Тяговый расчет автомобиля
Тяговый расчет автомобиля
Санкт - Петербургская Государственная Академия Сервиса и экономики «Тяговой расчет автомобиля» Калуга 2007 1. Исходные данные Автомобиль - ВАЗ-2108 Колесная формула - 4х2 Грузоподъемность автомобиля - 450кг Тип двигателя - Карбюраторный Коробка передач - Механическая 5 ступенчатая Максимальная скорость - 140 км/час Коэффициент суммарного сопротивления дороги - f0=0.0085 Полная масса автомобиля - 1425кг Масса, приходящаяся на ведущие колеса - 800кг Мощность двигателя - 135 л.с. (100 кВт) при 6000 об/мин Удельный расход топлива - 7 л на 100 км Шины - 175/65 R 14 Радиус качения Rк=0.288 м КПД трансмиссии - &=0.953 Коэффициент лобового сопротивления Kw=0.3 Лобовая площадь Fa=2 м2 2. Тягово-динамический расчет автомобиля К внешним скоростным характеристикам двигателя внутреннего сгорания относят зависимости вида: где Ne-эффективная мощность двигателя, кВт Me-эффективный крутящий момент на коленчатом валу двигателя, Н*м ge-удельный эффективный расход топлива, г/кВт*ч ne-частота вращения коленчатого вала ДВС,мин-1 Определение рабочего диапазона двигателя по частоте вращения коленчатого вала В рабочем диапазоне частота вращения коленчатого вала ДВС изменяется от nemin до nemax при этом: Для карбюраторных двигателей- nemin=600-1200 мин-1 nemax=(1.25-1.3)neN мин-1 По указанным рекомендациям устанавливаем nemin=800 мин-1 и nemax=1.3*6000=7800 мин-1 Определение текущего значения мощности в рабочем диапазоне оборотов Мощность двигателя определяется по формуле Лейдермана: Nei=Nemax(a*(nei/neN)+b*(nei/neN)2-c*(nei/neN)3), где nei-текущее значение частоты вращения коленчатого вала,мин-1. nei изменяется в диапазоне от nemin до nemax neN - частота вращения коленчатого вала при максимально эффективной мощности двигателя,мин-1 i=1,2,3…-номера расчетных точек. a, b, c -коэффициенты (константы Лейдермана),зависящие от конструкции ДВС. Для карбюраторных двигателей a=b=c=1 Nei -текущее значение эффективной мощности, кВт Nemax-максимальная эффективная мощность двигателя, кВ N800=100*(1*(800/7800)+1*(800/7800)2-1*( 800/7800)3)=11,2 кВт N7800=100*(1*(7800/7800)+1*(7800/7800)2-1*( 7800/7800)3)=100 кВт Остальные данные заносятся в таблицу |
Ni | 11.2 | 23.86 | 37.39 | 50.96 | 64 | 76.1 | 86.34 | 90.68 | 94.13 | 98.86 | 100 | | ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | |
Определение минимального удельного расхода топлива gemin - минимальный удельный расход топлива, г/кВт*ч gemin=[1.22-1.22*( ni/nNe max)+( ni/ nNe max)2] gemin=287 г/кВт*ч Определение эффективного крутящего момента. Эффективный крутящий момент на коленчатом валу двигателя рассчитывается по формуле: Mei=9550*Nei/nei, Н*м где Nei -текущее значение эффективной мощности,кВт nei-текущее значение частоты вращения коленчатого вала,мин-1. M800=9550*11.2/800=133,7 Н*м M7800=9550*100/7800=122,44 Н*м Остальные данные заносятся в таблицу |
М | 133,7 | 142,3 | 150,65 | 152,1 | 153 | 151 | 147 | 144 | 140 | 131 | 122,4 | | ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | |
Определение текущих значений эффективного удельного расхода топлива. Удельный эффективный расход топлива рассчитывается по выражению: gei=Kg*gemin(A-B(nei/neN)+C(nei/neN)2), г/кВт*ч где Kg-коэффициент,учитывающий равномерность горения заряда топлива: для карбюраторных Kg=0.99…1 gemin-минимальный удельный расход топлива,г/кВт*ч nei текущее значение частоты вращения коленчатого вала,мин-1. изменяется в диапазоне от nemin до nemax A,B,C-коэффициенты,характеризующие конструктивные особенности двигателя: A=1.3 B=0.85 C=0.6 g800=1*287*(1,3-0,85*(800/7800)+0,6*(800/7800)2)=349,88 г/кВт*ч g7800=1*287*(1,3-0,85*(7800/7800)+0,6*(7800/7800)2)=301,35 г/кВт*ч Остальные данные заносим в таблицу |
g | 349 | 330 | 314 | 301 | 293 | 288 | 286 | 287 | 288 | 294 | 301 | | ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | |
Полученные данные заносятся в таблицу По данным расчетов строятся графики зависимостей Ne, Me, ge. Определение передаточных чисел КПП По справочным данным: 1 - 3,64 3 - 1,36 2 - 1,95 4 - 0,94 5 - 0,78 Увеличение числа передач улучшает тяговые свойства автомобиля, динамический фактор на передачах и способствует развитию больших ускорений при одинаковых сопротивлениях, сокращает время разгона. Главное передаточное число 3,7. 3. Определение динамических показателей автомобиля К ним относят касательную силу тяги на ведущих колесах, динамический фактор, скорость движения, ускорения, время и путь разгона. Последние три параметра характеризуют быстроту разгона автомобиля и определяют его приёмистость. Параметры динамичности автомобиля определяются по универсальной динамической характеристики и заданному дорожному сопротивлению для горизонтального участка дороги с твердым покрытием. Тяговая характеристика автомобиля Сила тяги определяется из зависимости: Pkn= Uтpn*Mei*nтр/rk, Н где: Pk - сила тяги на ведущих колесах Uтрn - передаточное отношение трансмиссии на n-ом номере передач Uтрn=U0n*Un*Upkn Где: U0n- передаточное отношение главной передачи Un- передаточное отношение в коробке передач на n-ой передаче Uтр1=3,7*3,64=13,468 Uтр2=3,7*1,95=7,252 Uтр3=3,7*1,36=5,032 Uтр4=3,7*0,94=3,478 Uтр5=3,7*0,78=2,886 Mei - текущее значение крутящего момента двигателя nтр - КПД трансмиссии на всех передачах - постоянно rk - Радиусы качения всех колес одинаковые и не изменяются во всем диапазоне скоростей движения автомобиля Сила тяги на 1-ой передаче: Pk800=13,468*133,7*0,95/0,288=5939,715Н Pk7800=13.468*122.44*0.95/0.288=5439.482H Остальные значения заносятся в таблицу |
Pk | 5939 | 6321 | 6692 | 6756 | 6798 | 6726 | 6541 | 6404 | 6240 | 5825 | 5439 | | ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | |
Сила тяги на 2ой передаче: Pk800=7.252*133,7*0,95/0,288=3198.308Н Pk7800=7.252*122.44*0.95/0.288=2928.952H Остальные данные заносят в таблицу |
Pk | 3198 | 3404 | 3603 | 3637 | 3660 | 3621 | 3522 | 3448 | 3360 | 3136 | 2928 | | ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | |
Сила тяги на 3ий передачи: Pk800=5.032*133,7*0,95/0,288=2219,234Н Pk7800=5.032*122.44*0.95/0.288=2032.334H Остальные данные заносят в таблицу
|
Pk | 2219 | 2361 | 2500 | 2524 | 2540 | 2513 | 2443 | 2393 | 2331 | 2176 | 2032 | | ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | |
Сила тяги на 4ой передачи: Pk800=3,478*133,7*0,95/0,288=1533.883H Pk7800=3,478*122.44*0.95/0.288=1404,701H Остальные данные заносятся в таблицу |
Pk | 5939 | 6321 | 6692 | 6756 | 1755 | 1737 | 1689 | 1654 | 1611 | 1504 | 1404 | | ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | |
Сила тяги на 5ой передачи: Pk800=2.886*133,7*0,95/0,288=1278.796H Pk7800=2.886*122.44*0.95/0.288=1165.603H Остальные данные заносятся в таблицу |
Pk | 1278 | 1354 | 1434 | 1447 | 1456 | 1441 | 1401 | 1372 | 1337 | 1248 | 1165 | | ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | |
Сила лобового (аэродинамического) сопротивления Pw=Kw*Fa*V2ani /13 где Kw - Коэффициент лобового сопротивления Fa - Лобовая площадь автомобиля Vani - скорость движения автомобиля на n-ой передаче в iой расчетной точке Vani=0.377*rk*nei/Uтрn Где: nei-частота вращения вала двигателя в i-ой расчетной точке,мин-1 rk-радиус качения шины Uтрn-передаточное отношение трансмиссии на n-ой номере передач в каждом из агрегатов На первой передаче: Vani800=(0.377*0.288*800)/13.46=6.4 Vani7800=(0.377*0.288*7800)/13.46=63 На второй передаче: Vani800=(0.377*0.288*800)/7.2=12 Vani7800=(0.377*0.288*7800)/7.2=116 На третьей передаче: Vani800=(0.377*0.288*800)/5=17 Vani7800=(0.377*0.288*7800)/5=163 На четвертой передаче: Vani800=(0.377*0.288*800)/3.4=25 Vani7800=(0.377*0.288*7800)/3.4=171 На пятой передаче: Vani800=(0.377*0.288*800)/2.8=30 Vani7800=(0.377*0.288*7800)/2.8=293 На первой передаче: Pw800=0.3*2*41.59/13=1.9 Pw7800=0.3*2*3954.12/13=182.49 На второй передаче: Pw800=0.3*2*143.4=6.7 Pw7800=0.3*2*13.637=629.4 На третьей передаче: Pw800=0.3*2*297.9=13.7 Pw7800=0.3*2*283.25=1307.5 На четвертой передаче: Pw800=0.3*2*623.7=28.7 Pw7800=0.3*2*5929.2=2736.5 На пятой передаче: Pw800=0.3*2*905.8=41.9 Pw7800=0.3*2*8611.9=3974.5 Остальные данные заносятся в таблицу На первой передаче |
ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | Pw | 1.9 | 7.6 | 17.2 | 30.7 | 48 | 70 | 94 | 107 | 122 | 155 | 182 | | |
На второй передаче |
ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | Pw | 6.6 | 26 | 56 | 105 | 165 | 238 | 324 | 372 | 423 | 536 | 629 | | |
На третьей передаче |
ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | Pw | 14 | 55 | 123 | 220 | 343 | 495 | 673 | 773 | 880 | 1113 | 1307 | | |
На четвертой передаче |
ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | Pw | 28.7 | 115 | 259 | 460 | 719 | 1036 | 1410 | 1619 | 1842 | 2331 | 2736 | | |
На пятой передаче |
ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 6800 | 7800 | | Pw | 41 | 167 | 376 | 668 | 1045 | 1505 | 2048 | 2351 | 2675 | 3386 | 3976 | | |
Скорость движения автомобиля: V=0.105*((ni*rk)/(i0*ik)) где: ni - частота вращения коленчатого вала rk - радиус качения i0 - главное передаточное число ik - передаточное число для каждой передачи На первой передаче V800=0,105*((800*0,288)/(3,7*3,64))=1,8 V7800=17 На второй передаче V800=3.5 V7800=33.5 На третей передаче V800=4.8 V7800=47 На четвертой передаче V800=7 V7800=67 На пятой передаче V800=8 V7800=81 Остальные данные заносятся в таблицу |
ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | Va | 1,8 | 3,57 | 5,4 | 7,14 | 9 | 11 | 12,5 | 13,4 | 14 | 16 | 17 | | |
На второй передаче |
ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | Va | 3.5 | 7 | 10 | 14 | 17 | 20 | 24 | 26 | 27.5 | 30 | 33.5 | | |
На третьей передаче |
ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | Va | 4.8 | 9.6 | 14 | 19 | 24 | 29 | 33 | 36 | 39 | 43 | 47 | | |
На четвертой передаче |
ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | Va | 7 | 13.7 | 20 | 27 | 34 | 41 | 48 | 51 | 55 | 62 | 67 | | |
На пятой передаче |
ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | Va | 8 | 16 | 25 | 33 | 41 | 50 | 58 | 62 | 67 | 75 | 81 | | |
Динамическая характеристика автомобиля Для сравнительной оценки тяговых качеств автомобиля, независимо от массы, используется динамический фактор Д = (Pk-Pw)/(ma*g), где Pk - тяговая сила на ведущих колесах Pw - величина силы сопротивления встречного воздуха ma - масса автомобиля g - ускорение свободного падения(9,8) На первой передаче Д800=(Pk800-Pw800)/(1425*9.8)=(5939-2)/14=424 Д7800=(5439-182)/14=375 На второй передаче Д800=(3198-6,6)/14=228 Д7800=(2928-629)/14=164 На третьей передаче Д800=(2219-14)/14=157 Д7800(2032-1307)/14=58 На четвертой передаче Д800=(1533-29)/14=107 Д7800(1404-2736)/14=0 На пятой передаче Д800=(1272-41)/14=88 Д7800(1165-3974)/14=0 Остальные данные заносят в таблицу На первой передаче |
Д1 | 424 | 451 | 477 | 480 | 482 | 475 | 460 | 450 | 437 | 405 | 375 | | ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | |
На второй передаче |
Д2 | 228 | 241 | 253 | 252 | 250 | 241 | 228 | 220 | 210 | 186 | 164 | | ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | |
На третьей передаче |
Д3 | 157 | 165 | 170 | 165 | 157 | 114 | 126 | 116 | 104 | 76 | 58 | | ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | |
На четвертой передаче |
Д4 | 107 | 108 | 105 | 92 | 74 | 50 | 20 | 2,5 | 0 | 0 | 0 | | ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | |
На пятой передаче |
Д5 | 88 | 85 | 76 | 56 | 29 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | ni | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | |
Мощностной баланс автомобиля N=Nb +Nтр+Nw+Nj+Nq Nb=10-3*Pb*Va [кВт] - мощность затраченная на привод вспомогательного оборудования где: Va - скорость автомобиля (м/с); Рb - сила сопротивления вспомогательного оборудования; Ne - мощность двигателя; |
Наим. | Показатели | Частота вращения коленчатого вала об/мин. | | | Обозн. | Разм. | 800 | 1600 | 2400 | 3200 | 4000 | 4800 | 5600 | 6000 | 6400 | 7200 | 7800 | | | Мощн. ДВС | Ne | кВт | 11 | 23 | 37 | 50 | 64 | 76 | 86 | 90 | 94 | 98 | 100 | | | Мощн. потерь прив. | Nb | кВт | 0,04 | 0,14 | 0,32 | 0,63 | 1,12 | 1,83 | 2,8 | 4,08 | 5,72 | 7,75 | 10,2 | | | | Ne-Nb | кВт | 11 | 23 | 37 | 40,8 | 63 | 75 | 84 | 86 | 90 | 91 | 89,8 | | | Перед. | Va | м/с | | | 1 | Va1 | м/с | 2 | 5 | 7 | 9 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | | 2 | Va2 | м/с | 4 | 7 | 10 | 14 | 17 | 20 | 24 | 26 | 27 | 30 | 33 | | 3 | Va3 | м/с | 5 | 9 | 14 | 19 | 24 | 29 | 33 | 36 | 39 | 43 | 47 | | 4 | Va4 | м/с | 7 | 13 | 20 | 27 | 34 | 41 | 48 | 51 | 55 | 62 | 67 | | 5 | Va5 | м/с | 8 | 16 | 25 | 33 | 41 | 50 | 58 | 62 | 67 | 75 | 81 | | |
Список использованной литературы 1. Чудаков Е.А. «Теория автомобиля» М: Машииз, 1990, - 344с. 2. «Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей» /под ред. Орлина А.И., Круглова М.Т. М: Машиностроение. - 1993 г. 372с. 3. Колчин А.И., Демидов В.П. «Расчет автомобильных и тракторных двигателей» М: Высшая школа, 1997г. - 400с. 4. Митрофанов В.И., Шабашева М.М. «Методы расчета эффективного удельного расхода топлива ДВС при проектировании автомобилей» Межвузовский сборник научных трудов. М: ВЗМИ, 1996г. - 145с. 5. Смирнов Г.А. «Теория автомобиля» М: ВШ, 1991. 344с.
|