Правовая ответственность за нарушение земельного законодательства
Правовая ответственность за нарушение земельного законодательства
1.
Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения
Исключительная по
важности роль природноресурсовых отношений закреплена статьёй 9 Конституции
России, устанавливающей, что земля и другие природные ресурсы используются и
охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории. Конституцией установлено, что земля и другие
природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и
иных формах собственности.
Право
собственности и другие вещные права на землю регулируются Гражданским кодексом
Российской Федерации (гл. 17), Земельным кодексом. Нормативную базу земельных
отношений образует также Указ Президента Российской Федерации "О
реализации конституционных прав граждан на землю".
По сравнению с
иными природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции
в системе общественных отношений. Нарушение земельного правопорядка,
неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований отрицательно
сказываются на использовании и охране земель.
Важнейшим
элементом обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав
и законных интересов собственников земли, землепользователей, арендаторов
является применение правовых средств воздействия, направленных на устранение
нарушения земельного законодательства и прекращение его дальнейшего развития,
восстановление нарушенного права и привлечение виновных в нарушении к
ответственности.
Земельное
законодательство содержит значительно больше норм, посвященных охране земель,
нежели рациональному использованию. В частности, в Земельном Кодексе РФ содержится
глава 2 «Охрана земель».
Под охраной земель
законодатель понимает систему правовых, организационных, экономических и других
мероприятий, направленных на рациональное использование земли, предотвращение
необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от
вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель,
воспроизводство и повышение плодородия почв.
Охрана земель
осуществляется в целях предотвращения деградации и нарушения земель, других
неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности, а также создания
механизма учета и проверки экологического состояния земель.
Организационные и
экономические мероприятия в значительной содержательной мере опосредованы
нормами земельного и природоохранительного законодательства.
В рамках правовых
мероприятий должно осуществляться стимулирование внедрения природоохранных
технологий производства, регулирование прав и обязанностей землепользователей
по осуществлению мер по охране земель и рациональному землепользованию, установление
мер юридической ответственности за нарушение обязанностей по рациональному
использованию и охране земель.
Особые меры
юридической ответственности за нарушение законодательства об использовании и
охране земель состоят в том, что:
- установлена строгая
административная ответственность за не целевое и бесхозяйственное использование
продуктивных земель;
- установлена
дисциплинарная ответственность к должностным лицам;
- установлена
специальная (земельно-правовая) ответственность за ненадлежащее их использование,
которая связана с принудительным изъятием земель или стоимости земли.
Земельное
правонарушение, как любое другое, правонарушения характеризуется четырьмя
элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной
правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при
наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает
ответственность.
Объектом
земельного правонарушения является земельный строй, установленный земельным
законодательством. В качестве конкретного объекта выступает земля, конкретный
земельный участок, земельные распорядки, права собственников, владельцев,
пользователей, арендаторов земли.
Объективная
сторона земельного правонарушения - это конкретные деяния нарушителя, посягающего
на земельные интересы участников земельных отношений (например, уничтожение
межевых знаков, самовольный захват участка и т. д.).
Субъекты
земельного правонарушения - ими являются конкретные физические или юридические
лица - правообладатели земли, которые нарушили нормы земельного
законодательства (ими могут быть как граждане Российской Федерации и других
государств).
В соответствии с
гл. 13 Земельного Кодекса РФ лица, виновные в совершении земельных
правонарушений, несут административную, уголовную или дисциплинарную
ответственность.
Административная ответственность
В соответствии со
ст. 23.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(КоАП) органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и
охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях,
предусмотренных статьей 7.1, частью 1 статьи 7.2, статьей 7.10 (в части
самовольной переуступки права пользования землей), статьей 8.5 (в части
информации о состоянии земель), статьями 8.6 - 8.8 КОАП.
Рассматривать дела
об административных правонарушениях от имени этих органов, вправе:
1) главный
государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране
земель, его заместители;
2) главные
государственные инспектора субъектов Российской Федерации по использованию и
охране земель, их заместители;
3) главные
государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель,
их заместители.
Административным
(земельным) правонарушением признается противоправное, виновное действие
(бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами
субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность.
Основанием административной
ответственности является совершение физическим лицом земельного правонарушения
(проступка). Должностное лицо подлежит административной ответственности в
случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением
либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Mepы административной ответственности представляют собой систему
административных наказаний, которые налагаются на лиц, совершивших
административный проступок.
Административные
наказания являются одним из видов мер административного принуждения и обладают
всеми признаками им присущими. В этом проявляется их диалектическая связь как
отдельного и общего, однако, всякое общее лишь приблизительно охватывает все
отдельные предметы, всякое отдельное неполно входит в общее.
Из предусмотренных
КоАП видов административных взысканий за совершение земельных правонарушений
применяются в основном административные наказания в виде административного
штрафа.
Уголовная ответственность
Уголовный
Кодекс РФ определяет ответственность за земельные правонарушения в следующих
статьях.
Ст. 170. Регистрация заведомо незаконных сделок с
землей
Регистрация
заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного
земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю,
если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности
должностным лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются
штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до
двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными
работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
Данное преступление
посягает на отношение собственности на землю и на права граждан и юридических
лиц, владеющих, пользующихся и распоряжающихся землей.
Объективная
сторона данного преступления может быть выражена в совершении любого из трех
действий, затрагивающих земельные отношения: регистрации незаконных сделок,
искажения данных кадастра, занижения размеров платежей.
Государственный
земельный кадастр включает в себя систематизированный свод сведений о
природном, хозяйственном и правовом положении земель в Российской Федерации,
сведения о наличии земель, распределении их по категориям, угодьям,
собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам, содержит
экономическую оценку земли.
Платежи за
использование земли включают в себя ежегодный земельный налог с собственников
земли, землевладельцев и землепользователей (за исключением арендаторов,
вносящих арендную плату арендодателю, с которого взимается плата за землю,
переданную в аренду). Взимается также нормативная цена земли, установленная для
покупки земли и для получения банковского кредита под залог земельного участка.
Субъект
преступления - должностное лицо, наделенное полномочиями по исполнению законов
и иных нормативных актов, регистрирующих земельные отношения и вопросы платежей
за землю.
Если корыстная
заинтересованность должностного лица связана с получением им взятки, налицо
совокупность преступлений, предусмотренных lfyyjq статьей
и ст. 290 УК.
Ст. 254
Порча земли
Отравление,
загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной
деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами
роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими
веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие
причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом
в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти
месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами
на срок до двух лет.
Использование
земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение
экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском
хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов
деятельности.
Целями охраны
земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения
земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
Под хозяйственной
или иной деятельностью в смысле данной статьи следует понимать все виды
воздействия на землю с целью достижения определенных хозяйственных,
рекреационных или иных результатов, т. е. выращивание сельскохозяйственных
растений, стимулирование дикорастущих растений, проведение экспериментов,
связанных с изменением растительного покрова, и проч.
Порча земли
способна причинить вред здоровью людей, животному миру, лесам, влечет
значительные экономические убытки.
С объективной
стороны преступление состоит в совершении хотя бы одного из указанных в данной
статье деяний. Оно выполняется как действием, так и бездействием.
Предмет
преступления - земля в узком смысле слова как поверхностный почвенный слой,
выполняющий экологические (взаимосвязь живой и неживой природы), экономические
(как средство производства в промышленности, сельском, лесном хозяйстве, как
пространственный базис), культурно-оздоровительные, рекреационные и иные
функции.
Под отравлением
имеется в виду насыщение почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными)
продуктами хозяйственной деятельности, в результате которого земля становится
опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и
пользование ею может вызвать их гибель.
Под загрязнением
следует понимать физическое, химическое, биологическое изменение ее качества,
превышающее установленные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу
здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.
Иная порча земли
(как и отравление или загрязнение) по смыслу данной статьи связывается только с
нарушением правил обращения с опасными химическими и биологическими веществами,
а не с засорением земли отбросами и отходами, устройством без разрешения свалок
и полигонов отходов, порчей земли сточными водами и механическим путем (снос
плодородного слоя, нарушение правил рекультивации земель, рытье канав, отсыпка
отвалов, затопление, способствование оврагообразованию и ветровой эрозии и
т.п.).
За ряд этих деяний
установлена только административная ответственность (ст. 8.6-8.11 КоАП).
К иной порче можно
отнести приведение земли в негодность вследствие возникновения в ней опасных
химических соединений после применения удобрений или ядохимикатов с нарушением
правил, размножение опасных биологических организмов, вредителей, уничтожение
полезной почвенной фауны.
Преступление
считается оконченным, если загрязнение, отравление или иная порча земли
повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Под вредом здоровью
понимается заболевание, повлекшее тяжкий, средней тяжести или легкий вред
здоровью хотя бы одного лица, расстройство здоровья, временная или постоянная
утрата трудоспособности.
Вред окружающей
среде может выражаться в гибели растительности, растительноядных и иных
животных, приведении почвы в состояние, не пригодное для использования в
сельском хозяйстве или для выполнения экологических функций.
Субъект данного
преступления - лицо, по роду своей работы использующее удобрения, стимуляторы
роста растений, яды, иные химические и биологические препараты и вещества
(работники агрохимслужбы, обработчики полей, садов, лесов), а также работники
складов, лица, обязанные соблюдать правила безопасности при обращении с ними и
их применении. Ответственность за данное преступление установлена законом с 16
лет.
Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарную
ответственность несут должностные лица и работники организации, виновные в
совершении земельных правонарушений, в случаях, если в результате ненадлежащего
выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла
административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в
эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на
состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами,
производственными отходами и сточными водами.
Дисциплинарное
производство осуществляется в связи с дисциплинарной ответственностью за
совершенный проступок. Оно представляет собой совокупность юридических норм,
обеспечивающих правоприменительную деятельность по реализации мер
дисциплинарной ответственности рабочих и служащих. Этот вид производства
проходит в рамках управленческого (служебного) подчинения и осуществляется
исключительно на основе государственно-властного метода регулирования
административных правоотношений.
Указание на
дисциплинарный проступок как основание для дисциплинарного производства хотя и
общепринято, но в значительной мере условно, так как меры дисциплинарной
ответственности в отношении государственных служащих могут применяться к
виновным в совершении иных действий; административных проступков и за
совершение действий, несовместимых с занимаемой должностью (пьянство и т.п.).
Дисциплинарное
производство регламентируется множественными нормативно-правовыми актами,
основным из которых является Трудовой Кодекс. Его нормы в равной мере
распространяются на рабочих, государственных и муниципальных служащих.
Дисциплинарная
ответственность наступает при совершении должностным лицом дисциплинарного
проступка. Дисциплинарный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение
должностным лицом возложенных на него обязанностей. Применение норм
дисциплинарной ответственности осуществляется в соответствии с главой 30
Трудового кодекса РФ (а также положениями и уставами о трудовой дисциплине).
Юридические
лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в
результате совершения ими земельных правонарушений.
Самовольно
занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям,
землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат,
произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за
время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение
земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении,
других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при
самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также
восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и
гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
2.
Ответственность за отдельные наиболее распространённые виды земельных
правонарушений
Наиболее
распространёнными видами земельных правонарушений являются:
I. Административные правонарушения в области охраны собственности:
Самовольное
занятие земельного участка (Статья 7.1 КоАП).
Самовольное
занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных
в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае
необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной
деятельности,
-
влечет наложение административного штрафа на
граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
-
на должностных лиц - от десяти до двадцати
минимальных размеров оплаты труда;
-
на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных
размеров оплаты труда.
Уничтожение
специальных знаков (Статья 7.2 КоАП).
Уничтожение
межевых знаков границ земельных участков
-
влечет наложение административного штрафа на
граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
-
на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных
размеров оплаты труда;
-
на юридических лиц - от пятидесяти до ста
минимальных размеров оплаты труда.
Самовольная переуступка права пользования землей,
недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или
водным объектом (Статья 7.10 КоАП).
Самовольная
переуступка права пользования землей, а равно самовольный обмен земельного
участка,
-
влечет наложение административного штрафа на
граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
-
на должностных лиц - от десяти до двадцати
минимальных размеров оплаты труда;
-
на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных
размеров оплаты труда.
Незаконный отвод
земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения
(Статья 7.16 КоАП).
Незаконный отвод
земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения
- влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти
минимальных размеров оплаты труда.
II. Административные правонарушения в области охраны окружающей
природной среды и природопользования:
Порча земель
(Статья 8.6.КоАП)
1. Самовольное
снятие или перемещение плодородного слоя почвы
-
влечет наложение административного штрафа на
граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
-
на должностных лиц - от двадцати до тридцати
минимальных размеров оплаты труда;
-
на юридических лиц - от двухсот до трехсот
минимальных размеров оплаты труда.
2. Уничтожение
плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил
обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей
и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления
-
влечет наложение административного штрафа на
граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
-
на должностных лиц - от тридцати до сорока
минимальных размеров оплаты труда;
-
на юридических лиц - от трехсот до четырехсот
минимальных размеров оплаты труда.
Невыполнение
обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по
целевому назначению (Статья 8.7 КоАП).
Невыполнение или
несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние,
пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации
после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные
полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных,
изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных
или собственных надобностей,
-
влечет наложение административного штрафа на граждан
в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
-
на должностных лиц - от двадцати до тридцати
минимальных размеров оплаты труда;
-
на юридических лиц - от двухсот до трехсот
минимальных размеров оплаты труда.
Использование
земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по
улучшению земель и охране почв (Статья 8.8 КоАП) Использование земель не по
целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и
обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной
эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние
земель,
-
влечет наложение административного штрафа на
граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
-
на должностных лиц - от десяти до двадцати
минимальных размеров оплаты труда;
-
на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных
размеров оплаты труда.
III
Административные правонарушения против порядка управления
Нарушение сроков
рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков
(Статья 19.9.КоАП)
Нарушение
должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений
(ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие
информации о наличии свободного земельного фонда - влечет предупреждение или
наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных
размеров оплаты труда.
Библиографический список литературы
1.
Конституция Российской Федерации.
2.
Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября
2001 года N 136-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ).
3.
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть
вторая от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 182-ФЗ).
4.
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ).
5.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 №
197-ФЗ.
6.
Федеральный закон Российской Федерации «Об охране
окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ.
7.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня
1996 года № 63-ФЗ (в ред. Федеральных законов № 162 ФЗ от 8.12.2003; №12 ФЗ от
11.03.2004.)
8.
Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г.
№ 833 «О государственном земельном контроле».
9.
Порядок определения размеров ущерба от загрязнения
земель химическими веществами, утв. письмом Минприроды от 18.11.93 г. № 04-25 и
Роскомзема от 10.11.93 г. № 61-5678.
10.
Анисимова
С. Вопросы возмещения «прошлого» экологического вреда в арбитражно - судебной
практике // Вестник ВАС РФ - 2000 - № 6.
11.
Духно Н.А., Чубуков Г.В. Земельный правопорядок и
ответственность. Учебное пособие. - М.: ИЗП, 1998.
12.
Жариков Ю. Государственное регулирование земельных
отношений в России.// Право и экономика – 1998 -№ 4, 5.
13.
Корнеев А.Л. Земельные правонарушения: вопросы
отраслевого регулирования. // Экологическое право России. Сб. материалов
науч.-практич. конф. Вып. 3.- М.: Тиссо, 2002.
14.
Макцуляк И. Земельный кодекс: аргументы «за» и
«против».// Международный сельскохозяйственный журнал – 1998 - № 2.
15.
Нарышева Н.Г. Некоторые проблемы принудительного
изъятия у собственника земельного участка за нарушение земельного
законодательства. //Экологическое право России. Сб. материалов науч.-практич.
конф. Вып. 3. М.: Тиссо, 2002.
16.
Романов
В.И. Юридическая ответственность за земельные правонарушения. // Экономика
сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий – 1999 - №1.
17.
Савченко Е.С. Нужны конкретные национальные
программы. //Газета "Белгородская правда" № 42 - 23 марта 2002 г.
18.
Сидоренко А.Ю. Ответственность за нарушения
земельного правопорядка: история развития земельного законодательства //
Государство и право – 2000 - № 11.
19.
Шуплецова Ю.И. Экологические правонарушения:
дисциплинарная и материальная ответственность. // Журнал российского права –
2000 - № 2.
|