долговечность (40) Рассчитываем вал Диаметр вала; (41) где; допускаемое напряжение на кручение, (15…20Мпа). Диаметр вала под шестерню: Диаметр вала под подшипник: . (42) Материал валов - сталь 40Х улучшенная, . Определим коэффициенты запаса прочности в опасных сечениях. Результирующий изгибающий момент: Моменты сопротивления сечения нетто: (43) (44) Амплитуда номинальных напряжений изгиба: (45) Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений: , (46) По таблицам определим ряд коэффициентов: . Определим коэффициенты запаса прочности: (47) (48) Общий коэффициент запаса прочности: (49) Вал удовлетворяет заданные условия. Подбираем шестерню на вал. Выбираем материалы по средним механическими характеристиками для шестерни - сталь 40, термообработка - улучшение, твердость НВ200 Определяем вращающие моменты на валу: (50) Допустимые контактные напряжение (51) где - предел контактной выносливости (табл. 3.2) (52) - коэффициент долговечности, = 1,0 ,=1,15 межосевое расстояние из условия контактной выносливости , (53) где - коэффициент нагрузки (табл. 3.1.) = 1,1 - коэффициент ширины венца для шивронных передач = 0,5. V = ip = 4 принимаем = 140 мм. Нормальный модуль зацепления , (54) принимаем =2,5 мм. Определяем суммарное число зубьев , (55) для шивронных колес (3.12) , (56) где - угол наклона меньше зуба, принимаем = 30о. Определяем число зубьев шестерни колеса (57) Основные размеры шестерни и колеса диаметры длительные , (58) , (59) Диаметр вершины зубьев (60) (61) Ширина колеса (62) Ширина шестерни (63) Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру , (64) (65) Окружная скорость колес и степень точности передачи (66) Принимаем 8-ю степень прочности. Коэффициент нагрузки , где - коэффициент, учитывающий неравномерность по ширине венца (таб.3.5) - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями (табл.3.4) - динамический коэффициент (табл. 3.6), =1,0 = 1,0•1,05•1,0 = 1,05 Проверяем контактные напряжения , (67) Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба. , где - коэффициент нагрузки , где коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зубьев (табл. 3.7) - коэффициент динамичности (табл. 3.8) - коэффициент прочности зуба по местным напряжениям, зависящий от эквивалентности числа зубьев . у шестерни (68) у колеса (69) при этом , Определим допускаемое напряжение , (70) где = 0,8 НВ для шестерни = 1,8•230 = 415 Н/мм2 для колеса = 1,8•200 = 360 Н/мм2 - коэффициент запаса прочности , (71) (табл. 3.9) - для наковок и штампов = 1,75•1,0 = 1,75 Допускаемые напряжения для шестерни для колеса Находим отношение для шестерни для колеса Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса, для которого найденное значение меньше. Определяем коэффициент и , . Размеры поперечного сечения шпонки выбираем в зависимости от диаметра вала. Для крепления шестерни выбираем призматическую шпонку 25 х 14 х 75 по ГОСТ 23360 - 78 Размеры шпонки: Высота h = 14 мм; глубина паза вала t1= 9 мм; длина L= 70 мм; ширина b= 25 мм Расчетная длина шпонки: Lр= L - b = 70 - 10 = 60 мм Проверяем выбранную шпонку на смятие Допускаемое напряжение смятия [см] = 50…60 МПа . (72) . Проверяем выбранную шпонку на срез [ср] = 0,6[см] , (73) 9. РАСЧЁТ КРЕПЛЕНИЯ Принимаем что балка изготовлена из двух сварных швеллеров, подкос изготовлен из двух сварных уголков, колено сварено из двух швеллеров, к вращающейся колонне приварена балка и подкос. Реакции: T=53кН Н=120кН Рассмотрим узел А как узел действующей силы F1 -сжимает подкос, F2- растягивает балку. Проекции силы на ось Y: Откуда Принимаем б=25 Проекция сил на ось Х: Откуда Расчет балки Балка испытывает напряжения изгиба и растяжения Напряжение растяжения рассчитываем по формуле (73) Где -допускаемое напряжение =160МПа (74) Изгибающий момент в точке С (75) Момент сопротивления швеллера (76) Из расчетов принимаем швеллер № 20 Условия прочности выполняются. Расчет подкоса (77) Площадь поперечного сечения Принимаем уголок №7 А=284 мм ЛИТЕРАТУРА Павлов Н.Г. Пример расчетов кранов. Л. Машиностроение. 1976 1. Красников В.В. Подъемно - транспортные машины. И. Агропромиздат. 1987. 2. Васильев В.З. и др. Справочные таблицы по деталям машин. т. 1. М. Машиностроение. 1965. 3. Васильев В.З. и др. Справочные таблицы по деталям машин. т. 2. М. Машиностроение. 1966. 4. Васильев В.З. и др. Справочные таблицы по деталям машин. Дополнение. М. Машиностроение. 1966. 5. Чернавский С.А. и др. Курсовое проектирование деталей машин. М. Машиностроение. 1988.
|
|