Правовой режим земель промышленности
Правовой режим земель промышленности
Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Белгородский юридический
институт
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Дисциплина «Земельное право»
Реферат
На Тему: «Правовой режим
земель промышленности»
Подготовил:
Курсант 144
взвода
Рядовой милиции
Красный А.Н.
Проверил:
Преподаватеть кафедры
капитан милиции
Абрамов В.А.
Белгород 2008
Примерное
распределение времени:
План реферата
|
Страницы
|
Вступительная часть
|
3
|
Учебные вопросы
|
|
1.
Земли промышленности, энергетики и недропользования
|
4
|
2.
Земли транспорта.
|
15
|
3.
Земли связи, радиовещания, телевидения и информатики.
|
18
|
Заключительная часть (подведение
итогов)
|
25
|
Литература:
Основная литература
1. Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 г. // Российская газета от 31
ноября 2001 г.
2. Закон РФ “О плате за землю” от 11 октября 1991 г. // СЗ РФ. 1994. №
16.
3. Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник для высших юридических учебных
заведений. М.: МЦУПЛ, 2005.
4. Серых Е.В. Земельное право: Учебник. М., 2005.
Дополнительная литература
1. Анисимов А.П. Понятие земель специального назначения и их правового
режима // Право и политика. 2006. № 3.
2. Минаева А.А. Понятие «правовой режим земель» и его значение в
земельном праве // Экологическое право. 2005. № 1.
3. Попов М. Предварительное согласование места размещения объекта:
некоторые практические аспекты // Хозяйство и право. 2006. № 8.
4. Трифанов А.С. Правовой режим земель входящих в категорию земель
промышленности // Право и политика. 2005. № 7.
Введение
Перечисленные ниже особенности присущи каждому из рассматриваемых видов
использования земель специального назначения, что и побудило законодателя
выделить эти виды в земельном законодательстве.
В отношении тех видов использования данных земель, которые законодателем
не упомянуты, действует общий режим земель специального назначения. Например,
в отношении земель атомных электростанций, земель ядерных полигонов и др.
Особенности в правовом режиме земель, составляющих категорию земель
специального назначения, обусловлены наличием наряду с общими целями
особенных, отличающихся от общих, что и является определяющим в их специальных
режимах.
Рассмотрим каждую из особенностей этих режимов по отдельности.
1. Земли промышленности, энергетики и
недропользования.
К землям промышленности, энергетики и недропользования относятся
земельные участки, занятые производственными и административными зданиями и
строениями, тепловыми, атомными станциями, тепло- и гидроэлектростанциями,
линиями электропередачи, подъездными путями, прирельсовыми складами и
перевалочными базами, инженерными коммуникациями, месторождениями полезных
ископаемых и другими объектами, используемыми для нужд промышленности, энергетики
и недропользования.
Размеры земельных участков для указанных целей определяются в
соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или
проектно-технической документацией (ст. 88 и 89 ЗК РФ).
Предоставление земельных участков для разработки полезных ископаемых
осуществляется после оформления в установленном порядке прав на пользование
недрами и восстановление земель согласно утвержденному проекту рекультивации на
ранее отработанных площадях в установленные сроки.
Под
промышленными предприятиями как основными субъектами земельных правоотношений
на землях специального несельскохозяйственного назначения понимаются
предприятия, обязательным элементом деятельности которых является переработка
сырья или разработка недр.
В силу этого промышленные предприятия можно подразделить на
горнодобывающие и не относящиеся к таковым. Однако всем им присущи особенности
в правовом режиме использования земель, выражающиеся в том, что:
- поскольку деятельность предприятий представляет собой
источник повышенной опасности для окружающих, при размещении предприятий, а
также сооружений и иных объектов, составляющих элементы этого предприятия,
применяется предварительный разрешительный порядок строительства этих объектов.
В частности, определение мест строительства производится в соответствии со ст.
35 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 12 Федерального
закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от
30.06.03) при наличии положительного заключения специально уполномоченных на то
органов в области охраны окружающей среды, санэпиднадзора и решения органов
местного самоуправления;
- в связи с тем, что строительство и размещение
предприятий затрагивает интересы населения, в необходимых случаях предварительное
решение о строительстве должно быть основано на разрешении населения, которое
принимается на референдуме или по результатам обсуждения (п. 2 ст. 41 Закона
«Об охране окружающей среды»;
- поскольку обычным (естественным, эмпирическим) способом
определить степень экологической, социальной и иной опасности от размещения
предприятия невозможно, проекты строительства и размещения предприятий должны
проходить государственную, а при необходимости и общественную экспертизу (п. 2
ст. 42 указанного Закона);
- экологическая и социальная безопасность предприятия
обеспечивается утвержденными в установленном законом порядке
природоохранительными, санитарными, строительными нормами и правилами, а также
правилами, обеспечивающими необходимую охрану труда. Поэтому строительство
предприятий и всех его элементов-сооружений должно осуществляться в точном
соответствии с этими правилами (ст. 34—53 указанного Закона).
Если же возникает потребность в изменении утвержденного проекта
строительства предприятия или стоимости проектных работ, то это изменение не
должно осуществляться в ущерб требованиям экологической безопасности.
Перечисленные требования закона к размещению и строительству предприятий
обеспечены существенными правовыми мерами; если они нарушаются, то это влечет
за собой приостановку работ с одновременным прекращением их финансирования
соответствующими учреждениями банка.
Эти требования закона должны быть выполнены полностью, поскольку п. 2
ст. 44 указанного Закона запрещает ввод в эксплуатацию предприятия, если
выполнены не все работы, предусмотренные проектом, которые должны обеспечить
экологическую безопасность деятельности предприятия.
2. Земли энергетики. Землями энергетики признаются земли,
используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций и
(или) объектов энергетики, права на которые возникли у участников земельных
отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, иными федеральными законами и
законами субъектов РФ (ст. 89 ЗК РФ).
В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут
предоставляться земельные участки для:
- размещения гидроэлектростанций, атомных станций и
ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ,
хранилищ радиоактивных отходов, теплостанций, других электростанций,
обслуживающих их сооружений и объектов;
- размещения воздушных линий электропередачи, наземных
сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, переключательных,
распределительных и секционирующих пунктов и других сооружений и объектов
энергетики.
Для обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут
устанавливаться охранные зоны электрических сетей.
Правила
определения размеров земельных участков для размещения опор воздушных линий
электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети,
устанавливаются Правительством РФ.
3.
Земли, предоставленные для разработки недр. Правовой
режим использования недр, а также земель, предоставленных для разработки недр,
регулируется Федеральным законом от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (в ред. от
06.06.03), федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами РФ и ее
субъектов.
Земельное законодательство взаимодействует с международным, гражданским,
административным, финансовым, санитарным и другим законодательством.
Трудно представить, что пользование недрами возможно без занятия
соответствующего земельного участка. Необходимость в земельном участке
возникает только в связи с тем, что в пользование предоставляются недра для
тех или иных нужд. Без получения земельного участка право пользования недрами
практически не может быть реализовано. Землепользование направлено на создание
условий для осуществления права пользования недрами.
Особенностью земель, предоставленных для разработки недр, является то,
что они не отнесены к самостоятельной категории земельного фонда России, не
отграничиваются от других земель по непосредственному целевому назначению.
Земли, предоставленные для разработки недр, отнесены к землям
специального назначения (промышленности, транспорта, связи и иного
назначения). Поэтому на них распространяются общие положения, определяющие
правовой режим этой категории земель. Однако указанные земли имеют
значительную специфику в правовом режиме, которая определяется особенностью
недр как самостоятельного объекта права федеральной собственности российского
государства.
В соответствии со ст. 6 Закона «О недрах» в состав земель для пользования
недрами входят:
- земельные участки для регионального геологического
изучения недр;
- земли, используемые для геологического изучения,
включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
- земли для проведения разведки и добычи полезных
ископаемых и для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним
перерабатывающих производств;
- земли, предоставленные для строительства и эксплуатации
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- земли, предоставленные для образования особо охраняемых
геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое,
санитарно-оздоровительное и иное значение;
- земли, предоставленные для сбора минералогических,
палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Определенные особенности в правовом режиме указанных земель обусловлены
двойной формой эксплуатации природопользования: землепользованием и
недропользованием, т.е. совместным земельным и горным правовым регулированием.
Недропользование в этом случае является основным, ведущим по отношению к
землепользованию. Необходимость в земельном участке возникает только в связи с
тем, что в пользование предоставляются недра для тех или иных нужд, т.е. землепользование
служит тому, чтобы создать условия для осуществления права недропользования.
Правовой режим земельных участков, предоставленных для недропользования,
характеризуется целым рядом специфических особенностей, которые обусловлены
основаниями возникновения прав на земельные участки, когда в соответствии с
лицензией недропользователь получает участок недр в виде горного отвода,
который является основанием для земельного отвода.
Горный отвод предоставляется органами Госгортехнадзора для необщераспространенных
полезных ископаемых или органами исполнительной власти субъектов РФ для
общераспространенных полезных ископаемых.
Пользование землей и пользование недрами тесно связаны, хотя их
взаимозависимость в разных ситуациях неодинакова. В одних случаях пользование
земельным участком является лишь предпосылкой, необходимым условием для
осуществления права недропользования. Так, горнодобывающее предприятие не может
быть сооружено и нормально функционировать без занятия определенного
земельного участка. Данное предприятие является, прежде всего, пользователем
недр. Землепользование в этом случае, по отношению к пользованию недрами, хотя
и является самостоятельным, но носит как бы подчиненный, вспомогательный
характер. В других случаях собственник земельного участка может выступать в
качестве пользователя недр: например, согласно ст. 18 Закона РФ «О недрах»
юридические лица и граждане имеют право использовать для нужд своего хозяйства,
имеющиеся на предоставленном им земельном участке общераспространенные полезные
ископаемые без получения горного отвода. В этом случае право пользования
недрами представляет собой, по существу, элемент содержания права
землепользования.
После отвода земельного участка в натуре (на местности), государственной
регистрации земельного участка в регистрационной палате по месту его нахождения
и получения лицензии право недропользования считается возникшим для его осуществления.
Предоставление земельного участка в пользование недропользователям —
процесс, состоящий из ряда установленных в законе процедур (стадий): получение
лицензии (разрешения), дающей право на предоставление недр в пользование;
выделение горного отвода для реализации поставленной цели; предоставление
земельного отвода; государственная регистрация земельного участка.
Размеры земельных участков для пользования недрами законом не определены.
Их размер определяется проектом и всей проектно-технической документацией.
Особенность состоит в том, что земля при разработке недр необходима не только
для добычи полезных ископаемых, но и для ведения работ. Земельные участки
делятся на, безусловно и условно необходимые.
Безусловно, необходимыми признаются такие участки, без которых ведение
работ становится или вовсе невозможным, или экономически нецелесообразным, или
не соответствующим техническим нормам ведения горных работ. Условно
необходимые участки — это участки, наличие или отсутствие которых не влечет за
собой невозможности ведения горных работ.
В преамбуле Закона РФ «О недрах» сказано, что недра являются частью
земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже
земной поверхности дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубины доступных
для геологического изучения и освоения.
Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и
содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы,
являющиеся государственной собственностью, объединены в Государственный фонд.
Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном
ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Государственный фонд недр составляют используемые участки как в пределах
территории РФ, ее континентального шельфа, находящегося в исключительной
собственности Российской Федерации, так и в пределах исключительной
экономической зоны Российской Федерации.
Субъектами пользования недрами могут быть субъекты предпринимательской
деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и
граждане других государств, если это не противоречит закону. Однако наряду с
ними субъектами недропользования могут быть кооперативные организации,
акционерные общества и другие структуры
Добыча необщераспространенных полезных ископаемых может быть только
промышленная, она называется горным промыслом и может производиться как
государственными, так и частными предприятиями.
Горнодобывающими предприятиями могут быть комбинаты, шахты, разрезы и др.
Их строительство осуществляется на основании лицензии.
Пользование недрами бывает срочным и бессрочным. Для геологического
изучения недра предоставляются на срок до пяти лет, для добычи полезных
ископаемых и в целях, не связанных с добычей, — до.20 лет, а при совмещении
указанных видов недропользования — до 25 лет (ст. 10 Закона РФ «О недрах»).
Пользование недрами является платным, за исключением случаев,
предусмотренных законом.
Виды платежей: 1) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу
лицензии; 2) платежи за пользование недрами; 3) отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы; 4) акцизы.
Пользователям недр необходимо помнить о том, что после окончания работ,
связанных с недропользованием, участки, отведенные в пользование, будут
возвращены прежним пользователям земли, а значит, в обязанность субъектов
недропользования входит приведение участков земли и других природных объектов,
нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для последующего
использования (рекультивация земель).
Государственное регулирование недропользования и предоставления
земельных участков для этих целей осуществляют Президент РФ, Правительство РФ,
органы исполнительной власти РФ и ее субъектов, Федеральная служба земельного
кадастра России, органы государственного экологического контроля и надзора за
недропользованием и их территориальные органы, Министерство природных ресурсов
РФ и др.
Задачей государственного контроля за геологическим изучением,'
рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения
всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами,
законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм,
правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил
ведения государственного учета и отчетности.
Задачей же государственного надзора за безопасным ведением работ,
связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми
пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке
стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и
устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, а также охране
недр.
Основными пользователями недр в Российской Федерации являются
горнодобывающие предприятия и предприятия нефтяной и газовой промышленности,
которые имеют специфические особенности в правовом режиме предоставленных им
земельных участков для целей недропользования.
Право пользования недрами может быть приобретено пользователем недр на
основании совместного решения федерального органа управления государственным
фондом недр или его территориального подразделения и органа исполнительной
власти субъекта РФ по результатам конкурса или аукциона и по другим основаниям
(ст. 10.1 Закона РФ «О недрах»).
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным
разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право
пользования ее владельца участком недр в определенных границах в соответствии
с указанной целью в течение установленного срока или соблюдения им заранее
оговоренных условий.
Получение лицензии является основанием для получения горного отвода и
предварительного согласия компетентного земельного органа или собственника
земельного участка на отвод соответствующего земельного участка и получения
соответствующего документа, удостоверяющего права недропользователя на
предоставленный земельный участок.
Размеры горного отвода должны соответствовать производственной мощности
и сроку действия соответствующего предприятия. Размеры же земельного участка
вовсе не обязательно должны соответствовать площади поверхности над горным
отводом.
Специфика предоставляемых земельных участков недропользования выражается
в том, что:
- строительство горнодобывающих и других предприятий
осуществляется на основании лицензии, в соответствии с которой будущему
предприятию выдается горный отвод, при определении границ данного отвода
учитываются размеры участка недр, определяющие объект пользования и зоны
влияния работ, связанных с пользованием недрами;
- предприятие, являющееся пользователем недр, получившее
горный отвод, имеет исключительное право осуществлять добычу полезных
ископаемых в границах горного отвода в соответствии с предоставленной
лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах
горного отвода, может осуществляться только с согласия данного предприятия;
-деятельность специального предприятия лимитируется целым рядом факторов:
а) соображениями национальной безопасности, в интересах которой может
ограничиваться пользование отдельными участками недр (ст. 8 указанного Закона);
б) интересами жизни и здоровья людей, национальной безопасности и охраны
окружающей среды, вследствие которых может полностью запрещаться пользование
недрами на территориях пригородных зон, объектов промышленности, транспорта,
связи; частично или полностью запрещаться в случаях, если это пользование может
создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам
или окружающей среде;
в) статусом особо охраняемых территорий, на которых пользование недрами
производится в соответствии с этим статусом;
г) особенностью добываемого из недр сырья и захоронения радиоактивных
отходов и токсических веществ;
д) площадями залегания полезных ископаемых. Например, проектирование
необходимых для специальных предприятий хозяйственных объектов разрешается
только после получения данных об отсутствии полезных ископаемых в недрах под
участком предстоящей застройки; самовольная застройка площадей полезных
ископаемых влечет за собой административную ответственность в виде штрафа,
налагаемого на виновных должностных лиц.
Горнодобывающие и другие специальные предприятия-недрополь-зователи
обязаны обеспечить наиболее полное извлечение из недр запасов основных и
совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов (п. 5
ст. 23 Закона РФ «О недрах»). Выборочная отработка богатых участков
месторождений, приводящая к необоснованным потерям балансовых запасов полезных
ископаемых, сверхнормативные потери и сверхнормативное разубоживание полезных
ископаемых при добыче также караются в административном порядке (ст. 8.9 КоАП
РФ).
2. Земли транспорта.
Землями транспорта признаются земельные участки, предоставленные
предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного,
воздушного, морского и внутреннего водного и трубопроводного транспорта для
осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации,
содержанию, реконструкции, ремонту, развитию и строительству разного рода
зданий и сооружений и других объектов транспорта. К ним относятся земли,
находящиеся под автомобильными, железными дорогами, под трубопроводными и,
иными транспортными магистралями, а также земельные участки, занятые
предприятиями транспорта: автотранспортными, вагонными и иными депо,
автовокзалами, администрацией железных дорог, железнодорожными вокзалами и т.п.
(ст. 90 ЗК РФ).
Указом Президента РФ от 27.06.98 № 727 «О придорожных полосах
федеральных автомобильных дорог общего пользования»2 установлено, что
федеральная автомобильная дорога общего пользования имеет с каждой стороны
придорожные полосы шириной не менее 50 метров, считая от границы полосы
отвода. На этих землях запрещается строительство капитальных сооружений, за
исключением объектов дорожной службы, а также зданий и сооружений,
предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных
средств (объектов дорожного сервиса). Решения о предоставлении этих земель в
пользование принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке
по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти.
Указом Президента РФ от 27.06.98 признано целесообразным создание и
развитие в Российской Федерации сети платных автомобильных дорог общего
пользования при условии, что проезд по автомобильной дороге может быть платным
при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим
автомобильным дорогам.
В
отдельных случаях транспортные предприятия могут осуществлять как
землепользование, так и недропользование. Например, метрополитены, станции
которых находятся на поверхности земли, а сами магистрали — в недрах земли, под
ее поверхностью; трубопроводный транспорт, проложенный под землей, с охранными
зонами на поверхности земли.
Правовой режим таких видов транспорта и земель, занимаемых ими,
регулируется нормами земельного и горного законодательства, что накладывает
определенную специфику.
Поскольку земли транспорта в подавляющем большинстве представляют собой
«ленточное» землепользование, т.е. протяженное на значительные расстояния, при
этом автотранспортные и железнодорожные средства являются источником
повышенной опасности, которые, подобно машинам и механизмам предприятий,
невозможно спрятать за высокими заборами, особое внимание уделено правовому
режиму охранных зон и охране транспортных магистралей.
В этом охранительном режиме выделяются следующие основные направления:
- запреты совершать переходы, переезды, перевозки
имущества и другие пересечения в неустановленных для этого участках дорог.
Например, наказывается в административном порядке нарушение правил проезда
гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути;
- запреты осуществлять производственно-хозяйственную
деятельность в охранительных полосах транспортных магистралей и береговой
полосы (бичевника) внутренних водных путей. Наказывается, в частности, выпас
скота вблизи от железнодорожных путей, распашка участков, покос травы и
повреждение насаждений, снятие дерна и выемка грунта в полосе отвода
автомобильной дороги без согласования с дорожными органами, возведение в зонах
охраны трубопроводов любых построек и сооружений и др.;
- запреты совершать иные действия, могущие нанести вред
использованию транспортных средств. Например, наказуемо устройство в районе
аэродрома объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов
воздушных судов, т.е. устройство свалок, мест сбора пищевых отходов и т.п.;
-установление обязанностей для ответственных лиц по содержанию
транспортных магистралей и охранных зон под страхом ответственности за их
неисполнение. Так, подлежат административному наказанию виновные должностные
лица за невыполнение обязанностей по устройству, ремонту и регулярной очистке
пешеходных дорожек и переходных мостиков, по содержанию в технически исправном
состоянии и чистоте выездов или подъездных путей на автомобильную дорогу
общего пользования, включая переездные мостики;
- установление ответственности за определенные виды
поведения в зоне транспортных магистралей. Например, подлежат административному
наказанию такие нарушения, как повреждение дорог, железнодорожных переездов,
других дорожных сооружений или технических средств регулирования дорожного
движения, также умышленное создание помех для дорожного движения, в том числе
путем загрязнения дорожного покрытия.
3. Земли связи, радиовещания, телевидения и информатики.
Земельные участки данного вида хозяйственных объектов можно подразделить
на три основных вида: земельные участки, занятые под служебными зданиями и
предприятиями связи, радиовещания, телевидения и т.п.; земельные участки,
занятые под опорами воздушных линий связи; земельные участки, под которыми
находятся подземные кабельные сети и которые являются охранной зоной для
последних.
В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания,
телевидения, информатики могут предоставляться и земельные участки, которые
используются для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи,
радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у
участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными
законами и законами субъектов РФ (ст. 91 ЗК РФ).
Если к служебным зданиям и предприятиям линий связи предъявляются
обычные требования (ограждение от доступа посторонних лиц, благоустройство
территории, рациональная ее организация и т.п.), то к линейным сооружениям есть
особые требования, которые сводятся к следующему:
- обеспечение охранных зон подземных кабелей, которые должны быть
отмечены установленными знаками на местности. В данной зоне запрещается без
письменного согласия организаций, в ведении которых находятся линии связи, и
радиофикации осуществлять земляные работы, в том числе строительные, монтажные,
взрывные и т.п. на глубине более 0,3 м, а также планировку грунта при помощи
бульдозеров и экскаваторов, проводить геологосъемочные, поисковые, геодезические
и другие изыскательские работы, связанные с устройством скважин, шурфов и
взятием проб грунта, производить посадку деревьев, располагать полевые станы,
содержать скот, устраивать проезды и стоянки транспорта и т.п.
Нарушение правил охраны линий и сооружений связи наказывается в
административном порядке, а если это нарушение повлекло за собой повреждение
кабельной линии междугородной связи с перерывом связи, то наказание наступает
в уголовном порядке;
- обязанность всех субъектов земельных правоотношений осуществлять все
зависящие от них меры по обеспечению нормального функционирования линий
воздушной связи и охраны кабельных подземных линий. В частности, прокладка
воздушных и кабельных линий может быть осуществлена по любым участкам,
принадлежащим любым организациям и гражданам, независимо от формы собственности
и характера деятельности; лица, владеющие земельными участками, по которым
проложены воздушные или подземные кабельные линии связи, обязаны допускать
владельцев линий связи для ремонта и обслуживания данных коммуникаций;
- в отличие от земель транспорта, в которых значительный удельный вес
занимает «ленточное» Землепользование, земли связи под коммуникациями бывают
двух видов: совокупность мелких участков под опорами линий электропередач
(телефонной и другой связи), разбросанных по значительной территории, и
«ленточные» охранные территории подземных кабелей, которые не изымаются у
прежних землепользователей, обозначаются на местности установленной формы
знаками и используются с ограничениями, предусмотренными законом;
- в отличие от «ленточных» земель транспорта, дорожные коммуникации
которых прокладываются из соображений доставки грузов и людей к определенным
пунктам, линии связи (как воздушные, так и подземные) должны прокладываться
путем преимущественного совмещения с имеющимися другими коммуникациями.
Например, прокладка воздушных линий по сельскохозяйственным угодьям
осуществляется, в крайнем случае, если совмещение данных линий с дорогами и
другими коммуникациями становится экономически ущербным для предприятий связи;
- при прокладке воздушных и кабельных линий по землям лесного фонда,
покрытым лесом, охранная зона данных коммуникаций обязательно проходит по
создаваемым просекам, которые обеспечивают доступ к данным линиям и
безопасность для них в случаях стихийных бедствий (например, сильных ураганов,
сопровождающихся повалом деревьев и т.п.).
При этом создание данных просек может осуществляться без согласования с
органами, осуществляющими управление лесным хозяйством, поскольку такие
действия предусмотрены законом.
Земли обороны, безопасности и космической деятельности. К
землям обороны, безопасности и космической деятельности относятся земли,
предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей,
образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные
образовательные программы, предприятий, учреждений и организаций федеральных
органов исполнительной власти, выполняющих задачи по обороне, безопасности и
космическому обеспечению. Режим использования указанных земель в части
соблюдения требований к обеспечению безопасности населения устанавливается по
согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и
органами местного самоуправления, которые вправе передавать земельные участки,
предоставленные для указанных нужд и неиспользуемые в настоящее время, в
срочное пользование гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного
использования. Указанные земли предоставляются для размещения и постоянной
деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений,
предприятий и организаций Вооруженных Сил РФ, войск других министерств и ведомств,
выполняющих задачи в области обороны и безопасности, установленные
законодательством РФ. Субъектами, осуществляющими использование данного вида
земель, являются учреждения, предприятия, организации и военно-учебные
заведения Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной
службы безопасности и Федеральной службы железнодорожных войск РФ и др.
Специальное несельскохозяйственное назначение этих земель осуществляется
с учетом целей и задач, определенных для подразделений указанных ведомств,
которые закреплены в следующих актах:
- Положениях о соответствующих министерствах и ведомствах
(Министерстве обороны РФ, Министерстве внутренних дел РФ и др.). Так, если
воинские части Минобороны России предназначены для обеспечения обороны и
безопасности страны, то подразделения МВД России — для обеспечения внутреннего
правопорядка.
В целом данные министерства и ведомства имеют схожие силовые функции.
Например, как воинская стрелковая часть занимается обеспечением надлежащей
боевой подготовки на случай военных действий, так и подразделения ОМОНа
поддерживают свою боеготовность на случай активизации внутреннего преступного
элемента в стране; как НИИ Минобороны России занимаются научным обеспечением
боеготовности армии, так и НИИ МВД России обеспечивают научную базу для
эффективной работы милиции и других подразделений.
Вместе с тем у данных министерств различные по своим направлениям
задачи: если Минобороны России выполняет общую функцию безопасности страны, то
МВД России — специальную, в которой значительный удельный вес принадлежит не
столько воинским формированиям (подразделениям внутренних войск МВД), сколько
специальным учреждениям (например, исправительным колониям, тюрьмам и т.п.);
- ведомственных приказах указанных министерств и ведомств,
Которыми для субъектов земельных отношений — воинских частей — определены общие
и специальные задачи.
Использование земель специального назначения воинскими частями можно
подразделить на общее и специальное. Так, использование земель воинскими
частями под устройство военных аэродромов, размещение казарм, полигонов для
стрельб и др., вытекающее из главной цели деятельности воинской части, следует
отнести к общему виду землепользования этой части; размещение же подсобных
сельских хозяйств, предназначенных для дополнительного обеспечения питанием
личного состава частей, следует отнести к специальному землепользованию.
Особенностью использования земель воинскими частями является
документальное оформление землепользования, в котором информация по
определению внутренней структуры организации этого землепользования относится,
как правило, к числу секретной, и открытую информацию представляет собой лишь
конфигурация внешних границ землепользования воинской части.
Некоторые подразделения, выполняющие специальные задачи, могут быть
субъектами землепользования на других землях специального несельскохозяйственного
назначения. Так, воинские железнодорожные части (подразделения железнодорожных
войск) осуществляют использование земель транспорта на соответствующих
территориях, что находится в сфере правового регулирования по использованию
данных земель. Подразделения МВД России, выполняющие специальные задачи, могут
наряду с правом специального несельскохозяйственного использования
осуществлять другие виды природопользования. Например, исправительно-трудовые
учреждения (колонии различных режимов для заключенных), являясь субъектами
землепользования, осуществляют некоторые виды лесопользования (рубка леса
силами содержащегося в них контингента), недропользования (добыча ряда полезных
ископаемых) и т.п.
В результате их деятельность регулируется комплексом правовых норм (земельных,
горных, лесных и т.п.).
Независимо от видов задач и функций, которые возложены на субъектов
земельных правоотношений — воинские части, они должны выполнять общие задачи,
поставленные перед всеми землепользователями: обеспечение рационального использования
и охраны почв; борьба с сорняками, эрозионными и иными неблагоприятными процессами,
повышение плодородия почв и т.п.
На землях, предназначенных для нужд обороны страны, могут устанавливаться
запретные зоны вокруг размещаемых воинских частей-
Данные зоны, если они являются внешними (т.е. установлены за пределами
землепользования воинской части), остаются в пользовании смежных
землепользователей. Внутренние же зоны (устанавливаемые на территории воинских
частей) находятся в пользовании последних.
Режим граждан и организаций во внешних запретных зонах определяется
командованием части. В необходимых случаях он регулируется соответствующими
приказами и инструкциями министерств и ведомств и обязателен для всех без
исключения лиц, кроме специальных оговорок.
Если земли обороны находятся в других категориях земель (на землях
населенных пунктов, на землях лесного фонда, на землях водного фонда и др.), то
правовое регулирование использования земель обороны осуществляется с учетом
режима данных земель. Так, устройство полигонов <в лесах должно
осуществляться с соблюдением правил противопожарной безопасности,
установленных для лесных массивов.
Как и другие землепользователи на землях специального землепользования,
воинские части как субъекты земельных правоотношений вправе предоставлять
другим организациям и гражданам неиспользуемые земли для ведения сельского
хозяйства, однако при условии, что такое предоставление не будет проведено в
ущерб государственной и служебной тайне, если режим таковой присущ данной
воинской части.
При необходимости для проведения учений и других мероприятий, связанных с
нуждами обороны и безопасности, земельные участки временно используются по
договорам с землепользователями.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 20.08.93 №5663-1 «О космической
деятельности» (в ред. от 10.01.03)', выделение земельных участков и
использование их под объекты космической инфраструктуры с прилегающими к ним
зонами отчуждения осуществляются в соответствии с земельным законодательством
(ст. 92—93 ЗК РФ).
Земли специального назначения. В земельном законодательстве
не отработан должным образом правовой механизм регулирования режима некоторых
специальных несельскохозяйственных видов использования земель. В частности,
землепользование атомных электростанций, в прилегающих местностях к которым
должен осуществляться специальный режим обеспечения радиационной безопасности;
землепользование полигонов по испытанию ядерного и иного оружия и др.
По своим особенностям данный вид землепользования можно отнести к
рассмотренной выше классификации (правовому режиму земель промышленности,
транспорта, связи и т.п.).
Вместе с
тем с развитием производительных сил общества, возникающие вновь виды
использования земель порождают неизвестную ранее специфику, которая должна
находить свое отражение в правовом регулировании нарождающихся новых земельных
отношений.
Заключение
Законодательством
установлены различные виды права граждан на землю: это может быть правом
собственности и правом пользования участками земли. Собственность может быть
индивидуальной и общей (коллективной). Общая собственность подразделяется на
совместную и долевую. Право пользования граждан землей имеет срочный характер и
может быть краткосрочным (до 1 года) и долгосрочным (аренда). На практике чаще
всего применяется право собственности и право аренды.
Список используемой литературы
1) Земельный кодекс РФ от 28
сентября 2001 г. // Российская газета от 31 ноября 2001 г.
2) Закон РФ “О плате за землю”
от 11 октября 1991 г. // СЗ РФ. 1994. № 16.
3) Ерофеев Б.В. Земельное право:
Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: МЦУПЛ, 2005.
4) Серых Е.В. Земельное право:
Учебник. М., 2005.
5) Анисимов А.П. Понятие земель
специального назначения и их правового режима // Право и политика. 2006. № 3.
6) Минаева А.А. Понятие
«правовой режим земель» и его значение в земельном праве // Экологическое
право. 2005. № 1.
7) Попов М. Предварительное
согласование места размещения объекта: некоторые практические аспекты //
Хозяйство и право. 2006. № 8.
8) Трифанов А.С. Правовой режим
земель входящих в категорию земель промышленности // Право и политика. 2005. №
7.
|