Рефераты

Совершенствование деятельности транспортно-логистической компании ООО ТТК "Моби Групп" в сфере международных автоперевозок

p align="left">МСАТ имеет консультативные органы: Международная техническая комиссия; Комиссия по вопросам труда транспортников; комиссия по таможенным правилам; Комиссия по Уставу Союза; Комиссия по безопасности дорожного движения и Бюджетная комиссия. Созданы также 3 комитета для связи с ЕЭС в Брюсселе: по пассажирскому транспорту, по грузовому транспорту и по транспорту, находящемуся в личном пользовании. С 1973 г. МСАТ имеет свое постоянное представительство в Брюсселе.

Кроме того, создаются группы экспертов по специальным направлениям деятельности: по профессиональной подготовке водителей, стоимости инфраструктуры, экономическим вопросам, городскому пассажирскому транспорту, смешанным перевозкам, контейнерным перевозкам, перевозкам опасных грузов и другим видам деятельности.

б) Финансирование

Бюджет МСАТ складывается из вступительных взносов новых членов Союза, ежегодных взносов, поступлений от различного рода деятельности, пожертвований и доходов от собственности и активов разного рода, являющихся собственностью МСАТ.

Учитывая, что работа в рамках МСАТ проводится в трех секциях, членский взнос может быть 5 тыс. швейц. фр. при участии в работе одной секции, 10 тыс. -- при участии в работе двух секций и 15 тыс. швейц. фр. -- при участии в работе трех секций. Членские взносы в отношении всех национальных ассоциаций одинаковы.

Наиболее важным источником поступлений МСАТ является продажа ассоциациям стран-участниц книжек МДП -- Carnet TIR (подробно смотрите ниже). Годовой бюджет МСАТ равен приблизительно 5 млн швейцарских франков. [2.2]

Финансовый год начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря текущего года.

Расходная часть бюджета направляется на организацию конгрессов, работу секций, содержание Секретариата и также на создание резервного фонда, если необходимость в нем будет признана компетентными органами МСАТ.

Вступительные и ежегодные взносы членов устанавливает Совет дирекции. Финансовую деятельность МСАТ регулирует генеральный секретарь, который составляет баланс на конец текущего финансового года и представляет его на утверждение Совету дирекции.

в) Практическая деятельность

Важное место в деятельности МСАТ занимает разработка резолюций в области международной перевозки автомобильным транспортом в целях содействия гармонизации правил и предписаний, существующих в отдельных странах. Они касаются общетранспортной политики, профессиональной подготовки водителей автотранспортных средств, Конвенции МДП, международной перевозки пассажиров, ограничения весовых норм и размеров автотранспортных средств, международной перевозки в контейнерах, перевозки скоропортящихся грузов, безопасности дорожного движения и т. п.

Хотя эти резолюции в отношении стран-участниц имеют рекомендательный характер, во многих случаях они содействуют более полной гармонизации правил и предписаний стран и действуют в направлении совершенствования международных перевозок автомобильным транспортом.

На конгрессах обычно принимаются решения общего, программного характера в форме резолюций и обращений к правительствам. Здесь рассматриваются вопросы по эксплуатации автомобильного транспорта, представляющие общий интерес для членов Союза на основе общей экономической политики в области международных автомобильных перевозок, вырабатываются единые, приемлемые для всех членов Союза концепции на использование пассажирского и грузового автотранспорта, разрабатываются рекомендации по найму, условиям и рационализации труда транспортных рабочих, применению на автотранспорте последних достижений науки и техники.

Так, например, были приняты резолюции по безопасности дорожного движения, решению трудностей на пограничных переходах, тарифам за пользование транспортной инфраструктуры, профессиональной подготовке на автомобильном транспорте, кооперации между железнодорожным и автодорожным транспортом, рациональному использованию энергии на грузовом и пассажирском автотранспорте, свободе транзита на автомобильном транспорте и по таможенной Конвенции МДП.

Кроме того, были приняты резолюции по капитальным вложениям в инфраструктуру, по упрощению формальностей при международных автомобильных перевозках и сокращению времени простоев автотранспортных средств, по присоединению к Универсальной таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, по качеству обслуживания и преимуществам международных перевозок пассажиров автобусом, по международному сотрудничеству в смешанных перевозках грузов.

Деятельность МСАТ в области нормирования направлена в первую очередь на выработку соглашений и единых документов с целью упрощения таможенных формальностей и ускорения тем самым доставки грузов. Одним из таких документов является разработанная под руководством МСАТ книжка МДП в рамках Таможенной конвенции 1959 г. о международных перевозках грузов автотранспортом (Россия присоединился в 1974 г.).

МСАТ осуществляет ряд мероприятий по расширению практики; выдачи международных водительских прав в странах-членах.

Для рассмотрения отдельных технических вопросов создаются группы экспертов, например, по комбинированному транспорту, таможенным правилам, правовым вопросам, ценообразованию, инфраструктуре автомобильных дорог к т. п.

Связь с другими международными организациями. МСАТ поддерживает постоянные контакты с ЕЭК ООН, ЮНКТАД и Европейским Советом. Кроме того, установлены тесные контакты с такими межправительственными организациями, как ЕКМТ, МОТ, СТС, ЕЭС, ЮНИДРУА„ АИТ, а также с неправительственными организациями ФИАТА, ИСО, ИЧКА, МТП, МАФ, ИАТА, МСЖД, Всемирной федерацией ассоциации транспортных агентов (The Universal Federation of Travel Agents Associati¬ons -- UFTAA), Международной федерацией международных перевозчиков мебели (The International Federation of International Furniture Removers -- FIDR), Международным институтом холодильного хозяйства (The International Institute of Refrigetation -- HR), Международной федерацией транспортных рабочих (International Transport Workers Federation -- ITF), Международным бюро по контейнерам, Международной организацией наемных рабочих и служащих, Трансфригорут Европа.

Официальные языки и публикации. Официальные языки Союза английский и французский. На рабочих совещаниях Совета дирекции, Президиума, секций и комиссий могут использоваться и другие языки (по решению Президиума).

МСАТ регулярно публикует материалы своих конгрессов, издает Информационный бюллетень, собрание документов по международным автомобильным перевозкам, отдельные брошюры по различным вопросам автомобильного транспорта, библиографию. Ежегодно издается справочник МСАТ, в котором помещаются основные сведения об организации, список национальных автомобильных ассоциаций -- членов МСАТ, образцы разработанных перевозочных документов и другая информация. Среди публикаций такие издания, как "Тарифы на использование автомобильной транспортной инфраструктуры" (Rates of Taxation for the Use of Transport In-frastruktura"), "Всемирные транспортные данные" ("World Transport Data", по отдельным годам), "Сравнительные данные потребления энергии в автомобильном и железнодорожном сообщении" ("Comparison of Energy Consumptions between Road and Rail Transport"), "Перевозка товаров автотранспортом в собственном пользовании в Европе: юридический режим и экономические аспекты" ("Le transport routier de merchandises pour compte propre en Europe: regime juridique et aspects economiques") и т. п. [2.4]

г) Участие России в работе Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ)

В настоящее время представителем России является Российский Автотранспортный Союз. Членство в МСАТ позволяет российским организациям активно участвовать в международных мероприятиях по безопасности дорожного движения, расширению обмена информации по опыту сокращения числа погибших на дорогах.

2. Анализ рынка международных автомобильных перевозок в РФ

2.1 Современное состояние рынка международных автомобильных перевозок в РФ

Социально-экономическое положение, которое занимает грузовой автомобильный транспорт в структуре транспортной отрасли России, определяет его приоритет и неоспоримые достоинства с точки зрения высокотехнологичного транспортного обслуживания, основными характеристиками которого являются: гибкость, мобильность, надежность, срочность, сохранность доставки грузов, стоимость услуг. Наблюдается и рост международных автоперевозок, их темпы роста опережают темпы роста многих отраслей экономики России. Рассмотрим тенденцию развития международных автоперевозок в РФ по отдельным годам. В 2004 году автомобильный транспорт обеспечил порядка 25% внешнеторгового оборота России (по стоимости товаров). Грузооборот в отраслях транспортного комплекса в 2005 г. по сравнению с 2004-м возрос на 3% и достиг 2197 млрд. т*км (без учета трубопроводного транспорта). Наибольший прирост грузооборота - порядка 7,7% был достигнут на автомобильном транспорте (Таблица 1,2).

Таблица 1 - Грузооборот по видам транспорта

Источник: [Минтранс]. Режим доступа:http://www.mintrans.ru

Таблица 2 - Структура грузооборота по видам транспорта

Источник: [Минтранс]. Режим доступа: http://www.mintrans.ru

Эта цифра столь велика, потому что на автомобилях стараются перевозить более ценные грузы, чем на других видах транспорта. Это происходит потому, что водитель, как правило, выступает и в качестве экспедитора: он принимает груз от грузоотправителя и сдает его грузополучателю. Кроме того, автомобильный транспорт выигрывает у других видов транспорта в скорости доставки. Средняя скорость доставки, включая перевозку, неизбежные простои, таможенное оформление и другие необходимые процедуры, составляет автомобильным транспортом 16 км/ч, железнодорожным - 8 км/ч, морским - 4 км/ч. Автомобильные перевозки позволяют ускорить оборот финансовых средств, что делает их все более популярными, особенно для малого и среднего бизнеса.

Поскольку международные грузоперевозки представляют собой весьма привлекательный для транспортных предприятий и предпринимателей вид деятельности, этот рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции внутриотраслевого, межотраслевого и международного характера (на российском рынке высока доля иностранных перевозочных компаний), высоким уровнем требований к качеству и безопасности транспортных услуг. Отрадно, что в начале XXI века действует устойчивая тенденция роста доли российских перевозчиков в объемах перевозимых автомобильным транспортом грузов между Россией и зарубежными странами.

По данным АСМАП, в 2005 году в России международными перевозками занято 24 тыс. единиц подвижного состава, которые перевозят в год 27 млн. тонн грузов на 55 млрд. долларов. Однако, учитывая масштабы нашей страны, количество перевозчиков существенно отстает от Западной Европы. Например, в Польше работает порядка 80 тыс. перевозчиков, в России - всего 22 тысячи.

По территории России перевозчики распределены неравномерно.

По объему перевозок два федеральных округа - Центральный и Северо-Западный, занимающие ведущее место во внешней торговле страны, обеспечивают около 77% общего объема внешнеторговых перевозок.

Крупнейшим торговым партнером России в 2005 году является Европейский Союз, его доля составляет 35%. Эта величина обеспечивается в основном грузооборотом с Финляндией и Германией (в ЕС на их долю приходится более 90% всех экспортных перевозок автотранспортом и 70% импортных перевозок). Автомобильный транспорт традиционно обеспечивает 20% всей внешней торговли РФ со странами СНГ. За 2005 г. доходы от перевозок внешнеторговых грузов российским международным автомобильным транспортом превысили 1,5 млрд. долларов, при том, что емкость российского рынка международных автоперевозок оценивается в 3,5 млрд. долларов. А поступления в федеральный и региональный бюджеты от российских международных автомобильных перевозчиков в 2005 г. достигли 250 млн. долларов.

Важнейшим фактором, способствующим развитию международных автомобильных перевозок, является геополитическое положение России между двумя мировыми экономическими центрами - Европой и Азией. Россия, занимающая более 30% территории Евразийского континента и располагающая высокоразвитой транспортной системой, объективно является естественным мостом, обеспечивающим транзитные связи на этом направлении. Но пока мощный транзитный потенциал России используется слабо. Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2007 года, 755 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, в том числе 597 тыс. км - общего пользования. Объем перевозок грузов за период 2000-2007 гг. всеми видами транспорта (без учета трубопроводного) вырос на 18,1%, в том числе транспортом общего пользования - на 23,9% (Таблица 3).

Таблица 3 - Перевозки по видам транспорта (млн т)

Источник: [Минтранс]. Режим доступа:http://www.mintrans.

На рост объема грузоперевозок оказали влияние оживление деятельности реального сектора экономики, увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях, развитие рынков товаров и услуг, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по основным товарным позициям отечественного экспорта.

На автомобильный транспорт приходится 47,4% выполненного объема коммерческих перевозок грузов, причем удельный вес перевозок железнодорожным транспортом в последние годы сокращается, а автомобильным транспортом растет, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автомобильного транспорта на определенных сегментах рынка транспортных услуг.

Позитивные изменения наблюдаются в создании паритета при выполнении международных перевозок. Объем международных перевозок грузов автомобильным транспортом за 2007 год достиг 40,2 млн т.

В целом по народному хозяйству (с учетом автотранспорта других отраслей народного хозяйства) объем перевозок грузов автомобильным транспортом составил в 2008 году 6,9 млрд т (100,2% к 2007 году), грузооборот - 215,5 млрд т-км (104,7%). Объем коммерческих автоперевозок грузов составил в 2008 году 2081,3 млн тонн грузов (4,7% к уровню 2007 года), коммерческий грузооборот - 79,1 млрд т-км (113,1% к уровню 2007 года). В структуре объема коммерческих перевозок грузов доля автомобильного транспорта составляет 58,3% (по итогам 2008 года, без учёта трубопроводного транспорта). В структуре коммерческого грузооборота доля автомобильного транспорта равна 3,8%.

Вследствие наступившего в 2008 году финансового кризиса, объем международных автоперевозок снизился.

В 2009 году объем международных и внутрироссийских автомобильных грузоперевозок сократился, приблизительно на 30%. Компании-перевозчики не считают, что отрасль грузоперевозок испытывает стагнацию, отмечая, что если для Европы 10% падение рынка можно считать весьма существенным, то для России такая динамика не выглядит пугающей. Наиболее сильное падение произошло в сегменте перевозок легковых автомобилей, в меньшей степени пострадали контейнерные перевозки и в наименьшей степени - рефрижераторные грузы.

Одним из проявлений кризисных тенденций на рынке автомобильных грузоперевозок также стало снижение тарифов. Если в течение 2008 г. рост цен составил около 11%, то, согласно экспертным оценкам, в первом квартале 2009 г. расценки снизились на 25%. Что отрицательно сказывается на прибыли транспортных предприятий. В международных автоперевозках существует ряд проблем, которые так же негативно сказываются на отрасли.

2.2 Формирование международной системы автоперевозок РФ и анализ проблем ее развития

Увеличение доли российских перевозчиков в международных автоперевозках зависит от конкурентоспособности транспортных операторов, существенного снижения транспортных издержек и транспортной составляющей в стоимости товаров. Наиболее сложной проблемой в решении указанной задачи является создание благоприятных условий обновления парка транспортных средств автоперевозчиков.

-Автопарк растет

На конец 2008 года количество автомобилей, имеющих допуск на осуществление грузовых международных перевозок, составило 50,9 тыс. единиц. По сравнению с 2007 годом в прошлом году российский парк грузовых автомобилей увеличился на 3,7 тыс единиц. Во многом постепенному обновлению парка подвижного состава российских перевозчиков способствует принятое Правительством Российской Федерации постановление от 11.03.2003 года № 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок". В соответствии с данным постановлением российскими перевозчиками за прошлый год ввезено около 2 тыс транспортных средств, что превышает показатель 2007 года почти в два раза.

-Преграды ограничивают конкуренцию

Выпускаемые в настоящее время отечественными производителями грузовики уступают импортным аналогам по параметрам безопасности, надежности и ресурсу. При этом закупка автопоездов иностранного производства постоянно блокируется органами государственного регулирования экономики под давлением руководства отечественного автопрома и промышленного лобби страны.

Мировой опыт показывает, что главным инструментом развития производства и расширения рынка продаж автомобильной техники являются технические регламенты, улучшающие ее качество и обеспечивающие безусловное выполнение требований современного рынка автоперевозок. По мнению Минтранса России, создание системы заградительных мер на ввоз автопоездов имеет негативные последствия для экономики страны, ограничивая конкуренцию, и не может соответствовать запросам и потребностям сектора коммерческих грузоперевозок. В связи с этим Минтранс России будет продолжать отстаивать интересы российских международных перевозчиков в вопросе обновления парка подвижного состава.

-В отношении перевозчиков третьих стран

Одним из наиболее важных направлений защиты национальных автомобильных перевозчиков в условиях мирового финансового кризиса Минтранс России считает продолжение проведения политики достижения паритета, сокращения квоты разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран и усиления контроля за осуществлением таких перевозок иностранными транспортными компаниями.

В 2008 году по сравнению с 2005 годом иностранным перевозчикам таких разрешений было выдано на 21% (или на 36,6 тысячи) меньше. На текущий год значительно сокращена квота российских разрешений для стран Прибалтики и некоторых стран Восточной Европы и Центральной Азии.

По данным Ространснадзора, в общем объеме перевозок грузов на российском рынке международных автотранспортных услуг, осуществляемых перевозчиками третьих стран, наибольшую долю занимают перевозчики Беларуси, Польши, Литвы, Латвии и Украины. В этой связи Минтрансом России реализуются меры, направленные на регулирование участия перевозчиков иностранных государств в осуществлении перевозок грузов в/из третьих стран. Важным элементом по регулированию присутствия перевозчиков третьих стран на рынке международных автомобильных перевозок Российской Федерации является организация действенного контроля над соблюдением на российской территории разрешительной системы иностранными перевозчиками и создание механизма, предупреждающего нарушения разрешительной системы.

К примеру, по словам руководителя филиала ассоциации международных автомобильных перевозчиков по УрФО Юрия Калиновского, сейчас лишь 19,2% международных перевозок в округе осуществляют российские компании, этот показатель является самым низким среди 7 федеральных округов России (в среднем по стране доля составляет 38,9%). "Первое место по числу международных перевозок в Уральском округе занимают казахстанские автопредприятия (45%)", -- указал господин Калиновский. [2.1,с.8] По его словам, среди причин такого положения демпинг со стороны иностранных перевозчиков, имеющих возможность предложить более льготные условия, необустроенность погранпереходов, наличие цепочки посредников при оказании международных транспортных услуг. По результатам заседания УТПП подготовило пакет предложений правительству Свердловской области, в том числе о снижении (либо временной отмены) налога на имущество для транспортных компаний, активно занимающихся обновлением автопарка, о введении субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам либо предоставление частичного обеспечения в виде гарантий регионального правительства по этим кредитам, а также использование уральских перевозчиков при доставке грузов для госпредприятий и снижение налога на прибыль за счет уменьшения областной составляющей.

-Штрафные санкции

Другая проблема - весомость наказания за нарушения порядка перевозок грузов по причине отсутствия или неправильного оформления разрешений на поездку. Ежегодно выявляется несколько тысяч таких нарушений, как при двусторонних перевозках, так и перевозках в/из третьих стран. В настоящее время наша реакция явно "не симметрична". Так, в Италии за отсутствие или неправильное оформление перевозчиком бланка разрешения с нарушителя взимается штраф в размере порядка 5 тыс евро. В Бельгии размер санкций может составлять до 10 тыс. евро, причем эта сумма удваивается при повторном нарушении. В Португалии размер штрафа достигает 15 тыс евро, в Чехии составляет от 15 тыс. до 23,4 тыс евро. А в России за аналогичное правонарушение взимается штраф в размере до 1,5 тыс рублей, что в настоящее время эквивалентно примерно 33 евро. Для уравнивания ситуации Минтрансом России еще несколько лет назад был разработан и внесен в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации", увеличивающий штрафы, по крайней мере, до размера наказания за нарушения при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов. [2.3,с.12] Законопроект давно уже принят в первом чтении, однако дальнейшее его прохождение блокируется. И, заметим от себя, вполне очевидно, кем. Вопреки интересам государства, ГИБДД очень ревниво относится к наделению УГАДН дополнительными полномочиями - даже если, как в данном случае, они служат целям защиты российского рынка автотранспортных услуг.

Большие сомнения вызывает целесообразность участия Российской Федерации в системе ЕКМТ. Негативные последствия зачастую заметно превосходят получаемую пользу. Так, в 2007 году на каждую поездку российского перевозчика на основании разрешения ЕКМТ приходилось 3,4 поездки иностранных перевозчиков на нашем рынке. В 2008 году этот показатель составил уже 4,8 поездки. Для ряда стран процент использования разрешений ЕКМТ перешагнул барьер в 35% от общего количества поездок, совершенных перевозчиками таких стран в Российскую Федерацию. По идее, разрешения ЕКМТ должны использоваться равномерно для поездок во все 42 страны ЕКМТ, но, например, литовские перевозчики для перевозок грузов в/из России используют… 89% своих разрешений ЕКМТ. В результате на долю маленькой Литвы в транспортировке грузов в/из России по разрешениям ЕКМТ приходится 9,9% от транспортировок грузов перевозчиками всех стран, применяющих эти разрешения.

Разумеется, такое положение приводит к вытеснению отечественных перевозчиков с российского же рынка международных автомобильных услуг. В этой связи на заседании Рабочей группы по автомобильному транспорту Европейской конференции министров транспорта, состоявшейся 23 апреля 2009 г. в Париже, российская делегация предложила по крайней мере в условиях кризиса сократить базовую квоту разрешений ЕКМТ в 2010 году на 50% для всех стран. Достигнута договоренность рассмотреть данное предложение дополнительно на очередном заседании группы в сентябре 2009 года с учетом проведения анализа рынка автомобильных перевозок в странах-членах ЕКМТ.

В условиях экономического кризиса Минтранс России проводит работу по защите национальных интересов и точечно - на наиболее привлекательных направлениях работы для российских автоперевозчиков. Так, начиная с 4-го квартала 2008 года, российская сторона прекратила выдачу бонусных разрешений турецкой стороне. Для достижения паритета Минтранс России в текущем году будет проводить обмен небольшим количеством разрешений с турецкой стороной поэтапно по мере их использования как российскими, так и турецкими перевозчиками. Усилия Минтранса, меры административного регулирования позволяют обеспечить достойный уровень фрахтовых ставок. Турецкий рынок, ранее абсолютно непривлекательный для российских перевозчиков, стал для них даже более интересен чем, скажем, итальянский.

Агрессивно ведет себя на российском рынке польская сторона, используя при этом все возможные уловки для защиты собственного ограничения транзитного проезда российских перевозчиков. К примеру, Польша - одна из немногих стран ЕС, которая применяет ограничения на беспошлинный ввоз топлива в количестве не более 200 литров. Это вызвано более высокой стоимостью топлива на польской территории в сравнении с Россией и Беларусью. При этом обеспечить возврат оплаченного российскими перевозчиками НДС при заправке топливом в Польше невозможно. Минтранс России в течение длительного времени добивается внесения изменений в Соглашение с Польшей в части отмены указанных ограничений. Однако, несмотря на заверения польской делегации на заседании межправительственной комиссии, компетентные органы Польши всячески затягивают решение вопроса. При этом Министерство инфраструктуры Польши увязывает решение данного вопроса с требованием разделения разрешений на отдельные категории для двусторонних, транзитных и перевозок в/из третьих стран, что неприемлемо для российской стороны. Минтранс России намерен придерживаться достаточно жесткой позиции и выйти к концу года на паритет в перевозках с Польшей (сейчас доля россиян не превышает 30%).

Постоянная "головная боль" перевозчиков - длительная и сложная процедура получения специальных разрешений на осуществление международных автоперевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. На практике прием заявлений и выдача специальных разрешений производится только в Москве, в результате чего перевозчики из отдаленных регионов нашей страны вынуждены тратить значительное количество времени и средств для получения такого разрешения.

Разработанный Минтрансом проект постановления Правительства РФ "Об утверждении правил выдачи специальных разрешений на осуществление по территории Российской Федерации международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов". Предусматривает введение нормы, позволяющей организовать выдачу таких разрешений в регионах, а также упорядочение и упрощение процедуры получения заявителем таких специальных разрешений, сокращение сроков их оформления, повышение эффективности выдачи специальных разрешений. Уже в конце мая ожидается и узаконивание Минтрансом новых норм по полной массе автомобилей - до 40 т и нагрузки на ось до 10 т (с увеличением на 15%, т. е. до 11,5 т для ведущей оси с пневмоподвеской). Давно назревшая синхронизация с европейскими нормами автоматически переведет большинство импортных автопоездов из разряда тяжеловесных в обычные, не требующие оформления специальных разрешений.

В Минтрансе России разработан и проект приказа "Об утверждении порядка организации пунктов весового и габаритного контроля, осуществления весового и габаритного контроля", который предусматривает установление единых требований к порядку организации и осуществления весогабаритного контроля на всех автомобильных дорогах Российской Федерации, организации и размещению таких пунктов, а также введение нормы допустимой погрешности весового и измерительного оборудования.

Однако одними административными барьерами проблемы российских международных перевозчиков не ограничиваются. Большую озабоченность в Минтрансе вызывает положение перевозчиков, приобретавших подвижной состав в лизинг. В условиях кризиса, резкого падения доходов их способность своевременного выполнения своих обязательств по договорам лизинга, а также кредитным договорам уже в настоящее время находится под сомнением. Некоторые уже начали возвращать подвижной состав лизингодателям, и эта тенденция, похоже, будет только нарастать. Стабилизация рынка автотранспортных услуг и минимизация негативных последствий мирового финансового кризиса достижимы при доступности банковских кредитов. Однако банки изменили свои внутренние подходы к определению коэффициентов риска для транспортных компаний, в результате чего лишь отдельные компании могут пройти условия отбора. Да и предлагаемые банками процентные ставки по кредитам до 25% годовых на обновление автотранспортных средств ставят вопрос о целесообразности использования заемных средств.

Учитывая влияние кризиса, Минтранс России считает необходимым предоставлять международным автомобильным перевозчикам возможность использования современных транспортных средств путем перевода их из таможенного режима временного ввоза в свободное обращение с полным условным освобождением в порядке, предусмотренном статьей 214 Таможенного кодекса Российской Федерации. Последовательно отстаивает Минтранс позиции перевозчиков и в процессе подготовки к рассмотрению в Государственной Думе во втором чтении проекта федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации". От имени Правительства РФ в законопроект внесена поправка, содержащая новую редакцию пункта 2 статьи 214 Таможенного кодекса Российской Федерации. Она исключает право декларанта при определении сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при завершении таможенного режима временного ввоза, указывать на уменьшение таможенной стоимости товаров, произошедшее вследствие естественного износа или естественной убыли. Такое изменение осложнит финансовое положение перевозчиков, которые эксплуатируют подвижной состав, ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации задолго до кризиса. В этой связи Минтранс России предложил отложить рассмотрение законопроекта во втором чтении до его предварительного согласования с бизнес-сообществом.

Кроме того, Минтранс России подготовил и направил в Минэкономразвития России целый ряд предложений. В письме от 02.04.2009 № СА-11/3163 предлагается сроком на 3 года разрешить предприятиям, осуществляющим международные автомобильные перевозки, использовать транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2009 г.) и помещенные под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением правительства, не только на международных перевозках, но и внутрироссийских. Предлагается внести изменение и в статью 346.26 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения допустимого количества эксплуатируемого подвижного состава до 50 единиц при использовании специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и установления возможности добровольного перехода на этот режим. К слову, существующее ограничение в 20 единиц транспортных средств не учитывает предельных значений численности работников для каждой категории хозяйствующих субъектов, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

-Отношения международных перевозчиков с налоговыми службами

На нынешний год сохранены льготные ставки по транспортному налогу для международных перевозчиков в пяти субъектах Федерации, где они в основном и сосредоточены. В Новосибирской области филиалу АСМАП совместно с перевозчиками удалось организовать активную работу с администрацией региона, депутатами областной Думы в период формирования бюджета и добиться снижения ставки налога до 34 руб. Притом, что многие годы там платили один из самых высоких налогов - 85 руб. с лошадиной силы. В Москве также удалось сохранить ставку налога на уровне 45 руб. вместо 70 руб., как предлагало правительство столицы.

Государственная Дума приняла 20.11.2009 года в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления ставок акцизов на подакцизные товары на 2010-2012 годы и новых ставок по транспортному налогу), сообщила пресс-служба палаты.

Законопроект был инициирован Правительством РФ. В третьем чтении законопроект представил первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Глеб Хор.

Для повышения доходов региональных бюджетов в 2010 году будут повышены предельные налоговые ставки по транспортному налогу в два раза. При этом у органов власти субъектов Российской Федерации будет право уменьшать установленные ставки не в пять раз, как в настоящее время, а в десять раз и увеличивать не более чем в пять раз.

Одновременно органы власти субъектов Российской Федерации смогут устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса.

-Определены следующие базовые ставки транспортного налога:

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно -- 10 рублей, свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно -- 16 рублей, свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно -- 20 рублей, свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно -- 26 рублей, свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)- 34 рубля;

Филиал АСМАП в Санкт-Петербурге на период до 2010 года установил льготную ставку налога в зависимости от года выпуска большегрузных транспортных средств. Это создает для петербургских автопредприятий условия стабильности. В целом планомерная работа ассоциации позволила обеспечить благоприятный налоговый климат для перевозчиков, работающих по упрощенной и общей системе налогообложения. Сегодня ситуация разительно отличается от той, что была лет 10 назад, когда на выплату налогов уходило до 60% доходов.

В минувшем году принят важный для нас Федеральный закон № 85. В нем учтены предложения АСМАП увеличить срок предоставления документов в налоговые органы с 30 до 180 дней, с тем, чтобы собрать весь пакет, необходимый для применения нулевой ставки НДС. По оценкам специалистов, это позволило предприятиям сэкономить свыше 400 млн руб.

Помимо этого удалось добиться, чтобы Минфин и Федеральная налоговая служба признавали отметки таможенных органов в транспортных документах для подтверждения вывоза товаров за пределы России. Без этого перевозчики не могли доказать свое право на нулевую ставку НДС. В итоге расходы перевозчиков снизились на 18 млн руб. Благополучно решился и вопрос с выплатой командировочных водителям.

Состояние подвижного состава отечественных международных перевозчиков.

Этот вопрос всегда актуален. За последние годы позитивная тенденция развития международных перевозок позволила российским перевозчикам увеличить парк грузовых автомобилей почти на 30%. Сегодня в распоряжении членов АСМАП более 30 тыс. автопоездов, причем количество транспортных средств, работающих на топливе стандарта Евро-4, возросло втрое и составляет более 23%. Это хороший потенциал для дальнейшего роста и повышения конкурентоспособности наших перевозчиков.

По вопросам приобретения подвижного состава ассоциация взаимодействует с Минтрансом России и лизинговой компанией "ТрансКредитЛизинг". АСМАП отслеживает прохождение всех заявок от своих членов, только в минувшем году поступило 47 заявок на приобретение 400 единиц техники.

Говоря об эксплуатации автомобилей, нельзя обойти вниманием проблему роста цен на топливо. Ситуация здесь оптимизма не внушает. Не принесли пользы и забастовки перевозчиков, прошедшие во многих странах. В частности, АСМАП продолжает работу по приобретению для членов ассоциации качественного топлива с корпоративной скидкой. По соглашению АСМАП с ЛУКОЙЛ при участии регионального совета перевозчиков ЦФО были определены 26 автозаправочных станций на основных маршрутах международных перевозок. ЛУКОЙЛ гарантировал на этих АТС наличие дизельного топлива Евро-4 по специальным ценам для членов АСМАП. С января 2007 года была установлена льготная фиксированная цена - 16 руб. 50 коп. На этих условиях перевозчики приобрели около 8 тыс. т дизельного топлива. С января 2008 года сеть АТС была увеличена до 149. Для членов АСМАП. в первом квартале членами АСМАП приобретено по картам ЛУКОЙЛ - Интеркард свыше 12 тыс тонн дизельного топлива. Экономия перевозчиков, пользующихся скидкой, только в первом квартале составила около 15 млн руб.

-Нормативно-правовая база международных автоперевозчиков

Совершенствование нормативно-правовой базы относится к приоритетным направлениям деятельности АСМАП. Примеров такой работы множество. В рамках административной реформы совместно с Минтрансом подготовлены предложения по выполнению организационно-технических мероприятий, связанных с выдачей иностранных разрешений некоммерческими организациями. К слову, в соответствии с решением конкурсной комиссии Минтранса России уполномоченной организацией по выдаче иностранных разрешений российским перевозчикам стала АСМАП.

В части совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей организацию перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, по инициативе АСМАП в Федеральном законе "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" определено, что не допускается взимание платы за согласование маршрута транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Не взимается также государственная пошлина за выдачу специального разрешения с транспортных средств, осуществляющих международные автоперевозки.

К сожалению, приходится констатировать, что по-прежнему остается головной болью весовой контроль. Собственно говоря, так до сих пор и не проработана толком организация весового контроля в новых условиях. У контрольных органов просто нет современного весового оборудования. На встречах с руководством ГИБДД члены АСМАП не раз ставили вопрос о недопустимости проведения весогабаритного контроля на необустроенных площадках с применением передвижных весов. Перевозчики справедливо возмущаются необъективностью замеров. Необходимость повторных взвешиваний можно было бы частично снять за счет применения международных сертификатов взвешивания, для выдачи которых в России действуют 19 уполномоченных станций. Но перевозчики практически не пользуются этой возможностью. За полтора года в стране выдано менее 50 сертификатов. Для сравнения: в Белоруссии выдано около 3000 сертификатов.

В настоящее время АСМАП продолжаем работу над решением проблемы навязывания перевозчикам разного рода платных услуг. Соответствующие материалы были направлены в Счетную палату, а итоги проверки доведены до Генеральной прокуратуры. Проблема платных услуг была вынесена на рассмотрение комиссии Правительства РФ.

-Простои на границах

Надо признать, что пограничная тема остается одной из наиболее острой. Простои на границе - серьезный барьер в развитии международных перевозок. Только по основным 14 погранпереходам потери российских перевозчиков от простоев в минувшем году составили свыше 140 млн. долл. Главная причина - отставание развития пунктов пропуска и инфраструктуры от роста объемов перевозок. АСМАП подготовила предложения по сокращению простоев и повышению пропускной способности основных пунктов пропуска. Минтрансом России до 2015 года предусмотрено финансирование обустройства подъездов по 33 погранпунктам, включая наиболее загруженные Торфяновку и Красное.

Первый эксперимент по упрощению процедуры пропуска автомобилей при выезде из России проводится Ространснадзором на российско-белорусской границе. Меры, предпринимаемые Минтрансом России и АСМАП, должны обеспечить выполнение задачи, поставленной премьер-министром России, - контроль на пунктах пропуска в течение одного часа. Однако, для радикального решения проблемы простоев необходимо изменить саму концепцию организации пограничного контроля.

На погранпереходах контроль должен проводиться только для того, чтобы установить, не изымался ли товар из транспортного средства в процессе перевозки без разрешения таможенных органов. Если же принимается решение провести контроль по другим основаниям, то таможенники должны иметь четкий и прозрачный для перевозчиков перечень таких оснований. Проведение таможенных досмотров в фискальных целях должно быть перенесено на внутреннюю таможню.

Названные предложения от членов АСМАП встретили поддержку пограничников, и, предполагаем, найдут понимание в Правительстве РФ и ФТС.

2.3 Прогноз международных автоперевозок в РФ

Bank of America Merrill Lynch повысил прогноз роста ВВП России в 2010 г. Аналитики банка обратили внимание на повышение прогнозов по цене нефти в 2010-2011 гг. с $75 до $85 за баррель Brent. Столь значительное повышение цены нефти может вызвать рост ВВП более чем на 1 п.п. Кроме того, по мнению аналитиков, российская экономика вышла на повышательный тренд. Это касается не только производства, но и ожиданий относительно потребительского спроса: снижение безработицы, а также повышение зарплат и пенсий должны выправить ситуацию со спросом уже в ближайшем будущем. [3.2, с.7] Позитивные факторы привели к пересмотру прогноза роста ВВП России. Теперь в Bank of America Merrill Lynch считают, что он составит 5% в 2010 г., ранее называлась величина 3,9%. Прогнозируемый рост ВВП и наличие спроса позволяют прогнозировать рост объема перевозок в будущем. Учитывая тот факт, что железные дороги остаются прерогативой государства, а морские порты имеют недостаточную инфраструктуру подъездных путей, автомобильные грузоперевозки будут оставаться одним из основных способов доставки грузов. В 2007-2010 гг. можно ожидать высоких темпов роста автоперевозок, осуществляемых транспортными организациями, в том числе за счет роста аутсорсинга услуг автоперевозок (16% годовых по грузообороту) и увеличения их доли в общем объеме коммерческих перевозок автопарком всех отраслей экономики с 47% до 73%. Учитывая преимущества автомобильного транспорта в рыночных условиях и высокие темпы развития автоперевозок внешнеторговых грузов в перспективе к 2010 г. можно прогнозировать приблизительно двукратное увеличение доли автомобильного транспорта в общем объеме перевозок внешнеторговых грузов. Но дальнейшее увеличение доли перевозок внешнеторговых грузов, осуществляемых российскими автотранспортниками, возможно лишь при развитии производства современного подвижного состава, активизации инвестиционной деятельности предприятий, исключению случаев финансовой дискриминации на международном рынке транспортных услуг.

Потенциал роста после 2010 г. будет зависеть от способности российских компаний расширить свои позиции на рынке международных и транзитных автоперевозок, рост которого до 2012 г. будет опережать развитие внутрироссийских перевозок. Это в свою очередь потребует повышения качества и комплексности предоставляемых услуг и превращения транспортно-экспедиторских компаний в полноценных логистических операторов. Вступление России в ВТО будет инициировать процесс консолидации, и мелкие фирмы-перевозчики, вероятно, или сольются друг с другом или вступят в альянс с более крупными перевозчиками, осуществляющими перевозку как в России, так и за ее пределами. Учитывая преимущества автомобильного транспорта в рыночных условиях и высокие темпы развития автомобильных перевозок внешнеторговых грузов, в перспективе к 2010 г. можно прогнозировать приблизительно двукратное увеличение доли автомобильного транспорта в общем объеме перевозок внешнеторговых грузов. Но дальнейшее увеличение доли перевозок внешнеторговых грузов, осуществляемое российскими автоперевозчиками, возможно лишь при принятии ряда мер по развитию производства современного подвижного состава, активизации инвестиционной деятельности предприятий, исключению случаев финансовой дискриминации на международном рынке транспортных услуг. 28 мая 2008г. была опубликованы материалы Федеральной целевой программы по развитию транспортной системы России 2010-2015 г.г., принятой Министерством транспорта РФ в соответствии с рисунком 1. Рассмотрим основные показатели и направления развития транспортных сетей России, предусмотренные данной программой (Таблица 4)

Таблица 4 - Развитие сети автомобильных дорог России до 2015 года

Целевые индикаторы и показатели

2009 год

Результат к 2015 г.

Доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям по сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения

%

39,6

48,56

Доля автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки

%

27,6

34,72

Прирост протяженности автомобильных дорог федерального значения, на которых будут устранены ограничения пропускной способности

км

6209

Источник: [Минтранс]. Режим доступа:http://www.mintrans.ru

Рисунок 1 - Формирование сети скоростных автомагистралей на международных коридорах

Источник: [Минтранс]. Режим доступа: http://www.mintrans. ru

По оценке РБК в отрасли на 2010 год ожидается увеличение рынка автоперевозок на 13 млрд. рублей по отношению к 2009 году, также начнет повышаться грузооборот транспортных организаций в будущем году на 1-2%, за счет роста спроса на сырье и продукцию со стороны Китая, Индии, Ближнего Востока и ЮВА в соответствии с рисунком 2, 3, 4.

Рисунок 2 - Российский рынок транспортно-логистических услуг

Источник: [РосБизнесКонсалтинг]. Режим доступа: http://www.rbc.ru

Рисунок 3 - грузооборот транспортных организаций

Источник: [РосБизнесКонсалтинг]. Режим доступа: http://www.rbc.ru

Рисунок 4 - Прогноз динамики внешнеторгового потока

Источник: [РосБизнесКонсалтинг]. Режим доступа: http://www.rbc.ru

Прогнозируемый рост ВВП и наличие спроса позволяют прогнозировать рост объема перевозок в будущем. Учитывая тот факт, что железные дороги остаются прерогативой государства, а морские порты имеют недостаточную инфраструктуру подъездных путей, автомобильные грузоперевозки будут оставаться одним из основных способов доставки грузов.

Можно предположить, что при первоначальном приросте игроков рынка в ближайшее время, в дальнейшем будет происходить качественное упорядочивание рынка. На это повлияет то, что, с одной стороны, критическая масса игроков достигнет максимума; с другой стороны - произойдет окончательное упорядочивание требований потребителей к перевозкам и оформление используемых потребителями логистических схем по доставке своих грузов.

Поиск экономически эффективных решений приведет к повышению специализации, роли экспедиционных компаний и увеличению количества мультимодальных перевозок.

Ситуация по-прежнему во многом будет определяться экономическими факторами, влияниями требований западных рынков и органов надзора других государств, а также возможные изменения в таможенном законодательстве. Большее влияние на ситуацию смогут оказывать ассоциации и авторитетные опинион-мейкеры из числа участников рынка.

С точки зрения структуры бизнеса будет увеличиваться количество фирм с более конкретной специализацией. Среди актуальных задач бизнеса будет повышение эффективности бизнеса и увеличение занимаемой доли рынка, увеличение клиентской базы, повышение стандартов обслуживания, применение фирменного стиля.

В долгосрочной перспективе рынок может приблизиться к системе функционирования западных аналогичных рынков с наличием цепочки взаимодействия: Клиент - Логистическая компания - Владелец или водитель транспортного средства.

Решение государством на международном уровне вопросов о функционировании транспортных коридоров также вызовут увеличение объема перевозок за счет транзитных грузов.

3. Совершенствование услуг международных автоперевозок транспортно-экспедиционной компании ООО "ТТК Моби Групп"

3.1 Характеристика внешнеэкономической деятельности компании ООО "ТТК Моби Групп"

Любая экономическая деятельность, любое развитие среднего и крупного бизнеса будет невозможным без грузоперевозок. Перевозки грузов - это та сфера, которая объединяет производителей и потребителей, заказчиков и исполнителей. Для потребителей услуг всегда важен лишь конечный результат. Никакой сервис, никакие достижения не украсят имидж компании, если она не выполняет свои обязательства по договорам. Грузовые перевозки сегодня это такая область, в которой непозволительно останавливаться на достигнутом, иначе конкуренты вырвутся вперёд. Грузоперевозки регулярно требуются коммерческим, торговым, строительным, сельскохозяйственным и производственным структурам для расширения бизнеса. Грузоперевозки из Санкт-Петербурга и Москвы по России позволят расширить масштабы своей деятельности и найти новые рынки сбыта. В результате инициативного опроса московских промышленных и торговых предприятий грузоперевозок, специалисты исследовательского агентства МКА Бизнес Рейтинг, выяснили, что по виду грузоперевозок, осуществляемых профессиональной компанией, по результатам опроса, наиболее часто используются автомобильные грузоперевозки (98% опрошенных компаний). В 33% случаев для грузоперевозок используется железнодорожный транспорт (57% компаний). Морские и авиа перевозки используются наименее часто в соответствии с рисунком 5.

Рисунок 5 - Структура грузоперевозок по видам транспорта

Источник: [МКА Бизнес Рейтинг]. Режим доступа:http://www.businessrating.ru

По географии охвата перевозок московских компаний, в 43% контрактов география перевозок ограничивается Россией (67% опрошенных компаний). В 36% случаев перевозки осуществляются в пределах Москвы и области. 18% грузоперевозок проходят на территории России и СНГ (28% опрошенных компаний). Международные перевозки наименее распространены в соответствии с рисунком 6.

География перевозок в % от общего числа компаний

Рисунок 6 - Структура грузоперевозок по географии охвата

Источник: [МКА Бизнес Рейтинг]. Режим доступа:http://www.businessrating.ru

Наиболее часто при грузоперевозках задействован среднетоннажный (до 10 т.) транспорт - 43% всех ответов или 72% всех опрошенных компаний. В 35% случаев используется малотоннажный (до 3,5 т.) транспорт. 20% грузоперевозок осуществляется на крупнотоннажном (до 25 т.) транспорте в соответствии с рисунком 7.

Типы транспорта в % от общего числа компаний

Рисунок 7 - Структура перевозок по типу транспорта

Источник: [МКА Бизнес Рейтинг]. Режим доступа:http://www.businessrating.ru

Оценка лояльности потребителей услуг грузоперевозок своим партнерам показала, что 62% всех респондентов не готовы сменить свою компанию (в том числе 35% компаний, находящихся на полном аутсорсинге и 27% на частичном) и 38% готовы рассмотреть альтернативные предложения от других поставщиков ТУ (в т.ч. 25% компаний из сегмента полного аутсорсинга и 13% частичного).

-готовность сменить компанию более характерна для компаний, которые еще не нашли долгосрочного партнера и сотрудничают с компанией менее полугода (67% таких компаний);

-не готовы сменить партнера чаще всего оказываются компании, которые сотрудничают с ТК более 3 лет (67% таких компаний) в соответствии с рисунком 8.

Рисунок 8 - Оценка лояльности потребителей услуг грузоперевозок

Источник: [МКА Бизнес Рейтинг]. Режим доступа:http://www.businessrating.ru

Потребности современного бизнеса требуют значительной скорости совершения операций, связанных перемещением грузов. Именно поэтому в последнее время появилось такое множество компаний грузоперевозок, которые оказывают различные услуги, связанные с автоперевозками и доставкой грузов по России. Как же среди этого многообразия найти ту компанию, которая не только сможет оказать услуги перевозки и экспедиторские услуги, но и станет надежным партнером на долгий срок? Просматривая объявления "Грузоперевозки", потенциальный клиент часто теряется в том многообразии услуг грузоперевозки, предложения о которых размещают транспортные компании. Разберем на конкретном примере на одной из логистических компаний ООО "ТТК Моби Групп", которая так же сталкивается с трудностями на рынке и бьется за свое существование на нем.

ООО "ТТК Моби Групп" является молодой динамично развивающейся российской транспортной компанией, специализирующейся на грузовых автомобильных перевозках. С момента создания компания зарекомендовала себя надежным и ответственным партнером. На российском рынке автоперевозок компания с 2006 года. Местонахождение транспортной компании город Екатеринбург. ООО "ТТК Моби Групп" располагает собственным парком грузовых автомобилей. Большой опыт и высокая квалификация, ответственное отношение сотрудников компании гарантирует клиентам высокое качество и надежность грузоперевозок. При автомобильных перевозках партнерам гарантируется предоставление полного комплекса услуг, в том числе обеспечение контроля прохождения грузов. Перевозка грузов осуществляется компанией в минимальные сроки при обеспечении сохранности перевозимого груза. Компания занимается перевозкой грузов разного веса и объема из любой точки России, получение всех необходимых сертификатов и других разрешительных документов. Также компания занимается перевозкой негабаритных грузов по России, включая получение всех необходимых разрешений по всему пути следования, услуги международных автоперевозок. ООО "ТТК Моби Групп" предоставляет экспортные таможенных деклараций отправителю и импортных таможенных деклараций получателю, индивидуальный подход к каждому клиенту, с каждым клиентом работает персональный менеджер, который сопровождает грузы от склада грузоотправителя до склада грузополучателя. Рассматриваемое предприятие также занимается страхованием грузов любой стоимости заявленной в ТТН. В течение часа компания предоставляет полную информацию о стоимости услуг по международной перевозке и сроках доставки. ООО "ТТК Моби Групп" имеет линейно-функциональную организационную структуру в соответствии с рисунком 9.

Рисунок 9 - Организационная структура ООО "ТТК Моби Групп"

Источник: [составлено автором]

Медленное принятие решений, нежелание руководителей брать на себя ответственность за принимаемые решения, разногласия между линейными и функциональными службами, неправильное толкование информации, передаваемой линейным исполнителям функциональными менеджерами - одни из главных недостатков в линейно-функциональной структуре, но для данной организации, предполагаем вполне оптимально. Рассмотрим функции старшего менеджера по ВЭД и логистике в соответствии с рисунком 10.

Рисунок 10 - Функции старшего менеджера во ВЭД в ООО "ТТК Моби Групп"

Источник: [составлено автором]

Предлагаем рассмотреть на конкретном примере состояние экономической эффективности ООО "ТТК Моби Групп" в условиях кризиса.

Итоги работы компании во внешней торговле подлежат оценке за любой отчетный период. В связи с этим по данным учета и отчетности исчисляется система различных количественных и качественных показателей, призванная дать всестороннюю оценку деятельности компании. Показатели эффективности дают ориентировочную оценку выгодности экспортных и импортных операций.

Прежде всего, рассмотрим, что представляет собой рентабельность.

Одно из его определений звучит так: рентабельность (от нем. Rentabel -доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Предлагаем рассчитать один из показателей эффективности, а именно показатель рентабельности хозяйственной деятельности ООО "ТТК Моби Групп" в международных, междугородних и внутригородских перевозках грузов и выявить, насколько услуги данного предприятия эффективны.

Наиболее распространенным затратным показателем рентабельности является рентабельность хозяйственной деятельности предприятия, который обычно исчисляется отношением прибыли от реализации услуг с учетом выплат налогов (П ру) к затратам по реализованной услуг (З ру) и рассчитывается по формуле (1)

(1)

где R - показатель рентабельности хозяйственной деятельности предприятия;

П ру - прибыль от реализации услуг, за вычетом всех налогов;

З ру - затраты, связанные с реализацией услуг.

Все расчеты сведены в таблицу 5.

Таблица 5 - Расчет рентабельности ООО "ТТК Моби Групп" в международных перевозках, перевозках по России и внутригородских

Наименование

Международное Перевозки

Междугородние перевозки

Внутригородские перевозки

Пермь-Штутгарт-Екатеринбург

По России

По Екатеринбургу

Кол-во рейсов за месяц

4

200

2300*

Прибыль за месяц (руб.)

154 800*

(101 548)

1000000*

(656 000)

92000*

(60 352)

609 900

Расходы за месяц (руб.)

348 000 (з/п администрации и персонала (с учетом ЕСН)+аренда+интернет+услуги корреспонденции+оплата сотовой и стационарной связи+канцелярия+тех.поддержка+услуги банка+затраты на ТО и ремонт)

Рентабельность затрат= Пр/Расходы*100%

609 900/348 000*100%=175%

Источник: [составлено автором]

*количество часов, отработанными автомобилями Газель, при условии, что в распоряжении ООО "ТТК Моби Групп" 23 машины, рабочее время составляет по 5 часов в день 20 рабочих дней. Итого=23*5*20=2300 часа за месяц.

* ставка по маршруту Пермь-Штутгарт рейс 900 евро и обратная ставка (фрахт) за рейс г.Штутгарт-г.Екатеринбург 2500 евро итого за 1 поездку автотранспорта на круг 3400 евро. В распоряжении ООО "ТТК Моби Групп" две еврофуры, которые в течение месяца делают по 2 рейса, итак 4 рейса*3400=3400*43 (курс ЦБ РФ)=584 800 руб.

Транспортные расходы с учетом ГСМ, заработной платы водителям, прочими расходами = 430 000 руб. Методика расчет себестоимости перевозки приведена в Приложение Г.

584 800-430 000=154 800 рублей

154 800 - 18% НДС (27 864) - 20% (Налог на прибыль)

Так как фирма находится на общем режиме налогообложения и платит налог на прибыль ежеквартально, то соответственно налог на прибыль предприятия в месяц составит условно:

Налог на прибыль=20%

НДС в месяц составит=18%

Итого: 154 800-18%(27 864 руб.)=126 936 руб;

126 936-20%(25 387)=101 548 руб.

101 548 рублей - прибыль за месяц за вычетом налогов по международным перевозкам.

Аналогично расчет прибыли ведется по междугородним перевозкам и внутригородским:

*1000 000-18% (180 000)-20%(164 000)= 656 000 руб.

*92 000-18% (16 560)-20%(15 088)= 60 352 руб.

Итого Чистая прибыль по всем перевозкам составит:

Чпр.= 101 548+656 000+60 352 (817 900руб.)-208 000=609 900 руб.

Расчет эффективности (рентабельности) предприятия за месяц:

R=Чпр./Расходы*100%

R=609 900/348 000*100%=175%

Из расчета рентабельности ООО "ТТК Моби Групп" можно сделать следующий вывод, что показатель эффективности деятельности предприятия, показывает высокий уровень отдачи от затрат и степень использования средств.

3.2 Выявление ключевых проблем компании ООО "ТТК Моби Групп" при осуществлении международных автомобильных перевозок

Во время прохождения преддипломной практики в ООО "ТТК Моби Групп" было выявлено ряд проблем, которые оказывают негативное влияние на предприятие в сфере международных автоперевозок. Такие проблемы как:

1. Отсутствие полиса страхования ответственности

Одна из главных проблем "ООО ТТК Моби Групп", компания не имеет полиса страхования ответственности (Приложение Д). Сначала немного о полисе. Как самостоятельный вид страховой защиты, страхование ответственности перевозчиков пришло к нам с Запада в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Первый толчок развитию данного вида страхования в России был дан иностранными заказчиками, которые, начиная работать с российскими перевозчиками, требовали предъявления полиса страхования ответственности. Во-первых, подобное требование соответствовало сложившейся в Европе и Америке практике, и, во-вторых, грузовладельцы резонно хотели получить некий гарант возмещения ущерба от представителей нового и пока незнакомого им рынка.

С тех пор многое изменилось. На тот момент времени перевозчики заключали договоры страхования ответственности только для того, чтобы обеспечить себя работой, и порой даже не обращались за выплатой страхового возмещения, поскольку не понимали принцип работы полиса, либо не воспринимали его всерьез. Однако впоследствии такой полис превратился в серьезный инструмент защиты, без которого мало кто из транспортников отваживался выходить на рынок.

В случае повреждения перевозимого груза во время транспортировки у перевозчика возникает ответственность перед грузоотправителем или грузополучателем, то есть перед тем лицом, с которым перевозчик заключил договор перевозки. Другими словами, ответственность перевозчика за сохранность груза относится к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки. В соответствии с п. 1 ст. 932 Гражданского кодекса РФ, страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, установленных законом. Но в России нет, ни одного законодательного акта, который бы предусматривал подобный вид страхования. Полис страхования грузов для транспортных операторов - удобный инструмент страховой защиты и удачное решение проблем, связанных с отсутствием законодательного разрешения на страхование ответственности. При наступлении страхового случая страховщики возмещают ущерб, причиненный перевозчиком, в пределах, установленных транспортным законодательством. Страховой выплатой, как правило, покрывается прямой ущерб за вычетом суммы франшизы. Сумма возмещения может быть меньше в случаях превышения стоимости груза над лимитом ответственности страховщика, а также в случаях не включения перевозчиком в страховое покрытие отдельных составляющих, таких как таможенные платежи, фрахт, иные транспортные расходы. В таких случаях разницу между страховым возмещением и размером ущерба грузовладельцу возмещает сам перевозчик.

2. Непроизводительные простои

Одним из важнейших направлений работы Минтранса России является совершенствование работы автомобильных пунктов пропуска в части сокращения непроизводительных простоев автотранспортных средств на границе, которые приводят к росту затрат на услуги по доставке грузов автомобильным транспортом и препятствуют развитию международной торговли. Учитывая специфику автомобильного транспорта, скорость перемещения грузов приобретает весьма важную роль и сказывается на цене товара. К сожалению, в настоящее время непроизводительные простои, в том числе при пересечении границы, составляют порядка 30-40% от общего срока доставки груза. Среднегодовые пробеги российских автомобилей в 2-2,5 раза ниже, чем в странах Западной Европы. По оценке экспертов, потери российских перевозчиков на 12 основных пунктах пропуска (из 146 на территории Российской Федерации) за 2006 год составили более 2,6 млрд. рублей.

Такая проблема не обошла ООО "ТТК Моби Групп" стороной. Во время прохождения автотранспорта по маршруту город Пермь - город Штутгарт (Германия), автомобиль простаивает с грузом при прохождении таможенных границ, вследствие этого, количество сделанных рейсов за месяц снижается, что приводит к снижению прибыли компании.

3. Дебиторская задолженность

Одна из списка проблем рассматриваемой организации - это дебиторская задолженность. В сложившейся рыночной ситуации все больше компаний становятся неплатежеспособными и стараются перевезти груз в кредит. При этом задолженность в пользу транспортной компании растет, прибыль видна только на так называемой "бумаге", что тормозит развитию предприятия.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ