Ответственность за нарушение земельного законодательства
Ответственность за нарушение земельного законодательства
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................. 2
Глава 1. Основные виды и признаки
земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность
правонарушителей.................................................................................................................. 3
1.1 Общая характеристика правовой охраны земель....................................................... 3
1.2. Основные виды и признаки земельных
правонарушений.......................................... 4
Глава 2. Содержание юридической
ответственности за нарушение земельного законодательства 13
2.1 Административно-правовая
ответственность за нарушение земельного законодательства 13
2.2. Уголовная ответственность за
нарушение земельного законодательства................ 15
2.3. Дисциплинарная и материальная
ответственность за нарушение земельного законодательства 17
2.4. Земельно-правовая (специальная)
ответственность за нарушение земельного законодательства 20
Глав 3. Порядок привлечения
правонарушителей к ответственности и применения к ним санкций 25
Заключение............................................................................................................................ 28
Список литературы:.............................................................................................................. 29
Тема представленной работы – «»Ответственность за
нарушение земельного законодательства».
Правовая охрана земель, как один из видов их охраны,
представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение
рационального использования земли, и улучшение ее естественных свойств. Это
достигается путем установления запретов и дозволений, поощрения за примерные
действия субъектов и наказание правонарушителей.
Необходимость правовой охраны земель закреплена в конституционном
порядке. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные
ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и
деятельности народов.
Земельное законодательство, развивая эти положения, определяет
обеспечение рационального использования и охраны земель как одну из главных
задач правового регулирования земельных отношений.
Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая
ответственность за нарушение земельного законодательства.
Земельный кодекс РФ предусматривает возможность применения к нарушителям
земельного законодательства всех видов юридической ответственности:
административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и специальной
(земельно-правовой).
Лица, виновные в совершении земельных правонарушений привлекаются к
ответственности в порядке, установленном законодательством.
В настоящее время, в связи с принятием нового Земельного кодекса,
прекратили свое действие те земельно-правовые нормы, которые предусматривали
особый порядок привлечения правонарушителей к административной ответственности
(ст. 125 ЗК РСФСР, Указ Президента от 16.12.1993 г. «О мерах по усилению
государственного контроля за использованием и охраной земель»), виды
правонарушений и содержание применяемых санкций. В связи с этим, впредь до
принятия соответствующих земельно-правовых нормативных актов, административная
ответственность за нарушение земельного законодательства должна применяться в
соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях (ст.
ст. 50-54,61,67 и др.).
Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства
предусмотрена ст. 170, 254, 262 УК РФ, а материальная - статьями 24,56 ГК РФ.
Дисциплинарная ответственность установлена нормами Кодекса законов о
труде РСФСР.
Специальная (земельно-правовая) ответственность связана с принудительным
прекращением права на землю лиц, совершивших определенные правонарушения, и
предусмотрена нормами Земельного кодекса РФ.
Виды земельных правонарушений, влекущих применение
юридической ответственности правонарушителей, содержатся в различных правовых
источниках: Земельном, Гражданском, Уголовном кодексах, кодексе об
административных правонарушениях. Законе «Об охране окружающей природной среды»
и других нормативных правовых актах. Они касаются самых разных сторон
земельных правоотношений. Обращает на себя внимание то, что половина их связана
с нарушением экологических требований, предъявляемых к собственникам земли и
землепользователям. Это не случайно, ведь ухудшение состояния земель и их естественного
плодородия в настоящее время непосредственно связано с антропогенными причинами[1].
Приведем содержание и краткую характеристику земельных
правонарушений, за совершение которых установлена юридическая ответственность.
1. Самовольный захват земель. Самовольным захватом признается владение
земельным участком без законных на то оснований, т. е. при отсутствии правоустанавливающего
документа. К категории самовольного захвата относятся также такие случаи как
пользование предоставленным земельным участком до отвода его в натуре и выдачи
правоустанавливающего документа, а также пользование участком по решению
(разрешению) органа, не правомочного решать вопросы предоставления земель либо
вынесшего незаконное решение под влиянием злонамеренных действий
заинтересованных лиц. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что самовольный захват
лишь тогда является правонарушением, когда он совершен умышленно. Между тем,
владение и пользование не своей землей (т. е. без законных оснований) может
иметь место как результат непреднамеренных действий (незнание границ участка,
заблуждение относительно признаков расположения земли, случайность,
неправильно произведенное землеуказание и др.). Незаконное владение землей в
этих случаях не следует относить к категории правонарушений.
2. Самовольное возведение строений, сооружений и иных объектов.
Самовольное, т. е. без оформления надлежащего разрешения, строительство может
иметь место на предоставленном в установленном порядке для этих целей
земельном участке и на самовольно захваченном участке.
В первом случае правонарушение не является чисто земельным, а лишь
связано с земельными отношениями, однако рассматривается как неправомерное
пользование землей и отнесено к перечню земельных правонарушений.
Во втором случае имеет место одновременно два земельных правонарушения,
из которых одно (самовольный захват) является чисто земельным. Ответственность
на виновное лицо в этом случае возлагается отдельно за каждое из них.
3. Захламление земель. Как вид правонарушения его следует отличать от
загрязнения производственными отходами, под которыми понимаются вредоносные
побочные продукты производства (шлаки, отстой, соли и т. п.). Под захламлением
следует понимать превращение территории или участка земли в свалку предметов,
деталей и частей автомашин, случайных вещей и т.д. Степень захламленности и возможность
отнесения ее к правонарушению определяет должностное лицо, осуществляющее
контроль, или специальная комиссия.
4. Загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами,
производственными отходами и сточными водами, заражение их
бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами.
В настоящее время значительные площади сельскохозяйственных угодий
заражены различными вредными организмами и веществами. Площадь земель,
загрязненных выбросами, достигает 68 млн. га. В результате аварии на
Чернобыльской АЭС радиоактивными веществами заражено более 2 млн. га
сельскохозяйственных угодий в Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской,
Брянской областях[2].
К сожалению, процесс загрязнения продуктивных земель принимает все большие
масштабы. В связи с этим введена строгая юридическая ответственность лиц,
допускающих загрязнение земель.
5. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы. Этот вид правонарушений
является результатом нерадивого, бесхозяйственного использования земель, в
результате чего почвы истощаются, зарастают кустарником, переувлажняются,
переуплотняются, заболачиваются я теряют свое главное природное качество -
плодородие. Факт правонарушения и его экономическая негативная
значимость определяется посредством специальных обследований.
6. Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию
объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, как особый вид земельных
правонарушений, не является чисто земельным. Однако он рассматривается в
качестве такового, т. к. производственная деятельность таких объектов наносит
непоправимый ущерб земле, особенно в сфере сельскохозяйственного производства.
Экологическое и земельное законодательство запрещает ввод в эксплуатацию
подобных объектов под угрозой административной или уголовной ответственности.
7. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель и невыполнение
обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по
целевому назначению.
Временно занимаемые земли - это земельные участки, предоставляемые в
краткосрочное пользование (обычно на срок проведения работ) для выполнения
строительных, ремонтных, горно-технических и иных работ. Они служат местом
складирования материалов, перемещения фунтов, устройства временных карьеров и
т. д. По миновании надобности эти земли должны быть приведены в исходное
состояние с возмещением всех убытков и возвращены по прежней принадлежности. В
практике, однако, нередки случаи, когда эти земли не возвращаются своевременно
или возвращаются в непригодном для использования состоянии, что наносит
существенный ущерб сельскохозяйственному производству[3].
8. Искажение сведений о состоянии использования земель. Очевидно, что в
данном случае речь идет о должностном правонарушении, объектом которого
являются сведения о земле. Очевидно также и то, что данная мера правовой
ответственности налагается только на виновных должностных лиц (в основном на
работников органов Росземкадастра)[4].
9. Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о
предоставлении земельных участков и сокрытии информации о наличии свободного
земельного фонда.
В условиях развития земельной реформы данное должностное правонарушение,
имеющее административный характер, связано со значительными негативными
последствиями для нормального регулирования земельных отношений и в то же время
оно может быть связано с причинением вреда работником при исполнении им
служебных обязанностей. Очевидно, что оно может служить основанием и для
административной, и для материальной ответственности одновременно.
10. Уничтожение межевых знаков.
Межевые знаки в виде столбов, труб, курганов (чаще всего - столбов,
окаймленных курганами) устанавливаются в поворотных точках границ земельных
участков. Уничтожение этих знаков (чаще всего в процессе вспашки и других работ
по обработке почв) по небрежности или злому .умыслу является довольно частым
правонарушением, служит основанием для возникновения земельных споров и
связано с затратами на проведение восстановительных работ.
11. Нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе
земель.
Данное правонарушение связано с несоблюдением утвержденных в установленном
порядке генеральных планов планировки и застройки городов и поселков городского
типа, а также проектов детальной застройки других населенных пунктов, что
приводит к. нарушению установленного порядка изъятия, предоставления и отвода
земель.
12. Нарушение установленного режима использования земель природоохранного,
природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других
земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся
радиоактивному загрязнению.
Правонарушение имеет экологический, природоохранительный аспект,
выражается в виде охоты, рыбной ловли, уничтожения ценных пород леса, распашки
земель, выпаса скота, иной хозяйственной деятельности, не связанной с целевым
назначением этих земель. В последние годы этот вид земельных правонарушений
получил значительное распространение, что связано с ослаблением контроля в этой
области со стороны специальных природоохранных и правоохранительных органов[5].
Что касается нарушения установленного режима использования земель,
подвергшихся радиоактивному загрязнению, то этот вид правонарушений связан с
обстоятельствами Чернобыльской аварии, в результате которой была загрязнена
обширная площадь в пределах Брянской, Орловской, Курской, Тульской, Рязанской
и Калужской областей. На этих территориях установлен особый режим использования
земель, исключающий возможность заражения людей через продукты сельскохозяйственного
производства, нарушение которого представляет серьезную опасность для здоровья
людей[6].
13. Нерациональное использование сельскохозяйственных продуктивных
земель.
Этот, не имевший ранее конкретных признаков показатель эффективности
использования земель, получил в действующем законодательстве конкретную
определенность. Нерационально используемыми следует считать такие земли,
фактическая продуктивность которых за последние 5 лет на 20% и более меньше
расчетной (предполагаемой), полученной по материалам кадастровой оценки.
Поэтому сейчас имеется возможность документально подтвердить факт совершения
данного правонарушения, исключить неоднозначность понимания нерациональности,
и, стало быть, - возникновение споров. Методика установления нерациональности
использования земель еще недостаточно совершенна, (например, как установить
нерациональность использования сенокосов, пастбищ), тем не менее, она дает
довольно эффективный инструмент для предупреждения и пресечения подобного
явления[7].
14. Невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране
почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих
состояние почв.
Охрана почв от ветровой и водной эрозии, а также улучшению качественного
состояния земель является обязанностью всех собственников земли и
землепользователей (ст. 13 ЗК РФ). Государственный земельный кадастр дает
возможность достаточно определенно установить уровень качественного состояния
земель и подверженности их эрозионным процессам. Эти данные периодически
фиксируются в правоустанавливающих документах физических и юридических лиц и
дают возможность устанавливать достаточно определенно наличие упомянутого
правонарушения, своевременно предупреждать собственников земли и
землепользователей о признаках правонарушения и, в крайних случаях, привлекать
к соответствующей юридической ответственности.
15. Использование земель не по целевому назначению. Целевое назначение
предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе
предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в
правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок
может быть используем им только в соответствии с установленным назначением.
Признаки целевого назначения участка обозначены в самом его определении.
Например: для сельскохозяйственного использования (для ведения крестьянского
хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, иных
конкретных целей); для несельскохозяйственного использования (дачного
строительства, жилищного строительства, гаражного строительства, сооружения
иных объектов). Отклонение от этих признаков в процессе использования земли
указывает на совершаемое правонарушение[8].
16. Использование земельных участков способами, приводящими к порче
земель или разрушению почвенного плодородия.
Содержание данного правонарушения предполагает технологические
отклонения в способах использования земли (неправильная обработка почвы,
приводящая к их разрушению, технологически неправильный выпас скота,
приводящий к уничтожению пастбищ и т. п.). Признаки наличия правонарушения
устанавливаются по данным государственного земельного кадастра.
17. Систематическое невнесение платежей за землю.
Признак систематичности установлен законодательством в виде неуплаты
земельного налога в течение двух лет подряд и непогашении задолженности в
течение последующего одного года, а также арендной платы в сроки, установленные
договором аренды.
В качестве признака правонарушения закон
предполагает невнесение платежей. Таким образом, несвоевременное внесение
платежей, хотя и систематическое, не является признаком данного правонарушения
и не может служить основанием для привлечения к юридической ответственности.
Что касается арендной платы, то порядок и сроки выплаты ее устанавливаются
договором аренды, однако и в этом случае невнесение ее по признакам,
приведенным выше, следует считать правонарушением в редакции данного пункта и,
следовательно, достаточным основанием для привлечения виновных к юридической
ответственности.
18. Уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний,
выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль
за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений
земельного законодательства.
Должностными лицами, имеющими право давать обязательные для исполнения
предписания, являются инспекторы всех рангов органов системы Росземкадастр.
Норма, предписывающая юридическую ответственность за данное правонарушение,
имеет большое значение с точки зрения правовой дисциплинированности субъектов
права на землю и способствует значительному повышению роли и авторитетности инспекторов
по использованию и охране земель. По Смыслу содержания данного правонарушения и
нормы, устанавливающей юридическую ответственность за его совершение, следует,
что она (ответственность) наступает независимо от того был ли субъект привлечен
к ответственности за то правонарушение, по поводу которого было сделано предписание
должностным лицом или нет. Например, если было сделано предписание об устранении
нарушения, связанного с систематической неуплатой земельного налога, и по
истечении указанного в предписании срока окажется, что правонарушение не
устранено, виновное в этом лицо может быть привлечено как за систематическую
неуплату налога (штраф или изъятие земельного участка), так и за неисполнение
предписания инспектора по этому вопросу[9].
Административная ответственность применяется в форме
денежного штрафа, налагаемого на правонарушителя. К административной ответственности
могут быть привлечены как физические, так и юридические лица.
Как уже было сказано выше, в настоящее время административная
ответственность за нарушение земельного законодательства применяется в
соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях. Основными
из них являются следующие:
Статья 50. Бесхозяйственное использование земель.
Признак бесхозяйственности в статье не конкретизируется и практически
устанавливается по характеру отклонений фактического состояния земель от
технологических, агротехнических и нормативных требований (неправильная
обработка, зарастание сорной растительностью, неухоженность и т. п.) В признак
бесхозяйственности норма включает также невыполнение обязательных мероприятий
по улучшению земель и охране почв от ветровой и водной эрозии и других процессов,
ухудшающих состояние почв, а также - использование земельных участков не в
соответствии с теми целями, для которых они предназначались.
Статья 51. Порча сельскохозяйственных и других земель.
Содержание данного вида правонарушения предполагает приведение земель в
такое состояние, когда они не могут быть эффективно использована в
соответствии с целевым назначением вследствие технологически направленной
эксплуатации (например- переуплотненная земля, полная выветренность пастбищ по
причине неправильной системы выпаса) или под воздействием преступно-небрежной
организации технологии смежного или сопутствующего производства.
Статья 52. Несвоевременный возврат временно занимаемых земель или
неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению.
Подобные правонарушения нередко имеют место при предоставлении земельных
участков в безвозмездное срочное пользование для нужд строительства (для
складирования грузов и материалов, устройства временных дорог, карьеров и т.
п.). Подобные правонарушения характерны для случаев предоставления земель для
государственных или муниципальных нужд, особенно для целей горных разработок.
Статья 53. Самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного
землеустройства.
Содержанием данного правонарушения является несоблюдение установленных
проектом элементов территориальной организации: границ рабочих участков, полей
севооборота, полевой дорожной сети и т. п. К этому виду правонарушений может
быть отнесено и несоблюдение агротехнических и экологических требований,
установленных проектом землеустройства: несоблюдение противеарозионных
способов распашки, размеров водоохранных зон и т. п.
Статья 54. Уничтожение межевых знаков.
Данное правонарушение связано с содержанием нормы ст. 53 КоАП, т.к.
уничтожение межевых знаков способствует нарушению линейных элементов проекта
внутрихозяйственного землеустройства -границ полей севооборотов,
пастбищеоборотов и т. п.
Штрафы за указанные правонарушения налагаются административными
комиссиями местных органов Роскомзема, Госкомэкологии и Госсанэпиднадзора.
Наложение штрафов не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.
В тех случаях, когда сумма налагаемого штрафа не превышает 5, 10 и 20
минимальных размеров оплаты труда соответственно на граждан, должностных и
юридических лиц дела о правонарушениях рассматриваются с принятием окончательных
решений государственными инспекторами по использованию и охране земель органов
Роскомзема.
К уголовно наказуемым правонарушениям относятся такие
противозаконные действия физических лиц, которые представляют собой
общественную опасность. С этой зрения уголовная ответственность за нарушение
земельного законодательства наступает в случаях таких общественно опасных
действий, как посягательство на установленный земельный правопорядок.
Законодательство усматривает возможность таких признаков в любом из
перечисленных в п. 2 настоящей главы правонарушений, когда признаки уголовных
деяний будут установлены органами дознания, предварительного следствия и судом
(письмо Роскомзема от 13.04.94 «О вопросах уголовной ответственности за самовольный
захват земель»).
Уголовный кодекс РФ содержит ряд статей, предусматривающих уголовную
ответственность за следующие виды земельных преступлений:
·
регистрация заведомо незаконных сделок с землей,
искажение учетных данных государственного земельного кадастра, умышленное
занижение размеров платежей за землю (ст. 170 УК РФ);
·
отравление, загрязнение или иная порча земли вредными
продуктами хозяйственной деятельности или иной деятельности вследствие
нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений,
ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами (ст.
254 УК РФ);
·
нарушение режима особоохраняемых природных территорий и
природных объектов (ст. 262 УК РФ),
За совершение указанных правонарушений правонарушители наказываются
штрафом в размере от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда, либо
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет.
При определенных обстоятельствах, указанных в самих статьях,
предусматривается возможность наказания исправительными работами либо лишением
свободы на определенный срок.
Помимо упомянутых выше случаев уголовной ответственности уголовному
преследованию подлежат также земельные правонарушения, связанные с
самоуправством и превышением служебных полномочий должностными лицами. Так,
письмом от 18.10.95 г. «О порядке передачи материалов о нарушении земельного
законодательства в органы прокуратуры»[10], подписанным заместителем Генерального
прокурора РФ В.И. Давыдовым, заместителем председателя Роскомзема С.Л. Громовым,
органам системы Роскомзем на местах предписывается: направлять в прокуратуры в
течение 10 дней со дня вынесения административными комиссиями постановлений
материалы по выявленным фактам:
·
самовольного захвата земель;
·
порчи земель;
·
самоуправства;
·
превышения служебных полномочий и иных грубых правонарушений
со стороны должностных лиц и органов власти и управления;
·
иных правонарушений, в соответствии с законодательством.
Если под самоуправством понимать действия, совершаемые в нарушение
установленного законом порядка, то это означает, что любые действия субъектов,
не соответствующие земельному законодательству, могут преследоваться в
уголовном порядке при условии, если признаки уголовных деяний в них будут
установлены органами дознания или судом. То же следует сказать и о превышении
своих полномочий должностными лицами и органами власти и управления. Перечень
таких правонарушений не является исчерпывающим. Любые правонарушения земельного
законодательства могут служить объектом уголовного преследования, если достаточность
этого будет установлена органами дознания.
Нарушение земельного законодательства может быть
совершено должностным лицом при выполнении им служебных обязанностей. Имеются
ввиду случаи, когда нормы трудовой дисциплины работника одновременно являются и
нормами земельного законодательства, а нарушение их одновременно является и
нарушением трудовой дисциплины. В таких случаях принимаются меры
дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность регулируется
нормами трудового законодательства.
Предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание,
выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачеваемую работу и, как крайняя
мера, - увольнение с работы. Взыскание налагается путем объявления в приказе
администрацией того предприятия, где работает данное должностное лицо.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня
обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех
случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального
ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная
ответственность.
Материальная (гражданско-правовая) ответственность - особый вид
юридической ответственности, связанный с необходимостью возмещения
материального вреда, как следствия правонарушения. Все случаи возникновения материального
вреда можно разделить на две группы:
·
вред, возникающий в результате совершения
неправомерных действий, не относящихся к категории сделок;
·
вред, возникающий в результате совершения
неправомерных (недействительных) сделок с землей[11].
К неправомерным действиям, не являющимся сделками с землей, относятся
такие земельные правонарушения как уничтожение плодородного слоя почвы,
захламление, загрязнение вредными и радиоактивными отходами производства,
заражение бактериальными и карантинными организмами и болезнями, невыполнение
субъектами мероприятий по борьбе с эрозией почв, по охране и улучшению земель,
проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов,
отрицательно влияющих на качественное состояние земель. Ущерб выражается в
прямом ухудшении или уменьшении производительных качеств земли или иных,
непосредственно и прочно связанных с ней объектов (уничтожение или уменьшение
плодородия почв, уничтожение посевов, многолетних насаждений, повреждение или
уничтожение строений и т. п.).
Согласно земельному законодательству лица, виновные в совершении
правонарушений, повлекших за собой возникновение ущерба, обязаны возместить
его в полном объеме, включая упущенную выгоду. Характер возмещения определяется
конкретными обстоятельствами или договоренностью сторон: приведение
поврежденных участков в состояние пригодное для использования по целевому
назначению, восстановление нарушенных строений, денежная компенсация или иные
виды возмещения.
При определении конкретных размеров ущерба следует руководствоваться
нормами гражданского законодательства с учетом норм земельного и иного
специального законодательства, а также с учетом конкретных обстоятельств
совершения правонарушения.
Земельные правонарушения могут выражаться в виде неправомерных сделок,
совершенных с нарушением требований законодательства. Такие сделки считаются
недействительными. Признаки недействительности сделок с имуществом (в том
числе и с землей) установлены гражданским законодательством (ст. ст. 153-181
ГК РФ). В земельных отношениях могут иметь место любые из означенных в. этом
перечне сделки, поскольку земля является объектом недвижимого имущества.
Признаки недействительности сделок с землей тоже имеют общий характер (сделки,
совершенные не в соответствии с требованиями закона; сделки, совершенные под
влиянием обмана, угроз, насилия и т. п.). Порядок материальной ответственности
лиц, виновных в совершении недействительных сделок с землей, также
регулируется нормами гражданского законодательства. Основные положения этого
порядка заключаются в следующем:
1 Если действия сторон недействительной сделки не признаются
умышленными, а последствия ее совершения не нарушают прав третьих лиц или не
затрагивают их законных интересов, то по ; действующему правилу каждая из
сторон возвращает другой стороне все полученное по сделке, а при невозможности
возвратить натурой - возместить денежную стоимость полученного.
2 Если в недействительной сделке усматриваются действия, заведомо
направленные на нарушение прав и законных интересов третьих лиц, а умышленными
признаются действия одной стороны, то эта сторона возвращает другой стороне
все полученное по сделке, а полученное последней - взыскивается в доход
государства.
3 Если в недействительных сделках, совершаемых с целью нарушения прав и
законных интересов третьих лиц, умышленными являются действия обеих сторон, то
в доход государства взыскивается полученное по сделке обеими сторонами[12].
В перечне оснований для прекращения прав на землю
законодательство предусматривает возможность принудительного изъятия земельных
участков у собственников земли и землепользователей в связи с нарушенном ими
земельного законодательства. Поскольку прекращение права на землю в этих
случаях имеет характер санкций за неисполнение соответствующими субъектами
требований законодательства, правомерно говорить о нем как об особом виде
юридической ответственности. В земельно-правовой сфере, ее называют специальной
земельно-правовой ответственностью. Она представляет собой принудительное
изъятие земельных участков у собственников земли и землепользователей за совершение
ими определенных неправомерных действий или за бездействие, влекущее негативные
последствия.
Порядок и содержание этого вида ответственности установлена ст. ст.
44-48,50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. 235 ГК РФ.
Законодательство разграничивает основания и порядок принудительного
изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей
поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре.
Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно
только по решению суда.
Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения
регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Установлено, что принудительное изъятие
земельного участка у собственника возможно в следующих случаях:
• обращение взыскания на земельный участок по обязательствам (ст. 237);
• отчуждение участка, который в силу закона не может принадлежать
данному лицу на праве собственности (ст. 238);
• конфискация земельного участка;
• изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.
Обращение взыскания на земельный участок может иметь место как санкция за
невыполнение обязательств по договору залога земельного участка. В этом случае
право собственности на участок переходит к залогодержателю в той части, в какой
его стоимость достаточна для погашения долга.
Земельным законодательством установлен ряд запретов на право частной
собственности на землю. В частности, не могут быть объектом частной
собственности участки лесного фонда, особо охраняемы территории, земли общего
пользования в населенных пунктах и др. Несоблюдение этого требования закона
влечет принудительное изъятие земельного участка.[13]
Конфискация земельного участка представляет собой безвозмездное изъятие
его у собственника в виде санкции за совершение преступления и предусмотрена
ст. 58 ЗК РФ. Она может быть произведена только по решению суда.
Изъятие земельного участка, находящегося на праве частной собственности,
в связи с нарушением собственником земельного законодательства, может
осуществляться в следующих, предусмотренных законодательством (ст. 285 ГК РФ)
случаях:
·
нерациональное использование земель, т. е. когда
использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального
использования;
·
использование земельного участка не в соответствии с
установленным целевым назначением и разрешенным использованием;
·
использование земельного участка методами, приводящими
к существенному снижению почвенного плодородия, либо к значительному ухудшению
экологической обстановки в данной местности.
Принудительное изъятие земельного участка, находящегося на праве
бессрочного (постоянного) пользования осуществляется по правилам,
предусмотренным ст. 45 и 54 ЗК РФ. Предусмотрены следующие случаи изъятия земельных
участков:
1) в случае использования земельного участка не в
соответствии с установленным целевым назначением и разрешенным использованием;
2) при использовании земельного участка методами,
приводящими к существенному снижению почвенного плодородия, либо к значительному
ухудшению экологической обстановки в данной местности;
3) в случае неустранения следующих умышленно
совершенных правонарушений:
• отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы
вследствие нарушения правил обращения с минеральными удобрениями,
ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами,
повлекшие за собой причинение вреда здоровью людей или окружающей среде;
• нарушение установленного законодательством режима использования особо
охраняемых природных территорий, особо ценных земель, других земель с особыми
условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному заражению;
• систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению
земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других
процессов, ухудшающих состояние почв;
• систематическая неуплата земельного налога[14].
В случае неиспользования земельного участка, предназначенного для
сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства в
указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен
федеральным законом. Из этого срока могут быть исключены периоды, связанные со
стихийными бедствиями или иными обстоятельствами, исключающими возможность
такого использования.
Во всех случаях решение о прекращении прав на земельный участок
принимается судом.
Условия и порядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не
являющихся его Собственниками, в связи с нарушением ими земельного
законодательства установлены ст. 54 ЗК РФ.
При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об
изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный
земельный контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в
виде штрафа в установленном порядке. Одновременно с наложением взыскания
выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных
правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельного правонарушение
должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном
принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного
правонарушения.
О предупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен быть
уведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель.
Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения
относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на
земельный участок.
В случае неустранения правонарушения, в указанный в предупреждении срок,
орган, вынесший предупреждение, оформляет и направляет материалы о прекращении
права на земельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению
и изъятию земельных участков, который принимает решение о направлении
материалов в суд.
Решение суда о прекращении права на земельный участок может быть
обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в десятидневный срок, по истечении
которого исполнительный орган государственной власти или орган местного
самоуправления направляет в орган государственной регистрации прав на
недвижимого имущества и сделок с ним заявление о государственной регистрации
прекращения права на земельный участок.
Изъятие земельного участка в связи с нарушением земельного законодательства
осуществляется без возмещения правонарушителю стоимости земли и убытков,
связанных с изъятием. В то же время, прекращение права на земельный участок не
освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства от возмещения
в установленном порядке стоимости причиненного правонарушителем вреда.
В соответствии с действующим порядком (п. 11 Положения о
порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной
земель) право привлекать к административной ответственности и налагать штрафы
за нарушение земельного законодательства предоставлено местным органам
Федеральной службы земельного кадастра, Министерству природных ресурсов.
Министерству здравоохранения, Государственному комитету по строительству и
жилищно-коммунальному хозяйству. Данная норма устанавливает и пределы
компетенции каждого из перечисленных органов. Так, местные комитеты по
земельным ресурсам и землеустройству налагают штрафы за самовольное занятие
земель; захламление их, порчу и уничтожение плодородного слоя почвы;
проектирование, размещение и строительство объектов, отрицательно влияющих на
состояние земель; искажение сведений о земле; нарушение сроков возврата
занимаемых земель и невыполнение обязанностей по приведению их в состояние,
пригодное для использования по целевому назначению; за нарушение сроков рассмотрения
заявлений граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о
наличии свободных земель; за уничтожение межевых знаков.
Местные органы Минприроды налагают штрафы за нарушение экологических
норм. К ним, в частности, относятся самовольное занятие земель природоохранного
и природно-заповедного назначения, захламление земель, порча и уничтожение
плодородного слоя почвы, проектирование, размещение и строительство вредных
для земли объектов, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние,
пригодное для целевого назначения, если эти нарушения имеют экологический
характер. К компетенции местных органов архитектурно-строительного и
санитарно-эпидемиологического надзора в части наложения штрафов относятся
вопросы, связанные с их деятельностью: самовольное строительство,
проектирование и строительство объектов, наносящих ущерб почве, загрязнение ее
химическими и радиоактивными веществами, заражение вредными бактериальными,
паразитическими и карантинными организмами и т. д. Дела о перечисленных
правонарушениях рассматриваются специальными комиссиями органов, осуществляющих
государственный контроль за охраной и использованием земель. В соответствии с
действующим законодательством, государственные инспекторы по использованию и
охране земель органов Росземкадастра имеют право самостоятельно (единолично)
рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства и налагать штраф,
если его размер не превышает для граждан 5 минимальных окладов заработной
платы, а для юридических лиц 20 МРОТ.
Инспектор райкомзема по использованию и охране земель права
самостоятельно принимать решения р наложении штрафа не имеет. Он передает
материалы в административную комиссию райкомзема, которая их рассматривает в
установленном порядке и выносит постановление о наложении взыскания.
Постановление о наложении штрафа может быть в десятидневный срок
обжаловано в суд, решение которого является окончательным.
Постановление о штрафе подлежит исполнению в пятнадцатидневный срок. При
неуплате штрафа в указанный срок взыскание денежных средств в размере суммы
штрафа с юридических лиц производится в бесспорном порядке. Взыскание денежных
штрафов с граждан и должностных лиц, а также с иностранных и международных
организаций производится в судебном порядке. Средства от штрафов за нарушение
земельного законодательства поступают (при наложении их органами Росземкадастра)
на формирование специальных денежных фондов комитетов по земельным ресурсам и
землеустройству или (при наложении штрафов другими органами)- на формирование
внебюджетных экологических фондов.
Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим или
юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов права на
землю. Принудительные меры могут иметь характер предупреждения и пресечения
неправомерного поведения субъектов или наказания их за совершение таких
действий. Основанием для привлечения к ответственности в каждом случае является
правонарушение, т. е. конкретное действие или бездействие, которое противоречит
требованиям земельного законодательства.
Земельный кодекс РФ предусматривает возможность применения к нарушителям
земельного законодательства всех видов юридической ответственности:
административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и специальной
(земельно-правовой).
Лица, виновные в совершении земельных правонарушений привлекаются к
ответственности в порядке, установленном законодательством.
1.
Боголюбов С.А. Защита экологических прав. – М., 1996.
2.
Госконтроль за использованием и охраной земель.
Роскомзем. – М., 1996.
3.
Земельное право России. /Под ред. В.В. Петрова. – М.,
1997.
4.
Земельное право. /Под ред. проф. В.Х. Улюкаева. – М.,
2002.
5.
Комментарии в Земельному кодексу РФ. / под ред. В.В.
Петрова. – М., 1998.
[1] Боголюбов С.А. Защита экологических прав. – М., 1996. С. 12.
[2] Земельное право. /под ред. проф. В.Х.Улюкаева. – М., 2002. С.189.
[3] Земельное право России. /Под ред. В.В. Петрова. – М., 1997. С. 137.
[4] Земельное право. – С. 191.
[5] Земельное право России. – С. 139.
[6] Земельное право – С. 192.
[7] Там же, С. 193.
[8] Земельное право. – С. 194.
[9] Земельное право – С. 196.
[10] Госконтроль за использованием и охраной земель. Роскомзем. – М., 1996.
С. 241.
[11] Земельное право России. С. 142.
[12] Земельное право. С. 201.
[13] Земельное право. – С. 203.
[14] Земельное право. – С. 204.
|