Тяговый расчет автомобиля ГАЗ-53А с двигателем ЗМЗ–53
Тяговый расчет автомобиля ГАЗ-53А с двигателем ЗМЗ–53
1. Внешняя скоростная характеристика двигателя ЗМЗ-53 Внешняя скоростная характеристика представляет собой зависимость эффективной мощности [кВт], эффективного крутящего момента [Н·м], удельного расхода топлива [г/кВт·ч], часового расхода топлива [кг/ч], от частоты вращения коленчатого вала [об/мин] при установившемся режиме работы двигателя и максимальной подаче топлива. Определение текущего значения эффективной мощности , [кВт] от частоты вращения коленчатого вала двигателя производится по эмпирической зависимости, предложенной С.Р. Лейдерманом: , где - максимальная эффективная мощность двигателя [кВт]; - текущая частота вращения [об/мин]; - частота вращения при максимальной мощности [об/мин]; Для бензинового двигателя коэффициенты =1 и =1 Определение наименьшей устойчивой - и максимальной - частот вращения коленчатого вала [об/мин] =0,13·nN; = 0,13·3200 = 416 об/мин Т.к. на двигателе установлен ограничитель частоты вращения коленчатого вала, то: =1,2· nN; = 1,2·3200 = 3840 об/мин = 11,7 кВт Значения эффективной мощности двигателя сводятся в таблицу 1 Определение мощности НЕТТО двигателя , [кВт] = 0,9·; = 0,9·11,7 = 10,5 кВт Значения мощности НЕТТО двигателя сводятся в таблицу 1 Определение эффективного крутящего момента двигателя , [Н·м] =9550·; == 279,3 Н·м Значения эффективного крутящего момента двигателя сводятся в таблицу 1 Определение крутящего момента двигателя НЕТТО , [Н·м] = 0,9·; = 0,9·279,3 = 251,4 Н·м Значения крутящего момента двигателя НЕТТО сводятся в таблицу 1 Определение удельного расхода топлива , [г/кВт·ч] , где - минимальный удельный расход топлива [г/кВт·ч] = 327,2 [г/кВт·ч] Значения удельного расхода топлива двигателя сводятся в таблицу 1 Определение часового расхода топлива двигателя , [кг/ч] = 3,8 кг/ч Значения часового расхода топлива двигателя сводятся в таблицу 1 2. Тяговый баланс автомобиля Тяговый баланс автомобиля - это совокупность графиков зависимостей силы тяги на ведущих колесах , [Н] (на различных передачах), а также суммы сил сопротивления качению , [Н] и воздуха , [Н] от скорости движения автомобиля [км/ч] Расчет сил тяги на колесах для каждой передачи , [Н] , где - коэффициент полезного действия трансмиссии; - передаточное число трансмиссии; - радиус качения колеса, [м] , где - передаточное число коробки переменных передач - передаточное число главной передачи Радиус качения колеса , [м] для радиальной шины определяется как: КПД трансмиссии определяется: , где K - число пар цилиндрических шестерен в трансмиссии автомобиля, через которые передается крутящий момент на -той передаче; L - число пар конических или гипоидных шестерен; M - число карданных шарниров. Расчет скорости движения автомобиля для каждой передачи , [км/ч] Расчет силы тяги на колесах и скорости автомобиля на 1-й передаче м Н км/ч Значения силы тяги на колесах и скорости автомобиля на 1-й передаче сводятся в таблицу 2 Расчет силы тяги на колесах и скорости автомобиля на 2-й передаче Н км/ч Значения силы тяги на колесах и скорости автомобиля на 2-й передаче сводятся в таблицу 2 Расчет силы тяги на колесах и скорости автомобиля на 3-й передаче Н км/ч Значения силы тяги на колесах и скорости автомобиля на 3-й передаче сводятся в таблицу 2 Расчет силы тяги на колесах и скорости автомобиля на 4-й передаче Н км/ч Значения силы тяги на колесах и скорости автомобиля на 4-й передаче сводятся в таблицу 2 Расчет силы сопротивления качению колес автомобиля по дорожному покрытию , [Н] , где - масса полностью загруженного автомобиля, [кг] = 9,8 - ускорение свободного падения, [м/с2] - коэффициент сопротивления качению автомобильного колеса , где = 0,018 - коэффициент сопротивления качению колес автомобиля по асфальтобетону; = 0,03 - коэффициент сопротивления качению колес автомобиля по грунтовой дороге. Расчет коэффициента сопротивления качению колеса и силы сопротивления качению колес автомобиля по асфальтобетону , [Н] Н Расчет коэффициента сопротивления качению колеса и силы сопротивления качению колес автомобиля по грунтовой дороге, [Н] Н Значения сил сопротивления качению колес автомобиля сводятся в таблицу 3 Расчет силы сопротивления воздуха действующей на автомобиль , [Н] , где - коэффициент обтекаемости формы автомобиля, [кг/м3] - площадь МИДЕЛЯ - площадь проекции автомобиля на плоскость перпендикулярную продольной оси, [м2]. [кг/м3], где - коэффициент аэродинамического сопротивления; = 1,225 [кг/м3] - плотность воздуха [м2], где - колея передних колёс автомобиля, [м] - наибольшая высота автомобиля, [м] м2 кг/м3 Н Значения сил сопротивления воздуха автомобиля сводятся в таблицу 3 ; Н укатанная снеж. дорога Н мокрый асфальт Н сухая грунт. дорога Н сухой асфальт 3. Динамический фактор автомобиля Динамический фактор автомобиля представляет собой совокупность динамических характеристик, номограммы нагрузок автомобиля. Динамическая характеристика - это зависимость динамического фактора автомобиля с полной нагрузкой от скорости его движения . Динамическим фактором автомобиля называется отношение разности силы тяги и силы сопротивления воздуха к весу автомобиля: . Расчет динамического фактора и силы сопротивления воздуха , [H] на 1-ой передаче Н Значения динамического фактора и силы сопротивления воздуха на 1-й передаче сводятся в таблицу 4 Расчет динамического фактора и силы сопротивления воздуха , [H] на 2-ой передаче Н Значения динамического фактора и силы сопротивления воздуха на 2-й передаче сводятся в таблицу 4 Расчет динамического фактора и силы сопротивления воздуха , [H] на 3-ей передаче Н Значения динамического фактора и силы сопротивления воздуха на 3-й передаче сводятся в таблицу 4 Расчет динамического фактора и силы сопротивления воздуха , [H] на 4-ой передаче Н Значения динамического фактора и силы сопротивления воздуха на 4-й передаче сводятся в таблицу 4 Расчет суммарного коэффициента сопротивления дороги С учетом того, что автомобиль движется по ровной, горизонтальной поверхности дороги, то Значения коэффициентов сопротивления качению колес по асфальтобетону и по грунтовой дороге берутся из таблицы 3 Значения коэффициента суммарного сопротивления движения автомобиля по асфальтобетону и по грунтовой дороге сводятся в таблицу 5 мм мм => 4. Характеристика ускорений автомобиля Характеристика ускорений - это зависимость ускорений автомобиля от скорости , [м/с2], при его разгоне на каждой передаче. Величину ускорений , [м/с2] при разгоне автомобилей рассчитывают из выражения: , где - коэффициент суммарного дорожного сопротивления по асфальтобетонному покрытию ( = ); - коэффициент, учитывающий инерцию вращающихся масс при разгоне автомобиля , где - момент инерции маховика и разгоняющихся деталей автомобиля, [кг/м2]; - момент инерции колес автомобиля, [кг/м2]; n=4 - общее число колес автомобиля Таким образом, величина коэффициента показывает, во сколько раз увеличиваются силовые и мощностные затраты, связанные с разгоном автомобиля, по причине разгона вращающихся масс автомобиля (двигателя, шестерен и валов трансмиссии, колес и связанных с ними деталей) Расчет величины ускорения при разгоне автомобиля на 1-ой передаче м/с2 Значения величины ускорения при разгоне автомобиля на 1-ой передаче сводятся в таблицу 5 Расчет величины ускорения при разгоне автомобиля на 2-ой передаче м/с2 Значения величины ускорения при разгоне автомобиля на 2-ой передаче сводятся в таблицу 5 Расчет величины ускорения при разгоне автомобиля на 3-ей передаче м/с2 Значения величины ускорения при разгоне автомобиля на 3-ей передаче сводятся в таблицу 5 Расчет величины ускорения при разгоне автомобиля на 4-ой передаче м/с2 Значения величины ускорения при разгоне автомобиля на 4-ой передаче сводятся в таблицу 5 5. Характеристика времени и пути разгона автомобиля Характеристика разгона представляет собой зависимости времени t = f(Va), [c] и пути S = f(Va), [м], разгона полностью загруженного автомобиля, на отрезке ровного, горизонтального шоссе с асфальтобетонным покрытием. Для определения времени разгона воспользуемся графиком зависимости ja = f(Va). Время разгона Время движения автомобиля, при котором его скорость возрастает на величину , определяется по закону равноускоренного движения: , где: км/ч - значение ускорения в начале интервала, [м/с2] - значение ускорения в конце интервала, [м/с2] Суммарное время разгона автомобиля на заданной передаче от минимальной скорости Va min до максимальной скорости Va max находят суммированием времени разгона на интервалах: где: q - общее число интервалов. Определение значений времени разгона автомобиля м/с2 км/ч с Значения времени разгона автомобиля сводятся в таблицу 6 Путь разгона , [м] - путь, проходимый автомобилем за время - значение скорости в начале интервала, км/ч - значение скорости в конце интервала, км/ч - время движения автомобиля, при котором его скорость возрастает на величину Путь, проходимый автомобилем при его разгоне, от минимальной скорости Va min = 0 до максимальной - Va max, находят суммированием расстояний на интервалах: , [м] где: q - общее число интервалов. Путь, пройденный автомобилем за время переключения передачи с индексом на передачу с индексом составляет: Определение значений пути разгона с км/ч м Значения пути разгона автомобиля сводятся в таблицу 6 6. Мощностной баланс автомобиля Мощностной баланс автомобиля представляет собой совокупность зависимостей мощностей на ведущих колесах автомобиля, [кВт], для всех передаточных чисел трансмиссии, мощностей сопротивления дороги , [кВт], и воздуха , [кВт], от скорости движения , [км/ч]. Расчет мощности, приведенной от двигателя к колесам автомобиля, на каждой передаче, [кВт] Расчет мощности, приведенной от двигателя к колесам автомобиля, на 1-ой, 2-ой и 3-ей, передачах кВт Значения мощности, приведенной от двигателя к колесам на 1-ой, 2-ой, 3-ей передачах сводятся в таблицу 7 Расчет мощности, приведенной от двигателя к колесам автомобиля на 4-ой передаче кВт Значения мощности, приведенной от двигателя к колесам на 4-й передаче сводятся в таблицу 7 Расчет мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивления воздуха , [кВт] кВт Значения мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивления воздуха сводятся в таблицу 7. Расчет мощности суммарного сопротивления дороги , [кВт] , где - , причем - сила, затрачиваемая на преодоление автомобилем подъема. Так как автомобиль движется по ровной горизонтальной поверхности дороги, то . и принимаем из таблицы 3 Расчет мощности сопротивления качению колес автомобиля по асфальтобетону кВт Расчет мощности сопротивления качению колес автомобиля по грунтовой дороге кВт Значения мощности сопротивления качению колес автомобиля сводятся в таблицу 8. 7. Топливно-экономическая характеристика автомобиля Топливно-экономическая характеристика автомобиля позволяет определять расход топлива в зависимости от скорости его движения. Она представляет собой график зависимости путевого расхода топлива от скорости автомобиля. Значения путевого расхода топлива , [л/100 км] определяют по выражению: , где - часовой расход топлива, [кг/ч], , где: - функция зависимости удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала двигателя, [г/кВтч]; - суммарная мощность сопротивления движению автомобиля, [кВт]; - коэффициент, учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от коэффициента использования мощности двигателя . , где: - плотность топлива, [г/см3]; , [г/см3] - плотность бензина; Определение путевого расхода топлива на 3-й передаче по асфальтобетону. кг/ч л/100 км Значения путевого расхода топлива на 3-й передаче по асфальтобетону сводятся в таблицу 9 Определение путевого расхода топлива на 3-й передаче по грунту кг/ч л/100 км Значения путевого расхода топлива на 3-й передаче по грунту сводятся в таблицу 9 Определение путевого расхода топлива на 4-й передаче по асфальтобетону кг/ч л/100 км путевого расхода топлива на 4-й передаче по асфальтобетону сводятся в таблицу 9 Определение путевого расхода топлива на 4-й передаче по грунту кг/ч л/100 км путевого расхода топлива на 4-й передаче по грунту сводятся в таблицу 9 Заключение В данной курсовой работе я провел тяговый расчет автомобиля ГАЗ 53А с двигателем ЗМЗ - 53. Построил внешнюю скоростную характеристику двигателя. Вычислил тягу, динамику и ускорения автомобиля на разных передачах КПП. Также произвел расчет времени и пути разгона автомобиля, баланс мощностей и экономичность двигателя на данной передаче по разным типам дорожных покрытий. Список литературы 1. Конструкция, расчет и потребительские свойства изделий. Методические указания по курсовому проектированию. Составитель А.И. Федотов. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2004. Часть 1-41 с.
|