|
Разработка системы рессорного подвешивания пассажирского электровоза
Разработка системы рессорного подвешивания пассажирского электровоза
2 ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЭЛЕКТРОВОЗА2. РАЗРАБОТКА ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА МЕХАНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЭЛЕКТРОВОЗА2.1 Определение основных размеров тележки2.2 Расчёт геометрических характеристик сечений рамы тележки2.3 Определение массы элементов и составление весовой ведомости3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ СИСТЕМЫ РЕССОРНОГО ПОДВЕШИВАНИЯ ЭЛЕКТРОВОЗА3.1 Определение минимально допустимой величины статического прогиба системы рессорного подвешивания3.2 Расчёт основных характеристик листовой рессоры 3.3 Расчёт основных характеристик пружин 4. РАСЧЁТ РАМЫ ТЕЛЕЖКИ НА СТАТИЧЕСКУЮ И УСТАЛОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ4.1 Составление расчётной схемы рамы тележки и определение величины действующих нагрузок4.2 Расчёт и построение единичных эпюр изгибающих и крутящих моментов4.3 Расчёт и построение эпюр изгибающих и крутящих моментов от внешней нагрузки4.4 Расчёт единичных и грузовых перемещений4.5 Расчёт и построение суммарных эпюр4.6 Расчёт напряжений в сечениях рамы тележки и оценка статической прочности4.7 Проверка рамы тележки на усталостную прочностьЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕВ связи с ростом объёма перевозок появилась необходимость увеличения пропускной способности железных дорог. В связи с этим создаётся необходимость увеличения межремонтных пробегов локомотивов. Одной из самых ремонтируемых частей электровоза является экипажная часть. В связи с этим появляется необходимость разработки более совершенных элементов экипажной части электровозов.К элементам механической части электроподвижного состава предъявляется ряд определённых требований, таких как: надёжность, долговечность, простота обслуживания и быстрый ремонт. Несоответствие этим требованиям ведёт к простоям локомотивов и, следовательно, нарушению режима работы всей железнодорожной системы в целом. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЭЛЕКТРОВОЗАПо [1 табл. 1.1] составляем таблицу 1.1, в которой представлены технические данные заданного тягового двигателя 5AL4442nP и прототип электровоза ЧС8. Таблица 1.1 Технические данные тягового двигателя НБ-501.|
Параметры тягового двигателя | Численные значения | | Мощность двигателя ,кВт:-- в часовом режиме Pчас -- в номинальном режиме Pном | 850 820 | | Частота вращения якоря, об/мин:-- в часовом режиме nчас-- в номинальном режиме nном -- максимальная nmax | 12001215 1860 | | Масса (вес) двигателя, т | 2.95 | | Централь Ц, мм | 612 | | Поперечная длина остова lос, мм | 1000 | | Расстояние между точками подвешивания lподв, мм | 1100 | | Тип передачи | односторонняя | | | Сцепная масса электровоза рассчитывается по формуле: (1.1)где nкп - число колёсных пар, согласно заданной колёсной формуле nкп=6.2П - нагрузка от колёсной пары на рельсы, по [1 стр. 4] 2П=201 кН.Диаметр колеса по кругу катания определяется по формуле: (1.2)где [2p] - допускаемая по условиям контактной прочности нагрузка на 1 мм диаметра колеса, по [1] принимаем [2p]=0.2. Принимаем Dк=1.2 м.Предварительное значение передаточного числа тяговой передачи определяется по формуле: (1.3) где Vк - конструкционная скорость, Vк=175 км/ч. Вращающий момент на валу тягового двигателя: (1.4) Граничные значения для модуля зубчатого зацепления: (1.5) (1.6) По [2 табл. 2.2] принимаем m=18 мм. Диаметры делительных окружностей зубчатого колеса и шестерни тяговой передачи рассчитываются по формулам: (1.7) (1.8) Значение Da1 необходимо проверить на выполнение требований габарита подвижного состава, приняв b=120 мм и =20 мм: (1.9) Условие выполняется. Числа зубьев зубчатого колеса и шестерни рассчитываются по формулам: (1.10) (1.11) Уточнённое значение передаточного числа тяговой передачи: Уточнённое значение передаточного числа тяговой передачи должно обеспечивать выполнение условия: (1.12) Условие выполняется 175?175, следовательно, тяговый привод обеспечивает движение электровоза с заданной конструкционной скоростью. Эффективные мощности электровоза в часовом и номинальном режимах: (1.13) (1.14) Скорости движения в час. и ном. режимах: (1.15) Мощность, подводимая к тяговой передаче в часовом и номинальных режимах: (1.16) (1.17) Подводимая мощность для часового режима Pп.ном=100 % тогда по [1 табл. 1.2] зп=0.978. Для часового режима: (1.18) Вращающий момент на валу тягового двигателя в часовом режиме: (1.19) Сила тяги электровоза в часовом и номинальном режимах: (1.20) (1.21) Проверим сцепную массу для пассажирского локомотива, коэффициент использования сцепного веса примем в=0.88. Для пассажирского электровоза постоянного тока: (1.22) где Mп - масса пассажирского поезда, Mп=1100 т; 0 - основное удельное сопротивление движению поезда; тр - удельное сопротивление при трогании с места; i0 - дополнительное сопротивление от уклона; у - удельное сопротивление от ускоряющего усилия; В момент трогания (0+тр+i0)=80 н/т. Величина у определяется по формуле: (1.23) где aп - пусковое ускорение поезда, aп=1200 км/ч2; - удельное пусковое ускорение, =12.2 км·т/ч2·Н. Коэффициент сцепления колеса с рельсом: (1.24) Так как 122.973>94.58, то сцепная масса обеспечивает движение электровоза по расчётному подъёму с установившейся скоростью без боксования. Минимальная длина электровоза по прочности путевых сооружений: (1.25) Длина локомотива по осям автосцепок Lл=25 м. Жёсткая база локомотива Lб, есть расстояние между шкворнями или геометрическими центрами крайних тележек: (1.26) где е - коэффициент, e=0.55; nс - число секций,nc=1. 2. РАЗРАБОТКА ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА МЕХАНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЛОКОМОТИВА 2.1 Определение основных размеров тележки Для определения основных размеров тележки можно использовать расчётную схему, приведённую на рисунке 2.1. Жёсткая база тележки определяется по формуле:2·aт=2·lподв+B2+2· (2.1)где lподв - расстояние между точками подвешивания тягового двигателя на раме тележки, lподв=1.180 м;B2 - ширина средней поперечной балки рамы тележки, B2=0.3 м; - зазор между опорными кронштейнами и поперечной балкой рамы, =0.04 м;2·aт=2·1.180+0.3+2·0.04=2.74 мДиаметр колеса колёсной пары по окружности гребня:D=Dк+0.06 (2.2)D=1.2+0.06=1.26 мПо рекомендации [1, стр. 18], принимаем ширину концевых поперечных балок B1=0.15 м и расстояние между гребнем бандажа и поперечной концевой балкой рамы тележки l2=0.05 м.Расстояние от геометрической оси колёсной пары до торца концевой поперечной балки: (2.3) Длина тележки:lт=2·l1+aт (2.4)lт=2·0.83+2.74=4.4 мВысота тележки от уровня головки рельса до верхней горизонтальной плоскости рамы hт и ширина рамы тележки по осевым линиям боковин bт по [1] hт= 1.16 м, bт=2.1 м.Длина рамы кузова электровоза определяется по формуле: (2.5)Расстояние от торцов рамы кузова до торцов рам крайних тележек электровоза l3 по [1 с.21] l3=1.42 м. Расстояние между смежными тележками электровоза: (2.6)Полученное расстояние l4>2 м, поэтому корректировку l3, lл и lк не производим.Уточнённая жёсткая база электровоза:Lб=2·(l4+lт) (2.7)Lб=2·(3.78+4.4)= 16.36 мНа рисунке 2.2 приведена компоновочная схема экипажной части электровоза ЧС8.Длина концевой части боковины lкчб=0.1·lт=0.44 м;Длина средней части боковины lсчб=0.23·lт=1.012 м;Длина переходной части боковины: (2.8) Рисунок 2.2. Компоновочная схема экипажной части локомотива.Уточнённая длина тележки:lт=2·lкчб+2·lпчб+lсчб (2.9)lт=2·0.44+2·1.254+1.012=4.4 мДлина усиливающей накладки lн=0.45·lт=1.98 м.На рисунке 2.3 показаны формы сечений концевых поперечных балок и концевых частей боковины.Рисунок 2.3 а. Сечение средней части боковины рамы.б. Сечение поперечных балок и концевых частей боковиныРасстояние между внутренними поверхностями вертикальных листов, образующих сечение:b=B-2·2-2·1 (2.10)где 1 - вылет концов горизонтальных листов под сварной шов, 1=0.02 м.Расчётная высота вертикального листа для сечений без усиливающей накладки:h=H-2·1 (2.11)а для сечения с усиливающей накладкойh=H-2·1-3 (2.12)Ширина сечения по средним линиям составляющих его элементов для всех сечений рамы тележки:b0=b+1 (2.13)Высота сечения по средним линиям составляющих его элементов для сечений без усиливающих накладок:h0=h+1 (2.14)а для сечения с усиливающей накладкой:h0=h+1+3/2 (2.15)Расчётная ширина усиливающей накладки:Bн=B-2·1 (2.16)Bн=0.21-2·0.02=0.17 м2.2 Расчёт геометрических характеристик сечений рамы тележкиРазмеры и расчётные данные сечений балок приведены в таблице 2.1Таблица 2.1 Размеры и расчётные данные сечений балок рамы тележки|
Элемент | B, | H, | h, | b, | h0, | b0, | ?1, | ?2, | ?3, | | рамы | 10-3 м | 10-3 м | 10-3 м | 10-3 м | 10-3 м | 10-3 м | 10-3 м | 10-3 м | 10-3 м | | Концевая поперечная балка | 150 | 200 | 166 | 80 | 183 | 95 | 17 | 15 | - | | Концевая часть боковины | 210 | 200 | 166 | 140 | 183 | 155 | 17 | 15 | - | | Средняя часть боковины | 40 | 430 | 381 | 140 | 406 | 155 | 17 | 15 | 15 | | Средняя поперчная балка | 300 | 400 | 366 | 230 | 383 | 245 | 17 | 15 | - | | | Для сечения концевых поперечных балок получаем:площадь сечения горизонтального листа F1.2=B·1=150·17=22.5·10-4 м2площадь сечения вертикального листа F3.4=H·2=200·15=25.2·10-4 м2ординаты и абсциссы собственных центров тяжести для горизонтальных листов z1,2=h0/2=92·10-3 м; x1,2=0;ординаты и абсциссы собственных центров тяжести для вертикальных листов x4,3=b0/2=47.5·10-3 м; z3,4=0.Моменты инерции при изгибе для составляющих сечение элементов определяются по формулам:для горизонтальных листов: (2.17)для вертикальных листов: (2.18)Результаты расчётов сводим в таблицу 2.2.Таблица 2.2 Вспомогательные параметры для концевых поперечных балок рамы тележки |
Элемент | Fi, | zi, | xi, | zi2Fi | xi2Fi | Ixi, | Izi, | | сечения | 10-4м2 | 10-3м | 10-3м | 10-6м4 | 10-6м4 | 10-6м2 | 10-6м2 | | Верхний горизонтальный лист | 25.5 | 92 | 0 | 21.58 | 0 | 0.0614 | 4.8 | | Нижний горизонтальный лист | 25.5 | -92 | 0 | 21.58 | 0 | 0.0614 | 4.78 | | Левый вертикальный лист | 24.9 | 0 | -47 | 0 | 5.5 | 5.718 | 0.0466 | | Правый вертикальный лист | 24.9 | 0 | 47 | 0 | 5.5 | 5.718 | 0.0466 | | Сумма | 100.8 | 0 | 0 | 43.16 | 11.0 | 11.559 | 9.65 | | | Аналогичным образом заполняется таблица 2.3 для средней поперечной балки и таблица 2.4 для концевых частей боковины.Таблица 2.3 Вспомогательные параметры для средней поперечной балки рамы тележки|
Элемент | Fi, | zi, | xi, | zi2Fi | xi2Fi | Ixi, | Izi, | | сечения | 10-4м2 | 10-3м | 10-3м | 10-6м4 | 10-6м4 | 10-6м2 | 10-6м2 | | Верхний горизонтальный лист | 51 | 192 | 0 | 188 | 0 | 0.123 | 38.25 | | Нижний горизонтальный лист | 51 | -192 | 0 | 188 | 0 | 0.123 | 38.25 | | Левый вертикальный лист | 54.9 | 0 | -123 | 0 | 83.06 | 61.28 | 0.103 | | Правый вертикальный лист | 54.9 | 0 | 123 | 0 | 83.06 | 61.28 | 0.103 | | Сумма | 211.8 | 0 | 0 | 376 | 166.12 | 22.8 | 76.706 | | |
Таблица 2.4 Вспомогательные параметры для концевых частей боковины рамы тележки |
Элемент | Fi, | zi, | xi, | zi2Fi | xi2Fi | Ixi, | Izi, | | сечения | 10-4м2 | 10-3м | 10-3м | 10-6м4 | 10-6м4 | 10-4м2 | 10-6м2 | | Верхний горизонтальный лист | 35.7 | 92 | 0 | 30.22 | 0 | 0.0859 | 13,12 | | Нижний горизонтальный лист | 35.7 | -92 | 0 | 30.22 | 0 | 0.859 | 13,12 | | Левый вертикальный лист | 24.9 | 0 | -77 | 0 | 14.76 | 5.71 | 0,047 | | Правый вертикальный лист | 24.9 | 0 | 77 | 0 | 14.76 | 5.71 | 0,047 | | Сумма | 121.2 | 0 | 0 | 60.44 | 29.52 | 11.61 | 26,33 | | | Ординаты собственных центров тяжести элементов средней части боковины для горизонтальных листов z1.2'=(h+1)/2=(0.383+0.016)/2=0.199 м.Для усиливающей накладки z2'=h/2+1+3/2=0.383/2+0.017+0.015/2=0.216 м.Ордината центра тяжести всего сечения: (2.19)Используя формулу zi=zi'-zc определяем zi и составляем таблицу 2.5.Таблица 2.5 Вспомогательные параметры для средней части боковины рамы тележки|
Элемент | Fi, | zi ', | zi, | xi, | zi2Fi | xi2Fi | Ixi, | Izi, | | сечения | 10-4м2 | 10-3м | 10-3м | 10-3м | 10-6м4 | 10-6м4 | 10-6м2 | 10-6м2 | | Верхний горизонтальный лист | 35.7 | 199 | 173,04 | 0 | 107.34 | 0 | 0.0859 | 13.12 | | Нижний горизонтальный лист | 35.7 | -199 | -224,96 | 0 | 180.67 | 0 | 0.0859 | 13.12 | | Левый вертикальный лист | 57.15 | 0 | -25,96 | -77,5 | 3.85 | 33.88 | 69.13 | 0.107 | | Правый вертикальный лист | 57.15 | 0 | -25,96 | 77,5 | 3.85 | 33.88 | 69.13 | 0.107 | | Усиливающая накладка | 25,5 | 215 | 189,04 | 0 | 91.13 | 0 | 0,048 | 6,14 | | Сумма | 211.2 | 215 | 85,2 | 0 | 386.84 | 67.76 | 138.47 | 32.6 | | | Моменты инерции при изгибе и кручении для поперечных сечений каждого элемента рамы тележки: (2.20) (2.21) (2.22)Результаты расчётов представлены в таблице 2.6. |
Элемент рамы | Ix,10-6м4 | Iz,10-6м4 | Iк,10-6м4 | Wx,10-3м3 | Wz,10-3м3 | Wк,10-3м3 | | К.П.Б. | 57.72 | 20.65 | 15.01 | 0.547 | 0.275 | 0.591 | | К.Ч.Б. | 72.05 | 55.85 | 39.99 | 0.721 | 0.532 | 0.964 | | С.Ч.Б. | 525.31 | 100.36 | 101.3 | 2.183 | 0.956 | 2.137 | | С.П.Б | 498.8 | 242.83 | 208.2 | 2.494 | 1.619 | 3.19 | | |
2.3 Определение массы элементов экипажной части и составление весовой ведомости Массы концевых поперечных балок Mкпб=·(bт-Bб)·Fкпб (2.23) Mкпб=7.8·(2.1-0.21)·100.8·10-4=0.149 т Масса средней поперечной балки, также рассчитывается по формуле Mспб=7.8·(2.1-0.21)·211.8·10-4=0.312 т Масса концевой части боковины Mкчб=с·lкчб·Fкчб (2.24) Mкчб=7.8·0.44·12,12·10-3=0.042 т Масса средней части боковины Mсчб=7.8·1.012·185.7·10-4=0.146 т Масса усиливающей накладки Mн=c·lн·Fн (2.25) Mн=7.8·1.98·2.55·10-3=0.0393 т Масса переходной части боковины Масса боковины в целом Mб=2·Mкчб+2·Mпчб+Mсчб+Mн (2.27) Mб=2·0.042+2·0.0858+0.146+0.0393=0.4409 т Рассчитанные массы отдельных балок рамы тележки, а также массы остальных элементов механической части локомотива сводим в упрощённую весовую ведомость (табл.2.7). Таблица 2.7 Упрощённая весовая ведомость пассажирского электровоза. |
Наименование оборудования | Масса единицы оборудования ,т | Количество единиц оборудования | Масса оборудования | | 1 | 2 | 3 | 4 | | Передняя поперечная балка рамы | 0.149 | 3 | 0.447 | | Средняя поперечная балка рамы | 0.312 | 3 | 0.936 | | Задняя поперечная балка рамы | 0.042 | 3 | 0.126 | | Боковина рамы | 0.4409 | 6 | 2.6454 | | Кронштейны крепления поводковых букс | 0.3086 | 3 | 0.9285 | | Рама тележки в сборе | 1.8004 | 3 | 5.40212 | | Колёсная пара с двумя зубчатыми колёсами и буксами | 2.57 | 6 | 15.42 | | Тяговый двигатель | 3.4 | 6 | 20.4 | | Подвеска тягового двигателя | 0.06 | 6 | 0.36 | | Тяговый редуктор | 1.15 | 6 | 6.9 | | Передаточный механизм тягового момента | 0.12 | 6 | 0.72 | | Колёсно-моторный блок в сборе | 7.3 | 6 | 43.8 | | Первая ступень рессорного подвешивания в сборе | 0.2 | 6 | 1.2 | | Тормозное оборудование | 0.96 | 3 | 2.88 | | Устройство связи с кузовом | 0.188 | 3 | 0.564 | | Пневматический монтаж и прочие детали | 0.08 | 3 | 0.24 | | Тележка в сборе | 18.828 | 3 | 56.484 | | Кузов с оборудованием | 66.485 | 1 | 66.485 | | Электровоз в целом | 122.973 | 1 | 122.973 | | | 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ СИСТЕМЫ РЕССОРНОГО ПОДВЕШИВАНИЯ ЭЛЕКТРОВОЗА3.1 Определение минимально допустимой величины статического прогиба системы рессорного подвешивания и распределение его между ступенямиМинимально допустимую величину статического прогиба принимаем по [2 стр. 25], для пассажирского электровоза при Vк=175 км/ч, . Принятую величину необходимо распределить между центральным и буксовым подвешиванием. По рекомендации [2 стр. 25] минимально допустимая величина статического прогиба буксового подвешивания , а минимально допустимая величина статического прогиба центрального подвешивания .3.2 Выбор конструкции центрального рессорного подвешиванияПо [ 2, прил. 1] принимаем электровоз-аналог ЧС8, нагрузка на опору кузова 84 кН и . (3.1)где P2 - статическая нагрузка на опору кузова проектируемого электровоза. (3.2)Полученная величина статического прогиба центрального подвешивания ? тогда условие выполняется3.3 Проектирование и расчёт буксового рессорного подвешивания пассажирских электровозовПри опорно-рамном подвешивании тягового двигателя и тяговом приводе II класса неподрессоренная масса, приходящаяся на одну ось, состоит из массы колёсной пары и букс, массы зубчатого колеса с опорными подшипниками и части массы корпуса редуктора с шестерней:Mн=Mкп+2·Mбукс+4/5·Mтр+2/5·Mпм (3.3)Mн=2.5+4/5·0.9+2/5·0.05=3.24 тВеличина нагрузки на пружинуPп=0.5·(2П-9.8·Mн) (3.4)Pп=0.5·(201-9.8·3.24)=84.624 тСтатическая нагрузка на пружину (3.5)Исходные данные для расчёта цилиндрической однорядной пружины:Общее число витков n=5;Число рабочих витков nр=3.5;Диаметр прутка d=40·10-3 м;Средний диаметр пружины D=180·10-3 м;Высота пружины в свободном состоянии hсв=260·10-3 м.Коэффициент концентрации напряжений для пружины: (3.6)Индекс пружины C=D/d=180/40=4,5.Наибольшие касательные напряжения в пружине при действии статической нагрузки P: (3.7)Коэффициент запаса статической прочности (3.8)Так как 1.7<1.7178<2, то пружина достаточно прочна.Статический прогиб пружины под нагрузкой (3.9)Требование по величине прогиба 33,737 >25,6 мм выполняется.Жёсткость пружины (3.10)Максимальная (предельная) нагрузка на пружину (3.11)А прогиб пружины под этой нагрузкой (3.12) Прогиб пружины до полного соприкосновения витковfсж=hсв-(nр+1)·d (3.13)fсж=260-(3.5+1)·40=80 ммКоэффициент запаса прогиба (3.14)Так как и Kf>1.7 то согласно рекомендациям [1], выбранные геометрические параметры пружины обеспечивают её нормальную работу в системе буксового рессорного подвешивания.Рассчитанная пружина обладает устойчивостью, так как 3.4 Выбор гасителя колебанийВыбираем по [1] гидравлический гаситель колебаний производства Чехословакии ТБ 140. Его характеристики приведены в таблице 3.1.Таблица 3.1 Технические характеристики гидравлического гасителя колебаний |
Показатели | Величина | | Параметр сопротивления, кН·с/м Масса гасителя, кгДиаметр цилиндра, ммДиаметр штока, мм Ход поршня, мм Наименьшая длина между осями головок, мм | 10010.56335140310 320 | | | 4. РАСЧЁТ РАМЫ ТЕЛЕЖКИ НА СТАТИЧЕСКУЮ И УСТАЛОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ4.1 Составление расчётной схемы рамы тележки и определение величины действующих нагрузокРасчётная схема рамы тележки пассажирского электровоза имеет вид показанный на рисунке 4.1.Численные значения сил P1- P4 и R рассчитываются по формулам (4.1) (4.2)P3=9.8·(Mспб+Mтэд) (4.3)P3=9.8·(0.312+3.4)=36.38 кНP5=9.8·0.5·Mтэд (4.4)P5=9.8·0.5·3.4=16.66 кН (4.5)Расстояния между расчётными точками для схемы рисунка 4.1 определяются по следующим формулам:l1=bт/2 (4.6)l5=lт/2-B1/2 (4.7)l3=lкчб-B1/2+lпчб/2 (4.8)l4=l5-2·aт/2+L/2 (4.9)l2=l5-2·aт/2-L/2 (4.10)l6=l5-(lподв++B2/2) (4.11)l1=2.1/2=1.05 мl5=4.4/2-0.15/2=2.125 мl3=0.44-0.15/2+1.254/2=0.992 мl4=2.125-2.74/2+0.7/2=1.105 мl2=2.125-2.74/2-0.7/2=0.405 мl6=2.125-(1.18+0.04+0.3/2)=0.755 м4.2 Расчёт и построение единичных эпюр изгибающих и крутящих моментовПри нагружении расчётной схемы рамы тележки единичным моментом X1 деформацию изгиба испытывают передняя концевая поперечная балка (участок 1-2, рис 5.2) и средняя поперечная балка (участок 15-16), а деформацию кручения левая часть боковины (участок 3-7).В этом случае изгибающие моменты:При нагружении расчётной схемы рамы тележки единичным моментом X2 деформацию изгиба испытывают задняя концевая поперечная балка (участок 13-14) и средняя поперечная балка (участок 15-16), а деформацию кручения правая часть боковины (участок 8-12).В этом случае изгибающие и крутящие моменты4.3 Расчёт и построение эпюр изгибающих и крутящих моментов от внешней нагрузкиРасчётная схема заданной схемы представлена не только сосредоточенными силами, приложенными по осевой линии боковины, и симметричными относительно средней поперечной балки, но и сосредоточенными силами, приложенными к концевым поперечным балкам со смещением относительно их осевых линий. В результате внешняя нагрузка для рассматриваемой расчётной схемы вызывает деформацию изгиба и кручения.Изгибающие моменты в расчётных точках определяются следующими выражениямиМи2= -P5·l4/2 (4.12)Ми3= P5·l6/2 (4.13)Ми4= P5·l6/2-P1·l2 (4.14)Ми5= P5·l6/2-P1·l3+R·(l3-l2)-P2·(l3-l6)/2 (4.15)Ми6= P5·l6/2-P1·l4+R·(l4-l2)-P5·(l4-l6)/2 (4.16)Ми7=P5·l6/2-P1·l5+R·(l5-l2)-P5·(l5-l6)/2+R·(l5-l4) (4.17)Ми8=P5·l6/2-P4·l5+R·(l5-l2)-P5·(l5-l6)/2+R·(l5-l4) (4.18)Ми9=P5·l6/2-P4·l4+R·(l4-l2)-P5·(l4-l6)/2 (4.19) Ми10=P5·l6/2-P4·l3+R·(l3-l2)-P5·(l3-l6)/2 (4.20)Ми11=P5·l6/2-P4·l2 (4.21)Ми12=P5·l6/2 (4.22)Ми13=-P5·l4/2 (4.23)Mи16=(4·R-P1-P2-P4-P5)·l1 (4.24)Ми2= -8.75 кН·м Ми3= 6.29 кН·м Ми4= 3.28 кН·м Ми5= 20.17 кН·м Ми6= 22.86 кН·м Ми7= 87.51 кН·м Ми8= 87.51 кН·м Ми9=22.86 кН·м Ми10=20.17 кН·м Ми11=3.28 кН·м Ми12=6.29 кН·м Ми13=--8.75 кН·мMи16=19.08 кН·мКрутящие моменты для участков расчётной схемы определяются следующим образомMк1-2=-P5·l6/2 (4.25)Mк3-7=-P5·l1/2 (4.26)Mк8-12=-P5·l1/2 (4.27)Mк13-14=P5·l6/2 (4.25)Mк1-2=--6.29 кН·м Mк3-7=8.75 кН·мMк8-12=-8.75 кН·м Mк13-14=6.29 кН·мПостроенные в результате расчётов эпюры представлены на рисунке 4.3.4.4 Расчёт единичных и грузовых перемещений, определение численных значений Х1 и Х2Единичные перемещения рассчитываются по формулам: (4.27) (4.28)м (4.29)Грузовые перемещенияСоставляем систему канонических уравнений метода сил для расчёта рамы тележки при статической вертикальной нагрузке1,1·X1+1,2·X2+1,р=02,1·X1+22·X2+2,р=0X1=7.261; X2=7,261. Значения результирующих изгибающих моментовПо результатам строим результирующую эпюру изгибающих моментов от X1 и X2 (рисунок 4.5). Значения результирующих крутящих моментРезультирующая эпюра крутящих моментов представлена на рисунке 4.64.5 Расчёт и построение суммарных эпюрСуммарная эпюра изгибающих моментов для рамы тележки пассажирского электровоза рассчитывается путём суммирования эпюры изгибающих моментов от внешней нагрузки с результирующей эпюрой изгибающих моментов от X1 и X2.Из сопоставления видно, что суммированию подлежат только эпюры на концевых поперечных балках и на средней поперечной балке, а для боковины суммарные изгибающие моменты в точках 3-12 численно равны изгибающим моментам в этих точках, вызванным внешней нагрузкой и ранее рассчитанным формулам.Суммарные изгибающие моменты определяютсяПо результатам расчёта строим эпюры (рисунок 4.7)Суммарная эпюра крутящих моментов для рамы тележки пассажирского электровоза рассчитывается путём графического суммирования эпюры крутящих моментов от внешней нагрузки с результирующей эпюрой крутящих моментов от X1 и X2.Из сопоставления видно, что суммированию подлежат только эпюры на боковине, а для концевых поперечных балок суммарные крутящие моменты в точках 1-2 и 3-14 численно равны крутящим моментам на этих участках, вызванным внешней нагрузкой и ранее рассчитанным формулам.Суммарные крутящие моменты определяются4.6 Расчёт напряжений в сечениях рамы тележки и оценка статической прочностиНапряжения в сечения рамы тележки при изгибе и кручении: (4.25) (4.26)Эквивалентные напряжения согласно третьей теории прочности (4.27)Расчёт выполняется в форме таблицы 4.1Таблица 4.1- Расчёт напряжений в сечениях рамы тележки|
Номер сечения | Суммарный изгибающий момент Mи, кН·м | Суммарный крутящий момент Mк, кН·м | Моменты сопротивления | Напряжения | | | | | При изгибе Wx·10-3 м3 | При кручении Wx·10-3 м3 | и, МПа | к, МПа | э, МПа | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | 1 | 7.261 | -6.29 | 0.547 | 0.591 | 13.274 | -10.643 | 25.086 | | 2 | -1.489 | -6.29 | 0.547 | 0.591 | 2.722 | -10.643 | 21.459 | | 3 | 629 | -1.489 | 0.721 | 0.964 | 8.724 | -1.545 | 9.255 | | 4 | 3.28 | -1.489 | 0.721 | 0.964 | 4.594 | -1.545 | 5.499 | | 5 | 20.17 | -1.489 | 1.452 | 1.551 | 13.891 | -0.96 | 17.577 | | 6 | 22.86 | -1.489 | 2.183 | 2.137 | 10.472 | -0.697 | 10.559 | | 7 | 87.51 | -1.489 | 2.183 | 2.137 | 40.087 | -0.697 | 40.111 | | 8 | 87.51 | -1.489 | 2.183 | 2.137 | 40.087 | +0.697 | 40.111 | | 9 | 22.86 | -1.489 | 2.183 | 2.137 | 10.472 | +0.697 | 10.559 | | 10 | 20.17 | -1.489 | 1.452 | 1.551 | 13.891 | 0.96 | 17.557 | | 11 | 3.28 | -1.489 | 0.721 | 0.964 | 4.549 | 1.545 | 5.499 | | 12 | 6.29 | -1.489 | 0.721 | 0.964 | 8.724 | 1.545 | 9.255 | | 13 | -1.489 | 0.29 | 0.547 | 0.591 | -2.722 | 10.643 | 21.459 | | 14 | 7.261 | 6.29 | 0.547 | 0.591 | 13.274 | 10.643 | 25.086 | | 15 | -14.522 | 0 | 2.494 | 3.19 | -5.823 | 0 | 5.823 | | 16 | 4.558 | 0 | 2.494 | 3.19 | 1.828 | 0 | 1.825 | | |
По [2, табл. 5.2] выбираем сталь, для изготовления рамы тележки, марки 15ХСНД, предел текучести т = 350 Мпа, -1=220 МПа, 0=340 МПа. Статическая прочность обеспечена, так как максимальная эквивалентная прочность в таблице 4.1: 40.111 < 0.55 · т = 195,5 МПа. 4.7 Проверка рамы тележки на усталостную прочность Среднее напряжение цикла m= (4.28) По таблице 4.1 m = 40.111 МПа. Коэффициент динамики, отражающий совместное влияние на сложное напряжённое состояние рамы тележки совокупности вертикальных и горизонтальных усилий, развивающихся при движении электровоза с конструкционной скоростью по прямому участку пути (4.29) Эмпирический коэффициент А определяется по формуле: (4.30) Амплитуда напряжения цикла определяется по формуле: v = Kд·max (4.31) v = 0.572 · 40.111 = 22.943 МПа Величина коэффициента характеризующего чувствительность металла к асимметрии цикла: (4.32) где -1 - предел выносливости стали при симметричном цикле, -1=220 МПа; 0 - предел выносливости стали при пульсирующем цикле, 0= 340 МПа. Эффективный коэффициент, учитывающий понижение выносливости детали (4.33) где к - эффективный коэффициент концентрации напряжений, к = 1.6; К1 - коэффициент неоднородности материала детали, К1=1.1; К2 - коэффициент влияния внутренних напряжений в детали, К2=1; - коэффициент влияния размерного фактора, =0,7; m - коэффициент состояния поверхности детали, m=0.82; - коэффициент возможного отклонения от технологии, =1,0. Данные параметры выбираются согласно рекомендациям [2, стр.56]. Коэффициент запаса усталостной прочности по формуле Серенсена-Кинасошвили (4.34) Условие усталостной прочности выполняется. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В курсовом проекте разработана система рессорного подвешивания пассажирского электровоза. В качестве прототипа взят электровоз ЧС8, а также его основные характеристики. Выполнен расчёт нагрузок действующих на раму тележки, напряжений в сечениях рамы тележки, произведена проверка на прочность. Все требования предъявляемые рессорному подвешиванию удовлетворяют норме.
|
|